Содержание
Ставрополье и Карачаево-Черкесия представили Росавтодору два варианта трассы между Северным Кавказом и Черноморьем протяженностью от 273 до 334 км
Росавтодор выберет один из двух вариантов будущей трассы, связывающей курорты Северного Кавказа и Кавказские Минеральные Воды с черноморскими курортами. В любом случае вопрос строительства трассы уже решен. Осталось определиться с тем, откуда потянется дорога на Адлер — из Черкесска или Кисловодска.
Главе Федерального дорожного агентства Роману Старовойту представлено два варианта трассы, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Росавтодоре. Трасса будет проходить по территориям трех регионов — Ставрополья, Кубани и Карачаево-Черкесии.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров рассказал о том, что в регионе вынашивается идея строительства такой дороги еще с 60-х годов XX века в период пика популярности курортов Кавминвод. Сейчас курорты Северного Кавказа активно развиваются, растет и число туристов, посещающих Кавминводы и горнолыжные курорты Карачаево-Черкесии. В этой связи растет и актуальность строительства короткой трассы из северокавказских регионов в Адлер.
«Осуществление проекта даст мощный импульс повышению востребованности морских, бальнеологических и горнолыжных курортов Ставропольского края, Северного Кавказа и Кубани», — рассказал Владимиров.
Проект Ставрополья представляет собой четырехполосную трассу из активно развивающегося курорта Кавминвод Кисловодска в Адлер протяжённостью 334 километра. Сейчас дорога из Кисловодска в Сочи тянется на 770 км.
Новая трасса позволит туристам получить доступ к морю. Дорога сокращается практически вдвое, а стоимость поездки станет дешевле до 1,5 тыс. рублей на каждого человека (водителя и его пассажиров).
Как ранее сообщало ИА REGNUM, стоимость проекта трассы Кисловодск — Сочи составляет порядка 65 млрд рублей. Часть трассы в представленном проекте уже существует, но требует реконструкции. Предстоит достроить еще 103 километра трассы, включая два тоннеля, уточнили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора региона.
Карачаево-Черкесия представила альтернативный план трассы Черкесск — Сочи протяженностью 273 километра. Как рассказал заместитель председателя правительства Карачаево-Черкесской Республики, министр строительства и ЖКХ региона Сергей Смородин, в состав новой трассы предполагается включить участки федеральных дорог А-155 и А-156, а также 14-километровый участок Архыз — Лунная Поляна — гора Дукка и его продолжение длиной 22 километра в направлении населенного пункта Пхия.
Выслушав все предложения, Старовойт отметил несомненную необходимость строительства дороги, которая разгрузит интенсивный трафик на федеральной трассе Джубга — Сочи за счет перераспределения транспортных потоков из районов восточнее Краснодара. Окончательное решение по выбору варианта строительства будет вынесено после анализа предложенных вариантов. Окончательный вариант будет предложен Минтрансу.
Отмечалось также, что на строительство трассы пойдут средства федеральных и региональных дорожных фондов, а также будут привлечены частные инвестиции на условиях концессий.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, строительство трассы получило одобрение премьер-министра России Дмитрия Медведева на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 10 марта 2017 года. Глава российского правительства отметил тогда, что это дорогостоящий проект, и реализовывать его надо с применением механизма государственно-частного партнёрства.
Он отметил, что дорога должна будет, вероятно, носить платный характер. Медведев поручил тогда Минтрансу, Минкавказу и регионам проработать вопрос строительства дороги и доложить предложения.
Ранее проект строительства дороги получил одобрение Минтранса и Росавтодора. По оценкам экспертов, трасса Кисловодск — Сочи должна способствовать дополнительному привлечению на курорты Северного Кавказа до 10 млн туристов в год.
День 1. Кордон Черноречье — кордон Третья рота
Протяженность участка: от 7 до 8.5 км
Вертикальный набор по Google Earth: +300 м.
Ходовое время: от 2.5 до 3 часов
Официальное описание маршрута на сайте Кавказского Биосферного заповедника рекомендует закладывать на поход пять дней и в первый день пройти всего 7 км маршрута, сделав первую ночевку в районе кордона «Третья рота». Может показаться, что сотрудники заповедника что-то напутали указав такой маленький километраж в первый день, однако, если разобраться, все очень верно.
