Северные полуострова средний и рыбачий. как добраться и что посмотреть на “краю земли”?

Содержание

Достопримечательности природного парка

Северные полуострова – это не только суровая природа, скалы и злое море. Здесь есть на что посмотреть и из конкретных достопримечательностей.

Мыс Немецкий и Вайдагубский маяк

Здесь отмечена самая северная точка Европейской части России. У многих осознание этого вызывает восторг: впереди только море, переходящее в океан, и далее только за две тысячи километров Северный полюс.

На мысе Немецком стоит Вайдагубский маяк, к которому сложно подойти близко из-за его расположения на каменистых скалах (карабкаться по ним опасно), но можно взглянуть издалека – вид впечатляет.

Два брата

«Два брата» – это скалы Акка и Уккаэто. По легенде действительно являются двумя братьями-колдунами, обращенными в камень, чтобы оберегать морской берег. Они довольно невысокие (сильно выветрились за сотни миллионов лет) и ярко-рыжие в солнечную погоду – содержат много железа.

Северное сияние

Мурманская область считается лучшим местом в России для наблюдения за северным сиянием – оно здесь особенно яркое и частое, а территории доступны для туристов. Полуострова Средний и Рыбачий особенно примечательны: здесь можно совместить яркие краски в небе с шумом северного прибоя.

Наиболее удачное время для того, чтобы «поймать» полярное сияние – первая половина осени, но случается оно и в другое время года.

Перед поездкой рекомендуется свериться с прогнозом – они бывают довольно точными.

Мыс Кекурский

Кекурами называют каменные столбообразные скалы причудливой формы, образованные природой. Предположительно им много миллионов лет, поэтому возможность рукотворного создания исключена. От них и получил свое название мыс на Рыбачьем – это хребет, окруженный скалами-кекурами, выточенными морским прибоем.

Примечательно, что на скалах можно разглядеть их историю – тектонические слои видны очень хорошо.

Мельничный водопад

Принадлежит реке Титовка, ранее использовался небольшой военной гидроэлектростанцией (ее руины можно найти неподалеку). Особенно бурный в начале лета, зато осенью окружен яркими красками невысокого леса и тундры.

Если пройти вдоль реки в любом направлении, можно встретить и другие водопады, поменьше.

Плита времени

Аникеев остров – это уже не территория полуостровов Средний и Рыбачий. Но до него можно быстро доплыть на моторной лодке от берега Рыбачьего. Здесь есть на что посмотреть: главная достопримечательность – сланцевая плита, покрытая надписями-отметками норвежских и русских мореплавателей, самая ранняя из которых относится к началу XVI века. К сожалению, с каждым годом плиту перекрывают «автографы» современных туристов.

Если «живая история» моряков из прошлого не особо интересует, то как минимум путешествие по Баренцеву морю и прогулка по окруженному бурными волнами морю вдохновит точно.

Маяк Цыпнаволокский

Стоит на мысе Цыпнаволок полуострова Рыбачий. Действующий, играет важную роль до сих пор. Выглядит довольно свежо, так как сравнительно недавно реставрировался, хотя после Второй Мировой войны был существенно разрушен.

Муста-тунтури и музей обороны

Муста-тунтури (от фин. Mustatunturi – «черная гора») – это хребет на полуострове Средний, где проходила линия фронта во время Второй Мировой войны. И по сей день здесь легко найти гильзы, артиллерийские пушки и другие следы войны. Осталось и несколько небольших бункеров и крупных военных частей, которые сейчас играют роль своеобразного музея.

А у подножия Мунста-тунтури стоит настоящий музей обороны, где можно узнать историю боевых действий на побережье Баренцева моря и посмотреть на соответствующие артефакты.

Посещение территории доступно только гражданам РФ, т. к. здесь иногда до сих пор проводятся военные учения.

