Чуя накахара

Содержание

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Камышлинский водопад

15 августа.  В 10 часов утра мы уложили последние сумки и поехали. В этот раз поехали на УАЗ Патриот Пикап, чтобы точно везде проехать. Ехали неспешно, наслаждаясь пролетающими пейзажами. На трассе очень много ремонтных работ, и, что хорошо, почти везде эти работы ведутся в ночное время.  Остановились пообедать в кафе «Облепиха», туда завозят всех туристов пообедать и в туалет. Вот туалет там действительно хороший, чистый. В кафе съедобно, на двоих первое — второе — чай обошлись в 430 руб. Но второй раз я бы там обедать не хотела.  Часам к четырем добрались до въезда в Горный Алтай. Из нового там памятник туристу, в прошлом году не было. 

Ночевать решили остановиться на турбазе. Много где были таблички «места есть». Остановились на турбазе «Корона Катуни» — от 300 руб. с человека. Она находится рядом с «Царской охотой». Довольно милая база, простая, есть самое необходимое и места под палатку. Нам выделили домик — скворечник на двоих за 800 руб. Он действительно похож на скворечник, маленький и стоит на сваях.  Нам сказали — дотемна успеем на Камышлинский водопад. Нужно заплатить за проход по мосту через Катунь в «Царской охоте», 300 руб. с человека.   Сразу скажу про эту базу — она ужасна. Шум, гам круглые сутки. Бедный медведь, который у них живет, он сидит за такой густой решеткой, в полный рост встать не может.  Для чего он там вообще? В 10 вечера у них началась дискотека и бушевала на всю катушку до 2 ночи, спать не могли ни на одной прилегающей базе. 

Камышлинский водопад очень красив, мощный, впечатляет.  Нужно пройти по мосту через Катунь и затем по лесу вдоль горы пройти 3 км. 

  Для просмотра фотографий в большом размере кликните по картинке

Наутро, 16 августа, мы поехали дальше, ехали не торопясь, любуясь красивейшими видами гор.  Снова заехали на слияние Чуи и Катуни. 

Часам к двум доехали до Яломана. По совету Юли Vassabi остановились на базе «Большой Яломан».  Поселили нас в маленьком двухместном домике без явных щелей, но сделанном из обычных досок, швы были заделаны пеной. Стоимость 800 руб. Заселились и поехали изучать гору Хрустальная. 

Как доехать

Слияние рек Чуи и Катуни находится на 713 км Чуйского тракта. Туристический маршрут в Горный Алтай обычно начинается от города Бийска. От него предстоит преодолеть 374 км.

Добраться до Бийска можно различными способами, в городе действует железнодорожный вокзал, а также автовокзал. До слияния рек из средств передвижения лучше всего выбрать автомобиль: собственный или же арендованный.

Направление пути — юго-восток. По дороге встретятся следующие населенные пункты: с. Верх-Катунское (365 км), с. Сростки (385 км), с. Березовка (399 км), с. Быстрянка (406 км), с. Майма (440 км). Отсюда по Объездной улице или через проспект Коммунистический можно доехать до столицы Республики Алтай — Горно-Алтайска. Также здесь находится аэропорт.

Далее расположено с. Соузга (457 км), с. Манжерок (472 км), с. Черга (516 км), с. Шебалино (552 км), с. Топучая (572 км), с. Туекта (615 км), с. Онгудай (638 км). Последний населенный пункт с. Иня находится на 705 км тракта. От него до поворота на смотровую площадку около 9 км. Достопримечательность расположена справа от дороги.

По пути следования также можно посетить такие примечательные места как Семинский перевал в районе 583 км, а также перевал Чике-Таман на 663 км тракта.

Панорама места слияния рек Чуи и Катуни

Слияние Чуи и Катуни на видео

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Обь

Относится к крупнейшим рекам мира. Своё начало берёт в месте слияния двух прекраснейших рек – Катунь и Бия. Она протекает по достаточно ровному рельефу и относиться к долинным. На берегах реки расположено большое количество деревень и посёлков.
На первый взгляд она очень спокойна и не пугает своими тихими водами, но на самом деле может принести немало хлопот. Например, в 2014 году было аномально высокое количество осадков, отчего пострадали ближайшие территории. Каждую весну жители правого берега ожидают с тревогой, поскольку в этот период она разливается и приносит беды в посёлки.

