Кузнечное (посёлок)

Содержание

Кузнечные комплексы

Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.

Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной

Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены

Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.

Находки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора»Институт истории материальной культуры РАН

Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.

Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.

Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузница часто располагалась вдали от поселения

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2013.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2019.
  4. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  5. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  6. .
  7. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб., 1997, с. 21
  8. .
  9. . Дата обращения: 26 апреля 2015.
  10. . Дата обращения: 2 января 2014.
  11. . Дата обращения: 10 августа 2014.
  12. . Дата обращения: 12 апреля 2014.
  13. . Дата обращения: 31 мая 2014.
  14. . Дата обращения: 16 ноября 2013.
  15. . Дата обращения: 2 августа 2014.
  16. . Дата обращения: 6 августа 2015.
  17. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
  18. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
  19. . Дата обращения: 25 июля 2018.
  20. . Дата обращения: 31 июля 2019.
  21. . Дата обращения: 17 октября 2020.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2013.

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Украшения из металла также изготавливались кузнецамиАндрей Шишкин «Девана», 2013 год

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

Кузнечное дело на Руси было главным ремесломАндрей Шишкин «Дозор», 2018 год

История

В XIX веке деревня Каарлахти входила в состав волости (прихода) Каукола Кексгольмского уезда Выборгской губернии Великого княжества Финляндского.

В 1913 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Хийтола.

В 1916 году близ деревни Каарлахти была построена одноимённая станция.

С марта 1917 года деревня и станция Кааралахти находились в составе Финляндской республики.

С января 1940 года — в составе Карело-Финской ССР.

С 1 августа 1941 года по 31 июля 1944 года, финская оккупация.

С 1 ноября 1944 года станция Кааралахти учитывалась в составе Сепянъярвского сельсовета Кексгольмского района.

С 1 октября 1948 года — в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 января 1949 года станция Кааралахти стала учитываться, как посёлок Кузнечное в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 июня 1954 года — в составе Богатырёвского сельсовета Приозерского района.

С 1 апреля 1961 года посёлок Кузнечное получил статус рабочего посёлка, в составе Кузнечного поселкового совета и в подчинении Приозерскому горсовету. В 1961 году население рабочего посёлка составляло 1411 человек.

По данным 1966 и 1973 годов посёлок находился в подчинении Приозерского горсовета, а в административном подчинении Кузнечинского поселкового совета — посёлок Боровое.

По данным 1990 года численность населения посёлка составляла 4700 человек.