Мыс Скоробеевский

Расположен на краю Рыбачьего и привлекателен тем, что здесь можно ощутить «Дыхание Арктики» – так называют смешение теплых и холодных потоков воздуха, когда в теплую погоду внезапно веет холодом и снова возвращается тепло – словно Север подул.

Найти жилье в Мурманске и окрестностях можно здесь:

История освоения[править | править код]

Издревле в прибрежных водах Рыбачьего поморы ловили рыбу. Во второй четверти XVI века полуостров назывался Мотка. В XVII веке здесь находилось 16 рыбацких становищ со 109 промысловыми избами. С XVI века уже упоминается и название Рыбачий полуостров. Голландский путешественник Гюйен ван Линсхотен, участник экспедиции 1594 года, упоминает что видел «землю Кегот, называемую Рыбачьим полуостровом». Стивен Бэрроу 23 июня 1576 года после путешествия к северным берегам России на допросе утверждал, что был в селении Кигор, а в своих дневниках за 1555 год упомянул Кегорский мыс (ныне Немецкий). На этом месте находился оживлённый торг, через который шла торговля Русского государства с Европой. В 1826 году при проведении границы между Российской Империей и Норвегией полуостров был отнесён к России, несмотря на то, что на полуострове проживали норвежские поселенцы. В начале XX века на полуострове насчитывалось 9 колоний норвежцев и финнов, в которых проживали 500 человек.

Территориальные споры в ХХ векеправить | править код

 Финская часть полуострова Рыбачий, которая перешла к Советскому Союзу после Советско-финской войны (1939—1940).

После обретения независимости Финляндией западная часть полуострова была уступлена финнам. Тартуский мирный договор между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 года зафиксировал эту уступку, хотя в Великое княжество Финляндское Печенга, ставшая финской губернией Петсамо, никогда не входила.

Московский мирный договор между СССР и Финляндией был заключён 12 марта 1940 года. Он вернул в состав СССР западные части полуостровов Рыбачий и Средний (без материковой Печенги) после советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны на полуострове (непосредственно на полуостровах Рыбачий и Средний боёв не было, так как, после неудачного наступления на г. Мурманск в 1941 г., на лето 1942 года была запланирована операция «Луг» по захвату полуостровов Рыбачий и Средний, однако в шести километрах от старого п. Большое Озерко враг был остановлен, и эта линия фронта осталась неизменной до окончания боевых действий в Заполярье, а на самом полуострове Рыбачий находится пограничный знак № 1, единственный сохранившийся на западной Государственной Границе СССР, и в прибрежных водах проходили ожесточённые бои между советскими и немецкими войсками. В Мурманске в честь бойцов, оборонявших стратегический полуостров, названа улица. После окончания войны полуостров был сильно[как?] милитаризован, так как находился в непосредственной близости от страны — члена НАТО Норвегии. В настоящее время большинство военных гарнизонов закрыты, и только недавно территория Рыбачьего стала открыта для посещения.

Мотоциклы Ducati на полуострове Рыбачий

Природные достопримечательности полуостровов

Природа полуострова Рыбачий уникальна и необычайно красива. Дух захватывает от открывающихся видов. Если выйти из машины и прогуляться по тундре, получишь массу удовольствия: все видно на километры вперед и на каждом шагу встречается что-нибудь интересное. То экзотический зверёк или птица, то красавцы северные олени, то ржавое «эхо войны». А сколько ягод и грибов! Черника, морошка, подосновики, белые и даже северный женьшень.
Кристально чистые реки и озера полуострова полны рыбой, да какой! Форель, кумжа, семга. В прибрежных водах резвятся касатки, киты подходят к безлюдным берегам поиграть на просторе.

Кит у берегов Рыбачего.

Особенно запоминающиеся пейзажи открываются на морском берегу. Неприступные скалы, словно бы сложенные из нескольких разноцветных каменных пластов, которые природа причудливо смяла, образовав возвышенности, песчаные и каменистые пляжи и безбрежный морской простор, за которым вдали скрывается Северный полюс. К сожалению, далеко не каждый стремится сохранить эту красоту, поэтому полуострова стали национальным природным парком. Здесь действуют особые ограничения, которые помогают сохранить уникальное природно-историческое наследие.

Скалы мыса Немецкий.

Узоры природы.

Рыбачий, суровый и манящий край, стал Меккой для автопутешественников России. Сюда едут те, кто не может жить без приключений. Несмотря на то, что этот уголок первозданной природы находится всего лишь в 100 км от Мурманска, добраться сюда можно только на автомобиле.

Автотуристы на полуострове Рыбачий.

Летом здесь можно встретить транспорт самой разной степени подготовленности: и легковушки, и внедорожники, и мотоциклы, и даже велосипеды. Множество палаток вырастает на берегу океана, на самом краешке земли, где можно развести костер и посидеть, наслаждаясь особым покоем, который недоступен жителям мегаполисов.
Поезжайте на Рыбачий, эту древнюю русскую землю обязательно нужно увидеть. Не бойтесь трудностей, ведь там, где есть асфальт, обычно нет ничего интересного. А где интересно – нет асфальта.

Информационная карта природного парка.

Как добраться самостоятельно?

От Мурманска до Среднего (КПП Титовка) около 140 километров (3 часа пути) на север по частично асфальтированной, но в целом грунтовой дороге.

У КПП находится большая асфальтированная парковка. Здесь же есть продуктовые и сувенирные магазины и продукты – последняя возможность поесть в относительной цивилизации. В дальнейшее путешествие нужно брать еду с собой, купить будет негде.

От КПП можно ехать дальше, но не рекомендуется делать это на легковой машине.

Асфальта на полуостровах нет, а грунтовку размывает каждую весну, затем она высыхает в очень неровном виде. Придется ехать и по каменистым участкам, скользким после дождя. Лучше всего арендовать для такого путешествия внедорожник. Впрочем, летом можно ехать и на легковушке, и даже на мотоцикле или велосипеде, но предварительно стоит посмотреть прогноз погоды и уточнить состояние дорог в настоящее время.

Общественный транспорт к полуостровам не идет, как и не курсирует по ним самим.

Посмотреть расписание авиарейсов до Мурманска можно в поисковой форме ниже:

Исторические достопримечательности

На полуострове множество сейдов. Так называются отдельно стоящие в неустойчивом положении валуны различных форм и размеров. Чаще всего они округлые, длиной от 0,5 до 10 м. Местные верят, что саамские колдуны — нойды умирая, превращаются в такие камни, поэтому считают их священными. Ученые доказали, что сейды транслируют энергию, передавая ее от камня к камню, и изменяют над собой уровень радиации.
Стоит отметить, что в наше время за сейд принимают практически любой отдельно стоящий камень. Но большинство из них являются продуктами разрушения скальных пород, а то и просто принесены ледником. А вот настоящие саамские сейды лучше искать с опытным специалистом.

Карта достопримечательностей и памятных мест Рыбачего и Среднего. Из книги М. Г. Орешеты «Осиротевшие берега».

В Зубовской губе найден самый северный в нашей стране очаг наскальной живописи. Местные петроглифы имеют одну особенность: изображение, нарисованное охрой на скале, позже дублировалось каким-то острым орудием, процарапывалось на твердой поверхности.
На Рыбачем открыто и несколько стоянок древних людей времен палеолита и мезолита. Они расположены в Зубовской губе, на реках Пяйва и Майка. Есть здесь «шаманские круги», как называют захоронения людей каменного века, и священные камни саамов на Среднем, которым древние приносили жертвы.

На Аникиевом острове (расположен напротив Цып-Наволока) можно увидеть уникальную каменную летопись. Плита покрыта тщательно высеченными именами шкиперов, ходивших на Мурман за рыбой в 16, 17, 18 веках. Здесь есть имена голландских, немецких и датских моряков. Отметились на плите и русские купцы. Знаменитому рыбачинскому краеведу Михаилу Орешете удалось найти самый ранний автограф В. Малашова, который побывал в этих краях еще в 1630 году.

