Содержание
Автобус из Черногории в Сербию
Автобус комфортный, но дорогой и долгий способ добраться из Черногории в Сербию. Два билеты на прямой автобус из Будвы в Белград обошлись нам в 57 евро. Дешевле, чем на самолёте, но всё равно дорого. А если учесть, что ни воды, ни сух. пайка в автобусе не выдают, то и совсем перебор.
Из Будвы в Белград автобусы ходят регулярно, но точного расписания в интернете я не нашла. Лучше уточнять на автостанции.
Автобусы, которые выезжают в 7 и 8 часов утра, приезжают около 6-7 вечера, если без опозданий. Но обычно автобус опаздывает.
Автобус в пути около 12 часов.
Почему стоит ехать на автобусе?
По дороге вы увидите безумно красивые пейзажи. Дорога идёт по-над самой пропастью, высоко в горах. Каждый раз, когда я думала, что выше уже некуда, серпантин уводил нас ещё выше и ещё выше.
Почему не стоит ехать на автобусе?
Вначале автобус останавливался на автовокзалах, потом начались какие-то хаотичные остановки у обочины, чтобы подобрать людей, забрать груз и тд. В итоге автобус опаздывал. Не было регулярных санитарных остановок, то через два часа, то через пять.
Въезд в страну
Хотя граждане РФ могут посещать Сербию без визы, для пребывания в чужой стране им нужно зарегистрироваться. Это делается в ближайшем полицейском отделении в течение суток после въезда.
Если иностранец останавливается в отеле, все хлопоты, связанные с регистрацией, берет на себя администрация. Лучше заранее напомнить работнику ресепшена о необходимости провести эту процедуру.
После регистрации иностранцу выдается «бели картон». Этот документ может понадобиться при выезде из страны, поэтому его обязательно нужно сохранить.
Большинство водителей отправляются из Черногории в Сербию на арендованном авто
Чтобы не иметь проблем с местной полицией, важно позаботиться о наличии «зеленой карты» – международной страховки. Следует также взять с собой в дорогу нотариальную доверенность на авто, выданную при его взятии в аренду
Долгая дорога в ЕС
Инцидент поставил под вопрос не только формат «Сербия–Евросоюз–Косово», но и прием балканских государств (Албания, Босния и Герцеговина, частично признанная Республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория) в ЕС. Их интеграцию Брюссель одобрил еще в 2003 году, однако пока ни одна из стран частью объединения так и не стала. По оценке Брюсселя, получить членство Западные Балканы могут к 2025 году (лишь бы был решен сербско-косовский конфликт), однако, как сообщило агентство Reuters со ссылкой на четырех дипломатов и внутренний документ ЕС, гарантировать это он больше не может.
— До тех пор, пока не будет решен вопрос с независимостью Косово, Сербии попасть в Евросоюз не удастся, — пояснила «Известиям» ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Елена Гуськова. — Ей говорят об этом уже более 15 лет. Сначала руководство Сербии было в какой-то степени к этому готово — шло на уступки, подписывало договоры. Но по мере того, как этот вопрос откладывался и албанцы не хотели выполнять договоренности, Белград стал задумываться, нужно ли ему вообще говорить о независимости Косово.
Всем смирно
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Свою приверженность интеграции этих стран Брюссель должен был подтвердить на саммите «Евросоюз — Западные Балканы» 6 октября 2021 года. Но черновой вариант декларации этой встречи, датированный 11 сентября, ставит эту приверженность под сомнение. Причин несколько. Во-первых, часть государств (Дания, Нидерланды и Франция) опасаются, что повторится ситуация 2007 года, когда поспешное вступление Болгарии и Румынии спровоцировало неконтролируемый приток мигрантов из Восточной Европы в ее западную часть. Во-вторых, у той же Болгарии есть языковые претензии к Северной Македонии — в Софии уверены, что там живут болгары с навязанной им македонской идентичностью.
