О соборе

Содержание

История кафедрального собора Калининграда

При возведении стен собора использовался кирпич старой церкви, разобранной после начала строительства нового здания. План строящегося здания несколько раз менялся, подвергаясь усовершенствованиям и изменениям. Год 1380 стал официальной датой окончания долгостроя.

Несмотря на свой почтенный возраст, кирпичная кладка несущих стен не имеет видимых повреждений и выглядит удивительно молодо для своих преклонных лет.

Собор

Интересный факт! Процесс изготовления древнего раствора для стяжки существенно отличался от современной технологии. Все остатки от забитого скота горожане обязаны были везти за город и сбрасывать в отхожие ямы.  Ороговевшие останки, пересыпанные известью, «томились» в течение 10 лет, прежде чем строители, смешав их с песком, начинали использовать полученный состав для скрепления кирпича.

Стены собора сумели пережить и военные катаклизмы. Частые бомбардировки, которым в годы Второй Мировой войны подвергался город, практически уничтожили исторический центр Кёнигсберга (старое название города). Собор же стоял среди руин как заговоренный, ни разу не пострадав от бомб.

Англичане, бомбившие городские окрестности, пощадили его, используя громаду собора, возвышавшегося над городской застройкой, как ориентир для совершения ночных налетов. Несмотря на это, в 1944-ом году последствием обстрела стал пожар внутреннего церковного убранства. Огонь, нанесший непоправимый ущерб внутренним помещениям, не смог навредить стенам.

Выстоял собор и эпоху строительства социализма. В 70-е годы XX столетия он не вписывался в ансамбль панельных пятиэтажек, являвшихся приметой того времени.

Весь его образ олицетворял собой стиль, традиционный для готических зданий Северной Германии конца семнадцатого века

Такой внешний облик казался многим руководящим лицам неприличным и даже вызывающим. Леонид Ильич Брежнев считал необходимым снести «гнилой зуб империализма посреди строящегося нового социалистического города».

Но зданию суждено было пережить и самого руководителя государства, и политический строй, вскоре сменившийся эпохой Перестройки.

Музей имени Канта в Кафедральном соборе, Калининград

Музей имени Иммануила Канта имеет несколько залов, расположенных на трех этажах Кафедрального собора.

В коллекцию музея входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, а также жизнью и научной деятельностью немецкого философа Иммануила Канта.

В музей Кафедрального собора ведет винтовая лестница.

В первом зале музея представлен макет Кёнигсберга 1937 года, автор — художник-архитектор музея Дырыщев Альберт Михайлович.

Также на макете можно видеть Королевский замок. Замок был поврежден в ходе войн, а в советское время снесены остатки руин. В настоящее время от замка остались лишь фрагменты подземелий, которые можно видеть на площади возле Дома Советов.

Вторым знаменитым экспонатом музея являются элементы старых башенных часов Кафедрального собора, обнаруженные при расчистке территории собора в 1995 году.

В настоящее время на главной башне собора находятся часы, изготовленные по образцу Кёнигсбергских часов. Это самые точные часы в городе, по ним местные жители уже многие годы сверяют свои часы)).

Одеяния членов тевтонского ордена дома святой Девы Марии Тевтонской.

Зал, посвященный наглядной истории Кафедрального собора. На фотографиях запечатлены: собор в довоенное время, в советский период и ход восстановительных работ собора.

Особое место в музее занимает Валленродская библиотека. Зал библиотеки полностью воссоздан в 2005 году с помощью фотографий.

— воссозданный костюм Иммануила Канта. Надо заметить, Кант был по тем временам ещё тем модником;

— портрет Канта и единственное цветное изображение, на котором можно видеть Канта сидящего за столом;

— краткая справка, посвященная Графини Марион Хедда Ильза Дёнхоф, оказавшей большую помощь в восстановлении Кафедрального собора. 1 миллион 250 тысяч немецких марок было потрачено на возведение крыши собора;

Картина «Кант в кругу друзей», мастера Н. Фролова 1998 г., копия сделана с иллюстрации Э. Дёрстлинга 1804 г.

