Холмский район

Содержание

Карта

  
Холмск: карты

Холмск: фото из космоса (Google Maps)Холмск: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Холмск. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Чехов 43 () С
2 Невельск 43 (44) Ю
3 Анива 51 () ЮВ
4 Южно-Сахалинск 53 (81) В
5 Горнозаводск 56 () Ю
6 Долинск 64 (125) СВ
7 Корсаков 71 (123) ЮВ
8 Томари 80 () С
9 Красногорск 152 (167) С
10 Макаров 183 (297) С
11 Углегорск 226 (237) С
12 Шахтёрск 234 () С
13 Советская Гавань 250 (306) СЗ
14 Поронайск 254 (371) С

Краткая характеристика

Расположен на западном побережье южной части острова Сахалин, на берегу залива Невельского (Татарский пролив Японского моря), в 83 км к востоку от Южно-Сахалинска.

Ж.д. станция. Узел автодорог. Сахалинское морское пароходство. Морская ж.д. паромная переправа Ванино — Холмск.

В Холмском районе — бальнеогрязевая курортная местность Пионеры.

Территория (кв. км): 2279

Исторический очерк

Основан в 1870 г. как военный пост. В 1905 г. отошёл к Японии согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившего русско-японскую войну 1904-05. В 1945 г. возвращён России. Освобождён 20 августа 1945 г. в ходе Южно-Сахалинской операции.

До 1946 г. назывался Маока (Маука); название из айнского mauka «вершина залива» (иногда объясняется как «ветроеное место»). Город Холмск с 1946 г; новое название дано в результате неправильного перевода айнского названия.

Экономика

Холмск — центр морского рыболовоства. База флота «Сахморепродукт». Холмский морской рыбный порт.

Заводы: стройдеталей, целлюлозно-бумажный. Жестяно-баночная фабрика. Мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод.

В Холмском районе выращивают главным образом овощи. Разводят крупный рогатый скот, свиней. Клеточное звероводство.

Месторождения газа.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

ОАО «Сахалинское морское пароходство»Предлагает:

ВУЗы города

Сахалинское высшее морское училище им. Т.Б. Гуженко — филиал Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского

Музеи, галереи, выставочные залы

Холмский муниципальный естественнонаучный музей

Архитектура, достопримечательности

Холмск живописно расположен на высоких морских террасах. Центр застроен 5-этажными домами.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1959 31.5 1998 41.9 2008 31.8 2016 28.5
1967 39 2000 39.9 2010 31.0 2017 28.2
1970 37.4 2001 39.3 2011 30.9 2018 28.0
1979 45.2 2003 35.1 2012 30.1 2019 27.5
1989 51.4 2005 33.5 2013 29.6 2020 27.1
1992 51.8 2006 32.9 2014 29.0 2021 26.7
1996 44.9 2007 32.3 2015 28.8    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 449
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 642
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 506

История

Он был основан в 1870 году как военный пост. После русско-японской войны 1904–1905 годов он был передан под контроль Японии вместе с остальной частью южного Сахалина по Портсмутскому договору . Японцы переименовали его в Маока (真 岡), что, как говорят, означает «тихое место» на языке айнов.

20 августа 1945 года в Порт Маока высадился сводный батальон морской пехоты и 113-я пехотная бригада. Им предшествовала группа разведчиков, тайно высадившихся на подводной лодке Ш-118 в районе Маока для успешного выполнения своей задачи. Однако сопротивление японцев было отчаянным, и высадившемуся отряду пришлось сражаться особенно яростно. Японский огонь поджег одно из судов береговой охраны, на что российские ответили интенсивной морской бомбардировкой города, в результате чего погибло больше мирных жителей. Подробнее см. Советское нападение на Маоку .

Красная Армия отвоевала весь Сахалин в конце Второй мировой войны , с городом , получающим своим нынешним названием в 1946 году название происходит от русского слова Холмской на холм, ссылаясь на местоположение города на склоне , окружающей гавань.

Как и в ряде других городских районов Дальнего Востока России , в Холмске произошло значительное сокращение населения после распада Советского Союза и экономического кризиса, последовавшего за ним в 1990-х годах.

Российский период (1870—1905)

Точный период возникновения айнского селения Маука неизвестен, поэтому считается, что история города началась 21 мая 1870 года, когда 10 русских солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с поручиком В. Т. Фирсовым, высаженные на берег бухты Маука, основали русский военный пост. Солдаты, неся караульную службу, занимались охотой, рыболовством, огородничеством.

В самом же селении жили айны и японцы, которые занимались здесь рыбными промыслами. Богатые рыбные ресурсы привлекали не только японских, но и русских промышленников, в частности, Я. Л. Семёнова, известного владивостокского купца. В 1878 году в селении обосновался шотландец Г. Ф. Демби, компаньон Семёнова, который начал здесь заниматься обустройством капустного промысла. Сюда же была перенесена главная фактория фирмы «Семёнов и К°». Посёлок начал расти, здесь были размещены контора управляющего промыслами, склады готовой продукции, жилые бараки рабочих, а также лавка, торговавшая бакалеей, мануфактурой и предметами обихода. В 1880 году Маука представляла собой довольно большой населённый пункт, где жили 10 европейцев и 700 рабочих (корейцев, китайцев, айнов). В 1884 году селение было отнесено к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. По инициативе этнографа Бронислава Пилсудского в июле 1903 года в Мауке была открыта школа, которую посещали 12 детей: 8 айнов и 4 русских.

Добыча рыбы и морской капусты увеличивались с каждым годом. Если в 1886 году на промыслах Семёнова было добыто 90 тыс. пудов капусты и 50 тыс. пудов рыбы, то уже в 1893 году — 47 тыс. пудов капусты и 140 тыс. пудов рыбы, а в 1898 году — 50 тыс. пудов капусты и 450 тыс. пудов рыбы. Ценные породы рыб — кета, горбуша, сельдь — были главной продукцией семёновских промыслов. Продукция получала признание и на всероссийском уровне. В 1889—1890 годах на Всероссйской рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге компания получила серебряную медаль, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде — золотую медаль.

В 1890 году остров посетил русский писатель А. П. Чехов, который также проплывал и около юго-западного побережья острова. В книге «Остров Сахалин» А. П. Чехов описал Мауку

Летом 1904 года, в связи с опасностью японского вторжения, Сахалин оказался оторванным от материка, замирала жизнь на шумных рыбацких промыслах, в том числе и в Мауке. События разворачивались очень стремительно. После боёв с японцами в июле 1905 года у селений Владимировка и Дальнее в Мауку прорвался небольшой отряд дружинников во главе с военным прокурором Б. А. Стерлиговым. Пробираясь через неспокойные воды Татарского пролива и хребты Сихотэ-Алиня к Уссурийской железной дороге, отряд прибыл в Хабаровск. За этот подвиг Стерлигов был удостоен  ордена Святого Владимира 4-й степени. С сопротивлением партизанских отрядов японцы разбирались жестоко.

использованная литература

Источники

  • Сахалинская областная Дума. Закон №25-ЗО от 23 марта 2011 г. «Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области», в ред. Закона №62-ЗО от 27 июня 2013 г. «О внесении изменений в статью 10 Закона Сахалинской области« Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области »». Вступил в силу 9 апреля 2011 г .. Опубликован: «Губернские ведомости», №55 (3742), 29 марта 2011 г. (Дума Сахалинской области. Закон № 25-ЗО от 23 марта 2011 г. « Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области» с изменениями, внесенными Законом от 27 июня 2013 г. № 62-ЗО « О внесении изменений в статью 10 Закона Сахалинской области») Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области » . Действует с 9 апреля 2011 г.).
  • Сахалинская областная Дума. Закон №524 от 21 июля 2004 г. «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области», в ред. Закона №45-ЗО от 27 мая 2013 г. «О внесении изменений в Закон Сахалинской области» О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области «». Вступил в силу 1 января 2005 г. Опубликован: «Губернские ведомости», №175–176 (2111–2112), 31 июля 2004 г. (Сахалинская областная Дума. Закон № 524 от 21 июля 2004 г. « О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» с изменениями, внесенными Законом № 45-ЗО от 27 мая 2013 г. « О внесении изменений в Закон Сахалинской области« О государственных правах »). Границы и статус муниципальных образований в Сахалинской области » . Действует с 1 января 2005 г.).

Новые сайты Холмска

m.123ru.net

Новости по-русски от m.123ru.net (срочные новости из регионов, события последнего часа, эксклюзивные репортажи от первого лица — в новостной ленте

Гск75.рф

Гск75.рф

School8-kholmsk.ru

Сайт МAОУ СОШ №8 г. Холмска

29ru.net (News)

Новости Холмска, блокнот главных новостей за сегодня и календарная лента событий, фактов, происшествий в Холмске с ежеминутным обновлением) в таблоиде от 123ru.net

Все сайты…

Холмск (до 1905 — Маука, с 1905 по 1946 — Маока; яп. 真岡) — город на Дальнем Востоке России, административный центр Холмского городского округа Сахалинской области. Расположен на юго-западном побережье острова Сахалин, на берегу залива Невельского Татарского пролива Японского моря, в 83 км к западу от Южно-Сахалинска. Население — 30 937 человек (2010 год), площадь — 32 км². Третий по численности населения и второй по экономическому значению город Сахалинской области.

Крупнейший на Сахалине транспортный центр, в состав которого входят морской незамерзающий порт с 2 терминалами, 3 железнодорожные станции и узел автомобильных дорог. Связан с Ванино морской железнодорожной грузопассажирской паромной переправой Холмск — Ванино. Из города начинается федеральная автодорога Р495 Холмск — Южно-Сахалинск. Крупный экономический, промышленный и культурный центр Сахалинской области, центр морского рыболовства и судоремонта.

Город был основан 21 мая 1870 года как русский военный пост Маука. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии как город Маока. В 1945 году был возвращён СССР, в 1946 году переименован в Холмск. Статус города по японской классификации получил в 1922 году, по советской — в 1946 году.

Холмск — крупный промышленный центр Сахалинской области. Промышленность в городе представлена предприятиями рыбной, судоремонтной, металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, строительной, пищевой промышленности. Наиболее крупные предприятия города — судоремонтный завод ЗАО «Сахалинремфлот», ОАО «Холмская жестянобаночная фабрика», база обрабатывающего флота по переработке рыбы и морепродуктов АООТ «Сахморепродукт».

Японский период (1905—1945)

Чтоб увеличить фото, наведите курсор   |  

Центральная улица Хонтё (Советская)

Во времена японской колонизации Маока получила бурное развитие, возникли первые предприятия, а само поселение стало настоящим городом. После русско-японской войны в опустевшем селении на зиму оставались всего 40 русских поселенцев, которые впоследствии вернулись на Родину. А в бывшем рыбацком посёлке началась совершенно иная жизнь. Сюда пришли новые хозяева — японские рыбопромышленники, которые получили все 20 участков в районе Маоки, за них казна выручила 172,5 тыс. иен

Японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение селения с незамерзающей бухтой. Уже в конце 1905 года между Маокой и Владимировкой они проложили временную дорогу, провели телеграфную и телефонную линии

При сдаче рыболовных участков на 1906 год японцы закрыли рыбные промыслы непосредственно в бухте Маока, так как здесь предполагалось строительство порта и города — будущего административного центра западного побережья. Для описания Маоки в первые годы японской колонизации ценным источником являются путевые заметки представителя Русской православной церкви в Японии епископа Сергия. Удивлённый бурным развитием бывшей русской фактории, он высказал несколько известных крылатых фраз: «Маука — совершенно новый, японский город», «Везут рыбу, везут морскую капусту, везут рыбное удобрение, рыбий жир и даже лес!», «Конечно, и здесь есть школа, больница, кумирни… Пустующих домов не видно… Несомненно, Маука — город с будущим…».

Маока был вторым портом (после Отомари), через который шёл основной поток японских переселенцев на Карафуто. Городок постепенно обустраивался, множились его жилые кварталы, состоящие из нескольких дворов. Переселенцам казна выдавала небольшую субсидию на строительство типичных для северной Японии жилых домов: с дощатыми засыпными стенками, раздвижными перегородками внутри и с традиционной чугунной печкой «хибати». В 1909 году здесь был проведён первый на острове простейший водопровод, состоявший из деревянных желобов и труб, уложенных под землёй на глубине метра. Вода задерживалась в них деревянными плотинами, а в основных пунктах водопровода устанавливались большие деревянные бочки, в которых накапливалась, хранилась и бралась вода. В городе имелся также кирпичный завод, выпускавший до 500 тыс. кирпичей в год. Электроэнергией город обеспечивали 2 электростанции с мощностью в 5,8 МВт.

После образования Гражданского управления Карафуто 28 августа 1906 года, в наиболее крупных населённых пунктах были образованы их отделения, в том числе и в Маоке. В апреле 1922 года, в соответствии с «Положением о городах, посёлках и сёлах Карафуто», Маока официально получил статус города, а в июле 1929 года стал городом первой категории. Главой города являлся мэр, в распоряжении которого находился небольшой штат чиновников из 26 человек: помощник, казначей, трое заведующих отделами городской мэрии, несколько писарей, техник и др. Мэр города и его чиновники получали жалование из казны. При мэрии существовал городской совет, состоявший из 17 депутатов. В административном отношении Маока являлся также центром одноименного уезда, поэтому в городе, кроме мэрии, имелось ещё и уездное управление. Уезд Маока охватывал всё юго-западное побережье острова. Основную массу населения города составляли переселенцы из северных и северо-западных районов Японии. В 1920-е годы для выполнения тяжёлой работы завозились крупные партии рабочих из Кореи и Маньчжурии. Айнов в Маоке, бывшем когда-то самым большим айнским стойбищем острова, в начале 1910-х годов практически не осталось. Читать дальше

Российский период (1870—1905)

Точный период возникновения айнского селения Маука неизвестен, поэтому считается, что история города началась 21 мая 1870 года, когда 10 русских солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с поручиком В. Т. Фирсовым, высаженные на берег бухты Маука, основали русский военный пост. Солдаты, неся караульную службу, занимались охотой, рыболовством, огородничеством.

В самом же селении жили айны и японцы, которые занимались здесь рыбными промыслами. Богатые рыбные ресурсы привлекали не только японских, но и русских промышленников, в частности, Я. Л. Семёнова, известного владивостокского купца. В 1878 году в селении обосновался шотландец Г. Ф. Демби, компаньон Семёнова, который начал здесь заниматься обустройством капустного промысла. Сюда же была перенесена главная фактория фирмы «Семёнов и К°». Посёлок начал расти, здесь были размещены контора управляющего промыслами, склады готовой продукции, жилые бараки рабочих, а также лавка, торговавшая бакалеей, мануфактурой и предметами обихода. В 1880 году Маука представляла собой довольно большой населённый пункт, где жили 10 европейцев и 700 рабочих (корейцев, китайцев, айнов). В 1884 году селение было отнесено к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. По инициативе этнографа Бронислава Пилсудского в июле 1903 года в Мауке была открыта школа, которую посещали 12 детей: 8 айнов и 4 русских.

Добыча рыбы и морской капусты увеличивались с каждым годом. Если в 1886 году на промыслах Семёнова было добыто 90 тыс. пудов капусты и 50 тыс. пудов рыбы, то уже в 1893 году — 47 тыс. пудов капусты и 140 тыс. пудов рыбы, а в 1898 году — 50 тыс. пудов капусты и 450 тыс. пудов рыбы. Ценные породы рыб — кета, горбуша, сельдь — были главной продукцией семёновских промыслов. Продукция получала признание и на всероссийском уровне. В 1889—1890 годах на Всероссйской рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге компания получила серебряную медаль, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде — золотую медаль.

В 1890 году остров посетил русский писатель А. П. Чехов, который также проплывал и около юго-западного побережья острова. В книге «Остров Сахалин» А. П. Чехов описал Мауку

Летом 1904 года, в связи с опасностью японского вторжения, Сахалин оказался оторванным от материка, замирала жизнь на шумных рыбацких промыслах, в том числе и в Мауке. События разворачивались очень стремительно. После боёв с японцами в июле 1905 года у селений Владимировка и Дальнее в Мауку прорвался небольшой отряд дружинников во главе с военным прокурором Б. А. Стерлиговым. Пробираясь через неспокойные воды Татарского пролива и хребты Сихотэ-Алиня к Уссурийской железной дороге, отряд прибыл в Хабаровск. За этот подвиг Стерлигов был удостоен  ордена Святого Владимира 4-й степени. С сопротивлением партизанских отрядов японцы разбирались жестоко.

Сайты с акциями, скидками, распродажами и жёлтые новости (16+)

‘);if(«undefined»===typeof loaded_blocks_da){loaded_blocks_da=[];function n(){var e=loaded_blocks_da.shift();var t=e.adp_id;var r=e.div;var i=document.createElement(«script»);i.type=»text/javascript»;i.async=true;i.charset=»utf-8″;i.src=»https://code.directadvert.ru/show.cgi?async=1&adp=»+t+»&div=»+r+»&t=»+Math.random();var s=document.getElementsByTagName(«head»)||document.getElementsByTagName(«body»);s.appendChild(i);var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_da.length){n();clearInterval(o)}},50)}setTimeout(n)}loaded_blocks_da.push({adp_id:e,div:t})})(236124)

Популярные сайты Холмска

Kholmsk-grad.ru

Холмск Град | Информационный портал города Холмска

Kholmsk.ru

Холмск — информационно-развлекательный сервер

Forum-holmsk.ru

Холмск

Все сайты…

Каталог сайтов Холмска — первый подобного формата путеводитель-справочник по региональным интернет-ресурсам: новостям, товарам и web-услугам Холмска. На сегодня в базе данных нашего каталога Sakhalin.29ru.net/holmsk/ собрана и систематизирована информация о 73 сайтах Холмска, городских форумах, блогах и группах ВКонтакте. Все ссылки размещены на отдельных страницах со скриншотами, краткими описаниями и возможностью прямого перехода на источник со статистикой посещаемости, просмотров и рейтингами популярности. Многие сайты Холмска снабжены подробным описанием, отзывами и комментариями пользователей. В своих разделах и категориях все сайты Холмска систематизированы по рубрикам-тегам и дополнительно имеют прямые ссылки в соответствующих тематике сайта, новостных и бизнес-разделах каталога Сахалинской области.

Японский период (1905—1945)

Чтоб увеличить фото, наведите курсор   |  

Центральная улица Хонтё (Советская)

Во времена японской колонизации Маока получила бурное развитие, возникли первые предприятия, а само поселение стало настоящим городом. После русско-японской войны в опустевшем селении на зиму оставались всего 40 русских поселенцев, которые впоследствии вернулись на Родину. А в бывшем рыбацком посёлке началась совершенно иная жизнь. Сюда пришли новые хозяева — японские рыбопромышленники, которые получили все 20 участков в районе Маоки, за них казна выручила 172,5 тыс. иен

Японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение селения с незамерзающей бухтой. Уже в конце 1905 года между Маокой и Владимировкой они проложили временную дорогу, провели телеграфную и телефонную линии

При сдаче рыболовных участков на 1906 год японцы закрыли рыбные промыслы непосредственно в бухте Маока, так как здесь предполагалось строительство порта и города — будущего административного центра западного побережья. Для описания Маоки в первые годы японской колонизации ценным источником являются путевые заметки представителя Русской православной церкви в Японии епископа Сергия. Удивлённый бурным развитием бывшей русской фактории, он высказал несколько известных крылатых фраз: «Маука — совершенно новый, японский город», «Везут рыбу, везут морскую капусту, везут рыбное удобрение, рыбий жир и даже лес!», «Конечно, и здесь есть школа, больница, кумирни… Пустующих домов не видно… Несомненно, Маука — город с будущим…».

Маока был вторым портом (после Отомари), через который шёл основной поток японских переселенцев на Карафуто. Городок постепенно обустраивался, множились его жилые кварталы, состоящие из нескольких дворов. Переселенцам казна выдавала небольшую субсидию на строительство типичных для северной Японии жилых домов: с дощатыми засыпными стенками, раздвижными перегородками внутри и с традиционной чугунной печкой «хибати». В 1909 году здесь был проведён первый на острове простейший водопровод, состоявший из деревянных желобов и труб, уложенных под землёй на глубине метра. Вода задерживалась в них деревянными плотинами, а в основных пунктах водопровода устанавливались большие деревянные бочки, в которых накапливалась, хранилась и бралась вода. В городе имелся также кирпичный завод, выпускавший до 500 тыс. кирпичей в год. Электроэнергией город обеспечивали 2 электростанции с мощностью в 5,8 МВт.

После образования Гражданского управления Карафуто 28 августа 1906 года, в наиболее крупных населённых пунктах были образованы их отделения, в том числе и в Маоке. В апреле 1922 года, в соответствии с «Положением о городах, посёлках и сёлах Карафуто», Маока официально получил статус города, а в июле 1929 года стал городом первой категории. Главой города являлся мэр, в распоряжении которого находился небольшой штат чиновников из 26 человек: помощник, казначей, трое заведующих отделами городской мэрии, несколько писарей, техник и др. Мэр города и его чиновники получали жалование из казны. При мэрии существовал городской совет, состоявший из 17 депутатов. В административном отношении Маока являлся также центром одноименного уезда, поэтому в городе, кроме мэрии, имелось ещё и уездное управление. Уезд Маока охватывал всё юго-западное побережье острова. Основную массу населения города составляли переселенцы из северных и северо-западных районов Японии. В 1920-е годы для выполнения тяжёлой работы завозились крупные партии рабочих из Кореи и Маньчжурии. Айнов в Маоке, бывшем когда-то самым большим айнским стойбищем острова, в начале 1910-х годов практически не осталось. Читать дальше

Как добраться[править]

Основной способ попадания в Южно-Сахалинск из материковой России — по воздуху. Любителям наземного транспорта придётся пользоваться окольными путями, см. статью Сахалин.

На самолётеправить

Международный аэропорт Хомутово (IATA:UUS) находится в 8 км к югу от города. Добраться от центра можно на городских автобусах № 8, 63 и 93. Здание аэропорта небольшое; есть камера хранения, маленький продовольственный магазин, кафе (работает до 21.00) и зал ожидания. Информация: +7 (4242) 78-83-90, 78-80-55, а также он-лайн табло на сайте аэропорта. В плохую погоду аэропорт закрыт, порой сутками.

Местный перевозчик — компания «Сахалинские авиатрассы» (SAT), также в Южно-Сахалинск летают самолёты нескольких других российских авиакомпаний и корейская Asiana.

  • Россия: ежедневные рейсы из Москвы (Аэрофлот, Трансаэро; в пути 9 часов), Владивостока (Владавиа, SAT; в пути 2 часа) и Хабаровска (Владавиа; в пути чуть больше часа). Более редкое сообщение с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Благовещенском. По местным маршрутам самолёты летают в Комсомольск-на-Амуре, Оху, Южно-Курильск
  • Китай: один раз в неделю рейс из Харбина (Владавиа)
  • Южная Корея: ежедневные рейсы из Сеула (Asiana, SAT; в пути 3.5 часа)
  • Япония: несколько раз в неделю SAT выполняет рейсы в один из трёх городов — Саппоро, Хакодате и Токио

На поездеправить

Железнодорожный вокзал Южно-Сахалинска — ключевой транспортный узел всего острова

Поездом в Южно-Сахалинск можно приехать с севера острова из города Ноглики (два поезда в день, в пути 13.5—15 часов). Из Охи и Александровска-Сахалинского нужно сначала ехать автобусом, а затем пересаживаться на те же поезда в Ноглики или Тымовске. В принципе, поезда также ходят в южной части острова, связывая Южно-Сахалинск с Корсаковым и Холмском (через Томари), однако ехать на этих поездах нет смысла: автобусом быстрее, дешевле и удобнее.

На автобусеправить

Автовокзала в Южно-Сахалинске нет. Автобусы и маршрутки отправляются от здания железнодорожного вокзала, рядом с которым находятся кассы (тел. +7 (4242) 72-25-53; работают 7.30 — 12.00, 13.00 — 15.00, 15.30 — 18.30). Маршрутки отправляются по наполнению, автобусы — по расписанию (см. здесь).

Основные направления (приводят к паромам в Японию и на материк соответственно):

  • Корсаков: автобус 115 каждые полчаса с 7.20 до 22.00, в пути около часа, стоимость 180 руб (2010). Маршрутки вдвое быстрее и вдвое дороже.
  • Холмск: автобус 516 каждый час с 8.45 до 21.00; также подходит автобус 518, отправляющийся 6 раз в день и следующий через Огоньки в Невельск. Стоимость 250 руб (2009). Маршрутки стоят 400 руб (2009), в пути около часа.

На автомобилеправить

Южно-Сахалинск связан автомобильными дорогами со всеми городами острова, причём проехать мимо вряд ли удастся. Из Корсакова Р488 (31 км), из Холмска Р495 (81 км), от Александровска-Сахалинского 550 км, от Ноглики 630 км, от Охи 850 км.

Предыстория (до 1870)

Чтоб увеличить фото, наведите курсор   |  

Первыми европейцами, которые предприняли попытку изучения Татарского пролива, были французские моряки — участники экспедиции Жана-Франсуа де Лаперуза на кораблях «Буссоль» и «Астролябия». Летом 1787 года они нанесли на карту западный берег Сахалина от мыса Крильон до мыса Жонкьер. В 1796 году этим же маршрутом прошел английский капитан Уильям Броутон. Результатом этих экспедиций явилась гипотеза о полуостровном положении Сахалина, которая ещё более упрочилась в 1805 году, после неудачной попытки русского мореплавателя И. Ф. Крузенштерна достичь Татарского пролива с севера, через лиман Амура. Гипотеза о полуостровном положении Сахалина была развеяна лишь в 1849 году, когда русский мореплаватель Г. И. Невельской на транспорте «Байкал» проплыл по Татарскому проливу и доказал, что Сахалин остров. Первым русским судном, прошедшим в 1853 году водами Татарского пролива по следам Лаперуза и Броутона, явилась винтовая шхуна «Восток» из состава эскадры адмирала Е. В. Путятина. Все вышеперечисленные мореплаватели замечали, что юго-западное побережье довольно безлюдно, хотя благоприятные положение и климат должны были способствовать здесь развитию сельского хозяйства и рыболовства. Тем не менее, здесь существовали небольшие айнские поселения, одним из которых являлась Маука.

Российский период (1870—1905)

Точный период возникновения айнского селения Маука неизвестен, поэтому считается, что история города началась 21 мая 1870 года, когда 10 русских солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с поручиком В. Т. Фирсовым, высаженные на берег бухты Маука, основали русский военный пост. Солдаты, неся караульную службу, занимались охотой, рыболовством, огородничеством.

В самом же селении жили айны и японцы, которые занимались здесь рыбными промыслами. Богатые рыбные ресурсы привлекали не только японских, но и русских промышленников, в частности, Я. Л. Семёнова, известного владивостокского купца. В 1878 году в селении обосновался шотландец Г. Ф. Демби, компаньон Семёнова, который начал здесь заниматься обустройством капустного промысла. Сюда же была перенесена главная фактория фирмы «Семёнов и К°». Посёлок начал расти, здесь были размещены контора управляющего промыслами, склады готовой продукции, жилые бараки рабочих, а также лавка, торговавшая бакалеей, мануфактурой и предметами обихода. В 1880 году Маука представляла собой довольно большой населённый пункт, где жили 10 европейцев и 700 рабочих (корейцев, китайцев, айнов). В 1884 году селение было отнесено к Корсаковскому округу, в состав которого входило вплоть до русско-японской войны. По инициативе этнографа Бронислава Пилсудского в июле 1903 года в Мауке была открыта школа, которую посещали 12 детей: 8 айнов и 4 русских.

Добыча рыбы и морской капусты увеличивались с каждым годом. Если в 1886 году на промыслах Семёнова было добыто 90 тыс. пудов капусты и 50 тыс. пудов рыбы, то уже в 1893 году — 47 тыс. пудов капусты и 140 тыс. пудов рыбы, а в 1898 году — 50 тыс. пудов капусты и 450 тыс. пудов рыбы. Ценные породы рыб — кета, горбуша, сельдь — были главной продукцией семёновских промыслов. Продукция получала признание и на всероссийском уровне. В 1889—1890 годах на Всероссйской рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге компания получила серебряную медаль, а в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде — золотую медаль.

В 1890 году остров посетил русский писатель А. П. Чехов, который также проплывал и около юго-западного побережья острова. В книге «Остров Сахалин» А. П. Чехов описал Мауку

Летом 1904 года, в связи с опасностью японского вторжения, Сахалин оказался оторванным от материка, замирала жизнь на шумных рыбацких промыслах, в том числе и в Мауке. События разворачивались очень стремительно. После боёв с японцами в июле 1905 года у селений Владимировка и Дальнее в Мауку прорвался небольшой отряд дружинников во главе с военным прокурором Б. А. Стерлиговым. Пробираясь через неспокойные воды Татарского пролива и хребты Сихотэ-Алиня к Уссурийской железной дороге, отряд прибыл в Хабаровск. За этот подвиг Стерлигов был удостоен  ордена Святого Владимира 4-й степени. С сопротивлением партизанских отрядов японцы разбирались жестоко.

23 августа(5 сентября)1905 года в городе Портсмуте (Нью-Гэмпшир, США) был подписан мирный договор, по которому Россия уступила Японии часть Сахалина к югу от 50-й параллели. В течение последующих 40 лет исторические судьбы Северного и Южного Сахалина шли различными путями.

Сайты с акциями, скидками, распродажами и жёлтые новости (16+)

‘);if(«undefined»===typeof loaded_blocks_da){loaded_blocks_da=[];function n(){var e=loaded_blocks_da.shift();var t=e.adp_id;var r=e.div;var i=document.createElement(«script»);i.type=»text/javascript»;i.async=true;i.charset=»utf-8″;i.src=»https://code.directadvert.ru/show.cgi?async=1&adp=»+t+»&div=»+r+»&t=»+Math.random();var s=document.getElementsByTagName(«head»)||document.getElementsByTagName(«body»);s.appendChild(i);var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_da.length){n();clearInterval(o)}},50)}setTimeout(n)}loaded_blocks_da.push({adp_id:e,div:t})})(236124)