Не последнюю роль, по словам собеседников Reuters, играет еще и то, что Евросоюз постепенно теряет свое влияние в регионе — затянувшаяся интеграция с периодическим блокированием процесса то от Франции и Нидерландов, то от Болгарии, а также неспособность внешних игроков помочь в решении конфликта между Сербией и Косово отворачивают Западные Балканы от европейских столиц. К тому же в последние годы в регион активнее заходят Россия и Китай. Один из примеров их присутствия — помощь балканским странам в борьбе с COVID.
В Черногорию попутчиком
Время от времени в фейсбук-группе «Черногория» появляются объявления «еду на своей машине в Черногорию из России/Беларуси/Украины, ищу попутчиков». Если хотите сэкономить, попробуйте поискать предложения там. Страничка группы: https://www.facebook.com/groups/freelancemontenegro/
Недостатки у этого способа очевидные — далеко не всегда в нужные даты кто-то едет и ищет попутчиков. Плюс нужны дополнительные визы, т.к. ехать придётся через несколько государств.
Полезные статьи про отдых в Черногории
- Какой курорт Черногории выбрать для отдыха?
- Нужна ли страховка в Черногорию? Как выбрать, цены и нюансы
- Виза в Черногорию и что такое туристический налог?
- Как найти жильё в Черногории для отдыха
- Как взять машину напрокат и стоит ли это делать в Черногории?
- Лучшие достопримечательности Черногории: что обязательно посмотреть
Черногория
Пожалуй, самая посещаемая изо всех стран бывшей Югославии. Сюда едут целыми семьями, с маленькими детьми, на все лето, а заодно и осень. Климат в Черногории мягкий, хотя уже в начале сентября вы рискуете угодить в сезон дождей. Тепло все равно будет, так что, сможете купаться и наслаждаться чистым воздухом, но вот загореть получится едва ли.
Самый попсовый курортный город Черногории – это Будва. Кажется, отелей здесь больше, чем обычных жилых домов. Впрочем, это касается практически всей Черногории: здесь столько туристов (особенно русских), что начинаешь невольно сомневаться, а точно ли ты не в Сочи. Черногория подкупает красивыми пейзажами и недорогой едой. Если вы ищете сервис класса люкс, то вам, скорее всего, не сюда: как бы черногорцы ни старались, получается все равно немного совково. Зато санкционный сыр, местные фрукты, хорошее вино и итальянская одежда к вашим услугам. Кстати, если соберетесь на шопинг, отправляйтесь в портовый город с веселым названием Бар: это рай для любителей покупок (причем, на любой кошелек). И да, бары в Баре тоже есть.
Тем же, кому важнее фотографии в Instagram, стоит направляться в сторону Боснии и Герцеговины, в Боко-Которскую бухту. Здесь вас ждет красота, от которой дух захватывает. В бухте можно искупаться: вода чистейшая и никаких волн. А еще здесь стоит поесть эко-утриц, разведенных в эко-хозяйстве (в районе местечка с прикольным названием Доброта ищите небольшой синий указатель с желтыми буквами). Удовольствие не дешевое (туристический аттракцион, чего вы хотите?), но за приветливость хозяина и свежайшие морепродукты как-то и не жалко
Кстати, если обед на плоту в полудиких условиях вас не прельщает, обратите внимание на ресторан Stari Mlini, который находится в сотне метров от фермы. Там тоже есть устрицы и не только
«Баррикады под носом НАТО»
КПП «Яринье» на административной границе Сербии и Косово. Слово «административная» подчеркивают полицейские с сербской стороны — с точки зрения Белграда, это граница между частями единой Сербии, въезд в регион Косово и Метохия. С косовской стороны настаивают, что граница межгосударственная.
Атмосфера спокойная — на юге Сербии +22 ℃, жужжат стрекозы и изредка пролетают вертолеты натовских военных KFOR. Около полутора недель назад здесь едва ли не начались столкновения между сербами и албанцами. А всё потому, что косовская полиция запретила въезд транспорту с сербскими номерами. Проживающие на севере Косово сербы начали акцию протеста около КПП «Яринье» по пути из Белграда в Приштину. В ответ там разместились бойцы подразделения косовского МВД.