Один из ДОТов, охранявших побережье Рыбачего.

Больше всего памятников Рыбачего относится к периоду Великой Отечественной войны. Они разбросаны по полуострову: сохранившиеся ДОТы, укрепления, памятные знаки и братские могилы. Их очень много у Муста-Тунтури, где шли самые кровопролитные бои.
Если подняться на хребет, можно осмотреть немецкие укрепления, вырубленные в скалах, там же стоят памятные знаки и много захоронений. У подножия Муста-Тунтури расположен музей, посвященный памяти защитников Рыбачего. Его создал и сохраняет Юрий Александрович Кобяков, бывший геофизик, работавший здесь. В этом музее хранится и непокоренный пограничный знак, снятый с Муста-Тунтури.

Заброшенная позиция зенитно-ракетного дивизиона с позывным «Локаут».

Много на Рыбачем и других «памятников». Это заброшенные военные городки, в которых когда-то располагались воинские части. Скорбеевка, Озерко, Четверка, Локаут, Зубовка… Этот список можно продолжать. Трудно рождались эти поселки, радостно и светло жили, нелепо и тяжело умирали. Сегодня это своеобразный музей застывшей советской эпохи, затерявшиеся в тундре поселки-призраки, которые изредка посещают путешественники.

Заброшенная 152-мм артиллерийская батарея.

Примечания[править | править код]

  1. Рыбачий полуостров // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  2. . Центр Информационных Технологий МГУ (2004). Дата обращения: 25 мая 2018.
  3. Минкин, Александр Алексеевич. // Топонимы Мурмана. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1976. — 206 с.
  4. Рыбачий полуостров // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5.  (недоступная ссылка). murman-street.org.ru. Дата обращения: 25 мая 2018.
  6. . www.kolamap.ru (2006). Дата обращения: 25 мая 2018.
  7. . www.hibiny.com. Дата обращения: 21 декабря 2020.

Полуостров Рыбачий — географическая справка

Полуостров Рыбачий, самая северная часть России, находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Территориально он относится к Мурманской области.
Не все знают, что Рыбачий на самом деле состоит из двух полуостровов: собственно Рыбачего и Среднего. Они соединены небольшим перешейком длиной около километра. И очень часто, если не требуется специальных уточнений, полуострова называют одним именем — Рыбачий.

Фрагмент физической карты Кольского полуострова.

От материка полуостров Средний отделяет ещё один перешеек, на континентальной части которого расположился хребет Муста-Тунтури. Средний представляет собой плато, которое круто обрывается в Баренцево море. Оно сложено известняками, песчаниками и глинистыми сланцами. Максимальная высота на полуострове – 334 метра.

Длина Рыбачего от мыса Немецкого до Городецкого мыса составляет порядка 60 км. Ширина самой большой юго-восточной части полуострова – 25 км.
Местные берега сложены из сланцевых черных скал, над которыми во внутренней части Рыбачего располагаются покрытые тундровой растительностью холмы и горы. Самая высокая из них называется Эйна, ее высота – 299 м.
Омывающие полуострова воды Баренцева моря благодаря Нордкапскому течению не замерзают круглый год. В прибрежных водах много рыбы: мойвы, трески, сельди.

Самая северная часть полуострова Рыбачий — мыс Немецкий.

Климат полуострова Рыбачий особый, что связано с его расположением практически посередине Баренцева моря. Погода на полуостровах может серьезно отличаться даже от расположенных вблизи моря посёлков Печенга или Заозёрск. Связано это и с характером Баренцева моря, и с тем, что полуострова отделены от материка сравнительно высоким хребтом Муста-Тунтури. Горы могут и не пустить непогоду, а могут наоборот преградить путь дождевым облакам, которые будут висеть над Рыбачим месяцами.
Летом солнце круглыми сутками висит над горизонтом, поэтому и местные времена года не слишком совпадают с общепринятыми сезонами. Холодно здесь круглый год, даже летом среднемесячные температуры не поднимаются до 20С, и при этом погода меняется очень резко.
Зимой здесь безраздельно властвует полярная ночь, холода, сильнейшие ветра и снегопады делают этот край опасным для человека. О том, чтобы среднеподготовленному туристу путешествовать здесь в это время не может быть и речи.

