Численность населения башкирии по годам

Содержание

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.

На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.

В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.

Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.

Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

Язык и письменность

Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.

В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.

Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.

В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.

Основные данные, территория, некоторые особенности

23 марта 1919 года была создана Башкирская Автономная Советская республика. В феврале 1992 года она получила современное название – Республика Башкортостан.

На западе Башкирия граничит с Республикой Татарстан, на северо-западе – с Удмуртией, на севере – с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке – с Челябинской областью, на юге и юго-западе – с Оренбургской областью.

Республика Башкортостан в цифрах:

  • Площадь 142 947 кв. км (27-е место в России).
  • Протяжённость с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.
  • Население 4,06 млн человек (2010 г.).
  • Плотность населения 28,4 чел./кв. км.
  • Доля городского населения 62%.
  • Годовой бюджет на 2020 год – 226 млрд руб.

На территории республики 21 город: Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Туймазы, Ишимбай, Кумертау, Сибай, Мелеуз, Белебей, Бирск, Учалы, Благовещенск, Дюртюли, Янаул, Давлеканово, Баймак, Межгорье, Агидель.

Пятёрка самых крупных городов:

  • Уфа (1,124 млн. человек),
  • Стерлитамак (280 тыс.),
  • Салават (153 тыс.)
  • Нефтекамск (126 тыс.),
  • Октябрьский (113 тыс.).

Национальный состав населения: русские — 36%, башкиры — 29%, татары — 25%, чуваши — 2,7%, марийцы – 2,6% и т.д. Всего проживают представители 160 народов.

На территории республики два государственного языка — башкирский и русский. Много вывесок на башкирском, либо на обоих языках.

Настоящим литературным памятником народной словесности башкир является эпос «Урал-батыр», вобравший в себя древнюю башкирскую мифологию. Он передавался устно из поколения в поколение, был записан на бумагу лишь в начале XX века. Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. 

Дети политика

Как мы уже выяснили, у политика четверо детей: трое родных и один приёмный. Дочери Радия Хабирова от брака с первой женой Ларисой, уже давно выросли. Их зовут Светлана (1989 года рождения) и Рита (1999 года рождения).

Не так давно, в 2014 году, старшая дочь Светлана вышла замуж за банкира. Пышную свадьбу справляли в Австрии. На сегодняшний день Светлана носит звучную фамилию мужа Градволь, и является подданной Австрии.

По словам, самого Радия Хабирова, дети доставляют ему много приятных минут. Он гордится не только своими родными детьми, но и приёмным сыном (супруги Каринэ от первого брака).

Как провожали умершего?

Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:

  • Ритуалы, связанные с охраной усопшего.
  • Подготовка к похоронам.
  • Проводы погибшего.
  • Погребение.
  • Поминальный обед.

К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.

Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.

Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим.

В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.

Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.

Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.

После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.

Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.

Главный поминальный обед устраивали на сороковины. Считалось, что до этой даты душа неприкаянно бродит по земле вокруг родного дома. А после сорока дней окончательно покидает этот мир. Поэтому на обед приглашали родственников и муллу, который читал специальную молитву. В этот день обязательно забивали барана и готовили национальные яства.

Детство политика

Как мы уже знаем, детство будущего политика прошло в небольшом башкирском селе Сайраново. Там он поступил в школу, директором которой был отец Радия, и успешно закончил её.

Биография Радия Хабирова, его профессиональная деятельность и личная жизнь, берут своё начало из глубинных традиций татарского народа, его истории и менталитета.

У татар не принято бездельничать, поэтому сразу же, после получения школьного аттестата в 1981 году, в семнадцатилетнем возрасте, Радий поступает подмастерьем в цех Ишимбайского транспортного завода, желая обучиться сложному мастерству фрезеровки. Но, проработал он учеником фрезеровщика совсем недолго: получил повестку и отправился на службу в армию.

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Восстания и борьба за сохранение статуса

История сосуществования народов не была безоблачна. Иван Грозный договорённости о сохранении автономии соблюдал, а вот представители дома Романовых, пришедшие к власти после Смуты в 1613 году, повели себя иначе: на башкирских землях появлялись заставы и остроги, монастыри и слободы. Полным ходом шло освоение территорий, нарушение прав и свобод, оговорённых изначально. Вторая половина XVII века осталась в истории как эпоха башкирских восстаний. Они происходили:

●     в 1645;

●     1662;

●     1681;

●     1704 году.

После восстания, начавшегося в 1662 году и продлившемся до 1664-го, Россия ещё раз подтвердила вотчинное право народа на землю. После бунта 1681—1684 годов — свободу вероисповедания.

Семилетнее восстание 1704—1711 годов, произошедшее уже при Петре I, подтвердило особый статус башкир в составе России. В результате над правительственными «прибыльщиками», которые требовали с коренного населения налоги, не предусмотренные казной, был проведён судебный процесс. Виновных наказали.

