Соловецкие острова: зачем ехать в тур по местам исторической памяти

Содержание

Когда ехать

Попасть на архипелаг морем можно с июня по октябрь, в остальные месяцы — только по воздуху. Идеальное время для посещения Соловков — с середины июля до середины августа. Еще не так холодно по ночам, доступны все экскурсии и локации, можно увидеть белых китов. Если хочется уединения, лучше ехать в конце лета — меньше туристов и комаров. Лето чаще холодное: вода в Белом море прогревается до 11°С, но мы купаться не рискнули.

Зимой редкие путешественники приезжают на Соловки за северным сиянием, рыбалкой и оглушающей тишиной: большинство местных жителей предпочитают зимовать на материке, поэтому в поселке царит постапокалипсис. Зима на Соловках теплая, но снежная и с метелями. Средняя температура — −10°C, но из-за ветра и влажности ощущается как –20 °C.

Патриарх Никон

Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 году под Нижним Новгородом. Мальчиком убежал от мачехи в монастырь, но позже покинул обитель, женился, стал сельским священником и переехал в Москву. Потрясенный смертью своих троих детей, он убедил жену уйти в монастырь и сам удалился сначала на Белоозеро, а затем — на Соловки. В 30-летнем возрасте принял постриг от основателя Анзерского скита преподобного Елеазара и был наречен именем Никон. Годы строгой жизни на острове Анзер с Елеазаром многое ему дали, так как Елеазар был книжным человеком: собирал книжные пожертвования, переписывал книги, писал собственные сочинения. Никон в своей дальнейшей жизни тоже не только «исправлял» книги, но и собирал их, жертвовал в монастырские библиотеки. Он собран самую богатую тогда в Москве библиотеку — более одной тысячи томов.

Слава Елеазара, который был «своим человеком» в доме Романовых, сыграла в карьере Никона большую роль. Не исключено, что именно благодаря Елеазару Никон впервые встретился с будущим своим другом — царем Алексеем Михайловичем, бывшим в ту пору еще подростком.

В 1639 году будущий реформатор был вынужден покинуть Троицкий скит на Анзерском острове архипелага из-за конфликта со своим духовным отцом. Став в 1649 году митрополитом Новгородским, в чьем официальном подчинении находилась и Соловецкая обитель, Никон стал всячески притеснять место, давшее ему когда-то приют.

В 1652 году Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи. Шестилетнее управление Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается исправление Никоном церковных книг. Знаменитое «соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона — обернулось для обители, когда-то покровительствовавшей будущему патриарху, падением, казнями и разорением на долгие годы.

4

Скиты, пустыни, подворья

В комплекс монастыря входят следующие объекты:

Андреевский скит. Скит располагается на Большом Заячьем острове. В него входит деревянный Храм Андрея Первозданного, поварня и другие хозяйственные постройки. Здесь также, еще со времен Игумена Филиппа, была обустроена гавань.

Голгофо-Распятский скит. Это небольшая церковь на холме, где когда-то была отшельническая келья старца Паисия. В 1994 году на холме установили Крест в честь Новомучеников Соловецких.

Никольский скит. Скит был обустроен на острове Конд по указу императора Николая II. Деревянная церковь, освященная в честь Николая Угодника, не сохранилась.

Савватиевский скит. Это место, где когда-то жили Герман и Савватий – основатели монастыря. В семнадцатом столетии в скиту обустроили братские кельи, а в девятнадцатом веке в честь Крымской войны была построена каменная церковь в честь Богоматери Смоленской.

Свято-Вознесенский скит. Самая высокая точка Соловецкого архипелага. На высоком холме возвышается трехярусный одноглавый храм Вознесения Господня.

Свято-Троицкий скит. Находится на Анзере, втором по величине острова архипелага. Здесь сохранилась трапезная семнадцатого века, келейная, а также церковь конца девятнадцатого века, освященная в честь Михаила Малеина.

Сергиевский скит. Расположен на острове Муксалма. Долгое время остров служил как пастбище для монастырского скота. В девятнадцатом веке сюда перенесли старинную деревянную Онуфриевскую церковь, была построена часовня, освященная во имя Святого Власия, который считается покровителем домашнего скота. Чуть позднее была возведена каменная церковь в честь Сергия Радонежского.

Исакиевская пустынь. Эта одна из самых древних пустыней монастыря. Считается, что она возникла во времена игумена Филиппа. Здесь расположена деревянная келейная, а также большой деревянный дом.

Макариевская пустынь. Эту пустынь обустроил архимандрит Макарий на берегу озера Нижний Перт. Здесь есть дом архимандрита с мезонином, старинный валунный ледник, в 1854 была сооружена крепость в напоминание о Крымской войне, освященная во имя Александра Невского.

Филиппова пустынь. Пустынь расположена на берегу Игуменского озера. По преданию, игумен Филипп любил уединятся в этом месте для молитв и размышлений. Однаэды Филиппу явился Иисус, а на этом месте забил чистый родник. Игумен собственноручно углубил источник и велел поставить над ним часовню, в которой было изображение Иисуса в том виде, в котором он явился настоятелю. Обветшалую часовню в девятнадцатом веке заменили на каменную.

Соловецкий монастырь также имеет подворье в:

  • Архангельске;
  • Кеми;
  • Москве;
  • Санкт-Петербурге;
  • Фаустово;
  • Радово.

География и климат

Соловецкие острова относятся к регионам крайнего севера. До полярного круга отсюда — 165 километров. Архипелаг отделен сорока- и шестидесятикилометровыми проливами от Летнего берега моря, и от Карельского берега. Часовой пояс здесь, тот же, что и в Москве. Общая площадь архипелага — 347 квадратных километров.

Местность на островах в основном песчаная, максимальные высоты над уровнем моря небольшие — 86 метров самая высокая точка, это гора Вербокольская.

На Соловецких островах вообще нет ни единой реки, почти нет ручьев и единицы родников, зато около трех сотен озер. Здесь водится много рыбы, славятся Соловки добычей сельди.

Климат здесь схож с климатом в странах Северной Европы. И, как ни странно, более теплый, чем на материке. Здесь мягкая зима и прохладное лето. Средняя температура летом — примерно 14 градусов, зимой — около минус 10. Температура воды — 11 градусов летом, вблизи берегов может достигать 20-ти, и минус один градус — зимой.

Сюда стоит приехать, чтобы познакомиться с удивительной историей архипелага и насладиться суровыми и величественными северными пейзажами

Где жить

В поселке Соловецкий. Тут всего несколько отелей, поэтому лучше бронировать жилье заранее. Дешевле всего остановиться в гостинице «Петербургская» — 450 рублей за кровать в восьмиместном номере. Гостиница стоит в центре поселка, до монастыря буквально пара шагов. Еще есть гостевые дома (от 800 рублей за одну ночь с человека) и турбазы (от 1500 рублей за номер).

Можно снять комнату у местных жителей или поставить палатку — кемпинг находится на берегу озера Банное. Это окраина поселка, 10 минут пешком до монастыря. Поставить палатку в другом месте не получится: вся территория архипелага считается заповедной. Место в палаточном лагере стоит 300 рублей в сутки с человека. К жизни в палатке на Соловках надо хорошо подготовиться: спальник на минусовую температуру, горелка, котелок, толстый коврик и непромокаемая палатка — вот необходимый минимум.

Мы жили в глубине острова на турбазе на озере Варяжское. Сначала расстроились, что не на берегу — когда еще поживем на Белом море — а потом осознали все преимущества. На побережье постоянные пронизывающие ветра, и при августовских +8°C это не то, что хочется ощутить сразу после пробуждения. Наша турбаза была в двух километрах от поселка, рядом со зданием бывшей тюрьмы. В душе горячая вода, на завтрак — блинчики с медом, интернета не было, зато была баня с купелью прямо в озере.

Загляните в Морской музей

Это не только музей, это настоящий клуб любителей истории и культуры Русского Севера. Кроме экскурсий, в музее устраивают и лекции, и занятия для детей, и просмотры фильмов, и концерты… Тут можно узнать о духовном и хозяйственном освоении поморами морских просторов и прибрежной территории Русского Севера. Посетители музея знакомятся с малоизвестными, но значимыми страницами морской истории России.

Фото: John Spooner

Музей — проект некоммерческой общественной организации «Товарищество северного мореходства» («ТСМ»). Разместился он в амбаре для гребных судов — памятнике монастырского морского хозяйства 1841 года постройки. Экспозиция на втором этаже музея называется «Морская практика Русского Севера и Соловецкий монастырь» и посвящена технологиям судостроения и мореходства. А на первом этаже — стапель, на котором — модель поморской шняки. Ее построили в 2004 году по описаниям и чертежам XIX века. Суда типа поморской шняки широко использовались для каботажного плавания в бассейнах Белого и Баренцева морей, в районах Колы и Кольского полуострова, Северной Норвегии, Архангельска, Онеги, Холмогор, начиная с XV–XVI веков вплоть до начала XX века. В основном, они предназначались для лова трески. Сейчас шняка здесь занимает место другого корабля, выстроенного в Морском музее и уже спущенного на воду — копии яхты «Святой Пётр», выполненной в масштабе 3 к 4. «Святой Пётр» — первое морское судно царя Петра I. На нем в 1694 году Петр Алексеевич ходил на Соловки.

3

История

Первые жители архипелага — поморы, которые расселялись по берегам Белого моря и жили за счет опасного промысла рыбы и морского зверя. Как и нынешние жители Соловков, поморы зависели от моря и были с ним в особых отношениях. Очень часто после рыбалки мужчины или женщины не возвращались — погибали во льдах.

В XVI веке монахи основали здесь поселение, а затем построили главный символ архипелага — каменный монастырь. Но валуны, из которых сложены стены и башни, покрыты накипными лишайниками, и, судя по размерам отдельных особей лишайников и по высокому покрытию на валунах, этим стенам более 2–3 тысяч лет. Возможно, монахи нашли развалины древней варяжской крепости и построили монастырь на них.

Монастырь на протяжении пяти веков был местом, куда ссылали политзаключенных. С XVI до начала XX века там была монастырская тюрьма, после появился Соловецкий лагерь (СЛОН), а затем — тюрьма особого назначения (СТОН).

С 1923 по 1933 в СЛОНе содержалось от 3 до 72 тысяч заключенных. Известно о 7,5 тысяч погибших и расстрелянных, и почти невозможно отследить судьбы тех, кто выжил на Соловках и отправился дальше по этапам с искалеченным здоровьем. Цифры большие, но сложно их осознать, перевести в какой-то понятный формат.

Сандармох
По пути на Соловки мы заехали в урочище Сандармох, которое обнаружили историки из «Мемориала» в конце 90-х. Здесь на 10 гектарах расстреляно и захоронено почти 10 тысяч человек. Именно в Сандармохе наконец нашли следы захоронений пропавшего Соловецкого этапа: 1111 заключенных вывезли из лагеря в 1937-м, и вплоть до 1997-го никто не знал об их судьбе.

Сандармох — это участок в лесу у дороги между карельским районным центром Медвежьегорском и Вологдой, в 180 километрах от Петрозаводска. В 1997 году поисковая группа под руководством историка и члена общества «Мемориал» Юрия Дмитриева обнаружила здесь расстрельные ямы — массовые захоронения жертв репрессий 1937–1938 годов (в основном из лагерей на Соловках). К тому моменту историки уже предполагали, что где-то в этой области могут быть похоронены жертвы репрессий, но точного места до работы группы Юрия Дмитриева никто не знал.

Ощущения в лесу очень смешанные. Шагаешь по мягкому мху, тонкие сосны скрипят на ветру, запах свежей травы, веточки черники под ногами. Лес как лес, только вокруг кресты и мемориальные таблички, а еще — десятки людей из разных стран. Мы приехали 5 августа, в День памяти. Украинский батюшка читал имена расстрелянных украинцев нараспев, мы слушали несколько минут, а потом ушли по тропинке глубже в лес. Через полчаса вернулись, а он все еще читал имена: «Иоанн, Александр, Кирилл, Иннокентий…». Так цифры стали понятнее.

История Соловков

Нынешний облик Соловецкий архипелаг, как и весь север Европы получил с отступлением ледника 10 тыс. лет назад. Постепенно земли, освобожнающиеся ото льда, осваиваются человеком.

Соловецкие острова в тихую погоду достаточно легко достижимы на лодке со стороны Кеми, переходя от островка к островку, через Кемские шхеры и архипелаг Кузова, можно попасть на Соловки, поэтому острова были освоены достаточно давно.

Вероятно, первыми людьми на Соловках были представители той же культуры охотников и собирателей, что распространялась по северу современной Норвегии и Финляндии. На островах в изобилии водилась нерпа, можно предположить, что Соловки служили охотничьими угодьями с сезонными поселениями.

На Анзере, Большом Соловецком и, особенно, Большом Заяцком островах можно увидеть артефакты доисторического периода. Заяцкий остров просто покрыт лабиринтами, самый большой из которых составляет 25—27 м в диаметре. Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2—1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов.

В XI—XII вв. Поморье прочно входит в зону интересов Новгорода, на берегу Белого моря появляются русские поселения, постепенно складывается субэтнос поморов. Центрами русской экспансии становились православные монастыри. Вокруг отшельников, уходящих в дикие пустынные местности, собирались общины, оформлявшиеся со временем в монастыри, получавшие в свои владения окружающие деревни и промыслы. Частью именно такого процесса стало появление Соловецкого монастыря.

На Соловецкие острова в поисках пустынного житья прибыли монахи Савватий (ученик св. Кирилла Белозерского) и Герман. Савватий вскоре умер, а Герман нашел себе другого сопостника — Зосиму, к ним постепенно присоединились и другие братья и Зосима в 1436 г. стал первым игуменом новообразованного монастыря.

Монастырские стены возводились, как надежное фортификационное сооружение, так как монастырь в то время находился в зоне русско-шведских конфликтов. На те времена Соловки представляли собой современную и грозную крепость, прикрывавшую вход в Онежскую губу и далее в Онегу.

Период расцвета монастыря связан с именем еще одного игумена — св. Филиппа (Колычева), ставшего позже митрополитом Москосвским во времена Ивана Грозного.

Соловецким монахом, бежавшим из монастыря, был будущий патриарх-реформатор Никон.

При патриархе Никоне Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров сопротивления церковной реформе. Беспримерным моментом истории была восьмилетняя (1668—1676 гг.) военная осада регулярной царской армией собственного монастыря, не принявшего исправленных Никоном книг. Мощная крепость противостояла штурмам, подкопам и артиллерийским обстрелам, пока перебежчик не показал тайный путь. Монахи были жестоко казнены или отправлены в ссылку, а монастырь заселен новыми монахами с лояльной Украины.

В 1765 г. монастырь переходит под непосредственное подчинение Синоду (становится ставропигиальным).

Во время англо-русской Крымской войны, в 1854 г. монастырь выдержал обстрел английскими паровыми 60-пушечными фрегатами.

После русской революции монастырь был ликвидирован, на территории монастыря в 1923 г. расположили «лагерь принудительных работ», — знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Тюрьма расформирована в 1939 г., вероятно, из-за начавшейся советско-финской «зимней» войны.

Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 г. на Соловках базировалась часть школы юнг, готовившая юношей к боевым действиям в составе Северного флота.

Соловецкий музей был создан в 1967 г. Монастырь — в 1990 г.

Соловки. Монастырь. Иконостас Спасо-Преображенского собора.
Соловки. Монастырь. Мельница. Отработавшие жернова.
Соловки. Отряд юнг.
Соловки. Церковь-маяк на Секирной горе.
Соловки. Вид с Секирной горы. Виден Савватьевский скит.
Соловки. Ботанический сад. Это не простой шиповник. Розу морщинистую монастырская экспедиция привезла с Тибета.

Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси

В июне 1548 года, указом митрополита Новгородского Феодосия, игуменом монастыря назначен иеромонах Филипп, будущий Московский митрополит. В годы игуменства Филиппа монастырь приумножил свои хозяйства, расстроился и стал Великой обителью севера.

Игумен Филипп установил на всех подконтрольных угодьях жесткий порядок, запретил азартные игры, изготовление и употребление спиртного. Государь Иоанн IV продолжал жаловать монастырю вотчины и пожертвования.

В годы правления игумена Филиппа, в течении 8 лет отстроен каменный Спасо-Преображенский собор, который стал главным храмом обители. Освятили его в праздник Преображения Господня, в 1566 году.

Сувениры

В соловецком поселке десятки сувенирных лавок, в которых Вы с легкостью приобретете для себя что-нибудь запоминающееся с данной поездки. В каждой гостинице также имеются местечки с сувенирами.

Самые приобретаемые вещи — это, естественно, магниты. Многогранность Соловков отражена на магнитах. Сколько достопримечательностей — столько и сюжетов.

Самый соловецкий сувенир — это водоросли, вернее продукция из беломорских водорослей, которые добывают в районе архипелага. Мармелад и желе с агар-агаром, соли и мыло с водорослями.

Что ещё привести с такой увлекательной поездки в качестве сувенира?

Покупайте вещи, которые будут напоминать Вам о чудесном времяпровождении на островах. Полезным окажутся книги или, например, посуда с Соловецкой символикой.

Во многих сувенирных магазинах Вы сможете приобрести непростую вещь — это сувениры-обереги: берестяные шаркунки, щепные птицы счастья и резанные лошади.

Одним словом, попадая в мир сувенирных изделий, Вы найдёте ту самую вещь, которая будет именно Вам по душе.

Общий план посёлка

Перед вами фрагмент плана, изданного во 2-й половине XIX века. Ему уже более 130 лет. План не трудно найти в репринтных изданиях книг.

Как видно на рисунке, монастырское поселение развивалось исходя из условий бытования и хозяйствования.

Особенно развита была прибрежная часть, тяготеющая к морю. Оно и понятно, здесь находились причалы, сюда и отсюда прибывали-убывали пароходы, приезжали-уезжали многочисленные паломники, поступали грузы, производились разгрузочные операции, словом, отсюда осуществлялась связь с внешним миром.

По берегу сосредоточивались склады, амбары, погреба, крановые сооружения, службы по обслуживанию и ремонту судов. Здесь же находились и все гостиницы. Ближе к берегу расположились с полдесятка каменных часовен. В этом районе наиболее была развита дорожно-тропиночная сеть.

Другая часть поселения развивалась в северо-восточном направлении. От Никольской башни начинались важные внутренние транспортные пути в удаленные скиты: в сторону Большой Муксалмы через Филипповскую пустынь и на Анзерский остров через Реболду. Вдоль них и до устья Питьевого канала располагались хозяйственные службы монастыря: дрововозный корпус, училище трудников, овощной дом, огородное и оранжерейное хозяйства, кузница, конные и каретные дворы с сеновалами, водопойня, точильня, ремесленные мастерские и пр.

Обратите внимание на третью часть поселения – с южной стороны монастыря находилось братское кладбище и при нём кладбищенская Онуфриевская церковь. На юге поселения отсутствовали здания и строения

Эта часть территории сохранялась от всяческих вторжений. С одной стороны Святое озеро с другой стороны Белое море и между ними кладбище как бы образовывали рубеж, который ни в коем случае нельзя было переступать. Это та сакральная часть территории, за которой подразумевался иной мир. Он оберегался, сохранялся и не нарушался.

Но это правило было нарушено с приходом большевиков, которые в конце 20-х годов за кладбищем начали тотальное (по соловецким меркам) новое строительство.

Впоследствии эстафету большевиков подхватили советские архитекторы и современные разработчики генпланов. За минувшие 100 лет за монастырским кладбищем вырос значительных размеров поселок. Появляются всё новые и новые проекты дальнейшей застройки и этим проектам нет преград: ни заповедные леса, ни ценные болота, ни статус ЮНЕСКО. Поговаривают, что вскорости появится целая магистральная улица до мыса Печак.

Видимо, это так. Потому что от Онежского полуострова до м. Печак должны будут по дну моря проложить кабели: электрический и оптико-волоконный. Дальше уже по разрытой экскаваторами земле вдоль Печаковской дороги эти кабеля протянут до посёлка. Чем не повод продолжить грандиозные стройки?!

Не отсюда ли берут начало все нестроения на Соловках, на которых однажды переступили запретный рубеж?

Но мы отвлеклись от темы нашего разговора, Печаковского проспекта пока нет и, надеемся, что его не будет.

1694 — на Соловки впервые приехал Петр I

Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России.

Вот как описывает первый визит государя в 1694 году известный историк XIX века Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте “Св. Петр” в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже Св. Таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: “Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694”».

Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году на Вавчуге Петр спустил на воду два боевых фрегата, названных им «Святой Дух» и «Курьер». Он заложил новый фрегат «Святой Илия».

В составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Именно в те дни, возводя храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, царь Петр, по преданию, придумал и утвердил Андреевский стяг — боевой флаг Военно-морского флота России.

Святой Петр — реплика ботика Петра I

Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. После посещения монастыря Петром I к Соловецкому было приписано еще несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем прежде всего военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных — приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу.

6

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.