Приют одиннадцати, или отель над облаками

Содержание

Трагедия приюта 11

Просуществовал «Приют 11» не столь долго, как планировали его создатели. Оставшись невредимым во время Великой Отечественной войны, простояв заброшенным вплоть до 1957 года, он принимал туристов вплоть до трагических событий 16 августа 1998 года. Трагическая случайность (по одной из версий на огонь вместо кастрюли с водой была поставлена емкость с бензином) привела к практически полному разрушению здания из-за огня.

Пожар на Приюте 11.

Watch this video on YouTube

К счастью, человеческих жертв удалось избежать, равно как и серьезных травм. Потерю вещей и снаряжения альпинисты восприняли стоически, а вот гибель самого здания оказалась для многих серьезным ударом.

Нарушения техники безопасности приписывают как венграм, путешествующим без сопровождения, так и чешским туристам с российским гидом. Однако официальные обвинения никому не были предъявлены, поскольку весомых доказательств нет.

Сегодня на Эльбрусе «Приют одиннадцати» ничем не напоминает то великолепное и монументальное здание, которым оно было задумано. Руины и обгоревшие обломки былой славы хоть и защищают туристические палатки от урагана и снега, но не могут подарить им былого тепла и уюта. В настоящее время строительство новой гостиницы, проект которой  отдаленно напоминает осовремененный «Приют», продолжается достаточно медленными темпами. Альпинисты России и всего мира не теряют надежды вновь увидеть расцвет этого региона, а новенькая база должна стать финальной точкой, которая ознаменует верность идеалам Лейценгера, Попова и сотен других сподвижников русского и мирового альпинизма.

Маршруты восхождения

По данным российских и зарубежных классификаторов всего на Эльбрус категорированы около десяти различных маршрутов (при этом восхождения на Восточную и Западную вершины различают).

Схема Эльбруса

Классический маршрут (по южному склону)

Является наиболее популярным. Сложность маршрута по российской классификации 2A (II по классификатору УИАА). Маршрут начинается (как правило) от приюта «Бочки» (конец канатной дороги, 3900 м), и идёт практически диаметрально вверх под Восточную вершину мимо бывшего Приюта одиннадцати (4157 м), нового приюта и скал Пастухова (4670 м) до высоты примерно 5000 метров, откуда по так называемой косой полке осуществляется выход на седловину (5416 м). Далее от седловины очевидный подъем на любую из вершин. Как правило, продолжительность восхождения с учетом транспортных издержек, акклиматизационных выходов, погоды и степени готовности восходителей занимает 8—10 дней (непосредственно путь от Приюта 11 до вершины для подготовленных спортсменов занимает 5—6 часов (без учета времени на спуск).

Классический маршрут (по южному склону)

Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.

Классический маршрут (по северному склону)

Сложность маршрута по системе UIAA (УИАА) классифицирован как 2A. Маршрут начинается от базового лагеря на высоте 2500 метров и ведет через Северный приют (3700 м) и скалы Ленца (которые являются хорошим естественным ориентиром) на Восточную вершину. В верхней части маршрута возможно уйти траверсом в направлении седловины и далее на Западную вершину. Особенностью маршрута (по сравнению с южным) является практически полное отсутствие инфраструктуры, что требует от участников восхождения большей автономности и туристической квалификации.

* Само восхождение требует наличие страховки и связки: веревка, ледорубы и кошки всем участникам.

Классический маршрут (по северному склону)

Маршрут по восточному ребру

Сложность маршрута 2Б. Подъем начинается от поселка Эльбрус и проходит по ущелью Ирикчат, через одноименные перевал и ледник до начала восточного ребра — Ачкерьякольского лавового потока, вдоль которого осуществляется подъем на Восточную вершину (к началу гребня возможны варианты подходов).

* Само восхождение требует наличие страховки и связки: веревка, ледорубы и кошки всем участникам.

Другие маршруты

Подъем на Восточную и Западные вершины в рамках одного восхождения (маршрут «Крест») имеет сложность 2Б. К более сложным маршрутам, восхождения по которым возможны только для подготовленных спортсменов-альпинистов (горных туристов), относятся комбинированные маршруты Эльбрус (Западная) по северо-западному ребру (3А) и Купол (Западное плечо Эльбруса) по южной стене (5А).

Раннее утро на Эльбрусе. Вид со склона на горы Приэльбрусья

Комфорт с видом на Эльбрус

На курорте действует несколько отелей с ресторанами, крытыми бассейнами, саунами и массажными кабинетами. Есть и более экономичные варианты. Имеются пункты проката снаряжения, в том числе, автоматический! Можно арендовать все – от шлема до лыж и сноуборда. Летом здесь предлагают ветрозащитные куртки, горные ботинки, кошки, карабины, термосы, каски, треккинговые палки, ледорубы и другие полезные вещи. Есть мастерская по ремонту снаряжения.

Фото: На Поляне Азау находится несколько отелей

Желающие могут посетить музей, посвященный обороне Приэльбрусья во время войны. Он находится на станции «Мир». Летом живописны водопады Терскола, Азау и «Девичьи косы». В гостинице «Азау-Star» действует скалодром. Он предназначен для тех, кто опасается сразу идти на штурм реальных скал. На пике Терскол красуется обсерватория. Посмотреть на звезды не удастся, но запечатлеться возле эффектного научного объекта вполне возможно.

Фото: На курорте действует прокат снаряжения

Красивы лавовые потоки в ущелье Терскол. Обязательно стоит посетить Малые нарзаны Ачису и озеро, в котором водится форель. В селе Тегенекли действует Музей альпинизма имени Владимира Высоцкого. Ущелье Ирик-чат известно необычными природными образованиями, которые прозвали «Песчаными замками». Ну, а побывать на Поляне нарзанов и поправить здоровье целебной водичкой сам Бог велел!

Фото: Обязательно стоит попить водички в Долине нарзанов

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау»

Отдел продаж работает: пн—пт: с 09:00 до 18:00 сб: с 11:00 до 15:00 вс: выходной

Характеристика ГК «Эльбрус-Азау»: описание, сезон

Универсальные склоны «Эльбрус-Азау» подходят как профессионалам, так и новичкам-любителям, так как являются привлекательными по своей ширине и опережают по комфортности склоны Чегета.

Ежегодно на курорте проходит «открытие сезона», примерно в середине/конце ноября: время когда уже выпало достаточно снега и трассы подготовлены к катаниям. Но все зависит от наличия снега; катание может быть разрешено и возможно как раньше, так и позже.

Катание на горнолыжном склоне горы Эльбрус — это отличная возможность научиться новым видам зимнего спорта и покорить вершины Эльбруса, совершенствуя свои навыки.

План-схема подъемников и трасс ГК «Эльбрус-Азау»

Характеристика трасс ГК «Эльбрус-Азау»

В целом, ГК «Эльбрус-Азау» располагает 7-ю трассами. Единая длина спусков на склонах составляет примерно 11 километров. Совокупность трасс (по длине) от ст. Гара-Баши до Азау составляет 6 километров, от ст. «Приют-11» — около 10 километров, все зависит от того какой вариант маршрута Вы выберите.

Спуски «Эльбрус-Азау» разбиты на трассы разной сложности:
  • «Зеленая трасса» для новичков, считается самым легким участком. Оборудована бугельным подъемником.
  • «Синяя трасса» является более сложной по сравнению с «зеленой», но и более легкой по сравнению с «красной».
  • «Красная трасса» — это сложный участок, подходит для людей со специальной подготовкой катания.
  • «Черная трасса» — самая сложная для прохождения и требует не только особой подготовки, но и специальной экипировки.

Как и на любом горнолыжном курорте, на склонах 1-ой и 2-ой очереди оборудованы места отдыха — кафе, столовые, чебуречные для перекуса, чайные. Есть пункты проката оборудования, мед пункты, туалеты.

Так же на Эльбрусе располагаются небольшие-отели, альпинисты их называют приютами. В основном здесь останавливаются группы, которым предстоит восхождение на Эльбрус. «Приюты» оснащены спальнями, есть столовая, оборудованы водой, газом, светом.

