Линия маннергейма

Содержание

использованная литература

Библиография

  • Эдвардс, Роберт (2006). Белая смерть: война России с Финляндией 1939–40 . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-84630-7.
  • Геуст, Карл-Фредрик; Уитто, Антеро (2006). Mannerheim-linja: Talvisodan legenda (на финском языке). Ajatus kirjat. ISBN 951-20-7042-1.
  • Кронлунд, Ярл, изд. (1988). Suomen Puolustuslaitos 1918–1939 (на финском языке). WSOY, Сотатитен Лайтос. ISBN 951-0-14799-0.
  • Маннинен, Охто (2002). Сталинин киуса — Himmlerin täi (по-фински). Хельсинки: Эдита. ISBN 951-37-3694-6.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.

Интересные факты

Свое настоящее название данный оборонительный рубеж получил осенью 1939-го года “с легкой руки” Йормы Гален-Каллелы, сына бывшего адъютанта Маннергейма, известного финского военного и государственного деятеля. Йорма сопровождал журналистов, осматривавших укрепобъекты, и в его речи проскользнуло упоминание о них как о “линии Маннергейма”. В конце 1939-го года сие имя уже появилось в мировой прессе.

У финнов основным создателем линии значится генерал Оскар Энкель. В народе сооружения линии прозвали миллионниками, поскольку на их строительство из бюджета выделялись суммы с 6-ю нулями финских марок.

Линию Маннергейма считали абсолютно ″неприступной″, преувеличивая ее оборонительные способности. В действительности же, ее укрепления не были совершенными: вооружение дотов и дзотов было устаревшим. В целом, комплекс не отвечал всем требованиям, которые предъявлялись к оборонительным сооружениям той эпохи. Рубеж не был предназначен для отражения серьезных артиллерийских штурмов с применением современной танковой техники и обстрелами с воздуха. Что и доказал ее прорыв советскими войсками 15 февраля 1940-го года.

Прорыв

Три дня длился штурм первой полосы обороны, и 17 февраля войска 7-й армии наконец прорвали ее, и финны вынуждены были полностью покинуть свой первый рубеж и перейти на второй, а в течение 21-28 февраля потеряли и его. Прорывом линии Маннергейма руководил маршал С. К. Тимошенко, возглавивший по приказу И. В. Сталина Северо-Западный фронт. Теперь уже 7-я и 13-я армии при поддержке береговых отрядов моряков Балтийского флота предприняли совместное наступление в полосе от Выборгского залива до озера Вуокса. Видя такой натиск противника, финские войска покинули свои позиции.

В итоге второй прорыв Линии Маннергейма завершился тем, что, невзирая на отчаянное сопротивление финнов, 13 марта Красная Армия вошла в Выборг. Так завершилась советско-финская война.

Примечания

Карты

Летние

Карелия • Малиновка • Прохоровка • Ласвилль • Энск • Мурованка • Рудники • Утёс • Монастырь • Степи • Перевал • Фьорды • Редшир • Рыбацкая бухта • Руинберг • Линия Зигфрида • Вестфилд • Уайдпарк • Лайв Окс • Хайвей • Тихий берег • Граница империи • Тундра • Жемчужная река • Оверлорд • Промзона • Париж • Провинция • Студзянки • Минск • Берлин • Арзагир 4.04 • Старая гавань • Устричный залив • Предгорья • Место силы • Застава • Дальний Восток • Карелия • Карелия • ] • Небельбург • Орловский выступ • Нормандия

Зимние

Эрленберг • Линия Маннергейма • Штиль • Зона 404 • Харьков • Воздушная гавань • Волга • Ледник • Клондайк • Крафтверк

Пустынные

Песчаная река • Эль-Халлуф • Аэродром • Затерянный город • Каньон

Особые Восьмибитная история • Заброшенный стадион • Зимняя битва • Лунопарк • Монте-Роза • Начало эпохи • Пекло • Стад Эйфель • Танковые гонки • Танковый полигон • Химмельштадион • Чемпионат Химмельсдорфа
Удалённые Комарин • Порт • Руинберг в огне • Священная долина • Северо-Запад • Северогорск • Скрытая деревня • Сталинград • Хребет дракона • Южный берег

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

История создания

О ее постройке финны задумались почти сразу же после получения независимости в 1918 году. Поскольку маленькая, но гордая страна в первые месяцы своего существования была фактически протекторатом Германии, план оборонительных сооружений на Карельском перешейке предложил немецкий барон фон Бранденштайн. По замыслу сумрачного германского гения, оборонительный рубеж должен был проходить от Финского залива до Ладожского озера в 30-40 километрах южнее Выборга. Здесь созданию неприступной обороны способствовал пересеченный рельеф местности – скалы, болота, озера, леса, валуны. Лишь небольшие участки около дорог были доступны для атаки, что позволяло обороняющимся незначительными силами удерживать многокилометровую линию фронта.

На первом этапе, строительством укреплений занимались финские и немецкие саперы, а также направленные им в помощь русские пленные. После окончания Первой мировой войны немцы и русские уехали, а фортификации на Карельском перешейке продолжил возводить финский учебный саперный батальон. Позже, в 1920-ее годы, к работам подключились и частные строительные компании, отличившиеся «эффективным освоением» бюджетных средств. Из-за этого, уже в ходе войны, финские солдаты с огорчением замечали, что уже после первого попадания снаряда в убежище или в наблюдательный пункт, из-под верхнего слоя бетона открывалась спешно засыпанная щебенка.

Всего на главной оборонительной полосе будущей линии Маннергейма было сооружено 18 узлов обороны, рассчитанных на один-два стрелковых батальона. Ядром узла обороны были окруженные траншеями бетонные пулеметные доты. Подступы к финским позициям прикрывали ряды колючей проволоки, рвы и противотанковые надолбы. По соображениям экономии, в качестве последних часто использовались обломки гранитных скал, которые эффективно смотрелись на фотографиях, но на практике были очень уязвимы перед артиллерийским огнем. Металлические элементы узлов обороны снимались с укреплений форта Ино, взорванного русскими в 1918 году.

В 1920-ее годы политики не слишком охотно тратили средства на военные расходы. Лишь после начала Великой Депрессии, всем стало понятно, что новая война неизбежна, а инвестиции в военную промышленность к тому же еще и хороший способ стимулирования экономики. По инициативе финского полководца и государственного деятеля Карла Густава Маннергейма, с 1937 года карельские укрепления пополнились семью новыми ДОТами – «Миллионерами». Каждое такое фортификационное сооружение стоило более миллиона финских марок. «Миллионеры» имели подземные укрытия для личного состава и выходящие на поверхность огневые позиции для пулеметов. По опыту Первой мировой войны, поздние финские доты были обращены к противнику глухой замаскированной стеной, а их пулеметные амбразуры были устроены для ведения флангового огня. С одной стороны, это затрудняло их обнаружение и позволяло ошеломить противника внезапным обстрелом; с другой стороны, после обнаружения ДОТ становился уязвимым для атаки в лоб. В отличие от укреплений советского Карельского УРа, ни один финский дот не имел артиллерии.

Боевое применение

30 ноября 1939 года началась советско-финская война, а 12 декабря Красная Армия подошла к основной линии финской обороны на Карельском перешейке. Советское командование из-за плохой разведки имело крайне абстрактное представление о созданных финнами укреплениях. Все попытки с ходу прорвать финскую оборону окончились безрезультатно. Именно тогда в печати и появилось название – «Линия Маннергейма». Впервые его использовал сын адъютанта Маннергейма, Йорма Гален-Каллела, во время поездки на фронт с группой журналистов.

Тем временем, советское командование попыталось обойти линию Маннергейма со стороны северного берега Ладожского озера, но эта операция закончилась катастрофой. В итоге, Москва приняла решение о штурме финских позиций в лоб. Этой атаке предшествовали долгие тренировки солдат РККА и создание подавляющего превосходства над обороняющимися в живой силе и технике.

Линия Маннергейма 1 | 2 | 3 | 4 | 5

  • «Линяя Маннергейма» — состояла из 22
    узлов сопротивления. Она проходила по следующему рубежу:
    от берега Ладожского озера, по реке Тайпален-йоки,
    водной системе Вуокси, далее по междуозерному дефиле на
    Муолаа, станцию Лейпясуо, высоту 65,5, Сумма, Кархула,
    Няюкки, Муурила, Койвисто.