Во-первых, с учетом дороги и потерь времени в Псебае на получение пропусков и регистрацию в МЧС, вы вряд ли окажетесь на «Черноречье» раньше обеда. Во-вторых, средняя чистая скорость с учетом больших походных рюкзаков для среднего туриста редко превышает 3 километра в час, а с учетом времени на привалы она обычно падает до 2 км/ч и ниже. Исходя из этих фактов планируемое на первый день пути расстояние — от 6 до 7.5 км в зависимости от выбранного места ночевки — потребует не меньше трех, а скорее около четырех часов чистого времени без учета времени на привалы, а они обязательно будут. Хотя бы на поедание земляники, растущей по обе стороны от дороги!
Так что, если хотите уложиться в график первого дня, постарайтесь выйти на маршрут (кордон Черноречье) не позднее 15:00. Тогда есть шанс, что у стоянок на Третьей роте вы будете не позднее 18:00. Я же советую пройти еще 1.5 километра дальше по дороге до места с координатами. Это место называется стоянки «У пьяной ели». Здесь есть целых три навеса со скамейками, костровище, выход к реке и даже оборудованный туалет. Здесь же, у стоянок, окончательно заканчивается грунтовка и дальше маршрут идет исключительно по тропе. Примерные координаты стоянки: 43.876836 / 40.713750. Подробную карту маршрута и другую полезную информацию вы найдете .
Если же вы оказались на «Черноречье» позднее трех вечера, то до этих стоянок вы вряд ли дойдете засветло и оптимальным решением будет устроить ночевку на стоянках «Река Смольная», которые находятся всего в 800 метрах после моста через Уруштен, речку, которая впадает в Малую Лабу сразу после кордона Черноречье. На небольшой полянке прямо у реки есть даже два стола со скамейками. Координаты стоянок: 43.926952 / 40.686943.
Трассы. Дополнительно
Наличие трасс,сертифицированныхFIS ( есть
)
Панорамные трассы(выше 2500 м) ( есть
)
Гарантированныйснег ( нет
)
Курортдружественныйсноубордингу ( мало
)
Наличие ночногокатания ( есть
)
Наличие кайтинга ( нет
)
Количествосноупарков ( нет
)
Количествохалфпайпов ( нет
)
Искусственноеоснежение ( есть
)
Лесные трассы(до высоты 2000 м) ( есть
)
Наличие ледника ( нет
)
Летнее катание ( нет
)
Возможности дляфрирайда (умеренные)
Наличиеофициальных зонкатания (freeride) ( нет
)
Маршруты бэккантри ( нет
)
Наличие хелиски ( нет
)
Наличиеофициальных школ игидов для фрирайда ( нет
)
Наличиедетских горнолыжныхшкол-клубов ( есть
)
Off-piste
Прокладка «черной» трассы высокого уровня сложности и обеспечение доступа к зоне фрирайда планируется в рамках строительства канатной дороги SL1 от верхней станции гондольного подъемника В10 в сторону хребта Абишира-Ахуба, на высоту 3100 … подробнее »
+2
+дополнить
+добавить место
Транспорт
Посёлок Архыз расположен в ущелье р. Большой Зеленчук на высоте 1450 м.н.у.м., посёлок Романтик — на 10 км дальше на высоте 1650 м.н.у.м. Ущелье, как водится в таких случаях, тупиковое (хотя это временно; вот-вот доделают дорогу до пос. Пхия, а оттуда уже можно будет спуститься в Курджиново), то есть проходящего транспорта нет. Передвижение по ущелью, — от ст. Зеленчукской через Даусуз, Нижнюю Ермоловку, Нижний Архыз и Архыз в пос. Романтик, — возможно на рейсовых автобусах, попутках или собственном авто. Службы такси вроде Яндекса или Ситимобила развиты очень слабо, местные диспетчерские есть только в ст. Зеленчукской. В Архызе и Романтике такси ловят в основном «с колёс» – местные жители с шашечками на крыше стоят на центральной улице и в других людных местах, при этом классов «комфорт» и «бизнес» нет — любая легковая машина по умолчанию считается такси.