Всем смирно
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эльнар Байназаров
— На дороге к Косовской Митровице, в 4–5 км южнее от КПП, стоят баррикады — прямо под носом НАТО. Люди приехали на машинах и перегородили проезжую часть. Около сотни человек. Сербы протестуют против нового правила албанцев (с сербской стороны границы никто не использует этноним «косовары». — «Известия») о смене номеров за 5€, — рассказал «Известиям» Новак, только перешедший границу.
Протестующие недовольны тем, что не выполнена часть Брюссельских соглашений, по которым «албанцы обязаны допустить открытие общества сербских общин на севере Косово».
Подъезд к КПП уставлен машинами с сербскими номерами, через границу их не пропускают. Автомобили оставляют прямо здесь и дальше идут пешком. И с той, и с этой стороны границы людей встречают автобусы — предприимчивые дельцы уже успели построить бизнес на ситуации.
— Это косовская полиция не пускает без специальных номеров за 5€. Наши, естественно, их не ставят. Еще чего! — возмущается в беседе с «Известиями» сербский полицейский в приграничном кафе.
Он говорит на сербском, изредка вставляя русское «товарищ» и хлопая меня по плечу. Переводить его речь мне помогает Александр, который сидит за соседним столиком.
— Я учил русский в школе, сейчас учусь в Университете Белграда, если ты медленно говоришь, я понимаю, — уточняет он.
Парень приехал к границе, чтобы встретиться с матерью и познакомить ее со своей девушкой из Словении.
— Я не могу пройти в Косово, потому что это дорого: косовары требуют ПЦР-тест или сертификат о вакцинации для въезда. Проверяют у всех QR-код. Каждый раз отдавать 6 тыс. динаров (4300 рублей) за тест — это грабеж, — бросает Александр. — Поэтому мама приезжает из Митровицы сюда, на КПП, и мы здесь встречаемся.
Всем смирно
Фото: REUTERS/Laura Hasani
Слыша русскую речь, другие сербские полицейские, пришедшие в кафе на обед, заметно веселеют и начинают наперебой вспоминать русские слова: «Москва, водка, олимпиада, велосипед».
— Тебе надо в Косово? Есть один вариант, им пользуются те, кто не хочет платить за тест. Надо уйти по шоссе примерно на 2 км назад, там будет поворот и через горы можно пройти в Косово, — делится со мной Александр. — В выходные мы с братом пойдем к маме этой дорогой, если хочешь, идем с нами. Только это будет рано утром, пока темно.
Я смущаюсь, что беседу о пересечении границы слушают и сербские полицейские, сидящие с нами за одним столом. Мой собеседник, увидев это, улыбается: не бойся, здесь друзья. Но эти друзья, включившись в наш разговор, отрицательно мотают головами.
— Не дай боже вам попасть в ловушку албанской полиции на границе, — предупреждают полицейские. — Сейчас они сильно нервничают, мониторят всю границу. Сербов без теста просто депортируют, а вот вам, как гражданину страны, не признавшей Косово, может грозить «затвор» (арест).
«Что-нибудь придумаем», — говорит мне Александр и подмигивает. Группу сербов забирает очередной автобус.
— Никакой войны здесь не начнется, этого никто не хочет. Думаю, они договорятся, и всё будет как раньше, — Александр приобнимает свою девушку, которая выглядит более озабоченной предстоящей встречей с матерью жениха, нежели вопросами границы.
Маршрут
Белград – главный город Сербии, в котором можно максимально подробно ознакомиться с историей и культурой народа этой страны. Желательно выделить на осмотр столицы хотя бы несколько дней.
Этого хватит, чтобы посетить крепость Калемегдан, Белградскую крепость и собор Святого Саввы. В столице открыт музей имени Николы Теслы – национальной гордости сербов. Чтобы проникнуться атмосферой города, стоит прогуляться по улице князя Михайлова, которая уже превратилась в «местный Арбат».
Из Белграда можно отправиться на юг Сербии, в древний городок Ниш. В нем царит тишина и спокойствие, он наполнен старинными памятниками архитектуры и занимательными историческими местами.
В качестве альтернативы югу можно отправиться на север страны, в город Нови-Сад. По-другому его называют «сербскими Афинами». Город застроен средневековыми замками, в нем работает несколько музеев, имеется известный природный заповедник.
Моря в Сербии нет, однако это не значит, что в этой стране нельзя покупаться. На курорте Врнячка Баня есть несколько термальных источников. В молодом городке Пролом Баня лечат кожные и гинекологические заболевания. Оба места отлично подходят для отдыха.
Самолёт из Черногории в Сербию
Самый простой и быстрый способ добраться в Сербию из Черногории и обратно — это самолёт. В Черногории есть два аэропорта: Тиват и Подгорица. Из обоих регулярно летают прямые рейсы в Сербию. При чем цена на билет из Тивата в Белград такая же, как на автобус. Только в пути всего час, вместо 12.
Авиабилеты Тиват-Белград туда-обратно
В Сербию из Тивата летает ещё Montenegro airlines. Перелёт у них чуть дороже — 65 евро, но зато всего 40 минут в пути, и самолеты с реактивными двигателями. Хотя если дует местный ветер, шатает и турбовинтовые, и реактивные.
Скайсканер находит прямой перелёт Подгорица-Белград туда-обратно всего за 93 евро, такая же цена на Тиват-Белград в обе стороны.
Авиабилеты Белград-Черногория
По этой ссылке собраны все прямые рейсы Белград-Тиват >>
По этой ссылке собраны все прямые рейсы Белград-Подгорица >>
Расписание прямых рейсов из Белграда в Черногорию:
Почему стоит лететь из Черногории в Сербию?
Самый быстрый и комфортный способ добраться из Черногории в Сербию или из Сербии в Черногорию.
Почему не стоит?
Из-за ограничений в бюджете, хотя авиабилеты не сильно дорогие.
На чьей стороне Брюссель
Ситуация на границе успокоилась, но на дипломатическом уровне она по-прежнему остается нерешенной. За ее урегулирование в очередной раз взялся Евросоюз, который уже 10 лет выступает посредником между Белградом и Приштиной. 29 сентября в Брюсселе между ними начались переговоры, цель которых — восстановить не только порядок на границе, но и свободное перемещение.
Спецпредставитель ЕС по Западным Балканам Мирослав Лайчак отдельно пообщался с переговорщиками от Белграда и Приштины. В тот же день глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая с 28 по 30 сентября проводит плановое турне по Западным Балканам, посетила Сербию и Косово. Там она встретилась с президентом Александром Вучичем и премьер-министром Альбином Курти.
Справка «Известий»
Автономный край Косово и Метохия (КиМ) провозгласил независимость в 2008 году. Из 1,9 млн человек населения подавляющее большинство (свыше 90%) там составляют албанцы. Сегодня Косово признает более половины стран — членов ООН. В основном это западные государства. Против выступает более 60 стран, среди которых Россия, Индия и Китай, а также пять членов Евросоюза.
И хотя сама Сербия притязания республики поначалу отвергла, в 2011 году между Белградом и Приштиной под эгидой ЕС был запущен диалог. В 2013 году они заключили соглашение о нормализации двусторонних отношений, которое предполагает создание в Косово Ассоциации сербских общин с полномочиями в сферах экономики, образования, здравоохранения и других. Всего в документе 15 пунктов, многие из которых не выполнены до сих пор. Последний раунд переговоров завершился в июле 2021 года без результата.
Ранее замглавы сербского МИДа Неманья Старович заявил «Известиям», что нынешнее обострение на границе поставило вопрос о том, стоит ли вообще продолжать этот диалог. Евросоюз должен «предельно ясно высказаться о том», остаются ли Брюссельские соглашения в силе, подчеркнул дипломат. Кроме того, Брюссель призвал обе стороны «без предварительных условий разрядить ситуацию». В Белграде это считывают так, что Евросоюз возлагает на Сербию и Косово равную ответственность. Однако в Сербии уверены: вина лежит «исключительно на косово-метохийских албанцах», — отметил Неманья Старович.
Всем смирно
Фото: REUTERS/Laura Hasani
— Евросоюз лишь делает вид, что он беспристрастен. Реально он находится на стороне албанцев, и во всем этом диалоге его цель в том, чтобы выдавить из Вучича признание независимости Косово, — пояснил «Известиям» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат исторических наук Павел Кандель. — Но Евросоюзу надо сохранять видимость объективности, поэтому он пытается очень мягко давить на Приштину, явно не используя всех своих возможностей. Он, в частности, побуждает косовские власти выполнить свои обязательства и создать Ассоциацию сербских муниципалитетов, о которых идет речь в договоре 2013 года.
По оценке эксперта, в ближайшее время этот кризис сойдет на нет. А вот дипломатическое противостояние Белграда и Приштины продолжится и роль Евросоюза в нем очевидна, подытожил Павел Кандель.
Международный аэропорт Тиват
Тиват находится вблизи Которского залива на побережье Адриатического моря. Этот небольшой по площади авиаузел в год принимает порядка четырехсот тысяч пассажиров. Ежедневно сюда пребывают прямые регулярные рейсы из Белграда, два раза в неделю прилетают самолеты с Москвы, аэропортов Домодедово и Внуково.
В период высокого сезона с мая по сентябрь этот авиаузел является удобной площадкой для дополнительных прямых и чартерных рейсов из России. Аэропорт расположен в семи километрах от Котора, в четырех километрах от курорта Тиват.
В отличии от столичного аэропорта, этот авиаузел работает только в дневное время суток с шести утра до семи тридцати вечера. График может меняться в зависимости от сезона. Здание имеет всего один терминал, который весьма перегружен в высокий сезон.
В летний период здание аэропорта может оказаться перезагружено пассажирами чартерных рейсов, прилетающих на курорты побережья. В час эта авиаплощадка принимает порядка пяти рейсов.
По прилету пассажиры самостоятельно идут в здание терминала аэродрома, проходят таможенным и паспортный контроль и затем получают багаж. После выхода в зону прилета туристов обычно встречает автобус туроператора или такси.
Особенности аэропорта Тиват
На сайте аэропорта рекомендуется приезжать в аэропорт за два часа до вылета. Туристы с детьми, не первый раз самостоятельно отдыхающие в Черногории, предпочитают приезжать на регистрацию за час – полтора до вылета, чтобы избежать утомительных ожиданий среди пассажиров чартерных рейсов.
Магазин duty free в Тивате всего один и достаточно ограниченный в ассортименте. При большом количестве посетителей, образуется очередь на кассу и на вход в магазин (пропускают по два человека).
На официальном сайте аэропорта http://www.montenegroairports.com можно познакомится с актуальной информацией о полете, изучить схему терминала, заказать трансфер или выписать контактные телефоны отелей, удобных для проживания вблизи Тивата. Также на сайте есть телефоны служб, ответственных за поиск утерянного багажа.
Транспорт
Пройдя пешком метров сто до основной трассы можно выйти на остановки, от которых каждые тридцать минут отходят автобусы в Будву, Тиват, Подгорицу. Цена билета зависит от расстояния и колеблется от двух до десяти евро.
Такси и индивидуальный трансфер обойдется существенно дороже (примерно 20-25 евро), но проезд будет существенно комфортнее и быстрее.