На полуострове Рыбачий в начале лета. Вид на Средний. На горизонте — хребет Муста-Тунтури.

Лучшее время для автопробега – вторая половина лета, когда на полуострове по местным меркам еще тепло. В июне-июле на Рыбачем встречаются комары и мошка, в августе их уже нет.
Местные дороги тоже особенные. Двигаться по ним на неподготовленной машине, особенно без установленной защиты картера, не стоит. Нужно учитывать, что строились они очень давно, в период, когда полуостров был закрытой зоной, эксплуатировались в основном военными, у которых свои требования к проходимости. Последние лет двадцать, после того, как большая часть гарнизонов закрылась, никто здесь дорогами не занимался. Вывод из всего этого напрашивается однозначный.
С другой стороны, с опытным водителем крайних точек Рыбачего достигали и обычные легковые машины.

Несмотря на кажущуюся простоту дорог случаются здесь и трагические случаи.

«Кемска волость» и скрытые красоты Беломорканала

После «Кивача» наше продвижение продолжилось строго на север. Трасса Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский «граница с Норвегией») имеет протяжённость около 1 592 километров и входит в европейский маршрут «E105» (Киркенес — Ялта). Стоит сказать, что качество этого полотна, на удивление, тоже европейское. В принципе, это неудивительно с учетом количества фур, которые везут грузы на «большую землю» из порта в Мурманске. Примерно 70% не очень большого трафика — это грузовики. С учетом прямой как стрела дороги скорость становиться скрытым врагом водителя, так как в таких расслабленных условиях просто не чувствуешь опасности, а 150 км/ч кажется чем-то несерьезным.

Инфраструктура трассы «Кола» построена по очень простому принципу: все удобства только возле населенных пунктов. Между поселками может не быть мобильной связи с интернетом и даже заправок

Еще одним пунктом остановки стал город Сегежа, а банальные картографические сервисы предложили нам посетить водпопад «Воицкий падун». Местная дорога туда такова, что даже рамный Mitsubishi Pajero Sport жалобно похрустывал подвеской. Более того, преодолев мост через десятый шлюз Беломорско-Балтийского канала, который изначально был принят за тюрьму из-за огромного количества охранных вышек и колючей проволоки, мы практически не сомневались, что нас ждет совсем не туристическое место.

Какого же было наше удивление когда на финише нас ждал красивейший водопад на скалах, который хоть и не был высоким, но производил впечатление стекающими объемами воды. Да и отвесные скалы вокруг заводи, куда впадает водопад, добавляли шарма этому месту. Сам вид водопада дополнялся пейзажами и масштабами легендарного «Беломорканала».

Выбравшись обратно на трассу, нам предстояло преодолеть еще около 150 км до места нашей очередной ночевки, находившейся в городе Кемь — столице знаменитой «Кемской волости». Сам город обладает значительным культурно-историческим потенциалом, так как на его территории насчитывается более трех десятков памятников архитектуры и истории. Однако реализовывать этот потенциал пока явно никто не собирается — город производит впечатление хмурого рабочего поселения.

Совсем по-другому смотрится ближайший сосед Кеми — поселок Рабочеостровск. Место это знаменито, в первую очередь, подворьем Соловецкого монастыря — через порт посёлка на Соловецкие острова следуют туристы и паломники. Отправляться на «Соловки» мы не собирались, но вот оценить красоты этого места мы были просто обязаны, тем более, что для всего экипажа это было первое знакомство с Белым морем.

Между Карелией и Мурманской областью находится стела, символизирующая пересечение Северного полярного круга. Рядом с памятником стоит традиционная конструкция, к которой на память можно привязать ленточку или не что подобное. Естественно, в 2020 году она вся была обвешана медицинским масками.

Далее по маршруту Кандалакша — небольшой тридцатитысячный город, берущий свое начало еще в XXIV веке. Сегодня это очередной рабочий городок русского севера. А вот то, чем он окружен, производит потрясающее впечатление: смесь пейзажей из залива Белого моря и горных хребтов Хибин не оставляет равнодушным ни одного из путешественников.

Самым интересным местом северного города оказалась экологическая тропа «Кандалакшский берег», которая начинается от окраин и через несколько километров заканчивается уникальным «Каменным лабиринтом», сделанным за 1500 лет до н.э. До него было решено добираться на машине, благо местные жители подсказали, что это возможно.

Дорога в несколько километров иногда превращалась в небольшой ручей, пару раз небольшие камни полностью перекрывали путь, но клиренса Pajero Sport хватало, чтобы преодолеть эти завалы. Обратный путь оказался сложнее, так как из-за крутого подъема и каменно-песчаной дороги двигаться приходилось активно и без остановок, чему способствовали хорошие покрышки.

Сама экологическая тропы полностью соответствует своему названию и завораживает своей нетронутостью — в паре десятков метров от берега нас даже поприветствовал морской котик. Ну а лабиринт — это несколько кругов камней высотой 5-10 сантиметров, так что выбраться из него особого труда не составляет.

Мурманский краеведческий музей

Старейший музей Мурманска и области. Основан 17 октября 1926 года.
Пожалуй лучший краеведческий музей, из тех, что приходилось видеть. Музей — энциклопедия Кольского края. Никакой путеводитель не даст столько информации, причем в очень простой, наглядной и интересной форме.
Геология Кольского полуострова, сухой аквариум, в котором представлена вся фауна(ну без китов конечно ;)) и флора Баренцева и Белого морей, животный мир Мурманской области, история края с древнейших времен, освоение Северного Ледовитого океана, полярные одиссеи Челюскинцев, Папанинцев, модели ледоколов, детали кораблей, оружие… всего не перечислишь. Музей обязателен к посещению!

Здание музея — памятник истории. Построено в 1937 году как типовая средняя школа, в годы Великой Отечественной здесь размещался госпиталь.

Один из залов музея, посвященный дикой природе Мурманской области.

Часть экспозиции о Великой Отечественной войне.

Реконструкция интерьера комнаты Мурманского рабочего

Стенд, посвященный ледоколу «Ермак» и освоению Северного морского пути.

Кстати, на злобу дня…
Россия стремительно теряет свои преимущества самого короткого пути из Европы в Азию. В недалеком прошлом, транзитная перевозка грузов по Севморпути была исключительной прерогативой России (СССР). У нас были ледоколы и транспорты, капитаны и команды, наработанные трассы и методики, спасательная и метеорологическая инфраструктура. Всё это давало возможность проводить по Северному морскому пути караваны судов любого тоннажа.
В настоящий момент трасса Северного морского пути активно осваивается другими странами.
Недавно Китай выступил с сенсационными заявлениями о планах освоения российских полярных владений. Первый китайский ледокол «Снежный дракон» прошел по Северному морскому пути в 2012 году. Летом 2013 года состоялась первая коммерческая проводка судов. Интересно , что Китай уже обладает 4-мя ледоколами, пригодными для работы на Севморпути, а также некоторым количеством сухогрузов и контейнеровозов ледового класса. Да и Европа не остаётся в стороне, планируя построить специальные порты для приема и обслуживания судов, использующих Севморпуть.
Статистика показывает, что если в 2010 году по Севморпути прошло 4 иностранных судна, то в 2013 году Россия выдала разрешение на проход 400 судов. Интерес к такому маршруту вполне понятен — плавание через Суэцкий канал в Китай или Японию дольше на 2 недели. Кроме того, обстановка в Египте и сомалийские пираты тоже не способствуют нормальному судоходству.
В настоящий момент Россия обладает 2-мя (!) ледоколами, пригодными для работы на Севморпути — «Ямал»(спущен на воду в 1992 году) и «50 лет Победы» (строился с перерывами с 1989 по 2007 год).
Остальные ледоколы подобного класса уже утилизируются, хотя по оценкам отдельных специалистов, некоторые из них можно было бы модернизировать. Или хотя бы оставить как музеи, напоминающие о том, что когда мы могли… Существует план постройки 3-х новых атомных ледоколов к 2021 году……………

Что ни экспонат, то реликвия…

Кольский острог. Построен в начале XVIII века по приказу Петра I. В 1854 году, во время Крымской войны, Кольский острог был полностью разрушен английским корветом «Миранда». Сгорел и выдающийся памятник деревянного зодчества — Воскресенский собор. Кстати, капитан этого корвета, Эдмунд Лайонс, вскоре участвовал в штурме Севастополя. Англичанка гадит…

Поморские санки. Ни грамма пластика, ручная работа.

Экспозиция, посвященная дрейфующей станции СП-1, под руководством И.Д.Папанина.

Покидаем музей и спешно отправляемся в Мурманский океанариум. Сеансов там, из отсутствия желающих, не очень много, можно не попасть.

Сюрпризы Онежского озера и красоты Карелии

Как уже было сказано выше, целью нашего путешествия было именно наслаждение процессом. Поэтому мы не стали сразу прибегать к утомительному марш-броску, а уже через шесть часов пути по трассе «Кола» заночевали в карельской столице — Петрозаводске. О том, где можно остановиться по дороге, мы подробно описывали в путешествии на Subaru XV.

Длительная остановка в самом Петрозаводске с центром города, построенном в петровском стиле, и очень красивой набережной Онежского в планы не входила, однако попасть в одну из главных жемчужин Карелии — Кижи — очень хотелось.

фото: офиц. сайт музея «Кижи»

Ки́жский пого́ст — это архитектурный ансамбль в составе музея «Кижи», расположенный на одноименном острове Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Музей и все постройки на острове являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Добраться до «Кижей» можно только по воде. Из Петрозаводска официально ходят скоростные суда «Метеоры» немалой стоимости (1800-3500 рублей с человека). Экстрималы могут попробовать доехать через Медвежеьгорск собачьими тропами до ближайшей к острову деревне и там, бросив машину, договориться с местными на переправу. Правда обойдется это с учетом топлива вряд ли дешевле, а путь с учетом не всегда спокойной Онеги, заметно опаснее. В общем, было решено сконцентрироваться на быстром и комфортном способе добраться до музея. Правда, судьба решила по-другому: моросящий всю ночь дождь и грозовые облака над озером вынудили организаторов экскурсии отказать нам в путешествии, так как погодные условия не соответствовали нормам безопасности.

В итоге планы пришлось оперативно перекраивать, заменив знаменитый музей другой известной карельской достопримечательностью — водопадом Кивач. Название происходит от финского слова «kiivas», что означает «мощный» или «стремительный». В принципе именно такое впечатление водопад высотою восемь метров и производит: он разделён на два потока, главный из которых низвергается по четырём уступам.

Стоит отметить, что водопад находится на территории одноименного заповедника площадью более 10 тысяч га, где находится «Музей карельской природы» и «Дендрарий». Да и в целом комплекс «Кивач» полностью обустроен для комфортного экскурсионного времяпрепровождения.

