Горнолыжные курорты эльбрус и чегет (приэльбрусье)

Как добраться

Ближайший аэропорт расположен в Кабардино-Балкарском Нальчике. От поселка Азау его отделяет 120 км. Также аэропорт есть в Минеральных водах в Ставропольском крае. От города до Азау — 190 км. Многие авиакомпании совершают регулярные рейсы. Аэропорты в Нальчике и Минеральных водах имеют статусы международных. Также туристы могут добраться поездом до станции «Прохладная» в городе Прохладный, который находится в 150 км от Азау, или до Пятигорска, расположенного в 170 км от поселка в Приэльбрусье. Добраться до Азау из аэропорта или ж/д станции можно на автобусе, такси или арендованном автомобиле.

30 апреля — 4 день

Утреннее пробуждение и опять традиционное сканирование состояния организма. Сегодня еще лучше — совсем небольшая головная боль, а во всем остальном прекрасное, выспавшееся самочувствие! Ура! Погода тоже великолепная — над головой бездонная синь!

Пытаемся выйти с Тимуром немного пораньше и не сильно отстать от иркутян. Сегодня мы сразу надеваем кошки — у нас в планах подняться до брошенного МЧС-вского Ратрака на высоте 4950 метров. Где-то вдоль скал Пастухова от меня отстает Тимур — он часто останавливается, подъем ему дается тяжело. Я же стараюсь пусть и медленно, но идти без остановок. На более крутых участках я лишь сильно снижаю скорость. Несмотря на ясную погоду, после скал Пастухова приличный ветер — приходится натянуть на лицо бафф. Даже на таком ветру в движении достаточно связки термобелье-флиска-мембрана.

Никуда не спеша примерно за четыре с небольшим часа выхожу к Ратраку — силы еще есть и я, не останавливаясь, продолжаю восхождение. Встречаю идущих навстречу Дмитрия и Галю — они уже сходили на Косую полку, Гале стало нехорошо. Идти приходится по голому льду на сильном уклоне — психологически мне
дается это с большим напряжением — иду на кошках в первый раз и сразу в таких непростых условиях. Где-то на середине пути к Косой полке (навигатор показал 5018 метров) решаю разворачиваться. Фиксирую состояние — за исключением небольшой усталости во всем остальном чувствую себя превосходно.

Спускаюсь до кафешки на Гара-Баши и с наслаждением съедаю превосходный нажористый лагман, запивая его литром чая. После небольшого отдыха на бочках, подводим итоги: я перевыполнил план, преодолев отметку в 5 километров, Тимур из-за самочувствия был вынужден повернуть на 4600 метров, Виталий поднялся до полки на 4730 метров, а Данила халявил где-то на нижних скалах Пастухова. Он вообще не проявляет мотивации к восхождению, что очень огорчает.

Все, кроме меня, чувствуют себя неважно — у всех болит голова и общая вялость. Мне хочется общения и уговорив Тимура подвигаться, в его компании иду в гости к иркутянам

У них тоже продолжается борьба с высотой — большинство лежит лежкой. Девушкам после спуска стало совсем хреново, у Стаса поднялась высокая температура — у всех остальных состояние получше, но тоже не айс. Не хватает только Игоря — как оказалось в три часа ночи он уже ушел на штурм. Где-то на седловине в районе 11 часов его видел земляк, но до трех часов дня он так и не вернулся на бочку.

Погоняв с ними чаи и не дождавшись Игоря (как оказалось позднее, он поднялся на западную вершину и спустился к шести вечера), уходим в свою бочку. Меня начинают одолевать рефлексии: согласно прогнозу погода начинает портиться, иркутяне решают заканчивать акклиматизацию и спускаться в Азау, а мои пермяки совсем не выглядят готовыми к штурму вершины. Как идти, с кем идти, когда идти — все эти мысли неотступно крутятся у меня в голове. Договариваемся с Тимуром утром выйти еще раз до Ратрака — надеюсь, что при моей поддержке он все же сможет преодолеть свой заколдованный барьер на 4600 метров…

До отбоя остается только продолжить медитацию на закатные горы.

Продолжение следует… Слава роботам.

Подъемники

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» начинается с поляны Азау, где расположены две станции канатных дорог:

  • «старая» маятниковая
  • новая гондольная дорога

Обе канатки идут параллельно друг другу. Действуют две очереди обеих канатных дорог, 3-я очередь находится на стадии строительства. На 3-й очереди также есть однокресельная канатная дорога, но работает она не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) вверх желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» составляет 20 минут.
На горе Эльбрус подъемники включают в себя 2 очереди новой канатной дороги гондольного типа, 2 очереди маятникового подъемника, одну канатно-кресельную дорогу и 2 бугеля.  1 очередь: Азау — Кругозор
На первой очереди действует две канатные дороги: старая маятниковая дорога и новая гондольная дорога.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» начинается от станции Азау (2350 м) и доходит до станции «Старый кругозор» (3000 м). На обеих станциях есть кафе и шалычные. Время пути старой маятниковой дороги — 15 минут.
Новая канатная дорога «Poma 1» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы – 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги — 580 м. Время пути новой гондольной дороги — 5 минут. Производительность — 2400 человек/час.2 очередь: Кругозор — Мир
На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус — 2» начинается от станции «Старый Кругозор» (3000 м) и идет до станции «Мир» (3500 м). На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
Новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы «РОМА» — одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» (3000 м) и «Мир» (3500 м). Протяженность дороги — 1800 м., пропускная способность — 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении — 5 минут 13 секунд.3 очередь: Мир — Гарабаши
На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус» и новый гондольный подъёмник.
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» начинается от станции «Мир» (3500 м) и идет до станции «Гара-Баши» (3850 м). Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м. начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны «Азау» 2300 м. 
Канатная дорога гондольного типа «Poma-3» функционирует с конца декабря 2015 года. Её нижняя станция находится на высоте 3455 метров над уровнем моря, а верхняя на высоте 3847 метров над уровнем моря. Общая протяженность дороги составляет 1675 метров. Оснащён подъемник современными комфортабельными 8-ми местными кабинами. Некоторые гондолы приспособлены для перемещения лиц с ограниченными возможностями. Их ширина позволяет свободно пройти внутрь инвалидной коляске, а уровень пола кабины совмещен с уровнем посадочной площадки как на нижней, так и на верхней станциях. Кроме того, для маломобильных людей оборудованы специальные подъемники для доступа на посадочную зону. На сегодняшний день пропускная способность гондольной дороги — 750 человек в час.
Горнолыжный центр «Чегет» насчитывает три очереди подъемников. Первая состоит из кресельного подъемника «Чегет-1» и двукресельной канатной дороги «Парная». Каждая имеет протяженность 1600 метров. Перепад высот на этом участке составляет 600 метров. Станция «Чегет-1» действует с 1963 года и считается старейшей в Приэльбрусье. Подъемник доставляет туристов до панорамной площадки, где находится кафе «Ай».
Выше действует вторая очередь – «Чегет-2». Однокресельная канатка поднимает еще на 900 метров вверх. Перепад высот здесь около 500 метров. 3-я очередь — это бугельный подъемник под названием «Шагобан». Его длина составляет 300 метров, а перепад высот – 70 метров. Обычно он доставляет к месту старта фрирайдеров, поскольку отсюда берут начало маршруты для внетрассового катания. На юг спускается трасса «Дальние юга», в противоположном направлении – «Север». Эти территории не для новичков.
Подъемники на горе работают круглый год. Период с мая по ноябрь сюда приезжают велосипедисты.
 

Подъём на Эльбрус на канатной дороге.

Целью нашего путешествия было подняться как можно выше к Эльбрусу. Не на восхождение, конечно, а за один день, куда позволят силы, техника и финансы. Погода была хорошая, и вот что у нас получилось.

Начало канатной дороги на поляне Азау.Посадка на старый подъёмник.

Для начала решали на какой канатной дороге ехать. Здесь их две, старая и новая. Старая канатка похожа на подвесные трамвайчики, ехать нужно стоя. В кабинку за один раз запускают 12 человек. Цена одного подъема и одного спуска 500 рублей, это до станции Мир.

Поляна Азау . Новая канатная дорога .

Новый подъемник – кабинки на 8 человек. Цена аналогичного абонемента – 950 рублей.

От мира до Гарабаши одноместный кресельный подъемник. Есть новая линия канатки, но она не работает. Возможно запустят к горнолыжному сезону.

Для тех, кто не был на Эльбрусе. Канатная дорога состоит их трех этапов. Первый до станции Кругозор – 3000 метров, вторая до станции Мир 3500 метров, третья до Гарабаши 3780 метров. Дальше снегоходы, ратраки или пешком.

Наш выбор предопределила очередь на старой дороге. Из разговоров стало понятно, что люди ждут больше часа, и мы пошли на новую. Через 5 минут нам выдали карточки –пропуски и мы поехали! Вид из окна открывается невероятно красивый, но фотографировать невозможно, так как кабинка закрывается полностью.

Вот такие виды на ущелье открываеются при подъёме. Внизу видны следы лыжных трасс.

Минут через 10 мы поднялись до Кругозора. И сразу пересели на вторую очередь до станции Мир.

Станция мир. Мы почти на одной высоте с пиками гор.

На станции Мир есть несколько кафе, можно выпить чаю или глинтвейна у камина. Музей памяти Великой отечественной войны. Здесь хранятся военные трофеи, найденные на раскопках в горах. Во времена войны в этих местах велись активные боевые действия.

На станции Мир есть несколько кафе. Мижно выпить стаканчик глинтвейна и полюбоваться природой.

А мы пошли дальше, на кресельную канатную дорогу. Тут пришлось постоять в очереди около часа. Цена билета 200 рублей. Очередь была из-за групп которые поднимались  для дальнейшего восхождения. Так же на этом подъёмнике  транспортируют продукты и воду для «высокогорных жителей».  Мы были свидетелями подъёма около 20 ящиков воды. Большие рюкзаки  перевозятся отдельно, без пассажиров. Вот такие мелочи и занимают много времени.

Подъёмник на Гарабаши одноместный кресельный.

И вот мы в пути к самой высокой станции Гарабаши. Особо нетерпеливые, которые не хотели ждать, покоряли этот отрезок пути пешком.

Сфотографировался на фоне ледника, позади Кавказский хребет.

На Гарабаши мы оказались выше гор! Перед нами панорама на Кавказский хребет.

Комфорт с видом на Эльбрус

На курорте действует несколько отелей с ресторанами, крытыми бассейнами, саунами и массажными кабинетами. Есть и более экономичные варианты. Имеются пункты проката снаряжения, в том числе, автоматический! Можно арендовать все – от шлема до лыж и сноуборда. Летом здесь предлагают ветрозащитные куртки, горные ботинки, кошки, карабины, термосы, каски, треккинговые палки, ледорубы и другие полезные вещи. Есть мастерская по ремонту снаряжения.

Фото: На Поляне Азау находится несколько отелей

Желающие могут посетить музей, посвященный обороне Приэльбрусья во время войны. Он находится на станции «Мир». Летом живописны водопады Терскола, Азау и «Девичьи косы». В гостинице «Азау-Star» действует скалодром. Он предназначен для тех, кто опасается сразу идти на штурм реальных скал. На пике Терскол красуется обсерватория. Посмотреть на звезды не удастся, но запечатлеться возле эффектного научного объекта вполне возможно.

Фото: На курорте действует прокат снаряжения

Красивы лавовые потоки в ущелье Терскол. Обязательно стоит посетить Малые нарзаны Ачису и озеро, в котором водится форель. В селе Тегенекли действует Музей альпинизма имени Владимира Высоцкого. Ущелье Ирик-чат известно необычными природными образованиями, которые прозвали «Песчаными замками». Ну, а побывать на Поляне нарзанов и поправить здоровье целебной водичкой сам Бог велел!

Фото: Обязательно стоит попить водички в Долине нарзанов

Акклиматизация это важно

Программу акклиматизации соблюдать очень важно! Некоторые мои друзья были в очень хорошей физической форме, и они имели все шансы взойти, если бы не сбили по каким-то причинам программу (чаще всего по распиздяйству, просто не придали ей значения). В итоге они были деморализованы ужасным состоянием и отказались от восхождения

Конечно, одной программы для всех людей существовать не может. У всех разные организмы, все по разному переносят высоту. Есть люди, кто приезжает из Москвы и за один день сразу забегает на Эльбрус, а есть те, у кого предел в 4000 м. Выше он начинает погибать, никакая акклиматизация не помогает. Но все это уникальные случаи. Те, кто с налету заходят на вершину, это те, кто всю жизнь ходит в горы, и у них есть большой опыт и остаточная акклиматизация.

Мы же будем вести расчет на физически развитого, тренированного человека, но без какой-либо высотной подготовки. Так уж вышло, что живем мы не в Ла-Ринконаде и даже не в Лхасе, а не так далеко от уровня моря. Поэтому, приезжая в Терскол на 2000 метров уже задаем организму некий стресс. И торопиться бежать сразу на гору не стоит, ничего хорошего из форсирования событий не выйдет.

Подъем: День второй

2 день. Подъем на 105 пикет, ночевка. Почему сюда, а не по маршруту? Не уныло ли нарезать пилу взад-вперед по расквашенному горнолыжному склону? А тут красиво и безлюдно. Грунтовая дорога начинается прямо в Терсколе, что характерно, чтобы на нее выйти, нужно пройти через скотный двор. И далее по серпантину в сторону обсерватории. В мае на подходе к водопаду «Девичьи косы» скорее всего дорога уже будет завалена снегом. Придется тропить. Выходите пораньше, если снега будет очень много, тропежка затянется. Ночевать надо в домике на втором этаже. Но лучше прямо там поставить палатку, изо всех щелей дует. Озаботьтесь заранее, чтобы палатка устанавливалась без растяжек и кольев.

27 апреля — 1 день

Последние дни перед выездом на Эльбрус пролетели молниеносно, словно листы в отрывном календаре. Общий сбор иркутской и пермской частей группы был запланирован на вечер 27 апреля в одной из гостиниц поляны Азау, с которой и начинается канатная дорога на вершину Эльбруса с юга.

Растянувшись на весь день, прилетающие в аэропорт Минеральных Вод, пересаживались в такси и через 2,5 часа прибывали к условленной точке сбора. Поскольку я протянул с покупкой авиабилетов, то удалось попасть только на рейс, прибывающий в Минеральные Воды в семь вечера. Недели за три до вылета, жена также загорелась желанием провести майские праздники на фоне Кавказских гор — и вот я уже лечу не один: со мной летит жена (Аня) и уже знакомый вам по многим отчетам трехлетний сын Мишка. На гору они конечно не пойдут, а будут знакомиться с природой Кавказа внизу.

Мы прилетели в Минеральные Воды под вечер — вышли в старом терминале (обратные вылеты почему-то производятся из нового). В Минводах популярные онлайн-сервисы такси не работают — пришлось брать такси тут же за стойкой агентств. Взяли приору с детским креслом за 2,2 тыс. рублей.

Дорога по уже ночному Приэльбрусью оказалась ничем не примечательна — все виды оказались скрыты быстро навалившимися сумерками и лишь только при подъезде к подножью Кавказского хребта за окнами, в свете луны, стали громоздиться исполинские скалы. На поляну Азау приехали уже после полуночи — нашли гостиницу, плотно поужинали и легли спать. За стенкой храпели иркутяне…

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау»

Отдел продаж работает: пн—пт: с 09:00 до 18:00 сб: с 11:00 до 15:00 вс: выходной

Характеристика ГК «Эльбрус-Азау»: описание, сезон

Универсальные склоны «Эльбрус-Азау» подходят как профессионалам, так и новичкам-любителям, так как являются привлекательными по своей ширине и опережают по комфортности склоны Чегета.

Ежегодно на курорте проходит «открытие сезона», примерно в середине/конце ноября: время когда уже выпало достаточно снега и трассы подготовлены к катаниям. Но все зависит от наличия снега; катание может быть разрешено и возможно как раньше, так и позже.

Катание на горнолыжном склоне горы Эльбрус — это отличная возможность научиться новым видам зимнего спорта и покорить вершины Эльбруса, совершенствуя свои навыки.

План-схема подъемников и трасс ГК «Эльбрус-Азау»

Характеристика трасс ГК «Эльбрус-Азау»

В целом, ГК «Эльбрус-Азау» располагает 7-ю трассами. Единая длина спусков на склонах составляет примерно 11 километров. Совокупность трасс (по длине) от ст. Гара-Баши до Азау составляет 6 километров, от ст. «Приют-11» — около 10 километров, все зависит от того какой вариант маршрута Вы выберите.

Спуски «Эльбрус-Азау» разбиты на трассы разной сложности:
  • «Зеленая трасса» для новичков, считается самым легким участком. Оборудована бугельным подъемником.
  • «Синяя трасса» является более сложной по сравнению с «зеленой», но и более легкой по сравнению с «красной».
  • «Красная трасса» — это сложный участок, подходит для людей со специальной подготовкой катания.
  • «Черная трасса» — самая сложная для прохождения и требует не только особой подготовки, но и специальной экипировки.

Как и на любом горнолыжном курорте, на склонах 1-ой и 2-ой очереди оборудованы места отдыха — кафе, столовые, чебуречные для перекуса, чайные. Есть пункты проката оборудования, мед пункты, туалеты.

Так же на Эльбрусе располагаются небольшие-отели, альпинисты их называют приютами. В основном здесь останавливаются группы, которым предстоит восхождение на Эльбрус. «Приюты» оснащены спальнями, есть столовая, оборудованы водой, газом, светом.

Характеристика канатных дорог ГК «Эльбрус-Азау»

Первая зона

Поляна «Азау» (2 тыс. 350 м) / «Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м); канатных дорог на этом участке — 2:

  • маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-1»
  • гондольная дорога (ГКД) — «POMA-1»

Описание. Трасса смешанная — «красная» с переходом в «синюю». Для «красной» трассы характерна крутизна спусков и небольшая ширина, для «синей» — пологость и размашистость.

  • Пропускная способность МКД «Эльбрус1» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД «POMA-1» = 2 400 чел/час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Вторая зона

«Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м) / «Мир» (3 тыс. 500 м); канатных дорог на этом участке — 2:

  • маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-2»
  • гондольная дорога (ГКД) — «POMA-2»

Описание. Трасса смешанная — «черная» с переходом в «синюю». Для «черной» трассы характерна высокая крутизна спусков и повороты, для «синей» — пологость и размашистость, что намного облегчает катание к концу трассы.

  • Пропускная способность МКД «Эльбрус2» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД «POMA-2» = 2 400 чел/ час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Третья зона

«Мир» (3 тыс. 500 м) / «Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м); канатных дорог на этом участке — 1:

ОКД — 1-но кресельная канатная дорога — функционирует не регулярно (альтернативный подъем на ратраке)

Описание. Трасса «синяя» с перепадами более пологая и размашистая до приюта «Бочки», но одновременно и крутая. После приюта маршрут трассы более узкий и гораздо круче предыдущего участка.

Пропускная способность 1-но кресельной дороги = 130 чел/час (подъем занимает 12 мин).

Четвертая зона

«Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м) /«Приют-11» (4 тыс. 100 м); канатных дорог на этом участке — нет, подняться до отметки 4 100м возможно на ратраках или пешим ходом.

Описание. Трасса смешанная «красная» местами «черная» экстремальная.

Трассы. Дополнительно

Наличие трасс,сертифицированныхFIS ( нет
)

Панорамные трассы(выше 2500 м) ( есть
)

Гарантированныйснег ( есть
)

Курортдружественныйсноубордингу ( есть
)

Наличие ночногокатания ( нет
)

Наличие кайтинга ( есть
)

Количествосноупарков ( нет
)

Количествохалфпайпов ( нет
)

Искусственноеоснежение ( есть
)

Лесные трассы(до высоты 2000 м) ( есть
)

Наличие ледника ( есть
)

Летнее катание ( есть
)

Возможности дляфрирайда (хорошие)

Наличиеофициальных зонкатания (freeride) ( есть
)

Маршруты бэккантри ( есть
)

Наличие хелиски ( есть
)

Наличиеофициальных школ игидов для фрирайда ( есть
)

Наличиедетских горнолыжныхшкол-клубов ( есть
)

Off-piste

В регионе Приэльбрусье внетрассовое катание доступно и на Эльбрусе, и на Чегете. Также здесь активно осваиваются маршруты на гору Когутай в режиме ски-тура, а весной возможно хели-катание.
 

Эльбрус. Линии на фоне ледника
 
ЭЛЬБРУС

На Эль… подробнее »

+2

+дополнить
+добавить место

Цены на билеты

Стоимость билетов меняется из года в год, поэтому туристам и горнолыжникам лучше заранее узнать актуальную информацию на официальных сайтах, адреса которых вы найдете в конце статьи

Обратите внимание на то, что в кассах можно приобрести как билет на один подъем/спуск, так и абонемент с ограниченным сроком действия. Если вы планируете кататься много, то более выгодным будет второй вариант

Стоимость одного взрослого билета на 1 подъем/спуск на канатках первой и второй очереди составляет 950 рублей. Аналогичный билет на ребенка обойдется в 600 рублей.
Детский билет на подъемник можно приобрести ребенку в возрасте от 6 до 13 лет. Цена билета на один спуск для взрослого составляет 450 рублей, для ребенка — 250 рублей. Билет на подъем/спуск на канатную дорогу третьей очереди для взрослого стоит 600 рублей, для ребенка — 300 рублей.
Обратите внимание на то, что определенные группы граждан могут воспользоваться скидками:

  • Люди в возрасте от 65 до 75 лет получают скидку в размере 10%.
  • Дети до 5 лет, пожилые люди от 75 лет, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды I группы могут кататься бесплатно.

Ступенчатая акклиматизация

Используем мы методику ступенчатой акклиматизации, по типу «пилы». Заключается она в том, чтобы заходить с каждым разом на все большую высоту, ночевать там, а потом сразу спускаться вниз. Подвергать себя стрессу, а потом давать восстанавливаться. Так и возникает привыкание к недостатку кислорода.

Хочу сразу предупредить, что будет тяжело. Возможно, очень тяжело. И даже с отличной акклиматизацией вы не будете чувствовать себя на 5000 как дома. Прожив 2 месяца на 4000 и имея восхождение на 7000, мне все равно было каждый раз тяжело идти на 5-6 тысяч. Да, плохо уже не было, но тяжелый шаг, одышка, усталость мышц — все атрибуты высотного альпинизма так и остались со мной до конца сезона) А уж за одну-две недели и говорить нечего, вы не привыкнете к этой высоте. Будет тяжело, плохо и очень медленно. Поэтому будьте готовы потерпеть))

Так же рекомендую прочесть статью: Покорение Эльбруса: личный опыт