Военно-сухумская дорога в абхазии

Содержание

История[править | править код]

Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен. В VIII в. по ней в Аланию вторглись арабы. Этот караванный путь изображен на венецианской карте-схеме XIV в.

Проект строительства колёсной дороги родился в 1850-х годах, а железной дороги в 1890-х годах. Геологические исследования вдоль дороги были проведены в 1895 году под руководством И. В. Мушкетова. Основной целью было строительство железной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет от станции Невинномысская до Сухума.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.

Историческая дорога, соединяющая Абхазию и Карачаево-Черкессию — Военно-Сухумская дорога сегодня

1 оценило

Военно-Сухумская дорога — это дорога, соединяющая Абхазию и Россию через Главный Кавказский хребет. В настоящее время из-за сложной политической ситуации эксплуатируется частично, сквозного проезда нет.

Военно-Сухумская дорога в Абхазии

История строительства

Проект строительства Военно-Сухумской дороги через Клухорский перевал был разработан в 50-х годы XIX века.

Строительство Военно-Сухумской было начато в 1894 году и завершено к 1903 году. Частично дорога по так называемой «турецкой тропе» — старинному пути, известному с древнейших времен и изображавшемуся на старинных картах. В VIII веке по ней в Аланию вторглись арабы.

В 1903 году дорога соединила города Черкесск в РСФСР (бывшая станица Баталпашинская) и Сухум в Абхазской АССР. До 1946 использовалась как дорога, соединяющая Северный Кавказ и Закавказье, а после открытия железной дороги и изменения транспортных связей — как туристический маршрут и как автомобильная дорога, обслуживающая окрестные сёла и верховья Кодорского ущелья.

Состояние дороги сегодня

Военно-Сухумская дорога начинается на Черноморском шоссе в Абхазии и проходит через несколько сел: Мерхеул, Цабал, Лату, Ажару, Амткел, Генцвиш, Чхалту и выходит к заброшенной турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Асфальтовое покрытие в неудовлетворительном состоянии, в некоторых местах отсутствует полностью.

Со стороны России большая часть дороги заасфальтирована (170 км) и проходит через населённые пункты: город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью проходит вдоль реки Клухор. Последним пунктом на российской территории была турбаза «Северный приют», исчезнувшая в начале 1990-х годов.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 метров), здесь дорога практически прекратила своё существование и непроезжаема физически.

Сквозной проезд по дороге закрыт в 1992-93 году после Грузино-Абхазского конфликта и прохождения государственной границы Российской Федерации и отсутствия пограничных постов в этом месте.

Как доехать до Гоначхирского ущелья

От Домбайской поляны до съезда в Гоначхирское ущелье 7 километров, а от поселка Теберда чуть более 13 километров.

Гоначхирское ущелье находится на территории Тебердинского заповедника, поэтому вход платный. Сотрудник заповедника дежурит на пропускном пункте ежедневно с 9 до 17 часов. Экологический сбор за прогулку по маршруту составит 200 рублей с человека и столько же с автомобиля.

До Клухорского перевала протяженность всего ущелья составляет 30 километров, но для туристов открыты только 15 километров пути — от начала ущелья до пограничного шлагбаума у реки Кичи-Муруджу. Дальше закрытая пограничная зона.

На общественном транспорте можно доехать до начала ущелья из поселка Домбай или Теберда. Маршрут по Гоначхирскому ущелью можно пройти пешком или проехать на автомобиле. Хотя для пешей прогулки 15 километров в одну сторону весьма существенное расстояние. Кроме того, идти пешком по асфальту, где ездят машины, не очень удобно. Таким образом, ущелье реки Гоначхир можно посетить на автомобиле и сделать остановки в понравившихся местах, о которых речь пойдет ниже.

Если же вы приехали в поселок Домбай без машины, то в Гоначхирское ущелье, как и на все знаковые достопримечательности, местные жители организуют экскурсии. Цена такой экскурсии напрямую зависит от числа желающих. Оплачивается стоимость машины и чем больше желающих наберется, тем меньше будет стоимость на человека. Если же желающих не найдется, а в будние дни так скорее всего и будет, то всегда можно договориться.

Вот несколько вариантов экскурсий из поселков Теберда и Домбай:

  • от 2000 рублей — индивидуальная экскурсия по ущелью до пограничного шлагбаума, с остановками;
  • от 700 рублей — такси до пограничного шлагбаума, обратно самостоятельная прогулка;
  • от 300 рублей — такси до пропускного пункта в начале ущелья, далее самостоятельная прогулка по ущелью;
  • от 20 рублей — на общественном транспорте до пропускного пункта в начале ущелья (остановка по требованию), далее самостоятельная прогулка по ущелью.

История

Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен. В VIII в. по ней в Аланию вторглись арабы. Этот караванный путь изображен на венецианской карте-схеме XIV в.

Проект строительства колёсной дороги родился в 1850-х годах, а железной дороги в 1890-х годах. Геологические исследования вдоль дороги были проведены в 1895 году под руководством И. В. Мушкетова. Основной целью было строительство железной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет от станции Невинномысская до Сухума.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.

Что посмотреть?

Река Кодори

Самая большая река на территории долины — Кодор. Питанием для нее служит ледниковая вода с Главного Кавказского хребта. Образована слиянием двух горных водоемов — Гвандра и Сакен. От своего начала — Нахарского перевала — тянется к черному морю, куда и впадает. Водоем растянулся на 170 километров. Берега он имеет скалистые, живописные, а скорость течения — немалую.

Самые крупные притоки — Адзгара и Клыч. Приобрела известность на территории бывших союзов благодаря судну, названному в ее честь. Роль сыграло участие парусного судна в киноленте «Дети капитана Гранта».

Мерхеульские минеральные источники

Первая достопримечательность, которую вы встретите по дороге из Сухуми до ущелья  — поселение Нижний Мерхеул. Оно является древней стоянкой для путешественников или, по-местному, караван-сараем. Кроме этого, деревня примечательна своими минеральными ключами. За целебной водой сейчас в основном туда и едут. Она поднимается с глубины 100 м и обладает неизменной температурой равной 18-ти градусам. По содержанию минералов схожа с «Трускавецккой». Над ручьем имеется навес в форме арки. А неподалеку от достопримечательного села расположено еще одно — Мерхеул — родина Лаврентия Берии.

Еще одно место, достойное внимания — Цебельдинская долина. Достопримечательностей здесь целое множество. Одной из них является старейшая деревня Цебельда. Благодаря археологическим находкам известно, что поселение существовало уже в I веке. Из свидетельств древности здесь остались развалины крепости Цибилиум, сохранившиеся на склоне горы Адагуа. Одна из находок бастиона — саркофаг из бронзы — сейчас является частью экспозиции Эрмитажа.

Число местных природных достопримечательностей пополняют водопады. Самые выдающиеся из них — Ольгинский, Мерхеульский и Шакуранский. Также заслуживает статуса интересного места усадьба Вороновых «Ясочка», принадлежавшая роду ученых-краеведов. В основном предметом их научного интереса была Абхазия. В начале века фамильное гнездо стало убежищем для большевиков-революционеров, преследуемых властями.

Горное озеро Амктел

Нельзя не упомянуть о прекрасном горном озере Амткел, расположенном на расстоянии десяти километров от села. Это второе по размерам абхазское озеро после Рицы. Между озером и поселением Азанта расположился Азантский дольмен — загадочное свидетельство древних времен высотой 4 метра.

Следующая достопримечательность — Багадские скалы. Через них лежит путь к Кодор и одноименному ущелью. Скалистые стены расположены почти вертикально. Дорога предстоит через туннели. А вот попасть к верховью сможет не каждый — путь перекрыт шлагбаумом. Вас пустят только при предъявлении пропуска.

Загадочный Азантский дольмен

По другою сторону шлагбаума туристы бывают не часто, хотя там и есть, на что посмотреть. К примеру, неподалеку от селения Чхалта Чиркс-Абаа сохранились остатки средневекового бастиона. 10-ти метровые стены у реки стоят по сей день. И крепость эта здесь не единственная: по пути к перевалу Клухор расположено еще несколько подобных.

Долина Кодорского ущелья не может не привлекать туристов множеством достопримечательных мест, при этом сохраняя свои многовековые тайны. Путешественники приезжают проникнуться колоритом древнего Кавказа и насладиться чудесными пейзажами. Помимо всего, поездка может стать интереснейшим приключением по кавказским горам.