Зимой ВТРК «Архыз» запускает шаттлы между поселками Архыз, Романтик и Лунная Поляна, но всерьёз рассматривать их как средство передвижения нельзя. Во-первых, шаттл — это 20-местные Mercedes Sprinter/VW Crafter, куда с лыжами, ботинками и ватрушками в час-пик пытается втиснуться добрая сотня человек. Почему бы на этот маршрут не поставить полноценные автобусы, можно даже с «гармошкой» — непонятно. В конце концов, дорога из точки А в точку В редко занимает больше 10-15 минут, и комфортом вполне можно было бы пожертвовать в угоду вместимости. Во-вторых, шаттлы ходят по заполняемости, и часов в 11-12 дня можно просидеть 20-30 минут в ожидании, пока водитель надумает всё-таки поехать. Наконец, стоимость проезда. В сезоне 2019/2020 проезд был бесплатным. В сезоне 2020/2021 за 10 км от Архыза до Романтика просят 50 руб/чел (в дополнение к тем деньгам, что туристы оставят в кассах, кафе и сувенирных лавках) — многим выгоднее ехать на своей машине. Бесплатным шаттл остается лишь для тех, кто купил скипассы непосредственно в посёлке Архыз, а не на курорте. Короче, схема выглядит не слишком стройной, оттого и вызывает отторжение.
Зато отлично ловятся попутки. Поймать машину можно практически в любое время — днем за 5-10 минут, рано утром или поздно вечером — за 15-30 минут. Это вполне устоявшаяся форма взаимопомощи, и местные жители охотно и привычно подбрасывают попутчиков. И не только местные жители: меня самого неоднократно подвозили туристы. Поэтому оказавшись в Архызе, не стесняйтесь подбирать голосующих, здесь это нормально, естественно и безопасно.
Летний Архыз
Архыз — это не только горнолыжка. Здесь масса маршрутов для пешеходного и конного туризма. При этом ключевая особенность региона — 75 горных озёр, разбросанных по разным хребтам и высотам, оттого непохожих друг на друга.
В рамках однодневных прогулок туристы, как правило, посещают озёра в истоке Малой и Большой Дукки, Софийские водопады и, конечно, Софийские озёра. Последние вполне можно назвать визитной карточкой Архыза. Маршруты протяженные и утомительные, но даже неподготовленный человек вполне может справиться с ними. Разбавляют «горные» вылазки обычно экскурсиями в Нижнеархызское городище и на телескоп БТА, конными прогулками, рафтингом и катанием на канатной дороге.
Гораздо больше возможностей открывается тем, кто готов уйти в горы на несколько дней с палаткой. Маршруты «Из Домбая в Архыз», «Из Теберды в Архыз», «Из Архыза в Красную Поляну», по озёрам Архыза (таких маршрутов наберется на месяц ходьбы) – всё это не требует альпинистского снаряжения и особой подготовки и вполне укладывается в понятие «треккинг». Сезон походов стартует в начале июня, когда сходит снег, и продолжается до середины октября, когда температура в горах падает и ночи в палатке перестают быть комфортными.
Практически все маршруты требуют заброски на внедорожнике (если, конечно, вы не фанат прогулок по пыльным дорогам), маркировка на тропах отсутствует. Вместе с тем, заблудиться на самых популярных направлениях трудно: тропы хорошо читаются, да и поток туристов неизбежно подхватит незадачливого путешественника. На «диких» маршрутах, куда идут с палатками, сложнее: туда лучше идти с гидом или присоединиться к туристической группе.
Пожалуй, текста выше достаточно, чтобы сложить общую картину. Перейдем к частностям.
Регион Архыз
Вообще «Архызом» называют не только посёлок и горнолыжный курорт, а вообще всю местность от Главного Кавказского Хребта до хребта Абишира-Ахуба и от Нижнего Архыза (пос. Буково) до перевала Пхия. На этой территории разместились ущелья рек София и Псыш, Кизгыч и Рапочай, Речепста и Дукка и многих других. Долины разделены хребтами и плато, и всё это — практически безграничное пространство для экскурсий и походов.
Асфальтированная дорога проложена по ущелью р. Большой Зеленчук — через пос. Архыз, минуя пос. Романтик, к слиянию рек Дукка и Архыз (по-другому её называют Речепста). Там асфальтированная дорога заканчивается. В других ущельях, облюбованных туристами, — рек София, Псыш, Малая и Большая Дукка, Речепста, — проложены только грунтовые дороги низкого качества. Сильно углубиться в горы, не имея под собой УАЗа, ГАЗ-66, «Нивы» или лошади, не получится. Разве что пешком.
Карта дорог в Архызе. Синим отмечена асфальтированная дорога, жёлтым — грунтовки.
