Автопутешествие по алтаю

Содержание

Советы туристам

  1. Прокладывайте и продумывайте свой маршрут заранее. Если хотите остановиться на турбазе на день-на два, то звоните и договаривайтесь. В разгар сезона мест не найдете.
  2. Приобретите не только карту дорог или путеводитель, но и прочитайте о тех местах, где хотите побывать, иначе проедете просто мимо и ничего интересного не узнаете.
  3. Не бросайте мусор, особенно пластик. Засорять такие красивые места — это преступление. Берегите природу и удивительный край.
  4. Если оказываетесь в отдаленном или труднодоступном месте, где нет магазинов, позаботьтесь о провианте заранее. Мы с Максимом остались практически без еды, спустившись в долину Чулышмана.
  5. Нам поездка на машине, с учетом, что мы дважды останавливались на турбазах, обошлась в 35 000 рублей (продуктовая корзина — своя). Согласитесь, это не так дорого, чтобы набраться новых впечатлений.

Бородина Ирина Борисовна.

Автомобильный паром через Телецкое озеро

Между северным и южным берегом Телецкого озера ходят два частных парома.
Телефоны паромщиков ищутся в гугле (сейчас не помню). Капитан одного Василий, другого — Володя.

Заказывал переправу за пару дней до. Одному позвонил — тот сказал мест нет.
Другому позвонил — тот сказал места есть, 10 тыс за машину, старт в 14:00.
Место старта я не уточнил.
Никогда не был на Телецком озере и думал, что для парома должен быть бетонный причал и наверняка я его найду на месте.

Но когда мы приехали на южный берег, на турбазу Кырсай, то на глаза сразу же попался билборд с рекламой парома.
По телефонам указанным ниже я вычислил, что это тот паром на котором не было мест.

Подошел и спросил начальника базы — Карл Петрович зовут: А откуда паром завтра отходит?
Оказывается один паром прибывает и отходит от его базы Кырсай, а другой — с противоположной части песчаной косы.

Чтобы доехать до противоположной части косы, которую видно невооруженным глазом, надо махануть 10 км круголя.
Или по песку. Но есть шанс застрять в рыхлом песке.

Поэтому вопрос с паромом я решил просто: сказал, что поеду на том, который отходит от базы Кырсай.
А заодно договорился на рыбалку следующим утром (10 тыс рэ включая катер и снасти): Рыбалка на Телецком озере.

Долина Актру

Пешком — 44 километра.

Актру. Алтай

www.instagram.com/faisnso/

Актру издавна считается священным местом. Алтайцы верили,что на этой высокой горе живут Боги,которые охраняют ущелье. Поэтому никто из местных жителей не позволял себе посмотреть на ее вершину. Здесь часто проводили обряды шаманы.

Сам маршрут охватывает практически все природные зоны Алтая — это и сосново-лиственные леса у Катуни и монгольские степи Курайской котловины,и тайга с ледовыми пустынями высокогорья.

Через перевалы Семинский и Чике-таман вы на микроавтобусе приедете в деревню Курай. Оттуда через Курайскую котловину доберетесь до мореного вала в долине реки Актру.

Совершите восхождение на перевал Учитель по крутой тропе и,отдохнув,насладитесь видом на Курайскую котловину и хребты. Каждый день будете преодолевать пешком от 5 до 15 километров.

Барнаульские джипперы побывали на ледниках Актру.

vk.com/matadorgtvideo

Возрастные ограничения те же,что и в походе к Шавлинским озерам. В дополнительные услуги помимо бани и питания в дороге входит заброска на автомобиле до альплагеря Актру.

Стоимость тура — 35 тыс. рублей.

Горные реки

Алтай любят не только альпинисты, но и ценители водных сплавов. Благодаря большому разнообразию водоемов, маршруты есть разной сложности. Например, для тех, кто приехал на Алтай за экстримом, подойдет 12-дневный, или 8-дневный сплав по Чуе и Катуни. Катунь — самая крупная река на Алтае, а Чуя — ее самый большой приток длиной 300 километров.

Здесь пощекотать нервы можно на порогах Мажойского каскада, на порогах Бегемот, Горизонт, Буревестник. Наиболее сложные участки встречаются также на реке Аргут (например, Карагемский прорыв), Башкаус, Чулышман. А кто особо на экстрим не настроен — можно отправиться на короткие сплавы длиной несколько часов. Для таких маршрутов в основном выбирают Катунь, например, на участке от села Усть-Сема.

Подножие Белухи

Те, кто в силу каких-либо причин не готов к подъему на саму гору, могут отправиться к ее подножию

Но и здесь важно быть физически крепким, работы тоже предстоит много. Организованно такие походы обычно тоже длятся 12 дней

Прекрасная возможность с головой окунуться в романтику походов — палатки у рек и озер с костром, приготовленной на нем едой, чаем из котелка, переправа через горную реку Ак-Кем, изучение ущелий Ярлу и Кучерлинского, прогулка по болотистому плато Сарыбель.

Кстати, многие отмечают, что здесь действительно место силы и можно получить энергетический заряд. Сюда любят приезжать, чтобы заниматься йогой, изучать различные философские течения. В этом походе можно увидеть не только Белуху со стороны и вообще красивые пейзажи, но и старинные петроглифы, стоянки древнего человека.

Куда поехать на внедорожнике

Путешествовать по Горному Алтаю можно на любой машине, но только владельцы надежного полноприводного автомобиля смогут побывать в нескольких крутейших достопримечательностях, где почти не бывает туристов, а пейзажи своей красотой просто сносят мозг. Давайте посмотрим, куда стоит поехать!

Есть на Алтае одно секретное местечко, про которое почти никто не знает — перевал Ачик. К нему ведет сложная дорога от села Ак-Боом: подъем очень крутой, много больших булыжников, поэтому ехать нужно только на надежном внедорожнике. Наверху вас ждет потрясающая панорама с возможностью увидеть Белуху и все главные горные хребты Алтая. Мы остались там на ночевку, встретили закат и рассвет — получили море эмоций. Кроме нас там не было не души, только по пути туда встретили пару машин, которые уже возвращались.

Тем, кто ищет дикого отдыха без благ цивилизации, интернета и мобильной связи, советую поехать в Каракольский природный парк «Уч-Энмек», до самого конца, до кордона «Ару-Кем». Мы жили там целую неделю в национальном алтайском жилище — аиле. Пешком можно прогуляться до священного озера Ару-Кем.

Одно из самых удаленных мест Горного Алтая — Джумалинские ключи, где в радиоактивной воде любят лечиться местные (правда, иногда умирают прямо в ванной). Это дикий и далекий от цивилизации край, добираться сюда от ближайшего села Кош-Агач нужно целых 100 км по грунтовкам и бездорожью. Связи и электричества нет, но есть несколько домиков с нарами и печкой-буржуйкой. Места очень красивые, советую побывать! А вот купаться в источниках и пить из них воду не советую — нам от таких процедур стало плохо. Мы только вернувшись домой узнали, что вода там содержит радиоактивный элемент — радон.

Дальше Джумалинских ключей, за перевалом Теплый ключ, находится окутанное легендами плато Укок. Вот оно точно самое далекое и труднодоступное место на Алтае. Я очень хочу там побывать, но чтобы добраться туда, недостаточно просто иметь внедорожник: нужна подготовленная машина с лебедкой и шноркелем, а ехать обязательно нужно группой, потому что бездорожье там нешуточное, с бродами и топями. Кстати, именно на плато Укок нашли мумию знаменитой алтайской принцессы.

Примерно в тех же краях находится село Джазатор (Беляши), где я тоже хотел бы побывать, но в прошлую поездку не успел. Хочу посмотреть окружающие его горы и степь Самаху, расположенную чуть дальше.

Еще одно интересное для любителей бездорожья и великолепных панорамных видов место — Акташский ретранслятор. Я начал подъем, но еще почти в начале пути очень нехорошо стукнулся передним мостом о булыжник, срезав даже часть метала. Возникло неприятное предчувствие, и я решил не ехать, а вместо этого мы отправились на Ачик. Если поднимитесь, то на Акташском ретрансляторе вас ждет роскошный вид на Курайскую степь с высоты 3000 метров н.у.м.

Закат на перевале Ачик. Вид на Белуху (по вечерам она в облаках).Дорога на Джумалинские источники.

К ледяному, но прозрачному озеру

Долго задерживаться в Горно-Алтайске мы не стали и сразу же в первый день решили двинуть на Телецкое озеро в Артыбаш. Он расположен в 150 километрах от Горно-Алтайска, но на всю дорогу может уйти около двух часов или даже больше.

