Парус на байдарке

Also in Юный турист

  1. Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман
  2. А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
  3. А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
  4. А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
  5. А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
  6. А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
  7. А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
  8. А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
  9. А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
  10. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
  11. А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
  12. А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
  13. А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
  14. А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
  15. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
  16. А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
  17. А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
  18. А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
  19. А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
  20. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
  21. А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
  22. А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
  23. А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
  24. А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
  25. А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
  26. А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
  27. А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
  28. А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
  29. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
  30. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
  31. А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
  32. А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
  33. А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
  34. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
  35. А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
  36. А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
  37. А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
  38. А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
  39. А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
  40. А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
  41. А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
  42. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
  43. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
  44. А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
  45. А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь

Парус на байдарку

В силу того, что байдарка вмещает не более четырех человек, паруса к ней подбираются такие, чтобы они не занимали слишком много пространства и не стесняли людей. Байдарочное парусное вооружение должно быть таким, чтобы гребцы при нем могли свободно работать веслами, а лодка на различных курсах идти быстро и свободно. Кроме того, оно должно быть максимально легким, компактным и прочным.

Самые элементарные паруса для байдарок являются прямоугольными, подвешенными к середине реи. Они подходят только для попутного ветра и разгоняют лодку до вполне приличной скорости, но неудобны на водоемах, предполагающих постоянное лавирование. Оптимальным вариантов в данном случае становятся бермудские паруса, имеющие отличные лавировочные характеристики.

Хорошим вариантом парусного вооружения для туристических байдарок являются рейковые и латинские паруса, которые используются на маршрутах типа «река-озеро». На гоночные профессиональные лодки обычно устанавливается стаксельное вооружение.

Суровая красота

Водное путешествие по Белому морю вряд ли можно сравнить с яхтингом в Средиземноморье. После завершения очередного перехода путешественников здесь не ждет уютная марина приморского городка, виды улочек которого так и просятся на открытку.

Главное в беломорском путешествии — дух первооткрывательства. Здесь с легкостью можно идти по морю несколько дней и не встретить ни души. Остается исследовать безлюдные, поросшие мхом, приземистым вереском, морошкой и кустарничками шикши скалистые острова с птичьими базарами и лежбищами тюленей. Часть из них — заповедные, и смотреть на них можно только с воды.

На таких островах, даже если вам и захочется на них высадиться, иногда не найти ни одного дерева. Случается, что нет на них даже выброшенного морем «плавника» — палок, досок и бревен, которые долгое время волны швыряли по морю, — и без газовой горелки не на чем согреть себе чай.

Но все же этой неприветливой земле нельзя отказать в красоте.

Бывают, впрочем, и другие острова — большие и маленькие, поросшие где сосновым, а где и смешанным лесом. Нередко в низине какого-нибудь из островов побольше раскидывается болото. Заезжим туристам, вставшим здесь на стоянку, остается лишь обложиться репеллентами и учиться смирению: даже перестав кусать, тучи мошки и комаров все равно продолжают лезть в лицо. Часто похожим образом выглядят и стоянки на материке.

Советы профессионалов

Путешествие по воде, о котором долго мечтали, может быть испорчено из-за неверно выбранной лодки. Купить хорошую байдарку – не проблема. Есть множество магазинов и сайтов, предлагающих услуги по продаже снаряжения для водного туризма. Здесь же можно найти описание товара, изучить характеристики, полюбоваться фотоизображением и выбрать цвет, поскольку обычно предлагается несколько вариантов. Однако простой саму покупку не назвать, даже если функционал интернет-сайта позволяет оформить заявку в один клик.

По мнению опытных сплавщиков, «та самая» байдарка должна обладать конкретными достоинствами

На что обратить внимание в первую очередь?

Выбирая лодку мечты, важно оценить следующие моменты

Оболочка, которой обтягивают каркас

Материал предпочтительнее прочный, к примеру, тент или кордура. Неплохо справляется с воздействием влаги нейлон и поливинилхлорид. Желательно, чтобы днище покрывал материал PVC viniplan, так срок эксплуатации увеличится.

Какую тяжесть выдержит

Собираясь взять с собой большое количество вещей, следует остановить выбор на судне, без труда выдерживающем до 300 килограммов.

Планируется только сплав или пешеводное путешествие

Поскольку байдарка весит прилично, а туристу необходимо прихватить и рюкзак с провизией, а не только снаряжение, то следует заранее вычислить: сколько километров придется прошагать, да еще и с приличным багажом.