Два слова о географии
Прямо сейчас ущелье застраивается очень активно. Отели появляются не только в посёлке или на курорте, но и между ними — сформировался целый квартал прямо на трассе в паре километров от пос. Романтик (отели «Рахат», «ForRest», «Горная Панорама» и другие), застраивается поляна Таулу и её окрестности. И если в первом случае недостатки на поверхности — шум от дороги и оторванность от цивилизации, то в случае с поляной всё сложнее.
Таулу — центральная точка летнего сезона. Здесь катаются на лошадях, разбивают палаточные лагеря, отсюда стартуют на Софийские озёра. Но сама поляна расположена в полутора километрах от дороги Архыз — Романтик, и эти полтора километра — грунтовка. Добраться сюда общественным транспортом невозможно, да и не всякое такси поедет. А если вы приехали кататься на лыжах и каждый день планируете проводить на Романтике..? Дорога из отеля на склон и обратно превращаются в квест.
Короче говоря
Кроме внимательного изучения фотографий, отзывов и спецификаций номеров, обратите внимание на реальное расположение отеля. И подумайте, как и на чём вы будете добираться до нужных вам точек
Трасса с Красной Поляны до Архыза
Красная Поляна | |||
Красная Поляна — Казачий Брод (26 км; 0:26) |
|||
Казачий Брод | 26 км | 0:26 | |
Казачий Брод — Верхне-Высокое (4 км; 0:04) |
|||
Верхне-Высокое | 31 км | 0:30 | |
Верхне-Высокое — Сочи (3 км; 0:02) |
|||
Сочи | 33 км | 0:33 | |
Сочи — Высокое (0 км; 0:00) |
|||
Высокое | 33 км | 0:33 | |
Высокое — Черешня (2 км; 0:01) |
|||
Черешня | 35 км | 0:35 | |
Черешня — Сочи (2 км; 0:01) |
|||
Сочи | 37 км | 0:37 | |
Сочи — Нижнее Уч-Дере (51 км; 0:29) |
|||
Нижнее Уч-Дере | 88 км | 1:07 | |
Нижнее Уч-Дере — Детляжка (11 км; 0:05) |
|||
Детляжка | 99 км | 1:12 | |
Детляжка — Сочи (1 км; 0:00) |
|||
Сочи | 100 км | 1:13 | |
Сочи — Зубова Щель (17 км; 0:14) |
|||
Зубова Щель | 117 км | 1:28 | |
Зубова Щель — Каткова Щель (4 км; 0:02) |
|||
Каткова Щель | 121 км | 1:30 | |
Каткова Щель — Сочи (1 км; 0:00) |
|||
Сочи | 121 км | 1:31 | |
Сочи — Волконка (4 км; 0:02) |
|||
Волконка | 125 км | 1:34 | |
Волконка — Мамедова Щель (13 км; 0:12) |
|||
Мамедова Щель | 138 км | 1:46 | |
Мамедова Щель — Сочи (2 км; 0:01) |
|||
Сочи | 140 км | 1:47 | |
Сочи — Шепси (21 км; 0:17) |
|||
Шепси | 161 км | 2:05 | |
Шепси — Дедеркой (8 км; 0:06) |
|||
Дедеркой | 169 км | 2:11 | |
Дедеркой — пансионата «Южный» (4 км; 0:03) |
|||
пансионата «Южный» | 173 км | 2:15 | |
пансионата «Южный» — Кроянское (1 км; 0:00) |
|||
Кроянское | 174 км | 2:15 | |
Кроянское — Туапсе (4 км; 0:03) |
|||
Туапсе | 178 км | 2:18 | |
Туапсе — Пригородный (5 км; 0:04) |
|||
Пригородный | 183 км | 2:23 | |
Пригородный — Мессажай (4 км; 0:02) |
|||
Мессажай | 187 км | 2:25 | |
Мессажай — Красное (1 км; 0:00) |
|||
Красное | 188 км | 2:26 | |
Красное — Цыпка (5 км; 0:03) |
|||
Цыпка | 193 км | 2:29 | |
Цыпка — Кирпичное (2 км; 0:01) |
|||
Кирпичное | 195 км | 2:31 | |
Кирпичное — Георгиевское (3 км; 0:01) |
|||
Георгиевское | 198 км | 2:33 | |
Георгиевское — Кривенковское (2 км; 0:01) |
|||
Кривенковское | 200 км | 2:34 | |
Кривенковское — Индюк (6 км; 0:03) |
|||
Индюк | 206 км | 2:38 | |
Индюк — Островская Щель (7 км; 0:04) |
|||
