Чудеса плато укок: как и зачем ехать в одно из самых труднодоступных мест алтая

Содержание

Образование плато

Сапожников Василий Васильевич  отмечал в своих записях, что форма ровного пространства Укока, гигантской котловины, окружённой со всех сторон горами, а также толстый слой наносов, хорошо просматривающийся по береговым линиям, приводят к мысли о существовании здесь когда-то обширного озера, которое, в свою очередь, являлось следствием отступления в верховья Алахи и Калгутты громадного ледника.

Ледник занимал не только пространство Укока, но и далеко простирался в долину Аргута. Об этих процессах свидетельствуют моренные гряды, система холмов и насыпей, на профиле которых отмечено хаотичное скопление валунов, песка и щебня.

Особый рельеф местностей между Калгуттой и Ак-Алахой, в также водораздела Алахи на запад до Калджинских озер, представляющий собой гряды и холмы из песка и валунов с ямами и канавами между ними — свидетельство старых морен, каменного моря. А наличие измельчённого белого ила в почве и разбросанные валуны — ещё одно дополнительное подтверждение наличия колоссального ледника на всём плоскогорье.

См. также Ледники плато Укок 

Как добраться до Плато Укок

Расстояние от Бийска до Плато Укок около 625 — 650 км, зависит как поедете когда повернете направо после Кош-Агач

1. Сначала мы едем в Бийск а) летим на самолете до Барнаула

Дешевые авиабилеты в Барнаул

Откуда Дата вылета Дата возврав. Найти билет

Новосибирск

21.10.2021

24.10.2021

Омск

09.10.2021

16.10.2021

БИХ

02.10.2021

09.10.2021

Кемерово

20.10.2021

24.10.2021

Красноярск

05.10.2021

23.10.2021

Екатеринбург

01.11.2021

23.11.2021

Тюмень

04.10.2021

09.10.2021

Москва

07.10.2021

19.10.2021

Адлер

11.11.2021

19.11.2021

Санкт-Петербург

09.11.2021

21.11.2021

из Барнаула на поезде 7010М, Бийск — Барнаул — Бийск — Зональный — Буланиха — Загайново — Большая Речка — Гордеево — Овчинниково — Барнаул ехать всего 2 часа 50 минут

б) едем на поезде 136М Москва (Казанский вокзал) — Бийск или сначала едем до Новосибирска / Барнаула на поезде, а затем оттуда на коротких поездах: — Поезд 7010М, Бийск — Барнаул — Поезд 602Н, Бийск — Красноярск

2. Из Бийска — едем в Горно-Алтайск на автобусе Автовокзал Бийска расписание автобусов 659303, Алтайский край, г. Бийск, ул.В. Максимовой, 86 Справочная и бронирование билетов: 8(3854) 40-52-48

3.  Дальше все будет гораздо сложнее: С автовокзала Горно-Алтайска едем до с.Онгудай  по данному направлению есть автобус  — в пути 4 часа — расписание автобусов Горно-Алтайского Автовокзала координаты автовокзала Горно-Алтайск: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 55, 649006 Время работы: 5.30 — 20.00 Диспетчер — тел. (388-22) 2-24-57, Автобусная касса — тел. (388-22) 2-38-23

Но нам нужно добраться хотя бы Кош-Агач, как вариант на автовокзале есть маршрутные такси, которые возят до Кош-Агача, тогда у Вас получится сразу доехать до из Горно-Алтайска до Кош-Агача по трассе М-52 (Р-256) или Чуйский тракт т.к проходит через Чуйскую долину. Но вообще в Кош-Агаче находится администрация Природного Парка «Укок» вот их координаты, они скорее всего смогут организовать за плату экскурсии по плато Укок: ул. Коммунальная, 14/2 ukok-2005@mail.ru 8 (388) 242 23 001

4. Кош-Агач — Джазатор Самая сложная часть пути, здесь даже газели почти не ходят придется добираться на попутках или ехать из Кош-Агач до Белешей другое название села Джазатор, на такси или маршрутке из Кош-Агача.