Современное состояние[править | править код]

Дорога проходит вдоль реки Теберда

Длина 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Проходит через город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью вдоль реки Клухор. Последним пунктом на дороге со стороны Карачаево-Черкесии ранее была турбаза «Северный приют», полностью исчезнувшая в начале 1990-х годов. Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Далее дорога идёт вдоль реки Клыч до первого населённого пункта со стороны Абхазии после перевала — сванского села Омаришара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трёх километрах южнее Сухума. Со стороны Карачаево-Черкесии большей частью дорога асфальтирована (170 км). Асфальтированная дорога заканчивается в ущелье Северного Клухора недалеко от метеостанции. Со стороны Абхазии дорога (53 км.) большей частью не асфальтирована.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 м). Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время не приспособлен для автомобильного движения, а в перевальной части стал практически непроходим и для пешеходов из-за оползней и размывов. Для пешеходов и вьючных животных существует обходная тропа по левому берегу Северного Клухора. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на этом участке. Зимой здесь часты снежные заносы и сходы лавин. После вооружённого грузино-абхазского конфликта — гг., а также установления режима государственной границы, сквозное движение по дороге закрыто, пограничная зона со стороны России начинается у моста через реку Китче-Муруджу.

Река Кичи-Муруджу

Последняя остановка в Гоначхирском ущелье и конечная точка Военно-Сухумской дороги на территории России находится у реки Кичи-Муруджу. Дорога дальше закрыта. У небольшого мостика через реку можно сделать несколько памятных фотографий и попрощаться с красивым Гоначхирским ущельем, где пихты укутывают дорогу, местами укрепленную каменной кладкой, где ревет река и скалы врезаются в пелену тумана.

Гоначхирское ущелье хорошее место для катания на велосипедах, но осилить такую программу смогут не все. Большое расстояние из Теберды или Домбая и перепад высоты в 1000 метров возможно к преодолению только спортсменами. Таким образом, если вы затеете велопрогулку по Гоначхирскому ущелью, то лучше всего взять трансфер из поселка прямо в ущелье, а оттуда уже на велосипеде все время вниз по комфортному асфальтированному покрытию.

Не важно в какую погоду вы посетите Гоначхирское ущелье, не важно как вы это сделаете, у вас несомненно останутся только положительные воспоминания о природе Кавказа

Современное состояние[править | править код]

Дорога проходит вдоль реки Теберда

Длина 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Проходит через город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью вдоль реки Клухор. Последним пунктом на дороге со стороны Карачаево-Черкесии ранее была турбаза «Северный приют», полностью исчезнувшая в начале 1990-х годов. Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Далее дорога идёт вдоль реки Клыч до первого населённого пункта со стороны Абхазии после перевала — сванского села Омаришара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трёх километрах южнее Сухума. Со стороны Карачаево-Черкесии большей частью дорога асфальтирована (170 км). Асфальтированная дорога заканчивается в ущелье Северного Клухора недалеко от метеостанции. Со стороны Абхазии дорога (53 км.) большей частью не асфальтирована.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 м). Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время не приспособлен для автомобильного движения, а в перевальной части стал практически непроходим и для пешеходов из-за оползней и размывов. Для пешеходов и вьючных животных существует обходная тропа по левому берегу Северного Клухора. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на этом участке. Зимой здесь часты снежные заносы и сходы лавин. После вооружённого грузино-абхазского конфликта — гг., а также установления режима государственной границы, сквозное движение по дороге закрыто, пограничная зона со стороны России начинается у моста через реку Китче-Муруджу.

Достопримечательности

Кодорское ущелье богато достопримечательностями. Через долину лежит путь к Шакуранскому водопаду, который является одним из самых зрелищных в Абхазии. Водный поток оглушительно срывается с высоты примерно 30 метров, а стены ущелья, где находится водопад, нависают прямо над головами. Также здесь раскинулось прекрасное озеро Амткел, больше него в Абхазии по размерам только Рица. Недалеко от него находится Азантский дольмен — небольшое загадочное строение высотой 4 метра, построенное примерно во II веке до н. э.

Не только природными достопримечательностями может порадовать Кодорское ущелье. Помимо живописных пейзажей, здесь есть объекты, созданные руками человека

Среди них особое внимание привлекает усадьба «Ясочка», которая принадлежала роду выдающихся ученых-краеведов Вороновых. Недалеко от поселка Чхалта сохранились остатки бастиона эпохи Средневековья

В окрестностях есть еще несколько разрушенных крепостей.

Азантский дольмен, Ольга Воскресенская

История[править | править код]

Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен. В VIII в. по ней в Аланию вторглись арабы. Этот караванный путь изображен на венецианской карте-схеме XIV в.

Проект строительства колёсной дороги родился в 1850-х годах, а железной дороги в 1890-х годах. Геологические исследования вдоль дороги были проведены в 1895 году под руководством И. В. Мушкетова. Основной целью было строительство железной дороги с тоннелем через Главный Кавказский хребет от станции Невинномысская до Сухума.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.

Состояние дороги сегодня

Военно-Сухумская дорога начинается на Черноморском шоссе в Абхазии и проходит через несколько сел: Мерхеул, Цабал, Лату, Ажару, Амткел, Генцвиш, Чхалту и выходит к заброшенной турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии. Асфальтовое покрытие в неудовлетворительном состоянии, в некоторых местах отсутствует полностью.

Со стороны России большая часть дороги заасфальтирована (170 км) и проходит через населённые пункты: город Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью проходит вдоль реки Клухор. Последним пунктом на российской территории была турбаза «Северный приют», исчезнувшая в начале 1990-х годов.

Самый высокогорный участок дороги — Клухорский перевал (2781 метров), здесь дорога практически прекратила своё существование и непроезжаема физически.

Сквозной проезд по дороге закрыт в 1992-93 году после Грузино-Абхазского конфликта и прохождения государственной границы Российской Федерации и отсутствия пограничных постов в этом месте.

Восстановление дороги

С инициативой восстановления дороги и строительства отдельных её участков для использования автомобильным транспортом выступили руководители Абхазии (Сергей Багапш) и Карачаево-Черкесии (Мустафа Батдыев).

В 2010 году средства массовой информации сообщали, что рассматривается два варианта восстановления автомобильного движения между Карачаево-Черкесией и Абхазией, причём оба, для сохранения круглогодичного движения, предусматривают строительство тоннелей. Первый из них предполагает прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала (то есть примерно по маршруту ныне существующей дороги), второй — устройство дороги через Архыз. Предполагается, что новая дорога станет платной. Вариант через Клухорский перевал позже был отклонён по экологическим соображением, так как он нарушал режим Тебердинского заповедника и был предложен вариант через перевал Нахар.

Руководство Абхазии выступает против строительства Военно-Сухумской дороги, аргументируя данное решение экологическими проблемами.

Экономические аспекты

Многие эксперты и в России и в Абхазии выражают экономический скептицизм в отношении строительства дороги. Такой подход разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба:

Аналогичную позицию занимают и некоторые российские эксперты, которые считают данный проект экономически нерентабельным, поскольку Абхазия — «тупиковое» в транспортном отношении государство.

Политические аспекты

Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского «правительства Абхазии в изгнании» Котэ Кучухидзе заявил, что это «ещё одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России».

Военно-Сухумский тракт нужен и для стратегических целей, в качестве запасного маршрута из России в Абхазию. До сих пор из России в Абхазию проходит единственный сухопутный путь — через Сочи (Краснодарский край РФ). Аналогичная ситуация и с Южной Осетией. Там планируется строительство запасного пути через Мамисонское ущелье.

Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может стать основным и стратегическим партнером КЧР. Именно Республика Абхазия может предоставить КЧР реальную перспективу выйти из транспортного тупика, получить прямой выход к морю, что является насущной потребностью.

Экологические аспекты

Маршрут Военно-Сухумской дороги проходит через заповедные территории и используется для горного туризма. Появление в данной местности тяжёлой строительной техники, взрывы при разработке горных пород, и последующее автомобильное движение нанесло бы экологический ущерб Тебердинскому заповеднику.

Культурные аспекты

На протяжении многих тысячелетий Клухорский перевальный путь, в древности известный под названием «Турецкая тропа», получивший в XIX веке наименование Военно-Сухумской дороги, играл важную роль в экономике и культурных связях народов, обитавших по обе стороны Главного Кавказского хребта, в особенности абазин и абхазов. Перевалом могли воспользоваться также и враги для вторжения в Абхазию с Северного Кавказа. Все это способствовало возникновению вдоль дороги большого числа памятников древнего зодчества, и в первую очередь крепостей и храмов. Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Как туристический маршрут он остается популярным. Военно-Сухумская дорога очень живописна.

