Содержание
Религия
В XI—XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (pert’ižand), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (noid).
Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса — mecižand. Его также называют — mecanuk, mecanmez’, mechiine, korbhiine. Он живёт с женой — mecanak, mecanemäg, а иногда и с детьми. Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком. Первым делом, как только войдёшь лес, следует принести жертву mechiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлёт, а ещё заведёт в такую чащобу, откуда не выберешься». Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, «что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землёй и в воздухе». В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.
На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться. Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut mecha, muga i mecaspää (mecaspäi)» («Как к лесу, так и от леса»).
Известность вепсского края в конце XV — первой трети XVI вв. связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, который, по мнению ряда исследователей, был вепсом по происхождению. Вепсское происхождение Александра Свирского признаётся и в некоторых изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях.
Возвращение к корням
Уже в XXI столетии национальные праздники, например, выгон скота или аналог славянской Масленицы — Древо жизни, сибирские вепсы начали отмечать снова. Кажется, массово сибирские вепсы начинают распробовать свою национальную идентичность только сейчас.
…В своём бревенчатом деревянном доме нас встречает высокая, статная пожилая вепсянка Надежда Воротынова.
Отец Надежды Ивановны приехал в Маниловск в 1928 году, он, как и все жители деревни, по происхождению — ленинградский вепс, а в соседней деревне Мардай живёт вторая ветвь сибирских вепсов — выходцев из Нижегородской губернии. Большая семья с девятнадцатью внуками и шестью правнуками (пару лет назад, кстати, признанная лучшей семьёй Аларского района) — наглядное подтверждение того, как век спустя люди стали возвращаться к своим истокам. Дочь Надежды Ивановны Марина, например, заинтересовалась чухарской историей в последние несколько лет. Не зная языка, женщина нашла в Интернете частушки своего народа и выучила их методом слепого повторения. Сшила национальный костюм — также по найденным во всемирной паутине источникам и теперь участвует в национальных конкурсах.
— Сама я чухарского языка не помню, в семье разговаривали по-русски, — Надежда Ивановна вспоминает несколько самых простых слов. Оказывается, «молчи» на языке чуди звучит как «вайкишту», а «ложка» — «лузик». В Иркутской области сегодня почти не осталось вепсов, сохранивших родную речь: несмотря на то, что чухари жили компактными поселениями, даже внутри семей говорили по-русски. Язык чуди, кстати, скандинавский — родственный прибалтийско-финскому.
«Глубоко западное» происхождение народа можно разглядеть и в орнаментах.
Вепсянка развязывает узел с вышивками, доставшимися ещё от матери. Рисунок из красно-белых ромбов и квадратов чем-то напоминает скандинавские снежинки на вязаных свитерах. Надежда Ивановна сначала подумывала отдать узел в музей, а после решила сохранить для семьи.
К истории рода Воротыновы относятся трепетно. Под потолком в раме висит герб семьи: на овальном щите — ткацкий станок, самовар и молот — в династии были сильные ткачихи и кузнецы. Из «династийных», семейных вещей — стол, которому почти сто лет, корытце для нарезки капусты и две деревянные бочки для солений.
…Говорят, что несколько лет назад этнографы занялись поиском дома, построенного по традиции вепсов. Так и не нашли — материальная культура вепсов будто растворилась, исчезла подобно Атлантиде. Так что успевайте в Мардай или Маниловск — посмотреть, быть может, на последних представителей уходящей чуди.
Комментарий:
Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы»:
— Иркутская область во время столыпинской реформы приняла колоссальное количество переселенцев — можно сказать, больше, чем любая другая территория (кстати, этот год в нашей стране назван Годом Петра Столыпина). Чтобы людям разных народностей было легче освоиться в Сибири, переселенцев из одной местности старались селить рядом. Таким образом сохранялась национальная культура — так в наш регион пришли, например, украинские мазанки. Парадокс вепсов заключается в том, что за век они почти растворились в местном населении — музейные работники практически не могут найти в Сибири хоть какие-то материальные «следы присутствия» этой народности. Вепсы сразу стали строить дома по местным обычаям, полностью переняли быт здешнего населения, поэтому их отличает только духовная культура, которая носит скандинавский характер.
Кстати:
Достоинства вейпа и электронных сигарет
Желание бросить курить у многих людей сталкивается с физической и психологической зависимостью от никотина. Поэтому в обществе и существует запрос на безопасные альтернативы сигаретам, которые позволят уменьшить вред для здоровья, но при этом не бросать курить совсем.
Вейп и электронные сигареты – одна из таковых. Кто-то использует его, как заменитель сигаретам, а кто-то, как заместительную терапию при попытке бросить курить. Однако, нужно учесть, что ВОЗ отмечает отсутствие исследований, которые бы доказали полное отсутствие вреда вейпа. Поэтому в качестве безвредной замены эта организация его не рекомендует, но отмечает, что после дополнительных исследований, возможно, он таковой станет.
Распространённое заблуждение касается отсутствия в жидкости для вейпа никотина. На самом деле, существуют разные составы, как с никотином, так и без него. На сегодняшний день, по концентрации никотина жидкость для вейпа классифицируют следующим образом:
- С очень высокой концентрацией (до 24 мг).
- С высокой концентрацией (16-18 мг).
- Со средней концентрацией (10-12 мг).
- С низкой концентрацией (6-8 мг).
- Без никотина.
Помимо никотина в жидкость для вейпа входят и другие компонента:
Дистиллированная вода, благодаря которой образуется пар.
Лимонная кислота.
Различные ароматизаторы.
Пропиленгликоль или растительный глицерин
Он позволяет регулировать температуру кипения и замерзания жидкости, что важно для её качественного выпаривания.. В зависимости от производителя состава для вейпа, его ингредиенты могут незначительно варьироваться
При этом важно отметить, что все эти компоненты используются в пищевой и фармакологической промышленности на протяжении 50 лет, многократно исследованы и доказано безвредны
В зависимости от производителя состава для вейпа, его ингредиенты могут незначительно варьироваться
При этом важно отметить, что все эти компоненты используются в пищевой и фармакологической промышленности на протяжении 50 лет, многократно исследованы и доказано безвредны
Карелия
Шёлтозеро (857 человек)
Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.
Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.
Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.
Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.
Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.
Еда
Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов — калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.
Из жидких блюд едят похлебки, различные супы:
- овощные
- мясные
- грибные
- рыбные
- щи с крупой, картофелем, щавелем.
Во время голода щи готовили с крапивой. В лесу собирали ягоды, грибы, из овощей самым популярным в кухне вепсов была репа. Ели ее в пареном, сыром, вяленом, сушеном виде. С 19 века в рационе народа постепенно начал появляться картофель. Любят вепсы блюда из рыбы. Ее жарят, вялят, добавляют в супы. Уху варят только из свежей рыбы. Зимой готовят суп из мелкой сушеной рыбки сущика.
Мясо ели редко, забивали скот поздно осенью, мясо солили в бочках. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Вяленое мясо хранили до 2 лет, варили из него холодец, суп.
На поминки готовят кутью, овсяной густой кисель. Раньше кутью делали из ржаных, пшеничных вареных зерен с добавлением сахара, сегодня используют покупной рис.
Из напитков употребляют квас, молоко, сыворотку, чай. Раньше этот напиток пили только в праздники. Кисель варят из ржаных, овсяных отрубей. На праздники стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить лучшие блюда. На каждый праздник обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только для очень важных случаев, например, на свадьбу. Для этого специально звали пивоваров. Очень редко народ употреблял водку, вино. Завтрак все женщины готовили только после утреннего ухода за скотом. По утрам ели мучные изделия, каши. Потом следующий прием пищи был в 11 часов дня. Обед через 1-2 часа после полудня, ужинали вечером после работы. За стол всегда первым садится хозяин, он режет хлеб. Если раньше из общей посуды. Строго запрещено за столом ругаться, смеяться.
Традиции и обычаи вепсов
Обычаи народов (вепсы не исключение) могут рассказать о них много полезной информации. Играли свадьбу жители республики Карелии зимой, но только перед этим совершалось сватовство. В случае отказа девушка должна была в угол своего жилища бросить 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства. Перед свадьбой молодых обязательно должны были благословить родители.
Похороны у вепсов заключались в двух типах: первый предусматривал оплакивание покойного, а второй — «развеселение» умершего.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Частые проблемы при входе и их решение
Далее мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются некоторые пользователи. Чаще всего возникают проблемы со входом, а кто-то не может правильно завершить сеанс общения так, чтобы не нарушилась конфиденциальность переписки. Встречайте решения для каждой проблемы.
Не получается войти, что делать?
Отдельные пользователи сталкиваются с проблемой входа в WhatsApp Web, плагины или программу WhatsApp для Windows. Существуют четыре причины, из-за чего возникает данная проблема:
- Смартфон не подключен к интернету – проверьте доступность точки доступа Wi-Fi или включите мобильную сеть.
- Нулевой или отрицательный баланс – смартфон не может подключиться к интернету, также невозможна синхронизация. Пополните баланс или подключитесь к работающему Wi-Fi.
- Устарело мобильное приложение на смартфоне – такое происходит, когда пользователь запрещает автоматическое обновление приложений ради экономии трафика или заряда батареи. Пройдите в Play Market, найдите там WhatsApp и обновите его в ручном режиме.
- Возникла авария на стороне серверов WhatsApp или провайдера – в этом случае необходимо дождаться завершения восстановительных работ.