    Подробнее

  • «Sj» — Узел обороны расположен в дефиле между болотом
    Мунасуо и озером Суммаярви. В феврале 1940 года именно в
    этом укрепрайоне 123-я стрелковая дивизия прорвала линию
    Маннергейма.
  • «Sk» — Узел обороны размещался на территории деревни
    Суммакюля и включал в себя семь одно- и два
    двух-амбразурных пулеметных ДОТов фронтального огня,
    один из которых совмещал также и функцию небольшого
    укрытия.
  • «Su» — Узел обороны был сооружен в период 1938-1939 гг.
    у мыса Суурниеми возле селения Вяйсянен. Состоял из пяти
    ДОТов, командного пункта и системы полевых укреп.,
    противотанковых и противопехотных заграждений.
  • «Le» — Узел обороны расположен в двух километрах
    юго-восточнее ж\д станции Лейпясуо. Включал в себя пять
    одноамбразурных ДОТов фронтального огня, плотину
    затопления и два ДОТа миллионика.
  • «Ink» — Узел обороны расположен на участке от озера
    Куолемаярви до Финского залива и
    включает в себя 7 пулеметных ДОТов, построенных 1-м
    саперным батальоном финской армии в период с 1932 по
    1937 гг.

    Подробнее

  • «H» — Узел обороны относится к первому периоду
    строительства Линии Маннергейма и состоит из четырёх
    одноамбразурных ДОТов фронтального огня. Укрепрайон
    расположен юго-восточнее и восточнее деревни Хумалъйоки
    (ныне Ермилово).
  • «Nr» — Узел обороны занимал северный берег озера
    Нярьян-ярви и включал в себя семь
    пулеметных одно-амбразурных ДОТов фронтального огня, а
    также один бетонный командный пункт.
  • «N» — Узел обороны располагался в пределах
    северо-восточной оконечности озера Куолемаярви у деревни
    Няюкки и включал в себя, три одноамбразурных пулеметных
    ДОТа, один командный пункт и две бетонированные пехотные
    позиции.
  • «Kai» — Узел обороны строился в период 1920-1924 гг. в
    центральной части деревни Кайпиала. Включал в себя три
    одноамбразурных ДОТа, один командный пункт и две
    бетонированные пехотные позиции. Модернизации не
    подлежал.
  • «Ко» — Узел обороны находился на территории деревни
    Колмикесяля и включал в себя семь одно-амбразурных
    пулеметных ДОТов фронтального огня, четыре
    бетонированных укрытия и один командный пункт.
  • «R» — Узел обороны располагался вблизи деревни Рёмпётти
    (ныне п.Глебычево) и включал в себя пять пулеметных
    одноамбразурных ДОТов, два бетонных укрытия и один
    бетонный командный пункт.

Предыстория

Понятие «Линия Маннергейма» обозначает целый комплекс исторических оборонительных сооружений, которые сыграли основную роль в Советско-Финляндской войне. Она длилась в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года.

Как только Финляндия получила независимость, она сразу же стала задумываться об укреплении своих границ, и уже в начале 1918 года была начата постройка заграждений из колючей проволоки на месте будущего грандиозного военного щита Маннергейма. Линия была окончательно утверждена в 1920 году и получила сначала название «Линия Энкеля» в честь руководившего ее строительством генерал-майора О. Л. Энкеля, бывшего тогда начальником Генерального штаба. Разработчиком же укреплений являлся французский офицер Ж. Ж. Гросс-Каусси, присланный в Финляндию для оказания помощи по укреплению границ этой страны. Но, следуя уже сложившимся к тому времени традициям, комплексы оборонительных сооружений чаще всего называли в честь «большого начальства», например Линия Сталина или Мажино. Поэтому, во избежание путаницы, эти заграждения были переименованы и названы в честь главнокомандующего войсками Финляндской Республики Карла Густава Маннергейма, бывшего офицера российской армии.

Первый танковый десант

На многих участках артиллерийский обстрел укрепленных узлов «линии Маннергейма» велся из крупнокалиберных орудий прямой наводкой, что дало сильнейший эффект. Бетонные и гранитные укрепления, которые никак не удавалось взять два месяца назад, разносило на куски, и если они после этого продолжали огрызаться огнем, то лишь благодаря отчаянному мужеству финских солдат. Но дело было сделано: оборону взломали. Оказавшаяся на острие прорыва 123-я стрелковая дивизия 7-й армии при поддержке двух танковых батальонов сумела взять одну из ключевых высот на своем участке, и на этом месте началось постепенное расширение наступления.