Международные и внутренние аэропорты Черногории: откуда удобней добираться до каких курортов, какие авиакомпании куда летают. Расположение, магазины «дьюти-фри», терминалы и полезная информация об аэропортах Черногории.
Черногория — уютная страна, она близка по духу россиянам. Некоторые сравнивают ее с Крымом, что еще больше подчеркивает родство Черногории славянскому духу. В стране действуют два международных аэропорта: один — в столице Подгорице , другой — в Тивате . В принципе, из любого аэропорта Черногории можно добраться до выбранного вами курорта. Но, к примеру, из Тивата до Будвы вы доедете за 25 минут, а дорога из Подгорицы займет уже около часа. Но в целом расстояния не слишком значительные.
Прибыть в любой аэропорт Черногории необходимо не менее чем за 1,5 часа до вылета. Если вы запланировали поездку на летний период, то приехать нужно еще раньше — не менее чем за 2 часа.
Аэропорты Черногории в целом соответствуют международным стандартам. И в Подгорице, и в Тивате здания аэропортов небольшие, к услугам туристов кафе, такси, работают представительства авиакомпаний. Дьюти-фри в Подгорице весьма скромный: это небольшие магазинчики с парфюмерией, косметикой и напитками.
В Тивате нет кафе в зале вылета, поэтому если вы хотите перекусить, то сделать это надо сразу после регистрации. После прохождения авиационного контроля о посиделках за чашечкой кофе можно будет забыть.
Прибыть в любой аэропорт Черногории необходимо не менее чем за 1,5 часа до вылета. Если вы запланировали поездку на летний период, то приехать нужно еще раньше — не менее чем за 2 часа. Аэропорт Тивата работает только в светлое время суток, в летнее время — с 6 утра до половины восьмого вечера. Аэропорт Подгорицы круглосуточный.
Из России
К сожалению, прямых рейсов из российских городов в Тиват и Подгорицу до сих пор нет — прямое авиасообщение до сих пор не восстановлено. Но варианты есть!
Через Албанию
Из Москвы Аэрофлот летает в столицу Албании — в Тирану. Рейсы отправляются ежедневно. Стоимость билетов — от 17 тыс. руб. в одну сторону.
Еще один вариант: турецкая авиакомпания Pegasus летает по выгодным ценам из Москвы и Петербурга в Тирану с пересадкой в Стамбуле. Да, это менее удобно, зато стоимость билетов в одну сторону — от 12 тыс. руб.
Трансфер от аэропорта Тирана до черногорского Ульциня стоит около 25 евро, до Бара — 35 евро. От аэропорта до границы с Черногорией на машине ехать около 2 часов.
Въезд в Албанию для россиян безвизовый, ПЦР-тесты не нужны.
Через Сербию
Пожалуй, самый надежный способ, потому что рейсы из России в Сербию летали даже во время локдауна и не прекращались вне зависимости от эпидемиологических мер.
Рейсы в Белград ежедневно летают из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Краснодара.
В Белград летают Аэрофлот, AirSerbia и NordWind. Стоимость билетов начинается от 8 тыс. руб. в одну сторону. Из Белграда в Тиват и Подгорицу летает несколько самолетов в день, стоимость билетов — 5-7 тыс. руб. в одну сторону.
Единый билет из российских городов в Тиват или Подгорицу будет стоить от 35 тыс. руб. в обе стороны.
Кроме самолета, из Белграда до побережья Черногории можно добраться на поезде Белград — Бар (еще есть остановка в Подгорице — столице), он идет 14 часов, билет на него стоит от 20 до 30 евро в зависимости от класса вагона.
А также ходят автобусы с автобусной станции до всех крупных черногорских городов. Стоимость билета — около 25 евро, автобус идет 10 часов.
Для транзита меньше 12 часов не нужны даже ПЦР-тесты. Если пересадка длится дольше, или вы решили прогуляться/переночевать/поехать на поезде в югославской столице, то принимаются только тесты не старше 48 часов на момент въезда в страну. Виза россиянам не нужна.
