Чуфут-кале

Содержание

Инфраструктура места

Монастырь

Свято-Успенский пещерный мужской монастырь, возведённый в VI-VII вв. византийцами – первая достопримечательность, которая предстаёт перед туристами по пути к Чуфут-Кале. Путешественники могут посетить церковь и набрать воды из святого источника.

В пешей доступности от монастыря можно обнаружить старое мусульманское кладбище. У подъёма к городским стенам находится потайной осадный колодец Тик-Кую.

Сувенирные лавки

На площади, откуда берёт начало подъём на плато, расположены многочисленные сувенирные лавки, где можно приобрести небольшие сувениры, чеканную посуду, целебные травы Крыма и мн. др.

Как добраться до Чуфут-Кале. Карта (схема) Чуфут-Кале

Читать сначала: Пещерный город Чуфут-Кале: исторический очерк
Читать: Успенский
монастырь

Пещерный город Чуфут-Кале расположен в 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея.
В этот район можно добраться городским транспортом до конечной остановки «Староселье».

Данный маршрут проходит по старой части города Бахчисарая, по обрывистому каньону реки Чурук-Су,
название которой переводится как Гнилая вода.

Эта дорога интересна как в историческом аспекте, так и чисто созерцательном.
Вскоре за дворцом-музеем, с правой стороны будет расположена мечеть Токтлы-джами,
датируемая началом XVIII в. Дальше, в самом узком месте долины у автобусной остановки «Скала», в обрыве
справа открывается вход в ущелье Кровавое или Канлы-Дере. Это узкое ущелье с отвесными склонами.
А с левой стороны, непосредственно под скальным навесом, расположена
Старосельская стоянка — являющаяся памятником каменного века. Она относится к позднемустьерской эпохе,
а ее возраст оценивается в 50-35 тыс. лет до нашей эры.

В Староселье, предместье Бахчисарая, находятся поселения тавров и поздних скифов. В этом месте,
которое раньше называлось Салачик (Деревенька), соединяются четыре ущелья:
верховья Чурук-Су, Марьям-Дере, Ашлама-Дере (Биюк-Ашлама) и балка Осипова
(Кучук-Ашлама).

От конечной остановки маршрутного такси «Староселье» начинается пешеходная
часть маршрута, длинной около 1,5 км. Сначала путь лежит в ущелье Марьям-Дере
открывающееся справа. Его название происходит от имени Богородицы, почитавшейся также и мусульманами как мать пророка
Исы ибн Марйам, то есть Иисуса, сына Марии, предшественника Мухаммеда. Здесь, на пространстве протяженностью около 2 км
и при ширине долины до 500 м, расположены: мусульманские мавзолей, медресе и кладбище, православный монастырь, раннесредневековый некрополь христианизировавшихся гото-алан и караимский
иудейский некрополь. Все они еще расположены за пределами Чуфут-Кале.

Постепенно прижимающаяся дорога к нависающей над ней скальной стене, примерно через 10 минут ходьбы приводит к
Успенскому монастырю. А слева внизу, на дне ущелья, находится усыпальница основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея и его сына и наследника Менгли-Гирея. За
Успенским монастырем дорога сначала спускается в старую ореховую рощу и затем по
балке Марьям-Дере ведет вверх непосредственно к Чуфут-Кале.


Условные обозначения:

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер, которые выполняли
    оборонительную функцию во время нападения врагов. Возможно, тут был
    пещерный монастырь в дотатарский период.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, монетного двора и мечети.
  9. Молитвенные дома караимов: Малая и Большая кенасы.
  10. Южный склон плато.
  11. Орта-Капу — ворота средней оборонительной стены.
  12. Ча-Борю — Усадьба Соломона Бейма.
  13. Чауш-Кобасы или «пещера
    начальника» — богатая усадьба с хозяйственными пещерами.
  14. Остатки бани.
  15. Биюк-Капу — Большие или Восточные ворота.
  16. Двойной ров, по внешнему краю которого дорога идет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога ведущая к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов
    императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба караимского историка А. Фирковичу (XIX век).
  20. Вход в пещеру, которая была соединена с потайным колодцем.

Ниже приведена карта-схема окрестностей пещерного города Чуфут-Кале.

Прогулка по пещерному городу

Экскурсии начинаются с Малых (Южных) ворот с массивными дубовыми дверями, к которым ведет мощеная дорога, порядком разрушенная. Малые ворота расположены таким образом, что не просматриваются с дороги. Их можно увидеть, только оказавшись прямо перед ними.

Второй вход — через Верхние ворота, у которых туристов встречает охранник. Этот путь подходит тем, кто не хочет преодолевать пешеходный маршрут и подниматься по достаточно крутому склону к Южным воротам. Билеты можно купить в кассах, которые установлены у обоих ворот.

Сколько стоит вход на Чуфут-Кале? Стоимость билетов представлена в таблице (цены указаны в рублях на период с 1 апреля 2017 по 31 декабря 2017 г.):

Для взрослых Для детей 16-18 лет и учащихся Для пенсионеров Отдельное экскурсионное обслуживание
Вход 200 100 150
Экскурсия 100 100 100 1500 (группа до 10 чел.)
Всего: 300 200 250

Объект можно посещать с 9 до 16 часов. Экскурсионное обслуживание не является обязательным, за исключением детских организованных групп в возрасте до 16 лет.

С детьми какого возраста можно отправляться на экскурсию в Чуфут-Кале? Если учесть, что маршрут достаточно большой (сюда обычно едут на целый день) и приходится много ходить пешком, то возраст ребенка должен быть соответствующий. Если ребенок в 6-7 лет активный и любознательный, хорошо развит в физическом отношении, то почему бы не свозить его в такое интереснейшее место.

Карта пещерного города Чуфут-Кале

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.

Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.

Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

«Пещерный город» иудеев — Чуфут-Кале

Одним из первых в списке самых интересных «Пещерных городов» Крыма является Чуфут-Кале — средневековый город-крепость, расположенный в 2,5 км к востоку от г. Бахчисарая у села Староселье, которым управляла Джанике, крымская правительница и по совместительству дочь Тохтамыша. Общая площадь его составляет 460 тыс. м2.

История Чуфут-Кале должна заинтересовать туристов количеством осад, которые крепость пережила за всё время её существования. Поселение упоминается в 1254 году как Кырк-Ер или Кырк-Ор, на месте которого, предположительно, был византийский город, возникший в V — VI веках. Крепостью правили предшествующее поколение Джанике, в нём же она прятала своего брата Кадыр-Берды от Едигея, её мужа и по совместительству ордынского полководца. Выжив, брат стал ханом Золотой Орды и пошёл в битву с Едигеем, в ходе которой погибает сам муж Джанике, а позже и её брат.

Это привело к тому, что дочь Тохтамыша взошла на престол и в будущем поддерживала Хаджи Герая в борьбе с потомками Тохтамыша. После смерти правительницы, через четыре года Хаджи Герай основывает Крымское Ханство, а Кырк-Ер становится его первой столицей, в которой он устроил свою резиденцию. В начале XVI века возводиться Бахчисарай, куда хан со свей свитой переезжает, а за ними почти все мусульмане. Ханы ещё долго пользовались крепостью как оружейным складом и убежищем на случай междоусобиц, а оставались жить там в основном караимы и немного крымчаков.

После того, как Крым был присоединён к Российской Империи, караимы и крымчаки стали уходить из крепости, из-за чего город опустел, а к концу XIX века в нём была лишь семья смотрителя. С октября 2015 года «Пещерный город» Чуфут-Кале становится объектом культурного наследия и большинство людей наслаждаются его красотой, необычностью и историей.

Чуфут-Кале – по следам прошлого

Поднимаясь к пещерной крепости по каменистому серпантину, наблюдательный туристы замечают, что возводя Чуфут-Кале старинные зодчие продумали каждую мелочь.

Не пренебрегли они и дарованными природой преимуществами, о чем свидетельствует даже древняя дорога. Приближаясь к городу, неприятель вынужден был поворачиваться к защитникам крепости незащищенным боком.

Тем же, кому удавалось пробить толстые ворота, предстояло решить очередную сложную задачу. Ведь вместо ожидаемого прохода их встречал «каменный мешок» – ловушка, со стен которой штурмующих было приятно и легко расстреливать.

