Горнолыжный курорт «приэльбрусье» («эльбрус»)

Содержание

Долина Нарзанов

Рекомендовать место

44

12

Название долины, расположенной в предгорьях Скалистого хребта Большого Кавказа, говорит само за себя. Здесь, в живописном месте по течению реки Хасаут на поверхность выходит почти 20 источников минерализованной воды типа нарзан. Их вода относится к углекислой гидрокарбонатно-хлоридной натриево-кальциевой с минерализацией до 3,3 г/л и содержанием углекислоты до 2,2 г/л. Сильно газирована углекислотой.

Долина Нарзанов закрыта со всех сторон высокими хребтами. Ее своеобразная оторванность и уединенность, конечно, сказались на местной атмосфере. Величие и неприступность гор, цветной ковер субальпийских лугов, леса из стройных елей, чистейший воздух — подобные места, как правило, влияют на человека самым благоприятным образом, очищают, вдохновляют. А здесь еще и оздоравливают. К тому же отсюда виден Эльбрус, и это один из лучших видов знаменитой горы.

Через Долину Нарзанов идет путь к теплому минеральному источнику Джилы-Су, расположенному у подножия Эльбруса. Отсюда же можно пройти к водопадам на реках Хасаут и Мушт. Благоприятные климатические условия позволяют совершать походы и экскурсии в Долину Нарзанов практически в любое время года. Здесь же есть одноименная турбаза, кафе и магазин.

Склоны и станции Эльбруса

Горнолыжный комплекс Эльбрус Азау открылся в середине XX века. С тех пор на курорт непрерывно стекаются туристы из разных стран, чтобы покататься на трассах курорта. Трассы здесь различаются по сложности, каждый найдет трассу по вкусу. На спусках установлено сетчатое ограждение, которое создает определенный уровень безопасности для катающихся.

Склоны Эльбруса. Расположение канатных дорог.

Склоны Эльбруса

Склоны Эльбруса можно поделить на 5 участков. Пойдем вниз с самой высокой точки

  1. На высоте 4100 м, расположен «Приют 11» и здесь есть спуск до станции Гара-Баши «Приют Бочка», высота 3780 м. Подняться здесь можно только на ратраках или пешком: канаток здесь нет. Кататься можно круглый год.

  2. От станции Гара-Баши (Приют «Бочка») до станции Мир. Здесь высота снижается от 3780 м до 3500 м. Функционирует однокресельная канатная дорога, ещё одна, гондольная, находится на этапе строительства. Сложность трассы помечена синим цветом, она имеет разнообразный рельеф – до приюта она пологая и широкая, а затем – узкая и крутая.

  3. От станции «Мир» с высоты 3500 метров опускаемся до 3000 метров, где находится станция «Старый Кругозор». На этом участке работают две канатные дороги: маятниковая «Эльбрус-2» и гондольная «Puma-2». Трасса в начале спуска очень крутая и узкая относится к черной категории сложности, а затем переходится в широкую синюю.
  4. От станции «Старый Кругозор» с высоты 3000 метров спускаемся на поляну Азау на высоту 2350 метров. Здесь также запущено две канатки, тех же типов что и на предыдущем участке: Эльбрус-1 и Puma-1. Склон начинается со сложной узкой и крутой красной трассы и заканчивается синей трассой – пологой и широкой.
  5. Поляна Азау. Перепад высот здесь составляет 200 (2500-2300) метров, это своего рода это «лягушатник» для новичков горнолыжников. Функционирует здесь бугельный подъемник типа «Швабра».

Канатная дорога на Азау

Хоть склоны условно и поделены на участки в зависимости от уровня подъема и сложности, в реальности – склоны Азау – это одна сплошная трасса, предназначения для катания лыжников и сноубордистов разного уровня подготовки. Любители экстрима могут опробовать нетронутую целину Эльбруса, конечно же в сопровождении опытного инструктора. Добираться до целины придется на вертолете либо на ратраке.

Приюты Эльбруса

Приюты (мини-отели) расположены на высоких точках комплекса Эльбрус-Азау. Предназначены для отдыха туристов перед или после восхождения на Эльбрус. Здесь также могут отдохнуть горнолыжники после продолжительного спуска с вершины.

Старые приюты не отличались высоким уровнем комфорта, но здесь можно было найти самое необходимое: тепло, свет, воду, газ, спальное место. Более современные приюты, например Leap, построенный итальянцами, гораздо более комфортны.

Приют Leap

Цены на подъемники Эльбруса — Азау

Цена однодневного взрослого скипасса для курорта Эльбрус в сезоне 2017/2018 составляет 1550-1900р, в зависимости от высокого или низкого сезона. При покупке скипасса действуют скидки на услуги подъемников. Для детей до 5 лет, инвалидам 1 группы и детям-инвалидам до 18 лет, пенсионерам старше 75 лет – бесплатно. Людям в возрасте 65-75 лет — скидка 10 %.

Тарифы на пользование подъемниками на курорте Азау

Как добраться до Азау

До Азау можно добраться разными способами, поезд, самолет, автобус, трансфер.

  • Самолетом до Минеральных Вод или Нальчика, потом на автобусе или такси до поселка Терскол.
  • Поездом до Минеральных Вод, Нальчика, Пятигорска, Прохладного, потом на автобусе или такси до поселка Терскол.
  • Из Минеральных Вод, Прохладного и Нальчика можно воспользоваться трансфером до Терскола.

Поездка до Терскола трансфером или на такси занимает в среднем 2,5-4 часа. Зависит от удаленности начального пункта отправления.

Ратрак на Эльбрусе.

На станции Гарабаши находятся несколько ратраков. Как ни странно, но летом у них тоже работы хватает.

Тут же находится стоянка со снегоходами и ратраками. Стоимость проезда на таком транспорте по Эльбрусу зависит от высоты. Минимум 2000 за снегоход (на двоих) до приюта 11, это 4040 метров высота. И до 75000 за ратрак, который поднимет выше скал Пастухова (точную высоту нам не озвучили, но выше, чем 5100 метров). В ратраке поместятся около 10 человек.

Две вершины Эльбруса. Кажется так близко. Но как тяжело до них дойти.

А мы, в поисках красивых видов для фотографий, решили поднятся чуть выше пешком. Тем более, что метров через 300 по дороге располагались бочки нашего местного друга Асхата, в гости к которому мы и отправились. Нам позволили заглянуть внутрь. Условия, конечно, спартанские, но есть все необходимое.

Внутренняя отделка внутри бочек . Небольшая кухня для альпинистов. Две спальни вместо кроватей -топчан.

Такой домик рассчитан на 10 человек. Пять с одной стороны и пять с другой. Посередине — кухня.

Небольшие группы туристов постоянно встречаются на пути.

Удивило огромное количество людей на Эльбрусе. Одиночки, группы от 2-3 до 30 человек. Возраст абсолютно разный. Эльбрус буквально притягивает альпинистов и просто любителей путешествий со всего мира, одержимых одной целью, совершить  восхождение на Эльбрус. Встретили группу девушек из Кувейта, молодого человека из Иркутска, девушку из Италии.

Познакомились с молодым человеком из Иркутска. Позже узнали, что он удачно сходил на вершину Эльбруса

Очень много палаток. Погода была замечательная и настроение у «палаточников» соответствующее! Многие живут здесь по несколько дней, пока не будут готовы к восхождению.

Ратраки и снегоходы напоминают общественный транспорт, безостановочно едут то вниз то вверх.

Эта девушка дошла пешком до приюта 11. А отуда съехала на сноуборде.

Встретили даже девушку на сноуборде! В начале августа! Для катания, если честно,  снег в это время слишком мокрый и липкий. Нужно постараться не попасть в ручей.

Иду по маршруту на Эльбрус.

Пока мы бродили по леднику и наслаждались красотой Эльбруса, нашла туча и начал накрапывать дождь. Вот такие сюрпризы погоды в горах. Да и время оставалось немного. Пришлось нам спешить на канатку. Спасибо Асхату, подвез нас на ратраке!  Обратите внимания, подъёмник канатной дороги со станции Гарабаши работает до 15:00, так что если не успеете, придётся идти пешком вниз.  Подъёмник  на станции Мир  заканчивает свою работу в 16:00 час. Во время зимнего сезона катания график возможно изменится.

Фото на ратраке с нашим знакомым.

До станции Мир пришлось ехать под небольшим дождем, хорошо, что взяли с собой куртки.  Пока спустились вниз дождь закончился, выглянуло солнце.

Отель «Вершина» на поляне Азау.

Отель Вершина.Заселились в двухместный стандартный номер.

Во дворе парковка, беседка, бассейн с живой форелью. Вы можете даже попробовать поймать её на удочку.  Спасибо хозяевам за теплый кавказский прием. Обязательно приедем еще.

А вот обедать нам нравится или на поляне Чегет или на поляне Нарзанов. Ехать туда недалеко, цены на еду немного ниже, да и готовят как нам показалось вкуснее. Ну это наше личное мнение, выбирать вам. Кухня везде примерно одинаковая, Кавказская. Хычины, шорпа, шашлык и жаобаур! А еще над мангалами коптится бараний курдюк. Местный деликатес, который мы никак не попробуем.

Что посмотреть по дороге на Эльбрус

Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан.

Река длинная — 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:

А  дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.

Памятник первым покорителям Эльбруса

Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан. Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных  горцев:  кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.

Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров ). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.

Тырныауз

Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.

После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…

Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак, который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:

Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.

Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…

Посёлок Эльбрус

Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.

Поляна нарзанов

Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:

Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.

Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.

Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.

Терскол

А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был  построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).

Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.

В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России

Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн

Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.

Водопад девичьи косы: высота над уровнем моря

Маршрут начинается сразу за поселком Терскол. Сам населенный пункт находится на высоте 2150 метров на уровнем моря. До нужной точки вам предстоит освоить 650 метров перепада высот — водопад расположен на высоте 2800 метров. На окраине Терскола начинается одноименное ущелье. Тут тропа раздваивается.

Наиболее спокойный путь пойдет по левой ветке дороги — она длиннее, но более пологая и спокойная, высота набирается постепенно, давая организму возможность адаптироваться. Часть тропы проходит через хвойный лес, есть открытые каменистые участи, где идти сложнее — от палящего солнца и возможного камнепада. Но виды определенно того стоят: долина Баксан с ее противолавинными пирамидами, Донгузорунский ледник, поляна Азау, заметные издалека подъемники на Эльбрус, буйное альпийское разнотравье всех расцветок. На открытых участках горной дороги желательно не шуметь, во избежании обвалов.

Добравшись до водопада, хочется отдохнуть и подольше насладиться видами, но, к сожалению, здесь не предусмотрено пока ничего для этого — ни смотровой площадки, ни места для отдыха около водопада нет. Но недаром вода в Чыранбаши-Суу считается живой и целебной — буквально 15–20 минут отдыха, несколько глотков воды из горных потоков и вы снова полны сил. Можно возвращаться в Терскол или продолжить восхождение, например, к Обсерватории.

Елена Кулешина

Катание на курорте

Считается, что на горнолыжном курорте Эльбрус Азау на высотах от 2350 до 3800 м проложено 7 трасс протяжённостью 11 км, но в действительности склоны курорта – это одна сплошная трасса для новичков и опытных райдеров. На склонах Эльбрус Азау вы не увидите ни привычных разделителей, ни указателей, а на протяжении всего пути вас будет сопровождать минимум сеток. Свобода перемещения – это наиболее яркая черта Эльбрус Азау, ведь здесь райдеров не загоняют в рамки. В вашем распоряжении необъятные просторы, на которых вы сами выбираете свой маршрут. Склон условно поделён на пять участков:

Участок станция Старый Кругозор (3000) – Азау (2350) обслуживается подъёмником «Эльбрус 1» (1900 м). Это довольно сложный красный участок, который в условиях плохо подготовленной трассы превращается в чёрный. В начале спуска узкая трасса постепенно расширяется, переходя в участок с довольно приличной крутизной (перепад 200 м), преодолев который, вы снова сможете наслаждаться спокойным катанием. Трасса становится более пологой и до станции Азау практически не преподносит сюрпризов.

Участок станция Мир (3500) – Старый Кругозор (3000). Участок средней сложности (синий) обслуживается маятниковым подъёмником «Эльбрус 2» (1800 м). Начало спуска больше напоминает чёрную трассу. Если вы не уверены в своих силах, то при прохождении этого участка лучше сбавить скорость. Но ненадолго, т.к. вскоре вас приветливо встретит привычная широкая трасса.

Участок станция Гара-баши (3800) – Мир (3500) средней сложности (синий) обслуживается кресельным подъёмником. В целом от станции Гара-Баши до приюта «Бочки» (3750) расположен довольно приятный широкий участок с приемлемым уклоном и небольшой полочкой. В погоду с плохой видимостью необходимо проходить аккуратно, поскольку можно легко сбиться с пути и попасть на участки с трещинами. Ниже приюта «Бочки» лучше держаться левее, поскольку справа трасса более крутая и узкая, зажатая между камнями и обрывом. В левой же части вас ждёт удобная широкая трасса с длинной полкой.

Участок от Приюта одиннадцати (4100) до станции Гара-баши (3800) рассчитан на опытных райдеров. Подъём возможен только на ратраках.

Общее время подъёма от станции Азау до Гара-Баши без учёта на пересадку составляет 24 минуты.

На Эльбрусе есть и труднодоступные места, куда можно добраться только на вертолёте. Дикие ландшафты, скорость и катание на леднике дарят ни с чем несравнимые впечатления. Целинный снег Эльбруса, непременно, оценят любители фрирайда.

video

Рядом со станцией Азау расположена небольшая зелёная трасса для детей и новичков. Эта трасса обслуживается бугельным подъёмником, который поднимет вас на высоту 2850 м.

Насладившись просторами Эльбруса, вы можете попробовать свои силы на склонах соседней горы Чегет. В отличие от Эльбруса трассы здесь более короткие, но считаются одними из самых сложных. С Эльбруса на гору Чегет можно добраться на лыжах, но только в сопровождении опытного гида.

До недавнего времени райдеры жаловались на состояние склонов Эльбрус Азау. Привычной картиной был снег с камнями. И если на верхних станциях склоны находились в более или менее приличном состоянии, то на участке «Старый Кругозор – Азау» было практически невозможно проехать без препятствий. В основном ратраки за отдельную плату занимались доставкой райдеров на труднодоступные склоны. К сезону 2012-2013 администрация решила подготовиться более основательно: трассы были расширены и очищены от камней, установлена система искусственного оснежения, произведен профилактический ремонт подъемников, которые в прошлых сезонах довольно часто прекращали свою работу из-за поломок. В этом сезоне порадовали и ратраки, которые выполняли свою первоочередную задачу – создание «вельвета» на склоне.

Ущелье Терскол

Ущелье Терскол.
3

Ущелье Терскол – невероятно красивое место, как, впрочем, и все в Приэльбрусье. Перевести это название с балкарского можно как «небольшое неправильное ущелье». Его «неправильность» заключается, по-видимому, в его тупиковом строении – выхода из Терскола нет (а если быть точнее, он там же, где вход).

Но ущелье действительно небольшое: его протяженность – меньше пяти километров. А это значит, что прогулка туда-обратно займет не больше 4-5 часов. Но вам непременно захочется задержаться здесь подольше, ведь кто по своей доброй воле будет торопиться покинуть это природное великолепие.

Зачем посещать.

Дорога, идущая по ущелью, весьма живописна. Тропа то бежит по лесным участкам вдоль реки, то «выныривает» на открытое пространство, поросшее сочной травой и покрытое россыпями камней. Дух захватывает от красоты величественных гор, которые окружают вас на всем протяжении пути. Впереди же, в верховьях Терскола, виден одноименный ледник, похожий по мнению многих на шкуру белого медведя, нависающую над ущельем.

Наградой для тех, кто пройдет весь путь до конца, станет красивейший водопад Терскол. Он не очень большой и полноводный, но его грохот, усиленный многократным отражением от скал, вы услышите задолго до того, как увидите эту красоту. Прогулка по ущелью непременно зарядит вас энергией и подарит хорошее настроение.

Адрес: Р. Терскол, Кабардино-Балкарская Республика, Россия.

Подъём на Эльбрус на канатной дороге.

Целью нашего путешествия было подняться как можно выше к Эльбрусу. Не на восхождение, конечно, а за один день, куда позволят силы, техника и финансы. Погода была хорошая, и вот что у нас получилось.

Начало канатной дороги на поляне Азау.Посадка на старый подъёмник.

Для начала решали на какой канатной дороге ехать. Здесь их две, старая и новая. Старая канатка похожа на подвесные трамвайчики, ехать нужно стоя. В кабинку за один раз запускают 12 человек. Цена одного подъема и одного спуска 500 рублей, это до станции Мир.

Поляна Азау . Новая канатная дорога .

Новый подъемник – кабинки на 8 человек. Цена аналогичного абонемента – 950 рублей.

От мира до Гарабаши одноместный кресельный подъемник. Есть новая линия канатки, но она не работает. Возможно запустят к горнолыжному сезону.

Для тех, кто не был на Эльбрусе. Канатная дорога состоит их трех этапов. Первый до станции Кругозор – 3000 метров, вторая до станции Мир 3500 метров, третья до Гарабаши 3780 метров. Дальше снегоходы, ратраки или пешком.

Наш выбор предопределила очередь на старой дороге. Из разговоров стало понятно, что люди ждут больше часа, и мы пошли на новую. Через 5 минут нам выдали карточки –пропуски и мы поехали! Вид из окна открывается невероятно красивый, но фотографировать невозможно, так как кабинка закрывается полностью.

Вот такие виды на ущелье открываеются при подъёме. Внизу видны следы лыжных трасс.

Минут через 10 мы поднялись до Кругозора. И сразу пересели на вторую очередь до станции Мир.

Станция мир. Мы почти на одной высоте с пиками гор.

На станции Мир есть несколько кафе, можно выпить чаю или глинтвейна у камина. Музей памяти Великой отечественной войны. Здесь хранятся военные трофеи, найденные на раскопках в горах. Во времена войны в этих местах велись активные боевые действия.

На станции Мир есть несколько кафе. Мижно выпить стаканчик глинтвейна и полюбоваться природой.

А мы пошли дальше, на кресельную канатную дорогу. Тут пришлось постоять в очереди около часа. Цена билета 200 рублей. Очередь была из-за групп которые поднимались  для дальнейшего восхождения. Так же на этом подъёмнике  транспортируют продукты и воду для «высокогорных жителей».  Мы были свидетелями подъёма около 20 ящиков воды. Большие рюкзаки  перевозятся отдельно, без пассажиров. Вот такие мелочи и занимают много времени.

Подъёмник на Гарабаши одноместный кресельный.

И вот мы в пути к самой высокой станции Гарабаши. Особо нетерпеливые, которые не хотели ждать, покоряли этот отрезок пути пешком.

Сфотографировался на фоне ледника, позади Кавказский хребет.

На Гарабаши мы оказались выше гор! Перед нами панорама на Кавказский хребет.

Оснащение горнолыжного курорта

Приэльбрусье каждый год улучшается, появляются новые спуски, услуги. Примеры — спортивный комплекс на склонах горы Чегет, между Эльбрусом и Донгуз-Оруном. Здесь работают канатные дороги, гостиницы, кафе и магазины. В базах отдыха и гостиницах Приэльбрусье ежегодно проживает более 23 000 человек, а канатные дороги могут перевозить почти миллион человек в сезон. Канатные дороги функционируют круглый год.

Особенности проживания и отдыха:

Лавины – постоянная угроза в горах. Для исследования и прогнозирования лавин была создана специальная лавинообразная служба

При проектировании горных спортивных комплексов основное внимание уделяется опасности лавин. Пригодность региона для строительства и доступности лыжных трасс.
Существует большое количество отелей и туристических лагерей

Сегодня туристический горнолыжный курорт Азау состоит из 30 предприятий, в том числе 5 туристических гостиниц, 6 туристических баз, 5 пансионатов, 4 туристических центра / лагеря общей вместимостью около 3000 человек. Кроме того, с 2002 года в Эльбрусе ежегодно открываются частные гостиницы, вмещающие от 20 до 80 человек каждый.

В комнатах вокзала есть кафе, бары. Можно выбрать из нескольких комфортабельных ресторанов и шашлыков, где подают разнообразные блюда кавказской и интернациональной кухни. Курорты оснащены телефонами, факсом и электронной почтой.

Есть охраняемые автостоянки прямо у подножия гор Арендные агентства лыж и сноубордов расположены в Приэльбрусье в больших количествах. Никогда не замерзают природные источники минеральной воды, называемой Нарзаном. Они придают силы и здоровье после лыжного спорта.

Подъемники

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» начинается с поляны Азау, где расположены две станции канатных дорог:

  • «старая» маятниковая
  • новая гондольная дорога

Обе канатки идут параллельно друг другу. Действуют две очереди обеих канатных дорог, 3-я очередь находится на стадии строительства. На 3-й очереди также есть однокресельная канатная дорога, но работает она не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) вверх желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» составляет 20 минут.
На горе Эльбрус подъемники включают в себя 2 очереди новой канатной дороги гондольного типа, 2 очереди маятникового подъемника, одну канатно-кресельную дорогу и 2 бугеля.  1 очередь: Азау — Кругозор
На первой очереди действует две канатные дороги: старая маятниковая дорога и новая гондольная дорога.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» начинается от станции Азау (2350 м) и доходит до станции «Старый кругозор» (3000 м). На обеих станциях есть кафе и шалычные. Время пути старой маятниковой дороги — 15 минут.
Новая канатная дорога «Poma 1» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы – 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги — 580 м. Время пути новой гондольной дороги — 5 минут. Производительность — 2400 человек/час.2 очередь: Кругозор — Мир
На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа.
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус — 2» начинается от станции «Старый Кругозор» (3000 м) и идет до станции «Мир» (3500 м). На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
Новая канатная дорога «Poma 2» гондольного типа была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы «РОМА» — одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» (3000 м) и «Мир» (3500 м). Протяженность дороги — 1800 м., пропускная способность — 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении — 5 минут 13 секунд.3 очередь: Мир — Гарабаши
На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус» и новый гондольный подъёмник.
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» начинается от станции «Мир» (3500 м) и идет до станции «Гара-Баши» (3850 м). Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м. начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны «Азау» 2300 м. 
Канатная дорога гондольного типа «Poma-3» функционирует с конца декабря 2015 года. Её нижняя станция находится на высоте 3455 метров над уровнем моря, а верхняя на высоте 3847 метров над уровнем моря. Общая протяженность дороги составляет 1675 метров. Оснащён подъемник современными комфортабельными 8-ми местными кабинами. Некоторые гондолы приспособлены для перемещения лиц с ограниченными возможностями. Их ширина позволяет свободно пройти внутрь инвалидной коляске, а уровень пола кабины совмещен с уровнем посадочной площадки как на нижней, так и на верхней станциях. Кроме того, для маломобильных людей оборудованы специальные подъемники для доступа на посадочную зону. На сегодняшний день пропускная способность гондольной дороги — 750 человек в час.
Горнолыжный центр «Чегет» насчитывает три очереди подъемников. Первая состоит из кресельного подъемника «Чегет-1» и двукресельной канатной дороги «Парная». Каждая имеет протяженность 1600 метров. Перепад высот на этом участке составляет 600 метров. Станция «Чегет-1» действует с 1963 года и считается старейшей в Приэльбрусье. Подъемник доставляет туристов до панорамной площадки, где находится кафе «Ай».
Выше действует вторая очередь – «Чегет-2». Однокресельная канатка поднимает еще на 900 метров вверх. Перепад высот здесь около 500 метров. 3-я очередь — это бугельный подъемник под названием «Шагобан». Его длина составляет 300 метров, а перепад высот – 70 метров. Обычно он доставляет к месту старта фрирайдеров, поскольку отсюда берут начало маршруты для внетрассового катания. На юг спускается трасса «Дальние юга», в противоположном направлении – «Север». Эти территории не для новичков.
Подъемники на горе работают круглый год. Период с мая по ноябрь сюда приезжают велосипедисты.
 

Озеро Гижгит по дороге на Эльбрус.

Одно из самых знаменитых озёр республики — озеро Гижгит. В январе часть озера была покрыта льдом, поэтому нам не удалось оценить бирюзовый цвет воды. А именно цвет является его визитной карточкой. Но горными пейзажами мы насладились сполна. Мы прогулялись по прозрачному льду, честно, это было очень волнительно. Немного расскажу о том, откуда здесь появилось такое озеро. С середины 20 века Гижгит служил местом для отходов одного из комбинатов, чем в принципе и обусловлен цвет воды. Но уже больше 20-ти лет комбинат закрыт, и некоторые считают, что озеро очищается. Возможно, если бы у нас в плане на этот день не было подъёма на Эльбрус, то мы бы обошли озеро вдоль и поперёк, но … Эльбрус ждал нас.

Тырныауз Фото с сайта https://news-r.ru

Голубые озера (Церик-кёль)

Голубые озера (Церик-кёль).
4

Тех, кто доберется до Черекского ущелья, расположенного в 30 км от Нальчика, ждет еще одно чудо природы – Голубые озера. Всего этих карстовых водоемов пять, и каждый имеет свой неповторимый облик.

  • Самое живописное из Голубых озер – Нижнее. Имея глубину 279 метров, оно входит в десятку глубочайших озер России. Нижнее озеро отличается кристальной чистотой и прозрачностью воды, завораживающей безмятежностью водной глади и необычайным цветом, который в зависимости от погоды может меняться от небесно-голубого до лазурного. Местные жители зовут это озеро Церик-Кель, что в переводе с балкарского означает «гнилое озеро». Столь неромантичное название связано с тем, что водоем питается насыщенными сероводородом водами минеральных источников, из-за чего вокруг стоит довольно специфический запах.
  • Секретное озеро оправдывает свое название. Расположено оно в глубокой впадине, окруженной густым лесом, и заметить его действительно непросто.
  • Сухое озеро свое название тоже получило не случайно. Глубина этого водоема, находящего на дне глубокого каньона с отвесными стенами высотой почти 180 метров, составляет всего 5-7 метров и сильно зависит от количества осадков. Считается, что некогда этот «колодец» был заполнен водой почти до краев, но однажды «озеро утекло» – именно так  переводится с балкарского языка местное название озера Кель-Кетчхен.
  • Восточное и Западное озера имеют сравнительно небольшую глубину и пологие берега. Но и им есть чем похвастаться: оба эти водоема богаты рыбы. Здесь в изобилии водятся форель, карп, белый амур. Впрочем, все озера кроме Нижнего сообщаются между собой, а значит, хорошая рыбалка там обеспечена.

Адрес: Голубое озеро (Церик-кёль), Кабардино-Балкарская Республика, Россия.

Лучшие туры: