Как я потратил 15 000 рублей, чтобы прокатить семью на поезде с паровозом, а он не пришел

Содержание

Получаса не хватило

Поезд, состоящий из тепловоза и двух вагонов, отправился точно по расписанию в 9:25 и, сделав две остановки, в 10:08 прибыл на станцию Куженкино, где была запланирована получасовая стоянка. Пока ехали, начальник поезда рассказал о ретро-проекте, истории БПЖД и извинился за отсутствие паровоза. От него я узнал, что дорогу строили в самом начале 20 века на французские деньги как часть магистрали Бологое – Седлец (Польша) для ведения военных действий Россией против Германии и Австро-Венгрии.

На станции Куженкино из поезда вышло, по моим оценкам, человек 50. Стало ясно, сколько людей приехали в этот день сюда ради ретро-поезда. Честно говоря, я не думал, что будет столько народа. Все же уже октябрь.

Кто пользовался в этот день поездом для обычной пригородной поездки, остались сидеть по вагонам. Экскурсия вышла довольно сумбурной. За полчаса не просто показать группе в 50 человек весь станционный комплекс. Нас пустили посмотреть здание вокзала четвертого класса, где сохранились зал ожидания со старинными лавками и необычным устройством – колонной для питья, багажное помещение, комната дежурного по станции… Мы сходили в отдельно стоящий керосиновый погреб, водонапорную башню, а детям разрешили перевести стрелку.

Если бы наш поезд был, как и положено, под паровозом, нам еще успели бы показать заправку паровоза водой. Но тепловозу это не требовалось. Так что ровно спустя 30 минут мы отправились дальше.

Куженкино меня впечатлило. 30 минут здесь очень мало. Тут бы экскурсию на час-полтора провести. Но, увы, это невозможно. Тормозить здесь паровозу на более длительное время было бы совсем негуманно по отношению к тем пассажирам, кто едет на поезде не ради ретро-состава, а по своим делам. Кстати, мне рассказали, что в другие дни станционный комплекс закрыт. Его открывают лишь на полчаса во время субботней экскурсии.

Как паровоз тащил за собой тепловоз

Вокзал в Осташкове ужасен. Привокзальная площадь тоже. Заняться нечем, сувениры не продают, никакой культурной программы для приехавших на два часа в город туристов не предусмотрено, хотя в городе есть, что посмотреть, на это время. Но весь досуг гости должны организовывать себе сами (местное такси с ценником в 100 рублей по городу – в помощь).

Мы свои два часа до внезапно наметившейся обратной поездки потратили на заселение в арендованный дом. В 14:50 были уже на вокзале. Но поезд опять стоял под тепловозом… Я заволновался, но вдали показался паровоз серии Л, построенный в 1951 году. Тепловоз надо было вернуть в Бологое, поэтому решили, что было бы глупо, если бы он ехал сам, вот его и подцепили, чтобы перегнать под паровозной тягой.

К сожалению, назад в этот день возвращалась малая часть приехавших в Осташков туристов, так что насладиться паровозом могли не все. Вот он подъезжает, подцепляется, гудит, распуская «усы». Вокруг суетятся счастливые дети и их родители, все радостно фотографируются.

«О, понабежало. По улицам слона возили. Увози их скорей», – недобро говорит машинисту дежурная по станции. Но тот, кажется, назло ей, пускает нескольких ребят в паровозную будку ради эффектных кадров.

Ровно в 15:07 раздается громкий, ни с чем не сравнимый паровозный гудок, который слышно на километры от станции, и паровоз плавно трогается. В отличие от гладкого хода тепловоза, паровоз следует с небольшими подергиваниями, так что мы быстро проваливаемся в сон. На станции Черный дор нас вновь встречает Алексей, где делает очередную гениальную фотографию, как он умеет.