В летнее время тут очень много туристов. На берегах организовывается большое количество фестивалей, которые проходят под открытым небом. Также летом, на воде можно встретить большое количество катеров и прогулочных суден.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня. 

Большой Яломан

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Инские столбы

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Марс-1

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

Курайская степь

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Интересные факты

Компания, занимающаяся печатью манги в самом начале, сделала опечатку в его имени — «Chuoya».
Он так же появился в качестве гостя в мобильной игре «Небесная Любовь» в качестве ограниченного по времени персонажа.
Строки, которые Чуя проговаривает, чтобы активировать свою истинную способность, взяты из первой строфы «Песнь козерога».
В 31 главе, в насмешку над Дазаем, Чуя называет его «врагом женщин», поскольку тот абсолютно не принимает во внимание чувства девушек по отношению к нему и часто их обманывает.
Его сейю — Кисё Танияма — является вокалистом группы Granrodeo, которая исполнила первый опенинг в аниме — «Trash Candy», третий — «Setsuna no Ai» и опенинг фильма Dead Apple — «Deadly Drive»
Несмотря на очевидную любовь к алкоголю, напивается он очень быстро.

Чуя курит лишь в редких случаях. В основном при стрессе и раздражении.
В ранобэ Дазай и Чуя: Пятнадцать Лет становится известно происхождение Чуи, который на самом деле является Арахабаки и появился в этом мире из-за экспериментов учёных.

Арахабаки (アラハバキ) — одно из главных божеств древнего японского фольклора, который предотвращал бедствия и отражал проклятия

Он известен как бог путешественников и в одно время являлся главным богом. Так же является богом неповиновения и доблести. Нередко становился символом, который использовался для развязывания войны.
Шляпа, которую носит Чуя, на самом деле принадлежит Полю Верлену.
Чуя хорошо ладит с детьми.

Гигантская рябь в Курайской степи

В Курайской степи можно познакомиться с одним из самых необычных и экзотических рельефных образований — гигантская рябь течения. Появление этой ряби связано с паводками на ледниковых озерах. Курайская рябь появилась в этих местах по правому берегу реки Тете приблизительно 15000 лет назад во время суперпаводка и сброса вод после прорыва из Курайского и Чуйского озера со скоростью более 10 метров в секунду.

В составе так называемых «волн» присутствует грубая галька, валуны и грубозернистый песок. Высота образований доходит до 20 метров, а их протяженность составляет больше 200 метров. Эта уникальная котловина, вместе с окружающими ее горными грядами, является самым настоящим ледниковым заповедником. Чтобы лучше всего рассмотреть эту живописную природную достопримечательность, необходимо забраться на одну из окружающих ее горных вершин, так как вид с высоты не сравнится ни с чем, увиденным здесь ранее.

Никита Белов

Топонимика

В топонимическом словаре Молчановой Ольги Тихоновны кайым переводится от тувинского хайым — пучина.

Но, по нашему мнению, перевод неверен. Скорее всего, река получила название от тюркского «кыю» — пограничная территория, разделяющая хребты, пограничье. Добавление «м» к данному корню в восточных языках обозначает любовь, почитание, уважение к данному месту. Исходя из вышесказанного, предлагаем, как варианты — «важная пограничная», «почитаемое место», «моя окраина».

В качестве предположения, гипотезы, можно допустить, что по этой реки проходила граница двоеданцев и подданных только России. Но это чисто умозрительная концепция, ничем не подтвержденная.

Возможно, по реке проходило разделение территорий, принадлежащих различным зайсанам прошлого.

В долине реки Куюм. Фото В. Владимирова

Описание

Река берёт берет начало с горы Чедарт, которая является водоразделом между Куюмом и Сара-Кокшей, притоком Бии. Длина водотока — 32,5 км. Высота устья — 382 м над уровнем моря.

Правые притоки от устья: 2,4 км — Бурла, 21,5 км —  Сараскыр, 23,2 км —  Чилю, 25,3 км —  Нижний Куючи, 27,9 км —  Верхний Куючи.

Левые притоки от устья: 10,3 км —  Кыралой, 12,4 км —  Корондой (Карандой), 19,6 км —  Барангол, 20,4 км —  Карасук, 25,8 км —  Кутучум, 28,5 км —  Караташ, 30,0 км —  Актай.

С левого борта реки следует отметить следующие вершины: Каркол(1250, верховья), Адыган(1838, с юго-запада от с. Нижний Куюм). С правого борта — Сараскыр(1262), Чолобо(1422)

Река Куюм. Фото В. Владимирова

Урочище Кызыл-Чин

Марсовые горы, Алтай

Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.

Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.

Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.

Чулышман

Мутные воды реки Чулышман всё чаще стали привлекать туристов со всего мира. В справочниках – это главный водный приток Телецкого озера, берущий начало в высокогорном озере Джулукуль. А на большинстве форумов экстремалов река Чулышман – это неприступная для сплавов артерия, протекающая по диким районам республики Алтай.

Тот самый «грязный» цвет воды на некоторых участках объясняется не человеческим фактором, а естественным вымыванием рекой глинистых пород русла. Ближе к Телецкому озеру воды Чулышмана заметно светлеют, наполняя озеро очистившимся стоком.

Очень привлекательна для туристов сама речная долина Чулышмана. Из-за перепада высот растительность у берегов реки меняется – от карликовых берёз до густых таёжных зарослей.

Чулышман

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.

В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».

Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.

Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.

Станислав ДОНИН

Бия

Река, давшая название второму по численности населения городу Алтайского края – Бийску. Эта водная артерия берёт своё начало в Горном Алтае, в легендарном Телецком озере, но большая часть реки протекает по соседнему региону. Общая протяжённость Бии превышает 280 км.

Верхняя часть Бии – это типичная горная река, непригодная для серьёзного судоходства, но привлекательная для поклонников сплавов на байдарках. Большое количество порогов и неспокойный нрав течения только добавляют у местных туристов популярности. Низовья Бии – это полноводное русло с судоходными отрезками, вплоть до впадения в Обь.

Регулярное судоходство по Бие прекращено в 2006-м году из-за нерентабельности. Все курсирующие катера и теплоходы сегодня – это туристические суда. «Оживает» река только в периоды больших паводков.

Чистота воды в Бие сказалась и на популярности реки среди рыбаков – от любителей до профессионалов ловли. Здесь обитает несколько десятков видов речной рыбы, в том числе и хариусы, таймени и налимы, особо почитаемые сибирскими рыболовами.

Бия

Это интересно: Катунский биосферный заповедник: излагаем все нюансы

использованная литература

  • Накахара, Чуя. (Beville, Ry. Trans.), Стихи минувших дней (Arishi hi no uta). Американская книжная компания (2005). ISBN  1-928948-08-1
  • Накахара, Чуя. (Beville, Ry. Trans.), Стихи козла . Американская книжная компания (2002). ISBN  1-928948-08-1

ISBN  1-928948-04-9

  • Накахара, Чуя (Пол Макинтош, Маки Сугияма, перевод ) Стихи Накахара Чуя (1993). ISBN  978-0852442555
  • Курахаши, Кеничи. Синсо но дзёдзё: Миядзава Кендзи — Накахара Чуя (Миядзава Кендзи рон сошо). Ядате Шуппан; (1992). ISBN  4-946350-02-0 (японский)
  • Тунман, Норико. Накахара Чуя и французская символика . Стокгольмский университет (1983). ISBN  91-7146-314-3
  • Шохей, Оока. Накахара Чуя . Коданша (1989). ISBN   (японский)
  • Кен, Аоки. Накахара Чуя — Вечная осень . Каваде Шобо Шинша (2004). ISBN  4-309-01611-1 (японский)
  • Накахара, Куро. Морское путешествие . Сёва Шуппан (1976) (японский)

Катунь

Гордость и знаменитость, её называют хозяйкой Алтая, и она очень любима туристами. Начало своё берет от горы Белуха, общая её протяжность составляет 688 километров. Имеет очень неспокойный нрав, а на своём пути преодолевает все типы рельефа.

Пожалуй, это самая востребованная точка водного туризма. Кроме сплавов, которые очень популярны, река радует огромным количеством водопадов. Её воды достаточно холодные, в самую жаркую погоду, температура не поднимается выше +15°, но это совершенно не отпугивает туристов.

В реку впадает много известных рек, такие как Чемал, Чуя, и др. Популярна она также, благодаря культурным объектам, один из которых знаменитый остров Патмос.

Слияние Чуи и Катуни на Алтае

Наверное, каждый, кто будет путешествовать по Алтаю, должен увидеть поистине прекрасное и завораживающее зрелище — это место слияние рек Чуя и Катунь. Здесь каждый год бывает огромное количество людей, благо добраться до этого места можно очень легко, доехав на автомобиле прямо до оборудованной смотровой площадки.

Место, где Чуя сливается с Катунью, коренные жители Алтая именуют «Чуй-Оозы». Для них данное место является святыней. И с давних времен у них существует одна очень интересная традиция, привязывать на ветки деревьев ленты белого цвета. Однако туристам, если они не знают в чем смыл данного действа, не стоит подражать, привязывая на деревья носовые платки и белые тряпки.

Реки Чуя и Катунь

Красивая и довольно спокойная река Чуя (что в переводе значит — вода) начинает свой путь с хребта Чихачева на высоте практически 3000 м. На протяжении всего пути река три раза меняет свое название. Возле своего истока она именуется Богуты, далее, когда река сольется с большим количеством ручьев и речушек, она меняет свое название на Юстыт. А Чуей она становится только после того, как заходит на Чуйскую степь. Полная длина реки до места соединения с Катунью — 320 километров.

На всем протяжении Чуя имеет довольно спокойный характер, но после того как минует устье р. Мажой, она приобретает все буйный характер горной реки. Ее течение становится очень быстрым, и передвигаться по реке в данном месте довольно опасно. Однако это излюбленное место для любителей острых ощущений. Этот участок имеет протяженность равный 20 километрам.

Катунь (что в переводе означает — река) считается самой главной рекой республики Алтай. Ее истоки находятся у Катунского хребта, что расположен близ знаменитой горы Белуха.

Протяженность Катуни до места соединения с рекой Бией составляет почти 700 километров. Кстати, в этом месте и берет свое начало река Обь.

Со смотровой площадки любой желающий сможет увидеть поистине великолепное зрелище. А именно, после того как два русла соединяются в одно, воды рек, имеющие контрастные цвета, еще какое-то время не смешиваются и между ними проходит четкая разделительная линия. Кстати, воды Чуи — мутные и темные, а Катуни — бирюзовые.

Как добраться

Вам нужно будет проехать через Сростки, Майму, Манжерок, Усть-Сема, Шебалино, Семинский перевал, Онгудай, Иня и вы попадете к заветной цели.
Протяженность маршрута от Бийска до места слияния двух рек составляет приблизительно 374 километра. Дорога от Бийска и до пункта назначения очень хорошая и имеет асфальтное покрытие (здесь проходит знаменитый Чуйский тракт).
Выехав с Бийска нужно  двигаться по Чуйскому тракту до населенного пункта Усть-Сема (Вы проедете около 150 км). Здесь на развилке следует повернуть вправо и ехать в сторону Таштаны по трассе М-52.
Преодолев населенный пункт Иня, следует проехать еще 5 км и пройти несколько крутых поворотов. Вам следует двигаться помедленней, чтобы не пропустить смотровую вышку, которая является ориентиром. Ее можно заметить непосредственно с дороги, так как неподалеку имеется опора ЛЭП довольно большого размера. Сама же вышка находится всего в нескольких сотнях метров от трассы на ровном плато. Если проехать направо через плато по грунтовой дороге, то Вы попадете прямо к месту слияния Чуи и Катуни.

Обзоры достопримечательности

3

Красота алтайских просторов или куда поехать на Алтае с ребенком

Запланированная поездка в Крым на машине в этом году не свершилась, причин было много и, как говориться, «дороги не было». Смирившись с эт

Екатерина Семенова

15.10.2018

Легенда

О реке Катунь существует легенда. Она гласит, что когда-то давным-давно не было на Алтае жил богатый хан Алтай, и была у него дочка, красавица Кадын (Катунь). Отец понимал, что рано или поздно ее нужно будет выдать замуж, но очень этого не хотел. И чтобы никто ее не видел, держал Кадын в замке, высоко в горах.

Однажды Кадын решила сбежать из замка. Подкараулила, когда уснет отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала. Влюбилась в бедного пастуха Бия. Хан Алтай проснулся, увидел, что дочери нет дома, послал самых богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.

Но ни один из воинов не смог догнать Кадын, которая ловко прыгала с камня на камень, петляя между скалами. Так она бежала все дальше и дальше. Самым быстрым оказался богатырь по имени Бабырхан. Он почти схватил Кадын за рукав платья, но она оторвала рукав и побежала дальше.

Так и не догнали богатыри Кадын, она встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое — реку Обь.

С тех пор влюбленные стали неразлучными. А хан Алтай в гневе превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан, который стал последней горой северного Алтая.

Катунь, Уймонская степь, Алтай, Dmottl

Инфраструктура местности

Буквально в двухстах метрах от смотровой площадки расположен мост через Чую, построенный в 2015 г., по которому идет дорога в сторону села Инегень. Также мост был построен через Катунь. Они были созданы взамен старых, которые смыло в 2014 г. паводком.

В 2 км на восток от слияния рек находится туристический комплекс «Чуй-Оозы». Ранее на этом месте был природно-хозяйственный парк, созданный в 2002 г. на базе крестьянского хозяйства. Однако, парк был ликвидирован в 2011 г. по причине «трудностей с управлением».

На территории туристического комплекса находится гостиница и кафе. Стоит учесть, что кафе несколько раз закрывалось по решению суда из-за несоблюдения норм. Кроме того здесь находится краеведческий музей, на экспозициях которого представлен быт жителей Алтая, а также можно услышать горловое пение. Возле комплекса огорожен кусок плоской скальной породы с нанесенными на нем петроглифами.

Слияние рек в сентябре,  Galina Gorshenina

Краткий обзор

Водоток реки Чуи около 346 километров. Площадь бассейна или водосборная площадь — 11200 кв.км. Река и её притоки находятся на территориях Кош-Агачского, Улаганского и Онгудайского районов. Перепад высоты — 1032 м в месте слияния Кызылшина с Юстытом у Теленгит-Сортогоя и 2203 метра от выпадения из Богутинских озёр до места слияния с Катунью.

Тронов Михаил Владимирович относит Чую к третьей реке в Горном Алтае (после Аргута и Катуни) по размерам площади оледенения — 94.8 кв. км и имеющей в истоках 53 ледника. Чуя почти не имеет оледенения в истоках, а также в правых притоках. Ледниковыми являются ее левые притоки, собирающиеся в Чуйском хребте и в горах Биш-Ирду.

Верхняя Чуя течет по обширной степи длиной около 70 км и шириной до 45 км, окаймленной хребтами. Абсолютная отметка степи—1750 м. Степь напоминает пустыню; посредине степи располагается селение Кош-Агач — конечный пункт Чуйского тракта. Километрах в 30 ниже, после принятия мощного правого притока Чаган-Узун, Чуя стесняется отрогами Курайского и Чуйского хребтов и течет бурно, но не надолго.

Далее идет опять степь Курайская длиной 10-15 км и шириной до 7 км. Она на 50 м ниже Чуйской степи.

От устья р. Курая до р. Чибит на протяжении более 45 км Чуйская долина стесняется крутыми склонами, а от Чибита до устья Чуя это — грозная бушующая река, шумящая в глубокой борозде, промытой в террасах.

Малый и большой Уларские водопады

И опять на Сибмаме о них ничего не известно, а на других порталах куча отчетов. И опять людей с других регионов. На дроме вообще много восторженных отчетов.  На эти водопады даже возят экскурсии с турбаз «Кочевник», «Мены», «Красный лис». Туда можно проехать только на высоких машинах, т.к. дорога оставляет желать лучшего. 

Если ехать в сторону Акташа — не доезжая турбазы «Кочевник», будет поворот на мостик через Чую, нужно переехать через него и повернуть направо. Дорога накатанная, местные ездят туда за сеном, правда, мостик вызывает чувство страха. 

Проехав примерно 3 км, нужно повернуть налево, на вершине водопад уже будет виден.  Малый Уларский водопад каскадный, у него 2 части: верхняя, она как бы сбоку, и остальная часть.

Для просмотра фотографий в большом размере кликните по картинке

На водопаде встретили местных жителей, они привозили своих детей, спросили у них дорогу ко второму водопаду.  Нужно вернуться на ту проселочную дорогу, по которой ехали, и проехать по ней еще примерно 3 км, повернуть налево, там будет дорога, она проходит среди красивых деревьев, и там еще сенокос. 

Место красивейшее, там есть, где полазить, можно подойти прямо близко к водопаду.  Для просмотра фотографий в большом размере кликните по картинке

Дальше мы поехали на базу.