Камино де сантьяго — camino de santiago

Вера

Перелет в Лиссабон, метро до гостиницы, железнодорожный вокзал неимоверной красоты, поезд в Порту, пешая прогулка до гостиницы и вот мы готовы стартовать. В Лиссабоне впервые увидели Атлантический океан, но близко не подходили. Потом, потом…

В Се (от латинского sedes episcopalis — место епископа), то есть Кафедральном соборе Порту, милая женщина взяла с меня четыре евро за два креденсиаля (паспорта паломника), а потом вернула два, улыбнулась и сказала: «Бом Камино!». То есть — «Доброго пути!». Я тихонько помолилась в соборе, и попросила, чтобы нас хранили в этом путешествии. Тут же колокола пробили «Да. Да. Да. Да. Да».

Истории Камино почти 2000 лет. По преданию апостол Иаков Старший (Заведеев, сын Заведея и Саломеи, сестры Марии), после смерти Христа отправился проповедовать на Иберийский полуостров. После вернулся на Святую Землю, был обезглавлен Иродом. Мученическая смерть Иакова описана в Новом Завете. Тело апостола положили в лодку, и пустили по Средиземному морю. Так останки святого оказались в Галисии, в районе современного города Падрон. Спустя почти 800 лет местный отшельник-монах Пелайо, следуя за путеводной звездой, нашел мощи Иакова, оказавшиеся нетленными. На этом-то месте, указанным звездой — лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой» — была построена небольшая часовня, названная Компостела. Часовня разрослась до города, ныне известного как Сантьяго де Компостела, в Кафедральном соборе которого и по сей день хранятся мощи Сантьяго — Святого Иакова.

Звезда, позвавшая монаха Пелайо, не единственный небесный участник событий, развернувшихся вокруг посмертного пути Иакова.
Легенды о Компостеле гласят, что однажды, незадолго до смерти, то есть в начале IX века, императору франков Карлу Великому привиделся во сне Млечный путь, что вел к некоему святому месту через Францию и Испанию. Во сне голос Всевышнего призвал императора расчистить «дорогу» от мавров, захвативших часть Иберии. Внявший голосу Господню Карл повел свой войско через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху.

Топ-5 книг, после которых захочется отправиться в путешествие

В XII веке папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом.

В Компостелу потянулись пилигримы из самых разных уголков Европы: поклониться мощам шли и епископы, и короли, и простые люди. Порой суды заменяли обязательным паломничеством смертный приговор. Тогда сформировались и основные маршруты Камино Сантьяго.
По средневековым дорогам в Компостелу ходили десятки тысяч людей, пока Европу не накрыла черная чума. Потом случилась Реформация, материк разрывала политическая нестабильность, Камино был забыт на несколько сотен лет.

Фото 1 из 5.

Фото 2 из 5.

Фото 3 из 5.

Фото 4 из 5.

Фото 5 из 5.

В 80-е годы прошлого века паломников можно было пересчитать по пальцам. Но история повторяется — путь к Компостелле был возрожден, возрожден священником из Галисии, Элиасом Сампредро, всю жизнь изучавшему Путь Святого Иакова.

Доктор наук Дон Сампредро написал первый современный путеводитель паломника в 1983 году, а в 84-м, с помощью добровольцев промаркировал желтыми стрелками маршрут Камино на севере Испании («Дорогу французских королей», участок от Памплоны до Сантьяго де Компостелы). Тогда же были восстановлены и приведены в порядок многие неухоженные или опасные участки паломнического маршрута, рассчитан и обозначен километраж дороги и ее отдельных участков между приютами и гостиницами.
А в 1987 году выходит книга Пауло Коэльо «Дневник Мага».

В ней рассказывается паломничестве главного героя по Французскому пути из Овьедо в Компостелу. И тогда плотину прорывает: число паломников начинает расти в геометрической прогрессии, Камино возрождается.

В Компостелу идут одиночки, пары и группы, студенты, безработные и обеспеченные менеджеры всех звеньев, люди всех цветов кожи и вероисповеданий. Кто-то хочет найти на Пути себя, кто-то идет просить у Святого Иакова помощи, кого-то просто привлекает треккинг по живописным местам.

