Содержание
Что нужно знать туристу?
Пребывание в заказнике “Сейдъявврь” оформляют на сайте Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области. У егеря оставляют данные о себе и контакты: в случае непредвиденной ситуации туристам смогут оперативно оказать помощь.
На территории заказника разрешается разжигать костры в строго отведенных для этого местах.
Рюкзак должен быть такого объема, чтобы туда все влезало и ничего не было снаружи. Из обуви в идеале выбирают треккинговые ботинки. Для хождения во время стоянки можно взять шлепанцы: ноги должны отдыхать. Не лишними будут резиновые сапоги, накомарник и треккинговые палки. Носков в поход берут минимум 3 пары.
Думая о фотоаппарате и другой технике, нужно понимать, что аккумулятор, скорее всего, зарядить будет негде. Поэтому приобретают запасные батарейки или дополнительный аккумулятор.
Приезжать отдыхать лучше всего в середине августа. Погода в этот период комфортная (уже не жарко и еще не холодно). Практически нет насекомых и осадков (дожди начнутся в сентябре). Приятный бонус — огромное количество ягод.
Как добраться?
Расстояние на машине и карта
Ловозеро находится в 170 км от Мурманска: сначала нужно ехать по трассе «Кола», и спустя примерно 80 км после выезда из города нужно обращать внимание на указатели: нужны те, что указывают на Ревду и Ловозеро – будет поворот налево. Крупных населенных пунктов по пути не будет, только небольшие поселки вдоль «Колы»
Это стоит учесть при планировании поездки.
Трасса «Кола» асфальтированная, покрытие в хорошем состоянии. После поворота будет грунтовка, которую иногда размывает весной или в дождливые дни, но в целом по ней проехать можно даже на легковом автомобиле. Путь Мурманск–Ловозеро занимает примерно 2,5–3 часа.
На поезде
Прямого поезда Мурманск–Ловозеро нет, но можно доехать на электричке Мурманск–Кандалакша до станции Оленегорск. В Оленегорске необходимо пересесть на автобус до самого Ловозера. Если подходящего автобуса нет, можно вызвать такси, но нужно учесть, что стоить такая поездка будет дорого, около 2000 рублей (рекомендуется собрать попутчиков и разделить стоимость).
Расписание поездов до Мурманска можно посмотреть в поисковой форме ниже:
Саамская деревня «Самь Сыйт»
Отправляясь в свое небольшое путешествие в Самь Сыйт (название так и переводится – саамская деревня), оставьте свой скептицизм и превратитесь ненадолго в человека, любящего тайны, сказки и мистику. И тогда вам обязательно понравится!:)
Издавна саамские шаманы считаются одними из самых могучих чародеев во всем мире! С древних времен им приписывают невероятные способности. Они могут видеть будущее и знать прошлое, излечивать от любых болезней, умеют летать, управлять ветрами, перевоплощаться или просто исчезнуть, если так нужно.
К сожалению, говорят, что несмотря на шаманский культ ни одного бубна Кольских саамов не сохранилось. Возможно это могло быть связано с ранним обращением саамов в христианство.
К сожалению есть и такие, кого содержат в клетках. Это северные лисы и песцы.
Но самое удивительное началось, когда мы вышли за пределы деревни и коренной саам в национальном костюме начал громко кричать на саамском наречии, призывая оленей.
Мы стояли минут пять, а мужчина все кричал и кричал. Если честно, мы уже стали думать, что нас разыгрывают, и никаких оленей не будет, как услышали звук колокольчиков, доносящийся из леса.
Через 10 минут с нами остались всего парочка красавцев, расставаться с которыми совершенно не хотелось.
Черно-белые фотографии 20 века |
Да и просто посидеть в таком атмосферном месте, да еще с горящим уютным костром в дружеской атмосфере рассказов и шуток многого стоит!
Приглашение в жилище |
Билет в музей практически ничего не стоит. Жаль, что мы попали в музей уже практически перед его закрытием, и нам не удалось послушать экскурсовода. Больше всего в музее поражает экспозиция древней истории саамского народа, его быта и развития оленеводства.
