Осторожно: граница! что можно и чего нельзя делать в пограничной зоне

Содержание

Статья 16. Содержание и установление пограничного режима

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

  1. содержания Государственной границы;

    1. въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

    2. хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

  2. в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

    1. учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

    2. промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением припасов, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Часть вторая исключена. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.

Статья 20. Учет, содержание и использование российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду

Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов.

Пограничные зоны в других странах

Так называемая «сигнальная дорога» на чехословацко-австрийской границе, расположенная в 400 метрах от границы за заграждениями U-60 в пограничной зоне, использовалась до 1990 года для перехвата нарушителей погранслужбой ЧССР.

На территории Норвегии и Эстонии пограничных зон не существует. Поэтому в интернете можно довольно часто видеть фотографии путешественников на фоне норвежских и эстонских пограничных знаков, и, соответственно, в 10-15 метрах от российских пограничных знаков.

На территории Финляндии существует пограничная зона шириной до 4 км по воде и до 3 км по суше. На практике по воде погранзона достигает указанных 4 км, а по суше — значительно у́же — от 400 м до 2 км, в отделённых районах Лапландии — до предельных 3 км. Если вблизи границы расположен посёлок, хутор или какой-либо объект, хоть как-то интересный туристам, он будет обязательно вне погранзоны. Не исключением является и крайняя восточная точка Финляндии на озере Вирмаярви, проезд к которой изъят из погранзоны. Выдача пропусков в финскую погранзону является разрешительным мероприятием.

На территории Литвы существует погранзона шириной в 1 км.

Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части — с уведомлением пограничных органов.

Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

Примечания[править | править код]

  1. Данная административная единица расположена на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2.  (фин.). Suomen Rajavartiolaitos. Дата обращения: 2 января 2020.

История пограничной зоны в России[править | править код]

Российско-китайская граница в 40 км от Хабаровска: слева село Казакевичево, находится в пограничной зоне. Справа Китай. Вид с акватории Амурской протоки.

В мае—июне 1991 года были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Камчатка, Сахалинская область. Вместе с тем, погранзоны с другими странами (Финляндия) не только не были упразднены, но их размеры и режим пребывания нисколько не были смягчены.

1 апреля 1993 года был принят Закон о Государственной Границе, по которому понятие «пограничная зона» было отменено. Вместо этого устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации, ширина которой не должны была превышать 5 км. В эту полосу мог быть ограничен доступ граждан. Кроме того, там была запрещена хозяйственная деятельность без согласования с ФСБ. На практике, закрытой для посещения оказалась значительно меньшая часть России, включающая в основном закрытые военные города и поселки, а также удаленные острова, как Курильские и Командорские. Вместе с тем, погранзона под Выборгом (Ленинградская область, финская граница) формально по-прежнему сохранялась и её размер составлял 70 км от линии границы, фактически же КПП за Выборгом был демонтирован.

Закон 1993 года содержал большую опасность, оставляя погранзоны в совместном ведении федеральных пограничных структур и местных властей, утверждая разделенную ответственность. Самым вопиющим стало решение Президента Якутии, установившего погранзону 2200 км.

В 2004 году Президент России В. Путин, внезапно лично появившийся на коллегии ФСБ по северо-западу, дал наставление снять погранзону у Выборга, что в течение нескольких недель было выполнено (фактически, но не юридически — формально погранзона осталась). После этого при движении из России в сторону Евросоюза на автомобиле первый пост пограничников стало можно встретить в 10 км от линии границы, а не в 40-70 км, как было до этого, однако, в 2009 году тыловые погранпосты у Выборга были восстановлены.

В 2004 году Государственная Дума внесла изменения в закон о государственной границе. Из закона было изъято упоминание о пятикилометровом пределе, а также ФСБ была наделена правом устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима приказами без согласования с законодателями и местными властями, что вызвало понятные опасения у многих наблюдателей. Первые приказы о погранзонах были выпущены за подписью директора ФСБ Н. Патрушева. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль всех границ Российской Федерации, за исключением границы с Белоруссией. Во многих случаях, особенно на восточной и северной границах, в пограничную зону вошли территории, отстоящие от государственной границы много дальше, чем на пять километров, иногда до двухсот километров. В пограничную зону попали многие места традиционного отдыха, особенно в Ленинградской области, Карелии, Приморском крае, на Кавказе (Приэльбрусье), важнейшие коммуникации (автодорога из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк), а также территории, вовсе не примыкающие к государственной границе (Терский берег Белого моря). В ноябре 2006 года был опубликован приказ ФСБ «Об утверждении правил пограничного режима», по которому предписывалось получение пропусков не по месту жительства (как во времена СССР), а в том региональном управлении ФСБ, к которому относится пограничная зона.

В 2007 году ФСБ значительно скорректировало размеры погранзон, убрав самые одиозные моменты. В частности за всю историю наблюдений впервые для свободного посещения стал открыт северный берег Ладоги, а также другие значительные территории в Республике Карелия.

На начало 2009 года можно говорить о восстановлении погранзон на границах России—Евросоюз в советском варианте и сохранением таковых на террористически или иммиграционно опасных направлениях (Кавказ, Китай).

В 2013 году в силу вступил приказ ФСБ № 515, согласно которому гражданам Российской Федерации пропуск требуется лишь для посещения 5-километровой приграничной полосы, а для въезда (прохода) на остальную территорию погранзоны требуется лишь паспорт.

История пограничной зоны в России[править | править код]

Пограничная зона была введена не позднее 1950-х годов. В 1970-е годы в нее входили огромные территории: Дальний Восток (Приморский край, Сахалин, Камчатка, Магаданская область, Чукотка), все северное побережье (включая такие далекие от собственно берега города, как Норильск), большие полосы на западе (включая, например, Кронштадт, Севастополь, острова Хийумаа и Сааремаа), в Средней Азии (вся Горно-Бадахшанская автономная область, большая часть территории Киргизии) и на южной границе Сибири (например, большая часть Тувы). Для доступа на эти территории гражданам СССР необходимо было получать пропуск. Пропуск можно было получить в отделении милиции по месту жительства, при предъявлении следующих документов: командировочное удостоверение — для деловых поездок, приглашение — для посещения родственников и знакомых, постоянно живущих в пограничной зоне, маршрутные документы — для зарегистрированных туристических групп (незарегистрированные группы в пограничную зону не допускались). Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке) не требовался пропуск на их место жительства, но требовался пропуск в другие пограничные зоны. Этот пропуск они получали на общих основаниях. Без пропуска в пограничную зону невозможно было купить билет на самолет, поезд или автобус до остановки, находящейся в пограничной зоне. На въезде в пограничную зону производилась тотальная проверка документов.

В 1990-е годы, во-первых, перестал существовать Советский Союз, и на границах России с новыми государствами не были образованы пограничные зоны. Во-вторых, были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Владивосток и Приморский край.

Такая ситуация сохранялась до 1993 года. 1 апреля 1993 года был принят Закон о Государственной Границе, по которому понятие «пограничная зона» было отменено. Вместо этого устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации, ширина которой не должны была превышать 5 км. В эту полосу мог быть ограничен доступ граждан. Кроме того, там была запрещена хозяйственная деятельность без согласования с ФСБ. Текст закона На практике, закрытой для посещения оказалась только очень небольшая часть России, включающая в основном закрытые военные города и поселки, а также удаленные острова, как Курильские и Командорские.

После Бесланских событий были сделаны официальные заявления о необходимости усиления охраны государственной границы с целью предотвращения террористической угрозы. В 2004 году Государственная Дума внесла изменения в закон о государственной границе. Из закона, во-первых, было изъято упоминание о пятикилометровом пределе, во-вторых, ФСБ была наделена правом устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима приказами, без согласования с законодателями и местными властями. В 2006 году такие приказы были выпущены. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль всех границ Российской федерации, за исключением границы с Белоруссией. Во многих случаях, особенно на восточной и северной границах, в пограничную зону вошли территории, отстоящии от государственной границы много дальше, чем на пять километров, иногда до двухсот километров. В пограничную зону попали многие места традиционного отдыха, особенно в Ленинградской области, Карелии и Приморском крае, важнейшие коммуникации (автодорога из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк), а также территории, вовсе не примыкающие к государственной границе (Терский берег Белого моря). В ноябре 2006 года был опубликован приказ ФСБ «Об утверждении правил пограничного режима», по которому предписывалось получение пропусков не по месту жительства (как во времена СССР), а в том региональном управлении ФСБ, к которому относится пограничная зона.

В 2007 году под давлением общественности ФСБ выпустила два новых приказа, в соответствии с которыми территория пограничной зоны в Карелии и Псковской области была существенно уменьшена.

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью