Поездка в приэльбрусье

Содержание

Архыз

После отдыха у родственников рано утром мы выехали в Архыз. От столицы Карачаево-Черкессии до места порядка 120 км. Предгорья начинаются сразу за городской чертой и далее переходят в полноценные (правда, невысокие) горные массивы.

Такое случается нередко

Склоны, покрытые зеленым ковром

В течение дня съездили на Аланское городище – слегка запущенный археологический парк, расположенный на территории средневекового Аланского царства.

Территория парка

Его самые интересные объекты — две церкви IX–X веков в византийском стиле, чем-то напоминающие грузинские храмы. Когда-то здесь проводили раскопки, но из-за отсутствия финансирования место держится только за счет энтузиастов.

Бывший кафедральный храм городища

Неподалеку вдоль трассы находится рынок с деликатесами: медом, орехами, грибами, чаем, сувенирами, бараньими шкурами, изделиями из шерсти, папахами, посудой, кавказскими кинжалами и прочей атрибутикой горцев. Оттуда ведет тропа к еще одной достопримечательности –—лику Христа на скале, но мы туда не полезли.

Место стоянки

Остальное время провели вдоль живописной речки в созерцании природы и попытке приготовить себе еду на углях.

Кукуруза-гриль

Ночевали в палатке, не будучи готовыми к тому, что будет достаточно холодно, ведь мы были прямо у воды посреди узкого ущелья.

Устроили себе такой обед

Бюджет

Недельное путешествие в Приэльбрусье обошлось нам в совсем в небольшую сумму. По статьям:

  • дизель (средний расход 7 л/100 км) — около 12 тыс. рублей;
  • питание (покупки в магазине + кафе в Приэльбрусье дважды в день) — около 8 тыс. рублей;
  • отель — 6 тыс. рублей за 3 ночи;
  • плата за проезд по М4 — 850 руб. (считала только в обратную сторону по чекам, так как когда ехали на Кавказ, захватили только пару платных участков).
  • сувениры — 1,5 тыс. рублей.

Итого — 28 350 рублей, пусть даже 30 000. В следующем году обязательно вернемся в те места, чтобы побродить по многочисленным пешим маршрутам и, возможно, подняться на Эльбрус.

Как это было тогда

В 70-х УАЗ 469 только начал выпускаться (первые серийные внедорожники сошли с конвейера в декабре 1972), и завод стал участвовать в соревнованиях по автокроссу сразу несколькими коллективами. Лидером одного из них был молодой водитель-испытатель Владимир Дунаев — ему не исполнилось и 25, но он уже выигрывал гонки на новой машине. Его товарищи по команде, ставшие соратниками по восхождению на Эльбрус — Юрий Булагин и Владимир Харуджа, — также имели большой опыт испытательной езды в разных условиях, но так высоко и круто они ещё не поднимались.

Идея восхождения родилась в уазовском коллективе фактически из «слабо» — её катализатором стал подъём на восточную вершину на двух колёсах кабардино-балкарского мотоспортсмена Алексея Берберашвили в 1966 году. Поэтому в 1974 команда завода УАЗ мчала на первенство Союза по автокроссу из Ульяновска в Грозный, а по пути заехала на Эльбрус, чтобы совершить запланированное восхождение. Причём поднимались несколько раз, потому что местные спасатели попросили ульяновских смельчаков экстренно забросить их наверх для спасения попавших в беду немецких туристов.

Поэтому официальный результат был зафиксирован лишь когда машины уже по паре раз поднялись и спустились на высоту чуть меньше 4000 метров. Сложность восхождения была в том, что шли по дороге для строительной техники, предназначенной только для гусениц. Местами крутизна уклона была очень большой, а на пути встречались крупные валуны, остановиться перед которыми — смерти подобно. Да и маломощные (в 74-то году) 2,5-литровые моторчики 469-х на такой высоте захлёбывались и тащили из последних сил. Но в итоге дорога для колёсного транспорта была пробита, и исторический факт признали свершившимся.