Вместо послесловия

Люди, которые придумали этот проект, и добились того, чтобы Бологое-Полоцкую железную дорогу перестали разбирать и придали ей статус заповедной, которые уговорили руководство железной дороги запустить ретро-поезд, уже вошли в историю. В Европе маршруты под паровозом давно собирают десятки тысяч туристов в год. У нас это только зарождается, и происходит это именно здесь.

То, что я увидел, вызвало у меня восторг по всему, что связано с железнодорожной частью, но, если организационные провалы будут повторяться, то проекту не грозит долгая и счастливая жизнь. Изменение расписания в угоду иностранцам, поломка паровоза – все это ударяет по тем людям, которые решились припереться в глушь, приехать рано утром в субботу в Бологое, потратив немалые деньги на билет.

МТППК, если у вас что-то идет не по плану, используйте все каналы оповещения, включая сайт и соцсети, а лучше и объявления на вокзалах (а еще лучше, имейте запасной паровоз)! Если вы меняете расписание, предупреждайте сильно заранее. Научите проводников быть вежливыми не только по субботам и не закрывайте вентиляцию на зиму!

Кстати, знаете, что мне ответили в официальном сообществе МТППК о причинах сбоев? А вот что:

То есть они даже не знали, что в обратную сторону паровоз-таки пришел! Кстати, честь и хвала причастным к этому, потому что забить и ничего не предпринять было бы проще.

Осташковские власти и предприниматели! Вам паровоз людей привозит на срок от двух часов до суток. Ну сделайте для них что-нибудь! Обзорную экскурсию, лавку с сувенирами (у вас же классные пряники хлебозавод печет), что-то еще. Возите их в Нилову пустынь из Черного дора, в конце концов, успеть-то можно! И тогда проект заиграет новыми красками, а турист потянется еще активнее.

Еще немного фотографий со станции Осташков:

Виды из окон поезда:

И немного Ниловой пустыни – главной достопримечательности озера Селигер:

Нас догоняет паровоз

Уже в вагоне к нам присоединились еще четыре человека. Они рассказали, как приехали специально из Твери, чтобы прокатиться под паровозом. В Бологое они стояли на платформе возле нашего поезда и ждали, когда же появится паровоз. Ждали до тех пор, пока не поняли, что только что ушедший у них из-под носа состав – это и был их поезд на Осташков, который почему-то вез тепловоз. Пришлось искать такси и догонять.

Сразу после Куженкино поезд пошел ощутимо медленнее, колеса стали издавать характерное постукивание. Кончился «бархатный путь», сказал кто-то из попутчиков. Так называют бесстыковую систему укладки рельс. Я сперва не поверил, что здесь в глухих лесах, где ходит пара поездов в день, могут быть новые пути. Но мне объяснили, что сразу за Куженкино в сторону уходит загадочная линия. Если смотреть по карте, то она обрывается просто где-то в лесу.

На самом деле, там не просто лес, а военная авиабаза «Хотилово». По официальной информации, это авиабаза, которая обеспечивает защиту центрального региона, в том числе Москвы, а военные на ней находятся в постоянной боевой готовности. По неофициальной версии, там же частенько бывает Владимир Путин и иногда пользуется железнодорожным транспортом. Якобы там у него есть какие-то объекты для отдыха. По крайней мере, так рассказывали мужики в вагоне.

Чтобы скоротать время, мы взялись пить чай. Кипяток в титанах здесь не ограничен, а кружки и чайные пакетики мы взяли с собой. Правда, по субботам в вагонах работает девочка, которая предлагает купить чай у нее, но в бумажных стаканах. В другие дни такого сервиса нет. Но чай из стаканчиков в поезде – это не по-нашему. По-нашему вот так:

Сервис в субботу, когда идет ретро-поезд, и в другие дни отличается довольно сильно. Те же вагоны, те же проводники, но… Я ехал обратно в воскресенье и заметил, что начальника поезда уже нет, проводники не объявляют названия станций, даже титан с кипятком – и тот в моем вагоне в воскресенье уже не работал, приходилось бегать в соседний.