В мемориальном зале музея находится копия посмертной маски Канта. По оной из версий, копия была снята с оригинала.

Фото музея имени Канта

Немного истории

Кафедральный собор имеет почтенный возраст и его история неразрывно связана с историей Кёнигсберга – Калининграда и всей Пруссии.

До 16 века (церковной реформы) был главным католическим собором в Кёнигсберге с длинным именем: собор Высокосвященного тела Иисуса Христа, Девы Марии, Всех Святых и Святого Адальберта.

После церковной реформы, когда Пруссия стала светским государством и приняла Лютеранство, стал главным лютеранским храмом Пруссии.

Точная дата начала строительства не известна, поэтому считают по первому упоминанию в документах – 13 сентября 1333 (красивая дата), окончание строительства 1380 год.

Именно в Кафедральном соборе в 1525 году произошло первое официальное Богослужение на немецкое языке. До этого момента все служение проходили на латинском.

1525 год – это год, когда последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский сложил с себя полномочия и объявил об образовании нового княжество – Прусского, которое отныне будет исповедовать протестантизм.

Поэтому Кафедральный собор – это действительно знаковое место.

Во время бомбардировок Кёнигсберга сильно пострадал, внутри здание почти полностью выгорело, а стены устояли. Разрушенные вокруг собора здания сравняли с землей, на острове Кнайпхоф разбили парк со скульптурами.

Так и стоял скелет все советские годы. В 1967-е годы находящийся совсем рядом Королевский замок (который неплохо уцелел) был взорван. Мои родственники, которые переехали в Калининград в 50-е годы, хорошо помнят Королевский замок целым.

А Кафедральный собор уцелел, хотя власти его очень не любили и называли «Бельмо на глазу нового социалистического города». Но взорвать здание, у стен которого захоронен Иммануил Кант никто не отважился. Поэтому давайте поблагодарим Канта за то, что помог сберечь Собор.

После развала союза за Собор наконец то взялись. Восстанавливали его 1992 – 1998 годы – это стены и крышу, но внутреннее убранство продолжали делать еще долгие годы.

История собора

Официально принято считать, что Домский собор Богоматери и Святого Альберта построен в 1333 году.

Год взят из официального документа, в котором впервые упомянут собор. Речь там идёт о продолжении его строительства, из чего следует, что строить его начали раньше. Рабочие закончили работу над собором в 1380 году, однако из века в век на соборе всё равно проводили различные строительные работы.

Вид на Собор с крыши Дома Советов.

Интересный факт: кирпич, из которого построен Кафедральный собор, взяли с более раннего Альтштадского собора 1302 года постройки. Тот собор снесли, потому, что он не мог вмещать всех прихожан города.

В 1544 году рядом герцог Пруссии Альбрехт основал рядом с собором Collegium Albertinum — университет Альбертина, он же Кёнгсбергский университет (старейший университет Пруссии).

Собор с тех пор выполняет функцию университетского храма — это тесно связывает науку и религию. В нём находят вечный покой многие немецкие профессора и другие деятели науки, в том числе и известный философ Иммануил Кант.

Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.

Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские — наши главные враги».

Если подойти близко к стене и посмотреть вверх, то вы увидите, что стены собора не ровные, это след времени

Подробнее про Калининград здесь: Онлайн путеводитель по Калининграду и области

Сейчас Кафедральный собор в Калининграде — это не просто немецкое наследие, сохранённое советской властью, это памятник мирового масштаба. Он объединил науку и религию, прошел войну и возродился в новом статусе. Советовать осмотреть его не имеет смысла, мимо пройти всё равно не получится.

Доступная среда

Информация о доступности Кафедрального собора для маломобильных групп населения. Руководство и сотрудники государственного автономного учреждения Калининградской области «Кафедральный собор» работают над тем, чтобы пребывание у нас людей с ограниченными возможностями здоровья было максимально комфортным.

