Аулы дагестана

Содержание

«ДАЖЕ ЕСТЬ ЖЕНСКИЕ ЗОНЫ В КОФЕЙНЯХ»

Я обращаю внимание, что за столиками сидят мужчины, а женщин в кафе нет. «У меня здесь второй этаж есть, я думал там женскую зону сделать

Здесь много парней обычно», — объясняет Гамзат. Он добавляет, что девушки могут заходить, просто им самим некомфортно.

— Девушек это не смущает?

— Это нормально в селе, в горах. В Махачкале даже есть женские зоны в кофейнях. И там всегда битком.

Гамзату 24 года, и он считает, что в его возрасте уже пора жениться. Желательно, чтобы невеста тоже была из Хунзаха, но это непринципиально. Главное, чтобы девушка была мусульманкой. Работать будущей жене он запрещать не собирается — только если сама захочет.

Окрестности Хунзаха

Архитектура

Башни строились отдельно каждым тухумом — объединением малых семей, связанных происхождением от одного общего предка по мужской линии.

До наших дней сохранились руины одного из угловых жилых домов, который примыкал к башне. По ним можно сделать вывод о низкой кладке, характерной для народов Северного Кавказа. Стены жилища украшал красивый узор из камня, а окна и двери намеренно делались узкими и маленькими, чтобы не привлекать излишнего внимания к строению. На ночь двери запирались на засовы, а окна закрывались ставнями.

В башнях семьи также хранили запасы пищи на продолжительное время. Старый Гоор был одним из самых недоступных селений. Попасть в него можно было только с северной стороны по едва приметному карнизу через узкие ворота, у которых постоянно дежурила стража.

Суженная кверху башня, Сергей Василец

История Гоорских башен

Точное время возведения Гоорских башен неизвестно. Предполагается, что это конец XVII в. Но на камнях, вмонтированных в постройку, можно увидеть символы доисламского периода. К таким относятся, например, спирали-свастики — знаки критского лабиринта, символы Закавказья и Малой Азии.

Старожилы утверждают, что основателем селения был один из потомков правителя Гидатля, у которого было шестеро сыновей от двух жен. Когда старшая жена умерла, мать младших детей сделала все, чтобы ее сыновьям отошли лучшие земли. Одному из потомков умершей жены достались земли Гоора. Его три сына стали первыми поселенцами этих мест. Первоначальный аул, располагавшийся в лесном массиве, сильно страдал от набегов соседних селений. Один раз даже полностью сгорел и был перенесен оставшимися в живых жителями в новое место. Но и там враги не переставали донимать горцев. И тогда они создали третье поселение, ставшее основанием Старого Гоора.

Остатки древних сооружений около Гоорских башен, Николай Лебедев

«МАМА УСЛЫШИТ AC/DC — ПО ШЕЕ ДАСТ»

Социальные сети Патимат не любит, предпочитает общаться вживую. Мы говорим о музыке.

— Что слушаешь? Есть любимые исполнители?

— Разное. В основном зарубежные певцы. Их поп-музыка нравится. Классику тоже иногда могу послушать ради интереса. Рок тоже люблю. Фредди Меркьюри, например, мне нравится. Конечно, это слишком грубо, но иногда бывает желание послушать. Или вот AC/DC. Мама услышит — по шее даст.

— Маме не нравится такая музыка?

— Она не любит такие слишком грубые песни. Я ей даже слушать не даю. Она не поддержит. Я говорю: тебе не понравится, не твой вкус.

Патимат задумывается, а потом добавляет: «Считается, что неполезно слушать такую музыку. Она слишком грубая. На организм, на нервы плохо влияет».

Село Ницовкра

Рагдан, 4020 м


Горная вершина Рагдан находится на Главном Кавказском Хребте. Немного к востоку находится самая крайняя южная точка России. Название горы происходит от слова, взятого у лезгинов — «рагъ», что переводится как «солнце».

Стоит отметить, что температура тут зимой около 8-10 градусов, а летом — около 12-15. Склоны горы часто подвергаются водным эрозиям. У подножия горы можно увидеть сочные альпийские луга с травой. Да и на самой вершине бушует неплохая растительность. Можно встретить довольно редкие виды растений.