Интерес вызывает и внутреннее устройство города, разделенного стеной с запираемыми вратами на отдельные части. За ними осажденные могли отсидеться во время штурма и попытаться выторговать максимально выгодные условия сдачи крепости. Историки утверждают, что во времена особо крупных нашествий в Чуфут-Кале стекалось население близлежащих мелких поселков, рассчитывая на защиту его крепких стен.

Экскурсия в Чуфут-Кале

Пещерный оборонительный комплекс сегодня представляет огромный интерес, как для путешественников, так и для историков, археологов. По факту это огромная каменная книга, состоящая из отлично сохранившихся скальных и наземных строений, выполнявших в свое время то или иное предназначение. По типам зданий, планировке предоставляется возможность определить все этапы развития, падения, народы, проживающие на территории когда-то великого города.

С южной стороны обнаруживаются античные поселения, предположительно первых веков нашей эры. В основном это скальные полости, на территории которых четко просматриваются черты храмовых комплексов, помещений жилого и подсобного назначения. В общей сложности это порядка 150 гротов, пещер разного размера, формы, качества обработки стеновых поверхностей, «оконных» и «дверных» проемов.

С первого взгляда все они напоминают пчелиные соты. Располагаются они в скалах, друг над другом в несколько ярусов. С другой стороны их вполне можно назвать своеобразным «высотным домом». Что касается наземных строений, то практически все они разрушены, практически полностью. Правда есть и уцелевшие экземпляры – мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его возвели примерно на 1000 лет позже, чем пещерные сооружения.

Пещерный город Чуфут-Кале

На восточной стороне расположились строения, относящиеся к 6 – 8 столетиям. В основном все они наземного типа, как правило – человеческие дома, кенассы караимов. Стоит отметить примечательную особенность: Граница Нового и Старого города – внушительная десятиметровая крепостная стена, массивными, к сожалению, сегодня  частично разрушенными башенными возвышениями, воротами, выполненными в форме арки (Орта-Капу).

Среди так называемых «новых построек» можно встретить и достаточно древние строения, например, погребение, до сих пор остающееся загадкой для ученых. Состоит из огромных каменных плит. Большинство туристов главной достопримечательностью этого места считают Мавзолей Джаныке-Ханым, с прахом наследницы хана Тохтамыша.

Экскурсию по античному пещерному городу Чуфут-Кале можно организовать самостоятельно, но я рекомендую воспользоваться услугами опытного гида и купить экскурсию. Поверьте, так будет намного интереснее, время, проведенное здесь, не пройдет даром. Возможно, успеете посетить и другие, близлежащие достопримечательности. Например, пещерный монастырь Качи-Кальон.

Пещерный город Чуфут-Кале

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом

Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей. 

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию. 

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу. 

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом». 

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Что осталось из прежней истории Чуфут Кале

Но современный турист все же имеет возможность полюбоваться немногими дожившими до наших дней строениями: пещерные хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей ханской дочери 1437 года постройки, две кенассы , жилая усадьба и монетный двор. Руины домов и других зданий стоят, присыпанные землей и пылью. Однако некоторые дома сохранились идеально: с оградками, ставнями и балкончиками. Из сохранившихся зданий несложно составить картинку, как выглядел город, понять планировку улиц и дорог. И хотя это лишь малая часть былого величия города-крепости, но даже по ней можно понять, насколько процветающим и важным городом был Чуфут-Кале.

Особое впечатление даже на бывалого туриста произведут вырубленные в скале пещерный комплекс и остатки пещерной церкви. Конечно, увидеть ее в первозданном виде невозможно, но на стенах есть нацарапанные кресты, которые все еще можно разглядеть. Сам пещерный комплекс некогда был монастырем, который впоследствии опустел и был покинут монахами. Пустые и безлюдные пещеры простояли долгие годы, пока памятник не открыли для туристов.

Немного истории

История пещерного города Чуфут-Кале начинается предположительно в V-VI в., когда в этой местности обосновались византийцы. Первое упоминание о городе, именовавшемся тогда Кырк-Ор (тюркск. – «сорок замков»), датируется 1254 г. Современное название пещерного города переводится на русский язык с крымско-татарского как «Иудейская крепость».

В XIII-XIV вв. поселение имело статус центра небольшого княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды, а позже стало частью Крымского ханства.

Известно, что с XIV в. на территории пещерного города начали селиться караимы, которые у XVII составляли бóльшую часть его населения. Именно тогда над обрывом были построены кенасы, ставшие настоящей «визиткой» Чуфут-Кале. В наши дни отлично сохранившихся кенасах периодически проводятся богослужения.

Чуфут-Кале просуществовал довольно долго, опустев лишь столетие назад. Во конце прошлого века он превратился в популярнейшую у туристов достопримечательность. Одним из самых значимых объектов пещерного города называют дюрбе (мавзолей) правительницы Чуфут-Кале, Джаныке-ханым.

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие

Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века

Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.

После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

История происхождения

Одна из исторических теорий говорит о том, что примерно в VI столетии византийцы построили на горной вершине крепость для аланов, своих союзников. Поселение было названо Фуллы. А в X веке здесь находилось гото-аланское княжество, партнер Византийской империи. Качественных сведений об этом государстве не сохранилось, но есть упоминания о набеге татар в третьем веке и разграблении города ордой Нагая в 1299 году.

Через какое-то время город ненадолго стал столицей Крымского ханства – и такая веха была в его истории. Здесь была резиденция Хана Наджи Герая. Через какое-то время столицу перенесли в Бахчисарай, татары начали покидать город. Когда же здесь господствовали татары, в городской крепости заключенными держали высокостатусных пленников. Был тут и монетный двор.

Утрата столичного могущества и оттока местного населения привела к тому, что в городе остались лишь одни караимы. Их передвижение регламентировалось татарскими законами. И вот с этой самой поры именоваться город стал Чуфут-Кале. Это не просто «еврейская скала», это «жидовская скала», если уж быть точным – такой оскорбительный оттенок неслучаен.

В 1774 году сюда пришли русские, и это ознаменовалось еще одним оттоком местных жителей. Крымчаки и караимы начали покидать поселение, в XIX столетии здесь осталась лишь семья смотрителя. Широкую известность городу принесла горькая слава места для содержания особых военнопленных.

Историки предполагают, что тюрьма располагалась в пещерном комплексе в квартале Нового города, что расположился почти рядом со Средней крепостной линией, у пропасти. Так, взят был на крымской границе опричник Василий Грязной. Он, находясь в заточении, переписывался с правителем – с Иваном Грозным. Татары вели разговоры на обмен Грязного на Дивея-Мурзу, крымского полководца. И хоть Грязной слезно молил об освобождении, царь его спас только в 1577 году.

Был в плену и Николай Потоцкий, его тюремная жизнь закончилась освобождением после битвы под Корсунем. Боярин Василий Шереметев также побывал в крепости в Чуфут-Кале. В заключении узник провел 21 год, за время его заточения сменилось четыре правителя. В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор между Крымским ханством и Россией, узники, в числе которых был и Шереметев, были выкуплены. Но на воле прожил боярин всего год – съеденное тюрьмой здоровье дало о себе знать.

Одна из исторических загадок заключается в том, была ли все же в Чуфут-Кале Екатерина Великая. Многие специалисты склоняются к мысли, что сведения о ее приезде ошибочны, это не более чем легенда. Но зато доподлинно известно, что эти места посещали выдающиеся литераторы – Мицкевич, Грибоедов, Жуковский, Леся Украинка, Горький, Толстой. Побывал здесь и Джеймс Олдридж, и Андрей Битов.

Видели собственными глазами пещерный город и художники Репин, Серов, Крамской. На сегодняшний день большая часть территории находится в руинах. Но многие, интереснейшие, крайне ценные объекты сохранились неплохо – остов мечети, мавзолей Джаныке-ханым, караимские храмы, жилая усадьба, некоторые хозяйственные. Если вы едете сюда туристом, будьте уверены – экскурсия не будет спекуляцией на выжженном пепелище некогда легендарного места. Здесь есть на что посмотреть и чем впечатляться.