Островская Щель | 213 км | 2:43 | |
Островская Щель — Горный (0 км; 0:00) |
|||
Горный | 213 км | 2:43 | |
Горный — Шаумян (5 км; 0:03) |
|||
Шаумян | 219 км | 2:46 | |
Шаумян — Навагинское (12 км; 0:17) |
|||
Навагинское | 230 км | 3:04 | |
Навагинское — Куринская (12 км; 0:08) |
|||
Куринская | 243 км | 3:12 | |
Куринская — Станционный (6 км; 0:04) |
|||
Станционный | 249 км | 3:17 | |
Станционный — Хадыженск (5 км; 0:03) |
|||
Хадыженск | 254 км | 3:20 | |
Хадыженск — Красная Горка (11 км; 0:07) |
|||
Красная Горка | 266 км | 3:28 | |
Красная Горка — Спасов (3 км; 0:02) |
|||
Спасов | 269 км | 3:30 | |
Спасов — Малько (3 км; 0:02) |
|||
Малько | 273 км | 3:32 | |
Малько — Апшеронск (2 км; 0:01) |
|||
Апшеронск | 275 км | 3:34 | |
Апшеронск — Зазулин (11 км; 0:08) |
|||
Зазулин | 286 км | 3:42 | |
Зазулин — Краснооктябрьский (29 км; 0:19) |
Краснодарский край — Адыгея | ||
Краснооктябрьский | 316 км | 4:02 | |
Краснооктябрьский — Майкоп (3 км; 0:01) |
|||
Майкоп | 318 км | 4:04 | |
Майкоп — Пролетарский (8 км; 0:05) |
|||
Пролетарский | 326 км | 4:09 | |
Пролетарский — Грозный (4 км; 0:02) |
|||
Грозный | 331 км | 4:12 | |
Грозный — Ярославская (22 км; 0:14) |
Адыгея — Краснодарский край | ||
Ярославская | 353 км | 4:27 | |
Ярославская — Северный (9 км; 0:05) |
|||
Северный | 362 км | 4:33 | |
Северный — Вольное (13 км; 0:09) |
Краснодарский край — Адыгея | ||
Вольное | 375 км | 4:43 | |
Вольное — Ходзь (13 км; 0:08) |
|||
Ходзь | 387 км | 4:51 | |
Ходзь — Мостовской (12 км; 0:08) |
Адыгея — Краснодарский край | ||
Мостовской | 400 км | 4:59 | |
Мостовской — микрорайон Энергетиков (5 км; 0:03) |
|||
микрорайон Энергетиков | 405 км | 5:03 | |
микрорайон Энергетиков — Центральный (11 км; 0:07) |
|||
Центральный | 415 км | 5:10 | |
Центральный — Шедок (9 км; 0:05) |
|||
Шедок | 424 км | 5:16 | |
Шедок — Псебай (5 км; 0:03) |
|||
Псебай | 430 км | 5:20 | |
Псебай — Андрюки (6 км; 0:03) |
|||
Андрюки | 436 км | 5:23 | |
Андрюки — Солёное (10 км; 0:07) |
|||
Солёное | 446 км | 5:31 | |
Солёное — Курджиново (12 км; 0:07) |
Краснодарский край — Карачаево-Черкесия | ||
Курджиново | 457 км | 5:38 | |
Курджиново — Псемён (2 км; 0:01) |
|||
Псемён | 459 км | 5:39 | |
Псемён — Преградная (19 км; 0:12) |
|||
Преградная | 478 км | 5:52 | |
Преградная — Кобу-Баши (14 км; 0:09) |
|||
Кобу-Баши | 492 км | 6:02 | |
Кобу-Баши — Сторожевая (13 км; 0:08) |
|||
Сторожевая | 505 км | 6:10 | |
Сторожевая — Зеленчукская (9 км; 0:06) |
|||
Зеленчукская | 515 км | 6:17 | |
Зеленчукская — Даусуз (11 км; 0:09) |
|||
Даусуз | 526 км | 6:26 | |
Даусуз — Нижняя Ермоловка (4 км; 0:05) |
|||
Нижняя Ермоловка | 530 км | 6:31 | |
Нижняя Ермоловка — Нижний Архыз (12 км; 0:11) |
|||
Нижний Архыз | 542 км | 6:42 | |
Нижний Архыз — Архыз (25 км; 0:25) |
|||
Архыз | 568 км | 7:08 |
Что интересного на маршруте
Лагонакское нагорье, включая Фишт-Оштенский массив, является
уникальным природным комплексом, характеризуется чрезвычайно
высоким ландшафтным и биологическим разнообразием и по многим
показателям не имеет аналогов в России. Это самая западная
высокогорная часть Главного Кавказского хребта, представляющая
собой обособленную горную систему, расположенную в междуречье рек
Белая, Пшеха и Шахе.