5.  Джазатор  — плато Укок Когда пребудете в Джазатор, можно сказать что Вы уже находитесь на плато Укок, теперь Вам нужно добраться до самого Природного парка Укок, сделать это можно с помощью местных жителей по реке Акалаха.

7 июля. Перевалка — Курай — Акташ — Усть-Улаган — перевал Кату-Ярык — долина реки Чулышман (177 км)

Много раз описанная дорога с перевалки и далее по маршруту… Остановлюсь только на отдельных моментах. Перевал Кату-Ярык.

Были там впервые. Наслушались много страшилок про перевал-убийцу. Радужную картину дополнял дождь. Прикидывал, что, возможно, придется заночевать перед спуском, чтобы хоть немного просохло… Все оказалось гораздо проще и прозаичней: грейдеры разгладили серпантин, как утюгом. Почва — щебеночно-песчанная. Спуск при любой погоде не представляет ни малейших проблем(подъем — тоже, но длямалолитражных» машин, особенно одноприводных, это не всегда по силам: нужно держать обороты и ни в коем случае на тормозить). Дальше в сторону Телецкого дорогу тоже грейдеруют. На некоторых участках можно идти 60−70км/час не задумываясь. Судя по темпам — в этом году могут дойти до устья Чульчи. Более того. Слева от серпантина пробивают прямую дорогу вниз. Говорят, выделили(кто — не знают) 850 млн руб. Но работа идет ни шатко, ни валко. Про перспективу говорить сложно. В любом случае — Чулышман доступен теперь, практически, всем и всегда!

По местам стоянок. На всем протяжении от перевала до устья(31 км) — живописнейшие уголки, вовсю используемые для диких(за редким исключением) стоянок. Если вы планируете просто хорошо отдохнуть на природе — выбирайте любое свободное понравившееся место. Если вы все же хотите сходить на Учар, каменные грибы — следуйте дальше. В районе устья Чульча-Чулышман организовано минимум 4 стоянки. Выбор — по вкусу. Мы встали на первой ближайшей к дороге.

Набор услуг(примерно однотипен): огороженное пространство, места под машины и палатки, костровища, туалет, переправа. На нашей стоянке была торгово-закусочная точка(манты собственного производства, пельмени, шурпа из баранины, пиво и пр.), строили гостевой аил. На соседней — баня. Цены демократичные(машина + палатка — 100 руб./сутки, охрана(в ваше отсутствие) 50 руб./сутки, переправа 500 руб./4 чел. в оба конца, баня 500 руб./час). Основной минус — практически полное отсутствие растительности и, местами, даже травы. Это напрягает при отдыхе. Еще один минус(который можно при знании избежать) — переправляют до одного и того же места. И, если на Учар, это нормально, то на грибы тратишь минимум час в каждую сторону явно лишние. Выход один — если вы собрались на грибы — договоритесь с вечера с переправой, которая находится ниже по течению, практически напротив грибов(их хорошо видно отовсюду — но это, если знаешь, куда смотреть; если не знаешь — спроси). Ну, а если ты хочешь совместить комфортную стоянку в относительно небольшом отдалении от переправ(без предоставления перечисленных выше услуг) — проедь несколько километров дальше по дороге и ты окажешься в дивном лесном уголке на берегу Чулышмана, где мы не заметили ни одной палатки.

И еще одно. Если ставите палатку — заранее запаситесь правильными колышками для растяжек: стандартные из 3-мм нержавейки там не проходят — камни!!! Рекомендую простые гвозди 200 мм.

4 июля. Застава Аргамджи — Джумалинские ключи (35 км)

Скажу честно — здесь мы хотели бы получить экологическое убежище, но впереди нас ждали другие открытия и мы стартовали в обратный путь. Больших неожиданностей до начала подъема не ожидалось. Но… Та самая первая на плато не промеренная лужа!(См. выше.) Остановились. Промерили — выше колена!

Ночью был дождь. Может, она стала глубже за два дня? А если встанем посредине? Обследуем объезд. Теоретически — возможно.

Нива прорывается первой достаточно успешно. Я иду следом и сажусь.

Три колеса — терпимо. Переднее левое село по самую балку. Разгружаемся по максимуму. Откапываемся. Высота — более 2000 м. Три минуты работы в неудобной позе — и ты валишься с высунутым языком. Технология понятна: выровнять жижу под упором, забутить камнями, положить сверху плаху, на нее — домкрат. При подъеме домкрата он уходит вместе с плахой и камнями в трясину, но немного разгружает колесо. В промежуток между колесом и трясиной вколачиваем камни. Добавляем камней по колее каждого колеса. Всего-то работы на час! А дальше самое смешное: четыретолкача» встают сзади и весело напевая…эх, дубинушка, ухнем!», изображают баранов, упершихся в новые ворота; я включаю все известные мне блокировки давлю на газ; машина срывается с домкрата, встает на камни и отчаянно прыгая(2,5 тонны!) по болоту, вырывается на сухое место. Дети и женщины в восторге!

Подъем, камни, удары. Классика! Часов около шести вечера — на перевале. Погода портится. Что за перевал Теплый Ключ без снежного заряда?! Получите по полной программе: на спуске пошла сначала крупа, потом снег, переходящий в, практически, метель. Видимость не больше 20 м.

Замаячила перспектива заночевать на полпути к подножью. А нам все равно весело: фотографируем цветы в снегу и зимние пейзажи вокруг.

Веселились до 9 вечера, когда, наконец-то прибыли на базу. Нива на этот раз шла впереди и прошла путь вдвое быстрее. Очень кстати — друзья сняли домик и поджидали нас внизу в натопленном жилище. Не было необходимости ставить палатку, да и ужин готовить в тепле всегда приятнее.

P. S. к прожитому дню. Ночью температура упала до, примерно, — 5 град. С. Вода в бутылке, находившейся в Ниве, замерзла.

Три оттенка новогоднего Алтая. Синий, Белый, Серый

Впечатления от новогодней поездки на Алтай до Джазатора в январе 2016 года. Три цвета, три оттенка на фоне белого снега разложили нашу новогоднюю поездку по Алтаю на три части. Синий, Белый, Серый. Синий цвет (кок, по-алтайски) олицетворяет для алтайцев бесконечную Вселенную, космос, мир, он — символ чистоты неба, гор, рек и озер Алтая, своеобразия края. Алтайцы до сих пор остались близки к изначальной вере тюрков — тенгрианству, и поклоняются Вечно Синему Небу как в свое время поклонялся ему Чингисхан. Жаль, но только по словам местных жителей настоящих шаманов к сегодняшнему дню на Алтае уже и не осталось… «времена не те»…

Алтайский Тибет

Ряд эзотериков считают, что плато Укок – это Алтайский Тибет. Они утверждают, что именно на этой территории расположены ворота в загадочную Шамбалу. Так, легендарный Николай Рерих предполагал, что эта загадочная Страна Гармонии в действительности находится на Укоке. А рериховцы – последователи учения славного художника — до сих пор продолжают предпринимать попытки найти вход в Шамбалу. Говорят, ворота находятся в загадочной пещере под ледником Потанина.

В свое время три экспедиции пытались попасть туда. Одну из них возглавлял знаменитый путешественник профессор Сапожников. Все походы потерпели фиаско по одной причине. Когда путешественники уже были близки к цели, погода неожиданно менялась. В результате путники были вынуждены возвращаться обратно.

Одним словом, на плато Укок (Республика Алтай) в действительности есть мистические и таинственные места. Не зря же шаманы периодически устраивают свои обряды. К примеру, в 2011-м они осуществили особой ритуал с целью защитить территорию. Также, по их словам, они направили энергию Укока на благо всей планеты.

Кроме того, шаманы всегда предостерегают туристов. Они просят их, чтобы проявили уважение к этому месту. Поэтому здесь нельзя кричать. В противном случае это может оскорбить духов Укока…

10 июля. Стоянка на Чулышмане — перевал Кату-Ярык — Акташ — Туекта — Черный Ануй (450 км)

Основная программа выполнена. Предстоит обратный путь. Но, как же хочется увидеть что-нибудь еще из нового, неизведанного! Решили за благо свернуть за Онгудаем(точнее — Туекта) налево в сторону Усть-Кана и, немного не доезжая его — направо в сторону Черного Ануя. Пара слов, почему, собственно говоря, туда.

Лет, эдак, семь тому назад, утюжа в очередной раз трассу Н-ск — Семинский перевал, обогащенные знанием о Денисовой пещере(где-то там, рядом с Черным Ануем), обуреваемые желанием приобщиться к истории человечества и увидеть Шинокские водопады, решили пробиться туда через Чергу. Благими намерениями выложена дорога в ад. Первый раз мы пробили колесо сразу за Чергой и, поскольку были, мягко говоря, не совсем к этому готовы, повернули на базу(Чемал). Второй раз мы прошли две трети пути. Но, когда до финиша оставалось не больше 15 км, уперлись в очередной забор(для скотины). Надо сказать, что ехали мы на «9-ке», а незадолго до этого довольно долго шел хороший дождь. Так вот. Остановились мы перед забором(воротами) с полным желанием открыть их и продолжить наше путешествие. В этот момент в лучах полуденного солнца показалась ОНА! Красавица алтайка(лет 50-ти) на арабском скакуне(местного развода). Павши ниц перед владычицей, испрашиваем: …а слабо нам по этой дороге выехать к Черному Аную? И, измеримши нашу колесницу презрительным взглядом, отвечает: «На ЭТОМ?! Ни в жисть!!!». Что нам оставалось делать? Прислушаться к совету аборигена и вернуться не солоно хлебавши.

Теперь вы знаете, обладая знаниями об «обходном» пути, мы не могли пренебречь такой возможностью!

Время меняет все, в т. ч. и дороги. Практически весь путь до Черного Ануя мы ехали по бетонке очень неплохого качества. Оказалось, что Денисова пещера, как и лагерь археологов, лежат на трассе недалеко за Ч. А. Добравшись туда часам к 10-ти вечера, встали на стоянку на берегу речушки Ануй. Место достаточно безопасное во всех отношениях: рядом проходит трасса, с одной стороны — недалеко расположен кемпинг(незнамо чей), с другой — стационарный лагерь археологов. Про несчастные случаи и хулиганство нам не рассказывали.

Цены на поездку

Если заинтересовала поездка на Джумалинские Ключи в Горном Алтае, важно определиться с расценками, определить предстоящие растраты и бюджет отпуска. Визит на термальные источники Алтайского края предусматривает бюджетный отдых со спартанскими условиями

Чаще туристы прибывают на Джумалинские ключи на 10 дней. Это тот период, когда можно пройти полный курс лечения и оздоровления хронических заболеваний. Для приезжих это уникальный шанс подлечить пищеварительный тракт, нервную и сердечно-сосудистую систему, укрепить кости целебной водой с радоном. За 10-тидневный срок на жилье придется потратить порядка 2 000 рублей с человека, на оздоровительные ванны – еще столько же. Плюс питание и отопление помещения дровами. В сумме затраты на поездку составляют 12 000-13 000 рублей с перелетом на одного туриста.

Видео обзор самостоятельного путешествия в Горный Алтай на машинах:

Пристальное изучение

В начале XX века проводились детальные исследования истории оледенения хребта Южный Алтай. Известный российский ботаник и географ В.В. Сапожников взял на себя сложную задачу – составление каталога флоры и фауны плато Укок с фото и подробными описаниями

Также он уделял серьезное внимание сбору этнодемографических особенностей малоизученного региона

В 1940-е годы были обнаружены залежи вольфрамо-молибденовой руды (Калгутинское месторождение), которые разрабатывались под наблюдением инженерно-строительного отдела НКВД СССР силами заключенных ГУЛАГа. В это же время появились первые дороги, проложенные по пригодным для этой цели водораздельным участкам рек Джазаторы, Тархаты и Джумалы.

