45 главных достопримечательностей уфы

«Татар насильно записывают в башкиры»

– Вы приезжали в Уфу пообщаться с местными татарами. Они высказывают какие-то обиды?

– Обид накопилось много. Это упреки за то, что на БСТ закрыли татарскую передачу, не издаются книги на татарском. Собкор ТНВ в Уфе даже рассказала, что в районах Башкирии к съемочной группе всегда прикрепляют кого-то из районной администрации.

– А вы, живя в Казани, ощущаете, что происходят какие-то неправильные процессы для татар Башкортостана?

– Как считаете, население, правда, так считает или все же есть внешние силы, которые направляют их?

– Есть ощущение искусственности. Это подогревается, особенно через соцсети.

– Что будет после переписи?

– У всех останется плохой осадок. Все наговорили друг другу кучу гадостей, но жизнь же после переписи не заканчивается.

– Что будет с «Миллиард. татар», когда переписная кампания закончится? Проект закроете?

– Я параллельно работаю еще над одним медиапроектом, скорее всего, «Миллиард татар» плавно перетечет туда. Мы устали от формата классической деловой журналистики. Пока работаем и параллельно думаем, как сделать новый продукт.

Как провожали умершего?

Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:

  • Ритуалы, связанные с охраной усопшего.
  • Подготовка к похоронам.
  • Проводы погибшего.
  • Погребение.
  • Поминальный обед.

К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.

Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.

Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим.

В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.

Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.

Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.

После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.

Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.

Главный поминальный обед устраивали на сороковины. Считалось, что до этой даты душа неприкаянно бродит по земле вокруг родного дома. А после сорока дней окончательно покидает этот мир. Поэтому на обед приглашали родственников и муллу, который читал специальную молитву. В этот день обязательно забивали барана и готовили национальные яства.

Тенгрианство

До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.

Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.

Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

История народа

Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.

Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.

В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма.

Отношение к детям

Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.

Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.

Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.

После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.

Национальные блюда

Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.

Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).

Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).

Родильные обряды

Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.

На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.

Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.

После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения.

Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.

Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.

Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).

Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.

«Это провокация, хайп»

– Как возникла идея создания медиапроекта?

– По образованию я историк и филолог, но почти всю свою жизнь в журналистике. У меня всегда оставалась тяга к истории. Еще работая в издании «Реальное время», заметил, что у аудитории есть интерес к историческим публикациям. Идея создать отдельный проект, посвященный татарам и близким нам народам, нашей истории, зрела довольно давно. В ноябре прошлого года на встрече с бывшими коллегами Тимуром Рахматуллиным и Рустемом Шакировым спросил у них: «Ребята, а не кажется ли вам, что сейчас самое время для исторического проекта?» Мы тогда сидели в кафе «Биляр» и чуть ли не на салфетках писали идеи. Поначалу ориентиром для нас стали «Дилетант» Алексея Венедиктова и «Арзамас».

Через месяц, в декабре, подготовили концепцию, и начали думать, кому можно предложить этот проект. Мы беседовали со многими людьми, но так совпало, как раз в это время в «Татар-информ» главным редактором назначили коллегу и моего бывшего руководителя Рината Билалова. Мы встретились с ним и генеральным директором АО «Татмедиа» Шамилем Садыковым. Им идея понравилась. Сразу оговорюсь, холдинг не является нашим учредителем, но они помогли нам, к примеру, с сайтом.

– Какой смысл вкладывали в название?

– Случайно ли проект был создан в разгар переписной кампании?

– Как я говорил ранее, идею проекта мы вынашивали много лет, перепись стала лишь поводом для его реализации. Полемика между башкирами и татарами, особенно в соцсетях, порой, носит ожесточенный характер. Для себя мы поняли, что так делать не будем, нужно работать на дружбу. Перед запуском проекта мы понимали, что у нас в проекте будет большой блок по Башкирии и для себя решили, что публикаций на грани фола не будет.

С коллегами долго обсуждали и пришли к единому мнению, что у редакции будет своя позиция по историческому и культурному наследию татар, которую мы будем проговаривать и отстаивать, но мы будем говорить и о том, что два народа связывает. А таких вещей много. Это и общая культура, и примеры сотрудничества. Даже взять историю переселения татар на территорию Башкирии в поисках спасения от насильственного крещения. До образования национальных республик территории Башкортостана и Татарстана были объединены как общемусульманское пространство Поволжья и Урала.

– Какой риторики на площадке точно не будет?

– У каждой стороны есть крайние полюса. С одной стороны – это про то, что башкир не существует, все это только сословие, а с другой – то, что татар не существует, есть только исламизированные чуваши. Такой риторики у нас не будет.

– Если ваш гость скажет, что татары или башкиры – плохой народ, вы оставите его речь или урежете?

– Кто вас спонсирует?

– Это внебюджетные источники, не «Татмедиа», не физическое лицо. Это структуры, близкие к бизнесу.

Главный редактор татарской ленты ИА «Татар-информ», редактор «Интертат» Рамис Латыпов, журналист и сооснователь «Миллиард татар» Тимур Рахматуллин, главный редактор «Миллиард татар» Арслан Минвалеев. Фото: milliard.tatar

– Они задают тон редакции, устанавливают правила игры?

– Цензуры нет. Есть палитра мнений, некоторые мнения могут вызывать дискуссии и полемику. Есть попытки обвинить нас в предвзятости. Есть люди в обеих республиках, которым не нравится наш проект. Даже ваш шеф Рауфа Гареевна как-то написала в Facebook, что есть вещи, которые ей не нравятся в «Миллиард татар».

Язык и письменность

Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.

В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.

Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.

В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

География и природа Башкирии

Республика Башкортостан расположена на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Абсолютные высоты лежат в пределах от 62 до 1640 м. Главная вершина – гора Ямантау (1640 м).

Здесь течёт более 12 000 рек, расположено около 2700 озёр, прудов и водоёмов. Наибольшее количество озёр находится в зауральской части республики. Среди озёр западной части наиболее крупными являются: Аслыкуль (18,5 кв. км), и Кандрыкуль (12 кв. км).

Климат континентальный. Зима снежная и продолжительная. Лето умеренно тёплое. Средняя температура января от -19°С на севере до -16°С на юге, июля – от +18°С на севере до +21°С на юге. Количество осадков на западных склонах Урала достигает 640–700 мм, а на востоке не превышает 300–500 мм, в равнинной части – 400–500 мм. Вегетационный период длится 140–160 дней.

Территория находится в зонах лесного Южного Урала, лесостепи, степи. Леса занимают более 40% площади. В Предуралье – смешанные леса, в западном предгорье, горных районах и Башкирском Зауралье – сосново-лиственные, берёзовые леса и тёмнохвойная тайга. В Предуралье распространены также лесостепи с берёзовыми и дубовыми лесами, степи.

На территории Башкирии водятся 77 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, 42 вида рыб, 11 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 15 тысяч видов насекомых.

Дружить нельзя враждовать. Где должна быть запятая?

– В чем же главная проблема в отношениях РБ и РТ?

– Ваш вопрос слишком глобальный, могу поделиться лишь своими наблюдениями. Для меня удивительно было видеть, как между собой не общается татарская и башкирская интеллигенция Уфы, не здороваются друг с другом, даже демонстративно руки не подают. У меня возникает ощущение, что эти миры существуют параллельно. Конечно, может, есть и другие точки соприкосновения между представителями интеллигенции, но мне в глаза бросилось это. Мне даже показалось, что в Башкирии насаждается некая идеология изоляционизма. Отсутствие общения между казанскими и уфимскими учеными – это большая беда.

Когда мы собрались за круглым столом в Уфе, среди участников прозвучало, что такие встречи не проводились лет 30. У нас должны быть разные площадки для общения. И у историков, и у творческих профессий, и у молодежи, и у бизнеса. Каждый варится в своем котелке и отстреливается со своей башни.

Фото: glavarb.ru

– Кто, по-вашему, раскачивает лодку вражды?

– Самое интересное, что каждая из сторон обвиняет другую. Мы приехали в Уфу, нам говорят, что это все Казань первая начала. Проводим круглый стол в Казани, здесь объясняют, что Татарстан долго молчал и вынужден отвечать на выпады Уфы. Казанцы говорят: «Не мы начали, это вы назвали нас чувашами». В Башкирии тоже все отрицают и говорят, что татары обозвали их сословием.