Своеобразие ландшафтов обусловлено мощным развитием поверхностных
и подземных форм карста. Здесь насчитывается около 130 пещер,
многие уникальны для России («Парящая птица», «Абсолютная»,
рекордная по глубине России «Крестик друзей» и др.).
Лагонакское нагорье – один из самых влажных районов Кавказа,
здесь выпадает до 3 тыс. мм осадков в год. Это, наряду с
существующими карстовыми озерами, в том числе под-земными,
формирует условия для образования истоков рек, являющихся
источником питьевой воды для целого региона. На Фишт-Оштенском
массиве находятся самые западные ледники Большого Кавказа, а
также один из самых низко расположенных ледников в Европе.
В ботаническом отношении этот район уникален – это один из
центров формирования видового и формового разнообразия Кавказа.
Для растительности нагорья характерны высокий эндемизм и
богатство флоры, что объясняется природной изоляцией,
своеобразным известковым субстратом, распространенными карстовыми
явлениями и геоботаническим положением. Здесь зарегистрировано
более 700 видов сосудистых растений, из которых около 25%
являются эндемиками, причем 22 вида – узкорегиональные, а 4 –
локальные эндемики. Массив является также одним из рефугиумов
реликтов третичного периода. Видовое богатство альпийских
фитоценозов нагорья превышает богатство сообществ, описанных на
аналогичных местообитаниях в других районах заповедника.
Современный вариант прохождения маршрута
Сегодня 30-й маршрут можно пройти добравшись на автомобиле до Яворовой поляны и отсюда начать движение по хорошо промаркированной тропе к приюту Фишт. Переночевать можно в домиках на приюте, но лучше взять с собой палатки, так как количество мест в приюте ограниченно и стоит денег.
Можно пойти в некоммерческий поход «Через горы к морю» с небольшой группой энтузиастов.
Прежде чем планировать поход, убедитесь, что маршруты по Кавказскому заповеднику открыты. Информацию можно получить на официальном сайте заповедника.
Современные варианты маршрутов через горы к морю
Ссылки на сайт с полным описанием и картой маршрута.
- № 3 «Через горы к Черному морю, через приют Фишт» — та же тридцатка.
- № 2 «Через горы к Черному морю, через приют Водопадный»
- № 8 «Через перевал Аишха к Черному морю»
День 6. Солох-Аул — морько!
С утра нам остается лишь небольшой марш-бросок до Солох-Аула, который занимает у нас порядка 2 часов ходу по хорошей, утрамбованной дороге, местами напоминающей тоннель в страну чудес.
В Солох-ауле я прощаюсь со своими боевыми треками LOWA, верой и правдой служившими мне летом и зимой, на Алтае, на Байкале, в Хибинах и много где еще. Кавказ их доконал, но они прожили достойную жизнь!
На входе в Солох-аул нас, в последних сухих и чистых футболочках, надетых по случаю окончания маршрута и выхода к морю, в последний раз окатывает дождем. Мы бежим прямиком на автобусную остановку. Солох-аул считается родиной краснодарского сорта чая, здесь даже есть что-то вроде музея с дегустационным залом, однако же мы отметаем вариант с культпрограммой. Только к морю! Ожидаем автобуса в Дагомыс.
Этот пес встретил нас на входе в Солох-аул и проводил до самой остановки, за что был вознагражден сарделькой с хлебом.
К вечеру того же дня нас ждало оно. Морько!!! В далеких горах грохотал гром и сверкали молнии. А мы наслаждались теплым (и сухим!) адлерским вечером. И только краешком мысли думалось о туристах, мокнущих в горах. Ну, во всяком случае, у них море еще впереди! А мы свое морское счастье честно заслужили)
День 1: Краснодар — КПП Лаго-Наки — Абадзешский перевал — лагерь на р. Армянка
В ночь с 3 на 4 августа 2012 уже сработанным туристическим коллективом (вернее, его костяком в составе 4 человек) отбыли из Пулково в Краснодар.