Расположение стоянки для автотранспорта инвалидов, туалета, стоек с кнопками вызова персонала показаны на схеме:

Съезд для колясок на площадку перед собором, ступеньки в фойе здания обозначены контрастной желтой краской. В фойе размещены световые таблички, обозначающие вход и выход в собор, вход в концертный зал, в музей.

Съезд для колясок на площадку перед собором, ступеньки в фойе здания обозначены контрастной желтой краской. В фойе размещены световые таблички, обозначающие вход и выход в собор, вход в концертный зал, в музей.

Перед входом в собор с правой стороны установлена табличка с расписанием работы учреждения, нанесенным объемными буквами и шрифтом Брайля.

Санитарно-технический комплекс не имеет ступенек, оборудован специальными туалетными кабинками, умывальниками с сенсорными кранами в женском и мужском отделениях.

Концертный зал собора доступен для лиц с лиц с ограниченными возможностями передвижения, в том числе передвигающихся на инвалидных колясках. Перед входом в собор с правой стороны установлена стойка с кнопкой вызова персонала. После поступления сигнала сотрудник собора поможет подняться по нескольким ступенькам в фойе с помощью временного пандуса.

Вход в кассу оборудован пандусом. Кассы собора и туалета оснащены специальным оборудованием (переговорные устройства с интегрированной индукционной петлей), предназначенным для более комфортного общения посетителей с ослабленным слухом с сотрудниками.

Наши дни

В конце 2005 года был восстановлен интерьер знаменитой Валленродской библиотеки. Дело в том, что до войны по соседству располагался университет Альбертина и в 1650 тут открыли библиотеку с собранием редких книг и манускриптов, к началу 20 века в библиотеке хранилось более 10 тысяч книг. В 40-е годы во время войны библиотека была толи разграблена, а потом сгорела то ли что. На самом деле там сложная история, вроде как выгорел, а вроде, как и нет, потому как ее хорошо сохранившиеся экземпляры всплывают в частных коллекциях и наших архивах.

Восстанавливали собор как культурно — исторический центр. Сейчас внутри на первом этаже соседствуют 2 часовни: евангелическая и православная. На остальных этажах расположены музей истории города и музей Канта.

На окнах восстановлены витражи.

Главный вход в Собор.

Над входом надпись:

Оригинал: Jesus spricht: Ich bin die Tϋr; so jemand durch mich eingeht, der wird selig werden.

Перевод: Иисус сказал: Я есмь дверь; Тот, кто входит через меня, будет спасен.

У входа есть памятный знак, посвящённый Петру 1, на нем 6 дат: 1697, 1711, 1712, 1713, 1716, 1717 – годы посещения русским царем, а потом императором, Кёнигсберга.

Как зрители слушали органную музыку

Однако, некоторые недостатки самой музыки вполне компенсировались наблюдением за слушателями в зрительном зале. Буквально через 5-10 минут после начала большинство собравшихся, отчаявшись следовать музыкальным мотивам, дабы не терять время зря, занялась своими делами.

Слева впереди от меня сидела пара средних лет и негромко ругалась. По всей видимости, жена затащила-таки своего благоверного на концерт в надежде, что, услышав прекрасные звуки органа, тот вдруг воспылает любовью к прекрасному и станет личностью невероятно духовной и возвышенной.

Увы, в зале собора к неудовольствию дамочки с ее мужем явно происходил совершенно обратный процесс. Если сначала он в какой-то степени готов был в угоду семейным ценностям принести себя на алтарь высокого искусства, стоически выдержать сеанс приобщения к прекрасному, то уже через несколько минут после начала шоу наш герой начал проявлять признаки заскучалости.

Вопреки норме он принялся зевать, озираться по сторонам, разглядывать других зрителей, плененных музыкой. Потом достал мобильник и начал играть в какую-то стрелялку. Еще хорошо, что догадался отключить звук. Даже гневные взоры и угрожающее шипение благоверной не могло вернуть несостоявшегося любителя искусства в лоно наслаждения музыкой. Вечер для этой пары был безнадежно испорчен.