Деликатесы Баренцева моря и долгий путь домой

Последней точкой нашего путешествия стала легендарная Териберка, которая большинству россиян известна по фильму «Левиафан». Правда, трагичность и заброшенность этого места в кино очевидно были сильно преувеличены: в обычное время тут огромное количество туристов, главных образом, китайских, под платежеспособность которых построены и гостиницы, и рестораны. В этом году привычный уклад туристической жизни подкосила пандемия, но очевидно, что с окончанием карантина тысячи путешественников вновь устремятся сюда

Местные власти, осознавая важность этого места, уже прокладывают к селу многополосную асфальтовую дорогу

Даже в отсутствии азиатских туристов в Териберке было весьма многолюдно. Однако об этом забываешь практически сразу, как только видишь пейзажи Териберской губы. За относительно вменяемые деньги можно снять небольшой четырехместный домик прямо на песчаном берегу. Наиболее смелые путешественники умудряются даже искупаться в холодных водах.

Место также является очень популярным среди любителей пеших походов. Помимо фантастических видов, в пешей доступности есть водопад «Батарейский», «Каменный пляж» и заброшенная артбатарея береговой обороны.

Ну и, конечно же, нельзя не попробовать различные гастрономические изыски, которые предлагает Баренцево море — крабы, мидии, морские ежи и гребешки. Кроме того, попробовать на вкус можно и Северного оленя. Правда стоят эти дары природы приличных денег.

В холодное время года Териберка является Меккой для любителей Северного сеяния. Именно за этим природным явлением тысячи туристов приезжают сюда каждый год.

Обратный путь было решено проделать в более скоростном формате с двумя остановками. И если гостеприимная Кандалакша уже была нами изучена, то вот последнее место ночевки в Медвежьегорске было для нас в новинку. Удивительно, но в подобных не самых туристических местах есть абсолютно современный европейский подход в оказанию туристических услуг. Например, арендовать хороший домик можно не встречаясь с его хозяевами: от брони до оплаты и заезда — все проходит дистанционно.

Итого северного путешествия — более 4000 км туда-обратно за 10 дней. Именно в такие моменты отпадают вопросы по поводу того, зачем до сих пор продаются серьезные рамные внедорожники с блокировками и понижайками. Mitsubishi Pajero Sport ко всему прочему обладает и очень неплохим уровнем комфорта, а также приятным для кошелька расходом солярки — не более 8 литров на 100 км. Так что люди, выбирающие подобные авто, автоматом расширяют ариал своего обитания до порой невиданных границ. В прямом смысле этого слова.

Мурманский океанариум

Мурманский океанариум — самый северный океанариум в Европе, а также единственный аквариум, где изучаются арктические тюлени. Открыт в 1996 году.
В океанариуме можно увидеть представление с участием нерпы, морского зайца, серых и гренландских тюленей.
Перед представлением можно зайти пораньше и посмотреть через прозрачную стену на плавающих тюленей. После шоу можно сфотографироваться в обнимку с кем-нибудь из обитателей океанариума.
Конечно, Мурманский океанариум не сравнится с грандиозными европейскими комплексами, рассчитанными на сотни туристов, с красочными шоу, большим количеством морских животных… Мурманский океанариум небольшой, примерно на 30 зрителей. Но очень душевный и пользуется неизменной популярностью у детворы. Может как раз потому, что общение с животными очень близкое…
Если планируете посещение — лучше позвонить накануне и уточнить насчет времени и наличия билетов

Мурманский океанариум

Кольчатая нерпа Кнопа. Можно погладить.

Серый тюлень Филя.

Серые тюлени Кай и Даша.

Морской заяц Дик.

В связи с установившейся хорошей погодой ещё раз посетили Зелёный мыс, чтобы запечатлеть панораму Мурманска в более жизнерадостных тонах.

Закупились. Правда среди воды, туалетной бумаги, яиц и йогуртов совсем незаметно «еды мужской, 2кг». Ну да разберемся…

Машины загружены и блестят от предвкушения…

Прощаемся с Мурманском. Держим путь на запад, туда, куда смотрит «Алёша»…

Ссылки по теме:

Полуостров Рыбачий — история, достопримечательности, информация для туристов.