После этого было ещё одно восхождение команды Дунаева в 1975 году. Распробовав пиар-эффект, завод уже целенаправленно снарядил экспедицию, чтобы забраться ещё выше. До высоты 4300, где даже в августе на леднике лежали снега и открывались опасные трещины, Владимир Иванович доехал уже одной машиной, а товарищи помогали её тащить. На колёсных дисках были катушки с тросами, которые работали как лебёдка, но от идеи такого синтетического восхождения быстро отказались. Позже в 1997 она приглянулась рекордсменам на знаменитом «Дефендере», достигшим вершины. Да и водители «УАЗов» не успокоились — в 1977 году ещё один 469 с «кошками» на колёсах заехал выше этих 4300 метров. Но это уже другая история.

Голубые озера (Церик-кёль)

Голубые озера (Церик-кёль).
4

Тех, кто доберется до Черекского ущелья, расположенного в 30 км от Нальчика, ждет еще одно чудо природы – Голубые озера. Всего этих карстовых водоемов пять, и каждый имеет свой неповторимый облик.

  • Самое живописное из Голубых озер – Нижнее. Имея глубину 279 метров, оно входит в десятку глубочайших озер России. Нижнее озеро отличается кристальной чистотой и прозрачностью воды, завораживающей безмятежностью водной глади и необычайным цветом, который в зависимости от погоды может меняться от небесно-голубого до лазурного. Местные жители зовут это озеро Церик-Кель, что в переводе с балкарского означает «гнилое озеро». Столь неромантичное название связано с тем, что водоем питается насыщенными сероводородом водами минеральных источников, из-за чего вокруг стоит довольно специфический запах.
  • Секретное озеро оправдывает свое название. Расположено оно в глубокой впадине, окруженной густым лесом, и заметить его действительно непросто.
  • Сухое озеро свое название тоже получило не случайно. Глубина этого водоема, находящего на дне глубокого каньона с отвесными стенами высотой почти 180 метров, составляет всего 5-7 метров и сильно зависит от количества осадков. Считается, что некогда этот «колодец» был заполнен водой почти до краев, но однажды «озеро утекло» – именно так  переводится с балкарского языка местное название озера Кель-Кетчхен.
  • Восточное и Западное озера имеют сравнительно небольшую глубину и пологие берега. Но и им есть чем похвастаться: оба эти водоема богаты рыбы. Здесь в изобилии водятся форель, карп, белый амур. Впрочем, все озера кроме Нижнего сообщаются между собой, а значит, хорошая рыбалка там обеспечена.

Адрес: Голубое озеро (Церик-кёль), Кабардино-Балкарская Республика, Россия.

Лучшие туры:

Подготовиться к Эльбрусу

Эльбрус открыт для всех. Турфирмы обещают пологие склоны, не требующие особенной подготовки, и массу впечатлений. Почти так и есть, только нужно пройти акклиматизацию, иначе на высоте 2–3 тыс. м организм подхватит горняшку (горную болезнь – прим. ред.) и начнёт вытворять что попало. Горняшка у каждого своя: тошнит и рвёт, болит голова, шалит давление, усталость и отдышка, а обычно – всё вместе плюс плохое настроение.

Наша маленькая группа вышла из лагеря в селе Верхний Баксан, имея в рюкзаках всё для полной независимости от цивилизации. Мы намеревались на неделю забыть о том, что на земле существует ещё кто‑то, кроме нас шестерых. Но не вышло. Даже в самых диких, неудобных, холодных и вроде бы необитаемых местах оказалось полно народу с рюкзаками.

Мы проходили перевалы, преодолевали ледники, вдыхали невероятный свежий запах снежников и любовались Эльбрусом со всех его сторон. После отметки 3,5 тыс. м даже самые вредные организмы осознали неизбежное и приспособились выживать в суровых условиях. Ко сну клонило, как только солнце заходило за гору, а с первыми его лучами глаза сами открывались и ноги просились идти. 

К концу акклиматизационной недели мы все бодро шагали с рюкзаками, не замечая их веса и перепада высот. 

Мы были готовы к Эльбрусу, но Эльбрус был не готов к нам, закрывшись снеговыми тучами. Мы ждали подходящей погоды двое суток, следя за обновлением прогноза каждые четыре часа.

Что посмотреть по дороге на Эльбрус

Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан.

Река длинная — 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:

А  дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.