На соседних местах разыгрывалась куда более мирная сцена. Там муж с женой одновременно пришли к мысли, что «зря они сюда притащились». Все оставшееся время, пока маэстро старался изо всех сил, данная парочка тоже увлеклась творчеством. Они достали свои смартфоны и принялись просматривать фотографии, сделанные в Калининграде во время их поездки.

Потом неожиданно выяснилось, что к фотографиям можно «прикручивать» разные красивые виньетки, рамки, а также короны, бороды, очки и прочие элементы украшения портретов. Пара была явно увлечена новой возможностью проявить свой внезапно обнаруженный талант. Когда концерт закончился, новоиспеченные дизайнеры с досадой выключили свои смартфоны. Они не успели просмотреть менее половины всех виньеток. Но, судя по разговору, остальную часть коллекции было решено изучить в номере отеля.

Чем дольше длился концерт, тем более нарастал шум возни и разговоров в зале. В какую-то минуту мне вообще стало казаться, что я присутствую не в храме искусства, а на каком-нибудь вокзале. Лишь громкая органная музыка и постоянно меняющаяся цветная подсветка зала делали атмосферу относительно торжественной.

Как выглядит концертный зал и сцена с органом

После суеты, связанной с муками выбора, удалось перевести дух и осмотреть зал собора. Наверняка вы уже догадались, что потолок в концертном зале был очень высоким. Вернее, это был даже не потолок, а купол, поддерживаемый высоченными колоннами.

Орган возвышался над сценой и смотрелся величественно и помпезно. Он был под стать залу – огромный и очень красивый. Строгую прямолинейность труб-резонаторов несколько разбавляли небольшие статуэтки, установленные на вершинах резонаторных групп.

Не оставалось сомнения, что этот волшебный инструмент должен звучать столь же превосходно, насколько великолепно выглядит.

Зал постепенно заполнялся. Публика подобралась самая разная. От настоящих прожженых театралов и ценителей высокого искусства до простых туристов, которые, как и я, забрели сюда поглазеть на ранее невиданное. Последние проводили почти все свободное время в поисках удачных ракурсов для селфи, которые немедленно отправлялись во все социальные сети.

Когда концерт уже начался, я специально несколько раз оглянулся назад, чтобы оценить заполненность зала. Думаю, что человек тридцать-сорок вполне могли бы найти себе места.

В означенное время на сцене появился сам маэстро. Его представила ведущая. Вообще, все происходило так, как на классических концертах. Тетенька в синем объявляла очередной номер, затем музыкант исполнял произведение, потом все хлопали и так по кругу.

В самом начале все с нетерпением ждали первых звуков органа. Готов поспорить, что многие присутствующие слышали его вживую впервые. Поэтому перед самой первой вещью в зале, полном народу, повисла удивительная тишина

Зал превратился в воплощенное внимание

Вот взяты первые аккорды! Музыка понеслась по залу. К удивлению я заметил, что даже самые низкие звуки совсем не приводят к вибрации внутренностей. Да, звук был чистый, прекрасный, живой. Но не такой, как почему-то представлялось. Наверное, виной всему современные акустические системы, которые могут педалировать низкие звуковые частоты, делая их более громкими.

Вспомните ситуацию, когда по улице на старенькой девятке проезжает какой-нибудь настоящий меломан. Он поставил себе такие сабвуферы, что вся машина дребезжит и подпрыгивает от ужаса. Вот уж и автомобиль пропал из виду, а мощные басы все еще будоражат желудок и остальные плохо закрепленные внутренние органы.

По сравнению с этими звуками, орган выдавал гораздо более скромные «низы», что стало первым крушением стереотипов и устоявшихся представлений.