Мы как-то просили коллегу сделать замеры по соцсетям. По его аналитике можно сказать, что всплеск начал возникать именно перед переписью населения, и он активно кем-то продвигается. Особенно заметно по теме северо-западного диалекта башкирского языка. Мне кажется, попытка признать этот диалект, прежде всего, ударяет по литературному башкирскому языку. Зачем отвлекать силы на создание нового литературного языка, когда дети не хотят изучать родной язык, кроме русского и английского? Безумие просто.

Во время непродолжительного пребывания в Башкирии я встретил много интересных людей и, на мой взгляд, общения с такими здравомыслящими людьми, с нашими соседями нам и не хватает. Но диалог дается нелегко, чувствуется очень сильное недоверие. Это не может не расстраивать.

– Наверное, причина еще в том, что в «Миллиард татар» постоянно идет сравнение РТ и РБ и зачастую не в пользу последней. Почему такой перекос, ведь татары живут и в других регионах?

Семейные традиции башкир

Женщины занимали стандартное положение, принятое во всех мусульманских семействах. При этом супруг благосклонно относился к своей второй половине и практически никогда не поднимал руку. Девочек воспитывали в кротости и скромности.

Определить в толпе замужнюю женщину можно было по головному убору. Каждая барышня, связанная семейными узами, носила платок. Запрещались разговоры с посторонними мужчинами. Интересоваться у супруга, где он был и как провел день, также не принято.

Самым страшным грехом считалась измена супруги. А вот мужчина имел право жениться несколько раз, если получал благословение от старшей (первой) жены. Она же считалась самой авторитетной дамой в семействе, независимо от количества супружниц.

Если в избе появлялась молодая невестка, все домашние хлопоты возлагали на ее плечи. Наибольшее уважение проявляли к людям преклонного возраста. Молодежь обязана знать свое семейное древо, вплоть до седьмого колена. Это позволяло исключить риск заключения брака с родственником.

По поводу наследства споров не возникало, все имущество отца и матери передавалось старшему сыну (дочери).

Обычаи гостеприимства

Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.

Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.

Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки

Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье

С помощью подарков их задабривали.

Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища

Также перед едой требуется прополоскать рот.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.

На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.

В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.

Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.

Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Основные данные, территория, некоторые особенности

23 марта 1919 года была создана Башкирская Автономная Советская республика. В феврале 1992 года она получила современное название – Республика Башкортостан.

На западе Башкирия граничит с Республикой Татарстан, на северо-западе – с Удмуртией, на севере – с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке – с Челябинской областью, на юге и юго-западе – с Оренбургской областью.

Республика Башкортостан в цифрах:

  • Площадь 142 947 кв. км (27-е место в России).
  • Протяжённость с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.
  • Население 4,06 млн человек (2010 г.).
  • Плотность населения 28,4 чел./кв. км.
  • Доля городского населения 62%.
  • Годовой бюджет на 2020 год – 226 млрд руб.

На территории республики 21 город: Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Туймазы, Ишимбай, Кумертау, Сибай, Мелеуз, Белебей, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Баймак, Межгорье, Агидель.

Пятёрка самых крупных городов:

  • Уфа (1,124 млн. человек),
  • Стерлитамак (280 тыс.),
  • Салават (153 тыс.)
  • Нефтекамск (126 тыс.),
  • Октябрьский (113 тыс.).

Национальный состав населения: русские — 36%, башкиры — 29%, татары — 25%, чуваши — 2,7%, марийцы – 2,6% и т.д. Всего проживают представители 160 народов.

На территории республики два государственного языка — башкирский и русский. Много вывесок на башкирском, либо на обоих языках.

Настоящим литературным памятником народной словесности башкир является эпос «Урал-батыр», вобравший в себя древнюю башкирскую мифологию. Он передавался устно из поколения в поколение, был записан на бумагу лишь в начале XX века. Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. 

Запреты башкир

Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:

  • Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
  • Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам.
  • Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
  • Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
  • Пищу берут исключительно тремя пальцами.

Процесс соединения с Россией

В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.

Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.

Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).

Культура и праздники

Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.

Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.

Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.

Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы.

Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.