Командир РККА оценивает толщину броневых плит захваченного финского ДОТа, февраль 1940 года

Благодарить за это нужно было командира дивизии полковника Филиппа Алябушева. Опытный офицер, он сумел заранее организовать разведку на своем участке фронта, без устали гонял своих бойцов и командиров на полигоне, и к началу наступления имел во всех смыслах подготовленную дивизию. Действия ее поддерживали 108 орудий, сосредоточенных на узком — всего три километра! — участке прорыва, причем их действия в момент начала наступления были расписаны буквально поминутно. И это позволило соединению прорвать «линию Маннергейма» с минимальными потерями. Неудивительно, что та же дивизия первой 17 февраля дошла до второго рубежа обороны «линии Маннергейма», а через четыре дня полностью овладела ею, за что и само соединение, и его командир были награждены орденами Ленина. Кстати, именно по приказу полковника Филиппа Алябушева впервые в истории Красной Армии использовались танкодесантные группы, применение которых позднее станет обычной практикой: пехотинцы размещались на броне и таким образом шли в прорыв, получая возможность атаковать обороняющихся финнов с тыла.

Герой Советского Союза лейтенант Михаил Сипович (слева, в разрушенном наблюдательном колпаке) и капитан Иван Коровин на захваченном финском ДОТе, середина февраля 1940 года

Перезагрузка

К концу января 1940 года не только в Финляндии, но и в других странах мира стало складываться ощущение, что Советский Союз проигрывает войну.

Советское командование тем временем стало понимать, что продолжение действий в том же ключе успеха не принесет. Война продемонстрировала все недостатки армии мирного времени, не имеющей реального боевого опыта. Тут и недооценка боевых качеств противника, и отсутствие должного взаимодействия между родами войск.

Например, запрос о нанесении бомбового удара по финским позициям, направленный командованием советской дивизии, доходил по инстанциям до конкретной части ВВС через . сутки! Более того, выяснилось, что советская бомбардировочная авиация вообще не готова к действиям в условиях войны — пилоты не умели летать в сложную погоду, а штурманы давали ошибочный курс даже в солнечные дни. Для того чтобы переломить ситуацию, потребовалось срочно вызвать в войска пилотов-полярников из гражданской авиации.

Бесконечно, однако, так продолжаться не могло. 7 января 1940 года был сформирован Северо-Западный фронт, командующим которым был назначен командарм 1-го ранга Семен Тимошенко.

Начались подготовительные мероприятия по прорыву «линии Маннергейма» — разведка, обучение личного состава захвату и уничтожению ДОТов и ДЗОТов, создание штурмовых групп, интенсивная лыжная и стрелковая подготовка.

Было серьезно увеличено количество артиллерии на направлении главного удара. Отдельные укрепленные точки финнов, блокированные танками и пехотой, планировалось подавлять, расстреливая их прямой наводкой.

Экскурсии по местам боев

На сегодняшний день большая часть сооружений разрушена, но, несмотря на это, экскурсии по местам сражения Зимней войны все же проводятся, и интерес к ним не угасает. Сохранившиеся опорные пункты до сих пор представляют огромный исторический интерес — и как военные инженерные сооружения, и как места проведения самых тяжелых боевых сражений этой полузабытой войны.

Существуют историко-культурные центры, которые разрабатывают специальные программы следования по местам, где проходит Линия Маннергейма. Экскурсия обычно включает в себя рассказ об этапах ее строительства, а также о ходе сражений.

Чтобы хоть немного ощутить и прочувствовать быт финской и советской армий, для туристов организовывают полевой обед. Здесь также можно сфотографироваться на фоне грандиозных сооружений с элементами снаряжения, увидеть и подержать в руках макеты оружия.

В истории любых военных конфликтов остается немало белых пятен, скрытых событий и фактов. Не стала исключением и война Советского Союза с Финляндией 1939-40 годов. Она легла тяжелым испытанием на плечи обеих сторон. Всего лишь за 105 дней, когда велись военные действия, было убито около 150 тыс. человек, примерно 20 тыс. пропали без вести. Вот итоги этой полузабытой и, по мнению некоторых историков, «ненужной» войны. Как памятник погибшим воинам осталась на местах боев стоять необыкновенная по своим масштабам Линия Маннергейма. Фото тех времен и камни на братских могилах до сих пор напоминают нам о героизме советских и финских солдат.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.

Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».

Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.

Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Структура линии

Каменные заграждения и колючая проволока на линии. На заднем плане финский бункер Sj 5, так называемая «Миллионная крепость».

Линия проходила от побережья Финского залива на западе через Сумму до реки Вуоксы и заканчивалась в Тайпале на востоке. Он состоял из 157 пулеметных позиций и восьми артиллерийских позиций, построенных из бетона. Район вокруг Суммы был наиболее укрепленным, потому что считался наиболее уязвимым местом.

Побережье Финского залива охранял форт Сааренпяя , берег Ладожского озера (Лаатокка) — форт Ярисевя . На этих позициях береговой артиллерии было 5, 6 и дюймов орудий.

В отличие от французской линии Мажино и других подобных фортов, построенных из огромных бункеров и линий драконьих зубов , линия Маннергейма в основном строилась с использованием естественного ландшафта. Многие предметы, такие как упавшие деревья и валуны, использовались для защиты. Финны также освоили приемы камуфляжа , которые нашли себе применение.

Линия Маннергейма не была построена с большими затратами. Его цель заключалась в том, чтобы задержать больше, чем отразить вторжение. Использованы преимущественно местные материалы. На линии применялась методика гибкой обороны , поэтому использовались траншеи и заграждения, а не большие доты.

Название «Линия Маннергейма» предположительно было придумано Йормой Галлен-Каллела и распространено иностранными журналистами.

Большая разведка боем

Наиболее подготовленной к обороне против Красной Армии была так называемая «линия Маннергейма». Она прикрывала самый узкий и опасный участок советско-финской границы — от берега Финского залива до берега Ладожского озера. Именно здесь были сосредоточены самые боеспособные советские соединения, именно здесь накал боев был самым ожесточенным. Но достигнуть успеха в первых боях красноармейцам так и не удалось: войска продвинулись на несколько километров и уперлись в первый и главный оборонительный рубеж «линии Маннергейма». Прорвать его с ходу было нереально, поскольку у РККА не хватало ни крупнокалиберной артиллерии, ни опытной инженерной разведки, ни понимания тактики прорыва подобных укреплений.

Но считать бесполезными попытки атаковать «линию Маннергейма» в течение всего декабря 1939 года не стоит

Эти бои позволили командованию Красной Армии определить тактику будущего наступления, научиться координировать действия пехоты, артиллерии и танков, оценить важность инженерной разведки. Полученные в ходе неудавшегося наступления сведения о том, как организована финская оборона на Карельском перешейке, позволили организовать на захваченном в первых боях финском учебном полигоне обучение тактике прорыва на местности

Основой ее стало широкомасштабное применение артиллерии — как в виде массированной артподготовки перед прорывом, так и в виде обстрела наиболее мощных укреплений и огневых точек прямой наводкой из орудий крупного калибра. Только после этого в атаку поднималась пехота в сопровождении танков, которые шли на прорыв вслед за огневым валом (через несколько лет такая тактика станет обычной на полях Великой Отечественной войны).

Советский тяжелый танк Т-100 из состава специальной группы тяжелых танков на Карельском перешейке. На башне танка — Петр Ворошилов, приемный сын наркома обороны Климента Ворошилова, представитель Автобронетанкового управления РККА на Кировском заводе, выпустившем машину

На подготовку ушел весь январь, в течение которого войска Красной Армии то и дело предпринимали попытки атаковать «линию Маннергейма», но не с целью прорыва, а продолжая таким образом выяснять все новые и новые детали организации финской обороны. Это продолжалось даже в начале февраля, когда советские войска уже были готовы начать широкомасштабное наступление. Некоторые исследователи и сейчас полагают, что оно действительно началось 1 февраля, но только через десять дней удалось добиться успеха. В действительности же днем начала прорыва стало 11 февраля 1940 года.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.