С середины 1950-х годов проводятся интенсивные геолого-геоморфологические исследования в рамках комплексной научно-производственной программы по изучению окраинных горных районов Советского Союза. Со временем это направление было всесторонне развито специалистами профильных вузов Томска и Барнаула. Параллельно крупномасштабными съемками высокогорных районов Алтая, в том числе плоскогорья Укок, занималось Западно-Сибирское геологическое управление (город Новокузнецк). Огромный вклад в систематическое изучение плато внесли многочисленные географические и геологические экспедиции Сибирского отделения РАН (город Новосибирск). Также Российская академия наук не упускала из виду и археологический аспект исследований.

11 июля. Черный Ануй — Денисова пешера — Белокуриха — Новосибирск (567 км)

С ночи шел дождь, который, в соответствии с утверждением vgk(«Менять планы… не дело… только вперёд… тогда и погода будет») закончился во время завтрака. С утра сходили в пещеру. В некотором смысле — облом: экскурсовода не было, вход для посетителей закрыт в связи со съемками американской компанией сюжета, связанного с проведением здесь международного симпозиума. Выход прост: пара жалостливых слов охраннику на входе(с привлечениемдетского» фактора), приветливая улыбка до ушей с использованием всего запаса англо-немецкого лексикона в трогательной беседе с шефом(?) съемочной группы и мы получаем неограниченный доступ к этой колыбели человечества! Как минимум — мы увидели то, к чему стремились семь лет назад(см. выше). А прочитанного хватило для исполнения роли экскурсовода.

Немного дальше по трассе проехали базу для желающих сходить на Шинокские водопады(оставили на следующий раз!). И, по пути любуясь красотами алтайского агропромснаба, заехали на Белокуриху. Вряд ли есть смысл останавливаться на этом кусочке нашего маршрута. Поэтому едем дальше.

Следующий(крайний) пункт нашего краеведческого исследования — место слияния Бии и Катуни, т. е. — начало Оби. Мы все знаем про существование этойточки», но, если устроить опрос населения, то репрезентативная выборка даст неутешительный ответ: очень маленький процент были здесь и видели ЭТО! Не буду утверждать, что увиденное потрясло нас. Но, все равно — место это кармическое и просто проехать его рядом и не остановиться — в некотором смысле — преступление!

Легенды и мистика Укока

Плоскогорье является как самым красивым, так и наиболее загадочным участком Алтая. До недавнего времени к священным местам относился только горный массив Таван-Богдо-Ула, который веками почитался местным коренным населением, тувинцами, казахами, монголами и китайцами. Резкие перемены начались только в конце XX века и напрямую связаны с обнаружением мумий в курганах Ак-Алаха 1 и Ак-Алаха 3. Особую известность получил именно последний, в котором находилась «Укокская принцесса».

Вскрытие могильника моментально увязали с Чуйским землетрясением 2003 года с магнитудой главного толчка свыше 7 баллов. Результатом сейсмической активности стали многочисленные оползни, обвалы, сильные повреждения дорог, инженерных сооружений, линий электропередач. Был полностью разрушен поселок Бельтир в окрестностях Кош-Агача.

Следующая волна истерии с лозунгом «остановим осквернение национальных святынь» и «вернем Принцессу/княжну Кадын алтайской земле» началась в 2018 году из-за нового землетрясения с очагом на расстоянии 50 км от Кош-Агача. В то же время колебания земной поверхности на юге Алтая регулярно происходили и до раскопки кургана, но общественность это обстоятельство мало интересует, как и тот факт, что «Принцесса Укока» относится к представителям европеоидной, а не монголоидной расы и не является их прямым предком. На данный момент введен мораторий на любые археологические исследования на плоскогорье и решается вопрос о повторном захоронении мумии.

На этом мистика не заканчивается. Последователи шаманизма уверены, что само плато – это круг силы, открывающий путь в иные миры. Но попасть туда сейчас нельзя, поскольку человечество прогневило горных духов-стражей.

Как добраться на машине?

В 560 км от Джумалинских ключей находится разветвленный транспортный узел – город Горно-Алтайск. Аэропорт им. Н. Рериха ежедневно принимает туристов со всей России и не только, авиарейсы осуществляются регулярно.

Прямые автобусы из Горно-Алтайска до пункта назначения не курсируют, но с городского автовокзала можно с пересадкой добраться на Джумалинские ключи через село Акташ. В пути предстоит провести более 12 часов.

Также можно воспользоваться частным трансфером (услугой местных жителей). Туристов с комфортом доставляют на термальные источники на личных автомобилях. Обойдется такое удовольствие в 15 000 рублей.

Если решено путешествовать на машине, от села Кош-Агач ехать предстоит по грунтовой дороге до села Беляши. На доезжая до поселка, находится развилка Джазаток – Калгута. Задача водителя – свернуть налево. Далее рекомендованная скорость движения автомобиля – не более 60-80 км/ч. На машине предстоит двигаться в направлении плато Укок по бездорожью, расстояние – 30 км. Вскоре на виду появляются те самые термальные источники. Если ехать на машине от села Кош-Агач, в пути предстоит провести порядка 4 часов. Общее расстояние в пути – 100 км.

Описание

Голова найденной в колоде женщины была в парике на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнутые в коленях и локтях. Лицом была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма её причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» — длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета.

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке была проделана дырочка, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная пластина из бронзы.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор женщины Укока, включал кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита — минерала яркого сине-зеленого цвета, и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри. Заметим, что вивианит сопровождает золотоносные пески в Горном Алтае, что допускает элемент его сакрализации.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Шёлк некитайского производства. Возможное место его изготовления — северо-восток Индии. Рубаха до погребения использовалась: имеет грубые стёжки и заплату.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями. На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча

Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Вероятно, в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замёрзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, находилась мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Основная статья Плато Укок

Материал подготовил Е.Гаврилов, 18 февраля 2016 года. Фото В. Мыльников, П. Лабецкий. Ссылка на сайт обязательна!

Укок

  • Назад

  • Вперед

3 июля. Застава Аргамджи и вокруг нее

Утро перечеркнуло напрочь все плохое, что нам пришлось пережить накануне: яркое солнце освещало снежные шапки на вершинах гор на расстоянии, казалось бы, вытянутой руки — слева Монголия, прямо — Китай, а где-то справа — Казахстан!

Завтрак, приготовленный в буфете столовой(?), придал силы и оптимизма и мы направились вглубь Укока. Нас ждут озера, волшебные виды и усыпальницапринцессы Укока»!!! Ага, щас!!! Через десять минут нас ждали чУдные лужицы и брод.

Промер луж показал, что их глубина доходит до колена, а брод через реку — выше колена. Если лужи мы, теоретически, могли объехать поверху(крайне не рекомендуем делать этого после даже самого небольшого дождя!!!), то реку придется штурмовать. Каюсь. Опыт преодоления водных препятствий у нас минимальный. Как поведут себя машины без шноркелей в этой ситуации мы не могли достаточно надежно спрогнозировать и сочли за благо ретироваться. Ну, что ж! Мы сюда пробрались. Мы видим то, о чем другие даже не мечтают. Будем считать это разведкой боем и верим, что вернемся сюда позже и пробьемся дальше! А пока… Природа, петроглифы, сурки(первый раз, когда увидел вдалеке — подумал — собака!), рыбалка… Кстати о последней. Я — не рыбак. Но какое это удовольствие и драйв, когда наблюдаешь: речка шириной 4−5 метров, проводка не более 10−15 секунд и на каждой(!!!) — хариус!!! И так — примерно полчаса!!! Уж сколько он там вытаскал, я не знаю, но вкуснее рыбы, чем в этот вечер, я не едал, наверное, в жизни!!!