Автодорога р 256 “чукотский тракт”

Содержание

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Серпантин Белокуриха-2

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Пипелац

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

В амбаре

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

Памятник Шукшину

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору. 

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

АЗС на трассе Р-256 (М-52). Чуйский тракт.

км  Название Нас. пункт, примечания
Хорос г. Новосибирск
ЛюксОйл г. Новосибирск
Газпромнефть №19 г. Новосибирск
ТопСиб г. Новосибирск
ТопСиб г. Новосибирск
Газпромнефть №30 г. Новосибирск
Патриот г. Новосибирск
Сибнефть №3 г. Новосибирск
Топаз г. Новосибирск
Лукойл №1 г. Новосибирск
ПромСиб г. Бердск
Газпромнефть №95 г. Бердск
39-й км Лукойл №6 г. Бердск
39-й км Газпромнефть №6 г. Бердск
39-й км Газойл №10 г. Бердск
41-й км Промсиб п. Вега
45-й км Газпромнефть №167
51-52 км Татнефть №2 п. Чернореченский
54-й км Сибинтертех
56-й км ПромСиб №7
56-й км Энергия г. Искитим
56-й км Газойл г. Искитим
57-й км АЗС г. Искитим
58-й км Газпромнефть №97 г. Искитим
60-й км Гранд
60-й км Энергия
63-й км АЗС
72-й км Газойл ст. Евсино
72-й км Александрит ст. Евсино
76-й км ПромСиб п. Линёво
78-й км Газпромнефть №90 п. Керамкомбинат
84-й км АЗС
104-й км Газойл №21
104-й км Газпромнефть №74
104-й км Газпромнефть №93
128-й км Сибойл п. Южный
136-й км Алтайнефть с. Новоперуново
141-й км АРСС
152-й км АЗС п. Тальменка (АЗС закрыта)
152-й км Газойл №179 п. Тальменка
153-й км Роснефть №144 п. Тальменка
153-й км АЗС п. Тальменка
154-й км К1 п. Тальменка (АЗС закрыта)
158-й км АЗС
158-й км Газойл №111
160-й км Роснефть №256
164-й км Алтайнефть п. Среднесибирский
178-й км Лукойл №34
179-й км Сибнефть
184-й км Касмала п. Сибирский
186-й км ССК п. Сибирский
~189-й км Октан п. Сибирский
195-й км Роснефть №136 р.п. Боровиха (АЗС закрыта)
195-й км Роснефть №103 р.п. Боровиха
198-й км Валентин п. Зудилово
202-й км Сибойл п. Белоярск
202-й км АГЗС п. Белоярск
202-й км Сибойл п. Белоярск
204-й км Энергия г. Новоалтайск
210-й км БензОйл г. Новоалтайск
211-й км Роснефть №257 с. Солнечное
212-й км Лукойл №23 г. Новоалтайск
К1 п. Новый
АГЗС п. Новый
Сибойл
224-й км Газпромнефть №217 (223км + 150м, поворот на с. Покровка)
224-й км Газпромнефть №223 (АЗС закрыта)
226-й км АЗС (АЗС закрыта)
227-й км Лукойл №20 с. Баюновские Ключи
229-й км Снефть
237-й км Теплый Стан с. Баюново
243-й км Автонефтепродукт
262-й км Роснефть №258 с. Налобиха
274-й км Лукойл №31
292-й км Роснефть №7 п. Троицкое
292-й км АГЗС п. Троицкое
293-й км Газпромнефть №244 с. Троицкое
317-й км Роснефтепродукт
334-й км Лукойл
345-й км Роснефтепродукт г. Бийск
347-й км Газнефтьпродукт
Газойл №115 г. Бийск
АГЗС г. Бийск
Газойл №187 г. Бийск
Газпромнефть №236 г. Бийск
358-й км Газпромнефть №230
363-й км АЗС
368-й км Адекс с. Верх-Катунское
374-й км Лукойл
389-й км Лукойл №18 с. Сростки
395-й км Сфера (394км + 250м)
399-й км Транзит с. Березовка
406-й км АЗС с. Быстрянка
407-й км Авангард-Ойл
434-й км Лукойл №7
435-й км АЗС
436-й км Газойл с. Майма
DD с. Майма
Лукойл №21 с. Майма
444-й км Газпромнефть №237 с. Майма
444-й км АЗС с. Майма
445-й км АГНКС
445-й км Отан п. Карлушка
449-й км ССК с. Дубровка
456-й км Лукойл №37 г. Соузга
456-й км Октан п. Соузга
464-й км ССК с. Черемшанка
469-й км Лукойл
473-й км Лукойл №38 с. Манжерок
488-й км АЗС c. Усть-Муны
Роснефть №23 с. Усть-Сема
516-й км АЗС пос. Черга
549-й км Роснефть №95 с. Шебалино
549-й км НК Альянс с. Шебалино
550-й км Ника с. Шебалино
553-й км Лукойл №9 с. Шебалино
612-й км Ийделу
623-й км АЗС п. Курота
624-й км Ника п. Курота
639-й км Лукойл №12 с. Онгудай
644-й км АЗС
674-й км АЗС п. Купчегень
703-й км Ника №17 с. Иня
742-й км АлтайТрансНефть п. Ак-Бом
784-й км Ника №24 с. Чибит
790-й км Расул с. Акташ
792-й км Ника №13 с. Акташ
827-й км АЗС п. Курай
877-й км АЗС п. Ортолык
891-й км Расул с. Кош-Агач
891-й км Лукойл №41 с. Кош-Агач
893-й км Отан с. Кош-Агач
893-й км Расул с. Кош-Агач
893-й км Отан с. Кош-Агач
АЗС п. Ташанта

Описание и интересные факты

За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.

Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.

До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.

Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:

  • 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
  • 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
  • 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
  • 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
  • 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
  • 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
  • 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
  • 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
  • 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
  • 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
  • с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.

На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.

Чуйский тракт

Федеральная автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года может также применяться номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.

Протяжённость автомагистрали — 962 километра

Населенные пункты автомобильной дороги Р-256 Новосибирская область 0 км — Новосибирск 37 км — Бердск 52 км — Искитим 99 км — Черепаново Алтайский край

Р256 (М52) в районе Новоалтайска 151 км — Тальменка 217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км) 364 км — Бийск 381 км — Верх-Катунское 400 км — Сростки 412 км — Берёзовка 419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км) Республика Алтай

Р256 (М52) в Онгудайском районе 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км) 511 км — Усть-Сема (дорога до райцентра Чемал — 37 км) 530 км — Черга 564 км — Шебалино 572 км — Топучая 629 км — Туэкта 652 км — Онгудай 722 км — Иня 783 км — Чибит 788 км — Акташ (дорога до райцентра Улаган — 53 км) 893 км — Кош-Агач 961 км — Ташанта

Туризм

Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач.

Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай.

Район Жанаула

Вид на Южно-Чуйский Хребет

Панорама Чуйского тракта в районе границы с Монголией

Чуйская степь

Панорама с перевала Чике-Таман в южном направлении

Панорама с перевала Чике-Таман в северном направлении

Маршрут по дням

День 1

Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска “Русские блины” возле “Маринс Парк Отеля”. Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе “Грань Алтая”.

Около 12 – 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.

В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал – Семинский.

Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.

  • Граница Алтайского края и Республики Алтай
  • Семинский перевал

День 2

Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш – “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.

  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина
  • Каракольская долина

Эта гора  и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.

Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.

День 3

Выдвигаемся дальше, сегодня у нас второй горный перевал — Чике-Таман. С него открывается интересный обзорный вид, походим по окрестностям и изучим его.

  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман
  • Перевал Чике-Таман

К обеду мы прибудем на место слияния рек Чуи и Катуни. Когда реки чистые, очень хорошо видно полосу соединения воды разного цвета. Обедаем в кафе “Чуй-Озы”.

Чуть позже заедем на петроглифический комплекс Калбак-Таш и изучим старинные начертания. По пути у нас еще будет водопад Ширлак и памятник водителям Чуйского тракта.

  • Петроглифы, Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Памятник водителям Чуйского тракта
  • Водопад Ширлак
  • Водопад Ширлак

К концу дня прибываем в поселок Акташ и заселяемся на турбазу.

День 4

Сегодня у нас очень насыщенный день, начинаются по-настоящему величественные горные виды и самые красивые места!

Выезжаем утром в сторону границы с Монголией и со временем нам открывается красавец Северо-Чуйский хребет. Не забываем останавливаться и фотографировать интересные панорамы.

  • Северо-Чуйский хребет
  • Северо-Чуйский хребет

Потом поворачиваем в сторону Алтайского Марса, проезжаем по степному ландшафту и вот он – красавец Марс. Оставляем транспорт и идем изучать разноцветные космические пейзажи. После обедаем в селе Кош-Агач и там же посещаем отдел с монгольскими товарами — одеждой из шерсти яка и верблюда, необычным чаем и другими этническими товарами.

  • Марс
  • Марс
  • Марс

Уже возвращаясь на базу, к концу дня мы заедем на необычайно красивое бирюзовое Гейзерное озеро. Это просто чудотворение природы!

  • Гейзерное озеро
  • Гейзерное озеро

День 5

Начинаем обратную дорогу. И останавливаемся там, где еще не были. Заедем на сувенирный рынок Семинского перевала, остановимся у источника Аржан-Суу, изучим ассортимент местного рынка.

Семинский перевал

К концу дня у нас будет водная экскурсия! Прокатимся с ветерком на моторной лодке до Камышлинского водопада!

  • Камышлинский водопад
  • Камышлинский водопад

Заселяемся на базу отдыха “Чыгыш” в поселке Усть-Сема.

День 6

Последний день нашего автопутешествия. Выезжая с Алтая, мы не забудем заехать на обзорную экскурсию по краеведческому музею Горно-Алтайска, чтобы запомнить Алтай еще лучше!

Около 15 часов дня прибываем в Бийск, а ближе к 9 часам вечера будем в Новосибирске.

Чуй-Оозы

Примерно в километре от места слияния Чуи и Катуни расположено урочище Чуй-Оозы (в переводе с алтайского — «Устье Чуи»). Здесь находится одноимённый туристический комплекс с легендарным кафе, с которым связаны три главных ассоциации: «антисанитария», «просрочка» и «отравление». Но от клиентов отбоя нет — в радиусе как минимум семидесяти километров поесть всё равно больше негде.

Кафе «Чуй-Оозы» завлекает проезжающих мимо путешественников большой вывеской, обещающей алтайские деликатесы. Но по факту в наличии — лишь картофельно-мясное жаркое да беляши, как-то там обозванные на национальный лад. Качество еды — среднее, как говорится — «второй свежести». Если очень голоден — можно подкрепиться. Но если едешь в сторону Акташа и готов потерпеть — лучше так и сделать.

Бабушка от ужина отказалась. Я — рискнул.

Рядом с кафе построено несколько домиков-курятников, в которых можно переночевать за тысячу рублей с комнаты. Всего их тут две — одна на первом этаже, вторая — под крышей. О каком-либо комфорте говорить не приходится, но это — проблема всего Горного Алтая: довольствуемся тем, что есть. А есть тесная комнатушка с двумя кроватями и дырявыми стенами, в щелях которых гуляет холодный ветер. Из положительного — электричество: лампочка, свисающая на проводе с потолка да видавшая виды старая розетка. Удобства — через дорогу: туалет гравитационного типа (читай: дырка в полу) да обшарпанный умывальник в кафе.

Да, отечественный туризм — он такой: суровый и беспощадный.

Помимо кафе и «мест размещения» в состав туристического комплекса входит «парк скульптур». Это странное место на обочине Чуйского тракта очень напоминает финский «». Если попросить, сотрудники кафе готовы провести экскурсию, но от всех этих скульптур веет такой самодеятельной беспомощностью, что эта идея улетучивается сама собой.

На территории «парка» флегматично пасутся коровы. Вдали белеют заснеженные вершины Алтайских гор. Снег на них не тает даже летом. Местные жители называют такие горы «белкáми».

В двух сотнях метров от туристического комплекса расположено несколько групп петроглифов. Этих древних выбитых на камне рисунков на Алтае — великое множество, они встречаются здесь чуть ли не в каждой деревне.

У каждой мало-мальски увлекательной достопримечательности на Чуйском тракте сразу магическим образом появляется вагончик с табличкой «вход платный» и кассиром. Бизнес «по-алтайски» работает лишь пару месяцев в году — летом, когда в горы приезжает большинство туристов. В остальное время вход, как и за много столетий до наступления эры развитого капитализма, — бесплатный.

Сюжеты, выбитые на камне художниками древности, — везде одинаковы, что в Норвегии, что на , что в , что на Алтае: люди и животные, животные и люди, иногда — мифические существа.

Расшифровка петроглифов — увлекательнейшее занятие. Изюминка в том, что большинство сюжетов на камнях были выбиты в доисторические времена, и никаких достоверных описаний, что именно хотели донести до нас их авторы, — нет. Любые объяснения — произвольны, интерпретировать их можно — на что фантазии хватит.

С таким же успехом можно поразмышлять над тем, какие сакральные смыслы будут вкладывать археологи через пару-тройку тысячелетий, исследуя надписи наших дней а ля «».

В целом скопление петроглифов в Чуй-Оозы ничего интересного из себя не представляет. Кто хоть раз в своей жизни бывал в таких местах — может смело ехать дальше.

Интересное в пути

Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу

Средняя Катунь, порог четвёртой категории сложности. Традиционно в конце лета проводится фестиваль «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан».

Именно сюда направляются весной — склоны здешних гор целиком усеяны маральником.

Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа

Узкое искусственное ущелье в скале.

Рядом с бомом видны старая вьючная тропа и петроглифы. Уму не постижимо как тут ходили караваи.

Иня

В селе Иня есть сразу три интересных места.

Цаплинский мост — первый в мире подвесной мост подобной конструкции. Строили заключённые. Раньше тут проходил Чуйский тракт, сейчас мост в аварийном состоянии. Ездят по-новому.

Золотой Ленин — маленькая скульптура вождя революции. Позолоченный.

Ининские стелы — древние каменные стелы за Иней. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Рядом курган.

Слияние Катуни и Чуи

Сакральное место. За слиянием рек наблюдают со смотровой площадки рядом с дорогой.

Самые любопытные проезжают по мосту через Чую и спускаются к рекам.

Или проезжают еще дальше по мосту через Катунь. Здесь в скалах проходит дорога.

Крупнейшее собрание петроглифов в Сибири. Без экскурсии не пускают.

Каменное изваяние воина. Видно с дороги. Прямо за ним, на наскальные рисунки.

Белый Бом и пещера

Огромный отвесный утёс на Чуйском тракте. Памятное место. Именно тут путник клал шапку на дорогу — аналог современного светофора.

На западном склоне Белого Бома есть пещера. Туристы про неё не знают.

Герой известной песни, памятник погибшим водителям.

Напротив остатки старого Чуйского тракта.

Исчезающее озеро

Про это озеро практически никто не знает. После землетрясения в 2003 году что-то произошло и теперь озеро исчезает. Почти пересохло.

В Белом Боме нужно проехать по мосту и проехать немного выше по течению Чуи. Скоро дорога серпантином пойдет вверх.

Водопад Ширлак и порог Бегемот

Или «Девичьи слёзы», хорошо просматриваются с трассы.

Напротив есть свороток. Он ведёт к порогу Бегемот — относится к пятой-шестой категории сложности. Здесь рождался советский рафтинг.

Мажойский каскад

Череда сложнейших порогов Чуи. Выглядят довольно мощно и эпично. Даже опытные рафтёры сушат здесь весла, а ниже продолжают сплав.

Гейзерное озеро

Небольшое живописное озеро с голубым илом на дне. Его выбрасывают на поверхность термальные источники.