В аэропорту нас встретил таксист самого обычного краснодарского такси. Найти иные способы заброски на маршрут нам не удалось; впрочем, ценник за заброску четырех туристов с объемными рюкзаками в соседний Майкопский район оказался, на наш взгляд, не слишком зверским: меньше 4000 р. (только заказывать такси надо заранее, в самом аэропорту цены будут названы уже другие).
Дорога до КПП Лаго-Наки занимает примерно 4 часа. Около 16:00 достигаем отметки в 1750 м над уровнем моря и упираемся в шлагбаум. Одновременно начинается ливень.
КПП — избушка с навесом. Прячемся под навес, оформляем документы, оплачиваем пропуска в заповедник. Весь наш путь будет пролегать по Кавказскому биосферному заповеднику, со всеми вытекающими ограничениями. В частности, запрещены костры, валка леса, ловля пушнины и прочие митинги «сбор дикоросов».
«Можно мы у вас переждем, чтоб под дождь не выходить? — Долго ждать придется… циклон пришел, дней на десять…» — Очччерт. Кто тут мечтал о солнечной прогулке в горах? Впрочем, Гидрометцентр предупреждал:
Выждав момент, когда дождь стал потише, выступаем. И тут наверху кто-то включает слив. Ливень припускает с такой силой, что идем, преодолевая сопротивление стенки из воды и ветра. Брюки сразу насквозь, холодно и мерзко облепили тело. Ботинки полны воды, залившейся через верх. Глаза на дорогу не поднять — хлесткий дождь потоками омывает лицо. Смотришь строго под ноги из-под слипшихся ресниц. Ливень сменяет бомбардировка среднекалиберным градом. Шумовое сопровождение — громовые раскаты в горах — внушает почтение. Лишь убедившись, что ни нитки сухой не осталось, стихия успокаивается на моросящем дожде.
Выходим на плато Лаго-Наки. Тропа местами шириной с грунтовку, местами петляет и разветвляется в густой траве. Проглянет солнце — в куртках жарко, скроется — холодно. Переодеваемся на ходу:
Обзор — на 360 градусов, вид — довольно однообразный. Но, поскольку я не Пришвин, то пусть об этой местности лучше расскажут фото:
плато Лаго-Наки
Вышедшему солнышку — рады!
Подходим к Абадзешскому перевалу. Набор высоты тут совсем нерезкий, сам перевал обрамлен невысокими холмиками с отметкой тропы.
Абадзешский перевал. Лаго-Наки
Абадзешский перевал. Лаго-Наки
Отсюда впервые открывается вид на вершину Оштен.
Вид на Оштен
Дальше идем по ровному и преимущественно вниз. Но все равно: идти по раскисшей от дождя и размешенной лошадьми тропе с непривычки тяжеловато. Скользко. Грязны и мокры по пояс. На горизонте слева — могучие трехтысячники.
Лаго-Наки, вид на горы
Лаго-Наки
Лаго-Наки
К закату выходим в долину реки Армянки (она же — Гузерипль). Здесь уже стоит довольно большой туристический лагерь с однотипными палатками. Видно, этот лагерь стоит тут весь сезон, от и до. Подходят егери и просят предъявить документы.
Река Армянка — тонюсенький ручеек. Даже чистой воды зачерпнуть котелком получается не везде — только на перекатах. И вот в этом тонком ледяном ручейке (очень похоже на отключение воды в городе!), омываем телеса и стираемся. Палатки поставили на пригорочке, поодаль от остальных. Ночь обещала быть ясной и лунной.
Среди ночи просыпаемся от того, что буквально разверзлись небеса. Молния сверкает — такое ощущение — прямо за тентом палатки. «Какого черта я тут делаю?..» При каждой вспышке палатка празднично подсвечивается (спасибо, что не вспыхивает). «А кто вообще все это придумал?» (знаковый вопрос, рано или поздно звучит в каждом нашем походе). «Отлично, мы еще и на лысом пригорке!» Раскаты грома перекатываются по долине от края до края и сотрясают палатку. «Испепелит к чертям…» Вообще, такие экзистенциальные откровения НУЖНЫ каждому офисному работнику. Чтобы лучше понять ценность жизни вообще и сухой постельки под крышей в частности. Теплый офисный стул, кофе с печеньками, интернет — ау, где вы? Неужели все еще в одной со мной Вселенной? И никакие заваленные ки-пи-аи, никакие рабочие факапы по адреналину и близко не сравнятся с непосредственной угрозой быть погребенным в обвале или пришибленным молнией здесь и сейчас. Беззащитен и слаб человечишка — в коконе спальника под тонким полотном палатки — в масштабе гор и стихии! Для них что ты, что вон тот раздавленный муравей — одна фигня. И это осознание как-то особенно бодрит.