Запрет бесплатной добычи соли, введённый в 1755-м, повлёк за собой новый бунт — практически каждое село воспротивилось новому порядку. Последним восстанием в Башкирии стало одновременно и общероссийское — Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва продлилась с 1773 по 1775 год. В этой войне участвовал народный герой, «батыр», поэт-сказитель Салават Юлаев. Башкиры под предводительством Юлаева и его отца, ЮлаяАзналина, по свидетельству исторических источников, знали о том, что Пугачёв — не император Пётр III, а самозванец. И пошли за ним не как за самодержцем, а как за лидером, который мог помочь им освободить Башкирию. Уже после окончания основного этапа восстания Салават продолжал освободительные действия на родине.

Женщины в жизни Радия Хабирова

Радий Хабиров был женат дважды:

  • Сначала на коллеге – юристе (1)
  • Затем на враче-стоматологе (2)

Первая жена Хабирова — Лариса Лукьянова. Она была коллегой мужа, закончив один с ним юридический факультет. Сам Радий, в шутку, называл их знакомство и любовь «общежитскими». Он так и говорил: «Жили в одном общежитии, дружили, влюбились и поженились».

Бывшая жена прошла с мужем по жизни весьма длинный и тернистый путь, выйдя замуж ещё совсем молодой. Четверть века (25 лет) они прожили вместе.

В первом браке на свет появились две дочки: одну назвали Светланой, а другую – Маргаритой. Светлана родилась в 1989 году, а Рита — спустя десять лет.

К сожалению, прожив двадцать пять лет вместе, супруги приняли решение разойтись.

Нынешняя супруга Хабирова

В Москве политик знакомиться с 36-летним армянским врачом – стоматологом Каринэ Аветисян. Она родом из Адыгеи. Это знакомство Радий считает судьбоносным: он обожает свою жену, и счастлив в новых семейных отношениях. Карине занимается ортодонтией, является членом Ассоциации ортодонтов России. Помимо научной и врачебной деятельности, она серьёзно и профессионально увлекается живописью.

В 2017 году у Хабирова рождается долгожданный наследник. Отец называет единственного сына в честь своего отца – Фаритом.

Помимо маленького Фарита, в семье растёт и сын Каринэ от первого брака, с которым у политика складываются добрые и доверительные отношения.

Супруга разделяет с мужем его любовь к спорту: семья ведёт активный образ жизни, много путешествует. Хабиров признавался в одном из своих немногочисленных интервью, что больше всего на свете он любит проводить время дома, в окружении жены и детей. И, хотя свободного времени практически нет, он старается быть лучшим мужем и отцом как сыновьям, так и своим дочерям от первого брака.

Прогноз

Город многолик и граждане воспринимают окружающую среду по-своему. Если полностью рассмотреть Башкортостан с высоты птичьего полета или со скамейки в парке, изучить ее отражение в зеркале статистики, ясно – столица Башкирии со славным прошлым и отличной завидной перспективой на будущее.

На Уфинском моторостроительном производственном объединении осуществляется разработка производства и обслуживания газотурбинных двигателей для военной авиации, в частности для самолетов. Научно-производственное предприятие является крупным разработчиком инструментов бурения нефтяных, газовых и горных скважин. Продукция компании пользуется широким спросом во всем мире, о чем свидетельствует география деловых связей компании.

Статистика указывает на рост вложений в экономику. В 2015 инвестиции составили больше 5 млрд. рублей. На 2018 и 2019 г. столица занимает второе место журнала Форбс, лучшие для развития бизнеса России. В Уфе функционирует 6 театров и 17 музеев, открыты выставочные залы и галереи.

Многие коллективы столицы республики хорошо известны за рубежом и России. Развитые спортивные комплексы позволяют проводит масштабные мероприятия. Чемпионат по хоккею между молодежными командами закрепили статус мирового спортивного центра

Уделяется внимание многим видам спорта: мотогонки, волейбол, футбол. Истинной любовью пользуется хоккей

В целом эффект выхода поколения «демографической ямы» 90-х 20 века, который активно идет, требует отдельного изучения на экономику, общество и ценности людей.

Обычаи гостеприимства

Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.

Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.

Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки

Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье

С помощью подарков их задабривали.

Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища

Также перед едой требуется прополоскать рот.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Актуальная статистика

Сегодня в Уфе проживает 1 131 000 человек, по неофициальным данным цифра превышается. Население имело начало с 1557, когда башкирский народ имел просьбу к Царю Ивану IV, построить отдельное поселение. Плотность Уфы невелика, на жителя приходится 700 кв. метров. Продолжительность жизни среднестатистического гражданина составляет – 60-70 лет. Уровень зарплаты – 37 000 рублей.

В Уфе активно идет в использование материнский капитал, сумма средств повышает благополучие семей и уверенность в завтрашнем дне. Является крупным промышленным культурным религиозным и спортивным центром. С 1920 г. количество численности выросло в 12 раз.

