Пещерный город эски-кермен

Содержание

Расположение и происхождение названия

Средневековый город-крепость Эски-Кермен занимает юго-западную часть Крыма. Данный объект расположен к югу от Бахчисарая, в 14 километрах от этого города. Он выстроен на горном плато, высота которого составляет около 30 метров.

Сегодня Эски-Кермен принадлежит к Бахчисарайскому историко-культурному заповеднику. Поблизости с бывшей твердыней находятся поселки Холмовка, Терновка, Красный Мак, Залесное. На расстоянии 5 километров от достопримечательности раскинулась другая историческая памятка – древний пещерный город Мангуп-Кале.

Эски-Кермен – слово из крымско-татарского языка, означающее в переводе «старая крепость». Также известны другие названия укрепления — Кут, Кут-Эли, которые переводятся как «готская крепость», «город готов». Как считают многие исследователи, в определенный период здесь обитали таврические германцы.

Полезная информация

Координаты GPS: 44.610972, 33.739442

На карте:

Как лучше добраться до Большого Каньона в Крыму

В планах у меня был еще и Большой Каньон в Крыму. Если посмотреть на карту, то до него есть две дороги: из Бахчисарая и Ялты. Однако, уже в Ялте я выяснила, что самостоятельно туда добраться будет куда сложнее, чем из Бахчисарая (если, конечно, не брать автобусную экскурсию, но, вы же знаете, что я их не люблю). Поэтому, очень советую, посетить Большой Каньон, пока вы находитесь в районе Бахчисарая, с других уголков Крыма доехать туда куда сложнее (если у вас нет личного авто). А я вам кратенько попробую изложить, как лучше добраться до Большого Каньона.

Личный транспорт

На машине можно проехать как со стороны Бахчисарая (до поселка Соколиное), так и со стороны Ялты (машину легко арендовать заранее здесь).

  • В первом случае из Симферополя доехать в Бахчисарай, по указателю повернуть в сторону перевала Ай-Петри. Не доезжая до перевала будет село Соколиное, его нужно проехать и через пару километров будет видно кафе и платные стоянки для отдыхающих. Здесь оставить машину и далее пешком до Большого Каньона.
  • Во втором случае из Ялты надо ехать в сторону перевала Ай-Петри, за которым будет указатель «Большой каньон» и стоянки, о которых упоминалось выше.

Самостоятельно из Симферополя

Автобусы ходят с Центрального Автовокзала г. Симферополь (ул. Киевская, 4), рейсы ежедневно: 08:42, 09:20, 13:15, 14:30 по севастопольской трассе через Бахчисарай, в пути 2 часа, стоимость (2019) 142 руб/чел. Выйдя в поселке, идем пешком 3 км до Большого Каньона. Или в Соколином взять такси (попутку) до того же места.

Самостоятельно из Бахчисарая

От самого Бахчисарая до Соколиного тоже есть автобусы, рейсы ежедневно с 06:00 до 17:35, интервал почти каждый час, в пути минут 40. Выйдя в поселке, нужно еще три километра пройти пешком до Большого Каньона. Или в Соколином взять такси (попутку) до того же места.

Самостоятельно из Ялты

К сожалению, от Ялты общественного транспорта до Большого Каньона нет. Единственное, можно на маршрутке доехать до перевала Ай-Петри. Выйти на трассе около поворота на Ай-Петри к подъемнику. И уже здесь либо ловить машину в сторону Большого каньона, либо также нанять такси (~ 1000 руб/машина).

Стоимость посещения Большого Каньона 2019:

  • посещение (при входе предлагают треккинговые палки также бесплатно)
  • зип-лайн (троллей) — перелет на другую сторону каньона — 500 руб, возвращение по подвесному мосту — 500 руб.
  • у входа также предлагают услуги экскурсовода

Вот и все на сегодня, друзья. Увидимся с вами в Севастополе!