Удивительно, насколько на самом деле саамы древний народ! Очень интересно взглянуть на раскопки археологов. Среди них есть камень с изображением петроглифов, возраст которого более 3 тысяч лет.Здорово, что в музее существует клуб по интересам «Юный краевед», где есть возможность посетить мастер-классы, поиграть в саамские народные игры и забавы, побывать на литературных чтениях и концертах,Существует праздник – Международный день саамов, который празднуется 6 февраля. В различных странах Международный день саамов празднуют по-разному
Но как и во всех национальных праздниках особое внимание уделяется флагу и гимну
Саамский флаг состоит из вертикальных полос разной ширины синего, жёлтого, зелёного и красного цвета и объединяющего их красно-синего круга. Четыре цвета флага – это цвета традиционного саамского костюма (синий – вода, красный– огонь, зелёный – земля, и жёлтый – воздух. Круг, объединяющий разноцветные полосы символизирует солнце, а еще отражает форму саамского бубна.
Достопримечательности с фото
Если села, озера и окружающих их мистики недостаточно, можно изучить и остальные достопримечательности в окрестностях – их немало и они уникальны!
Саамская деревня Самь-Сыйт
В деревне по-прежнему живут настоящие саамы, а также открыт Центр истории и культуры саамов в виде чума, где можно узнать о саамской культуре, в том числе и современной. Здесь дадут пообщаться с настоящими северными оленями! Кроме того, можно провести время и с хаски – этих собак здесь очень любят и ценят. Информацию о ценах и экскурсиях можно узнать на официальном сайте.
Рекомендую совершить путешествие в саамскую деревню в составе организованной мини-группы с профессиональным гидом.
Хаски-парк
Хаски-парк находится в 14 километрах от Ловозера, до него можно доехать за 20–30 минут на автомобиле. Название отражает суть: здесь живет несколько десятков ездовых хаски – можно прокатиться на упряжке, потискать животных, фотографироваться с ними. Во время поездки на упряжке можно насладиться высокой скоростью (около 100 км/ч!) и полюбоваться северной зимней природой.
Музей истории кольских саамов
Музей находится в самом Ловозере. Здесь можно многое узнать об истории, культуре и быте саамов – именно они считаются коренным народом Кольского полуострова и оказали большое влияние на современную местную культуру.
Памятник оленеводу
В Ловозере находится памятник оленеводу – это одна из главных профессий в этих краях. Это каменный монумент, на котором изображен человек в собачьей упряжке – именно так и проводят большую часть времени оленеводы, управляя стадом.
Сейдозеро
Это озеро в Ловозерских тундрах, по побережью которого рассыпаны сейды – саамские святилища.
Подробнее о природных достопримечательностях Сейдозера и туристических пеших маршрутах читайте здесь.
Таинственные происшествия
Главная достопримечательность Сейдозера – изображение Куйвы. Куйва – огромная фигура человека на одной из скал. Как показали исследования, это изображение образовано грибком и мхом, однако местные до сих пор приписывают Куйве мистические свойства. Рассказывают, что в скале обитает дух шамана, который охраняет священные земли. Туристы неоднократно отмечали, что при приближении к Куйве у многих начинается головокружение, часто группы теряются и не могут найти дорогу.
Куйва — изображение на скале
Загадочные события случаются и с обычными рыбаками, далёкими от мистики. Время от времени кто-то из них пропадает и находится через несколько дней, при этом самому пропавшему кажется, что прошло всего пару часов. Часто появляются сообщения о заблудившихся группах туристов.
Одним из самых загадочных эпизодов стала гибель туристического отряда в 1973 году в Ловозёрских тундрах недалеко от Сейдозера, имевшая много общего с печально известной группой Дятлова. Сообщения о гибели туристов в этих местах не редкость – часто тонут байдарочники, происходят несчастные случаи.
Местные утверждают, что трагедии происходят из-за неуважительного отношения приезжих к священным землям. Саамы до сих пор стараются обходить Сейдъявврь стороной и предупреждают любопытствующих об опасности.
Но даже если тайны озера никогда не будут разгаданы, эти места являются одними из самых красивых на русском севере. Бескрайние тундры, суровые горы, чистые ручьи – всё это ежегодно привлекает тысячи туристов со всей России.
Виды рыб, которые водятся в этом водоеме:
В самом центре Ловозѐрского горного массива, окаймлѐнное с трѐх сторон скалами и горными вершинами, раскинулось Сейдозеро. Название указывает на то, что озеро является местом жительства священного духа. Иногда злого, иногда доброго. Саамы, когда приходят на озеро, первым делом задабривают духа, чтоб рыбалка была и здоровы все остались.
Сейдозеро имеет абсолютную отметку +189 м над уровнем моря. Длинна Сейдозера 8 км, ширина от 1,5 км в узкой части до 2,5 км в широкой. С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок и впадает в Ловозеро. Горы, закрывающие озѐрную долину от северных ветров, создали на Сейдозере свой особый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от обычной приполярной. Некоторые растения встречаются только здесь.
Начиная с середины 90-х годов прошлого века, сложное экономическое положение в горняцком поселке Ревда, расположенном в 18 км от Сейдозера, вынудило местных браконьеров использовать Сейдозеро как место где за короткий период можно наловить много рыбы. Многочисленные публикации в прессе и Интернете о «Загадках Сейдозера» направили огромное количество «научных экспедиций» из разных городов России на Сейдозеро, что в свою очередь привело к бесконтрольному массовому уничтожению деревьев, появились во множестве нерегламентированные стоянки и кострища.
Все это побудило администрацию Мурманской области принимать экстренные меры по спасению Сейдозерского заказника. В настоящее время в заказнике укомплектован штат егерей, со всеми юридическими полномочиями по охране вверенной территории. В 2003 году было принято решение переименовать Комплексный государственный заказник «Сейдозеро» в Государственный природный комплексный заказник «Сейдъявврь». С этим озером связанно множество легенд. Например, про злодея Куйву, изображение которого можно увидеть на скале около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров — около 70 метров в высоту и 30 в ширину. А лопари (коренное население) рассказывают легенду так:
« Это было давно- давно, когда меня ещѐ не было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали — шветы, а мы лопь были, как лопь, — голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм — некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий такой — большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной — кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал еѐ там крошить. Направо ударит — так не было десяти наших, и каплями крови забрызганы все горы, тундры да хибины; налево ударит — так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособирались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда, сюда — никуда ему прохода нет: ни к Сейтъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву, — это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять . . .Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили. Теперь часто в горах находят красный камень — эвдиалит, это и есть саамская кровь. »
Даже в современное время Сейдозеро продолжает преподносить сюрпризы. Так, несколько лет назад научная экспедиция обнаружила на дне озера следы древних построек. Предположительно, это постройки времѐн гиперборейской цивилизации. На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория по типу стоунхеджа, сориентированная по звѐздам. Также на скалах были обнаружены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести используя древнеиндийский язык. Гиперборея считается прародиной всего человечества, на то что она могла находиться на Кольском полуострове указывают некоторые местные названия, имеющие общие корни с индийскими словами.