Проводница рассказала мне, что сидячих мест в двух вагонах всегда всем хватает. Что с ними довольно часто ездят иностранцы, но «сегодня, слава богу, нет, иначе какой позор – паровоз не пришел». А вот неделю назад как раз была большая группа немцев. Из-за них-то расписание и поменяли: все равно экскурсию на русском они не поняли бы, а так была возможность сделать более продолжительные остановки в других местах.

«А как же российские туристы, приехавшие из Москвы и Петербурга? Они остались без экскурсии, получается?» – задал я риторический вопрос. Иностранцы у нас ценятся выше.

Довольно быстро в вагоне стало душно. Я спросил, есть ли вентиляция. «Есть, но закрыта на зиму, – ответила проводница. – В вагоне же не жарко».

Я не стал вступать в дискуссию и объяснять, что духота и температура воздуха – разные вещи, не всегда они зависят друг от друга и что дышать надо вне зависимости от сезона. Поэтому просто приоткрыл окно.

Ровно в 13:07 поезд прибыл в Осташков. На платформе меня встречал мой коллега, автор канала «Заповедная магистраль» Алексей Алексеев. Мало кто знает, что во многом благодаря ему и Алексею Вульфову вообще стал возможен этот проект ретро-поезда. На вокзале в Куженкино висят стенды с фотографиями Алексеева.

Пока мы ехали, Алексей уже выяснил, что паровоз починили, и что он идет следом, чтобы порадовать-таки тех, кто запланировал на сегодня обратное путешествие из Осташкова в Бологое. У нас планов ехать назад не было. Но мне было обидно, что я привез родственников в такую даль ради паровоза, а он не пришел. Поэтому решили все же прокатиться полчаса в обратную сторону до остановки Черный дор, а оттуда вернуться в Осташков на машине.

Куда делся паровоз, никто не знал

Между прибытием «Сапсанов» и отправлением на Осташков у нас было полчаса, так что я сразу пошел в пригородную кассу, чтобы купить билеты на пригородный поезд. Один взрослый билет Бологое – Осташков стоит 295 рублей в одну сторону. Билет до Великих Лук обойдется в астрономические для пригородного поезда 826 рублей 50 копеек (примерно столько стоит плацкарт до Великих Лук из Москвы). К стандартному билету по субботам дают буклет с информацией о БПЖД, сувенирные магнитик и билет, имитирующий дореволюционный. Оплатить покупку можно картой.

Перед кассой наблюдался ажиотаж: «Мне на паровоз», «Ой, и ребенку дайте буклет, он у нас фанат, специально приехали», «Какие молодцы, какие красивые билеты».

Поезд Бологое – Осташков подали быстро. Два сидячих вагона были выкрашены в зеленые цвета, имитирующие советскую окраску. К вагонам были прикреплены не используемые на современных поездах маршрутные таблички. Над номером вагона нанесен герб и буквы БПЖД.

Это были вагоны 1970-х годов, которые повсеместно еще используются на нашей железной дороге, как в пригородных поездах, так и в поездах дальнего следования. Я люблю установленные в них удобные кресла с хорошо откидывающейся спинкой. Сидеть в таких креслах намного приятнее, чем в «Сапсане» и «Ласточке», не говоря уж про самолеты.

На посадке нас встречали проводницы и начальник поезда – харизматичный мужчина лет семидесяти – одетые по форме 1960-х годов. Заняв места во втором вагоне и рассадив родственников, я пошел фотографировать подцепку паровоза… Но вместо него прошел обычный тепловоз ТЭП-70. Куда делся паровоз, никто не знал. Проводники и начальник поезда разводили руками: за год такое первый раз. В моем вагоне, помимо множества индивидуальных туристов, ехала туристическая группа человек на 20. Их руководитель и сами экскурсанты, кажется, расстроились. Они тоже приехали сюда ради него.