Памятник первым покорителям Эльбруса

Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан. Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных  горцев:  кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.

Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров ). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.

Тырныауз

Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.

После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…

Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак, который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:

Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.

Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…

Посёлок Эльбрус

Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.

Поляна нарзанов

Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:

Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.

Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.

Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.

Терскол

А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был  построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).

Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.

В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России

Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн

Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.

Попытка 45 лет спустя

Сейчас мы штурмовали Эльбрус на стандартных машинах — из незаводского лишь грязевые шины BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Перед командой не стояло задачи ставить рекорды времени (Дунаев и соратники укладывались в полчаса) или высоты — организаторам просто захотелось реконструировать те события и получить хотя бы долю эмоций, которые испытали первопроходцы. Автомобили — Хантер и Патриот в Экспедиционном исполнении, а также два стандартных Патриота. Во главе команды — знаменитая трофистка, квадроциклистка и рекордсменка Гиннесса Инна Мартьянова, которая забралась на вершину Эльбруса на «квадрике» три года назад.

Старт восхождения — с самого обитаемого подножья горы, поляны Азау (2350 м), а в качестве дороги выбран технический серпантин для строительной техники. По нему армейские грузовики поднимают материалы для работ на станциях канатной дороги, и на дорогу в традиционном понимании это вообще не похоже. До высоты 3000 (станция канатки «Кругозор») нас ждёт череда крутых сыпучих, широких и протяжённых склонов, перемежающихся так называемыми полками — более пологими и узкими участками, где можно остановиться, развернуться, передохнуть.

Подготовка

Перед началом путешествия нужно хорошо подготовить машину, чтобы избежать поломок в дороге и потери времени на поиск сервисных мастерских. Наша была уже испытана длительными поездками на Байкал и Алтай, поэтому путь до Архыза в 1800 км, а затем еще около 370 км до Приэльбрусья казался мелочью.

Что сделали мы:

  • полную диагностику авто и замену изношенных деталей (в нашем случае — тормозные диски, колодки и ступица переднего колеса);
  • замена масла и фильтров.

Далее необходимо подумать об удобствах. Если в планах останавливаться в гостинице на ночь, можно рассмотреть вариант многочисленных отелей и мотелей, расположенных вдоль М4 (в более или менее приличных ценники начинаются от 3 тыс. руб.) или выбрать место под Ростовом- на-Дону.

Мы спали в машине даже без одеяла, так как ночью было жарко. Останавливать на сон лучше на крупных освещенных заправках — безопасно, никто оттуда не выгонит, а с утра можно умыться и выпить чашку кофе у них в кафе.

Курорты Приэльбрусья

На Эльбрусе семь трасс и три очереди канатной дороги. Параллельно им идут трассы: «Азау» — «Кругозор», красный уровень, то есть сложная; «Кругозор» — «Мир», синий уровень, или средняя; «Мир» — «Гара-Баши», зеленый уровень, легкая.

Самая высокая канатная дорога в Европе заканчивается на станции «Гара-Баши» — 3780 метров над уровнем моря. В первый день катания некоторые испытывают неприятные ощущения: с непривычки в высокогорье может быть тяжело дышать. Чтобы акклиматизация прошла плавно, советую начинать с подъема до станции «Мир» на 3455 метров.

Если вы приехали в Приэльбрусье на своей машине, учитывайте, что парковка на поляне Азау платная. Она стоит 100 Р в час, и свободных мест на ней может не оказаться.

Погода на Кавказе

Погода на кавказских дорогах очень переменчива, особенно осенью. Когда мы выезжали из Ростова ночью, было очень холодно, и нам приходилось во время остановок надевать шапки, шарфы и даже варежки. На подъезде к Армавиру начало светлеть, и постепенно холод уходил, а погода становилась приятнее. К Пятигорску уже окончательно наступил рассвет, и нам хватило только теплого свитера и шарфика.

Кавказские дороги

По дороге на Эльбрус погода очень сильно менялась. Не доверяйте выглянувшему солнцу за окном машины. Без куртки лишний раз лучше не выходить, чтобы не заболеть. Кавказский ветер и погода весьма обманчивы. Поднимаясь в вагончике или на подъемнике на Эльбрус, не забудьте надеть на себя все теплые вещи, которые у вас есть с собой. Здесь гуляет очень пронизывающий холодный ветер, даже несмотря на температуру в 10-15 градусов и яркое солнце.