Через Турцию
Из Москвы в Стамбул ежедневно летают NordWind, Pobeda и Pegasus. Билеты из Москвы в Стамбул стоят от 6 тыс. в одну сторону. А из Стамбула в Тиват — от 10 тыс
Обратите внимание, что на некоторых рейсах в Стамбуле нужно менять аэропорт!
ПЦР-тест не понадобится, если не планируете выходить из транзитной зоны. Въезд для россиян безвизовый.
Через Хорватию
Из Москвы в Дубровник каждый день летают Аэрофлот и Уральские авиалинии. Стоимость билетов — от 12 700 руб. в одну сторону. На машине от хорватского Дубровника до черногорского Херцег-Нови ехать всего 40 минут, транзит стоит около 25 евро.
Чтобы приехать в Черногорию через Хорватию, понадобится шенгенская или хорватская транзитная виза. Визу Хорватии можно оформить в консульствах в РФ, для этого понадобится подтверждение аренды апартаментов, ВНЖ/ПМЖ или документы на недвижимость в Черногории. При въезде в страну нужно предъявить ПЦР-тест не старше 48 часов.
Правила дорожного движения
В большинстве населенных пунктов Сербии недопустимо ехать на скорости выше 50 км/ч, на автомагистрали нельзя превышать максимальный предел в 120 км/ч. Иногда знаки предусматривают иное.
Для обгона используется только левый ряд. Водитель, нарушивший это правило, штрафуется на сумму в 50 евро.
Разговоры по мобильному телефону разрешены только при наличии устройства Handsfree. За несоблюдение этой нормы выписывается штраф в размере от 40 евро.
Фары ближнего света необходимо держать включенными как днем, так и ночью. Минимальный штраф за несоблюдение составляет 50 евро.
Все пассажиры авто должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Дети до 12 лет могут сидеть только на заднем сидении.
Все штрафы оплачиваются в отделении банка или на почте. На погашение санкции водителю дается 8 суток. Оплата производится по квитанции, которую выписывает полицейский.
Предыдущая
Следующая
Поезд Сербия — Черногория
Поезд — довольно удобный, пусть немного долгий вариант. Поезд стартует в Белграде и приезжает в Бар. Идёт через Подгорицу. Правда, говорят, что поезд очень часто опаздывает на несколько часов, но мы задержались в пути всего на минут двадцать.
Билет на поезд во второй класс из Белграда в Подгорицу на двоих обошёлся в 19,80 евро. Как оказалось, это был специальный студенческий тариф. Если покупать билеты из Черногории в Белград, то цена 20 евро с одного человека.
Читайте наш отзыв о поездке в посте «Из Белграда в Черногорию поездом«. Там же видео и несколько полезных советов.
С осени 2021 года остается только ежедневный ночной поезд Белград — Бар. Но изменилась конечная станция. Теперь это станция Beograd Centar (Prokop), а была станция Topcider.
Актуальное расписание поездов из Бара доступно на официальном сайте жд Черногории.
Почему стоит поехать из Сербии в Черногорию поездом?
Потому что железная дорога из Черногории в Сербию одна из самых красивейших в мире. Акведуки, тысяча туннелей и поезд мчится выше облаков. Ещё один аргумент за — ехать гораздо комфортнее, чем на автобусе. Низкая стоимость проезда.
Почему не стоит ехать поездом?
Не знаю, как так получается, но этот поезд всегда опаздывает. Это критично, если нужно куда-то добираться дальше. Например, мы ехали до Подгорицы, а из Подгорицы добирались автобусом в Будву. Если бы поезд задержался на два-три часа, как пишут в интернете, у нас были бы все шансы раскошелиться на такси.
Вот отзывы людей, у которых спросили, задерживается ли поезд из Черногории в Сербию или из Сербии в Черногорию:
Расписание поезда «Белград-Бар» и схема жд вокзала в Белграде (кликайте, чтобы увеличить):