Как завязывать морской узел

Содержание

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Попробуем завязать португальский булинь

Если вдруг в вашей жизни произойдет сложная ситуация, когда придется поднимать раненого человека, этот узел может оказаться очень кстати. Его предназначение – создание двух петель, в которые как раз можно поставить ноги. Коренной конец тогда вяжется полуштыком под мышками, чтобы крепление получилось максимально надежным для человека, находящегося в бессознательном состоянии.

Сделайте два круговых витка по обеим сторонам.

Пропустите ходовые концы вокруг них. Сделайте простой узел и оттяните его в сторону. Помните, что он сильно не затягивается. Протащите центральный виток сквозь тело узла.

Основные морские узлы

Булинь

Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

https://youtube.com/watch?v=vA0dQhUIfpE

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Быстро развязывающиеся узлы

Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его. Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение. Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудно развязываемыми.

Как завязывать пиратский морской узел

Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.

Как правильно завязывать морской узел

Последовательность завязывания пиратского узла

  1. Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.
  2. Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.
  3. На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.
  4. Завести петлю 3 в петлю 2.
  5. Затянуть узел.

История появления морского узла

На заре кораблестроения и мореплавания еще не были изобретены приборы, помогающие ориентироваться в бескрайнем пространстве открытого моря. Определять местоположение судна тогда не умели, поэтому чтобы «не заблудиться» предпочитали ходить вдоль берега – так часто поступали финикийцы и древние греки.

Со временем местоположения корабля научились вычислять с помощью географических координат. Если широту (положение относительно экватора) определяли по полярной звезде, то с долготой (положение относительно Гринвичского меридиана) возникало гораздо больше проблем. Морякам приходилось вычислять расстояние, которое они преодолели от точки с известной им долготой за определенный временной интервал. С этой целью было создано приспособление, названное секторным лагом. Слово лаг произошло от голландского log – расстояние.Интересный факт: Чтобы перевести значение скорости из узлов в привычные нам километры в час нужно количество узлов умножить на 1,852 (величина мили). Например, 12*1,852=22,2 км/ч.

«Практичные» и декоративные

Можно выделить и еще одну общую классификацию – разделение на типы узлов по функциональности. Иными словами, узлы делятся на используемые для какой-нибудь работы и декоративные.

Последние отлично подходят для оформления подарков, букетов, нарядной отделки одежды, создания украшений. Среди них особое место занимают мидзухики: с их помощью можно создавать произведения искусства любых форм и назначения – от украшений в виде бабочек и журавлей, до богатых петель и орнамента на одежде.

Существуют и другие классификации – в зависимости от того, что с чем связывается, от назначения, и т. д.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.


Прямой узел схема вязания

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.


Булинь узел — схема вязания

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Восьмерка

Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.

Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:

  1. Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
  2. Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
  3. Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.


Восьмерка узел — схема вязания Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.

Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.

Простой полуштык

Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.

Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.


Простой полуштык

Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:

  1. Перекинуть веревку через опору.
  2. Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
  3. Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.

Якорный

Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.

Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.


Якорный узел

Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:

  1. Взять веревку, перекинуть ее через опору.
  2. Обернуть дважды.
  3. Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
  4. Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.

Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют «лесной узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками – надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка

Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Узлы для привязывания крючка, карабина, вертлюжка

Узел Клинч (Clinch)

Узел Клинч является самым популярным рыболовным узлом для привязывания крючка к леске. Узел имеет высокую прочность, 85% от разрывной нагрузки лески. Узел Клинч следует использовать для привязывания к крючку монолески малого и среднего диаметров.

Для того чтобы привязать леску к крючку с помощью узла Клинч, выполните следующие действия:

  • Проденьте конец лески в ушко крючка
  • Оберните конец вокруг основной лески от 4 до 6 раз.
  • Проденьте конец лески в петлю, через которую проходит ушко крючка.
  • Смочите леску и затяните узел.

Узел Клинч не следует использовать:

  • Для привязывания лески к крючку с большим диаметром ушка
  • С монолеской диаметром более 0,4 мм
  • С плетеной леской

Узел Клинч улучшенный (Improved Clinch)

Узел улучшенный Клинч похож по принципу завязывания на обычный узел Клинч. Улучшенный Клинч отличается от обычного узла Клинч более высокой прочностью, прочность узла Улучшенный Клинч на разрыв доходит до 98% от разрывной нагрузки лески. Узел хорошо подходит для привязывания к крючку монофиламентной лески малого и среднего диаметров.

Для того чтобы привязать леску к крючку с помощью узла Улучшенный Клинч, выполните следующие действия:

  • Проденьте конец лески в ушко крючка
  • Оберните конец вокруг основной лески от 6-7 раз
  • Проденьте конец лески в петлю, через которую проходит ушко крючка
  • Вновь проденьте кончик лески в полученную в результате загиба обратную петлю

Смочите леску и затяните узел

Узел Palomar

Узел Паломар один из самых популярных и простых в завязывании рыболовных узлов. С помощью узла Паломар привязывают к леске самые разные элементы рыболовной оснастки: крючки, блесны, карабинчики, вертлюжки. Узел хорошо подходит для использования с монофильными лесками. Прочность узла Паломар составляет 90% от разрывной прочности лески.

Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Паломар, выполните следующие действия:

  • Складываем конец лески вдвое и продеваем сдвоенную леску через ушко крючка
  • Полученной петлей огибаем основную леску и в получившуюся петельку продеваем двойной конец лески
  • Пропускаем крючок между лесок двойного конца и затягиваем.

Узел Uni (Гринер)

Узел Уни (Гринер) является самым многофункциональным рыболовным узлом. Само название узла Uni произошло от английского слова universal, что переводится как «универсальный». Узел был изобретен Норманном Дунканом. Узел Uni также известен под названиями «Гриннер», «Хоумер». Узел Уни может использоваться для привязывания крючков и карабинчиков к леске, для привязывания лески к шпуле катушки, а также для связывания двух лесок между собой. Узел может использоваться как с плетеными, так и монолесками.

Прочность узла Юни на разрыв при привязывании к ушку крючка составляет около 81%, при соединении двух лесок между собой 73-75% от разрывной прочности лески. Прочность узла, при использовании плетеной лески зависит от ее вида, толщины и формы сечения и находится в пределах от 65 до 73%.

Во время затягивания, витки узла «Юни» меняются местами, внутренние витки становятся наружными и наоборот. При затягивании узла, леску нужно обязательно смачивать, это сохранит ее прочность и структуру.

Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Юни, выполните следующие действия:

  • Проденьте леску сквозь ушко крючка
  • Свободный конец лески сложите в петлю и прижмите ее к основной леске
  • Концом петли обмотайте 5-6 раз две сложенные нити лески
  • Проденьте свободный конец лески через петлю
  • Подведите полученный узел плотно к ушку крючка
  • Смочите леску и окончательно затяните узел
  • Отрежьте лишний конец лески

Узел Веретено

Узел Веретено является очень надежным, прочным, не распускающимся узлом. Узел Веретено подходит для всех типов лесок: монофильных, флюорокарбоновых и плетеных. Прочность узла на разрыв составляет около 85% от разрывной прочности лески. Узел Веретено является вяжется на цевье крючка.

Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Веретено, выполните следующие действия:

  • Проденьте леску сквозь ушко крючка
  • Протащите свободный конец лески вдоль крючка
  • Полученной петлей, сделайте 4-5 оборотов вокруг цевья крючка
  • Проденьте конец лески в петлю
  • Смочите леску и затяните узел
  • Обрежьте лишний конец лески

История узлов

Древние узлы были обнаружены в Финляндии. По исследованиям стало ясно, что они относятся к позднему каменному веку. Конечно же, навык вязание узлов пришло к нам намного раньше, но материальные доказательства тому, к сожалению, не сохранились до наших времен.

Работая с ними человек того века создавал различного рода изделия, которые помогали ему в хозяйстве. Кроме этого они также применялись в создании различных аксессуаров. Также узлы по мнению людей того времени имели магическую силу.

Как говорилось раннее, в древней Греции прямой мусинг имел широкое применение. Они делали из него талисман и носили на шее, считая, что он сможет защитить его обладателя. Кроме этого, он также применялся и в медицине. С помощью него греки перевязывали раны пострадавшим.
Они имеют большое количество интересных легенд и историй.

Практически все узлы не забыты и дошли до нас в целости и сохранности. Во время раскопок находились остатки разных упряжек, элементов одежды, аксессуаров, разного рода оружия труда, а также несколько видов узлов. Но абсолютно все были известны и на нынешний день.

Но большой толчок дало развитие парусного флота. Благодаря ему мы смогли создать ещё больше узлов, которые не имели никаких лишних элементов. История их очень богата и по ней мы можем узнать, как жили наши предки. Каких высот они достигли в подобном искусстве.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с таким понятием, как узел. С этим словом связан процесс завязывания мужского галстука или женского платка, спортивных шнурков. В быту, на природе, на даче, а также во время охоты и рыбалки данное понятие просто незаменимо.

Основные узлы в спелеотуризме

Виды веревочных узлов, используемые спелеотуристами, весьма сходны с «альпинистскими», хотя в зависимости от команды и школы основными могут быть названы разные способы вязки. Однако не будет ошибкой назвать в числе базовых, абсолютно необходимых к изучению всем, кто хочет заниматься спелеотуризмом, следующие: прямой, булинь, «восьмерка» (стопорная, двойная и встречная), девятка, австрийский проводник.

Из них всех двойная «восьмерка» – практически самая используемая в спелео-быту. Если сформирована правильно, она хорошо развязывается после нагрузки. Используется на навеске и еще во многих случаях.

Общие сведения

Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.

Классификация узлов

В настоящее время самая полная коллекция видов морских узелков включает в себя около 500 названий. Одни из них используются только на флоте, а другие — в повседневной жизни. Исходя из этого, а также в зависимости от назначения узлы разделяют на 3 основные категории:

  1. Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
  2. Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
  3. Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.

Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:

  • связывающие тросы одинакового диаметра;
  • соединяющие верёвки разного размера;
  • прикрепляющие человека к линейной опоре;
  • требующие контрольного узла;
  • вспомогательные.

Область применения

Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.

Узлы моряков применяют в следующих целях:

  • привязывание лодок к причалу;
  • поднятие небольших грузов;
  • соединение тросов;
  • крепление верёвки к опоре;
  • поднятие и спускание малогабаритных предметов;
  • привязывание палатки к шесту;
  • крепление крючка к леске;
  • связывание веток и других предметов между собой;
  • наложение швов во время операций;
  • изготовление предметов одежды;
  • завязывание пакета с продуктами.

Преимущества и недостатки

Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:

  • простота завязывания и развязывания;
  • высокая надёжность соединения;
  • возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
  • способность работать при значительных нагрузках;
  • большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.

К ним относят следующие:

  • необходимость постоянной практики;
  • при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
  • низкая надёжность при обледенении тросов;
  • при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
  • слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.

https://youtube.com/watch?v=EcacgpctTQ0

Рекомендации профессионалов

Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.

Важные советы:

  1. Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
  2. Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
  3. Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
  4. Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
  5. При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.