Содержание
Кош-Агач
Алтай, Монголия. Юрты в степи
Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.
Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.
В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.
Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.
Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.
Экскурсия по дороге в тысячу км
Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.
В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.
К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.
В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».
Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.
Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.
Новый памятник шоферам Чуйского тракта
Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».
От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.
Станислав ДОНИН
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
-
Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
-
Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
-
Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
-
Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
-
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
-
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня
Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.
Бирюзовая Катунь
На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.
Чертов палец
Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.
Тавдинские пещеры
Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.
Подъем правда резкий
В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.
Сокровищница Эрли
Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.
Арка желаний
Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.
На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.
У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.
Жертвенник у села Ортолык
Неподалёку от села Ортолык прямо посреди степи стоит старый алтайский жертвенник.
По дороге к нему расположено обо — традиционное монгольское святилище, представляющее из себя кучу камней. Культ обо возник у ранних кочевников, его корни уходят в шаманизм. Однако в наши дни такие святилища включены в буддийскую обрядность и почитаются всеми буддистами.
Алтайцы относятся к обо по-разному. Не все им поклоняются. Но каждый алтаец независимо от своих верований, проезжая мимо, остановится или хотя бы снимет шапку.
Чуть поодаль от обо установлены три тюркских каменных воина.
Сам жертвенник представляет из себя небольшое возвышение, сложенное из камней. Вокруг него выставлены каменные глыбы. Чуть в стороне стоят два ритуальных шеста для повязывания дьялам и хадаков.
Один из жителей Кош-Агача рассказал мне, что этот жертвенник используется шаманами и в наши дни.
Крупные населённые пункты[ | код]
-
Новосибирская область
Р256 (М52) в районе Новоалтайска
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 104 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
-
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км (234 км))
Р256 (М52) в Онгудайском районе
- 364 км — Бийск
- 381 км — Верх-Катунское
- 400 км — Сростки
- 412 км — Берёзовка
-
М-52 Последний километровый столбик на границе с Монголией
419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км (458 км))
- 511 км — Усть-Сема (дорога до райцентра Чемал — 37 км)
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 636 км[источник не указан 782 дня] — Онгудай
- 722 км — Иня
- 783 км — Чибит
- 788 км — Акташ (дорога до райцентра Улаган — 53 км)
- 893 км — Кош-Агач
- 942 км — Ташанта
Чуйский тракт
Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.
Большой Яломан
Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.
Инские столбы
Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.
На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.
Слияние двух рек
Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.
Памятник Кольке Снегиреву
Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.
Кусочек старого Чуйского тракта
В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.
Гейзерное озеро
Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.
Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.
По тропинке на Марс-2
Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.
Марс-1
Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.
Курайская степь
А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.
Алтай, путешествие по Чуйскому тракту: как добраться
Чтобы совершить в Алтае путешествие по Чуйскому тракту, прежде всего, следует добраться до городов Новосибирск, Барнаул или Бийск. До всех названных городов ходят поезда. До Барнаула и Новосибирска можно долететь самолётом. Из Барнаула и Новосибирска также ходят рейсовые автобусы по несколько раз в день до Бийска и Горно-Алтайска. А вот в Бийске удобнее всего будет взять в прокат автомобиль. Впрочем, автомобиль можно взять в прокат ещё в Барнауле. Не спешите уезжать из Барнаула, здесь можно взять экскурсию с гидом и узнать много полезной информации от местных жителей. Далее по Чуйскому тракту экскурсоводов уже не встретите, так что придется довольствоваться информацией из интернета.
Но давайте исходить из того, что вы всё-таки уже добрались до Бийска. Здесь можно обратиться в фирму «Карета», которая предоставляет автомобили в аренду и с водителем, и без водителя. Офис находится в районе торгового центра «Приобье» на улице Васильева. Демократичный Ниссан-Альмера без водителя обойдётся примерно в 1300 рублей в сутки. Поскольку современный Чуйский тракт – дорога неширокая, но отличного качества, то легковой автомобиль эконом-класса вполне подойдёт.
Впрочем, начать в Алтае путешествие по Чуйскому тракту можно и из Горно-Алтайска. В некоторых случаях так даже удобнее, потому что аэропорт Горно-Алтайска постоянно принимает самолёты из Красноярска и Москвы. А достопримечательностей вы пропустите не так уж и много. Ну, во-первых, это сам Музей Чуйского тракта в Бийске. А, во-вторых, — это Сростки, родное село В. М. Шукшина.
Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора
Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.
Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.
Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.
Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.
Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.
Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.
Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.
Маршрут по дням
День 1
Сегодня мы стартуем из Новосибирска, встречаемся в 6:30 у киоска “Русские блины” возле “Маринс Парк Отеля”. Знакомимся, собираем группу и выдвигаемся в путь по Чуйскому тракту! Завтракаем в придорожном кафе “Грань Алтая”.
Около 12 – 13 часов мы будем в Бийске, где встречаемся со второй частью группы.
В течение дня мы проедем границы Алтайского края и Республики Алтай, а вечером заедем на наш первый горный перевал – Семинский.
Заселяемся в гостиницу визит-центра Каракольской долины Уч-Энмек и ужинаем в гостевом аиле.
- Граница Алтайского края и Республики Алтай
- Семинский перевал
День 2
Второй день мы начнем с экскурсии по священным местам Каракольской долины: увидим древние петроглифы, курганы и кезер-таш – “каменного воина”, узнаем, почему в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории долины установили памятник суслику, а при благоприятных погодных условиях сумеем взглянуть на священную гору Уч-Энмек.
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
- Каракольская долина
Эта гора и прилегающие к ней территории издревле считались особыми. Коренные алтайцы верят, что здесь находится акупунктурная точка земли, и Каракольская долина является хранилищем информации о ключевых процессах, происходящих на планете. Индейцы Северной Америки говорят, что Уч-Энмек — одна из 20 гор, объединяющих Землю. Ученые называют это место колыбелью мировых цивилизаций, и до сих пор ломают головы над загадочными курганами, стелами и петроглифами. К середине дня возвращаемся в гостиницу и обедаем.
Продолжим изучать окрестности, теперь пройдемся по селу Онгудай, поднимемся на обзорную гору, пройдем Успенский храм и сувенирные лавки.
День 3
Выдвигаемся дальше, сегодня у нас второй горный перевал — Чике-Таман. С него открывается интересный обзорный вид, походим по окрестностям и изучим его.
- Перевал Чике-Таман
- Перевал Чике-Таман
- Перевал Чике-Таман
К обеду мы прибудем на место слияния рек Чуи и Катуни. Когда реки чистые, очень хорошо видно полосу соединения воды разного цвета. Обедаем в кафе “Чуй-Озы”.
Чуть позже заедем на петроглифический комплекс Калбак-Таш и изучим старинные начертания. По пути у нас еще будет водопад Ширлак и памятник водителям Чуйского тракта.
- Петроглифы, Калбак-Таш
- Калбак-Таш
- Калбак-Таш
- Памятник водителям Чуйского тракта
- Водопад Ширлак
- Водопад Ширлак
К концу дня прибываем в поселок Акташ и заселяемся на турбазу.
День 4
Сегодня у нас очень насыщенный день, начинаются по-настоящему величественные горные виды и самые красивые места!
Выезжаем утром в сторону границы с Монголией и со временем нам открывается красавец Северо-Чуйский хребет. Не забываем останавливаться и фотографировать интересные панорамы.
- Северо-Чуйский хребет
- Северо-Чуйский хребет
Потом поворачиваем в сторону Алтайского Марса, проезжаем по степному ландшафту и вот он – красавец Марс. Оставляем транспорт и идем изучать разноцветные космические пейзажи. После обедаем в селе Кош-Агач и там же посещаем отдел с монгольскими товарами — одеждой из шерсти яка и верблюда, необычным чаем и другими этническими товарами.
- Марс
- Марс
- Марс
Уже возвращаясь на базу, к концу дня мы заедем на необычайно красивое бирюзовое Гейзерное озеро. Это просто чудотворение природы!
- Гейзерное озеро
- Гейзерное озеро
День 5
Начинаем обратную дорогу. И останавливаемся там, где еще не были. Заедем на сувенирный рынок Семинского перевала, остановимся у источника Аржан-Суу, изучим ассортимент местного рынка.
Семинский перевал
К концу дня у нас будет водная экскурсия! Прокатимся с ветерком на моторной лодке до Камышлинского водопада!
- Камышлинский водопад
- Камышлинский водопад
Заселяемся на базу отдыха “Чыгыш” в поселке Усть-Сема.
День 6
Последний день нашего автопутешествия. Выезжая с Алтая, мы не забудем заехать на обзорную экскурсию по краеведческому музею Горно-Алтайска, чтобы запомнить Алтай еще лучше!
Около 15 часов дня прибываем в Бийск, а ближе к 9 часам вечера будем в Новосибирске.
Перевал Чике-Таман
По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.
Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.
Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.
Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.
Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.
Чуйская степь
Чуйский тракт — упоителен.
Кажется: ну куда уж красивее, стой, горшочек, не вари! Но чем дальше продвигаешься по этой дороге, тем более удивительные пейзажи открываются.
На мой взгляд, самое красивое место на Чуйском тракте — граница горного массива Сукор и Чуйской степи.
Просто загляденье: степь цвета шамуа, горы цвета кордован, заснеженные вершины цвета оленьего молока, и высоченное синее небо наверху. Кажется, что такого просто не может быть в реальной жизни, но вот оно — наяву, протяни руку — и дотронешься.
Чуйская степь — это самые верховья Чуи, окраина Горного Алтая: юрты кочевников, караваны двугорбых верблюдов да государственная граница, по другую сторону которой находятся Монголия, Китай и Казахстан.
Размеры Чуйской степи — семьдесят на сорок километров. В разных её концах рассыпаны немногочисленные сёла.
Климат здесь суров, особенно зимой: среднемесячная температура января — минус 32 градуса при абсолютном рекорде на 30 градусов ниже. Добавим к этому страшные степные ветра, разгоняющиеся до невероятных скоростей и дующие круглый год.
Под верхним слоем земли скрывается многолетняя мерзлота, уходящая в глубину на десятки метров.
На поверхности — огромное количество небольших озёр. У всех их — плоское дно, глубина обычно не превышает пары-тройки метров. Большую часть года они скованы льдом, а летом вода в них не прогревается теплее нескольких градусов тепла.
Жизнь здесь — не сахар.
Это — дикое, но в то же время феерически красивое место…
Возникновение дороги
О дороге из Китая в Сибирь есть упоминания еще в старинных китайских хрониках. Тогда этот путь назывался Мунгальский тракт. Дорога эта существует как минимум 1000 лет, ее протаптывали воины и торговцы. Путь был непростым, но очень нужным, поэтому люди, невзирая на трудности, преодолевали Алтайские горы. Первым этапом более основательного освоения этой дороги стал конец 18-го века, когда началась более активная торговля Сибири с Монголией. В Кош-Агаче проводилась ярмарка, на которую торговцы из Бийска везли свои товары. Кроме того, по этому пути совершались религиозные паломничества тюркских народов. В те времена дорога была обычной вьючной тропой, которая петляла между скал, по ней было возможно только одностороннее движение. Торговые интересы Российской империи в странах Азии сдерживало отсутствие дороги, по которой могла бы проехать телега, поэтому необходимость обустройства этого пути становилась все более острой.
Интересное в пути
Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу
Средняя Катунь, порог четвёртой категории сложности. Традиционно в конце лета проводится фестиваль «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан».
Именно сюда направляются весной — склоны здешних гор целиком усеяны маральником.
Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа
Узкое искусственное ущелье в скале.
Рядом с бомом видны старая вьючная тропа и петроглифы. Уму не постижимо как тут ходили караваи.
Иня
В селе Иня есть сразу три интересных места.
Цаплинский мост — первый в мире подвесной мост подобной конструкции. Строили заключённые. Раньше тут проходил Чуйский тракт, сейчас мост в аварийном состоянии. Ездят по-новому.
Золотой Ленин — маленькая скульптура вождя революции. Позолоченный.
Ининские стелы — древние каменные стелы за Иней. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Рядом курган.
Слияние Катуни и Чуи
Сакральное место. За слиянием рек наблюдают со смотровой площадки рядом с дорогой.
Самые любопытные проезжают по мосту через Чую и спускаются к рекам.
Или проезжают еще дальше по мосту через Катунь. Здесь в скалах проходит дорога.
Крупнейшее собрание петроглифов в Сибири. Без экскурсии не пускают.
Каменное изваяние воина. Видно с дороги. Прямо за ним, на наскальные рисунки.
Белый Бом и пещера
Огромный отвесный утёс на Чуйском тракте. Памятное место. Именно тут путник клал шапку на дорогу — аналог современного светофора.
На западном склоне Белого Бома есть пещера. Туристы про неё не знают.
Герой известной песни, памятник погибшим водителям.
Напротив остатки старого Чуйского тракта.
Исчезающее озеро
Про это озеро практически никто не знает. После землетрясения в 2003 году что-то произошло и теперь озеро исчезает. Почти пересохло.
В Белом Боме нужно проехать по мосту и проехать немного выше по течению Чуи. Скоро дорога серпантином пойдет вверх.
Водопад Ширлак и порог Бегемот
Или «Девичьи слёзы», хорошо просматриваются с трассы.
Напротив есть свороток. Он ведёт к порогу Бегемот — относится к пятой-шестой категории сложности. Здесь рождался советский рафтинг.
Мажойский каскад
Череда сложнейших порогов Чуи. Выглядят довольно мощно и эпично. Даже опытные рафтёры сушат здесь весла, а ниже продолжают сплав.
Гейзерное озеро
Небольшое живописное озеро с голубым илом на дне. Его выбрасывают на поверхность термальные источники.
Сюда ведет тропинка по болотистой местности и заваленным брёвнам.
Заброшенная Чуйская ГЭС
Её иногда так и называют — «Плотина дураков», Акташская ГЭС. Её каналы раскинуты на четыре километра. Какая же работа тут кипела и всё коту под хвост.
Гигантская рябь течения
Одна из самых эффектных в мире. Во времена Белки Скрата тут было ледниково-подпрудное озеро. Плотину прорвало и появилась рябь.
Куехтонарские плавильные печи
Древние плавильные печи у речки Куехтонар. Тяжело найти сразу, ищите крутой берег и лиственницы.
Когда-то тут ковали доспехи.
Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни
Горы по-особому красные в двух местах — условно Марс-1 и Марс-2.
Первый находится на правом берегу р.Чаган-узун, ближе к устью. Виден с дороги.
Второй в семи километрах от тракта на левом берегу р.Кызыл-чин. Также виден с дороги.
Горы красного, бурого, желтого цветов из-за высокого содержания ртути в породах.
Вход в штольни завален.
Большие каменные глыбы образуют круг. В центре жертвенник.
До сих пор используются местными.
Талдуринский оползень
Слышали про мощное алтайское землетрясение в 2003 году? За Бельтиром есть гора, которая трещала по швам.
А ведь достаточно всего лишь свернуть с дороги.
Одна из крупнейших в стране и самая мощная на Алтае.
Кош-Агач — самое солнечное место России.
Тархатинский мегалитический комплекс
Алтайский стоунхендж, обсерватория. Ориентировано по сторонам света.
Украшены наскальными рисунками.
Дальше дорога ведёт в Джазатор, степь Самаха, плато Укок, но только с пропуском. Если интересно, как получить такой пропуск, пишите.
Въезды в Барнаул
С 2020 по 2023 год Упрдор закончит оформление въездов в краевую столицу. Здесь в первую очередь речь идет о ремонте Старого моста через Обь. До конца октября дорожники обещают открыть по нему движение автотранспорта. Общая стоимость объекта 1,1 млрд рублей, на мосту заменили все конструктивные элементы проезжей части. Также дорожники отремонтировали 11 км подъезда к Барнаулу от трассы Р-256 и построили 9 км линии электроосвещения.
С другой стороны краевой столицы завершили работы на въезде со стороны Рубцовска по Змеиногорскому тракту. Тут ранее уже отремонтировали 7 км и установили 6 км линии электроосвещения (до села Бельмесево).
В планах на следующий год начать ремонт на участке от аэропорта до Барнаула. Здесь длина участка –14 км. Как пояснил Анатолий Волков, проект реконструкции на Павловском тракте уже разработан, но есть пока не решенный вопрос – о реконструкции электроосвещения, поскольку оно является собственностью города.
Сростки
Памятник Шукшину на горе Пикет, Алтай / фото wikimedia.org
На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.
Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.
К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.
- Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
- Адрес: ул. Советская, 86.
В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».
Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.