Экскурсии как вид публичных выступлений

Содержание

Введение

Быть гидом очень ответственная работа. Вы должны не только хорошо разбираться в истории и географии тех мест, о которых вы рассказываете, но и уметь общаться, вести себя дружелюбно по отношению к людям

Также очень важно над собой постоянно работать и учиться новым вещам. Кроме того, вам может понадобиться почти свободное владение хотя бы одним иностранным языком

Этот урок вам может дать полезную информацию, в каком направлении идти, если вы решились стать гидом
*

*Внимание: Для практикующих экскурсоводов, владеющих русским языком, зтот урок может послужить в роли повторения (недаром русская пословица гласит: повторение-мать учения), так как уровень их знания русского языка, безусловно, выше, чем этот курс дает. Этот урок поможет тем, кто в будущем планирует стать гидом/экскурсоводом
Здесь вы также найдете много полезных фраз, интересных упражнений и примеры для наработки навыков понимания речи.
.

Být cestovním průvodcem je velmi náročná práce. Musíte se vyznat nejen v historii a zeměpise lokality, ve které pracujete, měli byste být také komunikativní, přátelští a v zásadě odhodlaní stále se učit novým věcem. Kromě toho také pravděpodobně budete potřebovat téměř plynulou znalost alespoň jednoho cizího jazyka. Tato lekce je zde, aby vám ukázala možný směr, kterým se můžete vydat. *

*Poznámka: Tato lekce pravděpodobně příliš nepomůže lidem, kteří již jako cestovní průvodci pracují, protože úroveň jejich ruštiny bude pravděpodobně vyšší, než na kterou směřuje tento kurz. Měla by ale být velkou pomocí pro ty, kteří teprve mají v plánu stát se průvodci v budoucnu. Najdou zde užitečné fráze a poslechová i jiná cvičení.

Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту

Контрольный текст – это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.

Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.

Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.

Индивидуальный текст – это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.

Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Расчет стоимости экскурсии

Святой источник в г. Советске

Чтобы рассчитать стоимость автомобильного тура, необходимо заложить в него все затраты.

Я расскажу как это делается на примере недавно организованного мною тура. Я возила группу путешественниц в круговой маршрут по нашей Кировской области.

  • Маршрут примерно 450 км: Киров — Орлов — Котельнич — Советск — Нижне-Ивкино — Киров.
  • Продолжительность: 12 часов.
  • Средство путешествия: мой автомобиль Лада-Калина.
  • Водитель и сопровождающий: я.

Что нужно включить в стоимость экскурсии:

  1. Бензин. Тут все просто. Определяем, какое количество бензина потребляет ваш автомобиль, смотрим, какое количество км вам предстоит пройти и рассчитываем затраты. В моем случае это 8 л на 100 км. То есть, 450 км х 8 л / 100 = 36 л. Стоимость бензина — 44 руб/1 л, 36 л х 44 руб = 1584 руб.
  2. Амортизация автомобиля. Я рассчитываю исходя из того, что каждые 15 000 км пробега нужно делать ТО (техническое обслуживание) стоимостью 15 000 руб.Считаем: 450 км х 15 000 руб / 15 000= 450 руб.
  3. Зарплата водителя/сопровождающего. Тут уж по вашему желанию, но я исходила из средней оплаты труда в нашей области: 200 руб/час. Считаем: 200 руб х 12 часов = 2 400 руб.
  4. Ночевки. Если есть, то добавляем в стоимость, если нет (однодневный тур), то не учитываем.
  5. Оплата экскурсионного обслуживания. Если в каких-то городах берется экскурсионное обслуживание, то нужно закладывать это в стоимость. В нашем случае путешествие было больше обзорным, чем экскурсионным, поэтому эта статья расходов не учитывалась.
  6. Посещение музеев и достопримечательностей. Если это есть, то нужно заложить в стоимость. У нас не было — не учитываем.
  7. Питание. Если включено в тур, то добавляем. В нашем случае питание в стоимость я не включала. Возможно лучше этого вообще не делать, поскольку питание — штука сложная. Кто-то вегетарианец, кто-то не ест жареное, кто-то не обедает, но обязательно ужинает. Но время на еду все-таки нужно закладывать и нужно заранее определить, где группа будет питаться. В нашем случае я попросила всех взять еду с собой.

Мы ездили в период, когда только сняли карантинные ограничения в связи с коронавирусом. Часть кафе еще не работала. И если еда с собой, то это существенно экономит время поездки. Заход в кафе занимает обычно не меньше часа. Мы брали термосы с горячим чаем/кофе и бутерброды. Этого вполне хватило.

Итоговые расходы:

1584 руб + 450 руб + 2 400 руб = 4 434 руб. Округляем до 4 500 руб — это минимальная сумма, которую вы должны получить за тур. Если считать по ней, то получится следующая стоимость тура, если в машине ожидается:

  • 1 пассажир — поездка обойдется ему в 4 500 руб.
  • 2 пассажира — 2 250 руб/чел.
  • 3 пассажира — 1 500 руб/чел.
  • 4 пассажира — 1 125 руб/чел.

Однако по уму еще бы заложить в стоимость цену за работу по организации экскурсии. И командировочные расходы — водителю и сопровождающему нужно чем-то питаться.

С ценой на четверых человек может быть не все так однозначно. Потому что, чем больше человек в машине, тем больше потребление бензина. Поэтому стоимость поездки лучше выставлять немного больше, чем просто в размере предполагаемых расходов, чтобы не остаться ни с чем.

У меня были следующие параметры:

  • 2 пассажира в машине — 1600 руб.
  • 3-4 пассажира в машине — 1400 руб.

Это было сделано для уравнивания стоимости, чтобы не было слишком большого разрыва. Если бы поехало всего 2 человека, то затраты не покрылись бы полностью, а если 4 человека, то доход оказался бы немного выше запланированного.

Работа над ошибками

Я в центре

В нашем путешествии все сложилось удачно. Нашлось столько желающих, что мне пришлось разбить тур на 2 дня — в субботу поехали 4 человека и в воскресенье 4 человека.

Все было замечательно, но в любом деле всегда можно найти, что исправить и сделать лучше. Я сделала себе пометку, что путешественникам нужно давать больше информации.

У нас был большей частью не экскурсионный, а обзорный тур. Он так и объявлялся: подъезжаем к нужной достопримечательности, смотрим, трогаем, щупаем, ходим вокруг, делаем фотографии и едем дальше. Я рассказывала все, что знала об этом месте, но мне показалось, что людям этого было маловато. Мои путешественники хотели знать больше.

Сделала для себя вывод на следующий раз: или нужно сразу договариваться с гидами, которые будут сопровождать группу в местах посещений, или самостоятельно более тщательно готовить экскурсионную программу.

Приглашение экскурсоводов в местах посещений имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы — интересная программа, рассказ специалиста с точными фактами и возможность расслабиться для сопровождающего.

Минусы — существенное удорожание тура и вопрос в организации экскурсии. Если она будет пешеходной, то люди могут быстро устать. Если автомобильной, то нужно оставлять место в авто для гида. А это минус один турист в машине.

Почитайте мою статью про поездку на машине в Териберку

Я считаю, что автомобильные путешествия — это прекрасно.

В моих последних поездках подобрались хорошие люди, мы чудесно отдохнули, много чего посмотрели и самое замечательное, что народ уже просится в новую поездку. И я очень рада этому — ведь таким образом путешественников в мире становится все больше и больше.

Как организовать автомобильный тур

Мои путешественники

Что нужно для организации тура:

  • Автомобиль — свой или арендованный.
  • Навык организации туров. Чужих или собственных. Нужно уметь искать информацию — о достопримечательностях, гостиницах, необычных местах, экскурсионном обслуживании, состоянии дорог, стоимости Интернета и телефонных звонков и еще о куче мелочей, которые бывают жизненно необходимы в путешествии. Вы должны лично представлять, каково это — выезжать в чужое, незнакомое место, и что вам там может понадобиться.
  • У вас должна быть аудитория, которую вы можете позвать в путешествие. Ваших личных друзей будет недостаточно. Потому что все, кто любит поездки, с вами уже, вероятно, съездили.

Что касается меня, то я активно веду личную страничку ВКонтакте: выкладываю там и туристическую информацию, и фотографии, и какие-то важные для меня моменты.

Люди, состоящие у меня в друзьях, не всегда знакомы мне лично, но меня они знают. Они знают, чем я занимаюсь, чем интересуюсь, чем увлекаюсь. Представляют, чего от меня можно ждать, доверяют и готовы общаться.

Они также знают про мои собственные путешествия. Им интересно поехать вместе со мной и испытать те приключения, про которые я рассказываю в постах.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.)

Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Правила безопасности

Rusky Česky
Ваша безопасность для нас является приоритетом. Vaše bezpečnost je pro nás prioritou.
Пожалуйста, не забудьте пристегнуть ремни безопасности. Prosím, nezapomeňte si uvázat bezpečnostní pásy.
Пожалуйста, будьте пристегнуты ремнями безопасности в течении всего пути. Prosím, nechte si bezpečnostní pásy zapnuté po celou dobu jízdy.
Внутри замка категорически запрещено фотографировать.. Focení je v prostorách hradu přísně zakázáno.
Можно фотографировать в замковом парке. V zahradách hradu je možno fotit.
Теперь нам надо вернуться к автобусу, но у вас еще будет немного свободного времени, чтобы осмотреться в округе после обеда. Nyní se musíme vrátit zpět k autobusu, ale po obědě budete mít možnost se podívat po okolí.
Автобус отправиться точно в 14 часов, поэтому, пожалуйста, следите за временем. Autobus bude odjíždět přesně ve 2 hodiny, buďte prosím přesní.
Мы встретимся здесь в 13:45. Sejděme se zde ve 13:45.
Пожалуйста, не кормите медведей в замковых рвах. Prosím, nekrmte medvědy v hradních příkopech.
На протяжении всей экскурсии, пожалуйста, оставайтесь со своей группой. Prosím, držte se skupiny po celou dobu prohlídky.

Пример речи экскурсовода о правилах безопасности:

Здравствуйте, добро пожаловать в Central Bohemia Region Grand Tour! Меня зовут Петр Новак и сегодня я буду вашим гидом. Если у вас возникли проблемы или вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь меня спросить, и я сделаю все возможное, чтобы вам помочь.

Пожалуйста, имейте в виду, что ваша безопасность является для нас самым большим приоритетом . Итак, я прошу вас пристегнуть ремни безопасности и не отстегиваться в течении нашего путешествия.

30 минут спустя …

На протяжении всей экскурсии в замке, пожалуйста, оставайтесь со своей группой. Внутри замка категорически запрещено фотографировать. Однако можете фотографировать в замковом парке

Обратите внимание, что нельзя кормить медведей в замковых рвах
Это может навредить их здоровью, знайте это..

Мы встретимся здесь в 13:45, помните об этом. Автобус отправится точно в 14 часов, поэтому, пожалуйста, следите за временем

У кого-нибудь есть вопросы? Хорошо, тогда большое спасибо за внимание. Пойдемте!

Пример речи экскурсовода о правилах безопасности

Основные части экскурсионного текста

Вступление делится на две части – организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.

Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.

Вступление содержит информацию по организационным вопросам

Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность

Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.

Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.

Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, – демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.

Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Источник статьи: http://spravochnick.ru/turizm/tehnologiya_okazaniya_ekskursionnyh_uslug/osobennosti_sozdaniya_teksta_dlya_ekskursii/

Как все начиналось

Я, мой автомобиль и моя группа

Началось все издалека.

Я очень люблю путешествия, много езжу сама, в том числе, на собственном авто. Я работала в турагентстве, и передо мной постоянно проходило множество разных туристов. С некоторыми из них возникали не только деловые, но и дружеские отношения. Зная о моих поездках, люди часто просили меня: «А возьми нас с собой. Мы тоже хотим автомобильный тур».

Мы договаривались о направлении, я рассчитывала стоимость — бензин, размещение, экскурсии, питание, и мы отправлялись в путь.

Инициаторами путешествия выступали жаждущие новых впечатлений туристы. Самой приглашать людей в такие туры мне как-то в голову не приходило. Мне казалось, что автотуризм — это очень специфично и любителей такого отдыха будет не очень много.

Примерно с год назад я наткнулась на сайт, где мужчина, влюбленный в автопутешествия, приглашал всех желающих присоединяться к нему для поездки в Норвегию. Причем он вез людей не только на своей машине, но забирал с собой других автолюбителей с их собственными железными конями. Народа в такие туры набиралось достаточно много.

Я решила, а почему бы и мне не попробовать? Кинуть кличь, посмотреть, как будут собираться люди. И потом, это же такая прелесть для меня, фанатки путешествий: ты едешь, смотришь новые места, наслаждаешься дорогой и ничего за это не платишь. Красота.

Я попробовала. И у меня получилось.

Требования, предъявляемые к контрольному тексту

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение – обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:

  • лаконичность,
  • четкость формулировок,
  • достаточное количество информационного материала,
  • полное освещение темы,
  • литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

Готовые работы на аналогичную тему

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст – это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст – это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка — это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии — это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу — план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев

Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала

Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии — это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика — это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии

Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много

Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п

В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время

п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Из неожиданного

Церковь в селе Юрьево

Кто много путешествует, тот знает, что как ни готовься к поездке, а каких-то нюансов и изменений в том, что запланировано не избежать.

Так, с первой группой мы забыли заехать в один из намеченных на маршруте пунктов. Просто заболтались и забыли. Это был небольшой поселочек, остановки там не предвиделось. Мы должны были просто проехать через него и поглазеть по сторонам. Вроде бы не такой уж значимый момент, но я его заявила в программе.

В качестве компенсации мы подъехали к незаложенной в маршруте пещере в живописном месте — обрыв, река, бесконечные дальние дали и красивые фотографии на фоне природы.

Я не знала ни об этом месте, ни о том, что там есть пещера. Это мне рассказали мои туристы, чему я была очень рада — люблю разведывать что-то новое.

Со второй группой в забытый в предыдущий день поселочек мы заехали, но к пещере уже не успели. Зато в этот раз в составе туристов было две девушки, которые родились в двух городах, включенных в маршрут. Они рассказали нам любопытные факты и нюансы.