Перекоп

Крепость известна благодаря своему стратегическому значению — она прикрывает Перекопский перешеек, связывающий полуостров с «большой землей». Вал и ров в узком месте перешейка строили разные народы с незапамятных времён (по преданиям, ещё тавры и киммерийцы), и всякие новые хозяева полуострова считали важным делом обновлять эти укрепления. Нынешние руины относятся к крепости, сооружённой крымскими татарами в начале XVI века при хане Менгли-Гирее I. Через ворота Перекопа в XVI-XVII вв. прошли миллионы русских и украинцев, угнанных в рабство крымскими татарами.

Укрепления Перекопа – наглядный пример того, что любая крепость рано или поздно падёт. Несмотря на, казалось бы, неуязвимое положение, Перекоп неоднократно захватывали запорожские казаки. В 1663, 1736 и 1738 гг. Перекоп брали русские войска. В 1771 году они взяли его окончательно, срыв укрепления. В ХХ веке новейшие фортификационные сооружения на Перекопе трижды не устояли перед наступавшими войсками: в 1920 и 1944 гг. перед Красной армией и в 1941 году перед вермахтом.

Готское проклятье

Первым из русских исследователей на плато побывал знаменитый ученый, один из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея Алексей Сергеевич Уваров. Его сопровождал художник Мориц Богданович Вебель, который сделал несколько зарисовок. Впоследствии из них были изготовлены гравюры, вошедшие в так называемый неизданный альбом А.С. Уварова. Кстати, некоторые настенные росписи пещерных храмов дошли до нас лишь благодаря этим рисункам. Уваров был здесь в 1853 году, а через несколько месяцев грянула Крымская война. Вернуться на Эски ему было не суждено.

К-2

Алексей Уваров

Фото: commons.wikimedia.org

Первым, кто сумел провести на Эски-Кермене серьезные раскопки, стал заведующий научной частью Центрального музея Тавриды Николай Львович Эрнст, причем работал он поначалу за счет личных средств. Было это в 20-х годах прошлого столетия. Но постепенно от раскопок его оттеснили, а в 1938-м Эрнст был осужден «за шпионаж в пользу Германии и германофильскую пропаганду в крымоведении». Почти все материалы его раскопок пропали. Едва выйдя из лагеря, Эрнст снова был арестован, потом отправлен на спецпоселение в Сибирь, где и скончался.

Под «германофильством» подразумевалось то, что Эрнст открыто связывал городище Эски-Кермен с германцами-готами. Сегодня это уже неоспоримый научный факт, но тогда любая историческая концепция воспринималась исключительно в контексте актуальной международной политики. В 1930-е годы отношения СССР и Германии были весьма изменчивыми, и археологи должны были «колебаться вместе с линией партии». Удавалось это далеко не всем.

При этом именно 1930-е стали самыми продуктивными годами в археологическом изучении Эски-Кермена за весь советский период. В разное время здесь работала экспедиция Главнауки во главе с Николаем Ивановичем Репниковым, а также совместная экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (прототип Института археологии) и Филадельфийского университета под руководством Федора Ивановича Шмидта. К сожалению, и этот выдающийся специалист позже был объявлен врагом народа и погиб в ГУЛАГе. В конце 1930-х, когда отношения с Германией накалились, экспедиция была закрыта, многие ее участники угодили в лагеря, а избежавший этой страшной участи Репников неожиданно скончался в 1940 году, так и не опубликовав большинство результатов своих трудов.

Но из этих экспедиций вышли два, возможно, самых интересных послевоенных исследователя «пещерных городов» — Евгений Владимирович Веймарн и Анатолий Леопольдович Якобсон. Их можно было бы назвать антиподами, но именно в их дискуссии рождалась истина, к сожалению, омраченная тем, что в условиях сталинского времени публиковать результаты своих изысканий ученые могли лишь фрагментарно.

Евгений Веймарн

Послевоенная официальная советская история не готова была допустить, что в нашем Крыму жили восточные германцы — готы. Ученым приходилось хитрить, писать о немыслимых «протославянах» или ссылаться на то, что готы — это лишь географическое название, не имеющее отношения к этносу. Понятие «Готия» следует понимать как «термин условный, преимущественно церковно-топографический», писал, например, в 1950 году Якобсон. А Веймарн до конца 1960-х старался вообще не употреблять слово «готы». Хотя про себя они всё прекрасно понимали, и свои познания передали ученикам, и прежде всего Александру Германовичу Герцену, который уже много десятилетий возглавляет исследования Мангуп-Кале, и Александру Ильичу Айбабину, с 1980-х годов ведущему раскопки на Эски-Кермене.