Сюда ведет тропинка по болотистой местности и заваленным брёвнам.

Заброшенная Чуйская ГЭС

Её иногда так и называют — «Плотина дураков», Акташская ГЭС. Её каналы раскинуты на четыре километра. Какая же работа тут кипела и всё коту под хвост.

Гигантская рябь течения

Одна из самых эффектных в мире. Во времена Белки Скрата тут было ледниково-подпрудное озеро. Плотину прорвало и появилась рябь.

Куехтонарские плавильные печи

Древние плавильные печи у речки Куехтонар. Тяжело найти сразу, ищите крутой берег и лиственницы.

Когда-то тут ковали доспехи.

Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни

Горы по-особому красные в двух местах — условно Марс-1 и Марс-2.

Первый находится на правом берегу р.Чаган-узун, ближе к устью. Виден с дороги.

Второй в семи километрах от тракта на левом берегу р.Кызыл-чин. Также виден с дороги.

Горы красного, бурого, желтого цветов из-за высокого содержания ртути в породах.

Вход в штольни завален.

Большие каменные глыбы образуют круг. В центре жертвенник.

До сих пор используются местными.

Талдуринский оползень

Слышали про мощное алтайское землетрясение в 2003 году? За Бельтиром есть гора, которая трещала по швам.

А ведь достаточно всего лишь свернуть с дороги.

Одна из крупнейших в стране и самая мощная на Алтае.

Кош-Агач — самое солнечное место России.

Тархатинский мегалитический комплекс

Алтайский стоунхендж, обсерватория. Ориентировано по сторонам света.

Украшены наскальными рисунками.

Дальше дорога ведёт в Джазатор, степь Самаха, плато Укок, но только с пропуском. Если интересно, как получить такой пропуск, пишите.

Алтайский хайвей

От Карлушки до Соузги — скоростное четырехполосное шоссе. Полностью асфальтирован. Длина участка 230 километров. Трасса федеральная и её капитально обслуживают.

До Усть-Семы все берега заняты турбазами и гостиницами, после концентрация резко падает. Вместе с этим и «звёздочки»: туалеты чаще на улице, а душ на этаже. Расплатиться карточкой не получится — балом правит «черный нал».

Связь на участке в порядке, только между деревушками пропадает.

По мнению журнала National Geographic входит в пятёрку самых красивых дорог мира, а эти ребята знают о чём говорят. В этом году тракт отмечает свое 95-летие.

Сдадут досрочно

В Алтайском крае продолжают расширять главную автомобильную артерию региона – трассу Р-256. На 10-километровом участке между Тальменским и Первомайским районами (от 173 до 183 км тракта), где в сутки проезжают до 20 тыс. автомобилей, должна появиться современная четырехполоска. Сдача объекта по плану – конец 2022 года. Однако дорожникам удалось сократить сроки ввода обновленной трассы.

«Завершаем строительство современной четырехполосной трассы, которая сможет справляться с перспективной нагрузкой. В соответствии с госконтрактом ввод в эксплуатацию планировался на ноябрь 2022 года, но благодаря высоким темпам работы генподрядчика «Барнаульского ДСУ № 4» и стабильному финансированию из федерального бюджета строительство на 5 км завершим досрочно – до конца октября этого года», — рассказал губернатору Анатолий Волков.

Чтобы повысить безопасность движения, встречные потоки на новом участке тракта разделены барьерным ограждением, как было сделано ранее на Р-256, например, на подъезде к Барнаулу в районе Новоалтайска. Также здесь установили новое электроосвещение. Для удобства местных жителей в районе станции Озерки дорожники на этом участке трассы завершают строительство двухурновневой транспортной развязки, а возле села Озерки уже построили подземный пешеходный переход, чтобы люди могли комфортно и безопасно переходить оживленную широкую дорогу.

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Урочище Кызыл-Чин

Марсовые горы, Алтай

Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.

Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.

Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.

География местности[ | код]

Чуйский Тракт

Рельеф | код

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3741 день]Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).

Климат | код

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.