Содержание
Памятка действий в случае ДТП за рубежом
- Включите аварийные огни и установите предупредительный знак перед местом ДТП.
- Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран Европы единый номер — 112).
- Если есть пострадавшие:
- Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС – аналогично пункту 2);
- До прибытия скорой помощи окажите первую помощь пострадавшим.
- По возможности возьмите контактные данные (телефон) очевидцев, прежде чем они покинут место аварии.
- Возьмите у другого участника/участников европейскую форму извещения о ДТП (Accident statement) и заполните её.
- Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!
- В случае, если не удается заполнить извещение о ДТП (Accident statement) или получить ее копию, запишите номерной знак (знаки) и марку (марки) транспортных средств (и прицепов) — участников ДТП.
- Передайте другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, отрывную копию своего полиса «Green Card», а при ее отсутствии сообщите номер, адрес и номер телефона национального бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло происшествие. От участника/участников ДТП получите информацию о его полисе обязательного страхования владельцев ТС.
- Рекомендуем сфотографировать место происшествия, транспортные средства участников ДТП, их повреждения, а также полис.
- Получите документ дорожной полиции, подтверждающий факт ДТП (если выдача такого документа предусмотрена законодательством страны, в которой произошло ДТП).
- Проинформируйте о факте ДТП бюро «Зеленая карта» (случаи, когда этого не надо делать, а также телефоны и адреса Бюро смотрите на оборотной стороне Вашей Зеленой карты).
- Сообщите о факте ДТП в свою страховую компанию.
- Сохраните документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с ДТП (В ряде стран, в случае если Вы признаны пострадавшим, Вы сможете требовать возмещения расходов на основании этих документов).
Водители из стран системы «Зеленая карта» как правило имеют форму извещения на их родном языке. Воспользуйтесь их формой заявления, сверяясь с памяткой.
При заполнении желательно использовать шариковую ручку, заполнять необходимо либо голубую, либо желтую часть извещения (например, водитель-француз может заполнить свою часть формы заявления на французском языке, оставив незаполненной часть для вас, которую Вы заполните латиницей).
Помните:
- Следует четко отметить (в пункте 10) место первоначального удара;
- Поставить крестик (X) в каждом соответствующей клетке на Вашей стороне (пункт 12) и установить общее число клеток, отмеченных крестиком.
- Нарисовать схему ДТП (пункт 13), указав всю заявленную информацию.
Еда
Все кафе и рестораны практически одинаково дорогие, поэтому сэкономить на обеде или ужине в обычном месте не получится. Исключение составляют лишь азиатские кафе и бистро, цены в которых значительно ниже.
Кстати, не забывайте, что вода бесплатна во всех заведениях. И гуляя, не забывайте брать с собой бутылку — в Норвегии вода из-под крана питьевая и вкусная.
Too good to go
Лучшим и самым эффективным способом сэкономить на питании в Норвегии является новое приложение Too good to go, которое также работает в других европейских странах. Его цель — спасти продукты от выбрасывания. Ряд кафе (в том числе, кафе на заправках), ресторанов, отелей, булочных/пекарен и супермаркетов распродают оставшуюся еду в конце дня. В приложении нужно выбрать место, где находишься, после чего получаешь список участников программы с адресами и временем, в течение которого нужно забрать пакет. Заказ и оплата происходит в приложении, а забрать заказ нужно на месте. Примеры того, как можно сэкономить:
-
Thon Hotel (ужин, забрать с 21 до 21:30) — горячее блюдо, салат и хлеб. Стоимость — 35 крон.
-
Thon Hotel (завтрак, забрать с 10:20 до 11) — остатки со шведского стола: бутерброды, нарезка, хлеб, салаты, яйца, фрукты. Цена — 35 крон.
-
Circle K -заправка (забрать с 21 до 23:00) — в одном пакете: багет/сэндвич, пшеничные роллы, 3 булочки или другая выпечка. Стоимость — 39 крон.
-
Meny — супермаркет (забрать с 21:15 до 22:00) — в одном пакете: хлеб, выпечка, нарезка мясная и сыр, фрукты и овощи. Также дополнительно могут положить продукты с последним днем реализации (это может быть что угодно). Цена — 49 крон.
Для сравнения — обычно ужин в норвежском ресторане стоит не меньше 200 крон.
Дёшево перекусить можно в студенческих столовых, а также кафе от Красного креста и организации Fretex.
Супермаркеты и магазины Holdbart
Самым оптимальным решением будет закупаться едой в супермаркетах
В них стоить обратить внимание на их собственные марки, которые обычно стоят дешевле: First Price, Eldorado. Почти всегда есть корзинка с товарам с истекающим сроком годности, продающиеся с 50% скидкой
Самый выгодный вариант — магазины Holdbart, где цены на продукты ниже в 3-7 раз. В них продаётся продукция с истекающим или истёкшим сроком годности и обычные товары, также по сниженной цене.
Западное побережье: Ставангер, Одда, Олесунн
Чем глубже мы продвигались в страну, тем интереснее становилось. Ведь за один день видишь столько невероятных мест, получаешь такую массу впечатлений, что в какой-то момент теряешься во времени и не можешь припомнить, что было сегодня, а что — вчера.
Дома на берегу фьорда
Суровая норвежская красота
Если смотреть на карту, то можно заметить, что западное побережье полностью изрезано водами фьордов. Это очень сказывается на погоде: отныне туман будет вашим спутником.
Густой туман или низкие облака
Чтобы сократить расстояние, воду можно пересечь на пароме. В общей сложности мы восемь раз пользовались услугами водного транспорта. Его стоимость зависит от километража переправы, веса автомобиля (у мотоцикла, легковой и грузовой машины стоимость будет разниться) и числа людей. Наши переправы варьировались от двух до 14-ти километров, что по стоимости выходило от восьми до 15-ти евро (600-1500 рублей). Паромы работают допоздна, а некоторые даже оборудованы туалетами и небольшими кафе, где можно выпить кофе.
На пароме
Ночной паром
Уютные домики Ставангера
Набережная Ставангера
Медуза в водах фьорда
Мы останавливались каждые 10 минут, ведь проехать подобную красоту просто невозможно. Благо дорога оборудована островками, в которые можно съехать, чтобы никому не мешать. Порой мы просто замедляли ход, если были на трассе одни, что случалось довольно часто. Съехав с дороги и путешествуя вдоль фьордов, мы все меньше встречали машин. В полдень в субботу за пару часов езды увидели всего два автомобиля.
По пути в город Одда
Набережная города Одда
Дорога на западном побережье очень отличается от южных широкополосных шоссе: как правило, трасса проложена на высоте и обязательно огорожена, ведь внизу — обрыв и вода. Ее ширины зачастую достаточно только для того, чтобы проехала всего одна машина. Однако каждые пару сотен метров встречаются расширения дороги, чтобы можно было разъехаться. Скоростной режим тоже имеет свои ограничения — не более 70 км/ч, изредка — 80 км/ч.
Дорога в Олесунн
Набережная города Олесунн
Про еду стоит написать отдельно. Если задаться целью и позаботиться о продуктах заранее, то можно здорово сэкономить деньги. Есть сети магазинов, в которых цены относительно невысокие, например, Kiwi. Стоит также помнить, что по воскресеньям почти все закрыто. Работают только очень крупные торговые центры и парочка кафе, которые рассчитаны на забывчивых туристов. Однако в них, даже по меркам Норвегии, еда будет стоить дорого.
Островок для отдыха
Всегда можно найти недорогой хлеб, зелень, яблоки, шоколадные батончики. Нам очень полюбились йогурты с наполнителями из орехов, шоколада и сухофруктов на завтрак (195 грамм = один евро) и шоколадное молоко, которым мы заливали привезенную овсяную кашу. Не раз покупали вкуснейшее консервированное филе тунца за 0,8 евро и готовили фермерские сосиски (два с половиной евро = 189 рублей) и замороженного лосося (пять евро = 378,5 рублей) на одноразовом гриле (три с половиной евро = 265 рублей), который продается в любом магазине. Его целесообразнее использовать два раза, так как углей в комплекте достаточно много.
Йогурт с наполнителем из орехов, шоколада и сухофруктов
Лосось на одноразовом гриле
В целом, нам всегда удавалось укладываться в 10 евро на двоих на один день. Да и во многих городах есть Ikea с бесплатным Wi-Fi и хот-догами за один евро (76 рублей).
В пути
Проживание
Без учёта кемпинга, единственное бюджетное решение для проживания — это путешествие небольшой компанией, как минимум втроём. Все отели стоят примерно одинаково, поэтому сэкономить получится, разделив цену номера на троих. При этом порядок цен на хостелы и отели отличается не сильно: место в общем номере стоит 250-400 крон, а хостелы зачастую оказываются в плохом состоянии из-за отсутствия конкуренции. Отдельный номер в отеле стоит 700-1200 крон.
Самые дешёвые хостелы в Осло: Club 27, Anker Hostel и Oslo Vandrerhjem Haraldsheim.
Самые дешёвые хостелы в Бергене: Bergen Budget Hostel, Bergen Hostel Montana и P-Hotels Bergen.
Из-за небольшой разницы в цене при путешествии компанией, выгоднее останавливаться в отеле. Для сравнения возьмём трёхместный номер в отличном отеле в центре города. Цена за ночь — 1300 крон, в эту стоимость входит завтрак и ужин. 1300/3=433 кроны на каждого. При примерной стоимости завтрака в заведении 100 крон и ужина — 150 крон, вычтем их из цены номера. 433-250=183 кроны (1335₽), что дешевле места в хостеле часто сомнительного качества.
Подобрать место в кемпинге можно на сайте campingguiden.no. Стоимость места в среднем 150-200 NOK (1000-1500 руб.).
Живите в палатках или кемпингах
Стоимость отелей в Норвегии тоже неприятно удивляет. Дешевле 10тысяч рублей двухместный номер вряд ли найти получится. Если у вас сильно ограниченный бюджет, то палатки и кемпинги — ваши лучшие друзья А если ставить палатки на природе, то можно сэкономить еще больше.
В Норвегии, как и во всех скандинавских странах, есть интересный для путешественников закон. Он разрешает ставить палатки и ночевать практически везде по стране, даже на частных территориях (если владелец территории не против) и нет табличек «No camping». Если хочется иметь поблизости душ, туалет, электричество и кухню, то ищите платные кемпинги. Про проживание в кемпингах у меня есть отдельный большой пост, повторяться не буду. Приведу только средние цены на ночевку. Про ночь в отеле выше написал, ночь в кемпинге на двоих обойдется тысячи в две, если в палатке, и в 4-5 тысяч, если в простом домике. Вот и считайте.
Еще один лайфак по проживанию. Многие кемпинги считают по количеству палаток и людей. Если есть возможность и все согласны жить в одной палатке, то лучше взять одну большую, чем несколько маленьких. А для ценителей отельного комфорта хочу добавить, что отели вдали от норвежских городов еще поискать надо, они не везде, в отличие от кемпингов и дикой природы
Где жить?
Еще одно преимущество автомобиля – вы можете ночевать практически под открытым небом. Например, в палатке. Правда, надо убедиться, что земля, на которой вы остановились, никому не принадлежит. Иначе можно нарушить закон. Есть и кемпинги для туристов, путешествующих на машине, с душем, возможностью зарядить гаджеты и приготовить еду. Обычно оплачивают стоянку автомобиля и место для палатки. Средняя цена – 1.5 – 2 тысячи рублей за ночь.
Столько же стоит ночевка в норвежском хостеле для одного человека. Варианты с отелями лучше вообще не рассматривать, если вы планируете уложиться в бюджет. Проживание в не самом дорогом отеле будет стоить 7 – 10 тысяч за сутки.
Стокгольм. Аэропорт Осло Гардермуэн
На календаре красуется 28 июля. Проснулись в 07:00. Решили позавтракать на борту. На шведский стол в Grande Buffet потратили по 13 евро на двух взрослых и восемь евро на 15-летнюю дочь. Если бы оплатили эту услугу еще при покупке билетов, вышло бы, конечно, дешевле. Завтрак был шикарный, с огромным выбором различных закусок, напитков и блюд. В 09:45, наконец, прибыли в Стокгольм. Маршрут по столице Швеции был построен заранее. После выгрузки сразу тронулись в путь.
Маршрут по Стокгольму
Дорога неблизкая, поэтому решили часто не останавливаться. Водители здесь неторопливые, вежливые и аккуратные. За превышение скорости можно получить большой штраф, так что мы никуда не торопились.
Осмотреть получилось лишь одну достопримечательность — замечательную церковь в городке Арвика. Хотели посетить Замок Эребру, но так и не смогли его найти.
Церковь Святой Троицы в Арвике — яркий пример модернизма
Недалеко от Арвики заехали на заправку, где заполнили топливный бак (73 евро) и поели в кафе (24 евро). Вскоре пересекли границу с Норвегией.
Вдруг машина перестала слушаться педали газа и начала плестись, будто из последних сил. Кое-как дотянули до придорожной стоянки, оборудованной туалетом и несколькими столами для перекусов и отдыха проезжающих. Пришлось обратиться за помощью к другим водителям. Они вызвали для нас эвакуатор. Непросто было объяснить оператору, где мы находимся. Помог Navitel — мы продиктовали координаты. Ближайший сервис оказался в городе Конгсвингер, в 25 километрах от места поломки. Помощь прибыла через час. Механик осмотрел автомобиль и предположил, что сломался диск сцепления. Нашу машину погрузили на платформу, и мы двинулись в путь.
Я поинтересовался, когда будет известен «точный диагноз». В ответ получил номер телефона и совет позвонить в понедельник утром. Между прочим, это был вечер пятницы. В наши планы входила ночевка возле аэропорта Осло, парковка машины у отеля и последующий перелет на север Норвегии. Возвратиться назад мы рассчитывали 3-го августа. Да и до отеля еще предстояло добраться.
Благо водитель эвакуатора подвез нас к железнодорожному вокзалу Конгсвингера и посадил на рейсовый автобус до аэропорта. Мы забрали из машины все необходимые вещи и опять пустились в путь. Дорога заняла полтора часа, и билеты обошлись нам в 53 евро на всех. Заключительные несколько километров проехали на такси и заплатили 34 евро.
Наконец, мы приехали. Отель Best Western Oslo Airport Hotel порадовал чистотой и порядком, дружелюбным и квалифицированным персоналом. Совершенно обессиленные, мы приняли душ и упали в кровати.
Южное побережье: Ларвик, Кристиансанн
Аэропорт, куда мы прилетали утром 3-го августа, находится в 110-ти километрах от Осло. Это небольшое здание с парковочной зоной, на территории которого находится пункт проката, где мы и забрали машину, что заметно сэкономило нам время и деньги.
Мы взяли напрокат Toyota Yaris — автомобиль с гибридным двигателем и расходом топлива около пяти литров на 100 километров. В стоимость аренды нашей машины также были включены и платные дороги — своеобразный проездной, поэтому проблем с этим вопросом у нас не было.
Наш норвежский дом на колесах
Наше путешествие началось с южной части Норвегии. Навигацию осуществляли по заранее скачанным картам Google. В машине также работал навигатор — достаточно точный, но немного устаревший: те участки дороги, которые ремонтировались, указаны не были. Погода менялась каждые полчаса: то заливает дождем, то солнце светит и не единого облачка, то опускается густейший туман.
Весь наш путь
Солнечная норвежская дорога
Дорога после дождя
Большинство дорог проходит вдоль горных пород и скал, на которых закреплены удерживающие сетки, чтобы избежать камнепада. Встречная полоса часто отделена, разметка очень свежая, а боковая оснащена еще и ребристой поверхностью, при наезде на которую слышится характерный звук.
Во избежание камнепада
Хочу сразу отметить, что покрытие в Норвегии отличное, вне зависимости от значимости участка: будь то трасса (ограничение 100-120 км/ч) или небольшая дорога между двумя маленькими городами (80 км/ч).
Небольшая частная ферма
Из-за обилия лесов часто встречаются знаки, предупреждающие о возможной встрече с оленями, косулями и лосями. Подобные участки обязательно огорожены высокой сеткой, а каждые пару сотен метров встречаются тоннели в горных породах для проезда машин — своеобразный мост для перемещения животных из одной части леса в другую.
Тоннели в скалах
Именно на южном побережье мы встретили своих первых норвежских оленей: это благородные животные, которые преспокойно жевали траву у кого-то во дворе, а затем, осознав, что они привлекают слишком много нашего внимания, неспешно скрылись в лесу.
Наши первые норвежские олени
Интересная особенность Норвегии: те города, что считаются крупными, на деле можно обойти за пару часов. Первой остановкой на нашем пути стал Ларвик.
В окрестностях Ларвика
Вид на набережную
Набережная Ларвика
На улицах Ларвика
Стоит помнить, что с парковками в городах очень строго: машину могут эвакуировать в считаные минуты или выписать штраф, который, в случае неуплаты, сыграет отрицательную роль при выдаче очередной шенгенской визы, поэтому лучше соблюдать правила. Бесплатную стоянку найти можно, но очень сложно — их крайне мало. Стоимость платных зависит от времени. Оплата производится через автомат на самой парковке: после ввода количества часов необходимо оплатить указанную сумму. Автомат выдаст талон, который кладется под дворник или под стекло так, чтобы проверяющие видели время. Ввиду быстро изменяющейся погоды мы не отважились поставить палатку, поэтому ночевали в машине, в спальниках, разложив передние кресла.
Город Кристиансанн
Норвежские сумерки
Ночевать останавливались на специальных островках для отдыха, которые обязательно были оборудованы небольшими столами, мусорными баками и биотуалетами на три кабинки: для женщин, для мужчин и обязательно для инвалидов. К слову, все туалеты были очень чистые, без запаха, всегда с туалетной бумагой и жидким мылом. Помимо нас, на таких островках ночевали и другие путешественники на кемперах. Было много и дальнобойщиков.
Душ за пару евро можно принять на заправках (но не везде). Под настроение и в хорошую погоду мы набирали горячей воды на все тех же заправках и отправлялись в лесную чащу — достаточно экстремально и весело.
Маршрут
Начать нужно с составления маршрута. Определиться, каким составом мы поедете, какие у вас интересы – природа, рыбалка, каякинг, музеи – в Норвегии есть все, главное – решить, что же подходит именно вам. Наш первоначальный маршрут немного изменился в ходе поездки, но вы можете его взять за основу вашего самостоятельного путешествия.
Отели и кемпинги на первые дней 5 мы бронировали заранее. Больше всего предложений по Норвегии представлено на Booking.com, однако стремительно набирает популярность сервис для аренды жилья у местных – Airbnb (для наших читателей – ссылка на скидку 2100 рублей при первом бронировании).
Паромные переправы
Паромы я бы назвал необходимым злом. Можно и без них, но часто паромы помогают сэкономить время и деньги на топливо. Пример на нашем опыте: от Москенеса до Буде ехать на машине 670 километров, это около 10 часов в пути и почти целый бак топлива, который тут может стоить тысяч 5. А можно проплыть 105 километров на пароме стоимостью 746 крон за автомобиль с водителем + 180 крон за каждого пассажира (4470 + 1000 в рублях). Вот и решите сами, что вам важнее. Или еще вариант: короткая переправа от пункта Eidsdal до Linge (по пути на Гейрангер) длится всего ничего — 3 километра. Если ехать между этими пунктами без переправ, то нужно проделать путь длиной 390 километров (!), причем через горные перевалы.
Все паромные переправы в Норвегии можно условно поделить на короткие и длительные. Вышеупомянутый паром из Лофотенских островов до Буде пример длительного парома, который плывет больше часа, имеет большую вместимость и место там можно забронировать заранее, чем я и воспользовался. Бронь заранее, как мы убедились, дает право приоритетной посадки, остальные ждут в общей очереди. Короткие, или быстрые переправы оплачиваются прямо на борту. В этом случае нужно просто занять очередь по разметке, заехать на паром и оплатить его по требованию сотрудника, он будет ходить между припаркованными машинами. Принимает наличные и банковские карты, на фотографии ниже он как раз предлагает ввести пин-код от карточки на мобильном терминале. Если паром стоит, шлагбаум открыт и машин в очереди нет, то можно сразу заезжать, если сотрудник у въезда даст добро. Мы как-то накололись на этом, встали в очередь и пошли узнавать насчет оплаты в… кафешку. Там, естественно, про оплату ничего не знали и посоветовали заехать на паром. Когда мы вышли из кафешки паром уплыл. А очередь оказалась просто припаркованными у кафе автомобилями. Вот так.
Важное замечание насчет очереди на паром: соблюдайте разметку и становитесь в очередь по порядку. Вся парковка перед паромом обычно поделена на линии, которые пронумерованы по порядку
Сначала на паром грузятся все машины в первом ряду, потом во втором и так далее. Читал про истории, когда наши соотечественники становились первым во втором ряду, а потом были вынуждены пропускать всех с первого ряда.
Первый пункт поездки
Первой нашей точкой был городок Берген. Туда мы ехали на машине почти 4 часа, хотя от аэропорта Хаугезунда расстояние совсем небольшое. По пути у нас был паром через очень красивый фьорд, что для норвежцев не является ничем особенным, а мы, разинув рот, фоткали эту красоту.
Берген — бывший рыбацкий городок, в котором сохранились разноцветные деревянные домики. Да и вообще, городок очень милый и сказочный. Приезжать бы туда к бабушке на каникулы ? .
На набережной продают различные морепродукты, правда уже не норвежцы, а испанцы и азиаты.
Граффити в Бергене
Времени у нас было мало, так что эти пару часов меня только подразнили. Обязательно еще вернусь в этот городок.
Лекнес — Сёрваген
На календаре — 31 июля. Утром проснулись, потянулись, пробежались по кемпингу. Позвонили в сервис по поводу машины. Ответили, что мастера пока нет, попросили повторить звонок позже.
Приятно посидеть и попить чай
Думаю, куда податься — в Анадырь или Екатеринбург?
Все-таки решил: поеду на Лофотенские острова. Пляжи с белым песком, великолепные пейзажи, тихие бухты и высокие горы. Рыбацкие деревушки с шестами для сушки трески и видом на простор Атлантического океана.
И снова в путь
Трасса Е10 проходит по Лофотенским островам
Чудо инженерной мысли
Лофонтенские пейзажи
Наверно, будет вкусно
Тихая бухта
Рыбацкие суденышки
Деревня Хеннингсвер
Шесты для сушки рыбы
Мосты Фредванг
На Лофотенских островах раскинулось огромное количество мостов, причем некоторые из них настолько узкие, что даже две легковые машины не могут разъехаться. Вот почему там стоят светофоры, регулирующие движение транспорта.
Одностороннее движение
Это еще не конец пути
И опять мы взбираемся на спину к очередному мосту
Временами дороги такие узкие, что сделаны специальные расширения, чтобы машины могли разъехаться. Они обозначаются буквой «М».
До «кармана» надо еще доехать
Крайняя точка Лофотенских островов
Дом в национальном стиле в самом дальнем городке под названием «А»
История в камне
Кемпинг снова заказали по телефону, используя «Дримсим». Вдыхали чистый воздух, который навеял в итоге крепкий сон и хороший аппетит. В этот раз, к сожалению, номера были откровенно плохие. Посуда убитая, мебель скудная и старая, не было даже душа и туалета. Самое интересное, что цена при этом не особо ниже, чем в других.
Кемпинг
Цены
Норвегия не отказалась от собственной валюты, поэтому на ее территории ходит норвежская крона. Чтобы проще понимать порядок цен на продукты, жилье, бензин и другие нужды, стоимость товара нужно умножать на кросс-курс российского рубля к кроне. В течение последних лет этот показатель держится в пределах 7,2 — 7,5, а средний курс в этом году составил 7,35.
Цены на продукты первой необходимости в норвежских магазинах могут поразить неискушенного туриста. В разных городах стоимость одного и того же товара может незначительно отличаться. Но в любом случае дешевого хлеба или картошки здесь не найти:
Название продуктов | Стоимость в норвежских кронах | Стоимость по курсу в рублях |
Батон нарезной | 42 | 309 |
Булочки для сэндвичей (6 шт.) | 24 | 176 |
Молоко безлактозное (1 л) | 19 | 140 |
Молоко коровье жирность 3,2% (1 л) | 20 | 147 |
Мясо (говядина, телятина) | 89 — 99 | 654 — 728 |
Яйцо куриное (упаковка 18 шт.) | 46 | 338 |
Картофель (1 кг) | 28 | 206 |
Помидоры (1 кг) | 45 | 331 |
Бананы (1 кг) | 30 | 220 |
Мороженое (коробка 1 кг) | 54 — 71 | 397 — 522 |
В магазинах большой выбор колбасы, ветчины, сыров, рыбных консервов и рыбы. Порция ветчинной нарезки на одного человека стоит от 10 крон (73,5 руб.), а 200-граммовую упаковку сыра меньше чем за 25 крон, не купишь. Но это дешевле, чем питаться в кафе — трехразовое питание в сети общепита обойдется «в копеечку».
Владельцам пластиковых карт не обязательно тратить время на обмен валюты: во всех торговых точках, будь то маленький магазинчик или автозаправка в 50 км от населенного пункта, можно расплатиться банковской картой.
Заправляйтесь топливом по низким ценам
Меня удивил разброс цен на разных заправочных станциях Норвегии. Он в пересчете на рубли мог быть более 11 рублей за литр! Самый дешевый бензин в кронах стоил 14,40, а самый дорогой 17,39, хотя чаще всего цена встречалась цена около 16,80. Можете себе представить такую разницу в России? Особенно чувствительно это может быть, если заправлять полный бак. Например, объем бака нашего Ford Explorer 80 литров, а при наших пробегах заправки были частыми. Так что если увидели цену ниже 16 крон за литр — сразу заправляйтесь, даже если топлива в баке больше половины. Дизель стоит в среднем на крону дешевле, но разброс в ценах тоже ощутимый.
Краткое знакомство с Норвегией
В Норвегии даже летом приходится носить теплую одежду — носки, свитеры, куртки и головные уборы. Планируя поездку в страну фьордов, водопадов и архитектурных достопримечательностей, полезно узнать прогноз синоптиков на ближайшую декаду. Даже если метеорологи пообещают комфортную погоду, теплые вещи в чемодане лишними не будут.
Способов доехать до Королевства Норвегия много:
- автобусом;
- паромом;
- самолетом;
- на личном автомобиле.
Самый бюджетный вариант — поездка на собственной машине. Если расходы на бензин и оплату платных автомагистралей (например, Москва — Санкт-Петербург) разделить на 3-4 человек, получится вполне экономно.
Путешествие по Норвегии на личном автомобиле позволяет минимизировать расходы и открывает перед туристами массу возможностей. При таком способе передвижения не придется знакомиться с общественным транспортом — городским и междугородним, тратить деньги на аренду авто или оплачивать такси. Но планирование тура нужно начать с оформления визы. В страну пускают только тех туристов, у кого открыта национальная норвежская или шенгенская виза.
На чем ехать
Мы выбрали вариант с собственным автомобилем – Шкода Октавиа Тур. Так намного интереснее, плюс можно посмотреть несколько стран “по дороге”. Однако тем, кто не фанатеет от длинных перегонов по 500-900 км рекомендую либо лететь самолетом и брать машину в аренду, либо увеличивать количество дней отпуска, чтобы без спешки проезжать по 200-300 км в день.
Мы обычно бронируем один из самых дешевых вариантов, доступных среди международных прокатных контор. По Европе, как правило, больше всего компаний представлено на Rentalcars.com, да и техподдержка у них очень вежливая и готова помогать и разбираться.
По авиабилетам можете примерно сориентироваться тут:
или сходите на Aviasales или Skyscanner.
В Финляндии и Норвегии водителя нельзя отвлекать (!) – ему нужно быть очень аккуратным, чтобы вовремя заметить оленей или овец, выбегающих на дорогу.
Особенно советую ознакомиться с ПДД Норвегии – они очень строгие. Нарушителям выписывают огромные штрафы (например, мы в Осло “припарковались” на 500NOK.
Зато за счет соблюдения скоростного режима 50/80 – по городу/вне города, машина потребляет минимальное количество бензина. Наш лучший показатель 6,5 литров на 100 км (4 человека+ 500 литров багажника, забитых под завязку). Насчет международных прав мы так и не поняли – нужны они или нет. У нас было 3 водителя и все с российскими правами.
Отдельно скажу про платные дороги – мы платили только там, где была “мануальная оплата” – т.е. сидел человек и принимал карточки. В остальных случаях стояли “automatic toll”, которые можно игнорировать. Полицию на дороге мы видели только один единственный раз, перед въездом в тоннель.
Кемпинг среди норвежских гор возле фьорда
Далее мы направились на машине в место нашего ночлега, деревушку Гудванген, где больше было кемпингов, чем домов, где жили местные.
В одном из кемпингов остановились и мы. Стоил на человека он всего 11 евро, но это был маленький домик с кроватями с деревянными досками, которые постоянно выпадали, туалет и душ были отдельно. Только за постельное белье и душ пришлось доплатить, так что ночлег стал стоить уже 17 евро, все еще сущие копейки по норвежским меркам. Кровать на полу, естественно, досталась мне, человеку, который и на полу отлично выспится.
Рядом находился красивейший фьорд, один из притоков огромного Согне-фьорда, о котором я уже упоминал. Возле него был туристический центр с рестораном, сувенирной лавкой, пунктом проката каяков и байдарок, а также причал, куда приплывали катера.
В этом живописном месте мы с утра арендовали каяки и час поплавали между огромных норвежских гор и водопадов – незабываемое впечатление.
Недорогое питание
Тем, кто выбрал автомобильное путешествие, проще сберечь деньги. Основной продуктовый набор можно взять с собой. Мы рекомендуем запастись крупами, консервами, водой, печеньем. Готовить можно на маленькой газовой горелке. Не стоит брать сыр, колбасу, молоко и другие подобные товары. Мало того, что они быстро портятся, так еще и на границе их могут забраковать. Эти продукты можно купить непосредственно в Норвегии. Да, выйдет раза в два дороже, чем в России, но намного дешевле, чем в кафе и ресторанах. При правильном планировании, продуктовые траты одного человека на неделю составят 5 тысяч рублей.
При авиапутешествии на еду придется потратить уже 10 тысяч рублей. Ведь все продукты придется покупать в Норвегии. И совсем не бюджетный вариант – питаться в кафе и ресторанах. Средний чек в таких заведениях в Осло – полторы тысячи рублей за один обед.
Подготовка к путешествию в Норвегию
На туристических форумах часто можно встретить отзывы о том, что Норвегия — крайне дорогая страна, и необходимо психологически и денежно быть готовыми к этому. Вот почему в путь мы заготовили некоторые припасы: орехи, овсяную кашу быстрого приготовления с сухофруктами, чай. Брали с собой палатку и спальники, чтобы ночевать на свежем воздухе или в машине, в зависимости от погоды.
Наша поездка состоялась в августе, но наполнение гардероба варьировалось от термобелья с парой теплых носков до набора маек с коротким рукавом, ведь эта северная страна редко балует своих жителей жаркой погодой.
Берите продукты с собой и готовьте по пути
Питаться в ресторанах в Норвегии очень дорого, даже если это недорогой по норвежским мерам уличный фастфуд. Для сравнения, шаверма в простой кафешке с турками может стоить от 800 рублей. Поэтому составьте меню на все дни поездки, покупайте продукты и принадлежности для приготовления, и сэкономьте на этой статье расходов.
Мы взяли с собой газовую плитку с баллонами, стол со стульями, канистры с водой, чайники. А половина багажника была занята продуктами. Больше всего было разных консерв: шпроты, кильки, супы, тушенка, куриное мясо, пара паштетов и еще что-то. Каши и лапша быстрого приготовления, куда же без них. Были макароны, которые готовятся 3 минуты. Обязательная гречка, она быстро готовится, полезная и вкусная. Купили снеков и сладкое к чаю: арахис, сладкие палочки, сушки, печенье, вафли. Всего продуктов на семерых у нас было на 25-30 тысяч рублей. Обеды были в виде коротких перекусов, чтобы не тратить время в пути, а завтраки и ужины готовили на огне подольше. Кстати, воды много брать с собой смысла нет. В Финляндии, Швеции и Норвегии вода из под крана чистая настолько, что ее можно пить. Мы набирали воду даже из горных ручьев во время трекинга. Просто берите удобные бутылочки и все.
Ценник на шавермы в одной из кафешек Ставангера:
Один из первых ужинов в кемпинге, который мы приготовили сами из привезенных российских продуктов:
Осмотр достопримечательностей
Особая статья расходов в Норвегии – это траты на поездки по интересным местам. Ехать в эту страну, чтобы увидеть только столицу, нет смысла. Расходы на бензин в автомобильном путешествии составят не менее 10 тысяч рублей. Если вы арендуете транспорт, добавьте к этой сумме еще тысяч 15. Пешему туристу экономичнее передвигаться на поездах. Для этого нужно заранее продумать маршруты и выкупить билеты. Тогда сможете уложиться в 10 тысяч.
Но просто добраться, например, до фьердов, недостаточно. Конечно, их можно рассмотреть и с одной точки, но хотя бы один раз рекомендуем потратиться на тур по воде. Цена за взрослый билет начинается от трех тысяч.
Вывод
Значительно сэкономить на путешествию в Норвегию можно при бронировании билетов заранее, поиске спецпредложений и акций. Качественная подготовка к поездке сократит бюджет и позволит более интересно провести время. Обо всех способах экономии при планировании путешествия.
В интернете многие советы по бюджетным поездкам по Скандинавии строятся на фрирайдерстве. В Норвегии многое основывается на доверии: часто факт оплаты услуги или товара не проверяется и многое остаётся на совести. Например, домики в глухих местах, в которых можно бесплатно переночевать, предназначены для людей, по-настоящему нуждающихся в ночлеге и еде. Не стоит паразитировать на этом и пользоваться доброжелательностью людей, так как это снизит доверие к туристам, которые приедут после вас.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Тэги:
- европа
- норвегия
- совет