Возможно, именно долгое отсутствие серьезных научных и научно-популярных публикаций о «пещерных городах» вообще и Эски-Кермене в частности и породило массу фантастических рассказов о них. Наука жила своей жизнью, а заброшенные мистические руины — своей. И довольно долго они почти не пересекались. Лишь в последние десятилетия, благодаря возобновившимся масштабным раскопкам и обилию публикаций, таинственный ореол над «пещерными городами» стал рассеиваться, уступая место научным фактам.

Как был построен Эски-Кермен

Несмотря на солидный возраст и немаленькие размеры, пещерный город Эски-Кермен до сих пор остается одним из наименее исследованных археологических памятников Крыма. Как свидетельствуют исторические летописи, начало строительства городища приходится на конец VI столетия. Примерно в 80-х годах VIII века поселением овладевают хазары. Однако о том, что происходило на этих землях на протяжении последующих двух столетий, историкам известно мало. В IX и X веках Эски-Кермен был малозаселенным городком, однако со второй половины X века его начали активно застраивать.

Общий вид на Эски-Кермен

После нападения на полуостров золотоордынца Ногая (1299 год) поселение пришло в упадок, а во время набега Эдигея оно было полностью разрушено. В 1578 году дипломат и писатель Мартин Броневский прибыл из Польши на Эски-Керменское плато с целью его осмотра, но нашел здесь только руины.

По его словам, они были настолько древними, что уже ни греки, ни татары, ни турки не помнили названий храмов и зданий, которые стояли тут ранее. Броневский отметил, что название города Эски-Кермен действительно ему подходит, так как он выглядит, как очень старая крепость.

Одно из оборонительных сооружений

В XVIII веке местное население полуострова уже не помнило о существовании мертвого города, который когда-то был оживленным и процветающим. Однако, у современных исследователей пещерные города вызывают немалый научный интерес. Таинственный город на горном плато привлекателен и для туристов.

«Голова черепахи» и другие пещерные «башни»

Обрывы Эски-керменского плато изобилуют выступами и мысами, в которых в несколько ярусов выдолблены искусственные пещеры. Репников назвал их «пещерными башнями», вписанными в систему обороны.

Огромные скальные глыбы, как полагал археолог, использовались в качестве нерукотворных бастионов, с которых защитники могли вести перекрестный обстрел неприятеля. На их верхних площадках размещались метательные орудия – баллисты и камнеметы, а пещерные казематы с окнами-бойницами использовались для стрельбы из луков .

Эски-Кермен. Скальная башня и пещерный каземат. Фото: Е. Голомшток, 1930-е.

Однако дальнейшие исследования нарисовали иную картину. Возьмем в качестве примера одну наиболее характерных, по мнению Репникова, башню I, напоминающую голову черепахи.

Эски-Кермен. Пещерная башня «Голова черепахи». Фото: Дмитрий Метелкин, 2004.

К северу от подъемной дороги в толще верха скалы вырублена просторная пещера с двумя боковыми отделениями. С плато в нее ведет скальная лестница, с нижней ступеньки которой в древности через небольшую расщелину перебрасывался деревянный мостик. Свод главного помещения поддерживает внушительная колонна, напоминающая о средневековых замках. В стенах шесть сквозных отверстий: одни на уровне пола, другие в виде окон, закрывавшихся деревянными заслонами, от которых сохранились заплечики. Репников считал их бойницами, позволявшими обстреливать подступы к подъемной дороге и ее саму на всем протяжении. Вверху на скальной площадке находился защитный парапет, на месте которого позже построили часовню .

Эски-Кермен. Пещерное помещение в башне «Голова черепахи». Фото: Андрей Васильев, 2006.