В сентябре 2018 года к тысячам пилигримов со всего света присоединяемся мы с мужем.

Наш маршрут Камино Франсез

0 день: едем из Барселоны в Логроньо до точки старта Камино

1 день: от Логроньо до Вентоса

2 день: от Вентоса до Сируэня

3 день: от Сируэня до Белорадо

4 день: от Белорадо до Бургоса

5 день: от Бургоса до Самбол

6 день: от Самбол до Кастрохерис

7 день: от Castroheríz до Bodilla del Camino

8 день: от Bodilla del Camino до Villalcazar de Sirga

9 день: От Villacazar de Sirga до Calzadilla de la Cueza

10 день: от Calzadilla de la Cueza до Вальдевьехас

11 день: От Вальдевьехас до Rabanal del Camino

12 день: От Rabanal del Camino до El Acebo

13 день: От El Acebo до Pieros

14 день: От Pieros до Vega de Valcarce

15 день: от Vega de Valcarce до O’Cebreiro

16 день: От О Себрейро до Трикастелы

17 день: От Tricastela до Saria

18 день: От Сария до Портомарин

19 день: От Портомартина до Эрече

20 день: От Айрече до Мелиде

21 день: От Melide до Burres

22 день: От Бурес до О Педрузл

23 день: От О Педрузо до Сантьяго

24 день: Сантьго де Компостела и месса для паломников.

Совет №1 ‘Дешевый интернет за границей реальность!’

Совет №2 ‘Как найти отель дешевле на 20%?’
Все очень просто:

  • Подбираете отель на Booking.com
  • Затем ищите его же на RoomGuru
  • Бронируете отель с экономией до 20% если повезет!

Совет №3 ‘Как выбрать самую дешевую страховку для поездки’
Показываю как выбрать и купить страховку не вставая с дивана. Это проще и дешевле, чем вы думали.

  • Дешевая страховка для Шенгена и Европы

Любовь

На следующим день мы идем очень мало — всего-то 15 км. Мой план-маршрут дает сбой: мы легко могли бы уйти в тот день дальше, в Каминью, и на пароме перейти реку Минью, ночевать уже в Испании, но… Жилье уже забронировано. Отменять не хочется — жалко сорок евро. Мы остаемся в небольшом городке Вила-Прайа-де-Анкора. Немного гуляем, отправляем открытку домой, едим морепродукты, и идем на пляж. Купающихся нет — кроме нас с мужем. В воду я заходила минут 20. Но теперь могу сказать, что купалась в Атлантическом океане.

Ветер засыпает нас песком, песок колет кожу, кожа горит на солнце. В тот день я окончательно поняла, что оставлю тут, в этой небольшой стране, кусок души. Оставлю намеренно, специально — чтобы возвращаться, возвращаться, возвращаться.

Тот день стал прощанием с Португалией. На следующий день мы идем в Каминью, а после в Валенсу. Там переходим мост через реку Минья — и вот мы в Испании, в городе Туй.

Границы между странами нет, досмотров нет, на другой стороне реки я вижу милую мне Португалию, ничего не изменилось, но мне становится тяжело идти и дышать. Я все чаще останавливаюсь, и что со мной происходит — мне непонятно. До финального дня остается всего ничего, и мое странное недомогание меня пугает.

Солнце палит нещадно, у меня отчего-то болят большие пальцы, у мужа проснулся старый перелом и тут же распухла нога. Мы идем и идем. Километровые столбики с указанием расстояния до Сантьяго кажется, издеваются, слишком медленно уменьшая расстояние.

Мы смиряемся и идем-идем-идем. Когда мы видим шпили Кафедрального собора, нам не хочется ничего. Мужу из-за больной ноги, мне — по той же причине. Но не улыбаться я не могу. Дошли. Дошли. Мы сделали это. Зачем — я пока не знаю.

Площадь полна паломников. Они ходят, стоят, лежат, сидят на брусчатке. Еще больше их в офисе пилигримов — очередь на получение сертификата паломника вьется причудливой змейкой с бесконечным хвостом. Мы не стоим в очереди — нам не нужен сертификат. Мужу — потому что ему в тот момент вообще ничего не нужно, мне — потому что я смогу получить сертификат еще десятки раз. Моя жизнь на Камино только начинается.

На следующий день я иду на мессу в Кафедральный собор, и понимаю, зачем мы сюда вообще шли. Собор полон людей, пилигримов, и просто туристов

Рядом со мной стоит женщина с дочерью, и обе плачут — они принесли к Иакову что-то важное, какую-то большую просьбу, и они надеются. Я стою все службу, слушаю пение хора, слушаю орган, слышу, как плачут женщины рядом со мной, и мне становится и грустно, и сладко, и спокойно, будто наконец-то я дома

Я тоже плачу. Вот я и дома, теперь все будет хорошо, говорит голос внутри меня. Голоса в Храме поют и поют, и мне радостно стать частью их, частью истории этого места, частью предания.

Это «ДА» — в ответ на все вопросы. А можно сделать так? Да. А можно эдак? Да. А можно мне….Да. Да и еще раз да. Можно делать то, что ты хочешь. Можешь идти туда, куда хочешь. Можешь это делать так, как ты можешь и хочешь. Можно верить, можно любить, можно не верить и не любить. Можно. Выбирайте. Вы можете пройти путь пешком, а можете проехать. Можете нести гору вещей, а можете идти налегке. Вы можете заговаривать со всеми по пути, а можете молчать. Вы можете молиться, а можете отмахиваться от статуй святых. Вы можете поменять маршрут всегда — да хоть бы и сейчас. Вы можете вообще никуда не идти. Вы можете ничего не решать, а можете выбирать. Вы можете.

Счастливые, красивые, сильные — украинцы, которые прошли Путь Святого Иакова

Camino Primitivo

The Camino Primitivo, or Original Way, is a scenically beautiful yet challenging walk and is typically understood to be the first pilgrimage route to Santiago de Compostela. While it’s not the flattest walk, it’s one of the most rewarding. The route starts off in Asturias in the town of Oviedo and travels in a south-westerly direction towards Santiago for about 328km. As it’s less frequently travelled, it has fewer amenities along the way. The route was originally developed by King Alfonso II in the 9th Century and it was he who confirmed that the remains unearthed in Santiago de Compostela were those of the Apostle Saint James.

История маршрута

Город Сантьяго-де-Компостела, куда ведет этот путь, является третьей по значению святыней католицизма, уступая лишь Иерусалиму и Риму. Причина такого почитания, которая дала городу прозвище «христианской Мекки» — величайшая реликвия Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Обретение мощей

Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году в Иерусалиме, его тело было положено в лодку и пущено по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег реки Сар в городе Ирия Флавия. Затем тело апостола Иакова было перенесено двумя его учениками на гору Либредон в 17 км от Ирии Флавии и захоронено. В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил гробницу с мощами апостола Иакова, которые оставались нетленными. На этом месте впоследствии возник город Сантьяго-де-Компостела.

В 896—899 годах король Альфонс III издал указ, по которому на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостела (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами — Сантьяго Матаморос, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший во время своего служения далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников.

Рост популярности маршрута

Город Компостела с захоронением покровителя страны и одного из двенадцати апостолов стал особой святыней Испании, а также католического мира. Для установления традиции большое значение имел, как гласит легенда, сон императора Карла Великого: ему приснился Млечный Путь, который простирался к святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Риоху.

Первым известным паломником был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле-Пюи. Он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950—951 годов.

В XII веке папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом. Считают, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке; в 1160-е годы для защиты паломников от весьма частых тогда разбойных нападений кастильская корона учредила военно-рыцарский орден святого Иакова.

Собор в Ле-Пюи-ан-Веле — отправная точка Поденской дороги Романская базилика Святого Сернина в Тулузе — перевалочный пункт на пути св. Иакова Аббатство св. Фе в Конке — важный пункт на Поденской дороге

В Средневековье количество паломников, перемещавшихся по дорогам, ведущим в Компостелу, было колоссальным. Но со временем эпидемия чёрной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность XVI века привели к спаду популярности паломничества. В XIX веке произошло «открытие» пути святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из внимания публики в предшествующие несколько веков. В 1980-е годы количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры отмечают возрастающий интерес, и количество путешественников со всех континентов растёт.

Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, король Иерусалима Жан де Бриенн, Франциск Ассизский, Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие. С 1999 года по «Дороге Иакова» паломничают православные верующие из России и Украины.

Поезд

В вагонах предлагается размещение в двухместных купе высокого класса с туалетной комнатой и душем. Купе оснащено всем необходимым для комфортного отдыха: удобные ортопедические матрасы, экран для просмотра видео и фильмов, два удобных трансформирующихся сиденья и стол для дневных поездок, внутренний телефон для переговоров с персоналом, будильник и разъемы для прослушивания музыки и зарядки электронных устройств. В поезде действуют два вагона-ресторана, кафетерий и вагон-гостиная.

Предоставляемые на борту услуги

Каждое утро в течение пяти дней пассажирам предлагается сытный континентальный завтрак. В первый и последний вечер гостям подают средиземноморский ужин. Профессиональные гиды помогают совершить экскурс в прошлое и узнать больше об истории мест Пути Сантьяго. Приятным бонусом служит посещение винодельни с возможностью дегустации вин. Все трансферы от поезда до пешеходных троп или до ближайших городов на автобусе также включены в стоимость. Желающие могут провозить свой велосипед без дополнительной платы, но для этого необходимо дополнительное бронирование по телефону +34 912 555 912.

Расписание и цены

  • Отправление: каждую среду с 1 по 22 августа 2018 года.
  • Стоимость места для взрослого двухместном купе: 675 евро.
  • Одноместное размещение: 1010 евро.
  • Билеты можно приобрести на сайте железнодорожной сети Renfe.

В Испании и Португалии

Следующие маршруты до Сантьяго проходят на Пиренейском полуострове .

Арагонский путь

Арагонский путь ( исп . Camino Aragonés ) спускается с перевала Сомпорт в Пиренеях и проходит через старое королевство Арагон . Он следует по реке Арагон, проходящей через такие города, как Хака . Затем он переходит в провинцию Наварра до Пуэнте-ла-Рейна, где соединяется с Камино Франсес .

Английский путь

Английский путь ( исп . Camino Inglés ) традиционно используется паломниками, которые отправились в Испанию морем и высадились в Ферроле или Ла-Корунья . Затем эти паломники отправились в Сантьяго по суше. Он назван так потому, что большинство этих паломников были англичанами, хотя некоторые приехали со всех концов Северной Европы.

Камино Мосарабе и Виа де ла Плата

Иногда неверно известное на английском языке как Серебряный путь или Путь — «Плата» является искажением арабского слова балат , означающего асфальтированную дорогу.

Виа — де — Ла — Плата (один раз в римской дамбе , соединяющей Италийский и Asturica Augusta ) начинается в Севилье , откуда она идет на север , в Самора через Сафра , Касерес и Саламанке . Он гораздо менее посещаем, чем Французский путь или даже Северный путь — в 2013 году из 215 000 паломников, получивших компостелу в Сантьяго, 4,2% путешествовали по Виа-де-ла-Плата по сравнению с 70,3% по Камино Франсес . После Заморы есть три варианта. Первый маршрут, или Камино Санабрес, направляется на запад и достигает Сантьяго через Оренсе . Другой маршрут продолжается на север в Асторгу , откуда паломники могут продолжить свой путь на запад по Камино Франсес в Сантьяго. Третий, редко используемый маршрут, пересекает Португалию и проходит через Браганса , соединяясь с Камино Санабрес около Оренсе.

Camino Mozárabe маршрут из Альмерии , Гранады и Малаги , проходит через Кордову , а затем соединяется с Via — де — Ла — Плата в Мериде .

Камино дель Эбро

Путь Камино-дель-Эбро начинается в Каталонии в Сан-Жауме-д’Энведжа недалеко от Дельтебре , где традиционно считается, что Святой Иаков покинул Испанию на пути домой, чтобы принять мученическую смерть в Палестине, и следует по реке Эбро мимо Тортосы и Сарагосы , присоединяясь к Камино Франсес в Логроньо .

Камино-де-Сантьяго-де-Сориа

Это место, которое иногда называют Кастеллано-Арагонес , покидает Камино-дель-Эбро в Галлуре и проходит мимо Сории в Санто-Доминго-де-Силос , где соединяется с Камино-де-ла-Лана .

Камино де ла Лана

Камино — де — ла — Лана (иногда Рута — де — ла — Lana ), или шерсть дорога, листья Аликанте и направляется в основном в северном направлении на 670 км, соединяющего Camino Frances в Бургосе .

Камино де Леванте

Путь Леванте начинается в Валенсии и пересекает Кастилию-Ла-Манча, проходя через города, включая Толедо , Эль-Тобосо , Авила и Медину-дель-Кампо , и соединяется с Виа-де-ла-Плата в Заморе.

Камино дель Суресте

В Camino дель Sureste начинается в Аликанте и следует широко схожий маршрут как Камино дель Levante из Альбасета до Медины — дель — Кампо, где маршруты раздвоенной, с Sureste заголовка на севере к Тордесильясскому , соединяющему Виа — де — ла — Плату в Бенавенте , а Levante идет на запад к Торо и Заморе.

Камино де Торрес

Путь Торрес начинается в Саламанке , проходит мимо Сьюдад-Родриго , пересекает португальскую границу возле Алмейды , продолжается мимо Браги и соединяется с Португальским маршрутом в Понте-де-Лима .

Камино де Инвиерно

Этот маршрут протяженностью 275 км уходит от Французского Пути в Понферраде и обходит О-Себрейро, а вместо этого проходит через Кирогу, Монфорте-де-Лемос и Лалин перед тем, как присоединиться к Виа-де-ла-Плата в Лаксе. Традиционно паломники использовали этот способ, чтобы избежать снега в О-Себрейро зимой, от которого и произошло его название. Он был официально признан одним из действующих маршрутов для получения Компостелы в 2016 году. Этот маршрут уникален, поскольку он проходит через все четыре провинции Галисии: Оренсе, Луго, Понтеведра и Ла-Корунья.

Via de la Plata

The Via de la Plata, the Silver Way or Camino Mozárabe, starts in Seville and travels north through Salamanca before veering left and westwards towards Santiago. As this route starts in the south, it was known as the Mozarabic pilgrimage with pilgrims travelling from Moor-controlled Spain during the Middle Ages or by sea from other parts of the Mediterranean and North Africa. It’s the longest of the pilgrim routes at 1,000km (620 miles) and as it’s less crowded than most routes, it’s a more peaceful alternative. This route passes mainly through flat terrain with the temperature getting very hot during summer months.

Путь Сантьяго: карта и маршруты

Все дороги к Сантьяго-де-Компостела, берущие начало от разных европейских городов, на финальном своем этапе проходят через Северную Испанию.

В разных источниках называется разное количество основных путей от 30 до 4-х. Учитывая их разветвленность, невозможно объединить на одной схеме все маршруты, составляющие Путь Сантьяго, карта получилась бы слишком огромной и неудобной в использовании.

Существуют схематичные изображения отдельных маршрутов с указанием населенных пунктов (этапов) и расстояний между ними. Некоторые из них начинаются во Франции, за Пиренеями и предполагают прохождение горных перевалов. К ним относятся самый популярный Французский Королевский Путь (836 км) и Арагонский путь (970 км, 800 км по Франции и 170 км по Испании).

В брошюре, изданной министерством туризма Испании на русском языке, описывается еще четыре маршрута: Прибрежный, Восточный, Португальский, Английский.

Прибрежный (Северный) путь также начинается во Франции и ведет от города Байона по прибрежным районам: стране Басков, Кантабрии и Астурии, которые в 1 тысячелетие были гораздо спокойнее, чем внутренняя часть материка. Частично он проходит по старой римской дороге. Расстояние от городка Ирун, находящегося на границе с Францией – 825 км.

Восточный (Via de la Plata) ведет с южной части Пиринейского полуострова, он может начинаться, в том числе из Севильи, где находится монастырь Ордена Апостола Иакова, который был создан в Средние века для охраны паломников. Протяженность – 934 км.

Английский Путь Сантьяго, которым шли пилигримы, прибывающие с Британских островов, начинается из разных портов северной Галисии: А Корунья, О Бурго, Ферроль, Неда. От А Корунья это 110 км, от Ферроля – ок. 75.

По Португальскому Пути Сантьяго де Компостела шли верующие из этой страны, собираясь либо в городе Шавеш, либо в Валенса ду Минью. Протяженность – 107 км.

Для некоторых Сантьяго-де-Компостела — вовсе не конечная точка паломничества. Они идут еще дальше – до мыса Финистерра, расположенного на берегу Атлантики.

Здесь находится еще одно святое место — Сеньора-да-Барка, куда по легенде причалила на лодке Дева Мария, чтобы поддержать Апостола Иакова в его подвиге. По мнению историков, еще язычники считали Финистрерру концом земли и мира. По традиции, дошедшие до нее богомольцы, сжигают на берегу свою одежду и обувь.

В информационных туристических офисах каждого города, расположенного на Пути, можно бесплатно взять туристические карты. Правда, Путь Сантьяго, карта региона или города отражает только частично, зато можно узнать интересную информацию о местных достопримечательностях: замках, монастырях, церквях, часовнях.

Правильное направление пути указывают специальные желтые стрелки, нанесенные на деревья, дома и др. Такая маркировка появилась впервые на Французском Королевском пути в 1982 г., благодаря специальному проекту. Есть она и на других популярных маршрутах.

Образ жизни и блаженства паломника

Образ жизни и быт пилигримов суров и аскетичен. Подъем затемно — в 5-6 часов, сборы, паковка рюкзака, завтрак (часто обходятся без него, заменяя чашкой кофе), около 7.00-7.30 — старт. В 8 утра альберги закрываются для уборки и подготовки к приему следующих паломников.

В течение дня каждый проходит индивидуальную дистанцию — у кого-то это 7-8 км, у кого-то — 50. В среднем на прохождение дистанции уходит 6-8 часов с привалами, перекусами и послеобеденной сиестой. Некоторые предпочитают идти почти без остановок, другие смакуют каждый километр — все зависит от целей и мотивов путешествия.

Далее — заселение по крендесиалю в альберг, душ, обед/ужин, отдых, «залечивание ран», постирушки, общение с другими пилигримами, осмотр местных достопримечательностей (если остаются силы). В крупных городах, как правило, задерживаются на две и более ночевки. Отбой в 9-10 часов вечера.

  • Креденсиаль (credencial) — временный «паспорт» пилигрима, выдаваемый в начале пути и заполняемый по мере прохождения маршрута штампами и печатями. По завершении Камино на основании заполненного креденсиаля вручается Компостела.
  • Компостела (compostela) — свидетельство на латыни, в котором отражается факт прохождения Пути Сантьяго и дата его завершения. Заверяется мокрой алтарной печатью Кафедрального Собора Сантьяго-де-Компостела.
  • Альберг (albergue)  — приют для пилигримов. Самые древние из них расположены в стенах средневековых монастырей и храмов. Альберги бывают муниципальными — дотируемыми из муниципального бюджета, Ассоциации Друзей Пути Сантьяго, работающие на «donativo» — добровольных пожертвованиях без фиксированной суммы, и частными. Во многих частных альбергах есть приватные комнаты, похожие на гостиничные номера. Теоретически ночевать можно и в отелях, встречающихся на всем протяжении маршрута, но при этом теряется дух паломничества, предполагающий определенные физические лишения ради укрепления духа. Поэтому даже состоятельные путешественники предпочитают соблюдать многовековые традиции паломничества и селятся в альбергах.

