Путешествие по реке лух

Содержание

День 6

Ночь была ясная и морозная. Наверное, поэтому все члены команды посчитали своим долгом выжать (в прямом смысле) своего командира из палатки, чтобы он посмотрел на великолепные звезды. Все его попытки отбить себе кусочек коврика и отжаться от стенки палатки закончились крахом.
Подъем был произведен в 8.00.
Когда завтрак был в своей завершающей фазе, мимо нас проплыла группа байдарочников. Как позже выяснилось — то были москвичи. Они шли тем же самым маршрутом, с той разницей, что вышли они на день позже нас.

Как они сами потом рассказали, в описании, по которому они шли от Талиц до Фролищ, было всего 14 км! Поэтому, когда мы с ними встретились во Фролищах, вид у них был несколько подуставший и обескураженный.
Но вернемся к нашему маршруту.
Когда мы вышли в этот день, то надеялись ориентироваться по притокам рек Пурежка и Сезух. К сожалению, из всех попавшихся нам притоков, мы так и не определили где же Сезух, и где же Пурежка. А большое изобилие поворотов Луха заставляло уже волноваться, а туда ли мы плывем, и где же мы находимся. И какова же была наша радость, когда из-за очередного поворота вырос старый железнодорожный мост (14.00), а значит Фролищи уже рядом,
и в 15.20, под бой барабанов и завывание ветра мы вошли во Фролищи, где и встретились с москвичами.
Решено было переночевать и утром уехать на 9 часовой «кукушке».

Далее.

Если вы решили продолжить маршрут (что очень стоит сделать летом, когда тепло и вода спала), до впадения Луха в Клязьму 53 км и еще 20-25 км до Гороховца, где можно собрать байдарки практически на центральной площади, откуда автобусом до станции километров восемь. На станции Гороховец останавливаются
пассажирские поезда на Москву, Питер и электрички на Нижний Новгород.

Если есть время до вечера, можно посмотреть этот старинный купеческий городок, расположенный на шоссе Москва-Нижний Новгород и входящий номинально в Золотое Кольцо России.

 .Расписания электричек.
ОТ СТ.ИЛЬИНО
Остановочные 954 956 958
 пункты Е Е Е
Ильино 6.50 14.10 19.20
Фролищи 7.42 15.02 20.12
 955 957 959
Фролищи 9.00 16.10 21.10
Ильино 9.55 17.03 22.04
-------------------------------

Нижний Новгород - Гороховец - Вязники
6301 6303 6305 6349 6307 Остановочные 6309 6311 6313 6315
Е Е Е Е Е пункты Е Е В Е
5.05 5.35 5.45 -- 7.20 Горький-Моск. 8.15 8.30 9.25 10.10
5.54 6.25 6.33 7.05 8.12 Дзержинск 9.09 9.20 10.15 11.01
6.34 7.06 -- -- 8.54 Ильино 9.49 10.00 -- 11.41
6.51 7.25 -- -- 10.10 Гороховец 10.08 10.32 -- 12.00
7.40 -- -- -- -- Вязники -- 11.25 -- --
-----------------------------------------------------------------------
6317 6417 6319 6321 6323 Остановочные 6325 6327 6329 6331
В Е Е Е Е пункты Е Е Е Е
11.10 -- 12.20 13.20 14.25 Горький-Моск. 14.50 15.15 15.30 16.10
12.01 -- 13.12 14.12 15.19 Дзержинск 15.42 16.07 16.22 17.02
 -- -- 13.52 14.52 16.02 Ильино -- 16.48 17.02 17.42
 -- 13.15 14.10 15.10 16.21 Гороховец -- 17.05 17.20 18.00
 -- 14.00 -- -- 17.20 Вязники -- -- -- --
 Владимир
--------------------------------------------------------------------------
6333 6335 6337 6339 6341 Остановочные 6343 6345 6347
Е Е Е Е Е пункты Е Е Е
16.30 17.12 17.30 18.25 19.20 Горький-Моск. 20.35 21.30 23.10
17.20 18.04 18.20 19.15 20.10 Дзержинск 21.22 22.15 23.57
18.01 18.44 19.00 -- 20.51 Ильино 22.03 22.55 0.37
18.20 19.01 19.15 -- 21.10 Гороховец 22.42 23.13 0.55
 -- 19.46 -- -- -- Вязники 23.35 -- --
====================================================================
Вязники - Гороховец - Нижний Новгород
6302 6304 6306 6308 6310 Остановочные 6312 6314 6358 6316 6318
Е Р Р Е Е пункты Е Е Е Е Е
 -- -- -- -- -- Вязники 4.30 -- -- -- --
4.10 -- -- 5.10 -- Гороховец 5.30 5.58 -- -- 6.52
4.22 -- -- 5.22 -- Ильино 5.42 6.10 -- -- 7.04
5.03 5.40 5.48 6.02 6.13 Дзержинск 6.23 6.50 7.15 7.28 7.45
5.55 6.35 6.43 -- 7.10 Горький-Моск. 7.18 7.44 8.10 8.23 8.32
---------------------------------------------------------------------
6322 6322 6324 6326 Остановочные 6328 6408 6330 6332 6336
В Е В Е пункты В Е Е В Е
 Ковров
 -- 7.50 -- -- Вязники -- 9.52 -- -- --
 -- 8.41 -- 9.50 Гороховец 10.26 10.50 11.40 -- 13.00
 -- 8.53 -- 10.02 Ильино 11.38 -- 11.53 -- 13.12
 -- 9.34 10.33 11.00 Дзержинск 11.17 -- 12.33 13.23 13.52
9.23 10.25 11.25 11.53 Горький-Моск. 12.10 -- 13.28 14.18 14.48
-----------------------------------------------------------------------
6334 6338 6340 6342 Остановочные 6344 6346 6350 6352 6354 6348
Е Е Е Е пункты Е Е Е Е Е Е
 -- -- 15.33 -- Вязники -- -- -- 18.33 -- 19.56
14.20 15.20 16.27 -- Гороховец -- 17.17 -- 19.37 20.35 20.56
14.32 15.32 16.38 -- Ильино -- 17.29 -- 19.49 20.47 21.08
15.12 16.12 17.17 17.34 Дзержинск -- 18.06 19.45 20.29 21.27 22.03
15.08 17.05 18.10 18.25 Горький-Моск. 18.24 19.00 20.35 21.20 22.20 22.55
-----------------------------------------------------------------------------
 

Одна из красивейших рек Нижегородской области

Лух — река в Ивановской, Владимирской и Нижегородской областях России. Излюбленное место сплава на байдарках и просто живописная река.

Река Лух близ Фролищ

Мост через Лух во Фролищах

На Лухе стоят посёлки Лух и Фролищи, а также крупные сёла Мыт, Мугреево-Никольское и Талицы.

Во Фролищах на горе над Лухом находится монастырь середины XVII века — Свято-Успенская Флорищева пустынь.

Длина Луха около 240 км, причём на Нижегородскую область приходится чуть менее 20-ти километров протяженности. В районе поселка Фролищи река образует естественную границу Нижегородской области с Ивановской и Владимирской областями.

Среднегодовой расход воды в 109 км от устья — около 17 м³/сек, средний уклон 0,131 м/км. Питание реки преимущественно снеговое с большой долей дождевого и меньшей грунтового. Лух замерзает в конце ноября, вскрывается в апреле.

Ширина реки в верховьях около посёлка Лух — 10—15 метров, после впадения Возополи Лух расширяется до 20—30 метров. В среднем течении ширина реки составляет 50—70 метров, в устье до 150 метров. Глубины в реке небольшие — 1-2 метра с омутами до 5-6 метров, встречаются броды. 

Исток реки находится в 20 километрах к востоку от города Вичуги возле деревни Гайдарово в Ивановской области. Устье реки находится напротив деревни Олтушево — здесь Лух впадает в Клязьму. В низовьях река образует огромную излучину, протекая по живописной лесисто-озёрной Балахнинской низине.

Из-за специфического жёлто-коричневого цвета воды Лух часто называют Янтарной рекой.

Крупнейшие притоки Луха

  • Добрица,
  • Ландех,
  • Пурежка,
  • Сезух,
  • Пенюх,
  • Возополь,
  • Печуга,
  • Люлих,
  • Исток.

…и т.д. Кроме этого, воды реки активно подпитываются карьерами бывших торфоразработок в Большом, Мугреевском, Талицах, Утрехе и т.д.

Река Лух протекает по территории Клязьминско-Лухского природного заказника.

Сплав по Луху на байдарках

Лух — одна из рек в области, пользующейся популярностью у байдарочников.

Популярные маршруты:

  • пос. Лух — Фролищи ~ 140 км;
  • Лух — Перово ~195 км;
  • Мыт — Фролищи ~115 км;
  • Мыт — Перово ~165 км;
  • Мугреево-Никольское — Фролищи ~70 км;
  • Мугреево-Никольское- Перово ~125 км;
  • Талицы-Фролищи ~55 км;
  • Талицы- Перово ~110 км;
  • Фролищи-Перово ~55 км.
  • Володарск
  • Ивановская область
  • Владимирская область
  • Река

  Адрес: Нижегородская область, пос. Фролищи

  Время работы: ежедневно, круглосуточно

  Стоимость: бесплатно

День 4

Когда проснулись дежурные, я не знаю, но в 7.40 завтрак был уже готов. Дело в том, что Тане (шла как не запланированный пассажир), дежурившей в этот день с Толиком (за него я не ручаюсь), нужно было вечером быть в Талицах.
А утро было замечательное, прямо хоть дневку делай. Но чувство товарищества оказалось сильней, и поэтому решено было в этот день идти до упора, а точнее до Талиц.

10.20 – вышли в путь
12.30 – встали на «зеленую стоянку» возле села Мугреево–Дмитриевское
13.00 – прошли под остатки висячего моста
13.20 – прошли мимо другого села Мугреево-Никольское
13.50 – встали на обед и пообедав, в 16.00 продолжили путь
18.00 – встали на ночевку перед Талицами.
Как оказалось, дрезина из Талиц до Балахны, на которой Татьяна собиралась нас покинуть, ходит три раза в неделю, и сегодня был не ее день. Поэтому Тане пришлось идти с нами до конца.
В этот день случилось еще одно замечательное событие. Вечером – вдруг запел Толик. И не просто запел, а под гитару. Причем, со временем, будем надеяться, из него получится не плохой исполнитель песен.
А теперь хотелось бы вернуться немного назад.
Дело в том, что я совсем чуть было, не забыл рассказать о тех чудесных аллеях, по которым нам пришлось плыть в этот день. Начинаются они почти сразу же за Мытом. Великолепное зрелище! Ощущение такое, как будто бы их специально здесь запланировали, что бы проплывающие по ним туристы могли, бросив весла предаться медитации и почувствовать полное слияние с родной природой! Больше у меня слов нет, но не сказать об этом просто нельзя.
И еще одно небольшое дополнение: перед Мугреево-Никольским мы попали в какую-то систему каналов с запрудами. Поэтому через одну из них нам пришлось, буквально, продираться. И если бы не разлив, то еще неизвестно, как бы мы там прошли.

Туризм и отдых на реке Лух

Туристический отдых на реке Лух интересен довольно большим количеством стоянок, сохранившихся от прошлых походников деревянных сооружений и костровищ, а также отсутствием гостевых домов и турбаз (исключение – Фролищи). То есть тут чисто и тихо. В верховьях обнаруживаются «катамаранщики», монтирующие свой транспорт южнее Коровина Нижнего. Дрова ждут повсюду. В мае-июне костры пылают буквально по всей речной пойме… Конкретно исток реки Лух интересен определенным удобством. Сюда можно добраться по вполне сносному шоссе Вичуга – Писцово Новое. Причем в Семеновском (помимо замечательного образца культовой архитектуры) имеется магазин с достаточным количеством товарных отделов! Дальше такого не будет до Луха!

Отдых на реке Лух в ее среднем течении касается, в первую очередь, лоции в окрестностях одноименного райцентра. Первая точка для комфортного времяпрепровождения появится уже в паре километров хода от южной окраины поселка. Южнее есть широкие берега. Одна стоянка (между Лухом и гирлой Пурежки) называется «Таверна у лося», другая «У сапога» (ориентир – прибитый к дереву сапог). Везде столы.

Теперь о водных странствиях. Сплав по реке Лух имеет препятствия лишь на пересечении со старыми деревянными мостами и в путанных протоках у Мугреево-Никольского. Будьте аккуратней! Стоянки на реке Лух реально устроить в более южной части среднего течения. В поселке Мыт вообще сходятся несколько дорог. «Стартовать» на лодке можно ниже автомоста. Дальше идет много удобных для палаточных постоев мест – бивуаки следует устраивать на клочках побережья, зажатых болотистыми берегами. И вы их сразу же увидите. Ближе к Фролищам слишком много песка. Чальтесь!

Отдых на реке Лух доступен и на заросшей смешанным лесом акватории Шадринского озера. Кстати, к девственному кусочку Ивановщины не ведет ни одна дорога. Сюда «курсирует» лишь тропа из деревни Тарасиха (мимо старой мелиоративной системы). А к самой Тарасихе можно доехать из Паново. Это село лежит на автомагистрали Р-152 (участок Палех – Мыт). Чем известна водная чаша? Это – памятник природы, вокруг которого нельзя устраивать открытого горения, мусорить, строить здания и вести прочую хозяйственную деятельность (на конце тропы имеется предписывающий щит). Произрастают интересные виды кустарников и деревьев, водится рыба.

Ходить на байдарках по реке Лух чаще всего начинают от села Фролищи. Маршрут распиарен ивановскими и нижегородскими инструкторами-байдарочниками. До Фролищ можно добраться на пригородном ЖД-составе из Нижнего Новгорода (в который из Москвы ходит скоростной «Стриж»). С автодорогами здесь не густо… Ивановцы плывут из Луха. Сплав по реке Лух на любых плавсредствах носит и коммерческую форму. Людей доставляют к Фролищам из разных городов севера ЦФО. Итак, сплав по реке Лух от Фролищ до стоянки «Дубовая роща» (Клязьминско-Лухский заказник) занимает 3 дня. Вы пройдете по воде несколько десятков километров. Причем с обеих сторон будете обозревать широкие песчаные пляжи (тонны песка нанесло сюда за многие века последнего Ледникового периода), навесы рыбаков, палатки туристов и стоянки. Так обычно именуют деревянные каркасы для навесов, бревна-лавки, столы-срубы. В мае надо вести себя особо внимательно – коряги не «дремлют», течение крутит, ночью холод.

Программа по дням

1 день.

Встречаемся в 17:45 под надземным переходом возле Курского вокзала, садимся на «Ласточку» на 18:35, в 20:16 прибываем во Владимир, где пересаживаемся в комфортабельный микроавтобус, который довозет нас до точки старта. На месте ставим палатки, ужинаем и знакомимся.

2 день.

Приключение начинается! Делаем зарядку, вкусно завтракаем и приступаем к делу! Нам предстоит разбиться на экипажи, подготовить свои суда к путешествию, прослушать инструктаж и распределить общественное снаряжение. После чего мы встаем на весла и проходим, для ознакомления, небольшой отрезок реки, около 5 километров. Там мы остановимся на горячий обед, и, уже с новыми силами, продолжим путь. Пройдя еще около 10км, начинаем искать самый красивый и удобный пляж, чтобы поставить там баню, хорошенько пропариться, искупаться и отдохнуть!

2 день.

Сегодня нам предстоит преодолеть разрушенный мост около урочища Почайка, где ранее располагалась деревня. В зависимости от уровня воды там возможно как спокойное прохождение не покидая судна, так и небольшой обнос по берегу. В случае второго варианта — в этой точке нужно непременно подкрепиться! Впрочем, в случае первого — подкрепиться тоже не помешает:) Всего за день нам нужно пройти около 20км, после чего с чувством выполненного долга разбиваем лагерь, играем в игры, наслаждаемся вечером у костра!

3 день.

Обычно, к третьему дню похода уже начинаешь немного уставать и хочется больше отдыхать! У нас за плечами 35км пройденного пути и всего 19 впереди, так что мы вполне можем себе позволить немного расслабиться! Поэтому сегодня мы сплавляемся в спокойном темпе, любуясь самыми живописными участками реки. А уже после обеда сушим весла, ставим баню и устраиваем развлекательную программу на всю вторую половину дня!

4 день.

Нам осталось пройти совсем небольшой участок реки — всего около 9км. Но это не повод расслабляться! На финальной стоянке, где Лух впадает в Клязьму, нам предстоит не только пообедать, но и собрать все вещи в машину и только после всего этого отправиться в обратный путь.
Но зато, когда закончатся все насущные дела и мы наконец сядем в, начнем делиться впечатлениями о прошедших днях — многие с удивлением обнаружат, что это один из самых приятных моментов всего похода:)
Если мы приедем во Владимир раньше запланированного, это даст нам возможность немного погулять по этому прекрасному городу. Отправляемся обратно на «Ласточке» в 20:16 с прибытием в Москву в 22:10.

И, в заключение, хотелось бы добавить стихотворение местного поэта Мая Лебедева, которое без преувеличения характеризует красоту этих мест:

Я иду, на песке оставляя следы,
У прохладной, медового цвета, воды
И ничто здесь не режет ни взор мой, ни слух.
Здесь мой дом, мой покой, здесь струится мой Лух.
Он течет и меж пальцев уходит, как жизнь.
И как жизнь, может он без меня обойтись,
Но уйди он, последней струей отзвеня –
Без него, как без жизни, не станет меня.
Утечет навсегда память прожитых дней,
Точно в Лухе вода, все быстрей и быстрей,
Словно дым от костра на зеленом мыске
Как поутру роса, как следы на песке.

Ивановскую область называют «ситцевым краем». Но это еще и кладовая природы. Восточные районы к югу от Волги в дореволюционные времена являлись смежными кусками Нижегородской и Владимирской губерний. Данные российские провинции славились крупными ярмарками и ремесленными центрами. Многие из городков соединяла река Лух. Сегодня она нам видится живописной водной «артерией» Вичугского, Лухского и Верхнеландеховского районов региона, а заодно – крупного поселения Вязники во Владимирской области.

Большая часть русла располагается в Лухском и Верхнеландеховском районах указанного субъекта федерации. Река Лух является левым притоком Клязьмы, а на маленьком участке – границей с Нижегородской областью. Уклон 0,131 м/км. Питание – преимущественно снеговое, с большим процентом дождевого и малым – грунтового. Скорость течения составляет не более 3 километров в час. Средняя глубина – 3 метра. В районе устья – до 4 метров. Общая длина течения – 240 километров. Площадь всей водной чаши – 4 450 квадратных километров. Река Лух во времена вторжения монголов была пограничным водоемом Владимиро-Суздальского княжества. Одноименная же крепость появилась только в 15 веке – во время войн с Казанским ханством (хотя поселок был нанесен на карту столетием раньше). И он является самым старым поселением 37-го региона. Слово «лух» финно-угорского происхождения. Значение его ныне неизвестно, хотя существует предположение, что идиома связана с понятием «самый низ». В советские времена от заболоченных участков Луха провели оросительные каналы.

День 1

После долгой и утомительной дороги в переполненном автобусе, в 7.45 мы оказались на месте начала нашего маршрута, а именно в 1 км от поселка Лух, на мосту через одноименную речку.
В 10.00 – легкий перекус с крепким чаем.
В 12.00 – состоялось торжественное отплытие.
Около 13.00 проходя мимо д.Стеблево, наткнулись на затопленные мостки. Решили обойти их по другой протоке. Лух на данном участке представляет заливные луга без явно выраженной стремнины. Поэтому обходной маневр ни к чему не привел, хотя нам пришлось показать все свое мастерство, чтобы не затонуть. Так и пришлось делать обнос.
В 13.20 – пристали к берегу у деревни Худынское, где устроили «зеленую» стоянку, а заодно осмотрели местную церковь, которая естественно давно уже не действует.
В 14.00 – продолжили путь.
В 16.30 – встали на ночевку напротив деревни Назарково, рядом с кладбищем.
Первая ночевка на маршруте была ознаменована несколькими событиями:
Во-первых – встали мы в 50 метрах от кладбища, что сразу же внесло небольшую панику в наши сплоченные ряды. А крик выпи ( птичка болотная такая ) только добавлял жути в окружающую нас обстановку.
Во-вторых – на ужин к нам пожаловали подвыпившие местные «рокеры» и умудрились опрокинуть нам котел с вермишелью. К счастью большего вреда они нам не причинили.
Ну, и в-третьих – в этот вечер Толик был наречен прозвищем «Транквилизатор».
Отбой был в 21.00
Ночью все спали очень крепко. Сказалась усталость предыдущих дней.
А на утро Виталик накормил нас очень вкусными макаронами с толокном.
P.S. На протяжении, всего ходового дня, держались исключительно, правого берега.

Организация похода

Группа сформировалась в основном из членов ГСТК «Мираж».
Поход планировался как тренировочный, для повышения туристского мастерства. Перед выходом на маршрут проводились походы выходного дня.
Данный маршрут выбран не случайно: р.Лух – очень извилистая река, поэтому здесь можно получить хороший опыт управления байдаркой. Кроме того — очень живописные места. Не последнюю роль в выборе сыграла близость начального и конечного пунктов путешествия.
Весь маршрут пройден каждым участником. Поломок и переворотов не было.
Первоначальный план путешествия оказался довольно точным.

Заброска.

Традиционный путь подъезда со стороны Москвы — от ст.Вичуга (поезд Москва-Кинешма) автобусом до села Лух (35 км, асфальт). Со стороны Нижнего Новгорода можно добраться «кукушкой» от Балахны до пос.Талицы либо доехать по автодороге до села Мыт (километров 150-200) через Балахну — Заволжье — пос.Пурех — пос. Пестяки.

Если ограничиться нижним течением Луха и Клязьмой, которая в том районе довольно широка, можно заезжать от ст.Ильино Горьковской ж.д., где останавливаются 7-8 поездов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Самары и, разумеется, электрички из Нижнего Новгорода (примерно каждый час; ехать 1,5 часа), Гороховца (ехать минут 15-20), Вязников (3-4 в сутки; ехать 1 час 15 мин). От Ильино до пос.Фролищи 3 раза в сутки ходит тепловоз с тремя общими вагонами. См. расписания в конце. В нашем случае заброска производилась заказным автобусом, но не до Мыта, а до села Нижний Ландех на притоке Луха. Дорога вполне приличная, но километра за 3 до села асфальт кончается. По грунтовой насыпи (видимо, дорога строится) доехали до околицы. Въезд в село был, как водится, разбит, ехать дальше не рискнули. К счастью, до реки Ландех осталось метров 300, дотащили байды до моста, собрались и поплыли.

Лух.

Примерно через час (7 км) после моста Ландех впадает в Лух. Справа, выше по Луху, остается деревня, кажется, Мугреево-Никольское. После лесного Ландеха Лух кажется необъятным, весной широко разливается по лугам. Сразу после устья очень живописные «аллеи», где река делится на рукава меж островков с выстроившимися вдоль реки березами.

Минут через сорок ходу на правом высоком берегу деревня. Река входит в знаменитые гороховецкие сосновые и дубовые леса, которые тянутся от холмистого побережья Клязьмы около Гороховца до поселка Мулино, не случайно облюбованного военными. Конечно, в хорошем сухом лесу приятно рыть окопы и кататься на танках, и вокруг Мулино полным-полно полигонов, военных городков и лагерей.

Через полтора часа (километров 10) после устья Ландеха — Талицы, довольно крупный поселок. Возле моста ж/д можно остановиться и пройти в поселок пополнить продукты (даже в праздники работали 2-3 магазина). Ходит местный поезд (не чаще раза в сутки) в Балахну, город в Нижегородской области, немного выше Нижнего по Волге; оттуда можно уехать электричкой или автобусом. Правда, рекомендуется делать это, только если внезапно замерзнет река, или группу поразит массовое умопомешательство — не самый удобный способ эвакуации, а самое приятное еще впереди. Правда, обратный путь через Балахну используется гораздо чаще, для заброски.

От Талиц на протяжении 50 км до Фролищ населенных пунктов не будет. Места классные. Если нет причин упираться, разумно отойти километров на 20-30 и сделать дневку.

Километров через 35 от Талиц на правом берегу — так называемый Крутой яр. На Крутом яру часто проводятся турслеты и звездочки. Река делает поворот, и в излучине расположены островки, протоки, затоны. На одном из островов — бревенчатый навес-теремок. Ориентир — незадолго до места на левом берегу у воды хижина из жести, плакатов и прочего хлама.

От Крутого яра до Фролищ — часа 3-3,5.

Незадолго до Фролищ, километров за 7, ж/д мост (узкоколейка?).

Если ближе к вечеру, разумно вскоре встать, мест подходящих много, а до Фролищ от моста доплыть можно за час. Примерно посередине — на левом берегу какое-то странное сооружение, здоровый «форт» из красного кирпича, из которого торчат к реке полые трубы. Каких-либо коммуникаций поблизости я не заметил.

День 2

7.30 – Подъем
8.30 – завтрак
10.20 – после сборов отправились в путь. Решено было и дальше держаться правого берега.
11.45 – «зеленая стоянка» в деревне Быково.
13.30 – встали на обед напротив деревни Криковская.

После обеда решили держаться левого берега и в 16.00 отправились дальше с намерением добраться в этот день до п. Мыт, что бы найти там место для ночевки более удачное, чем в предыдущую ночь.

Краткая справка: Мыт — в начале это было место, где останавливались возы, лодки, позже — название торговых и проезжих пошлин по суше и рекам. Устанавливать мыт могло только правительство, но иногда оно уступало его частным лицам и духовенству. Упоминается в документах с XII века.
С середины XIII века, Замыт, взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений, упразднён Торговым уставом 1653. В 1653—1753 гг. мытом (или замыт) называлась пятипроцентная пошлина, взимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на, так называемых, мытных дворах.

17.00 – не доходя немного до Мыта, Байда №2 получила пробоину. Пришлось срочно приставать к берегу и ремонтироваться. Путь проходил в основном по заливным лугам, где встречаются различные колья, скрытые разливом, и кустам, с очень острыми ветками.
18.00 – после ремонта продолжили путь и в 18.30 проплывали мимо п.Мыт, созерцая прекрасные старинные церкви, которые с воды смотрятся еще более эффектнее, несмотря на свой неухоженный вид.
После долгих плутаний по извилинам Луха, в 19.40 встали на ночевку, на берегу, рядом с озером. Как нам потом сказал местный житель, именуемое «Коровьим», из-за близко расположенного коровьего кладбища. На берегу этого озера расположена деревня Спас-Шелутино с остатками красивой церкви.
21.00 – после ужина посидели у костра с гитарой и отбились.