Военно-Сухумская дорога

Военно-Сухумская дорога была проложена через Большой Кавказский хребет. Первоначальный план включал строительство тоннелей для железнодорожных путей, но на деле он оказался неосуществленным. Дорогу проложили через Клухорский перевал высотой 2781 метров. Построили дорогу еще в царской России, строительство завершилось в 1903 году. В советское время Военно-Сухумская дорога, соединяла Абхазскую АССР и Карачаево-Черкесскую автономную область, города Черкесск и Сухум. После революции автомобильное сообщение было налажено на участке дороги через Клухорский перевал только в годы Великой Отечественной Войны. В 1942 году здесь шли ожесточенные бои, в том числе и на самом Клухорском перевале.

Дорога тянется вдоль правого берега сначала реки Гоначхир, до места слияния рек Бу-Ульген и Клухор, а дальше по правому берегу реки Клухор. Скалистые горы, нависающие над дорогой слева и пенящаяся река глубоко внизу справа, а между ними тоненькая ниточка черного асфальта.

Восстановление дороги[править | править код]

С инициативой восстановления дороги и строительства отдельных её участков для использования автомобильным транспортом выступили руководители Абхазии (Сергей Багапш) и Карачаево-Черкесии (Мустафа Батдыев).

В 2010 году средства массовой информации сообщали, что рассматривается два варианта восстановления автомобильного движения между Карачаево-Черкесией и Абхазией, причём оба, для сохранения круглогодичного движения, предусматривают строительство тоннелей. Первый из них предполагает прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала (то есть примерно по маршруту ныне существующей дороги), второй — устройство дороги через Архыз. Предполагается, что новая дорога станет платной. Вариант через Клухорский перевал позже был отклонён по экологическим соображением, так как он нарушал режим Тебердинского заповедника и был предложен вариант через перевал Нахар.

Руководство Абхазии выступает против строительства Военно-Сухумской дороги, аргументируя данное решение экологическими проблемами.

Экономические аспектыправить | править код

Многие эксперты и в России и в Абхазии выражают экономический скептицизм в отношении строительства дороги. Такой подход разделяет абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии Беслан Бутба:

Аналогичную позицию занимают и некоторые российские эксперты, которые считают данный проект экономически нерентабельным, поскольку Абхазия — «тупиковое» в транспортном отношении государство.

Политические аспектыправить | править код

Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского «правительства Абхазии в изгнании» Котэ Кучухидзе заявил, что это «ещё одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России».

Военно-Сухумский тракт нужен и для стратегических целей, в качестве запасного маршрута из России в Абхазию. До сих пор из России в Абхазию проходит единственный сухопутный путь — через Сочи (Краснодарский край РФ). Аналогичная ситуация и с Южной Осетией. Там планируется строительство запасного пути через Мамисонское ущелье.

Абхазия в силу сложившихся обстоятельств и общей границы с Карачаево-Черкесской республикой может стать основным и стратегическим партнером КЧР. Именно Республика Абхазия может предоставить КЧР реальную перспективу выйти из транспортного тупика, получить прямой выход к морю, что является насущной потребностью.

Экологические аспектыправить | править код

Маршрут Военно-Сухумской дороги проходит через заповедные территории и используется для горного туризма. Появление в данной местности тяжёлой строительной техники, взрывы при разработке горных пород, и последующее автомобильное движение нанесло бы экологический ущерб Тебердинскому заповеднику.

Культурные аспектыправить | править код

На протяжении многих тысячелетий Клухорский перевальный путь, в древности известный под названием «Турецкая тропа», получивший в XIX веке наименование Военно-Сухумской дороги, играл важную роль в экономике и культурных связях народов, обитавших по обе стороны Главного Кавказского хребта, в особенности абазин и абхазов. Перевалом могли воспользоваться также и враги для вторжения в Абхазию с Северного Кавказа. Все это способствовало возникновению вдоль дороги большого числа памятников древнего зодчества, и в первую очередь крепостей и храмов. Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Как туристический маршрут он остается популярным. Военно-Сухумская дорога очень живописна.