Вторым разочарованием оказался подбор самих произведений. Знаете, я уже говорил, что в музыке почти не разбираюсь. Мне что сюита до-диез-мажор, что прелюдия фа-бемоль-минор – все одно ничего не понятно.

Однако даже при такой музыкальной недалекости я могу отличить мелодичную музыку от какой-то бессистемной какофонии и сложную технику исполнения от нудного тыканья в одну и ту же клавишу двадцать раз подряд.

Иной раз бывают произведения, для исполнения которых необходимо быть настоящим виртуозом, хотя сама по себе мелодия может быть так себе. Если одновременно выполняются оба условия – мелодичность и техника исполнения, то такой музыкой можно наслаждаться и прослушивать много раз подряд без эффекта привыкания. Вспомните, хотя бы, произведения Фредерика Шопена.

Но здесь на концерте я, как ни старался, не мог уловить мелодичную систему в музыке. Звуки лились совершенно непредсказуемо. Никогда нельзя было предугадать, какая тональность окажется в следующем такте и какая музыкальная фраза будет звучать вслед за текущей. А тут еще постоянная смена темпа… В некоторые моменты я был почти уверен, что маэстро просто импровизирует, а никакой это не Микаэл Таривердиев и Вагнер.

Возможно, в этот вечер со сцены действительно исполнялись великие музыкальные произведения, но, вот беда, мне они таковыми почему-то не показались.

Кафедральный собор – культурное место Калининграда

В старейшем храме города церковные службы не проходят. Для верующих организованы три часовни: православная, католическая и протестантская. Рядом с собором – здание прусского университета Альбертина, где трудился философ Иммануил Кант.

На постоянной основе в соборе действуют:

  • концертный зал;
  • заалтарное пространство;
  • музейные экспозиции;
  • часовни;
  • музей Канта.

Концертный зал

Главный зал Кафедрального собора – изысканное и часто посещаемое место в Калининграде, вмещает 700 человек. Здесь находится уникальный органный комплекс, состоящий из двух органов: большого и малого, поэтому зал носит название Органный.

Органы собора – механические инструменты с добавлением электроники. Большой орган, установленный в 2008 году, – самый большой в России.

Штатные работники собора – два органиста, ежедневно проводят дневные органные мини-концерты (40 минут). 1-2 раза в неделю проходят вечерние концерты, которые проводят приглашенные российские и европейские музыканты.

Ежегодно в зале проходит конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, а также фестивали и конкурсы международного уровня.

Заалтарное пространство

Заалтарное пространство собора располагает тремя эпитафиями – надгробными надписями. Центральную часть восточной стороны занимает эпитафия герцогу Альбрехту I – первому королю Восточной Пруссии. Надгробный памятник богато украшен скульптурами, колоннами и гербами.

Во время Второй Мировой войны Кафедральный собор разграбили, статуи с надгробия Альбрехта продали, а эпитафию заложили кирпичом и покрыли краской.

В 2009 году 14-метровое надгробие для усыпальницы первого герцога Пруссии реставрировал голландец Корнелиус Флорес. В нижней части эпитафии мастер изобразил скульптурки двух мальчиков с опущенными вниз факелами – символом окончания земной жизни и начала божественной.

На боковых стенах собора – более скромные эпитафии жен герцога. Первой – герцеговине Доротее и второй супруге – герцеговине Анне Марии.

Музей имени Канта

Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Похоронен у восточной стороны Кафедрального собора. Тело покоится в дубовом гробу, который помещен в саркофаг под землей. Над захоронением философа – открытый колонный зал.

Музей занимает три этажа Кафедрального собора. В первом зале – макет Кёнигсберга 1937 года с Королевским замком архитектора музея Дырыщева А. М. Здесь же – элементы старых башенных часов Кафедрального собора.

Второй зал посвящен истории собора в довоенное время и советский период, отражен и ход восстановительных работ. Особое место в музее отведено Валленродской библиотеке, воссозданной в 2005 году. Это собрание книг из 2000 экземпляров, а также коллекция монет, картин, скульптур и антиквариата.

Третий зал посвящен Иммануилу Канту, здесь демонстрируют:

  • воссозданный костюм философа, который безупречно следовал моде;
  • портрет Канта в цветном изображении;
  • картина «Кант в кругу друзей» мастера Н. Фролова, 1998 год;
  • копия посмертной маски Канта, снятая с оригинала;
  • справка, посвященная графине Марион Хедди Ильзе Дёнхоф, оказавшей помощь в восстановлении Кафедрального собора.

В зале собора хранится реликвия – Крестильная Чаша-купель, в которой крестили Канта. Купель высотой 113 см, сделанная из известняка, выполнена в романовском стиле. Восьмигранная чаша размещена на объемном пьедестале. Грани опоры и чаши – с выпуклыми рисунками.

Остров Кнайпхоф

Калининградский Кафедральный собор стоит на острове Кнайпхоф.

Это исторический район Кёнигсберга. В народе остров зовут островом Канта. Кроме собора на нём больше нет построек, только парк со скульптурами. Однако при немцах он весь был застроен. Остров с остальным городом соединяли несколько мостов и трамвайная линия.

Вот так выглядел остров Кнайпхоф до войны. Видно, что собор окружают дома. На переднем плане старое здание университета.

На острове всюду расставлены информационные стенды с фотографиями того, как это место выглядело до войны, фотографии дополнены описаниями.

Интересно погулять по парку и почитать историю старого Кёнигсберга, а фотографии помогут вам представить как тут всё было.

По воскресеньям в хорошую погоду на острове проходит ярмарка. Чтобы жить ближе к собору, лучше остановиться в центре города.

Концерты и экскурсии

Органная музыка звучит ежедневно на концертах, проходящих в дневное и вечернее время. Концерты проводятся для организованных групп и отдельных посетителей, желающих услышать звучание уникального инструмента.

Юные слушатели в рамках проекта «орган детям»

В дневное время проводятся образовательные мероприятия для юных слушателей в рамках проекта «орган детям». Ребятам удается не только послушать знакомые произведения в органном звучании, но и узнать много нового и интересного о истории создания комплекса и самого инструмента.

Среди нововведений — концерты, во время которых мелодия музыкальных произведений звучит на два голоса: орган в дуэте с другим инструментом.

Также существуют экскурсии на речном теплоходе с посещением достопримечательностей острова Канта

Обратите внимание! Для посетителей предусмотрены авторские экскурсии, участие в которых позволит побывать за закрытыми дверями комплекса и подробнее узнать о самых знаковых экспонатах

Где проходят концерты органной музыки в Калининграде

Насладиться искусством можно в историческом центре. Кенигсбергский Собор находится на известном острове Канта, который сам по себе считается обязательным для посещения всеми гостями города. Собор снаружи выглядит величественно и монументально. Примечательно, что у одной из его стен находится подлинная могила великого Иммануила Канта.

Многие знают, что в соборе установлен один из крупнейших органов в Европе. Увы, действительно стОящие концерты органной музыки случаются здесь далеко не каждый день. Мне посчастливилось послушать музыку в исполнении европейской знаменитости, настоящего маэстро.

Даже стоимость билета в 600 рублей (2019 год) не показалась мне слишком обременительной. Когда еще выпадет такой удачный шанс: быть в Калининграде, иметь свободный вечер и попасть на концерте знаменитости.

Купив билет я принялся готовиться к встрече с прекрасным. Если бы я знал заранее, чем все обернется, настраивался бы совсем иначе. Но я правда не знал!

Как по моему мнению следовало готовиться к концерту органной музыки

Знаете, есть люди, которым все эти классические заскоки до лампочки. Тут как ни готовься, ничего путного из этого не получится. Думаю, рано или поздно все придут к пониманию прекрасного, но по моему скромному мнению, каждый должен сделать это самостоятельно, без посторонних понуканий и притягивания за уши.