Город Уфа – единственный населенный пункт в России в котором наблюдается с 2008 естественный прирост населения. В 2014 в столице Башкортостана появилось на свет 17 972 ребенка. Подготовкой кадров для нужды промышленности, культуры, сельского и народного хозяйство заняты 75% государственных колледжей и техникумов, больше 30% вузов. Высокое качество образования обусловлено самой структурой экономики, наличием высокотехнологичного оборудования.

Преподавательская деятельность

Вернувшись из Турции, и вновь попав в стены родного университета, Радий приступает к активной преподавательской работе.

Начав своё профессиональное становление с должности старшего преподавателя, наш герой очень быстро поднимается по карьерной лестнице, занимая в 1998 году должность заместителя декана факультета юриспруденции. Он успешно защищает кандидатскую работу и получает звание доцента юридических наук.

Через четыре года, после получения научной степени, он занимает должность руководителя в институте права БГУ. Там он работал ещё четыре года.

На протяжении всего этого времени, помимо руководящей деятельности, Радий не забывал и о преподавании.

Тенгрианство

До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.

Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.

Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.

Отношение к детям

Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.

Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.

Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.

После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.

Где можно работать в Уфе?

Уфа представляет интерес для инвесторов, поскольку в городе находится около 200 крупных и средних предприятий промышленного производства. Средняя зарплата в Уфе в 2021 году – около 30 тыс. руб. Где можно работать в Уфе? Предлагаем следующие варианты:

  • предприятия машиностроительного производства, нефтеперерабатывающие, по производству лекарственных препаратов, топливного и энергетического комплексов;
  • пищевое производство: хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты;
  • текстильное производство;
  • полиграфические компании;
  • банки;
  • сфера торговли и общественного питания;
  • IT-предприятия.

Смотрите в видео: как найти работу в Уфе, и какие профессии востребованы в этом городе.

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Жилые микрорайоны (кварталы)

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 апреля 2021 года

Большая часть современных районов называются по строящимся жилым комплексам. Отчасти, другие названия (топонимы) забываются и употребляются всё меньше. Тем не менее, эти названия присутствуют на картах города.

  • Айгуль
  • Айский
  • Алмалык (Золотухинская слобода)
  • Архиерейка (Архиерейская слобода)
  • Аэропорт
  • Базилевка
  • Белореченский
  • ВАЗ
  • Верхняя Чесноковка
  • Воронки
  • Гастелло
  • Глумилино
  • Глумилино-1
  • Дёма
  • Дежнёво
  • Дорогино
  • Дружба
  • Дружба-2
  • Дубовка
  • Дудкино
  • Елкибаево
  • Жилино
  • Затон
  • Затон-Восточный
  • Затон-Северо-Западный
  • Зелёная роща
  • Зинино
  • Инорс
  • Йондоз
  • Калининский-1
  • Калининский-2
  • Калининский-5
  • Караидель
  • Касимово
  • Карпово
  • Князево
  • Козарез
  • Колгуевка
  • Колорит
  • Кооперативная (Цыганская) Поляна
  • Кузнецовский Затон
  • Комсомольский
  • Кордон № 3
  • Кордон № 5
  • Кустарёвка
  • Лесопарковый (Новостройка)
  • Липовка
  • Лопатино
  • Л-3
  • Малая Новиковка
  • Максимовка
  • Молодёжный
  • Нагаево
  • Нижегородка
  • Новиковка
  • Новоалександровка
  • Новый
  • П-Восточный
  • Парковый
  • Планета
  • Промышленный
  • Пугачёвская Слобода
  • Радио
  • Республика
  • Самохваловка
  • Сафроновский
  • Сафроновская слобода
  • Северный-Посадский
  • Сипайлово
  • Советская
  • Старая Александровка
  • Старая Уфа
  • Старое Сипайлово
  • Старый Инорс
  • Старый
  • Тёплое
  • Тихая Слобода
  • Т-Восточный
  • Тимашево
  • Труниловка (Труниловская слобода)
  • Тужиловка
  • Урал
  • Утренний (кафе Утро)
  • Фёдоровка
  • Цветы Башкирии
  • Центр
  • ЦЭС
  • Холодное
  • Черниковка
  • Шакша-Северная
  • Шакша-Южная
  • Школьный
  • Энтузиастов
  • Южный
  • Южный-2
  • Юрюзань
  • Янаульский
  • 3-я Пристань
  • 8-е Марта
  • 20
  • 29
  • 30
  • 125-131
  • 167
  • 381
  • 413
  • 429-431
  • 469

Согласно правилам землепользования и застройки

городского округа город Уфа, на 1 августа 2008 года город разделён на следующие зоны:

  • Центр;
  • Старая Уфа;
  • Кузнецовский Затон;
  • Нижегородка;
  • Затон;
  • Дёмская промзона;
  • Дёма;
  • Черниковка — Тимашево — