Содержание
Несчастные случаи и происшествия
По состоянию на август 2012 года Aviation Safety Network зафиксировала 15 происшествий и четыре угона на Балканах, а также два несчастных случая со смертельным исходом и один угон самолета для TABSO. В приведенном ниже списке представлены только события, которые привели к гибели людей, списанию соответствующего самолета или и того, и другого.
Дата | Место нахождения | Авиакомпания | Самолет | Номер хвоста | Повреждение самолета | Смертельные случаи | Описание | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
30 июня 1948 г. | Стамбул | ТАБСО | Ju 52 | Неизвестный | Никто | 1 | Самолет был угнан на внутреннем пассажирском сообщении Варна — София и вылетел в Стамбул. | |
22 ноября 1952 г. | София | ТАБСО | Ли-2П | LZ-TUE | Без | 30 /30 | Поразил гористую местность вскоре после вылета из аэропорта Враждебна . Он должен был выполнять внутренний регулярный пассажирский рейс София — Горна Ореховица — Варна . | |
24 ноября 1966 г. | Братислава | ТАБСО | Ил-18В | LZ-BEN | Без | 82 /82 | В конечном пункте назначения самолет выполнял рейс 101 на участке Будапешт — Прага . Плохая погода в Праге вынудила временно перебраться в Братиславу. Самолет получил разрешение на полет в Прагу, поскольку там улучшилась погода, но он разбился вскоре после взлета из аэропорта Иванка . |
|
3 сентября 1968 г. | Бургас | Булаир | Ил-18Э | LZ-BEG | Без | 47 /89 | Рейс Bulair, дочернего предприятия TABSCO, разбился в плохую погоду при подходе к аэропорту Бургас, когда он доставил восточногерманских туристов из Дрездена, и экипаж отклонился от заданной высоты в 2400 м и «влетел в землю». | |
18 января 1971 года | Цюрих | Балкан | Ил-18Д | ЛЗ-КРОВАТЬ | Без | 45 /47 | Вылетевший из Парижа регулярным международным рейсом, самолет приблизился к аэропорту Цюриха в тумане ниже глиссады , в 0,7 км к северу от аэропорта. И законцовка левого крыла, и шасси коснулись земли и загорелись. | |
21 декабря 1971 года | София | Балкан | Ил-18 | Неизвестный | Неизвестный | 28 /73 | Разбился на взлете . | |
4 ноября 1972 г. | Cruncha | Балкан | Ил-14П | LZ-ILA | Без | 35 /35 | Самолет выполнял внутреннее регулярное пассажирское сообщение Бургас – София, когда в неблагоприятную погоду вылетел в гористую местность на подлете к аэропорту Враждебна. | |
3 марта 1973 г. | Москва | Балкан | Ил-18В | ЛЗ-БЭМ | Без | 25 /25 | Улетел во время второй попытки захода на посадку в аэропорт Шереметьево , разбился и загорелся, вероятно, из-за обледенения хвоста . Самолет выполнял регулярный рейс София – Москва под номером 307 . | |
22 ноября 1975 г. | София | Балкан | Ан-24Б | LZ-ANA | Без | 3 /45 | Не сумев набрать высоту после взлета из аэропорта Враждебна, самолет соскользнул в овраг и оказался в реке Искыр . | |
Декабрь 1975 г. | Куфра | Балкан | Ан-12Б | ЛЗ-БАД | Без | Вылетели за взлетно-посадочную полосу при посадке в аэропорту Куфра . | ||
16 марта 1978 г. | Габаре | Балкан | Ту-134 | LZ-TUB | Без | 73 /73 | Ударился о землю в пути во время регулярного международногопассажирского рейсаСофия — Варшава, разбился при аварийном спуске. Авария остается самой смертоносной в Болгарии. | |
23 марта 1978 г. | Дамаск | Балкан | Ту-154 | LZ-BTB | Без | 4 /4 | Ударься о возвышенность в 22,5 км к северо-востоку от Дамаска на подходе к аэропорту города . | |
10 января 1984 г. | София | Балкан | Ту-134А | LZ-TUR | Без | 50 /50 | Вылетевший из Берлина на международном регулярном пассажирском сообщении, самолет ударил по линии электропередач на подходе к аэропорту Враждебна из-за сильного снегопада, в результате чего он потерпел крушение в 4 километрах (2,5 мили) от взлетно-посадочной полосы. | |
16 июня 1984 г. | Сана | Балкан | Ил-18В | LZ-BEP | Без | /18 | Вылетели за взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту Саны после приземления на носовое шасси. | |
24 августа 1984 г. | Аддис-Абеба | Балкан | Ан-12Б | ЛЗ-БАД | Без | /9 | Приземляйтесь за взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту Боле . | |
2 августа 1988 г. | София | Балкан | Як-40 | LZ-DOK | Без | 29 /37 | Прерванный взлет из-за возгорания двигателя; двадцать три пассажира и четыре члена экипажа погибли на месте, еще пять пассажиров погибли в больнице. Среди жертв оказался советский консул в Варне. Самолет должен был выполнять рейсы София – Варна. | |
5 июня 1992 г. | Варна | Балкан | Ту-154Б | LZ-BTD | Без | /130 | Самолет совершил длительную посадку в аэропорту Варны, и при выезде с взлетно-посадочной полосы рухнула носовая часть. Самолет выполнял внеплановый пассажирский рейс Стокгольм – Варна. | |
28 июля 1992 г. | София | Балкан | Ан-24Б | LZ-ANN | Без | Поврежден краном в аэропорту Софии . | ||
Неизвестный | София | Балкан | Авиа 14 | LZ-ILG | Без | Разрушен при ремонте в аэропорту Враждебна. | ||
Неизвестный | Провадия | Балкан | Авиа 14 Супер | LZ-ILF | Без | Неизвестный | Разбился при неустановленных обстоятельствах. |
Жилье
Практически во всех городах можно найти очень дешёвое по европейским меркам жильё. Везде есть современные хостелы, но если вы путешествуете хотя бы вдвоём, то по соотношению цена-качество будет легче забронировать номер или апартаменты. Как всегда лучше всего выбирать по отзывам. Ниже — конкретные понравившиеся варианты, опробованные лично.
Белград. Отдельный номер с собственной ванной в хостеле: Hostel Karavan Inn
Скопье. Апартаменты в доме с бассейном: Aloha Luxury Apartments
Охрид. Номер в отеле Villa Jordan.
Тирана. Номер в отеле: Freddy’s Hotel
Котор. Место в общем номере в хостеле: Hostel Pupa
Сплит. Место в общем номере: En Route Hostel
Другие удачные варианты можно подобрать на Hotellook, где часто можно забронировать хороший отель с большой скидкой.
Белград-Приштина
Учитывая непростую историю Сербии и Косово, о тонкостях въезда в Республику Косово нужно знать заранее. Фактически северные регионы не контролируются косовскими властями, поэтому как правило проблем при въезде не возникает, однако будьте готовы к допросу о целях поездки. Билет Белград-Приштина также приобретается на автовокзале, часть дороги идёт по гористой местности, поэтому путь может занять до восьми часов. Сам автобус идёт до Косовско-Митровицы, после чего идёт пересадка на маршрутку (уже с косовскими номерами). Билет стоит около 1000₽.
Республика Косово
Валюта: евро.
Виза: нужна, шенгенская.
Несмотря на возможные трудности и долгий путь, Приштина стоит посещения, как необычная столица молодого государства, образованного лишь в 2008 году. Здесь много странного: например, памятник Биллу Клинтону или главная библиотека, которая попала в список самых уродливых зданий мира.
Приштина
Необычная и самобытная столица частично признанного государства Косово.
Читать далее
Как добраться до Белграда
Начать путешествие можно из Белграда: сюда летают регулярные рейсы из Москвы. Полёт занимает чуть менее трёх часов, билет стоит 4000-7000 рублей. Текущие и самые дешёвые предложения удобно смотреть в календаре низких цен.
Сербия
Валюта: сербский динар.
Виза: не нужна (россиянам на пребывание до 30 дней).
Также в Белград легко добраться из Будапешта, куда летают дешёвые рейсы Wizzair из Москвы и Петербурга. Из Будапешта в Белград проще всего доехать на автобусе. Дорога займёт примерно 6 часов, стоимость — примерно 1150 руб.
Белград — это удивительный и многогранный город с богатой историей, обязательный к посещению в рамках путешествия по Балканскому полуострову.
Что посмотреть в Белграде
Путеводитель по Белграду: главные достопримечательности и необычные места города.
Читать далее
Из Белграда можно отправиться в другие сербские города: южнее — в Ниш или бывшую столицу Крагуевац, севернее — в Нови-Сад. Для этого удобнее воспользоваться рейсовыми автобусами, билеты на которые можно купить на центральном автовокзале (продажа онлайн обычно не предусмотрена). Можно также поехать на поезде, но зачастую на Балканах они идут дольше и намного менее комфортные.
Котор-Сараево
Из Котора в Сараево проще всего добраться на машине, ведь автобус идёт около восьми часов по не самому короткому маршруту. До столицы Сараево в целом непросто добраться, а в Боснии и Герцеговины отсутствуют полноценные автомобильные трассы, однако Сараево — один из самых интересных городов маршрута. Мечети и мусульманский центр города сочетаются с европейскими кварталами австро-венгерского периода и новыми стеклянными бизнес-центрами и торговыми комплексами. Кроме того, многие фасады хранят осколы — следы осады 1992-1995 годов, когда город понёс значительные разрушения. Сараево особенно интересен с исторической точки зрения, но подходит и для бесцельных прогулок.
Босния и Герцеговина
Валюта: конвертируемая марка.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 30 дней).
Если вы путешествуете на машине, обязательно заезжайте на заброшенный олимпийский бобслейный трек (43.840026, 18.443255), который находится в неподалёку от города.
Сараево
Многонациональный город с непростой историей, сохранивший следы войны и сочетающий восточную архитектуру с европейской.
Читать далее
Охрид-Тирана
Следующей точкой маршрута логично выбрать столицу Албании или прибрежный курорт Дюррес. Билет на автобусы в Тирану удобнее всего купить в центре Охрида накануне поездки. Автобусы ходят не с автобусного воказала, а также из центра, и стоят 1000-1500₽. Дорога занимает около 6 часов, часто идёт по горной местности.
Албания
Валюта: албанский лек.
Виза: обычно не нужна — следует уточнять текущие условия.
Тирана не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, но имеет очень интересную историю и оставляет крайне приятное впечатление. Это прогрессивный город, который активно развивается и пытается нагнать упущенное после десятилетий тотальной изоляции. Также интересно увидеть сочетание мусульманской и католической культуры.
Тирана
Всё, что нужно посмотреть в столице Албании.
Читать далее
Возможные сложности и решение
Балканские страны имеют некоторые особенности, о которых нужно знать перед поездкой.
1. Практически в каждой стране своя валюта, а карты и евро принимают далеко не везде. Это значит, что постоянно нужно будет менять деньги на местную валюту и держать в уме обменный курс, который разный в разных странах. Например, сербский динар больше российского рубля примерно в два раза, а македонский денар — наоборот чуть меньше рубля. Хорватская куна равна десяти российским рублям, а боснийская конвертируемая марка в два раза меньше евро. Постоянно перемещаясь по странам, начинаешь путаться в валютах и ценах, зато становится примерно понятно, сколько денег понадобится на один день. Кстати, касательно цен: самые дешёвые страны маршрута — это Македония, Сербия, Босния. Самые дорогие — Словения, Черногория и Хорватия.
2. Отсутствие возможности купить билет онлайн или посмотреть расписание. Часто нужно ориентироваться по ситуации и узнавать об автобусах только на автобусном вокзале. Другим минусом является обязанность платить за багажное место (в Сербии, Албании, Македонии и Боснии), даже если у вас небольшой рюкзак. Плата обычно составляет 1-2 евро. Но несмотря на то, что билет редко можно купить заранее, они практически всегда есть в наличии, поэтому на автобусный вокзал можно приходить максимум накануне. Примерное расписание можно посмотреть здесь: https://www.balkanviator.com/ru/
3. Не все говорят по-английски. К счастью, в странах, где меньше всего говорят по-английски, языки очень похожи с русским и другими славянскими языками — это Босния, Македония и Сербия. Если вас не поняли на английском, попробуйте сказать фразу по-русски, возможно, слова будут схожи. К тому же, многие надписи понятные без перевода, а в Черногории и русский уже довольно распространён.
4. В целом всё непредсказуемо и многие вещи не регламентированы — этим балканские страны сильно отличаются от Западной и Северной Европы. Но здесь люди чаще идут на встречу, и легче о чём-то договориться, даже если изначально это не было предусмотрено.
5. Общественный транспорт может ходить нерегулярно, зато почти везде дешёвое такси.
6. Перед поездкой не забудьте оформить страховку.
Флот
Туполев Ту-134 Balkan Bulgarian Airlines в аэропорту Ле Бурже в 1974 году.
Антонов Ан-12В компании Balkan Bulgarian Airlines в аэропорту Дюссельдорфа в 1998 году.
До 1990 года знаки Балкан несли как обычные авиалайнеры, так и специальные правительственные отряды, сельскохозяйственная авиация, санитарные крылья, грузовые самолеты. Сюда следует флот, кроме Ан-2/281 шт. / И Ка-26, а также гражданских Ми-8/17 шт. /, Ми-17/1 шт. /, Ми-2, учебных L-410.
Самолет | 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. |
---|---|---|---|---|
Антонов Ан-2 | Неизвестный | — | — | — |
Антонов Ан-10 | Неизвестный | — | — | — |
Антонов Ан-12 | — | — | — | 3 |
Антонов Ан-12Б | — | 1 | — | — |
Антонов Ан-12В | — | — | 4 | — |
Антонов Ан-24 | — | — | 22 | — |
Антонов Ан-24Б | 7 | 8 | — | 6 |
Антонов Ан-24РВ | — | — | — | 1 |
Боинг 737-300 | — | — | — | 2 |
Боинг 737-500 | — | — | — | 3 |
Боинг 767-200 | — | — | 2 | — |
Ильюшин Ил-14 | 6 | — | — | — |
Ильюшин Ил-18 | 11 | 7 | 2 | 1 |
Ильюшин Ил-18Д | — | — | — | 1 |
— | — | — | 3 | |
Туполев Ту-134 | 3 | 13 | 9 | — |
Туполев Ту-154 | — | 13 | 21 год | — |
Туполев Ту-154Б | — | — | — | 14 |
Туполев Ту-154М | — | — | — | 10 |
Яковлев Як-40 | — | 12 | 11 | — |
Злин З-37 Чмелак | Неизвестный | — | — | — |
Общий | 54 | 54 | 69 | 44 год |