Также на склонах гор часто встречаются крупные животные. Среди них есть даже редкие виды, например, леопард. В этих местах его можно увидеть крайне редко, но немногим, все же удается.

«Я ЖИВУ НАСТОЯЩИМ И НЕ ПЕРЕПРЫГИВАЮ»

Замуж Зульфия ближайшие десять лет выходить не планирует. «Нужно сначала пожить для себя, узнать что-то новое. А потом можно думать», — считает девушка.

— Что значит «пожить для себя»?

— Побыть одной, путешествовать.

— Думаешь, после брака жизнь сложнее станет?

— Не думаю. Если человек понимающий, то, естественно, он будет с тобой и путешествовать, но все равно побыть одной в это время лучше. Чтобы хотя бы что-то понимать в жизни, чтобы чему-то научиться.

Зульфия

Зульфия уверена, что женщина должна уметь заработать и жить самостоятельной жизнью, ведь всякое может случиться.

Девушка уже три года делает намаз. Говорит, что религия призывает к учебе и развитию. Среди друзей у девушки люди самых разных взглядов. Я спрашиваю Зульфию о планах.

— Никак я не вижу себя в будущем. Я живу настоящим, не перепрыгиваю и не думаю, где я буду через десять лет. Здесь и не такому научишься.

Нам пора собираться. К дому пришли соседи, чтобы попрощаться и дать в дорогу домашний сыр и хлеб. У старой машины возится Шамиль, двоюродный брат Зульфии.

ЗУЛЬФИЯ. «НУЖНО СНАЧАЛА ПОЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ»

Зульфие 16 лет, она только окончила школу в Кумухе и поступила в медицинское училище в Махачкале. В Кумухе девушка жила в интернате, к матери в Ницовкра приезжала раз в месяц. Сейчас Зульфия вернулась в аул на каникулы.

Она с радостью говорит о предстоящей учебе. Уже думает о дальнейшей профессии. «Я бы хотела стать косметологом, но посмотрим, как получится», — рассказывает она.

Патимат и Зульфия

— Хотела бы вернуться сюда после учебы?

— Если серьезно, я бы хотела уехать в Баку. Я не была там, но мечтаю съездить. Подруга переехала в Баку шесть лет назад.

Жизнь в селе девушке нравится, но молодежи заняться нечем. К величественным пейзажам быстро привыкаешь, а людей в селе мало. «Не знаю, что бы я здесь делала без Пати», — смеется она.

Зульфия помогает матери в хозяйстве. В свободное время смотрит боевики (очень смущается) и слушает музыку. Еще спасают социальные сети. Девушка активно пользуется телеграмом.

МАРИЯТ. «В ШКОЛУ ХОДИЛА ЧЕТЫРЕ КЛАССА. БОЛЬШЕ НЕ ЗАХОТЕЛА»

Мы проходим мимо дома, куда акушинцы и жители других сел приезжают за натуральным урбечом (питательная паста из перетертых орехов или семян — НВ). Во дворе стоит мельница с каменными жерновами, здесь делают урбеч из семян льна, тыквы, подсолнечника, а также из фундука, арахиса, кешью и абрикосовых косточек. Дочь хозяйки, Марият, в школе не учится и продолжать светское образование не планирует. Сейчас ей 15 лет, она изучает Коран.

Приготовление урбеча

— Ты давно в Акуша живешь?

— Всю свою жизнь. Родилась в этом доме.

— В общеобразовательной школе не училась?

— Четыре класса у меня. Больше не захотела ходить в школу. Родители тоже так захотели. Сестра-двойняшка тоже ушла из школы в четвертом классе, старшая сестра училась до пятого, а брат два класса отходил.

Марият один раз прочитала Коран, теперь принялась читать священную книгу повторно. «Раньше ко мне ученики ходили, тоже учились читать. Сейчас у них нет времени. Это очень сложно», — объясняет девушка.

Интернетом в семье активно пользуются. Марият смотрит турецкие сериалы. Особенно ей нравятся «Черная любовь», «Ранняя пташка» и «Полнолуние».

НИЦОВКРА, 1735 МЕТРОВ. ФУТБОЛ ОТ ГЕНЕРАТОРА

В русской Википедии село Ницовкра Лакского района названо покинутым, но мы точно знаем, что там по-прежнему живут люди. На весь аул пять домов и 20 жителей.

Мы доезжаем до села Кумух — административного центра Лакского района. Когда-то Кумух был торговым и политическим центром Нагорного Дагестана. Мой отец родом из Кумуха, но в селе никогда не жил. Семья дедушки уже давно перебралась в город, а в село продолжала ездить на свадьбы или похороны.

Сейчас Кумух мало чем отличается от небольшого провинциального российского города. И все же тут остается что-то особенное. Каменистые тропы ведут к домам с верандами, в окнах еще деревянные рамы. Или низкая арка — проходишь и попадаешь в сад, откуда открывается захватывающий дух вид на горы.

Село Кумух

Небо заволокло тяжелыми тучами, становится понятно, что на нашей машине дальше проехать нельзя. Дороги в Ницовкра нет. Единственный путь к аулу проходит по горной реке — прямо по руслу. Даже если рискнуть, то обратно после дождя не выехать: река поднимется и придется остаться в горах на несколько дней.

Расстояние небольшое, всего три километра, но нужно сначала спускаться к реке, а затем подниматься в гору. Поэтому берем с собой самое необходимое: воду и теплую одежду. За остальное можно не переживать, соседи всегда рады разделить обед с гостями.

Высокая трава и крутой склон заставляют быть осторожными, поэтому спускаемся медленно. У реки мы встречаем Шамиля, местного парня, который уступает лошадь свекру и дальше продолжает с нами путь пешком.

Шамиль немногословен. Следит, чтобы я не приближалась близко к лошади: она этого не любит и может лягнуть. Пропал сигнал интернета — а я только привыкла к тому, что в горах везде отличная связь. «Есть, почему нет? Смотря где. Здесь 3G есть, только от села нужно чуть отойти, за ту гору», — объясняет Шамиль.

В селе нет электричества. Обещают провести в следующем году: уже стоят столбы, осталось только провода проложить.

Село Ницовкра

«У нас генератор. Летом где-то в 19:30 включаем, и на три часа его хватает, — рассказывает он. — А если футбол нужно посмотреть, то еще бензин доливаем».

— Не скучно здесь? Людей мало.

— Для этого села это даже много.

«КАК БУДТО Я ЖИВУ НЕ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ»

— А нашиды ты слушаешь?

— Если честно, не очень.

— А ты религиозна?

— Стыдно, но нет. Мы со средним братом Хаджи-Мурадом какие-то не склонные к этому. А старший брат Шамиль и младший Ахверди молятся и Коран слушают (аудиозаписи чтения Корана на арабском — НВ).

Патимат пытается объяснить, почему у нее непростые отношения с религией.

«Сложно молиться, когда не понимаешь до конца. Когда писания читаешь и не можешь в них вникнуть, желание исчезает, — рассуждает Патимат. — Психолог, которого я люблю читать, говорит, что в исламе это для того, чтобы человек никогда не останавливался в своем развитии».

Мы прошлись по селу и вернулись к дому Патимат. Я спрашиваю, о чем она мечтает и каким видит свое будущее.

«Нет мечты. В детстве мечтала о разном, а сейчас нет. Как будто я живу не своей жизнью. Она мне вообще не нравится. Медицина — совсем не мое. Мне неинтересно, я делаю то, что не хочу, — объясняет Патимат. — Как будто интерес к чему-то потерялся. Или это от того, что в детстве говорили всегда «нет-нет-нет»».

Патимат знакомит меня с Зульфией — ее односельчанкой и подругой.

Балхар

Лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Административный центр Балхарского сельского поселения. Известный центр народной художественной керамики.

Жители села Балхар являются лакцами по-национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886 году население Балхара составляло 1424 человека.

Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера специализируются на изготовлении кувшинов, кружек, мисок и других сосудов, украшенных преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также, в Балхаре ткут паласы и изготавливаются детские игрушки.

Балхаррасположен в нагорной части Дагестана, в 13 километрах от районного центра, села Акуша. Само селение располагается в котловине между двумя большими горными вершинами.

В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше

Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь

Когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.

Балхар – крупнейший центр художественной орнаментированной керамики в масштабе общекавказском. Керамика Балхара глубоко связывается с чисто местной традицией, не уводит ни к каким дальнейшим заимствованиям и обнаруживает следы своего древнего происхождения.

Орнамент балхарских изделий – творчество кисти многочисленных мастериц, богат вариациями, при своем разнообразии – держит единство стиля.

Каждая мастерица может внести и вносит в разрисовку кувшина нечто свое собственное, индивидуальное, не нарушая, однако, какого-то общего, прочно сложившегося канона, присущего искусству Балхара.

Работами по выделке керамики здесь занимаются женщины, а мужчины исстари заготавливают хворост для обжига и торгуют готовой посудой. Прикосновение к гончарной глине до революции считалось для мужчины большим позором. В этом отношении Балхар отличается от Сулевкента, где за гончарный круг садились только мужчины.

Плато Матлас

Теперь наш путь в поисках природных чудес Дагестана лежит на юго-запад от Махачкалы, в Хунзахский район, где одновременно можно увидеть сразу несколько невероятных объектов природы. Одно из них – само Хунзахское плато, плавно перетекающее в плато Матлас.

Только представьте, едете вы, петляя по серпантинам, все выше и выше и где-то на уровне облаков оказываетесь на самой обыкновенной равнине, где мирно пасутся коровы, а жители местных аулов выращивают кабачки и картошку. Равнина на высоте 2000 м над уровнем моря! Причем не просто равнина, а самая большая горная равнина в Дагестане.

Но стоит подойти к краю и ты с уверенностью понимаешь, что все также по-прежнему находишься в горной республике. От края обрыва открываются головокружительные виды на горные хребты и 10 аулов, лежащих где-то далеко внизу.

А еще с плато Матлас в бездну обрываются два бурных водопада, причем даже в мае вокруг них лежит снег.

У водопадов на плато Матлас даже в мае лежит снег

Из других достопримечательностей на плато можно увидеть небольшую мечеть, сложенную из природного камня, памятник уроженцу здешних мест аварскому военачальнику Хаджи-Мурату и Льву Толстому, благодаря которому о Хаджи-Мурате знают все.

Удивительное чувство, когда ты стоишь и видишь, как тебя поглощает облако…

Проходит несколько минут, и все вокруг погружается в густой туман

Облака в тот день сильно мешали полюбоваться окружающим пейзажем

Памятник Льву Толстому и Хаджи-Мурату, а также небольшая мечеть на Матласском плато

В скором будущем на плато Матлас будет построен крупный всесезонный курорт по своим характеристикам ничуть не уступающий лучшим курортам Европы. Реализация этого амбициозного проекта уже началась. Прямо на краю уже разместилось несколько уютных домиков-шале, где смогут останавливаться отдельные семьи отдыхающих.

Совсем скоро на плато появится роскошный 5* отель со СПА-центром, гостиничный комплекс 4*, бальнеологический термальный комплекс, гольф-клуб, конно-спортивный клуб, горнолыжный комплекс, детский инновационный центр и ресторан с панорамным видом. А пока здесь всего этого нет можно смело наслаждаться природой, практически не тронутой благами цивилизации. Природой, от которой захватывает дух!

***

Как добраться? Совсем скоро вместе с курортом в Хунзахском районе появится и свой собственный аэропорт. А пока добраться сюда проще всего из Махачкалы. Расстояние от Махачкалы до Матласа – чуть более 170 км. Дорога асфальтирована на всем протяжении пути. На автомобиле преодолеть это расстояние можно за 3 с небольшим часа.

Согласно официальному сайту Хунзахского района, в Хунзах, расположенный от плато Матлас в 14 км, ходят микроавтобусы из Махачкалы, но четкого расписания, как и в другие сельские районы, эти маршрутки не имеют.

Диклосмта, 4285 м

Диклосмта находится в природной границе Чечни, Грузии и Дагестана. В переводе с чеченского означает «Снежный хребет». Массив довольно многовершинный и состоит из глинистых сланцев и песчаников.

Добраться до горы очень сложно. Удобнее всего туристы прокладывают маршрут восхождения со стороны Грузии. Но взобраться смогут только самые опытные. В большинстве случаев подъемы совершают вместе с хорошим проводником.

Стоит отметить, что здесь берут свое начало многие реки, такие как Черо, Гакко и другие. Многие из них считаются притоками, которые подходят к довольно большим рекам.