Вы слышали про новинку игры Among Us, в которую играют теперь не только на компьютере, но и на смартфоне? Рекомендуем вам ознакомиться с этой новинкой.
Иногда проблема связана с используемым браузером – в нем могли накопиться ошибки. Очистите кэш или переустановите браузер, попробуйте войти еще раз. Для исключения проблемы авторизуйтесь в другом обозревателе. В отдельных случаях работе мешают какие-то ранее установленные плагины.
Как сканировать штрих код через телефон?
Для синхронизации смартфона и компьютера используется QR-код. Он демонстрируется при запуске WhatsApp на компьютере. Пользователь сканирует его смартфоном, устанавливая связь – после этого можно приступать к общению со своими собеседниками.
Так получилось, что многие люди не понимают, как отсканировать штрих-код с помощью телефона. В некоторых смартфонах установлен штатный сканер, люди пытаются воспользоваться им. На самом деле авторизация производится именно через мобильное приложение WhatsApp, установленное на смартфоне.
Вот краткая инструкция по вызову сканера:
Запустите на смартфоне уже настроенное приложение WhatsApp. Настроенное – значит, полностью готовое к общению, с ранее проведенными диалогами.
Над списком чатов, в правом углу, находится кнопка вызова меню в виде трех расположенных друг над другом точек – коснитесь кнопки пальцем.
На экране появится список доступных действий – коснитесь пальцем строки WhatsApp Web, она находится на третьем месте.
Появится квадратное окно с зеленой каемкой – именно это окно нужно навести на штрих-код (QR-код), отображаемый на экране компьютера
Обратите внимание – смартфон может потребовать разрешение на запуск камеры. Дайте это разрешение, чтобы появилось окно сканера.
Как только вы наведете окно сканера на штрих-код, сработает синхронизация, на компьютере появится рабочее окно мессенджера со всеми переписками.
Как выйти с WhatsApp на компьютере?
Авторизовавшись в WhatsApp на компьютере, необходимо проявлять осторожность – получить доступ к переписке сможет любой другой пользователь данного ПК, так как парольной защиты на запуск мессенджера нет. Ваша задача – научиться выходить из сеанса
Пошаговая инструкция по выходу из текущего сеанса:
- Перейдите в окно мессенджера WhatsApp на компьютере.
- Найдите вход в меню в виде трех точек – они располагаются над списком чатов.
- Нажмите на точки, кликните по строке «Выйти».
Сеанс прервется, с этого момента переписка недоступна – она останется только на смартфоне.
Альтернативный способ подразумевает дистанционный выход. Например, вы общались в WhatsApp на рабочем компьютере, которым пользуются и другие пользователи. Если доступа к этому компьютеру нет, выполните следующие действия:
- Запустите WhatsApp на смартфоне.
- Коснитесь трех точек для вызова меню.
- Коснитесь строки «WhatsApp Web».
- Выберите в списке подключенных устройств нужный компьютер, коснитесь его пальцам и нажмите «Выйти».
Сеанс связи на удаленном компьютере прервется. При наличии в списке нескольких компьютеров, найдите подходящий по времени последнего сеанса и наименованию браузера, через который был выполнен вход. Также можно выйти со всех устройств сразу.
Численность
Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь. Общее число жителей регрессивно изменялось: Годы Численность (человек) 1896 — 25 285 1927 — 32 775 1939 — 32 054 1959 — 18 400 1970 — 8 281 1979 — 8 094 1989 — 12 501 2002 — 8240 Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:
Миграция вепсов в Петрозаводск
Год Средний процент вепсов 1927 — 1,2% 1938 — 25,2% 1971 — 44,1% 1988 — 51,7% 2002 — 55,7% 1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.
Политика ассимиляции Редактировать
Количество вепсов в Советское время резко сократилось. Следуя общей тенденции, молодое поколение вепсов переехало из деревень в города. Политика насильственного гнета, начатая в 1937 году, направленная на все меньшинства в Советском Союзе, также искоренила вепсов. Все национальные культурные мероприятия были прекращены. Началась ассимиляция вепсов «ускоренными методами».
Были закрыты школы, сожжены учебники, учителя посажены в тюрьму, а некоторые этнические интеллектуалы даже погибли из-за своей национальности (среди них этнограф вепсов Степан Макарьев). Национальные округа были упразднены (в Ленинградской области в 1939 году, в Карельском АССР в 1956) и были разбросаны между Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областями. В 1937 году сельские советы вепсов были лишены своего национального статуса. Вепсы Шимъярва в отчаянии покинули свои дома и поселились в деревнях и городах вокруг Äänisjärve. Такая злонамеренная национальная политика привела к вымиранию многих деревень. Инфраструктура распалась, рабочие места сократились, магазины закрылись, медицинские услуги стали недоступны.
С 1941 по 1945 гг. в «Войне за продолжение» финны занимали северные площади. Финские власти создали там финскую систему образования. Некоторые вепсы присоединились к финской армии в качестве добровольцев, сформировав «Сородичный батальон». Отступление финнов с этих территорий вызвало сильные страдания местных вепсов: советские власти жестоко наказали людей, которых обвинили в сотрудничестве с финнами. «Сородичный батальон» был оставлен финнами в Советском Союзе.
Сколько зарабатывают вебкамщицы
Начинающие вебкамщицы зарабатывают 500-1000$, если ответственно подходят к работе. Если вы только новичок в этом деле, то вам придется приложить усилия, чтобы стать успешной вебкамщицей. Вам нужно будет проводить трансляции минимум по 4-5 часов, 5 дней в неделю. Это нужно для того, чтобы быть на виду у обеспеченных зрителей, которые возможно станут вашими постоянными клиентами. Заработок вебкамщицы напрямую зависит от количества ее зрителей, ведь чем больше зрителей-тем выше доход. А сколько получают вебкамщицы поопытней?
Профессиональные модели, которые давно занимаются вебкамом, могут зарабатывать гораздо больше, ведь у них уже есть множество постоянных зрителей и преданных фанатов. Это дает им возможность:
- Регулярно получать подарки от своих поклонников,
- Гораздо больше времени проводить в привате,
- Продавать свои фото и видеоматериалы, и сделать это источником дополнительного дохода,
- Стать нашим партнером — привести на сайт своих друзей и подруг, и получать процент от их дохода.
Рассчитайте свой будущий заработок, воспользовавшись нашим калькулятором!
Помимо этого, для вебкамщиц регулярно проводятся конкурсы и розыгрыши с денежными призами и не только. Принять участие в конкурсе или розыгрыше может любая зарегистрированная на сайте вебкамщица.
Культура
Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:
- сказки-анекдоты;
- волшебные, легендарные сказки;
- сказки о животных;
- загадки;
- пословицы;
- предания;
- былички;
- потешки;
- дразнилки.
Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.
Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.
Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.
В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.
Маниловск и калитки
Мы едем в Маниловск. Деревня с гоголевским названием (кстати, неподалёку есть ещё и Чичиковская) столетие назад начиналась именно с вепсов. Вековой юбилей маниловцы отметят этим летом. Здесь живёт несколько сотен человек, семей вепсов осталось четыре. Три длинных улицы, пара-тройка каменных зданий, большая двухэтажная школа — сходств с легендарной Маниловкой не так много. Разве что раньше возле деревни был пруд, но теперь вода размыла дамбу. Работать негде, только бюджетные учреждения — классическая история русской деревни.
Местный библиотекарь Надежда Богута, хрупкая женщина, наполовину вепсянка, похожа на описание вепсов, которое дают этнографы: «голубоглазые, немногословные, с волосами как лён». По дороге она рассказывает, что такое калитки — по её словам, один из главных национальных атрибутов местных вепсов. Выясняется, что речь идёт о пирожках из несолёного теста. Форма — вроде чебуреков, «содержание» совсем простое — начинка из сахара, картошки или пшённой крупы.
— Пища вепсов вообще небогата, чудь — народ трудолюбивый, но достаточно бедный, привыкший жить в трудных условиях, — рассказывает Надежда Дмитриевна. — Яичница, например, считается свадебным блюдом.
Она объясняет, что вепсы жили в Карелии, на болотистой местности, и порой даже чтобы посадить картошку, им приходилось привозить землю и насыпать грядами. Отсюда — особенное отношение к каждой бытовой мелочи. А почитание скота, например, целый культ.
Традиционная пища
Традиционная пища: кислый хлеб, пироги-рыбники, пирог курник, «калитки» — ржаные ватрушки; рыбные блюда. Напитки: пиво (олуд), хлебный квас.
Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Детей с малолетства кормили ржаным хлебом, накрошенным в молоко. Ржаная мука
использовалась для самой излюбленной выпечки — калиток (kalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Другой известный вид вепсской выпечки — пироги для зятя. Сканец для них раскатывали из пшеничного теста, а начиняли толокном, рассыпчатой пшённой кашей, сахарным песком. Затем их жарили в сливочном масле. Пироги для зятя готовили сразу при входе в дом сватов; а сладкими пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.
Рыба у вепсов, проживающих на побережьях озёр и рек, занимала важное место в рационе. Из неё круглый год готовили уху, вялили, сушили в печах
Самой популярной едой из рыбы являлись пироги-рыбники.
Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет
Вепсы (весь)
Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.
Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.
К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).
Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.
Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).
Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:
Абу Хамид ал-Гарнати
«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).
Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.
О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».
Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.
Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.
2