Характеристика канатных дорог ГК «Эльбрус-Азау»

Первая зона

Поляна «Азау» (2 тыс. 350 м) / «Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м); канатных дорог на этом участке — 2:

  • маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-1»
  • гондольная дорога (ГКД) — «POMA-1»

Описание. Трасса смешанная — «красная» с переходом в «синюю». Для «красной» трассы характерна крутизна спусков и небольшая ширина, для «синей» — пологость и размашистость.

  • Пропускная способность МКД «Эльбрус1» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД «POMA-1» = 2 400 чел/час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Вторая зона

«Старый Кругозор» (3 тыс. 000 м) / «Мир» (3 тыс. 500 м); канатных дорог на этом участке — 2:

  • маятниковая дорога (МКД) — «Эльбрус-2»
  • гондольная дорога (ГКД) — «POMA-2»

Описание. Трасса смешанная — «черная» с переходом в «синюю». Для «черной» трассы характерна высокая крутизна спусков и повороты, для «синей» — пологость и размашистость, что намного облегчает катание к концу трассы.

  • Пропускная способность МКД «Эльбрус2» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД «POMA-2» = 2 400 чел/ час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел .
Третья зона

«Мир» (3 тыс. 500 м) / «Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м); канатных дорог на этом участке — 1:

ОКД — 1-но кресельная канатная дорога — функционирует не регулярно (альтернативный подъем на ратраке)

Описание. Трасса «синяя» с перепадами более пологая и размашистая до приюта «Бочки», но одновременно и крутая. После приюта маршрут трассы более узкий и гораздо круче предыдущего участка.

Пропускная способность 1-но кресельной дороги = 130 чел/час (подъем занимает 12 мин).

Четвертая зона

«Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м) /«Приют-11» (4 тыс. 100 м); канатных дорог на этом участке — нет, подняться до отметки 4 100м возможно на ратраках или пешим ходом.

Описание. Трасса смешанная «красная» местами «черная» экстремальная.

Собрать вещи

Покорять Эльбрус позвали друзья по турпоходам. Я должна была позаботиться об одежде и снаряжении, и следующие недели проходили в поисках кошек, касок, очков и ледорубов.

Нельзя было просто прийти в магазин и купить ботинки и куртку – для похода в горы слишком много нюансов: а какая подошва, а есть ли мембрана, а какой наполнитель, а стелька какая?

Чтобы уложиться в более-менее адекватную сумму, я следила за скидками, шерстила сайты объявлений и спрашивала знакомых. Весенние и летние вечера скатились в просмотры витрин с ботинками и чтение отзывов о том, кто в каком термобелье вспотел, а в каком замёрз. И зачем мне этот Эльбрус?

Ко дню отъезда в рюкзаке плотнячком сидели спальник в компрессионном мешке, три куртки разной степени тёплости, непродуваемые штаны, альпинистские кошки, две пары треккинговых носков, флиска, флисовая шапка, варежки, треккинговые ботинки, палки, каска, страховочная система с карабином и восьмёркой и ещё по мелочи – набралось килограммов 20. Радовало, что машина забирает меня от подъезда. В итоговой версии рюкзаки девочек стали весить 24 кг, мальчиков – 28–29. 

Подъемники

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» начинается с поляны Азау, где расположены две станции канатных дорог:

  • «старая» маятниковая
  • новая гондольная дорога

Обе канатки идут параллельно друг другу. Действуют две очереди обеих канатных дорог, 3-я очередь находится на стадии строительства. На 3-й очереди также есть однокресельная канатная дорога, но работает она не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) вверх желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» составляет 20 минут.
На горе Эльбрус подъемники включают в себя 2 очереди новой канатной дороги гондольного типа, 2 очереди маятникового подъемника, одну канатно-кресельную дорогу и 2 бугеля.  1 очередь: Азау — Кругозор
На первой очереди действует две канатные дороги: старая маятниковая дорога и новая гондольная дорога.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» начинается от станции Азау (2350 м) и доходит до станции «Старый кругозор» (3000 м). На обеих станциях есть кафе и шалычные. Время пути старой маятниковой дороги — 15 минут.
Новая канатная дорога «Poma 1» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы – 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги — 580 м. Время пути новой гондольной дороги — 5 минут. Производительность — 2400 человек/час.2 очередь: Кругозор — Мир
На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус — 2» начинается от станции «Старый Кругозор» (3000 м) и идет до станции «Мир» (3500 м). На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
Новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы «РОМА» — одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» (3000 м) и «Мир» (3500 м). Протяженность дороги — 1800 м., пропускная способность — 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении — 5 минут 13 секунд.3 очередь: Мир — Гарабаши
На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус» и новый гондольный подъёмник.
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» начинается от станции «Мир» (3500 м) и идет до станции «Гара-Баши» (3850 м). Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м. начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны «Азау» 2300 м. 
Канатная дорога гондольного типа «Poma-3» функционирует с конца декабря 2015 года. Её нижняя станция находится на высоте 3455 метров над уровнем моря, а верхняя на высоте 3847 метров над уровнем моря. Общая протяженность дороги составляет 1675 метров. Оснащён подъемник современными комфортабельными 8-ми местными кабинами. Некоторые гондолы приспособлены для перемещения лиц с ограниченными возможностями. Их ширина позволяет свободно пройти внутрь инвалидной коляске, а уровень пола кабины совмещен с уровнем посадочной площадки как на нижней, так и на верхней станциях. Кроме того, для маломобильных людей оборудованы специальные подъемники для доступа на посадочную зону. На сегодняшний день пропускная способность гондольной дороги — 750 человек в час.
Горнолыжный центр «Чегет» насчитывает три очереди подъемников. Первая состоит из кресельного подъемника «Чегет-1» и двукресельной канатной дороги «Парная». Каждая имеет протяженность 1600 метров. Перепад высот на этом участке составляет 600 метров. Станция «Чегет-1» действует с 1963 года и считается старейшей в Приэльбрусье. Подъемник доставляет туристов до панорамной площадки, где находится кафе «Ай».
Выше действует вторая очередь – «Чегет-2». Однокресельная канатка поднимает еще на 900 метров вверх. Перепад высот здесь около 500 метров. 3-я очередь — это бугельный подъемник под названием «Шагобан». Его длина составляет 300 метров, а перепад высот – 70 метров. Обычно он доставляет к месту старта фрирайдеров, поскольку отсюда берут начало маршруты для внетрассового катания. На юг спускается трасса «Дальние юга», в противоположном направлении – «Север». Эти территории не для новичков.
Подъемники на горе работают круглый год. Период с мая по ноябрь сюда приезжают велосипедисты.
 

Дедушка русского альпинизма

Как ни странно, но столь знаменательное для отечественного альпинизма понятие «Приют 11» связано с иностранцем – уроженцем Швейцарии Рудольфом Лейцингером (1843-1910). Страстный альпинист и поклонник горных вершин, а как иначе мог относиться к горам рожденный в Швейцарии молодой человек, был беззаветно влюблен в горный Кавказ. Возможно, именно эта страсть и стала причиной его переезда в Россию в 1863 году. Добившись колоссального успеха в промышленной и финансовой деятельности, уже в 1888 году он переезжает в Пятигорск – поближе к столь желанному Эльбрусу. Для города Лейцингер делал так много, как мог: основал Цветник, заложил трамвайную линию, отдал свою усадьбу под штаб Кавказского Горного общества, всячески поощрял увлечения молодежи альпинизмом.

Уроженцу живущей туризмом Швейцарии Пятигорье представлялось подобной же туристической меккой. Именно поэтому Лейцингер столь активно занимался развитием края, прокладыванием туристских троп, строительством хижин для восходителей, выпуском Ежегодника КГО со статьями известных ученых и топографов.

Именно группой экскурсантов, состоящей из одиннадцати человек, в 1909 году во время восхождения по тропе от поляны Азау к Восточным склонам Эльбруса был заложен будущий «Приют одиннадцати». Вряд ли кто-то из 11 восходителей того похода подозревал, сколь символичной окажется их шутливая надпись на камнях возле разбитых палаток. Сам Лейцингер одобрил это место для будущей стоянки, столь же положительно он отнесся и к названию – «Приют 11». Символично, что такой важный шаг в истории развития альпинистского движения Кавказа был сделан при жизни «Дедушки русского альпинизма», как после смерти в 1910 году стали именовать господина Лейцингера.

Обзор помещений приюта.

Мы будем говорить про один из таких приютов. Он состоит из четырех бочек. В одной из них оборудована столовая. В трех – спальные места и кухня.

Внутри все обито деревом, чисто, как дома, не смотря на большое количество «квартирантов».

Вагончик разделен на три части. Две крайних – спальни, посередине кухня. В спальне одна большая кровать для дружной горной компании из пяти человек. Спать, конечно, придется в спальных мешках. Есть подушки и теплые одеяла.

На кухне есть вся необходимая посуда и газовая плитка. Газ привозной в баллонах.

Есть отдельная столовая. Для больших групп туристов.

Туалет, естественно, без удобств, зато с видом на Кавказский хребет.

Примерная программа трехдневного тура.

  • Встреча в городе Минеральные Воды, трансфер до поселка Терскол.
  • Ночевка в одной из гостиниц Терскола или поляны Азау.
  • Подъем на канатной дороге до ледника Гарабаши.
  • Прогулка по склону Эльбруса.
  • Подъем на ратраках.
  • Ночевка в приюте «Бочки».
  • Спуск в Азау, прогулки в окрестностях поселка.
  • Трансфер в Минеральные Воды.

Хотим заострить внимание, что программа примерная. Возможно запланировать и большее количество дней, все зависит от вашего желания и финансовых возможностей

Отель вы тоже можете выбрать на свое усмотрение и забронировать заранее на сайте hotellook.ru можете обратиться к нам, мы вам его забронируем сами. Цена не будет отличаться.

Стоимость тура рассчитывается индивидуально. Все зависит от цен на гостиницы в Терсколе (в зависимости от сезона), количества человек, маршрута ратрака, куда вы решите подняться и так далее.

Неизменной пока остается цена на канатную дорогу – 1150 рублей за подъем и спуск, цена за проживание в Бочках – 1000 рублей в сутки.

Если вы планируете туристические походы или восхождение на Эльбрус, мы можем порекомендовать вам местных гидов. Цена тоже будет зависеть от маршрутов. В этом случае вам придется заплатить экологический сбор в районе 1000 рублей.

Поляна Азау

Успешно прошли два лыжных похода в Хибинах! Отзывы участников + видео

Режим работы офисов в праздничные дни

Фото: Вечерний Эльбрус

Эльбрус находится в Кабардино-Балкарии и является одной из высочайших вершин мира. В Европе пальму первенства по высоте он делит с Монбланом. Чтобы его покорить, на Кавказ приезжают тысячи альпинистов со всего мира. Кроме того, здесь имеется популярный горнолыжный курорт. Одной из визитных карточек горы является, так называемая, Поляна Азау.

Место старта изменить нельзя

Курортная местность под названием Приэльбрусье включает в себя окрестности гор Эльбрус и Чегет, а также долину реки Баксан. С давних пор сюда приезжали жаждущие поправить здоровье на минеральных источниках, совершить восхождение на высочайшую вершину Европы, а в последние годы зачастили горнолыжники.

В этой местности и находится Поляна Азау. Так называется крохотный поселок и нижняя станция горнолыжного курорта «Эльбрус». Поселок представляет собой несколько одно- и трехэтажных домиков, зажатых между склонами. Эта точка расположена на высоте 2350 м. С ближайшим селом Терскол ее связывает шоссейная дорога. Лучше всего «Поляна Азау» просматривается из кабины подъемника.

Исторически осваивать Эльбрус начали с северной стороны. Именно по тому склону в 1829 году поднялась на вершину первая русская экспедиция, которой руководил генерал Эмануэль. Сейчас гору относительно легко покоряют даже любители, а в начале XIX века это событие считалось героическим прорывом.

К Южному склону, у подножия которого находится Баксанское ущелье, внимание привлек балкарский просветитель и российский офицер Исмаил Урусбиев. Ему принадлежат исследование под названием «У подошвы Эльбруса»

Он бывал на приеме у самого императора в Санкт-Петербурге. В результате, в 1868 году экспедиция Британского Королевского географического общества поднялась на вершину с юга.

Фото: Горные реки питают ледники

С тех пор на вершину не зарастает туристская тропа. Уже в начале прошлого века, словно грибы, начали появляться турбазы, альплагеря, гостиницы и канатные дороги. Зимой сюда приезжали горнолыжники, летом – альпинисты и скалолазы. Поток туристов иссяк только в 90-е годы.

Потребовалось более 15 лет, что восстановить утраченные позиции. Новую жизнь в курорт вдохнуло появление новой гондольной канатной дороги. Первую очередь открыли в 2007 году, а третью – в 2015 году. Канатка стала самой высокогорной в России.

Примерная программа трехдневного тура.

  • Встреча в городе Минеральные Воды, трансфер до поселка Терскол.
  • Ночевка в одной из гостиниц Терскола или поляны Азау.
  • Подъем на канатной дороге до ледника Гарабаши.
  • Прогулка по склону Эльбруса.
  • Подъем на ратраках.
  • Ночевка в приюте «Бочки».
  • Спуск в Азау, прогулки в окрестностях поселка.
  • Трансфер в Минеральные Воды.

Хотим заострить внимание, что программа  примерная. Возможно запланировать и большее количество дней, все зависит от вашего желания и финансовых возможностей

Отель вы тоже можете выбрать на свое усмотрение и забронировать заранее на  сайте hotellook.ru можете обратиться к нам, мы вам его забронируем сами. Цена не будет отличаться.

Стоимость тура рассчитывается индивидуально. Все зависит от цен на гостиницы в Терсколе (в зависимости от сезона), количества человек, маршрута ратрака, куда вы решите подняться и так далее.

Неизменной пока остается цена на канатную дорогу – 1150 рублей за подъем и спуск, цена за проживание в Бочках – 1000 рублей в сутки.

Если вы планируете туристические походы или восхождение на Эльбрус, мы можем порекомендовать вам местных гидов. Цена тоже будет зависеть от маршрутов. В этом случае вам придется заплатить экологический сбор в районе 1000 рублей.

Обзор помещений приюта.

Мы будем говорить про один из таких приютов. Он состоит из четырех бочек. В одной из них оборудована столовая. В трех – спальные места и кухня.

Бочка внутри. Обита деревом, кухня и спальня. Готова к новым гостям.

Внутри все обито деревом, чисто, как дома, не смотря на большое количество «квартирантов». 

Вагончик разделен на три части. Две крайних – спальни, посередине кухня. В спальне одна большая кровать для дружной горной компании из пяти человек. Спать, конечно, придется в спальных мешках. Есть подушки и теплые одеяла.

Кухня в бочке. Есть все необходимое.

На кухне есть вся необходимая посуда и газовая плитка. Газ привозной в баллонах. 

Бочка-столовая внутри. Как везде, чистота и порядок.

Есть отдельная столовая. Для больших групп туристов. 

Туалет, естественно, без удобств, зато с видом на Кавказский хребет.

Подготовиться к Эльбрусу

Эльбрус открыт для всех. Турфирмы обещают пологие склоны, не требующие особенной подготовки, и массу впечатлений. Почти так и есть, только нужно пройти акклиматизацию, иначе на высоте 2–3 тыс. м организм подхватит горняшку (горную болезнь – прим. ред.) и начнёт вытворять что попало. Горняшка у каждого своя: тошнит и рвёт, болит голова, шалит давление, усталость и отдышка, а обычно – всё вместе плюс плохое настроение.

Наша маленькая группа вышла из лагеря в селе Верхний Баксан, имея в рюкзаках всё для полной независимости от цивилизации. Мы намеревались на неделю забыть о том, что на земле существует ещё кто‑то, кроме нас шестерых. Но не вышло. Даже в самых диких, неудобных, холодных и вроде бы необитаемых местах оказалось полно народу с рюкзаками.

Мы проходили перевалы, преодолевали ледники, вдыхали невероятный свежий запах снежников и любовались Эльбрусом со всех его сторон. После отметки 3,5 тыс. м даже самые вредные организмы осознали неизбежное и приспособились выживать в суровых условиях. Ко сну клонило, как только солнце заходило за гору, а с первыми его лучами глаза сами открывались и ноги просились идти. 

К концу акклиматизационной недели мы все бодро шагали с рюкзаками, не замечая их веса и перепада высот. 

Мы были готовы к Эльбрусу, но Эльбрус был не готов к нам, закрывшись снеговыми тучами. Мы ждали подходящей погоды двое суток, следя за обновлением прогноза каждые четыре часа.

Поездка на Эльбрус и Чегет в мае на машине

Где находится Эльбрус

До прошлого года я, несмотря на свой богатый туристический стаж, вряд ли смогла бы точно ответить на вопрос — где находится Эльбрус? Где-где, на Кавказе! Что, конечно, было бы правильным ответом. Но не полным.

И лишь когда прошлой осенью мы попали в славный город Пятигорск, Эльбрус перестал быть для меня абстрактной горой на Кавказе. Когда мы поехали на экскурсию  в Кабардино-Балкарию, я увидела дорожный указатель на Эльбрус, до которого оставалось всего около 100 км… И я поняла, что обязательно туда съезжу. Не в этот раз, так в следующий. Но точно скоро.

Итак, гора Эльбрус (высота 5642 м) находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и представляет собой горный массив вулканического происхождения, то бишь потухший вулкан. Это один из крупнейших центров альпинизма и горнолыжного спорта в России и Европе.

От Пятигорска до подножия Эльбруса всего 150 км. И в хорошую погоду с Машука открывается неплохой вид на Эльбрус.

Но наша цель — подняться на сам Эльбрус на канатной дороге. И вот, солнечным майским утром мы грузимся в нашу машину и выдвигаемся из Пятигорска, чтобы увидеть всё своими глазами.

Приэльбрусье весной-летом: что здесь делают туристы

Летний сезон в Приэльбрусье  — раздолье для активного отдыха. На гору постоянно поднимаются альпинистские группы. Живописные виды вершины Эльбруса, даже летом покрытые белыми  снегами, привлекают толпы обычных туристов. Он едут сюда обычно с экскурсиями из окрестных курортов:

С каждым годом желающих подняться на знаменитую гору, становится всё больше.

Канули в лету времена, когда здесь стояли «старорежимные» канатки, на которых не то что подниматься — со стороны то смотреть страшно было…Теперь все рекламные буклеты, зазывающие на Эльбрус, обещают приятную прогулку на быстром и безопасном подъёмнике. Ну, что ж, посмотрим…

Как одеться для поездки в Приэльбрусье

Пока я изучала туристические форумы в поисках информации, что из себя представляет Эльбрус в мае, мне чаще всего попадалось обсуждение вопроса — насколько холодно в это время года Приэльбрусье? И мнения были прямо-таки полярные.  Одни писали, что поднимались в легкой флиске и не замёрзли. Другие утверждали, что брали с собой зимнюю одежду и обувь — и не пожалели…

Я ориентировалась на то, что у нас в Поляне, поднимаясь летом на вершину Чёрной Пирамиды, брала с собой лишь легкую спортивную куртку. И ничего, кроме хороших кроссовок, мне для прогулки по снежнику собственно и не требовалось. Если будет яркое солнце, то вы ещё вспотеете и сгорите. А если налетит тучка… Просто нужно понимать, что погода в горах меняется раз в 5 минут,  и предусмотреть все сценарии всё равно не получится. Поэтому стоит иметь при себе пару дополнительных слоёв одежды разной степени утеплённости, например — тёплую флиску и куртку-ветровку. Положите их в рюкзак, и потом на месте сориентируетесь, что вам захочется одеть.