День 3. Кордон Умпырь — 30-ый километр»
Протяженность участка: 8 км
Вертикальный набор по Google Earth: +200 м.
Ходовое время: 3 — 4 часа
Несомненно этот день — самый легкий в походе. Благодаря небольшому километражу до следующей стоянки и относительно простой тропе с минимальным набором высоты этот день целесообразно использовать как отдых, «полудневку», как говорят спортивные туристы. Можно смело высыпаться хоть до обеда, ведь идти до лагеря «Тридцатый километр» не больше четырех часов!
Выйдя из лагеря на кордоне Умпырь старайтесь не шуметь и идти тихо. Здесь, в лесу выше кордона, одно из любимых мест зубров и есть шанс встретить этих великанов! Крутые склоны отходят от реки, ущелье расширяется, Идём по «мишкиному лесу» под утреннее пение птиц словно в парке гуляем! бинокль в руке. По словам егерей встреча с зубром очень вероятна! Место и время для гармонии и умиротворения.
В первой половине лета, когда все ручьи полны воды, брод через речку с забавным названием Кочерга — первое место, где в этот день могут понадобиться телескопические палки для того, чтобы безопасно перейти на другой берег. В месте впадения ручья в Лабу большая галечная поляна. Прекрасное место для отдыха. Можно даже позагорать. Только течение очень сильное, будьте осторожны. Если с вами дети — обязательно объясните им, что в воду заходить запрещено и внимательно следите за ними.
После Кочерги тропа снова ныряет в тенистый еловый лес. Здесь не так жарко даже в полуденный зной. До стоянок «Тридцатый километр» от Кочерги всего около полутора часов ходу по отличной тропе. Легкий и прекрасный день в самом сердце Кавказского заповедника!
На подходах к стоянке долина резко расширяется, кругом следы войны. В июле 1942 года здесь проходила линия обороды. Немцы поднимались снизу вверх по ущелью, а советсткие солдаты обороняли подступы к перевалу, заходя сюда из Красной Поляны.
Вот как может выглядеть «правильный» тайминг этого дня:
- Подъем: в любое время
- Выход: не позднее 15:00
- Река Кочерга — полтора — два часа ходу от кордона Умпырь
- Стоянки «30-й километр» — полтора часа ходу от реки Кочерга
ВЫВОДЫ
Полное отсутствие сотовой связи на маршруте и относительная малололюдность не позволяют рекомендовать этот маршрут в качестве первого горного похода для начинающих туристов. В случае несчастного случая помощь можно ждать несколько дней
Совсем начинающим туристам советую обратить внимание на маршруты через Бзерпинский карниз.
При этом шикарная тропа с маркировкой, оборудованными стоянками с навесами и отсутствие технически сложных участков делают этот маршрут прекрасным вариантом для туристов имеющих опыт автономных пеших походов. Смело рекомендую этот маршрут в качестве простого, комфортного и красивого недельного маршрута по Кавказу, в который можно брать даже детей.
Прекрасная идея для формата «поход + море»
Неделю идёте по горам, а заканчиваете на побережье Чёрного моря. Ещё вариант: пока мужчины идут через горы, жены с детьми могут заранее прилететь в Сочи. Другой маршрут для реализации этой же идеи — походы по Фишт-Оштеновскому массиву и нагорью Лагонаки со спуском к морю.
Бюрократические сложности при подготовке и организации похода не смертельны. Погран-пропуск для гражнан РФ не требуется, а билеты в заповедник можно приобрести по приезду, в конторе заповедника в посёлке Псебай или в Красной Поляне. Не забудьте также зарегистрироваться в МЧС! Еще раз ссылка на .
Если по каким-либо причинам вы не готовы пройти поход самостоятельно, рекомендую ребят из Краснополянского горного клуба. Они организовывают походы не только по этому маршруту, но и много что еще в окрестностях Красной Поляны.
Правила нахождения на территории Кавказского биосферного заповедника
Дорогие друзья! Отправляясь в поход постарайтесь не оставить после себя ничего, кроме следов на тропе. Соблюдайте экологический кодекс туриста!.