Выбор маршрута

Маршрут мы построили таким образом: Иваново — Владимир — Рязань — Липецк — Воронеж — Павловск — Каменск-Шахтинский — Ростов-на-Дону — Тихорецк — Кропоткин — Армавир — Черкесск — Архыз — Черкесск — Пятигорск — Приэльбрусье. За с. Воробьевка Липецкой области выехали на трассу М4 «Дон» и дальше до Ростова двигались по ней.

Путь туда занял около 32 часов, обратно примерно столько же (учитывая, что возвращались уже в Москву). По дороге туда мы остановились на ночевку в Черкесске у родственников, обратно ехали уже без перерывов, только поспали в машине несколько часов.

За рулем находился только муж, ему это далось достаточно тяжело. В принципе, дистанция вполне преодолимая в одиночку, учитывая хорошее состояние дорог на большей части пути, но лучше иметь второго водителя-сменщика.

Ущелье Терскол


Ущелье Терскол.
3

Ущелье Терскол – невероятно красивое место, как, впрочем, и все в Приэльбрусье. Перевести это название с балкарского можно как «небольшое неправильное ущелье». Его «неправильность» заключается, по-видимому, в его тупиковом строении – выхода из Терскола нет (а если быть точнее, он там же, где вход).

Но ущелье действительно небольшое: его протяженность – меньше пяти километров. А это значит, что прогулка туда-обратно займет не больше 4-5 часов. Но вам непременно захочется задержаться здесь подольше, ведь кто по своей доброй воле будет торопиться покинуть это природное великолепие.

Зачем посещать.

Дорога, идущая по ущелью, весьма живописна. Тропа то бежит по лесным участкам вдоль реки, то «выныривает» на открытое пространство, поросшее сочной травой и покрытое россыпями камней. Дух захватывает от красоты величественных гор, которые окружают вас на всем протяжении пути. Впереди же, в верховьях Терскола, виден одноименный ледник, похожий по мнению многих на шкуру белого медведя, нависающую над ущельем.

Наградой для тех, кто пройдет весь путь до конца, станет красивейший водопад Терскол. Он не очень большой и полноводный, но его грохот, усиленный многократным отражением от скал, вы услышите задолго до того, как увидите эту красоту. Прогулка по ущелью непременно зарядит вас энергией и подарит хорошее настроение.

Адрес: Р. Терскол, Кабардино-Балкарская Республика, Россия.

Как добраться до Эльбруса

Курорт расположен на поляне Азау. Ближайший поселок к нему — Терскол. От него до подъемника — 10 минут на машине.

Аэропорты находятся далеко от курорта — рекомендую заранее определиться с трансфером.

Автобус довезет вас с вещами и оборудованием только до остановки в Терсколе. До гостиницы или квартиры придется добираться на такси. Поездка обойдется в 300 Р.

Трансфер. Многие туристы предпочитают заранее договариваться с водителями о трансфере до Эльбруса. Например, мы ищем телефоны в группах во Вконтакте и заказываем машину за неделю до выезда.

Доехать из Минеральных Вод до Приэльбрусья на легковом авто стоит от 3000 Р, на «Газели» — 5000 Р, на комфортабельном микроавтобусе — от 8000 Р. Стоимость указана за машину в целом — дешевле ехать компанией.

Чтобы сэкономить на трансфере, можно договориться о поездке с таксистами на месте. Они отвозят отдохнувших путешественников с курорта в аэропорт и ищут только что прилетевших туристов. С такими таксистами можно торговаться: многие готовы везти вас в горы даже за небольшие деньги, лишь бы не ехать обратно пустыми.

Если вы планируете жить в частном секторе, перед выездом из Нальчика или Минвод советую заехать в сетевые супермаркеты вроде «Магнита» и купить продукты. В Приэльбрусье есть только маленькие магазины со скудным выбором.

Дорога в Приэльбрусье, к поляне Азау, проходит через Баксанское ущелье. Там нет серпантина, но некоторым туристам все равно становится плохо, потому что высота с 450 до 2300 метров набирается очень быстро. Советую не пить алкоголь до поездки: он только усугубит состояние.