Путь всех сближает удивительно, английский, испанский и другие языки прорезаются, откуда ни возьмись, даже у тех, кто в последний раз открывал учебник еще в школе. Частенько приходится общаться на языке жестов и пиктограмм. Но это не страшно, все друг друга стараются понять и, как правило, понимают. Главный барьер, разделяющий людей, — вовсе не языковой, а психологический, ментальный. От желания его преодолеть, от стремления найти общности и единства вместо различий и антагонизмов зависит легкость твоего общения в пути. Преобладающее ощущение: все люди — братья и сестры. Дорога учит приятию всех вокруг, ведь жить приходится в очень тесных (в буквальном смысле этого слова) условиях. Чужой язык, чужие запахи и звуки, чужие нравы, привычки — все нужно уметь допускать, принимать и прощать. Только так можно идти в плотной колонне разноязыких, разновозрастных, разнохарактерных пилигримов.

Несмотря на отличия, всех пилигримов объединяют общие правила, начертанные еще в «Блаженствах паломника» — части средневекового «путеводителя», Кодекса Каликстинос, датируемого XII веком. Его положения актуальны и сегодня.

  1. Счастлив ты, совершающий паломничество, если осознаешь, что дорога открывает тебе глаза, на то, к чему ранее был слеп.
  2. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами.
  3. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге тебя начинает больше волновать не собственное существование, а пребывание в мире с другими людьми.
  4. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что шаг назад для помощи другому человеку стоит больше, чем сто вперед без внимания к окружающим тебя людям.
  5. Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе.
  6. Счастлив ты, совершающий паломничество, если созерцание дороги ведет тебя к сути вещей и к рассвету.
  7. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни.
  8. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге ты встречаешься сам с собой и даришь себе время для общения со своим сердцем.
  9. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что дорога полнится тишиной, молитвой и встречей с Отцом, который всегда ждет тебя.
  10. Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается.

Леон — О Себрейро (314 — 162 км до Сантьяго, 152 км пути)

Пожалуй, самый красивый, разнообразный и интересный отрезок Французского пути, и Леон не зря является одним из самых популярных городов для старта. Не очень интересен только день выхода из окрестностей Леона, но каждый следующий этап может похвастаться или уникальными памятниками истории и культуры, или природными красотами, или и тем и другим сразу. Ценителям культуры и искусства на этом отрезке придется основательно поломать голову над планированием маршрута, чтобы не оказаться в крупном городе в воскресенье вечером или в понедельник, когда не работает ни один музей.

Завершив за один день переход через поля Тьерра-де-Кампос, мы пройдем предгорья и горы Монтес-де-Леон, спустимся и пересечем обширную долину Бьерсо, а затем поднимемся на перевал к деревне О Себрейро, где в церкви хранится одна из главных католических реликвий — чаша Святого Грааля. Помимо Леона, на этом отрезке находятся еще два важных города: Асторга и Понферрада, которые хранят немало интересного.

На этом отрезке сочетаются непростой рельеф и большое количество достопримечательностей, поэтому быстро его пройти, скорее всего, не получится. Ориентироваться надо на 6-8 дней пути.

How Did the Camino de Santiago Pilgrimage Begin?

The Camino has its roots in the 9th century. There are some variations on the story of the establishment of the Camino, but the most common story is about a shepherd named Pelayo. Pelayo was led from his home in the caves near Oviedo by the stars. His journey took him to a place in a field, where he discovered the remains of a body.

The local bishop declared the remains those of The Apostle St. James The Greater, an apostle of Jesus whose remains had been lost. The place became known as Santiago de Compostela, which means St James of the Field of Stars.

The bishop ordered a church to be built on the site to house the remains of St. James or Santiago. Then, as word spread pilgrims started walking from all across Europe and even further afield to visit the sacred burial site of one of Jesus’s apostles. Over the years that small church grew to the epic Cathedral of Santiago de Compostela that it is today.

Что ты получаешь в конце

Резонный вопрос – а что в конце? Ради чего люди идут по камино?
У туристического маршрута есть свой логический финал – это получение
компостеллы – документа на латыни, подтверждающего, что вы совершили
паломничество в Сантьяго-де-Компостелла. Документ выдается в офисе пилигримов в
Сантьяго в обмен на паспорт паломника credential,  в котором за
время пути вы собираете  штампы-отметки о
перемещении на маршруте. Штампы ставят в альберге, офисах паломников,
деревенских приходах, ресторанах для пилигримов. Credential – это подтверждение
проделанного пути. На получение компостеллы могут рассчитывать пилигримы, прошедшие
не менее 100 километров. Крайняя точка для старта на маршруте для получения
компостеллы – это город Саррия (117 км от Сантьяго).

Получение компостеллы – это всего лишь красивый ритуал, но не истинная цель большинства пилигримов. Люди идут по камино по различным причинам. У каждого свой моторчик, который гонит его в путь.  Для себя я открыла новый формат путешествий, который подарил мне невероятные ощущения и открыл во мне нечто абсолютно новое. Я точно знаю, что это не последний камино в моей жизни.

Если вы сомневаетесь, стоит оно того или нет, то вам нужно уяснить, что это не увеселительная прогулка в лесу с друзьями. Камино – это что-то очень личное. Это физически и эмоционально непросто. Тело и мозг испытывают невероятную нагрузку, которую вряд ли когда-либо испытывали. Но это удивительный опыт, который либо захватит вас с головой, либо выбросит за пределы камино, не дав завершить начатое. А как понять, дойдете или нет? Идти вперед – только так вы поймете, действительно ли вам нравится ходить пешком.

*Все цены и описания актуальны на 2019 год

Текст и фото: Ксения Вавилова

Обложка: Анастасия Леман

Подготовка к походу

При подготовке к походу я опиралась на здравый смысл и подручные материалы. Необходимо иметь хороший рюкзак и хорошую обувь для трека: это убережёт от болезненных переживаний, которых в пути будет и так достаточно

Остальное не так важно, думала я, и оказалась права. Если чего-то не хватает, это можно купить по дороге или попросить у пилигримов

В моём арсенале были джинсы, легинсы и флисовые штаны, две флисовые кофты, пара маек, четыре пары носков, шапка, шарф, непромокаемая ветрозащитная куртка, аптечка, рулон больших пакетов на случай дождя, спальный мешок, гамак, верёвка, скотч, фонарик, термокружка — и всё. Некоторые пилигримы несли с собой пончо на случай дождя, непромокаемые штаны, сменную обувь, зонт, треккинговые палки, тёплые вещи, столовые приборы. Наверняка это делало их путешествие более комфортным, но мне хватало моего багажа. Если температура опускалась ниже нуля, я просто надевала джинсы с легинсами и ветрозащитную куртку. Если шёл дождь, мастерила пончо из пакета и второй пакет надевала на рюкзак. За все тридцать три дня, которые длилось моё паломничество, я использовала только четыре пакета.

Я думаю, что такое путешествие не требует специальной подготовки, и даже хорошая физическая форма не обязательна (хотя, безусловно, у вас не должно быть проблем со здоровьем). Каждый пилигрим идёт в своём темпе. Паломничество — это не марафон, это способ путешествия, когда не проносишься стремительно по земле или над землёй, а измеряешь расстояния шагами. Это не про рекорды и взятые планки, а про спокойствие и наслаждение движением, медленным, но таким естественным. Заранее я не готовилась, но на протяжении всего маршрута утром и вечером делала специальные упражнения для спины и ног, это сильно помогало. Тело привыкает к нагрузкам примерно неделю. У тебя перманентно болят то плечи, то ноги, то поясница, то содранные мозоли, то колени, то икры, то ещё что-нибудь. Иногда у меня болели мышцы, о существовании которых я до начала путешествия не догадывалась. Если выдержать эту неделю, дальше действительно становится легче, тело будет побаливать, но уже не так интенсивно, и это не будет мешать походу.