Оборонительная «линия сталина»

Содержание

Стратегически важная, но трудноосуществимая задача

Следует сразу отметить, что в официальных документах такое название никогда не фигурировало. Впервые оно появилось в 1936 году в одной из русскоязычных латышских газет, затем было подхвачено западной прессой, и уже после этого термин «Линия Сталина» получил широкое распространение.

Согласно программе, предложенной Сталиным, предполагалось строительство цепи оборонительных сооружений по всей западной границе страны, протяжённость которой составляла 2 тыс. км. Поскольку создания непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укреплённых районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках.

Одновременно с Советским Союзом в 20-30 годах на территории финской части Карельского перешейка также возводилась мощная полоса оборонительных сооружений, известная как Линия Маннергейма. Сталин и Верховное командование РККА, хорошо осведомлённые о ходе этих работ, приняли решение соорудить аналог финского проекта, но в несравненно большем масштабе.

Однако реализация такой программы заключала в себе значительные сложности. Даже в сокращённом варианте она находилась на грани возможностей советской индустрии того периода. Немаловажным фактом являлось и то, что в 30-х годах шла массовая замена прежних руководящих кадров инженерных войск, состоявших ещё из офицеров царской армии, на новых молодых специалистов, в большинстве своём не имевших должного опыта и знаний.

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов – долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

Западный опыт

Для Франции Первая мировая значила гораздо больше, чем Вторая. Это не удивительно: большинство сражений на Западном фронте протекало на территории Республики. Не зря монументов в память о жертвах Первой мировой войны там огромное множество.

Но во Франции помнили слова маршала Фоша, который уверял, что окончание войны в 1918 году – это лишь передышка меж двумя войнами.


Маршал Фердинанд Фош

Поэтому, по инициативе министра обороны Мажино, на границе с Германией начали возводить сплошную стену с многочисленными бункерами и огневыми позициями. Общая стоимость всего проекта составила 3 миллиарда франков. Это создало огромную дыру в бюджете страны и не позволило вести разработку новых средств вооружений.

Когда в 1940 году германская армия начала вторжение во Францию, то немцы не стали штурмовать линию Мажино. Они поступили значительно проще и последовали методу Чингисхана, когда монголы, вторгаясь в Китай, банально обошли Великую стену.


Линия Мажино

Стоит отметить, что линию выстроили только по границе с Германией, а вот граница с Бельгией была не прикрыта. Это стало решающим фактором в захвате Республики.

Немцы двинули армию через Арденны и напали на французов со стороны оккупированной по пути Бельгии. Нацисты, кстати, прорвали и саму линию укреплений. В этом очень сильно помогала пикирующая бомбардировочная авиация, которая способна наносить точечные удары с воздуха.

Мемориальный комплекс «Курган Славы»

В июле 1944 года во время операции «Багратион» 105 тысяч немецких солдат в этих местах знатно получили по шапке… то есть по каске. Эти события получили название «Минский котел» и стали переломными во Второй мировой войне.

Осенью 1966 года к месту знаковой битвы была доставлена первая горсть земли из мест сражений со всего СССР. А спустя три года открыли грандиозный монумент – Курган Славы.

Высота шпиля мемориала – 71 метр. Обзорная площадка находится на высоте 35 метров – с нее открывается панорамный вид на окрестности. Сюда поднимаются провожать закат, встречать рассвет и просто за эффектными селфи. Наверх ведут бетонные лестницы, в каждой – по 241 ступеньке. Верхнюю площадку обрамляет барельеф с семью лицами – они символизируют защитников СССР: партизанка, старик-партизан, пилот, матрос, танкист, молодой и пожилой пехотинцы.

У подножия кургана организована выставка боевой техники, среди которой есть и легендарный советский штурмовик ИЛ-2.

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Музейный комплекс «Дукорский маёнтак»

Говорим Дукора – подразумеваем перевернутый дом. Первый и пока единственный в Беларуси. Находится он в Музее культурного наследия «Дукорский маёнтак».

Музей расположен на территории дворца Ошторпов – на рубеже XVIII-XIX веков его построил Фратишек Ошторп. При его сыне Леоне дворец стал культурно-развлекательным центром для аристократии. Тут правили балы, работали театр и цирк, была собрана огромная коллекция книг и предметов искусства. Сейчас от былого великолепия остались только въездная брама и флигель. Все остальное отстроено бизнесменом Иваном Гумовским в 2010-2015 годах.

В «Дукорском маёнтке» можно поучаствовать в мастер-классах в кузнечной, гончарной, свечной или ткацкой мастерских. Для детей работают батлейка и зоопарк с лошадками, кроликами, павлинами, для взрослых производят самогон. Можно полазить в веревочном парке, пострелять в тире, покататься на бричке, покушать в трех кафе на выбор, попариться в бане и остаться на ночлег.

Концепция напоминает известный Музей народных ремесел и технологий «Дудутки» – он находится в 30 км от Дукоры. В нем тоже можно попробовать себя в роли кузнеца, гончара или ткача, сплести циновку из лозы и продегустировать местные экопродукты по старинным рецептам – сыр, хлеб, мед, масло и самогон. В «Дудутках» есть зоосад, птичий двор, конюшня и музей советских ретроавтомобилей.

Усадьба Друцких-Любецких в Новом Поле

С первого взгляда на это странно выкрашенное строение сложно поверить, что когда-то оно принадлежало польско-литовскому княжескому роду Друцких-Любецких, восходящих корнями к Рюрику.

Усадьбу в Новом Поле в 1820-1828 годах построили Селявы. В середине века она перешла к Друцким-Любецким – те значительно расширили площадь недвижимости: достроили правое крыло, потом добавили левое, с башенкой. Получилась усадьба в стиле классицизма с элементами барокко. При Друцких-Любецких насчитывалось 12 хозпостроек, среди которых пивоварня и винокурня, амбары, ледовня.

В междувоенное время в усадебном доме располагалась погранзастава, а с 1952 года он отошел местному сельскохозяйственному техникуму – сейчас это Новопольский аграрно-экономический колледж. С фасада не просто счистили окраску – сняли все декоративное оформление. Сегодня эстетический облик достопримечательности вызывает у туристов много вопросов – здание выкрашено сразу в несколько несочетающихся между собой цветов. Внутрь попасть вряд ли получится, поэтому в Новое Поле стоит заехать по пути, например, в Раков. Или включить в маршрут Семково – Заславль – Новое Поле. 

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Возведение новой линии обороны и консервация старой

Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.

Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.

Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Парк интерактивной истории «Великое княжество Сула»

В 1770-х эти земли у Радзивиллов выкупили Ленские и сделали популярным центром светской жизни. Через 230 лет история повторилась, только с другими героями. 

Получив Сулу, Павел Ленский отстроил усадебный дом в стиле классицизма, усыпальницу-ротонду, разбил пейзажный парк на берегу озера, сделал фонтан, высадил оранжерею и розарий, поставил винокурню, коптильню и ветряную мельницу. В Суле бывали лучшие люди своего времени – от политиков и чиновников до художников и композиторов.

Дворянскому роду Сула принадлежала полтора века – до 1939 года. В 1939-м последняя владелица родового гнезда Эльжбета Ленская едва не была убита советскими солдатами. Ее спасли местные жители. Усадьбу спасти не удалось – солдаты вынесли все ценности, а дом взорвали.

В хозпостройках местный колхоз устроил хранилище сена, химикатов и органических отходов. Так бы и заросло все быльем, если бы в 2000-м году в этих местах не побывал Андрей Запольский. Он выкупил руины и построил многофункциональный историко-культурный комплекс с несколькими тематическими музеями, ресторанами, отелями, разнообразными развлечениями и авторской анимированной экскурсией. Она отхватывает историю от первых поселенцев на наших землях до Первой мировой войны.

Сегодня в парке можно проплыть на драккаре – корабле викингов, прокатиться на бричке, пострелять из арбалета, посмотреть представление батлейки, попробовать свои таланты в кузнечном и гончарном деле, отобедать блюдами литвинской кухни, продегустировать местную старку – ее делают прямо здесь, в Суле.

Текст: Ольга Столярова

Стоковые изображения от Depositphotos 

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

«Объём работ был колоссальным»

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.

  • Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Также по теме


От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).

Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».

  • Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
  • globallookpress.com

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

Время работы, цена билетов, парковка

Музей «Линия Сталина» под Минском работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Но на территории комплекса расположено много разных экспозиций и аттракционов: холощенная стрельба, катание на технике и так далее. У каждой такой секции свой отдельный график работы, который можно уточнить на официальном сайте музея.

Цена на билеты очень демократическая: вход для взрослого стоит почти 450 рублей, а для ребенка – 220 рублей. На территории музея предусмотрены две стоянки для автотранспорта. Они платные. За легковой автомобиль и микроавтобус посетителям придется отдать около 100 рублей, а за туристический автобус – 125 рублей.

В связи с тем, что на территории исторического музея часто проходят реконструкции боев, цена билетов может меняться. Для получения дополнительной информации туристы могут ознакомиться с онлайн афишей «Линии Сталина».

Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция

Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.

В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.

Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.

Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.

albygan

Историческая справка

Ряд оборонительных сооружений, в память о котором была создана «Линия Сталина», возводился до начала Второй мировой войны — с 1928 по 1939 года. Это был самый мощный укрепительный район на территории Беларуси, призванный защитить Минск, который являлся важным транспортным и экономическим узлом СССР. Линия обороны протянулась от Черноморского побережья до Карельского перешейка и в общей сложности составила 1 200 км, а конкретно минская часть заняла 120 км. Несмотря на то, что столь протяженный укрепрайон сложно было обеспечить плотной защитой, и он был прорван немецко-фашистскими частями уже в 1941 году, его роль в обороне Минска сложно переоценить.

Что интересно, название «Линия Сталина» появилось вовсе не в СССР, а в западной прессе. Впервые так данный ряд оборонительных сооружений назвала одна из газет Латвии, после эстафету подхватил лондонский «Дейли Экспресс», и звучное имя быстро стало общепринятым всюду, кроме республик Советского Союза.

В 2000х годах с инициативой создания военно-исторического комплекса в Беларуси выступил фонд «Память Афгана». Эта задумка получила активную поддержку общественных организаций, нескольких предприятий и даже президента Александра Лукашенко. Это было в полном смысле слова «народное строительство», хотя основные работы по проектировке музея под открытым небом выполнили инженерные войска белорусской армии. Открытие состоялось 30 июня 2005 года, с тех пор музей круглогодично привлекает тысячи туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Дворцово-парковый ансамбль Чапских в Станьково

Эмерику Гуттен-Чапскому было мало усадьбы в Прилуках – он решил построить поблизости еще одну. 

Вторая мировая война ничего не оставила от дворца, разве только руины брамы и кое-что из хозпостроек – дом в стиле готики и ампира для прислуги, кухонный флигель 1900 года, конюшня, амбар и остатки водонапорной башни.

Сохранилось интересное сооружение – «Скарбница». В этом миниатюрном замке Эмерик Чапский хранил коллекции книг, оружия, драгоценностей, картин, музыкальных инструментов, доспехов, монет. На тот момент это была одна из самых богатых коллекций в Европе. Переезжая в Краков, граф все увез с собой. Зато остался роскошный английский парк. Не такой роскошный, как при Чапских – сегодня здесь нет оранжереи, теплиц и фруктовых деревьев. Но есть 500-летний дуб, исполняющий желания.

Что еще посмотреть в Станьково? Свято-Никольскую церковь 1858 года постройки, Центр экологического туризма с вольерами и Партизанский лагерь с десятком землянок – командира, санчасти, рядового состава, штабной.

Если хочется впечатлений и прогулок по красивым местам, но нет времени на долгую дорогу – езжайте в Станьково. Меньше часа пути от Минска – и вы у цели!