http://gotonature.ru/53-ozero-seydozero.htmlhttp://placetravel.ru/otdyh-na-seydozerohttp://ozera.info/russia/szfo/murmansk/sejdozero-3
Лапландия, лаппи, лопари
Лапландия – это название впервые вошло в мое сознание из сказок Андерсена. Красивое, таинственное, с необыкновенными загадочными жителями – лопью. Позже я узнала, что у лопинов, лопарей, есть еще одно имя – саами.Немного истории. Впервые слово Лапландия упоминается в исторических документах ХII века. Слово лопь в русском языке появилось в ХУ веке.Лопари, как пишет известный мурманский историк и краевед профессор Иван Федорович Ушаков, всегда пользовались у русского населения уважением за честность и доброту. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал о лопи так: «У очага лопаря – бескорыстие, честность, любовь к семье». Краевед В. П. Верещагин: «Бог дал лопарям душу, одаренную прекрасными свойствами». Финский языковед и этнограф Маттиас Александр Кастрен, что « относительно образа жизни русские лопари мало отличаются от наших энарских лопарей».И так можно приводить великое множество примеров употребления в историко-краеведческой литературе слова «лопарь», и все же происхождение его, как и слова «саами», до сих пор во многом остается загадкой.Географ Б. И. Кошечкин писал, что после установления в 1326 году границы между Новгородом и Норвегией западная часть Лапландии стала неотъемлемой частью Русского государства. «И та земля лопская вечная наша вотчина». Тогда же стало складываться понятие о «русских лопарях».А в ХV веке вошло в бытность название лопский рубеж – граница территорий Лопских погостов. А. А. Минкин в статье «О саамских этнотопонимах» пишет, что в «новгородской переписной книге Вотской пятине упоминается «Деревня на Вожноозери на Верхней лопи Игнатовская…» Иногда это не лопь, а лопца в тех же пятинных книгах «деревня на Верхней Лопцы Нюгозери…»Лешая и Дикая лопь находились в районе Кандалакшского залива.В Новгородских пятинных книгах можно встретить этнотопоним Лопский конец «… на Выгоозере у моря деревня в Лопском конце…»В ХУ1 веке саамы населяли среднюю и северную Карелию, распространялись до Онежского озера и были в большинстве своем рыбаками и охотниками.Память о пребывании саамов в Карелии сохранилась в Пудожском уезде «Лопский» полуостров на котором в 1552 году построен Кожеозерский монастырь, а также в семи «лопских» погостах Повенецкого уезда, которые упоминаются в грамотах 1651 – 1686 года. Впрочем, существует утверждение, что и Повенецкий уезд назывался лопским. Повенецким его прозвали олонецкие карелы, потому что повенецкие карелы живут в стороне от олонецких.И так, длительный период времени небольшие племена саамов карелы, русские и финны называли лопью, лопарями, «лаппи», «лаппонами», «лаппу». Отсюда пошла и летописная лопь и Новгородская лопская земля и Лапландия, и Лаппия. Этим термином называли огромную территорию северней Полярного круга от Беломорья на востоке до Норвежского моря на западе. По мнению ряда этнографов, название «лопарь» от карельского происхождения Loppi или финского Lappi – «конец, край, предел». Исследователь Т. Итконен выводит слово «лопарь» от финского слова Lape, Lappea (сторона). Другой ученый – С. Итконен – связывает его со шведским словом Lapp (место). Русские исследователи Д. Островский и В. Львов соглашались, что «лопь» – человек, живущий на самом краю земли. Отсюда и летописная лопь и новгородская Лопская земля (конечная земля, то есть земля на конце владений); отсюда и Лапландия, Лапия, которая существовала длительное время названиями Кольского полуострова.Т. Итконеным в Финляндии найдено 575 названий с этнотопонимом Lappi. В Карелии В. Ниссеме также обнаружил ряд этнотопонимов со словом Lappi (например, Лапино, в нынешнем Беломорском районе и другие).Есть сообщение и голландского купца Симона-ван-Салингена о земле Лопии в 1562–1565 годах, так как к ней плавали голландцы из Нидерландов.Засвидетельствовано пребывание саамов на озере Сайма в Финляндии в Новгородской берестяной грамоте № 249, а так же в финских документах ХУ века. Существует в Финляндии и город Lappeenranta, что в переводе на русский означает Берег лопарей или Лопарской воды берег. Лопское озеро в Приозерском районе Ленинградской области свидетельствует о том, что в этом месте также долгое время проживали саамы.В саамско-русском словаре я нашла еще два слова с корнем лоп – лоппель – олень – первогодок и лопье – тоня, другие ученые слова «лаппи» производят от слова «лапь» – «есть». Что значит «живу». Какой смысл ближе всего к слову лопь или лопарь сегодня определить наверно невозможно. Иван Федорович Ушаков в определение слов лопарка ставит девушка саами, которая носит первеськ и не плетет косы, а лопка – замужняя женщина.
Население и история села
Село Ловозеро довольно крупное (2871 житель по данным переписи населения 2010 года) и древнее. Первое упоминание зафиксировано в 1574 году, но известно, что саамские поселения в этих местах существовали намного раньше. Ранее саамы называли его «Лойъяврсийт» или «Луявьр-сыййт» (от «я̄ввьр» – озеро и «сыййт» – село).
Ловозеро считается «столицей русской Лапландии»: село издавна было центром саамской культуры – здесь проводились религиозные праздники и фестивали, а вокруг было много ритуальных точек, которыми пользовались не только местные.
В настоящее время обряды уже давно не проводятся, зато их заменили фестивали с реконструкциями и подробными рассказами о том, как это было раньше и какое значение имели те или иные действия и предметы. Именно интерес к саамской культуре и привлекает туристов.
Большую часть населения составляют саамы, чуть меньшую численность имеют ненцы и коми. От русской культуры здесь нет ничего, хоть село и находится в России.
Что думают дети ветеранов
Пока же Егор Шпак ещё не решил, куда будет поступать после окончания школы. А вот Соня Буделькова продолжит занятия физкультурой и спортивными танцами. Мирон Русаков тоже не решил о своей дальнейшей профессии, но хочет, как и папа, стать настоящим и сильным офицером. Алина Селюн – отлично сражается в рукопашных боях и схватках в дзюдо. Но есть у неё и такая мечта: «Очень хочется лечить зубы. Чтобы они ни у кого не болели…» Брат Алины, Григорий, любит читать о природе, увлекается краеведением. Но не менее сильно привязан к тренировкам и соревнованиям по дзюдо. Он уже добился некоторых успехов в спорте, но стремится стать настоящим мастером спорта… Алина Юдина в восторге от оленей: она их гладила, кормила. Но работать в саамской деревне пока не решила: «Надо освоить, как следует компьютер, стать хорошим программистом. Может, тогда и посмотрю, пригожусь ли здесь со своей профессией»… Тоже резонная позиция у девочки. А вот её брат, Михаил Юдин, хоть и учится только в первом классе, уже знает, что станет скульптором: «Тогда придумаю для оленей и хасок новые домики – красивые и уютные. Чтобы животные жили весело и чисто…»
База отдыха “Медвежий угол”, избы и гостевые дома
В Ловозере и окрестностях есть несколько вариантов жилья, например:
- Гостевой дом «Ловозеро» – это уютный дом с номерами для семейного размещения. Имеет террасу с общим доступом.
- Дом Авроры подходит для ценителей комфорта: у каждого номера отдельная ванная, есть телевизор и кухня.
- «Медвежий угол» – это туристическая база в лесу на берегу озера. Ее особенность – гостевые чумы, в которых можно спать на характерных для них нарах. Это не очень удобно, зато можно погрузиться в местную культуру, прочувствовать ее изнутри – подходит для любителей аутентичного отдыха.
- Кемпинг «Северный Остров» с видом на озеро для любителей палаточного отдыха. В дополнение прилагаются бар, сад и терраса.
Больше вариантов жилья найдете здесь:
Самь-Сыйт
Саамская деревня Самь-Сыйт находится в русской Лапландии, недалеко от города Оленегорск, что в Мурманской области.
Саамы — это древний коренной народ Кольского полуострова, который жил здесь задолго до возникновнения русской государственности. Помимо России, саамы проживают также в Норвегии, Швеции и Финляндии. Регион проживания саамов в этих четырех странах называют Лапландией. Саамы имеют свой язык, флаг, гимн и парламент.
Виталий родился в маленьком саамском погосте (поселке) и до 7 лет говорил только по-саамски. Советская власть постановила всех саамских детей отправлять в школу-интернат в селе Ловозеро. В этой школе Виталия, как и других детей-саамов, учили говорить по-русски и били указкой, если они разговаривали на родном языке. Всего лишь за три десятилетия советская власть почти полностью уничтожила культуру саамов Кольского полуострова, которые тысячилетиями жили в условиях крайнего севера, находясь в хрупком равновесии с окружающей их суровой природой.