В разных источниках можно найти информацию о Диклосмте. Во многих дореволюционных книгах гора называется Дзана-Корт, что переводится как «Гора, просящая дождя». Можно сказать о том, что название связано с языческим прошлым.

«ЗАМЕЧАНИЯ НУЖНО ДЕЛАТЬ, НО АККУРАТНО»

— Хабиб Нурмагомедов — кумир? Смотришь его бои?

— Да. Мне это очень близко. Без этого никак.

— Хабиб часто высказывается резко о тех или иных культурных событиях в Дагестане. После его поста в инстаграме отменили концерт Егора Крида, затем он потребовал наказать ответственных за показ спектакля с полураздетыми актерами в Махачкале. Ты разделяешь его позицию?

Гамид думает и, кажется, не хочет показаться грубым.

— Знаешь, такое нашим не положено. Некрасиво получается. У нас тоже есть артисты, но они так не ведут себя.

— А что плохого в аниме-фестивале, который разогнали в Махачкале?

Гамид говорит, что молится пять раз в день и никогда не пропускает молитвы, а по пятницам ходит в мечеть. Намаз научился делать в десять лет. «В семье всегда молились, и меня научили», — объясняет он.

Село Акуша

ПАТИМАТ. «ДУМАЮ, НЬЮ-ЙОРК ТОЖЕ НЕПЛОХОЕ МЕСТО»

Патимат родилась в Ницовкра, в школу ходила в другом селе, куда семья переезжала на время. Сейчас она учится в Махачкале в медицинском колледже и приезжает в село к родителям на лето. Девушке не нравится учеба в колледже, она всегда мечтала стать ландшафтным дизайнером, но решила послушаться маму.

Патимат

— Ты бы хотела продолжить учебу после медколледжа?

— Не знаю даже. Из всего, что есть в медицине, я бы хирургом хотела стать. Но я подумала, что не смогу. Это очень сложно.

— Согласна с тем, что хирург — мужская профессия?

— В какой-то степени, да. Слишком сложно для женщины.

— Почему?

— Слишком много стресса. Мужчины лучше стресс могут переносить. И паники тоже у них не бывает такой, как у нас.

Я спрашиваю о том, хотела бы Патимат вернуться в родное село после окончания учебы. «Я, наверное, хотела бы уехать за границу. Меня всегда тянуло в Лондон, но там постоянные дожди. Думаю, Нью-Йорк тоже неплохое место, — размышляет девушка. — Люди, наверное, там приятные. Хотела бы пожить и посмотреть, какие там люди».

К ранним бракам девушка относится отрицательно и замуж собирается только после учебы. По словам Патимат, национальность мужа совсем не важна: «Вот моя сестра отучилась в ДГУ (Дагестанский государственный университет — НВ) в магистратуре и в 24 года выходит замуж за лезгина», — рассказывает девушка.

Село Ницовкра

Охрана природы Дагестана государством

Не вызывает никаких сомнений необходимость в охране и сохранении природных богатств этой живописной республики. С целью охраны природы Дагестана на территории субъекта Российской Федерации создают особо охраняемые территории, национальные парки, заказники и заповедники.

На сегодняшний момент в Дагестане есть шесть особо охраняемых территорий федерального значения, более тридцати — регионального.

Кроме того, в настоящее время не всем территориям, того заслуживающим, присвоен статус особо охраняемой. Правительством республики ведется активная работа по присвоению особого статуса таким территориям.

Наиболее известными объектами, взятыми под защиту государства, являются Дагестанский природный заповедник и Горный ботанический сад Дагестанского отделения Российской академии наук.

Население высокогорья

Из-за суровых природных и климатических условий данная местность крайне слабо заселена. В среднем на каждые 60 квадратных километров приходится всего два населенных пункта.

Численность жителей поселений также крайне мала. Главное занятие населения — разведение скота. Этот вид сельского хозяйства обеспечивает горцев мясом, теплой шерстью и питательным молоком. С другой стороны, в период максимально высоких показателей животноводства (семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого столетия) интенсивность выпаса скота сказывалась на состоянии высокогорного ландшафта, приводя к обветшанию и постепенному разрушению. В последнее время численность рогатого скота постепенно сокращается, что благоприятно сказывается на окружающей природе.

Расположение высокогорья

Высокогорным Дагестаном называют ту часть республики, что находится на юго-западе. Как понятно из названия этой местности, данная часть региона является наиболее возвышенной по отношению к остальным. Условно высота высокогорья над уровнем моря составляет 1800 метров и выше.

К географическим объектам, составляющим рельеф высокогорного Дагестана, относят отрезок Водораздельного хребта (другое название — Главный Кавказский хребет) и некоторую часть Бокового хребта, а также котловины, расположенные между ними. Боковой хребет имеет поперечные разломы и разделен на самостоятельные массивы. Он, в отличие от Главного, не является непрерывной цепью гор.

Изучая географическое положение высокогорного Дагестана, можно убедиться в том, насколько разнообразен ландшафт этой местности. Здесь можно найти и пологие равнины с умеренным климатом, и заснеженные вершины гор с вечными снегами.

Самой высокой точкой высокогорных районов Дагестана и, соответственно, всего региона, является вершина Базардюзи. Высота этой горы составляет почти четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря. Общая площадь высокогорья — около одиннадцати тысяч квадратных километров.

Дагестанские старожилы пытаются возродить заброшенные в горах древние аулы.

Дагестанские старожилы пытаются возродить заброшенные в горах древние аулы. Во многих из них сейчас живут всего несколько человек. Большинство жителей покинули свои дома и спустились в долину, поближе к цивилизации.

А в прежде шумных аулах остались единицы, которых называют отшельниками. И уходить из своих сел, фактически превратившихся в призраки, они не собираются.

Корреспондент НТВ Омар Магомедов побывал в одном из аулов и узнал, как живут горцы.

Примерно раз в полгода Шахрат и Рафик спускаются с гор на равнину и пополняют запасы продуктов. Обратный путь пролегает по восточным склонам Большого Кавказского хребта на высоте почти двух тысяч метров.

Дорога, ведущая в аул Маза, представляет собой узкую горную тропу. Некоторые участки не только сложны для передвижения, но и опасны. По сути, это и есть единственная связь с Большой землей. Добраться сюда можно только пешком.

Аул Маза опустел в середине прошлого века. Тяжелые условия жизни и суровый климат вынудили людей переселиться на равнину.

В прошлом известный на всю округу музыкант и свадебный тамада Шахлар живет в горах уже 20 лет. Со временем к нему переехали жена, младший сын и родственник. На окраине древнего аула отшельники построили ферму, а на все сбережения купили коров.

Тажиб Абдурахманов: «Волки особенно нападают, когда без смотра оставляешь коров. Сегодня их отправил на пастбище, и все время под наблюдением».

Кажется, уклад жизни в этих краях не меняется веками. Жилище отшельников  это дом с земляным полом и каменными стенами. Здесь нет мобильных телефонов, Интернета и телевизора. Из благ цивилизации только старенький генератор. Комнаты завалены запасами на зиму. В это время года дом горцев напоминает продуктовый склад.

Рафик Курдуханов: «Например, здесь рис. Здесь макароны».

В следующий раз спуститься за продуктами можно будет не раньше апреля, когда тропы станут менее опасными. Ведь если понадобиться помощь, на расстоянии десятка километров  ни души. Жизнь вдали от людей отшельников не пугает. Покидать аул-призрак они не собираются.

Рафик Курдуханов: «Сейчас работы нет, а здесь свое хозяйство. Прожить можно. Лишь бы немножко помогли светом, и больше ничего не надо».

В администрации Ахтынского района и рады бы помочь. Но официально аула Маза уже давно не существует.

Камалудин Алиев, глава муниципального образования «Сельсовет Смугульский»: «Я думаю, для семей газ и электроэнергия тоже денег стоят, тоже расходы».

С каждым годом в горах Дагестана становится все больше заброшенных аулов, люди покидают свои дома, спускаются на равнины в поисках лучшей жизни.

Шахлар мечтает полностью возродить заброшенное село. Впрочем, массово вернуть жителя обратно в горы даже личным примером уже вряд ли у кого-то получится.

ШАМИЛЬ. «НАЙДЕШЬ ДОСТОЙНУЮ НЕВЕСТУ — ПОЗВОНИ»

В 16 лет Шамиль вернулся в Ницовкра после учебы в кумухской школе. Сейчас ему 21. Круглый год он смотрит за скотиной и лошадьми. Говорит, что зимой в селе жить совсем несложно.

Общается Шамиль с друзьями по социальным сетям. «Сигнал хороший вон за той горой, — показывает он. — В основном использую «Одноклассники», «Вконтакте», инстаграм и вотсап»».

Шамиль

Из популярных блогеров Шамиль подписан только на Пастуха (инстаграм-блог pastukh, его ведет настоящий пастух из Дагестана, на него подписаны почти 50 тысяч человек — НВ). Сельчане вокруг оживляются и тоже подтверждают, что этот блог сейчас очень популярен.

— Музыку какую слушаешь?

— Нашиды.

— А другую?

— Самую разную. Лакскую музыку люблю. Джамала Абакарова, например. Зарубежную не слушаю. Я же их не понимаю!

Я спрашиваю Шамиля, собирается ли он жениться. Кто-то из женщин выкрикивает, что он уже присмотрел себе чародинскую (Чарода — аварское село в Чародинском районе Дагестана — НВ) невесту. Но парень только посмеивается и старается перевести тему.

— Невесту тоже сюда хотел бы привезти?

— Да, конечно. Найди мне одну хорошую невесту!

— Из Москвы девушку возьмешь?

— Возьму, если она здесь будет жить.

— Национальность не важна?

— Главное, чтобы мусульманка.

— А если русская примет ислам, женишься?

— Конечно!

Шамиль с детства молится. «Как мама научила, так и молюсь», — объясняет он.

Мы слышим рев приближающейся машины. Через минуту из-за горы появляется старенький УАЗик. Мы уверены, что он за нами: вчера в Кумухе пообещали, что к десяти утра заберут нас, если реку не размоет и по ней можно будет проехать. Но в машину садится пожилая соседка Тамари, а все остальное пространство заполняют мешки с яблоками. Нам же предстоит долгая дорога пешком.

Мы прощаемся и начинаем спускаться к реке, как вдруг раздается голос Шамиля: «Обязательно позвони, как найдешь мне достойную невесту!»

Пеший спуск по реке. Амина

Архит

Хивский район

Предание о возникновении аула повествует, что основан он выходцами из других селений: Абдулой из с. Гасик, Айдемиром из с. Хурик, Расулом из с. Рукат, Гаджимурадом из с. Цалак и др. Последние два селения ныне не существуют. Вокруг Архита находятся также развалины селений Хангер, Гумгит, Даграрик, Мехлерик. Причиной оставления всех названных селений предание называет нашествие змей, которые якобы даже падали с неба, как дождь. Это предание очень распространено в Табасаране и в некоторых других частях Дагестана. Оно же легло в основу фантастической сказки о легендарной змее, за один день отравившей все население брошенных аулов.

Основание селения архитское предание относит ко времени около четырех с половиной веков тому назад. Говорят, что на месте нынешнего Архита жили армяне.

Деавгай, 4116 м

Гора Деавгай находится на Большом Кавказе. Это самая высокая из точек Гельмец-Ахтынского хребта. Сама вершина немного имеет вогнутую форму. На ней вечно присутствуют снега.

Склоны гор довольно скалистые. Северная часть горы образует отвесную сланцевую стену черного цвета с большими объемами снегов. А с южной стороны — крутые склоны с ледово-снежным карнизом.

Стоит отметить, что впервые на гору совершил восхождение ученый из России с фамилией Беккер. Это произошло в 1872 году. Чуть позднее, в 1972 году сюда взобралась целая группа К. Ахмедханова.

Название Деавгай, гора получила не просто так. С этим связана одна очень интересная история. В 1837 году имам по имени Шамиль со своим отрядом пришел к Рутул (небольшому селу в Дагестане). Об этом тут же было доложено русским людям. Чтобы поймать Шамиля, было отправлено множество отрядов.

Когда село осадили русские народы, предводитель рутульцев Агабек решил отвлечь их. Он вышел из села и стал нападать на город. Русские же осадили его, бросив на это все свои силы. Множество людей они брали в плен.

Они долго пытались узнать, где же прячется имам. Но жители им отвечали «Де авгай», что означает «Попробуй, найди». Русские со своими отрядами отправились к горе, которую теперь и называют Деавгай.