Пишу это не просто так, поскольку наблюдал за зрителями во время концерта. Многие явно пришли сюда под давлением вторых половинок или просто потому что это «модно»… стоп, а я сам-то не из таких ли буду?

Ведь я настолько далек от музыки вообще и от органной в частности, что мое посещение сего концерта можно сравнить с прочтением от корки до корки справочника по транзисторам какой-нибудь ультрасовременной блогершей – звездой инстаграммов и прочих фейсбуков.

Так что, иронично относясь к определенной части посетителей мероприятия, я точно так же внутренне подтрунивал и над самим собой. Наверное, я смотрелся очень забавно в те моменты, когда пытался выглядеть старым знатоком музыки и целителем прекрасного.

Тем не менее отважусь дать несколько практических советов на основе личного опыта посещения концерта.

Как же готовиться к концерту органной музыки?

Во-первых, стоит на время отвлечься от повседневных дел. Отключитесь ненадолго. Пусть ваша фирма, в которой вы являетесь абсолютно незаменимым работником, некоторое время существует без вашего мысленного участия. Поверьте, за последующие пару часов, пока вы наслаждаетесь музыкой, с ней не должно случиться ничего худого.

Во-вторых, не приезжайте на концерт прямо к началу. Стоит прибыть заранее, чтобы неспешно погулять по аллеям острова Канта оставшееся до концерта время. Так вы решите сразу две задачи: точно не опоздаете и сможете немного притормозить течение мыслей, которых у многих целый рой и почти все только о проблемах.

Сама атмосфера старинного парка на острове Канта, величественный средневековый собор, удивительно высокие раскидистые деревья, скульптуры в аллеях, спокойные воды реки, омывающий этот клочок суши – все это способствует умиротворению. Давно ли вы имели целый час, чтобы спокойно, без суеты побродить по парку?

В-третьих, не забудьте выпить перед концертом… Я не про алкоголь. Говорят, если внутренности заполнены водой, или каким-нибудь другим прохладительным напитком, они более успешно входят в резонанс с трубами органа, доставляя хозяину, то есть, вам, те самые непередаваемые ощущения.

Наконец, постарайтесь попасть на этот концерт в компании с тем человеком (людьми), которые пришли сюда за тем же, зачем и вы: получать удовольствие от искусства. В крайнем случае, если не нашли поддержки у ближайшего окружения, лучше прийти на концерт в одиночестве. Тогда вы точно избежите проблем, которые пришлось наблюдать в зале.

Где находятся лучшие места в зале

Каждый хочет сидеть на лучшем месте. С этим ничего не поделаешь. Люди готовы даже заплатить больше, лишь бы восседать на призовых местах. Причем не только на концертах, но и в самолетах, поездах и экскурсионных автобусах. Поверьте опыту.

Обычно в концертных залах самые лучшие билеты стоят дороже остальных, а самые плохие и дальние, соответственно, самые дешевые.

При покупке билета я с удивлением узнал, что все билеты в концертный зал собора стоят одинаково – 600 рублей. Это означает, что человек, который сидит в первом ряду и тот, кому досталось место на галерке, платят одинаково. Билеты продаются без указания мест. Следовательно, кто первый ворвется в зал, тот займет лучшее кресло.

А какое место самое лучшее?

Наверняка под влиянием стереотипов вы скажете, что оно находится в первом ряду по центру. Ближе никак нельзя. Иначе вас уже пришлось бы включать в список исполнителей.

Чтобы занять почетное место в первом ряду, которого я, без всякого сомнения, вполне заслуживал, ваш покорный слуга примостился у двери в зал за полчаса до начала концерта. Со временем у двери начали скапливаться другие счастливые обладатели билетиков, но я твердо держал оборону, перекрыв своей фигурой старинную двухстворчатую дверь, не оставляя другим претендентам ни малейшего шанса.

Когда до начала оставалось минут десять, за моей спиной уже колыхалась немалая толпа страждущих. И вот настал самый ответственный момент. Двери открылись внезапно. Толпа как по команде зашевелилась и надавила сзади. Едва я успел предъявить билет контролеру, как оказался внесенным в зал и (о ужас!) пронесенным по центральному проходу мимо заветного первого ряда.

Двигаться назад навстречу ворвавшимся в зал любителям музыки было уже небезопасно. Тем более что в упущенные драгоценные секунды первые ряды были наглухо заняты.

Удалось урвать себе место только в четвертом ряду. Да и то потому, что все посчитали одну скамью повернутой в другую сторону и не заняли ее.

К слову, скамьи в концертном зале были очень интересными. Никогда ранее не приходилось видеть ничего подобного. Спинки скамеек можно легко переставить и сесть спиной или лицом к сцене. То есть они могли легко менять свое направление без необходимости разворачивать их на 180 градусов.

Зачем? Дело в том, что в зале две сцены. Одна впереди, там, где находится орган, другая позади. Там проходят обычные концерты. Соответственно, зрители в любом случае должны сидеть лицом к исполнителю. Но лавочки разворачивать не приходится. Достаточно просто наклонить их спинки в соответствующую сторону и можно с удобством располагаться. Очень интересное и умное решение. Наверное, немцы придумали.

Заняв отвоеванное хитростью место в четвертом ряду, я гордо воззрился вокруг и только тут понял, в каком глупом положении оказался. Утешало только то, что сидящим на первых рядах было еще хуже.

Дело в том, что орган находился гораздо выше уровня зрителей. Если сесть в середине или ближе к концу зала, то еще есть шанс увидеть исполнителя и смотреть более иль менее вперед и немного вверх.

Сидя в первых рядах, ты видишь перед собой просто стенку. Где-то там наверху находится орган, туда выходит тетенька, которая объявляет номера, там же будет красивая разноцветная подсветка. А ты будешь сидеть как идиот, в буквальном смысле упершись носом в стену. Правда, на ней находятся два телевизора, на экранах которых можно видеть исполнителя. Но зачем тогда было идти на концерт? По телевизору можно было бы посмотреть его и дома.

Выявив данную закономерность, я в отчаянии оглянулся назад и с радостью заметил. Что в середине еще есть места, а в конце их вообще довольно много. А поскольку подобное великое открытие сделали и другие «счастливцы», оккупировавшие первые ряды, пришлось действовать очень быстро.

Так ваш покорный слуга оказался примерно в 20-м ряду чуть левее центрального прохода зала. Не самое лучшее место, но оно было гораздо выигрышнее, чем «призовые» места в первых рядах.

Если бы я был работником собора, я снимал бы процесс рассаживания каждый раз. Причем, снимал бы в ускоренном темпе. Наверняка потом было бы прикольно наблюдать за действиями неопытных зрителей, которые мечутся по залу в поисках самого лучшего места.

Концерты органной музыки

В наши дни Кафедральный собор — это культурный центр в Калининграде.

В 2008 году в нём воссоздали большой орган. Работали русские мастера совместно с польскими.

Это орган в соборе. Он точно такой же какой тут был до войны. Но тот сгорел, а этот сделали заново.

Концерты органа летом проводят почти каждый день. Афишу смотрите на Официальном сайте. Там же найдете и предстоящие мероприятия в соборе.

Органов в соборе два — большой и малый. В реальности — это один большой органный комплекс. Он может заменить целый оркестр, это лучший орган Европы.

Органная музыка не для каждого, её не всякому дано понять.

Грубо говоря, нудновато для обывателя. Поэтому концерты, как правило, не длинные, около 40 минут. Своеобразный концертный пробник для туристов — то, что надо. Напоследок, вам продемонстрируют, что фигуры ангелов на органе могут двигаться.

Входной билет на концерт стоит 400 рублей, для студентов 200. Доказательства студенчества часто не спрашивают, можете попробовать проскочить за 200 рублей. Если внешне похожи, конечно.