Е.В. Веймарн подверг критике некоторые положения этой реконструкции отметив, что значение «пещерного каземата» в системе обороны было относительно небольшим, поскольку из него можно было успешно защищать лишь щели, лежащие по обе его стороны. Исследователь предположил, что отверстия в стенах пещеры представляли собой аналог машикулей, с которых можно было поражать штурмующего неприятеля в «мёртвых пространствах», недоступных для обстрела находившимися на стенах защитниками, скатывая на него камни . В свою очередь Ю.М. Могаричев занимавшийся изучением и датировкой пещерных комплексов Эски-Кермена пришел к выводу, что так называемый «каземат» относится к последнему периоду существования городища (XII-XIII) и представляет собой помещение, предназначенное для хозяйственно-бытовых нужд. Находившиеся на уровне пола «амбразуры», из которых вряд ли можно было контролировать сколько-нибудь значительное пространство подхода к крепости, скорее всего использовались для сбрасывания навоза. Другие отверстия, вероятно, представляли собой окна . Интерьер пещерного «каземата» богат приспособлениями, указывающим на его мирный характер – кормушками и кольцами для привязывания скота, углублениями в полу для установки сосудов с водой или вином .

Такие же результаты дало и обследование других «многоэтажных башен». Удалось обнаружить лишь два десятка помещений, входивших в первоначальную фортификационную систему городища и представлявших собой главным образом караульные и наблюдательные пункты. Лишь несколько из них могли использоваться для активной обороны. Большинство рукотворных пещер относится к времени возникновения на Эски-Кермене плотной городской застройки и связно с хозяйственной деятельностью человека .

Эски-Кермен. Пещерный каземат V. Фото: Андрей Васильев, 2011.

Экскурсия в Чуфут-Кале

Пещерный оборонительный комплекс сегодня представляет огромный интерес, как для путешественников, так и для историков, археологов. По факту это огромная каменная книга, состоящая из отлично сохранившихся скальных и наземных строений, выполнявших в свое время то или иное предназначение. По типам зданий, планировке предоставляется возможность определить все этапы развития, падения, народы, проживающие на территории когда-то великого города.

С южной стороны обнаруживаются античные поселения, предположительно первых веков нашей эры. В основном это скальные полости, на территории которых четко просматриваются черты храмовых комплексов, помещений жилого и подсобного назначения. В общей сложности это порядка 150 гротов, пещер разного размера, формы, качества обработки стеновых поверхностей, «оконных» и «дверных» проемов.

С первого взгляда все они напоминают пчелиные соты. Располагаются они в скалах, друг над другом в несколько ярусов. С другой стороны их вполне можно назвать своеобразным «высотным домом». Что касается наземных строений, то практически все они разрушены, практически полностью. Правда есть и уцелевшие экземпляры – мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его возвели примерно на 1000 лет позже, чем пещерные сооружения.

Пещерный город Чуфут-Кале

На восточной стороне расположились строения, относящиеся к 6 – 8 столетиям. В основном все они наземного типа, как правило – человеческие дома, кенассы караимов. Стоит отметить примечательную особенность: Граница Нового и Старого города – внушительная десятиметровая крепостная стена, массивными, к сожалению, сегодня  частично разрушенными башенными возвышениями, воротами, выполненными в форме арки (Орта-Капу).

Среди так называемых «новых построек» можно встретить и достаточно древние строения, например, погребение, до сих пор остающееся загадкой для ученых. Состоит из огромных каменных плит. Большинство туристов главной достопримечательностью этого места считают Мавзолей Джаныке-Ханым, с прахом наследницы хана Тохтамыша.

Экскурсию по античному пещерному городу Чуфут-Кале можно организовать самостоятельно, но я рекомендую воспользоваться услугами опытного гида и купить экскурсию. Поверьте, так будет намного интереснее, время, проведенное здесь, не пройдет даром. Возможно, успеете посетить и другие, близлежащие достопримечательности. Например, пещерный монастырь Качи-Кальон.

Пещерный город Чуфут-Кале

Подъемная дорога

Около нее сходятся древние пути в город из огибающих его ущелий, а также из Шулинской долины, идущие через перевалы Кафка-богаз и Чилтер-богаз. Хотя подъем на плато возможен еще в нескольких местах по скальным кулуарам, все они слишком круты для колесного транспорта. Поэтому византийские инженеры, возводившие крепость, устроили подъемную дорогу с наиболее пологой южной стороны плато, вырубив три ее марша в цельном массиве скалы. Их ширина составляет от 3,5 до 4,0 м. Для удобного подъема повозок в ней были пробиты колеи, ширина между которыми 2,5 м. Участки скалы между маршами дороги служили каменоломней и до сих пор хранят следы рубки квадров.

Эски-Кермен. Подъемная дорога. Фото: Е. Голомшток, 1930-е.

Извивающаяся змеей дорога ведет к главным городским воротам. Кроме трех упомянутых маршей у нее есть еще и «нулевой» – пологий грунтовый участок, ведущий точно с юга на север по направлению к скальному останцу, напоминающему голову черепахи. Под ним она поворачивает в южную сторону, переходя в первый марш, вырубленного в скале «дорожного полотна».

Юго-западный край площадки первого марша давно обвалился вниз и лежит у подножья. Раньше на нем находилась небольшая часовня, а рядом с ней вырубная гробница. Еще одна часовня находилась буквально в «двух шагах» от нее, у места начала подъема по второму маршу. Ее основание также вырублено в скале, а стены были сложены из камня. Между часовнями – гробницы, а в толще скалы – пещерные усыпальницы .

Второй марш дороги во всем аналогичен первому, однако в древности по какой-то причине большая его часть была преднамеренно стесана, в результате чего подъездной путь в город оказался разрушен. Впоследствии его попытались восстановить. Разрушенную основу заменили насыпью из щебня, закрепив ее со стороны склона над первым маршем, опорной стеной. Следы разрушений хорошо заметны там, где второй марш переходит в третий – здесь, в месте поворота, дорога стесана без остатка .

Чем интересен Эски-Кермен?

Сейчас можно увидеть «главную улицу» города, от которой в разные стороны отходят подземные казематы, спуститься в осадный колодец, побывать в церквях Успения Марии и Трех всадников (вероятно, посвящалась Георгию Победоносцу, а название получила благодаря сохранившимся фрескам, где изображены всадники).

Можно увидеть также многочисленные ямы для хранения зерна (обеспечивались вентиляцией; запасы на случай осады могли сохраняться тут по несколько лет), а на склонах – одичавшие заросли винограда, что возделывали когда-то горожане. Сейчас крымские селекционеры пытаются восстановить сорта.

Для удобства туристов в разных местах развешаны плакаты с описанием основных объектов. Имеется и общая карта поселения. Доступ на Эски-Кермен разрешен как с экскурсоводом, так и без него, но «самостоятельным» туристам следует быть особенно осторожными, поскольку в пещерах можно и заблудиться.

Фото Эски-Кермен весьма известны, но туристы предпочитают делать собственные, что разрешено без ограничений, как и снимать видео. Красота вида и загадочность древнего города располагают к этому, чем и пользуются все приезжие путешественники, решившие покорить древние красоты Крыма.

Храм «Судилище» – святое место собраний верующих

Общий вид храма «Судилище»

Внутри скалы, рядом с главными воротами стоит храм с местом для крещения. Работы по его возведению датируются VI – VII веками. На этот же период времени приходится и строительство разнообразных оборонительных конструкций. Пещерный храм был большой по размерам и принимал прихожан через два входа, разделенных окном. Подходить к ним следовало со стороны коридора, ведущего к главным воротам.

Храм «Судилище»

Как и полагается, напротив входа в помещение храма установлен алтарь, и по полукружию его ниши проходит скамья. Это синтрон, оборудованный креслом для епископа. Алтарная часть сделана, как обособленный участок храма. Она отделялась преградой от «царских врат» и была декорирована фресками. В центре, на потолке имелось кольцо для размещения светильника. Нишу, вырубленную рядом с алтарем, предположительно, использовали для молитвенников. А слева от алтарной части находится и сама купель для крещения.

Почему стоить посетить пещерный город Эски-Кермен:

✦ Это самый интересный пещерный город Крыма ✦ Здесь более 400 пещерных комнат различного назначения ✦ Из окон пещер и с вершины плато открывается фантастический вид на Крымские горы ✦ Здесь расположены бесценные объекты сакрального наследия (см. ниже) ✦ Это единственный пещерный город, где сохранилась древняя фреска на стене храма Трёх всадников ✦ Это место располагает к исследованиям и пробуждает дух приключений, погружает в тайны природы и истории исчезнувших цивилизаций древней Готии и Византийской Империи…

Эски-Кермен – средневековый пещерный город-крепость, расположенный на вершине огромного скального массива в сердце горного Крыма. Его длинна около километра, а самое широкое место – 170 метров.

Достопримечательности пещерного города Эски-Кермен

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация

 
 
дистанция: 0.1 км

Эко-усадьба Эски-Кермен

 
 
дистанция: 0.1 км

Корчма Эски-Кермен

 
 
дистанция: 0.1 км

Начало туристического маршрута

 
 
дистанция: 0.3 км

Видовая площадка

 
 
дистанция: 0.6 км

Осадный колодец

 
 
дистанция: 0.9 км

Базилика 6в.

 
 
дистанция: 1 км

Пещерный храм Успения

 
 
дистанция: 1.1 км

Пещерный храм Трех Всадников

 
 
дистанция: 1.1 км

Пещерный храм Судилище

Пещера с интернетом

Турбаза «Эски-Кермен» — номера

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Как добраться до Эски-Кермена

До средневекового городища можно доехать на автобусе, маршрутке или собственном автомобиле. Добраться прямо до городских ворот не получится, какой-то участок пути все же придется пройти пешком.

Автобусный маршрут

Из Симферополя, Севастополя, Ялты сюда можно доехать на междугородных автобусах, из Бахчисарая – на пригородных автобусах или маршрутных такси. Пункт назначения – села Красный Мак, Залесное, Холмовка или Терновка, расположенные на расстоянии 4-6 км от городища. Дальше придется идти пешком.

Автомобильный маршрут

До городища можно добраться на собственном автомобиле. При отправлении из г. Бахчисарая необходимо:

  • двигаться по трассе Т0117 «Ялта – Бахчисарай» 14 км;
  • перед с. Красный Мак повернуть направо на проселочную дорогу;
  • не доезжая до с. Холмовка повернуть налево;
  • ехать по грунтовой дороге до северного склона плато.

Пешие туристические маршруты

Из сел Залесное, Терновка, Холмовка до пещерных развалин проложены пешие туристические маршруты. Самый короткий и интересный маршрут начинается в с. Залесном (3,8 м), самый длинный и скучный – в с. Холмовка (6-7 м).

Византийская крепость

Археологами было установлено: поселение с мощным укрепительным сооружением, появилось в этом районе примерно в пятом веке. Когда у власти были византийцы. Кстати, название Эски-Кермен, в переводе с татарского языка, звучит как «Старая крепость». К сожалению, до наших дней укрепительные сооружения не сохранились.

По предположению археологов, а рассчитывать можно только на информацию, полученную от них, город просуществовал до конца VIII века. Никаких письменных данных об этом объекте не было обнаружено, возможно, они были специально уничтожены. Доподлинно известно: население пещерного города занималось земледелием и торговыми операциями.

Город был надежно защищен, взять его просто так не представлялось возможным. В то же время, древнее поселение уничтожили именно в ожесточенных боях. Этот факт подтверждают два сгоревших дома, в которых проживали люди. Там обнаружена целая семья со следами насильственной смерти. Скорей всего их зарубили саблями.

Эски-Кермен находится под охраной государства, поэтому пребывание на его территории обязывает соблюдать правила посещения. А именно: не сорить; не разводить костры, не нарушать целостность почвы. То есть не проводить никаких самостоятельных «раскопок» и естественно даже не думать о своем «автографе» на стенах древнего пещерного города. Сегодня это один из самых популярных туристических объектов, уступающий разве только Чуфут-Кале.

Современное состояние

В наше время увидеть укрепления Эски-Кермен не удастся, поскольку они были уничтожены много столетий тому назад. Находясь на территории пещерного города, современные туристы смогут осмотреть:

  • главную улицу шириной в 2 метра;
  • пещеры, количество которых достигает нескольких сотен;
  • каменные лестницы;
  • фундаменты, вырубленные в скалах;
  • остатки домов средневекового населения;
  • старинные церкви, монастыри;
  • храм, где сохранилось почетное место для епископа;
  • гробницы, являвшиеся в прошлом объектами поклонения;
  • древние фрески, изображающие библейских героев;
  • ямы для хранения больших запасов зерна;
  • одичавшие заросли винограда, который возделывался горожанами.

Посетить Эски-Кермен, сделать уникальные фото можно самостоятельно или с экскурсией

Если выбирается первый вариант, необходимо соблюдать меры предосторожности: пещеры древнего города достаточно запутаны, и неосведомленный путешественник легко может в них заблудиться. Чтобы сделать прогулку в этом месте максимально удобной и безопасной, повсеместно присутствуют плакаты с описанием основных объектов

Форпост Византийской империи

В отличие от внушительных стен и башен Мангупской крепости, укрепления Эски-Кермена не сохранились. Лишь в некоторых местах просматриваются отдельные камни и фрагменты кладки. Но Репникову удалось воссоздать линию стен по их «постелям» – вырубкам в скале, служившим основанием для облицовочных каменных блоков.

«Постелей», как правило, две, и они идут параллельно друг другу. По их линиям в несколько рядов в высоту укладывались большие тесанные каменные блоки, промежуточное пространство между которыми заполнялось бутом на известковом растворе. Поверху находилось перекрытие из больших каменных плит, положенных плашмя. Следов парапетов и зубцов не выявлено, т.е., по сути, стены служили бруствером, защищавшим от выстрелов.

Эски-Кермен. Боевые стены. Фото: Эски-керменской экспедиции, 1928.

В древности линия обороны тянулась вдоль всего южного фаса плато. На западе она доходила до неприступных северных обрывов, высотой 20-25 метров. В узкой северной оконечности необходимости в стенах не было. Здесь существовал укрепленный «Северный дозорный комплекс». Восточный край, хорошо защищенный отвесными обрывами и вертикальными скальными выступами, не имел непрерывной линии стен. Их следы просматриваются лишь в тех местах, где существуют кулуары, позволяющие подняться на плато .

В ходе археологических раскопок 2005-2007 гг., проводившихся Крымским отделением Института востоковедения НАН Украины, был повторно исследован участок оборонительной стены на восточном склоне между храмом «Успения» и так называемым «пещерным казематом V», общей длиной около 40 метров.

Эски-Кермен. Участок оборонительный стены на восточном краю плато. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Стена была двухпанцирной. Ее облицовку соорудили из хорошо обтесанных прямоугольных блоков известняка длиной до 2,3 метров, плотно подогнанных друг к другу. Высота стены и количество рядов кладки зависели от микрорельефа местности и колебалась от 2,5 до 3,6 метров с напольной стороны и от 2,4 до 2,6 метров с внутренней. Внешний панцирь был поставлен в «постель», а внутренний на предварительно очищенную и подготовленную скальную поверхность. Для выравнивая крутого склона участок, примыкавший к стене, подсыпали слоем грунта, в результате чего вдоль нее была создана горизонтальная площадка шириной около метра. Сверху она была перекрыта большими прямоугольными плитами, длиной 1,7 м., шириной 1 м. и толщиной 0.5 м. .

Раскопки позволили уточнить хронологию создания оборонительного комплекса Эски-Кермена, который был датирован концом VI века .

Курс на пещерный город Эски-Кермен — как добраться?

«Затерянное городище» получило свое прозвище неспроста. Чтобы попасть сюда нужно приложить некоторые усилия, но это того стоит. Древнее поселение раскинулось в 18 км. от Бахчисарая (юго-западное направление). Оно лежит на отдельно стоящей платообразной вершине, окруженной причудливыми и неприступными скалами. Стоит ли упоминать, что созерцание этого места захватывает дух и вызывает неповторимые эмоции.

Поверхность принявшей старую крепость столовой горы походит на крыло огромного самолета. Массив тянется с севера на юг. Его протяженность более 1000м., ширина составляет 200 м., а высота – около 300 м. Добираться до подножья плато придется пешком, зато посетителям предлагается несколько маршрутов на выбор:

  1. с. Холмовка. Сюда ходит рейсовой автобус из Бахчисарая. Расстояние по дороге составляет около 7 км. Этот путь самый длинный и не слишком захватывающий.
  2. с. Залесное. Добраться автотранспортом до села можно как из Бахчисарая, так и из Севастополя, Симферополя, Ялты. Здесь пролегает туристическая тропа длиной не более 4 км., которая ведет путников к южной части плато. Дорога обозначена на картах горного Крыма и ее несложно отыскать.
  3. с. Терновка. Отсюда курс пролегает через пещерные монастыри Челтер-Мармара и Шулдан. Северное направление выведет на живописную и благоустроенную стежку из Залесного, которая вскоре выведет путников в городище Эски-Кермен.

Вид на окрестности с Эски-Кермена

Старинный храм, посвященным Трем всадникам

Храм Трёх всадников расположен в большом обломке скалы и оборудован двумя проходами. Вдоль стен между ними стоят высокие скамьи. Солнечный свет проникает в помещение через два маленьких окошка. С правой стороны от юго-восточного входа располагается придел с нишей, которые обустроены над небольшой могилой.

У северной стены находится еще одно захоронение. Скорее всего лежащие в обеих могилах усопшие почитались местными жителями. Здесь, например, существует ниша с крестом и углубления, вырезанные в камне для установки подсвечников.

Храм «Трёх всадников»

Северная стена святыни, соседствующая с большей по размеру могилой, декорирована фреской, на которой изображены три воина на лошадях. Их плащи развеваются по ветру, а в руках всадники держат остроконечные копья. Хотя здесь нет подписей, среднего всадника можно узнать сразу – это святой Георгий Победоносец, поразивший копьем извивающегося на земле змея. Другие всадники держат свои копья остриями наверх. Рядом с правым наездником на лошади виден мальчик, который придерживается за луку седла.

Внизу необычной фрески написано греческое изречение, гласящее о том, что святые мученики находятся здесь для спасения человеческих душ и отпущения грехов. Фигуры наездников окружает приглушенно-синий фон, но их нимбы нарисованы броской золотистой краской. Бросается в глаза и зеленое поле, по которому идут кони. Нанесение этой памятной росписи историки относят к XII – началу XIII столетий. Храм строился в этот же период, то есть накануне нашествия татарских войск на полуостров Крым.

Фреска в храме «Трёх всадников»

История возникновения

Располагается пещерный город примерно в 15 км на юг от Бахчисарая. Первое укрепление на неприступной горной вершине было построено византийцами, обитавшими в этой местности в VI веке нашей эры. Особой роли горное сооружение не играло еще триста лет, здесь расселяли в основном гарнизонных солдат. Развиваться пещерный город начал только к X веку. В итоге еще через 200 лет количество жителей составило две тысячи человек.

Когда в пещерном фортификационном сооружении открыли кафедральный собор, службы там проводил правящий епископ. Древняя базилика была отреставрирована и расширена. Да и сам город сменил свой статус на более значимый. Отличительными особенностями Эски-Кермена были:

  • широкие городские улицы;
  • виноградные террасы;
  • оросительные системы;
  • подземные казематы;
  • большое количество храмов.

К любому нападению город был отлично подготовлен. Помочь выдержать длительную осаду могли камнеметы, защитники, высокие стены. В специально вырытом осадном колодце глубиной 50 метров даже до нашего времени сохранилась вода. Сейчас вниз можно спуститься по лестнице, в которой насчитывается 84 ступеньки.

Правитель Золотой Орды Ногай со своим войском захватил город в 1299 году. Эски-Кермен был разрушен и разорен. И даже через много-много лет полностью восстановить пещерный город не удалось. Зато еще больше разрушений принесла монгольская армия под предводительством темника Едигея.

После этого восстановить цитадель уже не пытались. Сохранился только расположенный на северной окраине Эски-Кермена совсем миниатюрный город-спутник Черкес-Кермен. Этот древний населенный пункт существовал до конца XX века, назывался он село Крепкое. Упразднили поселение в 1977 году.