Взгляд через века: «старая крепость» крыма поделилась своей тайной

Содержание

Путешествие по Эски-Кермен

Подняться на пещерный город Эски-Кермен можно с восточной стороны двумя путями: либо сразу после входа свернуть с основной дороги на тропинку направо в лес и забраться в верх по склону, тогда вы попадёте в Дозорный комплекс (рекомендуем начать именно с него); либо вы можете пройти дальше по большой дороге вдоль восточной стороны городища и выйдете на тропу, поднимающуюся вверх к храму «Трёх Всадников».

Северный Дозорный комплекс легко пропустить, вход в него ловко спрятан в скальной расщелине, пробраться туда, пройтись по каменному тоннелю и подняться по ступеням древней лестницы, чтобы с вершины как античный страж Византийской Империи обозреть все окрестности горной Тавриды – это особое удовольствие и непередаваемые ощущения!

Далее по маршруту с восточной стороны расположен осадный колодец, он был спасением для жителей пещерного города в случае его длительной осады. Говорят, Эски-Кермен опустел в результате того, что этот самый колодец был обнаружен, враги перекрыли воду и город пал.

По крутому вертикальному спуску колодца на 30 метров в глубину скалы ведёт каменная лестница в 6 маршей, 89 ступеней и заканчивается 20-метровой скальной галереей, которая ранее служила накопителем для родниковой воды. Без специального оборудования здесь не обойтись, но если вы подготовитесь и совершите спуск – впечатления останутся незабываемые.

В центральной части плато сохранились руины базилики – раннехристианской церкви конца VI века, она расположена на вершине скального массива и, что удивительно, окружена лесом. Вероятно, когда-то здесь высаживали цветущие сады, выращивали виноград и плодовые культуры.

С восточной стороны плато находится ещё один интересный объект христианского культа – церковь «Успения» с купелью и алтарной фреской литургии ангелов, центром которой является золотая чаша, олицетворяющая таинство причастия.

В самом конце маршрута (а быть может, в начале, смотря откуда вы пойдёте) у подножия пещерного города вы обнаружите храм «Трёх Всадников», вырубленный в большом обломке отколовшейся когда-то от основного массива скалы. На северной стене в храме была обнаружена единственная уцелевшая фреска, на которой изображены всадники: слева – с копьём, средний олицетворяет Георгия Победоносца, поражающего змея, справа – всадник с мальчиком.

Благодаря этой находке храм получил своё современное название. Роспись фрески, как и появление самого храма историки относят к XII-XIII веку. Скорей всего, это была поминальная часовня – помещение небольшое, внутри него два окна и два входа, близ одного из них находятся две гробницы, вероятно, когда-то они были объектом поклонения.

Одно из самых интересных мест в пещерном городе Эски-Кермен – это центральный квартал с хорошо сохранившейся основной дорогой и воротами. Здесь расположен пещерный храм с колоннами и алтарём, углублениями для священных захоронений и кельями, пещерные комнаты в несколько этажей с панорамой на Крымские горы, луга и долины и ещё много всего интересного, что нужно увидеть своими глазами, потрогать, изучить, исследовать и получить от всего этого процесса массу удовольствия!

Автор текста и фотографий: Мария Соколова

Карту подготовил: Владимир Капустин

Раскопки, консервация, музеефикация

Храм находится во втором квартале, который за последние годы открыла экспедиция НИЦ истории и археологии Крыма КФУ им. В.И. Вернадского. И теперь уже можно с уверенностью говорить о наличии изначальной строгой планировки города, которую Репников в 30-е годы ХХ века предполагал только умозрительно. Кстати, в ней состоит принципиальное отличие Эски-Кермена от других горных крепостей, и именно на основании этого обстоятельства тот же Репников считал, что как раз Эски, а не Мангуп был столицей Готии и именовался Дорос. Впрочем, сегодня эта концепция считается устаревшей.

Кроме того, по словам руководителя экспедиции Александра Ильича Айбабина, новые находки подтверждают христианизацию населения крепости к Х веку.

