Горный алтай: путешествие по чуйскому тракту от бийска до кош-агача. особенности путешествия по чуйскому тракту

Содержание

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Дороги и заправки

Главная дорога Горного Алтая — знаменитый Чуйский тракт. Мы его проехали до самого конца, до границы с Монголией. Вам я советую поступить так же. Это потрясающая дорога: на протяжении нескольких сотен километров пейзажи будут меняться постоянно — один лучше другого. Трасса в отличном состоянии, везде хороший асфальт, трафик невысокий даже в разгар летнего сезона. По пути много баз отдыха, гостевых домов, АЗС, столовых, поэтому путешествовать на машине будет комфортно.

Второстепенные дороги в Республике Алтай уже похуже: где-то разбитый асфальт, где то-то укатанная грунтовка, где-то зубодробительная терка, а где-то лютое бездорожье, доступное только внедорожнику.

Мы путешествовали на УАЗ «Патриоте», поэтому смогли добраться до нескольких самых удаленных и труднодоступных мест, про которые знают единицы: Джумалинские ключи, а также перевал Ачик с потрясающим видом на все основных хребты Горного Алтая и Белуху. Однако даже если у вас обычная легковушка, вы всё равно сможете посетить почти все достопримечательности самостоятельно. Лишь от нескольких мест придется отказаться или заказывать экскурсию на джипах.

Как я уже сказал выше, на Чуйском тракте есть вся инфраструктура, необходимая автопутешественникам. На второстепенных дорогах ситуация хуже, однако заправки и кафе есть в крупных селах и в стороне от тракта. Старайтесь заправлять полный бак при каждой возможности, если сворачиваете с тракта. Проверяйте, где будет следующая заправка, столовая или магазин в приложении Maps.me или навигаторе.

  • 12 полезных приложений для путешествий
  • Как лучше добираться до Алтая

Чуйский тракт — трасса в отличном состоянии.Заправка в Ак-Боом. Но не бойтесь — есть и нормальные АЗС.

Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

Бирюзовая Катунь

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Чертов палец

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Тавдинские пещеры

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Сокровищница Эрли

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Арка желаний

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

География местности[ | код]

Чуйский Тракт

Рельеф | код

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3741 день]Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).

Климат | код

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.

Возникновение дороги

О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.

В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».

Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.

Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.

Станислав ДОНИН

Маршрут по дням

День 1

Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска “Русские блины” возле “Маринс Парк Отеля”. Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе “Грань Алтая”.

Около 12 – 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.

В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал – Семинский.

Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.

  • Граница Алтайского края и Республики Алтай
  • Семинский перевал

День 2

Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш – “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.

  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина

Эта гора  и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.

Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.

День 3

Выдвигаемся дальше, сегодня у нас второй горный перевал — Чике-Таман. С него открывается интересный обзорный вид, походим по окрестностям и изучим его.

  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман

К обеду мы прибудем на место слияния рек Чуи и Катуни. Когда реки чистые, очень хорошо видно полосу соединения воды разного цвета. Обедаем в кафе “Чуй-Озы”.

Чуть позже заедем на петроглифический комплекс Калбак-Таш и изучим старинные начертания. По пути у нас еще будет водопад Ширлак и памятник водителям Чуйского тракта.

  • Петроглифы, Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Памятник водителям Чуйского тракта
  • Водопад Ширлак
  • Водопад Ширлак

К концу дня прибываем в поселок Акташ и заселяемся на турбазу.

День 4

Сегодня у нас очень насыщенный день, начинаются по-настоящему величественные горные виды и самые красивые места!

Выезжаем утром в сторону границы с Монголией и со временем нам открывается красавец Северо-Чуйский хребет. Не забываем останавливаться и фотографировать интересные панорамы.

  • Северо-Чуйский хребет
  • Северо-Чуйский хребет

Потом поворачиваем в сторону Алтайского Марса, проезжаем по степному ландшафту и вот он – красавец Марс. Оставляем транспорт и идем изучать разноцветные космические пейзажи. После обедаем в селе Кош-Агач и там же посещаем отдел с монгольскими товарами — одеждой из шерсти яка и верблюда, необычным чаем и другими этническими товарами.

  • Марс
  • Марс
  • Марс

Уже возвращаясь на базу, к концу дня мы заедем на необычайно красивое бирюзовое Гейзерное озеро. Это просто чудотворение природы!

  • Гейзерное озеро
  • Гейзерное озеро

День 5

Начинаем обратную дорогу. И останавливаемся там, где еще не были. Заедем на сувенирный рынок Семинского перевала, остановимся у источника Аржан-Суу, изучим ассортимент местного рынка.

Семинский перевал

К концу дня у нас будет водная экскурсия! Прокатимся с ветерком на моторной лодке до Камышлинского водопада!

  • Камышлинский водопад
  • Камышлинский водопад

Заселяемся на базу отдыха “Чыгыш” в поселке Усть-Сема.

День 6

Последний день нашего автопутешествия. Выезжая с Алтая, мы не забудем заехать на обзорную экскурсию по краеведческому музею Горно-Алтайска, чтобы запомнить Алтай еще лучше!

Около 15 часов дня прибываем в Бийск, а ближе к 9 часам вечера будем в Новосибирске.

