Чем отличается магнитный азимут от истинного и для чего это нужно знать

Содержание

Виды азимутов

На практике применяется четыре разновидности азимутов. Все они имеют свое предназначение, определяются специальными методами.

Истинный

Вычисляется по ландшафтному плану с помощью транспортира

При этом важно ориентироваться лишь на географический полюс: как правило, на картах северное направление находится вверху. Для нахождения такого азимута измерительный инструмент требуется установить так, чтоб нулевой угол совмещался с севером

Затем фиксируется угловой отсчет в направлении требуемого пункта (по часовой стрелке).

Если обыкновенного транспортира будет недостаточно, то его рекомендуется перевернуть и продолжить процесс измерения. В результате к полученным показаниям необходимо прибавить 180°.

Магнитный

Определяется несложно – при помощи самого простого компаса. Такой доступный прибор должен быть у всех путешественников. Дополнительно ориентируясь на северный магнитный полюс Земли, возможно вычислить азимуты иных сторон горизонта, конкретного объекта.


Магнитный и истинный азимуты

Обратный

Чтоб уверенно перемещаться по чужой территории, туристы вычисляют угол движения к нужному пункту. Если от полученного значения отнять 180°, то получится обратный азимут. В будущем он позволит легко вернуться в начальное место путешествия. Стоит заметить, что направление передвижения будет противоположным.

Аварийный

В случае, когда турист потеряется во время путешествия, рекомендуется воспользоваться аварийным азимутом. При этом направление обычно выбирается на крупный площадной объект (например, деревня, озеро) либо линейный (тропинка, автотрасса, речка). Это связано с тем, что к последним проще выйти. Отыскать в незнакомой местности лесничий домик, колодец, иные малозаметные строения достаточно сложно.


Аварийный азимут


Обратный азимут

1.1. Определение азимутов на местные предметы

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

Обратный азимут

Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.

Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.

Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.

Как определить азимут на местности

На местности, не имея карты, можно выбирать знаковые объекты, которые будут опорными точками, и определять азимут движения на эти маркеры.

  • Нужно положить компас на ладонь или на горизонтальную поверхность и совместить стрелку с нулевой отметкой (или с буквой S) на шкале.
  • После этого совмещают мушку на подвижном кольце с направление на объект. Численное значение на шкале — значение азимута.
  • Рекомендуется держать компас так, чтобы был виден и ориентир, и мушка, и совмещать их. При достаточном опыте погрешность составит 1-3 градуса.

Если азимут задан ранее, то мушку выставляют напротив нужного значения, а северный конец стрелки совмещают с нулем. В направлении указанного азимута находят какой-нибудь значимый объект и считают его ориентиром.

Определение азимута по солнцу

Если вы оказались в диких условиях, а под рукой нет ни компаса, ни карты, азимут определяют другими способами, к примеру, с помощью обычных наручных часов (рисунок 8).

Для этого вам понадобится небесное светило и циферблат часов:

  1. Часы кладут на ровную поверхность, а часовую стрелку направляют на солнце.
  2. Далее из центра циферблата следует провести линию и поделить полученный угол пополам.
  3. Полученный вектор будет указывать направление с севера на юг. Теперь можно ориентироваться с помощью обычных физических законов. До полудня север будет находиться с левой стороны от стрелки, а после полудня – справа.
  4. Учитывая эту особенность, до 12 часов азимут определяют, отсчитывая значение против часовой стрелки, а после 12 – по часовой.

Рисунок 8. Определить азимут по солнцу помогут обычные наручные часы

Дальнейший маршрут составляют точно так же, как и при использовании компаса. Однако следует учитывать, что при данном методе погрешности в направлении движения будут минимальными.

Поделиться

  • 60

14.03.2019
37 273

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность ориентирования на местности и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Принято считать, что погрешность, в следствии ошибок, может достигать не менее 5º. При движении по азимуту такая погрешность дает отклонение в сторону на 100 метров на километр пройденного пути или 1 км на 10 км.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту. Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти , скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.

Определение азимута по солнцу

Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться обыкновенными механическими часиками. Они должны быть настроены по местному времени.

Определение азимута по солнцу и часам

Последовательность действий:

  1. Положить часы на любую доступную поверхность так, чтоб часовая стрелка показывала прямо на солнышко.
  2. Через центральную часть циферблата провести линию к единице (либо двойке – для летнего времени).
  3. Образовавшийся угол разделить ровно надвое. Проведенная биссектриса будет соответствовать направлению С-Ю.
  4. До двенадцати часов север расположен слева, после – справа от солнца. Потому во второй половине дня азимут отсчитывается за часовой стрелкой, в первой – наоборот.

Определение азимута

Существует несколько различных способов как определить азимут, выбор которых зависит от текущих условий и наличия дополнительных приспособлений.

Способ с использованием компаса

В этом деле лучше использовать компас с визиром, чтобы расчёты были более точными. Для того, чтобы определить магнитный азимут на местности, нужно придерживаться инструкции:

  1. Первым делом нужно выбрать предмет на местности и повернуться к нему.
  2. Прибор помещается на не высокую ровную поверхность или держать его на уровне груди, стараясь оставлять его параллельно земле.
  3. Направить северную стрелку прибора на северную сторону, а именно совместить её с начальным значением циферблата, обозначенное 0 ° или буквой С.
  4. Далее нужно перемещать визирное приспособление по часовой стрелке, при этом корпус компаса должен оставаться неподвижным, а северная стрелка не смещаться.
  5. На последнем этапе отмечается значение, на котором остановился визир, направленный точно на выбранный объект. Так виден угол между указателем на север и линией дальнейшего движения. Это и будет магнитный показатель.

Если путешественник имеет с обычными обозначениями компас без специальной визирной стрелки, её вполне можно заменить тонкой палочкой или спичкой. В этом случае палочку накладывают на центр прибора и аккуратно поворачивают в сторону ориентира.

Определение азимута с помощью компаса

Способ с применением карты и компаса

Данный алгоритм описывает, как найти показатель по карте и компасу:

  1. Компас прислоняют к боковому краю топографической карты, которую поворачивают так, чтобы верхний обрез совпадал с северной стрелкой.
  2. Затем на карте ставятся пометки, обозначающие начальный пункт и выбранный ориентировщиком объект. Две точки соединяются прямой линией.
  3. Прибор перемещают по карте в сторону отмеченных знаков, при этом его центр должен совпадать с начальной отметкой.
  4. Благодаря начерченной линии можно увидеть на шкале циферблата значение, которому соответствует магнитный азимут.

Выполняя указанные действия, находится прямой угол. В походе многие путешественники сразу рассчитывают обратный угол, чтобы не сбиться с пути по возвращению.

Определение азимута с помощью карты и компаса

Определение географического меридиана с азимутом по соответственным звездным высотам

Чтобы определить географический меридиан с помощью теодолита, необходимо следовать этапам работы с ним:

  1. Установить прибор так, чтобы четко виднелся небосклон на северной стороне, а также без затруднений можно было увидеть объект, относительно которого ведется расчет.
  2. При установлении теодолида не допускаются наклоны. Он должен принимать строго горизонтальное положение. Труба направляется на подсвеченную точку конкретного объекта.
  3. Далее происходит отслеживание звезд, близких к меридиану. С помощью сетки нитей проставляются отметки движения звезд на лимбах.

Направлению географического меридиана соответствует:

  • количество положений звезды до прохождения меридиана;
  • среднее значение положений звезды после его пересечения.

Определение истинного азимута по солнцу

Если у заблудившегося туриста отсутствуют устройства для определения азимута, в этом случае пригодятся часы с циферблатом. С помощью них можно вычислить истинный показатель по солнцу таким образом:

  • механические часы кладут на ровную поверхность так, чтобы часовая (маленькая) стрелка была направлена на небесное светило;
  • далее проводится линии из центра к числу «1». Полученный угол делится на две ровные части.
  • разделяющая биссектриса обозначает северо-южное направление;
  • если необходимо найти азимут до полудня, то расчёт ведётся против часовой стрелки, так как север расположен левее солнца. После полудня, так как солнце садится на западе, отсчёт идёт по ходу часовой стрелки, так как север расположен справа от светила;
  • далее выстраивается схема дальнейшего пути по такому же принципу работы, как с компасом.

Определение истинного азимута по солнцу

Определение азимута по карте без компаса

В случаях, когда под рукой нет компаса, можно определить азимут по карте. Для этого существует следующий алгоритм расчёта:

  1. Следует поместить карту на ровную поверхность, чтобы было удобно работать с ней.
  2. На топографической карте ставится отметка, которая обозначает начало пути.
  3. Вторая отметка ставится на объекте, выбранном в качестве ориентира.
  4. Две точки соединяются прямой линией, которая также должна захватывать линию ближайшего меридиана.
  5. К этой линии прикладывается основание транспортира.
  6. Затем по часовой стрелке отсчитывается угол между меридианом и ранее отмеченным лучом. Полученный угол и является истинным.

Определение азимута по карте без компаса

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Ошибки и их причины

Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами — магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.

Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.

В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.

Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.

Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.

Неисправность компаса — еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.

Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит — стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны — стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.

Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.

Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.

Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий: а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние — 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков

В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины

Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Применение данных азимута в сфере спутниковых антенн

Правильно проведенный расчет азимута будь-то по карте или компасу не только подскажет обратный путь домой, но и поможет с настройкой спутниковой антенны.

Основными параметрами наведения будут считаться угловые координаты ориентации оси луча антенны по углу места и, конечно же, азимуту. Перед установкой антенны нужно определиться, с какого спутника будет ловиться сигнал. Координаты различных спутников можно узнать на тематических сайтах либо в магазине приобретения антенны. Зная орбитальную позицию спутника, можно вычислить азимут и угол места.

Расчет этой величины производится с использованием специального транспортира, либо устройств, в основе которых лежит работа акселерометра. Также, при наличии современного смартфона, с сети интернет можно скачать программное обеспечение выполняющее замеры данных. Это обязательно поможет пользователю отрегулировать антенну на выбранный угол.

Направление спутниковой антенны в вертикальной плоскости можно выстроить благодаря компасу, проведя расчет с найденным углом и получив истинный азимут (описание процесса описано ранее). Либо более точным способом – расчет на карте.

Теоретическая часть нахождения азимута и угла места может быть выражена в трех формулах:

Az = 180 + arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Северное полушарие)
Az = arctg [tg(LoES — LoSAT)/sin(LaES)] — (Южное полушарие)
El = arctg{[ cos(LoES — LoSAT) cos(LaES) — 0,15126]/ √ [1 — cos2(LoES — LoSAT)cos2(LaES)]}

Az – азимут в градусах;

El – угол наклона в градусах;

LoES – географическая долгота местности (северное полушарие знак — «+», южное — «–»)

LoSAT – географическая широта местности (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

LaES – долгота стояния спутника (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

После определения правильной позиции параболического зеркала тарелки, на месте установки нужно убедиться, что отсутствуют прямые преграды, прерывающие принятие информации (крыши, дома, деревья). Например, угол места спутниковой антенны равен двадцать градусов, препятствия — пятьдесят градусов, можно сделать вывод, что подобное размещение является непригодным, так как линии приема перекрыты, и сигнал от спутника не пройдет. Логично, что при монтаже нужно правильно выбрать сторону дома, где будет размещена тарелка, потому что сектор «обзора» параболического зеркала установленного на стене не превышает сто восемьдесят градусов

И важно, что бы азимут и угол места спутника входили в эту зону

Распространенный вариант размещения спутниковой антенны на крыше строения. Это хороший выбор местности, так как присутствует хороший обзор тарелки. К минусу можно отнести большую ветреность и невозможность быстрой регулировки антенны, в отличие от близлежащих к балконам стенных тарелок.

Правильно установив антенну и обеспечив хорошую наводку на спутник, можно добиться высокой четкости вещания любимых телеканалов.

Методики определения азимута по карте

В зависимости от наличия оборудования под рукой и обстоятельств, путешественник выбирает подходящий способ определения азимутального угла с помощью карты.

Работа с транспортиром

Определить истинный азимут по транспортиру удастся, придерживаясь следующего алгоритма действий:

  • расположите карту на ровной поверхности;
  • отметьте исходную точку;
  • через точку проведите прямую линию по вертикали;
  • вторая точка на карте – объект, чей азимут определяется;
  • две точки соединяются с помощью транспортира, изменяется угол между ними, полученные показатели фиксируются.

Поиск азимута с помощью планшетного магнитного компаса

Определить истинный азимут на карте получится с помощью компаса. Лучше выбрать планшетный вариант. С помощью крышки из пластика со значениями получают точные показатели. С этой задачей справится даже начинающий турист:

  • Отмечаем на карте две точки (исходную и конечную).
  • Пластиковую крышку размещаем параллельно намеченному маршруту.
  • На каждой карте нарисована километровая разметка. Линии компаса должны совпадать с сеткой. Для этого прибор вращаем пока не получат нужный результат.
  • С помощью данного метода устанавливаем дирекционный угол, который переводим в азимут.