Трассы

Самое лучшее время для катания — первые 3 часа с момента открытия канатной дороги. Пока не появились сотни горнолыжников, можно спуститься по нетронутым отратраченным трассам или проехать по снежной целине. Виды невероятные: прямо на обочинах пасутся горные козлы.

За качеством снежного покрытия хорошо следят. Каждый день по трассам проезжают ратраки, поэтому на них нет бугров и ям. Опасные участки и границы спуска обозначены предупреждающими знаками, так что заблудиться на горе сложно.

Трасса широкая: узкие места специально расширяют, а коридоры дублируют. На таких участках не нужно сильно снижать скорость, чтобы объехать других сноубордистов или горнолыжников. Иногда я ни разу не затормаживаю во время спуска — кататься очень комфортно.

Курорт отлично подойдет для отдыха большой компаниейОт такого вида захватывает дух. Впереди еще около 8 км трассы

Если вы хотите увидеть как можно больше горных хребтов и подняться выше «Гара-Баши», обратитесь в администрацию курорта. В ясную погоду сотрудники на ратраках и снегоходах готовы забросить туристов вверх на 4000 метров. Оттуда можно самостоятельно скатиться до «Гара-Баши» или вернуться на снегоходе. Такая поездка в обе стороны стоит 800—1000 Р. Ратраки стоят прямо у подъемников — не пройдете мимо. Спуск с горы занимает 1 час 15 минут, ощущения восхитительные.

Опытные спортсмены катаются на горе Чегет. До нее от Азау — примерно 10 минут на машине. На горе опасные и крутые трассы: иногда угол наклона на Чегете превышает 45 градусов. Еще там встречаются большие снежные бугры. Трассы подойдут для экстремалов, а не начинающих. Не отправляйтесь туда, если не уверены в своих силах. Мы опытные спортсмены, но все равно не рискнули съезжать с Чегета.

На Чегет забираются на канатно-кресельном подъемнике. Ехать 20 минут. Если на улице сильный ветер, успеете замерзнуть еще по дороге. Наверху также доступны бугельные подъемники. Не забудьте, что на Чегет нужен отдельный скипасс.

Канатная дорога на Чегете

«Завтра выступаем»

Так, наверное, говорил Юлий Цезарь, готовя очередную осаду. Так сказал и наш командир, дождавшись погодного окна. 

В подъёме на Эльбрус истинного туризма немногим больше, чем искренности в свадебных торжествах. Ничего личного – просто бизнес. На всём, и в первую очередь – на амбициях.

«Кто идёт на Эльбрус без бахил? А ботинки у вас какие? В этих пойдёте?! О-о! Варежки есть? Что, вязаные? Вы с ума сошли? Нужны верхонки (широкие обычно кожаные рукавицы – прим. ред.)! Куртка какая? Ну, без пуховки там делать нечего». Варежки – от 150 рублей в сутки, кошки – от 200, куртка – 300, ботинки – от 500 рублей. Прокатить можно абсолютно всё (и всех).

В итоге без проката одежды и снаряжения всё‑таки не обошлось

Нашей группе нужны были куртка и кошки, из предосторожности взяли две пары верхонок. Впрочем, как показал мой опыт, необходимость специальных вещей и снаряжения для новичков слишком преувеличена

Если наверху солнце – хватит обычной непродуваемой куртки и перчаток, а если же попал в буран – не спасёт ничего. 

Как спланировать бюджет

Поездка на Эльбрус на машине, по отзывам, обходится не слишком дорого. Больше всего денег уходит на топливо для автомобиля и питание. Вы можете заранее рассчитать, сколько денег потратится на бензин, посмотрев по картам, какое расстояние вам придется преодолеть. Учтите, что поездка на Эльбрус в плане топлива будет более затратной, чем спуск с него, из-за того что на подъем будет расходоваться больше бензина.

На питание на неделю на троих, по словам туристов, уходит около 8 тысяч. Но тут все очень индивидуально и зависит от того, где и как вы будете питаться.

На платные трассы уйдет совсем немного денег – около 1000 рублей.

Сувениры обойдутся в полторы-две тысячи.