По словам Виталия, положение дел с саамами в России в настоящее время соответствует тому, что происходило с их скандинавскими собратьями в Швеции, Норвегии и Финляндии 70 лет назад. Сейчас в этих странах принят закон о саамах; саамский язык признан государственным на местном уровне, а решения саамского парламента имеют законодательную силу в местах проживания саамов. Это, например, проявляется в том, что разрешается сдавать выпускные экзамены в школе на саамском языке. Для сравнения, в России, даже в столице русской Лапландии, Ловозере, мы не встретили ни одного указателя улиц на саамском.
Сейчас немногие саамские дети хорошо владеют родным языком. Саамский преподается в школах.
Книга на саамском языке.
Жизнь саамов тесно связана с оленями, ведь олени — это и пища, и транспорт, и средство для заработка. Желтая бирка — это паспорт оленя.
Лесотундра.
Морошка.
Мох ягель.
Саамская легенда объясняет бордовый цвет листьев этого дерева. Все дело в том, что кукушка не хотела сама высиживать яйца и подбросила их другой птице. Когда птенцы кукушки вылупились, они не могли найти свою мать, и от этого кукушка плакала кровавыми слезами.
Виталий вешает веревку-аркан на оленьи рога.
Эта плита — подарок российским саамам от шведских.
В саамской деревне есть даже кафе.
Сюда можно попасть, позвонив по телефону +7-921-169-62-99 и спросив Ивана. Все саамы, которых мы встретили, были довольно дружелюбны. Если попросить, вам позволят сфотографироваться и даже примерить национальную саамскую одежду.
Конечно, Сам-Сыйт существует преимущественно благодаря туристам, поэтому здесь и есть кафе. Сейчас в Самь-Сыйте можно переночевать в чуме, а скоро будет полноценная гостиница.
Маленькие гости большой деревни
Алина и Гриша Селюны, Егор Шпак и Соня Буделькова, Мирон Русаков, Миша и Алина Юдина с удовольствием совершили путешествие по саамской деревне, куда их пригласил вместе с родителями Иван Головин…
— А что вы, детвора, хотели бы здесь увидеть в первую очередь? – Спросил я у веселых и задорных ребят.
— Покататься на оленях очень хочется! Поесть немного саамской пищи! Поиграть в саамский футбол! Посоревноваться с ребятами из деревни! Узнать о жизни коренных малочисленных народов! Погладить оленей, кроликов, песцов, лисиц! – Кричали мне в ответ.
И всё это хозяева деревни продемонстрировали маленьким наследникам боевых офицеров, которые повидали на своем боевом пути немало трудностей и опасностей: покатали всех на оленьих упряжках, организовали соревнования по футболу, бегу, познакомили с кроликами и лисами, песцами и хасками. А потом накормили гостей вкусным борщом, пельменями, свежим мясцом, крепким чаем напоили и рассказали о всех интересных начинаниях в саамской деревне и за её пределами…
— Нам нужны для работы здесь переводчики, оленеводы, строители, — обратился Иван Головин к ребятам. – Растите и приходите к нам на работу. Очень нам нужны такие, как вы, смелые, находчивые, любознательные работники. Мы вас не обидим, дадим хорошую зарплату, обеспечим жильем… Только учитесь, пожалуйста, нашим профессиям…
Климатические условия, погода на неделю на Гисметео и норвежском сайте
Рядом с Ловозером расположены так называемые Ловозерские тундры – горный массив с плоской каменистой поверхностью и хвойными склонами. Сюда часто приезжают любители горнолыжного спорта – здесь есть несколько оборудованных трасс.
Наличие поблизости горного массива делает местную погоду непредсказуемой: она может поменяться довольно быстро с солнечной на дождливую и ветреную или наоборот. В целом климат суровый: долгие холодные зимы, короткое прохладное лето. Зимой случаются бураны, снегопады бывают даже летом, а в ущельях снег не тает круглый год.
Перед поездкой рекомендуется уточнять погоду на Гисметео или норвежском сайте. Второй вариант предпочтительней, так как является более точным.