Отдых дикарем на Алтае

Если вы путешествуете на машине по Алтаю, то имеете отличную возможность отдохнуть дикарем на природе, вдали от цивилизации и туристов, для которых отдых — это только музыка погромче, пьянки и шашлык. Такие товарищи обычно отдыхают только в районе Чемала, Манжерока и на севере Телецкого озера, то есть в самом начале Чуйского тракта. За Семинским перевалом туристов намного меньше и культура отдыха у них другая. Почти на любой турбазе в этих краях вы сможете отдохнуть спокойно. Однако для тех, кому и этого мало, я расскажу про места совсем дикие и безлюдные.

Тихий отдых вдали от цивилизации можно найти на кордоне «Ару-Кем». Мы там жили неделю в традиционном аиле, платили по 400 рублей с человека. Также можно поставить палатку или поселиться в обычном гостевом доме. Связи нет.

Прекрасный дикий отдых ищите на Улаганских озерах — они очень красивы. Озер много, поэтому легко выбрать на свой вкус. Есть с относительно цивилизованными турбазами, а есть совсем дикие. Мы неделю жили в палатке на берегу озера Игисту-коль. Потрясающее место! Вокруг только девственная тайга и моря голубики с брусникой.

Неплохие турбазы есть в районе села Акташ. Из плюсов — близость к магазинам, столовым и наличие связи.

На одну ночь мы останавливались в аиле на турбазе в Курайской степи. Нам повезло: в тот вечер приезжал музыкант, и мы, сидя у костра под звездами, послушали настоящее горловое пение.

Ставить палатку в диких местах не рекомендую. Местные объяснили нам, что практически вся земля на Алтае кому-то принадлежит, поэтому к вам запросто могут подъехать хозяева или выдающие себя за таковых для разбирательств. Лучше избежать подобной ситуации, поэтому ставьте лагерь только на территориях турбаз по договоренности с управляющими. Обычно с палаточников берут по 50-200 рублей с человека. Где-то в цену включено пользование душем, где-то за это берут дополнительную плату. На цивилизованных базах есть кухня, интернет и возможность купить дрова.

Искать турбазы и прочее жилье рекомендую на Букинге, а также на Hotellook.com, чтобы найти скидки. Если вы не стали бронировать жилье заранее, то можно найти и на месте — просто поезжайте и выбирайте приглянувшиеся базы. Однако учитывайте, что в разгар сезона на популярных базах мест уже может не быть — мы с таким сталкивались.

Читайте подробнее про проживание на базах и дикарем в Горном Алтае и про лучшие отели и базы для отдыха с детьми, а также наши советы по безопасности.

Озеро Игисту-коль в Улаганском районе — отличное место для отдыха дикарем на Алтае для тех, кто на машине.Наш лагерь на перевале Ачик.

Урочище Калбак-Таш

Обнаруженные здесь петроглифы считаются одними из самых примечательных в Горном Алтае. Возраст наскальной живописи в Калбак-Таше определяется тысячами лет, начиная с неолита и заканчивая скифской эпохой. Здесь есть святилища, рунические тексты, жертвенники, древние солнечные часы и даже карта звездного неба. Чтобы вникнуть в детали рисунков и узнать об их предназначении, рекомендуется воспользоваться услугами «дежурного» гида.

Где искать. Археологическая зона с петроглифами урочища Калбак-Таш расположена слева от Чуйского тракта, приблизительно на 723 км. У съезда на второстепенную дорогу стоят указатели.

Легенды тракта

Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.

Кош-Агач

В середине мая в верховьях Чуи — всё ещё зима. Лето здесь — скоротечно, а дней, когда столбик термометра не опускается ниже нуля, — дай бог если шестьдесят за год наберётся.

Тамба-Суу — одна из множества речушек, рождающихся на склонах окружающих Чуйскую степь хребтов и несущих свои воды через Чую, Катунь и Обь в Карское море.

В месте, где сливаются Чуя и Тамба-Суу, находится Кош-Агач, административный центр одноимённого района.

Отсюда до границы с Монголией — всего семьдесят километров. Однако подавляющее большинство местного населения — казахи.

Интерес вызывает монгольский рынок, на котором закупаются товарами все владельцы лавок, расположенных вдоль Чуйского тракта. Ассортимент — широк (особенно много изделий из шерсти и кашемира), а цены — приятны. И торговаться с местными — одно удовольствие, будто с арабами.

Ещё в Кош-Агаче есть вполне достойная (по горно-алтайским меркам) гостиница, в которой мы остановились на ночлег.

В центре села установлен памятник Ленину. Его постамент отделан кафелем, по внешнему виду, кажется, отодранным в какой-то местной столовой.

Чуйская степь — природный очаг чумы. По всему Кош-Агачу установлены огромные рекламные щиты с напоминаниями, что ловить и есть грызунов не стоит.

Маршрут по дням

День 1

Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска “Русские блины” возле “Маринс Парк Отеля”. Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе “Грань Алтая”.

Около 12 – 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.

В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал – Семинский.

Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.

  • Граница Алтайского края и Республики Алтай
  • Семинский перевал

День 2

Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш – “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.

  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина

Эта гора  и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.

Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.