Перед тем, как отправиться туда, лучше заправиться сразу на всю дорогу туда-обратно, поскольку последняя цивилизованная АЗС — это «Лукойл» на выезде из Горно-Алтайска. Вообще, все хвалят заправку «Газпромнефть», которая находится в Майме, поэтому лучше и дешевле ездить именно на нее. Если же бензина будет не хватать, то лучше всего постараться дотянуть до Верх-Бийска — там можно заправиться на «Сибнефти». Положительные отзывы я слышал только про нее, а остальные отпугивают просто внешним видом.

Если выезжать утром, то практически все горы окутаны туманом

Итак, дорога. Она очень красивая, но очень тяжелая. Узкая трасса, на которой баранку приходится крутить практически постоянно. Качество полотна на троечку, прямые участки встречаются очень редко протяженностью пару сотен метров не более. Участки с ремонтом труб и мостов тоже имеют место быть. В августе 2017 их было примерно 4-5.

Объезды метров по 200 на ремонтах труб и мостов

Перед Верх-Бийском примерно в 10 километрах есть небольшой серпантин, который был полностью засыпан щебенкой и неторопливо ремонтировался.

Самый протяженный участок ремонта дороги на серпантине

За Верх-Бийском начинается красивая и более-менее прямая дорога.

Местами дорога уходит прямо в облака

Теперь до самого Артыбаша бессменным спутником будет река Бия. Берег некрутой, подъехать можно во многих местах. Купаться там следует очень аккуратно, потому что река холодная, а течение сильное.

Река Бия

После небольшого пикника на берегу Бии близ села Кебезень мы двинули дальше. Через некоторое время мы были на месте. Виды Телецкого озера сразу не завораживают, потому что с села Артыбаш оно просматривается плохо. Надо ехать дальше. Так мы и поступили, направившись в сторону водопада «Третьей речки». Вообще, как это название только не склоняют: и «на Третьей речке», и «Третья речка». Так что не пугайтесь, если название будет не совсем такое.

Добраться до него можно через Артыбаш (прямо по дороге). Как только она упрется в небольшой деревянный мостик, можно парковать машину. Мы были в рабочий день, поэтому поставить автомобиль на обочину не составило труда. Кстати, цивилизованной парковки там нет.

Нам нужно идти вверх по течению небольшого ручья. Туда ведет одна тропа, поэтому заблудиться не получится. Сразу в самом начале нас встречает милая девушка и предлагает купить вкусную халву самого разного вида. Кедрово-молочная, кстати, очень вкусная.

Виды по пути на водопад тоже завораживающие

Идти примерно 15-20 минут пешком, зависит от количества сделанных фотографий. Финальное препятствие — узкий мостик шириной в полторы ступни. Водопад неполноводный, но от этого он не становиться менее красивым. Вода довольно бурно перекатывается по камням. Можно побродить в округе и наделать еще много красивых фотографий.

Водопад «На третьей речке»

Главное — взять с собой нескользкую и удобную обувь. Вообще, найти интересные достопримечательности Телецкого да и вообще Горного Алтая можно в интернете.

Далее нас ждал обед. Выбирали место для приема пищи по методу тыка, попали в кафе «Евсич». Находится оно примерно в 400 метрах от въезда в Артыбаш. Меню домашней кухни, достаточно разнообразное. Пообедать там можно за 250-300 рублей.

Из бюджетных мест для посещения можно еще назвать Песчаный карьер и месторождение голубой глины, расположенные за поселком Иогач, и подножье горы Кейтек (нужно пролезть возле д. 10а, ул. Рабочая в том же поселке).

Что касается лодочных прогулок, то они обязательны. Правда, в этот раз они не вошли в нашу программу бюджетного отдыха, поскольку стартовая цена на эту экскурсию составляет около 1300 рублей. Зеркальная гладь прозрачного озера, множество водопадов на побережье и просто прекрасные виды с борта катера — все это будет ожидать туриста на прогулке по Телецкому озеру.

Фото с Телецкого озера нет, зато можно посмотреть, какая в нем чистая вода

Автомобильный маршрут от Москвы до Горного Алтая

Самый удобный маршрут: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. Дорога почти через треть территории России изобилует достопримечательностями, но цель путешествия – Алтай, поэтому подробности пропускаем. Двигаться лучше по федеральным трассам – они активно ремонтируются, поэтому больше вероятность встретить хорошее покрытие. В целом лучшая часть пути — дороги Западной Сибири. Самые проблемные дороги – на переезде из Нижнего Новгорода до Перми. После Новосибирска выходите на федеральную трассу Новосибирск-Монголия (Чуйский тракт). По ней можно проехать весь Алтай в южном направлении.

Посмотреть маршрут в Google Maps

Минусы и плюсы других вариантов

1. Перекладной (без аренды авто, на автобусах и попутках)

Старый мост на остров Патмос

Минусы: очень тяжелый и такой, даже немного экстремальный, вариант. Честно, Алтай совсем не приспособлен для путешествий без машины, особенно по самым интересным местам — общественный транспорт практически отсутствует. Зимой не ходит, летом если и ходит, то переполнен, график неудобный и нестабильный. Единственная Газель, едущая туда, куда вам надо, может просто не остановиться и всё, ночуйте у дороги. Я сам так ездил — надо быть сильным и устойчивым к трудностям). И не дешевый, разве что на Блаблакар ездить. Не во все места так можно съездить. Если у вас сумка больше, чем маленькая ручная кладь — замучаетесь.

Плюсы: охват, сильные эмоции, квест и преодоление, неожиданности, ну и экономия.2. Автомобильный (про особенности авто в аренду на Алтае )

В прокат на Алтае сдают машины не первой свежести

Минусы: дороговизна и ответственность за машину, которая на наших дорогах сильно страдает, некоторая скучность и асоциализация, поиски жилья (толком ничего ж не забронировать), машину тоже надо заранее бронировать. В холодное время без хороших навыков вождения я бы не поехал — дороги непростые.

Плюсы: большой географический охват (но если брать не кроссовер, то конечно ограничен и машина убивается, можно попасть на деньги), свобода передвижения, физически легкий и комфортный.3. Отдыхательный

Турбаза с бассейном. Почти Турция!)

Минусы: ну скучновато разве что), Алтай особо не посмотреть, максимум выезды по окрестностям.

Плюсы: спокойно, без напрягов, относительно недорого.

Дорога почти домой

Примерно 100 метров по улице за столовой, про которую речь шла ранее, есть вывеска рядом с небольшим домиком. Очень приятный мужчина, который на тот момент остался один на один с маленькой дочуркой, сдал нам 4-местный домик на двоих за 1000 рублей и любезно пустил нас в летний душ в своем доме. Сам он живет на другой стороне улицы. Что касается удобств, есть небольшая прихожая/кухня и жилая комната. Достаточно уютный домик с небольшим телевизором с кабельным ТВ.

Утром следующего дня мы еще раз заглянули на гейзерное озеро. Денег, как и обещали, второй раз не взяли. В этот раз нам повезло. Увидели небольшое извержение газов, которое выбрасывало глину наружу. Кстати после каждого такого «булька» на дне остаются интересные рисунки. Мы увидели лицо улыбающейся лягушки.

Такой вот рисунок на дне озера

Не доезжая до Курая, можно забраться на гору. С нее открываются прекрасные виды в обе стороны. Есть дорога прямо к Северочуйскому хребту.

Самая высокая точка этого массива, гора Ржаная

По этой дорожке ездили на джипах, но можно пробраться и на седане

Следующая наша остановка — Курайская степь, расположенная сразу за одноименным селом. Прямо с трассы открывается прекрасный вид и на саму степь и на Северо-Чуйский хребет со снежными шапками.

Вид на хребет с Курайской степи

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня. 

Большой Яломан

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Инские столбы

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Марс-1

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

Курайская степь

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Как доехать из Москвы до Алтая

До Алтая, например, из Москвы дорога вполне приличная, а езда не слишком утомляет: за окном все новое и интересное, красивые пейзажи. Считается, что самое главное доехать до Челябинска (1700 км. от Москвы), а дальше (еще 2300 км) количество автомобилей резко уменьшается, а поездка действительно становится в кайф. Некоторые предпочитают М7, где движение поменьше, качество полотна более или менее. М5 считается более загруженной. Однако перед поездкой стоит уточнять, ведь каждый год ситуация может поменяться как в лучшую, так и худшую сторону.

Лена

Сколько ехать по времени до Алтая

Так как мы обычно не торопимся, то продолжительность поездки всегда разная. Ехали и 3 дня, и 4… как настроение… иногда, конечно, останавливаемся… Как правило первая ночёвка в Челябинске, но, бывало и раньше. Пару раз спали в машине.. У меня супруг сова и ехать ему ночью больше в кайф, а я люблю с утра, с самого рассветом… Поэтому было что вообще не спим

День 3 — Что посмотреть на Чемале

Подъём был ранний. Это был последний день нашей поездки и напоследок у нас осталось несколько самых интересных достопримечательностей из тех, что мы хотели посмотреть на Алтае. На ночь мы останавливались в отеле «Бирюза». Прежде чем покинуть отель, мы решили ещё раз сходить на берег где провели вечер. В лучах утреннего солнца это место раскрашенное осенними красками оказалось изумительно красиво.

Задерживаться в отеле мы не стали. Поехали посмотреть Чемал и его достопримечательности. На подъезде к Чемалу сделали короткую остановку возле пешеходного моста через Катунь.

А это уже само село Чемал. Посмотреть там не на что.

Главные достопримечательности Чемала находятся за селом. Первым делом мы поехали посмотреть остров Патмос. Дорога ведёт через сосновый бор, великолепное место. Среди деревьев находится храм Святителя Макария Алтайского.

Остров Патмос одно из главных мест, что я хотел посмотреть на Алтае.

Что бы посетить церковь Иоанна Богослова на острове, нужно пройти по шатающемуся подвесному мосту. Что бы посмотреть образ Богородицы высеченный в скале нужно на мосту остановиться. Мы долго вглядывались.

Отсюда по склону горы над Катунью ведёт козья тропа по которой можно пройти самостоятельно, что бы посмотреть Чемальскую ГЭС. По идее от туда должны открываться шикарные виды, но до ГЭС мы поехали на машине. Дело в том, что к полудню нам нужно было уже выдвигаться в обратную сторону, а идти до машины обратно через гору означало потерю времени. В идеале, если позволяет время сначала лучше поехать к Чемальской ГЭС, а от туда сходить самостоятельно посмотреть остров Патмос.

Место впадения реки Чемал в Катунь.

В Чемале была крайняя точка нашего маршрута по Горному Алтаю, но не последняя достопримечательность, что мы смогли посмотреть на Алтае. На обратном пути мы не надолго остановились возле скал по среди Катуни. Из за своей формы эти скалы называются Хребет дракона. У алтайцев есть своё название — стрелы Сартакпая. Кстати говоря, если здесь перейти через мост, можно посетить ещё один комплекс с искусственным озером. Там находится РК «Рублёвка», но времени у нас уже не хватало.

Последняя достопримечательность, что мы смогли посмотреть на Алтае это Палеопарк.

Музей естественной истории собрал весьма достойную коллекцию. Здесь много камней, костей, репродукций скелетов доисторических животных, атрибутов быта папуасов и другие экспонаты.

ГАИ на дороге. Камеры на скорость на Алтае

За все время нашего путешествия по Горному Алтаю гаишников не видел не разу.
Два раза я видел полицейские машины:
— одна машина с мигалками везла телок в районе села Улаган;
— одна застряла на песчаной косе на Южном берегу Телецкого озера (то же ехал с телками, видимо шашлык жарить).

Зато камер навешано с избытком.
Больше чем в московском регионе.
Есть стационарные камеры со знаками, есть мобильные камеры на обочине.

Прикол:
В поселок где-то на дороге за деревней Балыктуюль провели электричество.
Сразу же поставили мачту и сидят прикручивают камеры на скорость. Бизнес по-русски однако.

День 1 — Что посмотреть на Алтае в районе озера Ая

Полезные ссылки для отдыха на Алтае:

Экскурсионные туры на АлтайТурбазы АлтаяЭкскурсии по Горному Алтаю

Здесь же нам впервые удалось посмотреть на реку Катунь.

Проехав через Майму и миновав поворот на Горно-Алтайск я едва не проехал мимо первого места из тех, что планировали посмотреть на Алтае. Уточнив начало тропы через лес, вдоль ручья поросшего мхом мы отправились на Черемшанский водопад.

Сам водопад не большой, но живописный. К тому же его достаточно просто посмотреть самостоятельно.

От водопада мы немного вернулись назад на машине, посмотреть как выглядит особая экономическая зона «Долина Алтая». Зона выглядела весьма печально и мы не стали здесь задерживаться.

Переехав по мосту на другой берег реки следующей нашей остановкой была турбаза «Корона Алтая«.

Турбаза примечательна тем, что находится сразу на 2-ух островах по середине Катуни. Здесь действительно есть что посмотреть. На Алтае очень красивая природа.

На втором острове находится распятие. Там мы впервые спустились к Катуни. Гуляя по берегу я умудрился зачерпнуть полный кроссовок, нет не воды, песка! Надо смотреть под ноги.

От сюда на машине мы сделали небольшой крюк и поднялись на гору. Там есть лестница, можно было подняться самостоятельно, но мы хотели посмотреть на Алтае как можно больше мест, так что не стали тратить время, а доехали на автомобиле. Наверху находится .