Сложность сборки

Если покупатель не собирается заказать байдарку онлайн, то желательно прямо в магазине уточнить у продавца, как собирать байдарку. На сайте, прежде чем оформить заказ, следует поискать и посмотреть видеоролик, показывающий премудрости сборки. Надувные модели проще, чем каркасные. Здесь понадобиться хороший насос, однако репетиция перед путешествием необходима, чтобы появилась мышечная память.

Комплектация

В критерии выбора входит и этот фактор. Комплектующие понадобятся, но не всегда байдарка продается с ними. К примеру, одни «надувнушки» поступают в продажу с насосом, а другие – нет. Также нужно посмотреть, прилагается ли руль и парус, продается с веслами или придется приобретать их отдельно. Также опытные сплавщики обязательно берут с собой набор «санитара». Стоит захватить ремонтный материал на случай, если лодку придется подлатать в дороге, мало ли, к примеру, напорется на острый камень.

Цена

На рынке есть модели недорогие и очень дорогие. Последний вариант представлен в фирменных магазинах производителей

Важно понять, насколько часто будет использоваться плавательное средство и с какой целью оно приобретается. Для водного спорта или развлекательной прогулки? Любителю профессиональная модель ни к чему

Перед большим путешествием нужно немного потренироваться, поскольку даже самая спокойная байдарка не терпит неопытных гребцов.

Если все эти аспекты соблюдены, то сплав непременно станет удачным и принесет немало приятных впечатлений.

Водный туризм в последние годы активно развивается, поэтому в путешествие по рекам и озерам отправляется все больше спортсменов-любителей. Главное, купить хорошую ходкую и прочную лодку, чтобы насладиться походом в полной мере.

Если у Вас есть опыт в использовании байдарки, оставьте комментарий. Ваши рекомендации будут полезны другим гостям сайта.

Правила плавания на парусной байдарке

Те, кто ни разу не ходил на байдарках под парусом, часто думают, что стоит только его поставить, и судно свободно поплывет, доставляя массу удовольствия своим пассажирам. Между тем, парусное вооружение на лодке предполагает выход на открытую воду с довольно большим удалением от берега, а байдарка в подобных условиях может легко опрокинуться при небольшом порыве ветра. Поэтому перед тем, как отправиться в поход под парусами, следует сделать все, чтобы свести к минимуму такую ситуацию.

Прежде всего, необходимо проверить готовность судна к плаванию на берегу и на мелководье. Собирать его нужно на открытом для ветра месте, обязательно проверяя, насколько хорошо закреплены мачта и такелаж. Затем выходят на мелководье и испытывают байдарку на нем, поднимая и спуская паруса. Их работоспособность надо тестировать на различных курсах, поворачивая лодку в разные положения относительно ветра. Если все в порядке, можно вывести байдарку под сильный ветер и выяснить ее допустимые возможности.

Перед тем, как сесть в парусную байдарку, надо изучить все способы управления им и отработать последовательность действий в аварийных случаях. И, конечно же, позаботиться о надувном жилете, шлеме и прочих мерах безопасности.

Это интересно: Морские путешествия, аренда яхты, владение яхтой для путешествий

Какие бывают байдарки

Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.

Виды байдарок

Разборная

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.

Неразборная

Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.

Типы

Каркасная

Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Надувная

В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.

Каркасно-надувная

Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.

Пластиковая

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.

Сравнительная таблица:

Тип Каркасные Каркасно-надувные Надувные Цельнолитые
Средний вес, кг 30 27 20 35
Остойчивость Средняя Хорошая Хорошая Слабая
Грузоподъемность, кг до 550 до 500 до 300 до 600
Ходкость Хорошая Хорошая Средняя Высокая
Внутренний объем Большой Средний Малый Очень малый
Непотопляемость Слабая Хорошая Отличная Слабая
Цена за новую лодку, рублей От 15000 От 25000 От 30000 От 20000

Рулевое устройство парусной байдарки

Штатная передача с тесемками от педалей в носу очень неудобна. Рекомендую подвесить у ног рулевого, сидящего на заднем сиденье, поперечину. Мной использовалась деревянная планка — поперечина длиной 450 мм, подвешенная (за отверстия, в ее средней части) к перекладине перед спинкой среднего сиденья. Вниз и вперед планку оттягивают две пружины, зацепленные крючками за перекладину кильсона. Такая система подвески легко позволяет регулировать положение поперечины по длине и высоте лодки, делая его наиболее удобным.

Рулевое управление.I и II — варианты положения рулевой планки:
а — узел прохода рулевой тяги через фальшборт; б — крепление подвески.
1 — килевая ферма (кильсон); 2 — пружина или резина (2 шт.); 3 — рулевая планка-
поперечина с отверстиями для прохода концов шнура подвески и заделки рулевых тяг, с уткой; 4 — шнур подвески; 5 — распорка-поперечина (такая же, как и на штатных спинках); 6 — резиновое кольцо; 7 — рулевая тяга (штуртрос); 8 — фальшборт; 9 — медная трубка развальцованная; 10 — блочок.

Сами рулевые тяги надо сделать из капронового шнура, а еще лучше из тонкого провода с изоляцией из ПХВ. Поставив на поперечину утку, вы сможете наматывать на нее излишек длины этих тяг при регулировке.

Отверстие в фальшборте надо сверлить наискось, возможно ближе к направлению тяги; желательно оправить его трубкой из мягкого металла, а сам фальшборт усилить дюралевой накладкой. Для уменьшения трения можно поставить горизонтальные блочки снаружи фальшбортов. Чтобы нога не скользила, набейте по краям перекладины кусочки рифленой резины от лыжных креплений.

Соединения стрингеров байдарки под парусом

Применяемые шарнирные соединения — слабое место конструкции. При сборке и разборке «паучьи ноги» путаются, тонкие пластинки шарниров перекручиваются и нередко ломаются. Замыкающее звено работает плохо: выдвижной стерженек-сердечник постоянно заедает (даже если его смазывать), а «рукоятка»-шпенек зачастую не выдерживает и отлетает; на волне замок привального бруса не раз открывался. Общее пожелание, — чтобы завод применил какое-либо более простое и надежное соединение.

На среднем замыкающем звене стрингеров и привальных брусьев проще всего сделать резьбовую распорную муфту. Свинчивая такую муфту, можно плотно распереть всю систему и предотвратить самопроизвольное разъединение стрингеров.

При таком варианте упростится не только сборка и разборка байдарки, но и само изготовление деталей и узлов на заводе, а главное — вся система будет гораздо надежнее.

Герметизация весел

В лопастях скапливается вода из-за течи по заклепкам.

Над лопастью я насверлил небольшие отверстия, обмотал изолентой и прижал водосбойными кольцами. Слить воду легко, покачивая весло и продувая сквозь отверстия. Можно сделать вынимающиеся пробки.

О байдарке «Салют-3М» — несколько пожеланий

Байдарка «Салют-3М» просто создана для путешествий под парусами, но при этом лучше использовать ее как двухместное судно. Прочности набора при площади парусности не более 6 м² хватает, но в принципе неплохо бы усилить третий шпангоут, степс и фальшборты, хотя бы это и привело к некоторому увеличению веса.

Качество оболочки неудовлетворительное. Корд достаточно прочен, но резиновое покрытие крошится и отстает при малейшем ударе, образуются потертости вдоль стрингеров. Целесообразно в заводских условиях — об этом уже говорилось много — усиливать оболочку вдоль трубок каркаса. Слой резины здесь должен быть раза в три толще, чем на всей оболочке, чтобы можно было спокойно зачищать и наклеивать заплаты.

Совершенно непригодно крепление заплечных ремней у тюка с набором. Конечно, можно и самому нашить кусок кожи от старого башмака, но почему бы на фабрике не сделать по-человечески! И поставить не хлопчатобумажные, скручивающиеся в жгут лямки, а жесткие брезентовые «ремни» с прокладками под плечи. На торцевые клапаны чехла желательно нашить мягкие и прочные прокладки, иначе концы деталей рвут брезент.

Неплохо бы снабдить «Салют» фартуком по типу «нептуновского», и специальными байдарочными мягкими сиденьями, красить или парафинить деку в заводских условиях, наладить выпуск и продажу комплектов парусного вооружения, запасных деталей каркаса, весел и сменных оболочек.

Словом, пожеланий много. Очень хотелось бы услышать мнение работников завода по поводу предложений байдарочников!

Ю. В. Баркан, «Катера и яхты», 1971 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Технические характеристики парусных байдарок

Парусные байдарки имеют длину от 2,7 метра до 5,2 метра, ширину от 76 сантиметров до 1,6 метров (без выносных поплавков и аутригера), вес самой лодки от 12 килограмм до 50 килограмм. Высота парусного вооружения может достигать 4,6 метров, ширина 3-3,8 метра, вес варьируется в пределах от 3,5 килограмм до 12-18 килограмм.

Это надежные лодки с очень высокой остойчивостью, которые выдерживают большие нагрузки, резкие перепады температур, контакт с агрессивными средами и могут набирать скорость до 20 километров в час (при попутном ветре). В разложенном виде они перевозятся на багажнике легкового автомобиля, быстро собираются, устойчивы к сильным ударам, при получении пробоин быстро ремонтируются с помощью стандартного ремонтного набора.

Парус на резиновой лодке.

 Надувную резиновую лодку (даже маленькую, например с габаритами 2200×1000 мм) тоже можно превратить в парусную. На ней не удается установить мачту обычного типа, поэтому применяют парусное вооружение, несколько напоминающее латинское.

Стоячий такелаж отсутствует. Рангоут (рис. 273) состоит из базовой трубы-поперечины 15, двух трубок 7 (собственно мачты) и рея 4.

Базовая труба диаметром 25—30 мм вставляется в уключины 14. Затем к ее концам винтами 13 (М5) крепят нижние концы трубок 7 сдвоенной Л-образной мачты, верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным винтом 16 с гайкой 17. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку 5 длиной 200 мм удобно поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.

На верхнем конце рея устанавливают блок 6 для фала; своим нижним концом рей крепится к резиновой петле 2 на носу лодки при помощи мочки (скобы) 3. Петля представляет собой круг из листовой резины толщиной 5 мм, диаметром 60 мм; нижнюю часть круга приклеивают к корпусу 1 лодки, а в верхней, свободно отгибаемой половине делают отверстие для мочки.

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея на корпус лодки).

Размеры трубок зависят от длины лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние а до базовой трубы, продетой через уключины.

Затем можно вычислить длину трубок мачты по формуле

  Lм= (√ а*+(b24))  + 100 мм,

 где Ь — расстояние между уключинами по базовой трубе.

Длина рея зависит от выбранной центровки. При центровке 10% длину рея можно вычислить по формуле Lр = 1,8 а. Место крепления рея к мачте находится на расстоянии а от нижнего его конца.

Шверцы 11 изготовляют из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубы, выступающие ва борта лодки. Деревянные щеки-накладки 10 толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их поворота к ДП. Положение шверцев по длине базовой трубы фиксируется надеваемыми на нее кольцами 12 из трубы большего диаметра; кольца стопорятся винтами 8 и гайками 9 (М5).

Парус представляет собой равносторонний треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу относительно оси базовой трубы на размер С=(6÷12%)Lш. Длина каждой шкаторины Lш = 1,7 а.

Удобно использовать парус Люнгстрома, позволяющий увеличить площадь парусности на полных курсах вдвое. О внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия п-пг) пришивают ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Ими закрепляют парус. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты заводятся в люверс шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.

Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.

Предыдущая страница       

Конструкция парусных байдарок

Байдарки, на которые ставятся паруса, обычно являются разборными. В их конструкцию входят стрингеры, шпангоуты, привальные брусья, штевни, флагштоки, фальшборты, поворотные шверцбалки. Многие модели снабжаются аутригерами. Байдарки имеют грузовые отсеки, ножные и спинные упоры, кильсоны, кокпит в форме замочной скважины, емкости непотопляемости, герметичные камеры, оболочку с декой.

Парусное вооружение включает в себя мачту, штанги, ванты, стаксель, рулевое перо, гик, гафель, рейки, выполненные из дюралевых трубок. Байдарки оснащаются удобными анатомическими сиденьями и рулевым пером. На гоночных парусных моделях монтируются устройства, с помощью которых закручивают стаксель.

Байдарки снабжаются шверцами, представляющими собой бортовые навесные опускающиеся кили. В некоторых случаях на них ставят киль с плавниками или скуловые кили на бандажах. Для чтобы лодка хорошо шла под парусом при порывистом ветре и не опрокидывалась, она дополнительно оборудуется страховочными элементами, повышающими остойчивость судна. Для этого могут использоваться дополнительные выдвижные сиденья.

Парусные байдарки могут иметь педальное управление или жесткий румпель, обладают буксирными тросами, наружными емкостями-поплавками, предотвращающими увеличение крена лодки.

Это интересно: Модельный ряд судов компании Bayliner, описание и технические характеристики круизного катера bayliner 285

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

Характеристики лодочного мотора «Салют-Э» и «Салют-ЭС» не отличаются ничем, кроме складного дейдвуда:

  • мощность – 2 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • вращение – 5000 об./мин.;

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

  • диаметр поршня – 38 мм;
  • величина хода – 40 мм;
  • ёмкость бака с топливом – 2 л;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час;
  • используемое топливо – А-72, А-76 с добавлением масла М-8В и М-8А из соотношения 25 к 1;
  • смазка – смесью топлива;
  • размер и диаметр винта – 140 и 118 мм;
  • высотность транца – 0,38 м;
  • масса – 11,5 кг;
  • габариты – 870х570х310 мм.