Содержание
Климатические условия
Сложный характер рельефа, огромные расстояния от морского побережья и значительные абсолютные высоты способствуют образованию резко континентального климата плато Укок и Горного Алтая в целом. Но все же южная оконечность региона наиболее суровая, несмотря на большие объемы суммарной солнечной радиации и доставочное количество часов солнечного сияния.
В зимнее время территория находится под активным влиянием обширной области высокого давления (Азиатский антициклон), которая характеризуется низким уровнем осадков, сильными ветрами и умеренными отрицательными температурами до –20-22°С. Благодаря этому на плоскогорье нет глубокого снежного наста, что позволяет его успешно использовать в качестве зимнего пастбища для овец, лошадей и крупного рогатого скота
Во многом это важное обстоятельство послужило причиной популярности и всеобщего уважения со стороны древних кочевников. В советские времена здесь располагались несколько больших зимних стоянок-пастбищ, принадлежащих местным колхозам
Весна на плоскогорье Укок приходит поздно. С западного направления через относительно невысокие водоразделы рек Бухгтарма (приток Иртыша) и Катуни (левая составляющая Оби) вторгаются обширные циклоны, приносящие дождь, пасмурно-неустойчивую погоду и порывистый ветер. Процесс нормализация циркуляционного режима воздушных масс заканчивается в конце мая – первой декаде июня.
После этого приходит короткое и влажное лето, которое ярко демонстрирует климатическую суровость высокогорного края, приравненного к району Крайнего Севера. Даже в наиболее теплом месяце, июле, температура редко поднимается выше +10°С. При этом в Природном парке «Зона покоя Укок» и по всей территории плоскогорья регулярно возникают летние заморозки под воздействием холодного воздуха, спускающегося с Южно-Чуйского хребта.
Уход тепла начинается уже в августе и сопровождается снижением дневной температуры до +6-7°С. Сентябрь характеризуется приходом циклонов, обилием осадков и усилением ветра. Первые снегопады стартуют с середины морозного октября и постепенно усиливаются на протяжении ноября. В декабре азиатский антициклон устанавливает малоснежную погоду с сильными морозами.
Описание
Голова найденной в колоде женщины была в парике на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнутые в коленях и локтях. Лицом была обращена на север и находилась в позе спящей.
Форма её причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» — длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета.
Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.
Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке была проделана дырочка, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная пластина из бронзы.
Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.
Косметический набор женщины Укока, включал кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита — минерала яркого сине-зеленого цвета, и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри. Заметим, что вивианит сопровождает золотоносные пески в Горном Алтае, что допускает элемент его сакрализации.
Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.
Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.
Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Шёлк некитайского производства. Возможное место его изготовления — северо-восток Индии. Рубаха до погребения использовалась: имеет грубые стёжки и заплату.
На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями. На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.
Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.
На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.
На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча
Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми
Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Вероятно, в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.
Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.
При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замёрзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, находилась мутовка для взбалтывания молока.
Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.
Основная статья Плато Укок
Материал подготовил Е.Гаврилов, 18 февраля 2016 года. Фото В. Мыльников, П. Лабецкий. Ссылка на сайт обязательна!
Укок
-
Назад
-
Вперед
Алтайский Тибет
Ряд эзотериков считают, что плато Укок – это Алтайский Тибет. Они утверждают, что именно на этой территории расположены ворота в загадочную Шамбалу. Так, легендарный Николай Рерих предполагал, что эта загадочная Страна Гармонии в действительности находится на Укоке. А рериховцы – последователи учения славного художника — до сих пор продолжают предпринимать попытки найти вход в Шамбалу. Говорят, ворота находятся в загадочной пещере под ледником Потанина.
В свое время три экспедиции пытались попасть туда. Одну из них возглавлял знаменитый путешественник профессор Сапожников. Все походы потерпели фиаско по одной причине. Когда путешественники уже были близки к цели, погода неожиданно менялась. В результате путники были вынуждены возвращаться обратно.
Одним словом, на плато Укок (Республика Алтай) в действительности есть мистические и таинственные места. Не зря же шаманы периодически устраивают свои обряды. К примеру, в 2011-м они осуществили особой ритуал с целью защитить территорию. Также, по их словам, они направили энергию Укока на благо всей планеты.
Кроме того, шаманы всегда предостерегают туристов. Они просят их, чтобы проявили уважение к этому месту. Поэтому здесь нельзя кричать. В противном случае это может оскорбить духов Укока…
Легенды и мистика Укока
Плоскогорье является как самым красивым, так и наиболее загадочным участком Алтая. До недавнего времени к священным местам относился только горный массив Таван-Богдо-Ула, который веками почитался местным коренным населением, тувинцами, казахами, монголами и китайцами. Резкие перемены начались только в конце XX века и напрямую связаны с обнаружением мумий в курганах Ак-Алаха 1 и Ак-Алаха 3. Особую известность получил именно последний, в котором находилась «Укокская принцесса».
Вскрытие могильника моментально увязали с Чуйским землетрясением 2003 года с магнитудой главного толчка свыше 7 баллов. Результатом сейсмической активности стали многочисленные оползни, обвалы, сильные повреждения дорог, инженерных сооружений, линий электропередач. Был полностью разрушен поселок Бельтир в окрестностях Кош-Агача.
Следующая волна истерии с лозунгом «остановим осквернение национальных святынь» и «вернем Принцессу/княжну Кадын алтайской земле» началась в 2018 году из-за нового землетрясения с очагом на расстоянии 50 км от Кош-Агача. В то же время колебания земной поверхности на юге Алтая регулярно происходили и до раскопки кургана, но общественность это обстоятельство мало интересует, как и тот факт, что «Принцесса Укока» относится к представителям европеоидной, а не монголоидной расы и не является их прямым предком. На данный момент введен мораторий на любые археологические исследования на плоскогорье и решается вопрос о повторном захоронении мумии.
На этом мистика не заканчивается. Последователи шаманизма уверены, что само плато – это круг силы, открывающий путь в иные миры. Но попасть туда сейчас нельзя, поскольку человечество прогневило горных духов-стражей.
От Катандинского «фрака» до Алтайской принцессы
Первые санкционированные раскопки на Алтае начались еще в 1865 году под руководством профессора В.В. Радлова, который является автором сравнительно-исторического метода изучения тюркских языков. Он же напрямую повлиял на формирование термина «Пазырыкская культура», проведя успешные исследования курганов у села Катанда (Усть-Коксинский район) и заявив об этноуникальности захоронений. Одной из самых удивительных находок была шелковая куртка с отделкой из кожи, соболиного меха и золота, которая имела сильно удлиненную заднюю часть, что делало ее похожей на фрак.
Теорию о самобытности исконных народностей Алтая подтвердил в 1929 году академик С.И. Руденко, который раскопал могильники древней племенной знати в урочище Пазырык (долина реки Большой Улаган). Кроме многочисленных украшений, элементов одежды и обуви, утвари, предметов быта, образцов оружия, были обнаружены первые мумифицированные тела. Данное масштабное археологическое открытие имело значительный резонанс как в СССР, так и в научных кругах по всему миру. Географическая местность, где располагались усыпальницы, дала общее название «пазырыкская» всей археологической культуре, которая существовала в течение VII-II вв. до н. э. на территории Республики Алтай, северного Казахстана и значительной части Монголии.
Следующей громкой находки прошлось ждать больше 60 лет. В 1993 году экспедиция под руководством главного научного сотрудника Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Н.В. Полосьмак отправилась на раскопки в долину реки Ак-Алаха на плато Укок. Этот участок был выбран не случайно. Значительные высоты над уровнем моря и суровый морозный климат позволяли рассчитывать на хорошую сохранность захоронений благодаря вечной мерзлоте.
Внимание ученых привлек небольшой курган (диаметр 18 метров), который выделялся обширной системой каменных поминальных колец и большим количеством вертикально вкопанных черных плит («балбалы»). Могильник имел четкую ориентацию в направлении с северо-востока на юго-запад и был частично разрушен старыми перекопами «кладоискателей» и строительной деятельностью военных, использовавших курганные камни для обустройства пограничной полосы
Но ученые логично предположили, что если вечная мерзлота начинается с глубины 70-100 см, есть отличный шанс найти нетронутое захоронение. Так и получилось.
Практически сразу же под насыпью началась сильно промерзшая почва, которая исключительно тяжело раскапывается вручную. Постепенно археологи расчистили яму глубиной 1,5 метра и обнаружили верхнее перекрытие могильного сруба. Внутри оказалась небольшая камера (260х310 см) с деревянной колодой-саргофагом, которая из-за природных катаклизмов сначала залилась талой водой, а потом прочно сковалась тысячелетним льдом. Вскрыв «гроб», ученые увидели мумию молодой женщины, тело которой покрывали синие татуировки в скифо-сибирском стиле (изображение зверей и мифических животных).
Журналисты моментально нарекли находку громкими «титулами» – Алтайская принцесса, Очы-бала (женщина-богатырь), Принцесса Укока. На самом деле усопшая относилась к среднему слою пазырыкской знати и умерла от рака в возрасте 25-30 лет. Сейчас мумия хранится в музее имени Анохина (Горно-Алтайск) и выставляется на обозрение посетителей не чаще 3-4 раза в месяц (подробный график на текущий год в статье «»)
Новые открытия
В 1995-м столичным антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Специалисты считают, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Немногим позднее эти выводы в очередной раз подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.
Кроме того, ученые провели большое, серьезное томографическое исследование этой девушки. 25-летняя принцесса скончалась от онкологии. У нее развился рак молочной железы IV стадии. А благодаря химическому анализу стало ясно, что она регулярно вдыхала ртутные и медные пары. Скорее всего, это происходило во время определенных обрядов. Такие испарения, несомненно, вредили ее здоровью. Так что и это могло привести к ее смерти.
Таким образом, тайна кончины женщины с Укока была раскрыта, но вот споры о ее социальном статусе и происхождении длительное время продолжались.
Через какое-то время исследователи смогли прийти к единому выводу, что «принцесса» вовсе не являлась знатной, как ранее считалось. Дело в том, что ее курганное захоронение гораздо меньше величественных курганов пазырыкской знати. При этом могила находилась вдали от всех родовых погребений. Вполне возможно, эта женщина в свое время приняла обет безбрачия. Во всяком случае во многих древнейших культурах именно так поступали с представительницами слабого пола. С другой стороны, соответствующий головной убор женщины предполагает ее магическую силу. Быть может, она принадлежала к клану шаманов или жрецов, которые, по поверьям, хранили тайну бессмертия.
Любопытно, примерно в то же время, когда умерла принцесса Укока, в Поднебесной алхимики пытались создать эликсир бессмертия.
Географические характеристики
Границы Укока, относящегося к юго-восточному углу «Русского Алтая», с юга проходят по северному склону хребта Чолдок-Чап, отрога Южного Алтая, северному склону массива Табын-Богдо-Ола, отделяющего его от Китая и Монголии и прилегающему к хребту Сайлюгем плоскогорью.
С востока плато ограничивает хребет Сайлюгем и котловина реки Тархаты.
По реке Ак-кол идёт граница Укока с севера. Она менее точно определена, в отличие от южной. Следует отметить, что Джазаторский разлом отделяет Укок от Южно-Чуйского хребта.
Запад Укока ограничен отрогом Кара-Алахинских гор, отделяющим плато от водораздела р. Чиндагатуй и уходящим к истокам Верхней Берели и водоразделом Ак-Алахи и Бухтармы.
На юго-западе находится перевал Укок, соединяющий плоскогорье с Восточным Казахстаном. Он имеет высоту 2519 м над ур.м., является самым низким перевалом и в своё время был открыт для передвижения в течение всего года.
С юго-востока плато на высоте 2695 м над ур.м. находится перевал Улан-Даба, ведущий в Монголию, по которому перегоняли в старые времена скот с мая по сентябрь. Перевалы Укок и Улан-даба были частью Монголо-Казахского тракта.
Чуть юго-западу от Улан-Дабы на расстоянии приблизительно 10 километров находится ещё один перевал — Ирбисту-Даба, по которому два месяца в году — июль и август — проходило сообщение с Монголией.
Два перевала на юге плоскогорья Укок — Канас и Бетсу-Канас — находящиеся на высоте 2650 и 2671 м над ур.м. соответственно, служили связью промышленников прошлого с Северо-Западным Китаем.
На востоке плато на высоте 2906 м над ур.м. находится перевал Теплый ключ, уходящий на северо-запад к Тархатинской котловине.
На севере расположены перевалы Ак-Кол и Богомуюс ((2769, 2844 м над ур.м.), а далее через перевал Елангаш осуществлялась связь с Чуйской котловиной.
Протяжённость хребта с востока на запад от перевала Улан-Даба до истоков Бухтармы приблизительно 70 километров.
В зависимости от причисления северных холмов в плато Укок, его ширина колеблется в пределах 15-25 километров.
Из крупных озёр на Укоке отметим Белое, Гусиное, Музды-Булак, Кальджин-Коль, Кальджин-Коль-Бас, Птичьи озёра, Укок.
По плато протекают реки: Ак-Алаха, Ак-коль, Байокунь, Бетсу-Канас, Жанжикуль, Калгутты, Кальджин, Кара-Алаха, Кара-Булак, Каракунгой, Талдыбулак, Чолок-Чад. Зимой они промерзают, образуя наледи.
Когда лучше посетить плато Укок
На Алтае, каждый сезон имеет собственные преимущества и недостатки. Наиболее популярный сезон — это, конечно же, лето. Именно летом работают различные экскурсии и маршруты. Но нужно помнить, что лето — это пора отпусков, поэтому туристов будет очень много. Кроме того, вам придется перетерпеть жару. Наиболее подходящие месяцы для посещения как плато Укок, так и плато Лаго-Наки — июнь и август, а вот июль — это самый жаркий месяц, к тому же цены значительно растут.
Осенью на Алтае ощутимо меньше туристов. Если повезет с погодой, то Сентябрь станет идеальным временем для посещения, ведь будет еще тепло и сухо, к тому же цены перестанут расти. Алтайская зима очень напоминает сибирскую, но при этом она не такая холодная. Зимой на Плато практически нет снега, поскольку его выдувает сильный ветер.
Хистория
В конце марта 2006 года на Международном симпозиуме «Замороженные погребения в горах Алтая: итоги и перспективы» в Горно-Алтайске академик В. Молодин рассказал об исследовании захоронений на Укоке, о проблемах консервации и реставрации. Курганам по его мнению грозит опасность «размораживания» и их следует квалифицированно раскопать.
На данный момент археологов обвинили во всех бедах, постигших Республику Алтай. Как только мир, благодаря фильму BBC узнал про раскопки на Укоке, Горный Алтай посетило мракобесие, разожглась истерия вокруг производимых археологами работ. Журналисты, которым сегодня незнакомы такие понятия как честность, правда и грамотность, проявили свою истинную сущность в данной ситуации во всей красе.
Для начала эта каста дилетантов окрестила женщину «Принцессой Кадын» и возвела её в ранг прародительницы алтайского народа. При проведении праздников стали использовать реконструкции костюмов из курганов, сделанными учёными. Далее потребовали вернуть мумию в Республику Алтай, а затем, после её возвращения в республиканский музей, началась кампания об её захоронении.
После землетрясения на Алтае в 2003 году истерия расцвела махровым цветом. На этой волне стала подниматься масса политиканов и тёмных личностей. Во всех бедах повинными оказались учёные-святотатцы.
В начале 2005 года к разжиганию национальной розни и расцвету мракобесия присоединился… Первый канал государственного Российского ТВ! По заказу был профинансирован и снят фильм «Месть алтайской принцессы». Фильмом многократно охмуряли жителей всей России. Как говорится, чтобы ложь глубоко проникла в общество.
Фильм является шедевром в части галиматьи, мистики и отсебятины. До этого момента учёные молчали, не желая участвовать в низкопробной ахинее. Но фильм ситуацию изменил…
Деятелями науки было указано, что, рассказывая о обрядах алтайцев, телевизионщики показывают мусульманские кладбища. Рассказывая о технике раскопок, они скатываются до уровня фантазирования умственно недоразвитых особей.
В фильме показан эпизод грома среди ясного неба, при котором водители-алтайцы заговорили о потревоженных духах Укока. Ладно не было грома. Не было в реальности… ни одного водителя-алтайца! В экспедиции работали только собственные шофёры.
Попутно бросили тень на плетень, абсолютно безграмотно обсудив раскопки Руденко Сергея Ивановича в Пазырыкских курганах.
Для броскости раскопок придумали алмазные шпильки, которых и в помине не было. Интервью Н.В. Полосьмак о разных временах раскопок безжалостно покромсали и соединили, как хотелось заказчикам, усилив тем истерию.
В фильм ввели абсолютно выдуманную подсадную утку — «участника экспедиции Владимира Алексеевича», который, прикрыв бесстыжие глаза очками, подтвердил галиматью авторов фильма о содрогании плато при раскопках.
Выдумки авторов нарастали, как снежный ком: ломающиеся грузовики; курганы, напоминающие алтайские горы, а те — египетские пирамиды; традиции бальзамирования, общие для пазырыкцев и египтян; родство алтайцев и египтян; утверждение, что пазырыкцы – прямые и единственные потомки алтайцев; рассказ о выставках мумии по миру… Расстрел парламента и Чечня 1993 года авторами фильма также связаны с Укоком.
Кроме того, версию авторов фильма озвучили неоднозначные фигуры Горного Алтая и фольк-хисторик, напоминающие шаманов, беснующихся вокруг раздираемой ими лошади.
И куда же без Рериха! Ему приписали то, чего и в помине не было.
Что касается культа Кадын, основанным чисто на выдуманных предсказаниях каких-то камов, то он появился на исторической сцене… после раскопок 1993 года Н.В. Полосьмак.
В 2012 году мумию забрали из Новосибирска в музей Горно-Алтайска в специальное помещение, сопроводив это событие комментариями, что данный акт прошёл в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм.
В 2015 году по заказу был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане. Выполнен, как заявили его заказчики, из современных материалов, что можно расценивать, как изготовление из пластика.
Зона покоя
В 1994-м плато Укок было официально объявлено «Зоной покоя». А алтайские власти даже ввели мораторий на археологические изыскания. Также на плоскогорье был создан и природный парк.
А относительно недавно международная организация Юнеско приняло решение внести эту территорию в список объектов всемирного наследия.
Как добраться до плато Укок? Это не так просто. Если вы решились на путешествие на плато Укок, то помните, что дорога будет длинной. Сначала нужно добраться до города Бийска, так как все пути до плато идут через него. Далее нужно будет преодолеть длинную дорогу, примерно 670 км. Маршрут будет выглядеть так: Бийск → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Акташ → Курай → погранзастава «Солонешное» → плато Укок.
Как добраться
Горно-Алтайск является развитым туристическим центром со своим аэропортом, но исторически не имеет железнодорожного сообщения с другими регионами. Ближайшие станции расположены в Барнауле и Бийске. Также в республику удобно добираться на автомобиле, такси или автобусе из Новосибирска, Кемерово, Томска. Более подробная информация о путешествиях представлена в тематических статьях на сайте, например «Как добраться до Горного Алтая – все способы».
Алтайская принцесса с плато Укок постоянно хранится в одном из помещений Национального музея недалеко от автовокзала по адресу: Горно-Алтайск, улица Чорос-Гуркина, 46.
Если ехать на автомобиле со стороны Маймы или Соузги, необходимо съехать с «Чуйского тракта» (трасса Р256) на подъездную дорогу к столице, а далее проследовать по Бийской улице или Коммунистическому проспекту до ул. Чорос-Гуркина (мимо здания СК России, «Пятерочки», банка «Зенит»). Сразу же за перекрестком (пересечение с ул. Бориса Головина) расположен музей. Точные GPS-координаты 51.956472, 85.946548.