— Дело в том, что на первом этапе строительства в VI веке византийские инженеры заложили город в соответствии с гипподамовой системой планировки, принятой в античную эпоху: улицы пересекались под прямыми углами, образуя городские кварталы, состоящие из нескольких домовладений. А в Х веке мы видим, что в каждом из изученных кварталов появляются церкви (аналогии мы находим, например, в Херсонесе или Афинах), причем строят их, перекрывая более ранние стены. И хоронить людей начинают при церквях — в костницах внутри и вокруг открытого храма найдены останки примерно сотни человек. Старые же языческие могильники вне городских стен засаживаются плодовыми деревьями. Это, наряду с погребальным обрядом, очевидное свидетельство христианизации местного населения. Интересно и то, что все надписи этого времени сделаны не на готском, а на греческом языке, — рассказал Айбабин «Известиям».

К-3

Найденный археологами христианский храм на плато Эски-Кермен

Фото: НИЦ истории и археологии Крыма/niciak.cfuv.ru

Храм невелик по размерам, но украшен достаточно богато для своего времени. Пол из тщательно обработанного привозного известняка, стены из прекрасно подогнанных прямоугольных блоков, колонны (найдены капители), привозная (частично херсонесская) черепица. И конечно, росписи на стенах. По сохранившимся остаткам на первый взгляд можно говорить о руке византийских мастеров, более точные данные будут известны после исследования образцов штукатурки и красок, которое будут проводить специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Возможно, тогда удастся более точно датировать и весь храмовый комплекс.

Работа по изучению городских кварталов будет продолжена далее, что в перспективе может превратить городище Эски-Кермен в археологический памятник, сравнимый с Херсонесом — конечно, не масштабом, а регулярностью застройки. Но здесь встает вопрос о сохранении открытых кладок, которые стремительно разрушаются. И это больше всего беспокоит ученых.

— Всё, что было открыто в 1930-е годы, — рассказал «Известиям» Александр Айбабин, — после разгрома экспедиции просто погибло. Законсервировать стены не успели, они заросли кустарником и почти полностью развалились. Что-то Веймарн, который работал у Репникова чертежником, успел зарисовать, но далеко не всё. Нельзя, чтобы сейчас эта трагическая история повторилась.

К-6

Алтарь найденного храма

Фото: НИЦ истории и археологии Крыма/niciak.cfuv.ru

Считается, что любой памятник лучше всего сохраняется в земле, но в отношении «пещерных городов» это правило не работает. Эски-Кермен (как и Мангуп, а также другие крепости) сам по себе разрушается, поэтому его необходимо исследовать. Раскопки позволяют понять его историю и структуру, но ускоряют разрушение, если не консервировать открытые объекты. Однако это очень сложно из-за недостатка средств и бюрократических трудностей: в соответствии с сегодняшним законодательством, проводящие раскопки организации чаще всего не обладают полномочиями на консервацию, реставрацию и музеефикацию.

— Руководство Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника посетило раскопки. Они заинтересованы, чтобы запустить программу по консервации и реставрации, чтобы сделать этот объект для туристов посещаемым, — сообщила «Известиям» заведующая отделом средневековой археологии Института археологии Крыма РАН Эльзара Хайрединова. Другое дело, удастся ли музею найти средства на масштабный и дорогостоящий проект.

Эски-Кермен хранит еще много тайн, но постепенно они открываются археологам. Однако белых пятен в истории Крымской Готии и княжества Феодоро еще предостаточно, а значит, впереди нас ждут новые интересные находки и открытия, которые порадуют не только специалистов, но и всех любителей мистической крымской старины.

Виды размещения, номера, цены

Стоимость проживания в однокомнатной древней пещере, рассчитанной на 2 человек, составляет 3000 руб. в сутки. Пещера стоит дороже, обойдется в 6000 руб., но в ней могут разместиться 4 человека.

Комфортабельные номера туристической базы стоят от 1000 руб. до 2000 для взрослого постояльца, для ребенка дешевле — 500 руб. в сутки.

Существует и самый бюджетный вариант отдыха — палатка, за нее следует заплатить взрослому человеку 300 руб., за детей — 200 руб. с человека в сутки.

Имеется возможность взять с собой в Эски-Кермен четвероногого друга семьи. За собаку весом до 10 кг надо отдать 1000 руб. за сутки, а если питомец тяжелее, то цена договорная.

Пещера с интернетом

Турбаза «Эски-Кермен» — номера

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Как посетить Мангуп-Кале и Эски-Кермен за один день без ночёвки?

Если вы прочитали предшествующую часть текста, то, наверняка, уже и сами наметили подходящие варианты. Ниже я предлагаю парочку наиболее привлекательных на мой взгляд. Без беготни и спешки, даже с запасом времени, в тайминге сознательно берутся увеличенные интервалы. Подход исключительно бюджетный. На такси или личном автотранспорте, понятно, без проблем всё удастся и без предварительного планирования.

Сразу оговорюсь, что в плане эстетического восприятия не советую укладывать оба пещерных города в один световой день, поскольку и в Эски-Кермен, и в Мангуп лучше всего попасть рано утром. Однако, если времени не хватает…

Наличие GPS и навигатора в телефоне с картой Крыма (мне помогал maps.me) — обязательное условие для прогулки. Иначе велик риск где-нибудь заплутать и напрочь выбиться из графика.

  • Из Бахчисарая (без возврата)
  • В 7-35 на автовокзале садимся на автобус до села Красный Мак. Поездка займёт 20 минут. 35 рублей.

  • 8-00 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к северному входу в Эски-Кермен.

  • 10-00 — 11-00: осмотр крепости.

  • 11-00 — 13-30: от восточного входа прогулка к селу Ходжа-Сало (6 км).

  • 13-30 — 14-10: подъём на плато.

  • 14-10 — 16-00: осмотр Мангупа, перекус наверху.

  • 16-00 — 18-30: спуск в сторону Терновки через «Мышеловку» (6 км) либо в обход (7 км) и прогулка до села Терновка.

    Автобус №40 до Севастополя будет в 18-15 и в 19-00. Так что можно и пораньше прийти, и немного опоздать. В Севастополе, соответственно, оказываемся в 7 или 8 вечера. Проезд стоит 50 рублей.

  • Из Севастополя
  • В 7-30 на остановке «5 километр Балаклавского шоссе» (это один из транспортных узлов города) садимся на автобус №40 до Терновки. Затраты — 40 минут и 50 рублей.

    Далее два варианта — сначала Мангуп, потом Эски-Кермен или наоборот. Лучше начать с Мангупа, поскольку подъём/спуск чуть труднее.

  • 8-10 — 10-30: прогулка до Мангупа и подъём на плато через «Мышеловку» (6 км) либо в обход (7 км).

  • 10-30 — 13-00: осмотр Мангуп-Кале, перекус, спуск к Ходжа-Сала.

  • 13-00 — 15-30: прогулка к восточному входу в Эски-Кермен (6 км).

  • 15-30 — 16-30: осмотр пещерного города.

  • 16-30 — 18-30: от восточного же входа прогулка до Терновки (5 км)

  • Здесь ориентируемся на те же два рейса автобуса №40 до Севастополя: в 18-15 и в 19-00.

Альтернатива

  • А сейчас о самом симпатичном мне варианте с ночёвкой (который не удалось реализовать лишь в частностях). Времени, кстати, он отнимет ненамного больше, зато в наличии удобство и перспектива побывать в обоих пещерных городах и утром, и подольше.
  • Из Бахчисарая: в 7-35 садимся на автобус до села Красный Мак, 8-00 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к северному входу в Эски-Кермен.

    Из Севастополя: в 7-30 погружаем себя в автобус до Терновки. 8-10 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к восточному входу в Эски-Кермен.

  • 10-00 — 12-00: осмотр пещерного города.

  • 12-00 — 13-00: отдых, перекус наверху или в кафе у северного входа.

  • 13-00 — 15-30: прогулка до села Ходжа-Сала.

  • 15-30 — 17-00: заселение, обед, отдых.

    Чем занять вечер — вопрос предпочтений, по селу гулять особо негде, всего одна улица. Можно посидеть у озера, полюбоваться на пейзажи, внимательно осмотреть лоточки с сувенирами, почитать книгу и т.д.

    Подъём ранний, спать тоже неплохо бы лечь пораньше.

  • Выход из дома — с рассветом, а лучше за полчаса до, чтобы встретиться с ним наверху. Беру усреднённое отчётное время — 6-30.

  • 6-30 — 7-20: подъём на плато.

  • 7-20 — 13-00: осмотр Мангупа, посещение интересных обзорных точек, отдых, перекус наверху.

  • Далее два варианта: либо спуститься к селу Ходжа-Сала, забрать вещи и ехать в Бахчисарай на автобусе, уходящем в 14-20; либо, взяв вещи с собой утром, спуститься с обратной стороны через «Мышеловку» или в обход и прогуляться 6 километров до Терновки, где в 16-00 любезно воспользоваться автобусом на Севастополь.

Спасибо за внимание! Информация актуальна на апрель 2018 года. Неподалёку заметка о других достопримечательностях Бахчисарая

О пещерном монастыре Качи-Кальон читайте здесь.

Главные ворота – вход в город

Главные ворота располагались на юге плато, в самом начале скальной вырубки, похожей на коридор. Сегодня от двустворчатой конструкции, открывавшейся внутрь, остались только следы. Примечательно, что запирались они изнутри при помощи деревянных брусьев. Защитники города заводили их в известняковые стены только в момент осады. При этом верхний брус входил в стену с западной стороны, а нижний – с восточной, в специальное вырубленное с камне квадратное гнездо.

Главные ворота

Проход к главным воротам в город прорублен в толще известняка. Он обозначал начало центральной улицы. В его западной части можно увидеть дополнительные пещеры. Из одной из них можно было подняться в надвратную башню, где находилась комната привратника. О том, имелись ли рядом какие-либо надвратные постройки, археологам судить трудно, поскольку от них сохранились только вырубки в известняке и осколки камней.

Чем интересен Эски-Кермен?

Сейчас можно увидеть «главную улицу» города, от которой в разные стороны отходят подземные казематы, спуститься в осадный колодец, побывать в церквях Успения Марии и Трех всадников (вероятно, посвящалась Георгию Победоносцу, а название получила благодаря сохранившимся фрескам, где изображены всадники).

Можно увидеть также многочисленные ямы для хранения зерна (обеспечивались вентиляцией; запасы на случай осады могли сохраняться тут по несколько лет), а на склонах – одичавшие заросли винограда, что возделывали когда-то горожане. Сейчас крымские селекционеры пытаются восстановить сорта.

Для удобства туристов в разных местах развешаны плакаты с описанием основных объектов. Имеется и общая карта поселения. Доступ на Эски-Кермен разрешен как с экскурсоводом, так и без него, но «самостоятельным» туристам следует быть особенно осторожными, поскольку в пещерах можно и заблудиться.

Фото Эски-Кермен весьма известны, но туристы предпочитают делать собственные, что разрешено без ограничений, как и снимать видео. Красота вида и загадочность древнего города располагают к этому, чем и пользуются все приезжие путешественники, решившие покорить древние красоты Крыма.

Крепость Эски-Кермен в Крыму

Экскурсия сюда проводится гидами вдумчиво, с многочисленными повествованиями и объяснениями. Это не какой-нибудь одиноко стоящий маяк или беседка, пронизанная морским бризом на высоком холме. Вся система, которую специалисты относят к данной достопримечательности, насчитывает более четырехсот различных пещер. Кроме этого посетители могут рассмотреть:
•укрепления VI века, выстроенные первоначальными хозяевами – византийцами;
•остатки фортификационных построек, датируемые XII веком, как раз перед набегом монголов;
•осадный комплекс, демонстрирующий древнюю военную мощь;
•базилика, дожившая до наших дней в виде руин;
•пещерные храмы;
•множество фресок, описывающих быт.
Особо примечательно рассматривать все эти древние исторические монументы в соседстве с современными зданиями, составляющими сегодняшний туристический комплекс. Именно с этой точки зрения интересно не самостоятельное посещение комплекса, а в составе экскурсии с информированным гидом.

«Эски-Кермен»- алтари и фрески

«Эски-Кермен»- алтари и фрески

Наконец, манят гостей Крыма развалины святилищ. Например, церковь Трех всадников, высеченная в каменной гряде у цоколя крепости. У сакрального этого сооружения два входа, пространство между которыми освещалось из двух окон. В храме находятся две могилы – маленькая, должно быть, детская, и побольше. Возле них выемка для подсвечников и углубление с крестом.

Все наводит на мысль, что предметом поклонения были как раз эти захоронения. У «взрослой» могилы виднеется фреска, давшая храму название: Георгий Победоносец, умерщвляющий змия, и двое всадников слева и справа, причем один из них с ребенком позади

Историки полагают, что фреску создали в честь какой-то битвы – настолько важной для горожан, что некоторых участников ее, вероятно, погибших, причислили к сонму святых. Во всяком случае, и храм, и фреска созданы в период – конец XII века – когда татары вонзались в Крым, как голодные волки в отбившегося от стада оленя

Еще один храм, более древний, был высечен в одно время с первым укреплением у главных ворот. Он имел три входа, почетное кресло епископа и крещенскую купель. В полу вырублены гробницы. Форма постройки настолько необычная, ассиметричная, что ставила в тупик не одно поколение жителей Крыма: татары, к примеру, назвали это место «Судилищем», полагая, видимо, что здание служило не только для молений, но и других целей. Фрески, которыми были украшены стены этого храма, к сожалению, не сохранились. А вот роспись еще одной церкви, Успения, хоть и частично, но все-таки видна. Жители Эски-Кермена устроили эту часовню… в бывшей винодельне. Точнее так: сначала это была яма для зерна, затем здесь прессовали виноград… А потом помещение приспособили под церквушку.

Это, конечно, не все, что приоткрывает древний город любопытным туристам. Башни, дозорные площадки, лестницы, вырубленные в известняке, бойницы и амбразуры… Здесь каждый камень, каждый обломок древней керамики завораживает и шепчет свою быль – о прежних временах и прежних людях.

Пещерный город Эски-Кермен: история

Точную дату или хотя бы век, когда здесь впервые обосновались люди не знает никто. Городище мало изучено. Нам неизвестно даже то, как назывался город, когда в нем кипела жизнь много веков назад. Письменные источники не сохранились или не найдены. Историки говорят, что «Старая крепость», как переводится его современное название с крымско-татарского языка, была основана как главное пограничное укрепление Византийской Империи на пути в Херсонес для обороны горной Таврики в начале первого тысячелетия нашей эры и просуществовала около 10 веков. Некоторые учёные полагают, что именно здесь, а не на Мангуп-Кале располагалась крепость Дорос – духовный центр и столица Готии.

В городе расположено несколько пещерных сооружений христианского религиозного культа. Хотя за тысячелетия своей жизни эти места могли занимать люди различной веры. Сегодня мы можем исследовать остатки нескольких пещерных зданий: церковь Успения Пресвятой Богородицы, храм Трёх всадников и Базиликальный храм Судилище на главной улице города.

Есть исторические свидетельства, что в V-VI веке в Эски-Кермен  обосновались скифы и сарматы, сделав из города настоящую крепость. Толщина оборонительных стен, которые окружали городище, составляла около 2-х метров, а высота стен доходила до 3,5 метров. На северной стороне сохранился дозорный комплекс, где были расположены казематы, хранилища и жилые помещения.

Как добраться до Эски-Кермен

В крепость и в ЭКО усадьбу попасть можно через село Терновка, до которого из Севастополя курсирует общественный транспорт под номерами 40 и 109.

От Терновки дорога к Эски-Кермен ведет через мужской монастырь Челтер-Мармара. Путь осложнен крутым подъемом до обители, но после него легче, начнется спуск, приводящий к пещерному городу.


На личном автомобиле доехать можно до базы отдыха, здесь есть платная автостоянка. Маршрут, заложенный в навигаторе, поможет добраться Эски-Кермен без труда. С трассы Бахчисарай-Севастополь поворачиваем на Танковое, а там продолжаем движение в направлении Красного Мака. Туда не заезжаем, а сворачиваем направо к селу Хохловка, за 300 м до него совершаем поворот налево. Останется преодолеть последние 6 км. На их протяжении имеются указатели, ведущие в пещерный город.

Пещерные храмы у въезда в город

Верхний, третий марш ведет к городским воротам вдоль скального обрыва с искусственными пещерными сооружениями: храмами, гробницами и усыпальницами. Их создание относят к X-XI вв, т.е. к тому времени, когда старый некрополь на юго-восточном склоне плато оказался заброшен, а на его месте разбили виноградники .

Эски-Кермен. Большой пещерный храм. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Похоронный обряд, распространившийся на рубеже тысячелетий в горном Крыму, предполагал двойное погребение усопшего. Первоначально его тело помещали в каменную гробницу, подобную тем, что высечены в верхнем марше подъемной дороги. Как правило, они были прямоугольной или слегка округлой формы в рост человека, с закрывавшими их плитами перекрытия, которые вводились в специальные вырубные «заплечники». Таким образом в едва прикрытой плитой гробнице находился разлагающийся труп, к которому легко могли подзахоронить «соседа». Спустя некоторое время, когда тела полностью истлевали, останки переносили в специальную усыпальницу (оссуарий). Оссуарии представляли собой овальные помещения с нешироким входом, также вырубленные в скале. Кости в них лежали в полном беспорядке в ожидании дня воскресения мертвых. Обряд, подобный крымскому, зафиксирован, в частности на Афоне и возможно имеет малоазиатское происхождение .

Самыми большими пещерными сооружениями кладбищенского комплекса были вырубные храмы, расположенные здесь же на расстоянии примерно 25 метров друг от друга. Уровень пола «Большого храма» находится приблизительно на 2,5 метра выше уровня поверхности дороги. Первоначально из-под обрыва в него вела лестница, сложенная насухо. При этом строители использовали в том числе облицовочные камни старой византийской стены. В плане церковь имеет форму трилистника. Ее размеры 4×4,7×2,3 м. Западная стена в настоящее время отсутствует, судя по наличию пазов и гнезд для балок она была деревянной. Апсида расположена в восточной части и отделяется от боковых стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют алтарную арку. К восточной стене примыкает каменный синтрон, в полу алтарной части – вырубки для престола. Гнезда для крепления балок в простенках, потолке и полу предназначались для деревянной алтарной преграды. Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи . Рядом с храмом пять усыпальниц и пять гробниц .

Медведев И.Н. Эски-Кермен (Большой пещерный храм). Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXXII.

«Малый храм», сопровождаемый тремя усыпальницами находится почти у самых городских ворот. Он представляет собой помещение прямоугольной формы размерами 4,1×4,7×2 м., вытянутое с севера на юг, таким образом, что его ширина больше длины. Западная стена с дверным проемом в настоящее время частично разрушена.

Эски-Кермен. Храм у городских ворот. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Напротив, входа относительно глубокая (1,7×2,3 м.), если учитывать небольшие размеры помещения, апсида, ранее отделявшаяся от нефа деревянным иконостасом. Престол был высечен в скале. Его изображение можно увидеть на гравюре из неизданного альбома графа Уварова. В 20-х-30-х гг. нашего века он уже был сбит и опрокинут . Вдоль северной стены храма широкая скамья или лежанка, высотой около метра, которая могла использоваться для отпевания покойника , аналогичная, но более узкая конструкция видна у южной стены.

Медведев И.Н. Эски-Кермен. Пещерная церковь (Храм у городских ворот). Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXIX.

Любопытной особенностью храма является наличие смежного помещения с лежанкой и окном, выходящим на дорогу. Возможно, оно предназначалась для причётника церкви, одновременно выполнявшего обязанности стражника или привратника . По другой версии здесь находилась ризница .

Оба храма являлись частью кладбищенского комплекса, к которому тяготели и две наземные часовни с гробницами между первым и вторым маршами подъемной дороги. По всей видимости, каждая из часовен обслуживала какую-то часть населения или несколько семей из числа с тех, кто не мог позволить себе более престижное захоронение в черте города – на центральной площади у базилики или в храме «Судилище» .

История Эски-Кермен

Византийцы выстроили небольшое укрепление еще в конце VI века, но его известность в истории зафиксирована с X века. К этому времени поселение разрослось, увеличилось значение города. В XII веке в пещерном городе, относящемся к княжеству Феодоро, проживало около 2000 человек.

Городские прямоугольные кварталы на плато разделялись широкими улицами (чтобы проезжала повозка), перестроилась устаревшая базилика, построенная предположительно в самом начале существования населенного пункта. Жители крепости занимались огородничеством, скотоводством и виноградарством, было развито гончарное, кожевенное и кузнечное ремесло. Пользовалось спросом и плотничество, ведь жилые дома строились, в основном, из дерева.

Крепость неоднократно подвергалась набегам хазар, и это лишь способствовало строительству новых пещер – боевых сооружений, – и укреплению оборонительных стен. Отвесные скалистые стены служили главной защитой для жителей Эски-Кермена, а в случаях военной опасности за оборонительными стенами находили приют и спасение жители соседних деревень.

Гибель города началась в XIII веке:

  • В 1299 году монгольские воины под предводительством беклярбека Ногая разрушили город, сожгли строения, жителей убили или угнали в рабство. После такого удара жизнь в городе еле теплилась;
  • В 1399 году войско темника Эдигея окончательно разорило крепость. Эски-Кермен после этого не смог восстановиться и превратился в город-призрак.