Плато путорана: загадочное место в сибири и идея для путешествия

Содержание

Иркинда, водопад Китабо-Орон (Большой Иркиндинский водопад)

Когда стало чуть пониже, ситуация поменялась. Здесь ещё была осень, хоть уже и не очень добрая. Река Иркинда лежала в глубокой долине, и к ней уже очень хотелось на обед. Под конец было сложно, путь преграждала подмёрзшая голубика. Я крепился изо всех сил, но периодически стойкость терял и в голове звучала фраза: «Преступление оставлять такие ягоды. А я же не преступник…», после чего была вынужденная пауза.

Река Иркинда, пакрафт Синица. Плато Путорана.

Если случилась удобная стоянка на берегу хорошей реки, а дров много, сидится и думается у огня долго и пронзительно. Такие часы бесценны. Если ты просто сидишь и слушаешь большой хороший водопад на плато Путорана, то ты не просто сидишь и слушаешь большой хороший водопад.

Сбор ягод — та ещё медитация. Мысли крутятся, проговариваются, работа идёт. Хотел ограничиться кружкой, потом 1/3 котла, потом половиной, затем 2/3, потом наполнил и собирать стало некуда, пришлось есть. За время нахождения на Большом Иркиндинском водопаде нашёл универсальное средство борьбы с любыми жизненными сложностями. 

Поздней Путоранской осенью, под шум Большого Иркиндинского следует медитативно, без суеты и спешки, собирать подмороженную голубику замёрзшими пальцами в 1.5 литровый титановый котелок. Должно быть холодно, ягоды должны давиться, а мокрые от сока пальцы должны замерзать ещё сильнее. Торопиться не надо. По мере наполнения котелка узлы будут развязываться. Это проверенный способ. По окончании голубику можно съесть, а пальцы — согреть.

При средней воде в Иркинде последние 2 км перед притоком Китабо-Чаякит будут непростые.

Спасение рядового Мавика Для удачного пролёта над Большим Иркиндинским водопадом заложил в каньоне лихой вираж и. на экране всё начало быстро вращаться. Звука крушения на смартфоне нет, поэтому поначалу нестрашно. 

Можно ли спуститься в каньон, в который по общим описаниям спуститься нельзя? 

Можно, если там терпит бедствие друг. Я сильно люблю свой квадрокоптер, и он отвечает мне взаимностью. По этой причине, врезавшись в отвесный 30м-ый борт каньона Иркинды, он не мог позволить себе упасть в воду, а нашёл маленькую каменную полочку в полуметре от воды и упал туда. Поначалу было не ясно, где именно место падения. Наличие видео сигнала лишь говорило том, что дрон живой и не захлебнулся.

Каньон реки реки Иркинда ниже Большого Иркиндинского водопада. Плато Путорана.

По общим описаниям каньон продолжался вниз ещё 1.5км. С тяжёлым сердцем пошёл по кромке каньона, где через 300 м удалось спуститься. Придирчиво отсмотрел свой берег (хотелось, чтобы дрон был на моей стороне), но ничего не обнаружил.

Трезвый анализ сохранённого видео и искажённые координаты крушения заставили заподозрить противоположный берег. Разглядев красную крышку коптера на другой стороне реки, понял, зачем при покупке был выбран этот цвет. Слёзы радости и стоны умиления непременно заполнили бы каньон Иркинды до краёв, если бы не шум могучего Китабо-Орон. Чтобы не расстраиваться, не стал считать вырванные за время поисков седые волосы и аккуратно смёл их в Иркинду.

Большой Иркиндинский водопад. Каньон реки Иркинда. Плато Путорана.

Планирование, организацию, контроль и проведение спасработ пришлось взять на себя. Буквально в считанные минуты была организована спасательная операция с привлечением армии и флота. Помимо наземных сил в моём лице и морских сил в лице пакрафта Синица к операции были привлечены средства спутниковой навигации, сыгравшие очень важную роль. 

Маршрут спуска в каньон я бы классифицировал категорией 1Б* скальный. Звёздочка за повышенную сложность в виде отягощения надутым пакрафтом и собранным веслом. Такому на зимних и весенней сменах в Туюк-Су не учили. Но учили импровизировать и колхозить (спасибо, Кирилл!). 

Можно было, конечно, разобрать весло и лодку, но мы ведь за честный альпинизм и чистое прохождение маршрутов (достать дрон до темноты не хватило бы времени, если сдувать-надувать лодку). Аккуратно сплавал к полочке и обратно. На коптере были ссадины, но держался он мужиком. 

Ранее дрон терялся в городе, находился на борту каньона Кандинского водопада и вот теперь выжил после падения в каньон, в который нельзя спуститься. Вылез из каньона уже в потёмках, к палатке пришёл в темноте. В лагере состоялся праздничный обед-ужин с подведением итогов операции и награждением отличившихся. Следующим утром был ветер. Так и должно быть — летать нужно было в предыдущий день. Спуск вдоль Иркинды к Кутарамакану был знаком и приятен.

Маленькая зима

Первая ночёвка была в восточной части Хантайского озера, северная штанина, устье реки Дапту. Темнеет рано, в 20−00. Спокойный костёр у озера в +3 победил желание пройти с вечера несколько километров. Проснулся и — как у Шевчука: …а на утро выпал снег . 

Снежок на плато вероятен и летом, но в сентябре он особенно вероятен. И если летний, скорее всего, стает, то в сентябре обычно выпадает уже зимний снег. Наверху плато его может быть сразу много. Как раз в первую ночь на плато зимний снег и подвыпал. В зоне леса при этом был прекрасный дождь с ветром и +4.

Восточная часть Хантайского озера, северная штанина. Плато Путорана.

Восточная часть Хантайского озера, северная штанина. Плато Путорана.

Восточная часть Хантайского озера, северная штанина. Плато Путорана.

Поначалу было непросто. Снег и холод на высоте для плато Путорана в сентябре понятны, но топить снег для воды на ужин и завтрак 11−13-го сентября я всё же не планировал. Не забыть вытоптать место под палатку, -4 тепла с вечера и до -8 тепла утром. Снега наверху много (20−30см, в особо качественных местах до 40см), по куруму идётся медленно и задумчиво. 

В благоразумном отделе мозга успели появиться скользкие мысли, на всякий случай придумался вариант закольцеваться через озеро Кутарамакан и вернуться на Хантайское. Когда спустился с самой высокой части маршрута, вместо курума пошли заболоченные террасы. 

Ведь карликовая берёзка над болотом с кочкарником куда лучше, чем курумная неизвестность под слоем свежего снега. Стало бодрее и быстрее. Ботинки за поход так и не надел, только сапоги, везде снег или вода (тут особенный привет тем, кто смеётся над сапогами на плато и ходит летом в мокрых ботинках). Типичный плановый подъём установился на 4−30…5−00.

Кутарамакан, Токингда

На берегах узких Путоранских озёр обычно штиль, а на середине начинает подволновывать. По Кутарамакану проплыл 1 км до кордона, поздоровался с хорошо знакомым инспектором заповедника. Ужин, чай, разговоры, обмен фотографиями. Виделись 4 года назад. 

На озере снега нет, кольцевой маршрут разонравился, решил выходить по первоначальному плану. Коптер был жив, но ранен. Потихонечку летал над Кутарамаканом и поглядывал на гору Чаякит.

Устье реки Иркинда, озеро Кутарамакан. Плато Путорана.

На Кутарамакане помимо приятного общения с культурными людьми и разговоров за жизнь, в порядке обмена опытом посчастливилось посмотреть уникальные записи соболиного гона. Заодно довелось поесть каши, блинов и, конечно, рыбы. Рыбой угостили в дорогу. Что для жителя Кутарамакана — еда, то для гостя с материка — деликатес. Хотел домой, но позднее получилось по-другому, рыба ушла. 

На следующий день обедал у приятного водопада на р. Орокан. Ниже в долине Орокана зацепил краем настоящее болото (это когда проваливаешься по бедро и делаешь вид, что тебя засасывает). Несмотря на сентябрь и низкую воду, с трудом пересёк р. Улогар в глубоком лесном каньоне.

Водопад на реке Орокан. Плато Путорана.

Осенняя долина реки Токингда оказалась приятной и гостеприимной. По сухим руслам небольших притоков вполне себе шлось, хоть и довольно медленно. Путь был отягощён постоянными остановками на ягоды. К списку северных даров неожиданно прибавился сентябрьский шиповник — на плато Путорана в сентябре он тёмно-бордовый, мягкий и очень сладкий. Игнорировать усыпанные тяжёлыми плодами кустики не хотелось и не моглось.

Заброска

В сентябре всё немного нервно, особенно если есть плотные планы — они могут начать рушиться. На вылете в Москве было несколько часов задержки рейса в Норильск. Вместо плановых 6 часов утра приземлились в 14 и почему-то в Сургуте (туман). Пилот быстро сориентировался и полетел уже в Норильск, как и собирался вначале.

На следующий день рейсовый вертолёт в посёлок Хантайское озеро с 10−00 был перенесён на середину дня, но погода внезапно случилась и вылет состоялся раньше. Единственным верным решением было выйти на лодке сразу по прилёту, пообедав с гостеприимным хозяином. На следующий день начался шторм и длился он неделю. В посёлке впервые попробовал сига. Очень.

Маршрут похода, километраж, цифры

Нитка маршрута получилась такой: пос. Хантайское озеро — устье р. Дапту (лодка) — оз. Дюрамут — р. Иркинда — Большой Иркиндинский водопад — оз. Кутарамакан — р. Орокан — р. Улогар — р. Токингда — р. Тангойикокон — оз. Накомякен — р. Накта — оз. Собачье — р. Муксун — оз. Глубокое — Норильск (лодка). Пройденный километраж активной части маршрута составил скромные 173 км (по треку навигатора, без коэффициентов), из них пешая часть 127 км, водная часть 46 км (сплав на пакрафте). На активном маршруте провёл 12 дней (11.09−22.09). 

На карте-схеме показан пройдённый маршрут, номера ночёвок соответствуют дням маршрута. Красным цветом показаны пешие участки маршрута, синим цветом — участки сплава на пакрафте, чёрный пунктир — заброска/выброска на лодке. Нитка маршрута практически полностью пролегала по буферной зоне заповедника и была согласована. Со спутниковой связью на маршруте помогла компания Satellite-rent. 

Много лет пользуюсь их услугами, всегда дружественный сервис, рекомендую. Продуктовая раскладка была аскетично-умеренной без крена в сторону аскетичной: 405 гр в сутки. При длительности маршрута в 2 недели еды можно взять чуть больше, чем обычно. Но ходят на плато Путорана не для того, чтобы есть, верно?