Парк как парк, ничего особенного. Это озеро на Алтае облагорожено, но тоже не произвело каких-то особенных впечатлений. Можно разве что посмотреть на змеиный остров с беседкой.

Пообедав на озере припасёнными из дома продуктами мы отправились дальше. У меня было большое желание посмотреть на Алтае скалу Чёртов палец. Это место в ущелье реки Катунь откуда должны открываться шикарные виды. Однако, добравшись до начала тропы-дороги стало ясно, что на машине самостоятельно проехать не удастся.

Посовещавшись 5 минут, мы пришли к выводу, что у нас просто нет времени, что бы посетить эту достопримечательность. Мы решили поехать дальше по нашему маршруту и при возможности поискать другое место откуда можно посмотреть на Алтай сверху. Дальше наш маршрут вёл в село Устюба.

Здесь на небольшом отдалении от села находится парк лабиринтов. Подняться в гору на машине нельзя, пришлось пройти самостоятельно. Надо признать, что лабиринты были интересны только мне, просто раньше я не встречал такие локации. По этому достопримечательность эта весьма на любителя и уж точно не входит в список тех, что следует посмотреть на Алтае в первую очередь.

Ближе к вечеру мы добрались до особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь«. Прежде чем отправиться в гостиницу мы решили пока ещё светло посмотреть на Алтае Долину гротов. Долина насчитывает около 3-ёх десятков гротов, арок и небольших пещер, но на неё можно потратить целый день. Мне за час удалось посмотреть только 2 грота.

Мы ещё немного покатались на машине безуспешно пытаясь найти вид сверху на Катунь и поехали в гостиницу. У нас был забронирован отель «Малина» в котором мы провели первую ночь. Для поиска лучшей цены мы используем поисковик по отелям hotellook.

Однако прежде мы съездили в столовую поужинать. Следует заметить, что добираться самостоятельно до столовой довольно далеко. Территория зоны «Бирюзовая Катунь» достаточно обширна.

Остаток вечера мы провели на берегу реки и на территории отеля.

Конные туры по Алтаю

Конные путешествия и прогулки предлагают практически везде в Горном Алтае. Это обусловлено еще и тем, что издавна на территории региона жили кочевые народы и без этих прекрасных сильных животных невозможно представить их быт и по сей день. В условиях горной местности лошади до сих пор являются незаменимым средством передвижения к труднодоступным местам и природным объектам.

Конные туры имеют свои особенности. По продолжительности они могут быть от 2х дней до 2х недель и большей частью повторяют пешие направления, хотя, стоит заметить, в некоторые труднодоступные места пешим туристам добраться все же проще.

В то же время, кони делают доступнее преодоление больших расстояний там, где невозможно проехать на автомобиле. Еще одна особенность – непередаваемые словами эмоции, возникающие при общении с таким прекрасным и умным животным, как лошади. Необходимость и возможность выстраивать отношения с живым «транспортом», заботиться, ухаживать за ним создает особый психологический климат и оставляет отпечаток в душе.

Конникам доступны долгие экспедиционные туры и малопосещаемые места. За один поход можно посетить сразу несколько интересных достопримечательностей и пройти путь, на который пешим туристам понадобится не один день, за более короткий период. Например, через четыре перевала с посещением нескольких высокогорных озер; по Семинскому хребту с посещением Емурлинского водопада; к подножью ледника Зелинского и Шавлинским озерам; к Белухе через Коюр и множество других вариантов.

Кстати, если вы идете компанией друзей и знакомых, то профессиональные гиды и турагентства, как правило, проявляют гибкий подход к клиенту и помогут организовывать тур индивидуально, в соответствии с потребностями и запросами именно вашей группы.

Ущелье Актру

Гора Актру (другое название — Актуру) является важным центром альпинизма. Есть маршруты разной сложности. Пеший поход в ущелье — наиболее популярен, долгая подготовка и особенное снаряжение для этого не нужны.

В маршрут входит подъем вдоль реки на протяжении восемь километров, водопад, смотровая площадка, Голубое озеро, восхождение по тропе к перевалу Учитель, откуда открываются невероятные виды на Курайскую котловину, Марсианская долина, где вы словно окажетесь на другой планете — такой ландшафт создала природа и-за холмов глины разного цвета. Еще одна необычная точка маршрута — Тархатинский комплекс, старинная обсерватория, датированная рубежом бронзового и железного веков. Это 60-метровая окружность с каменными валунами и наскальными рисунками.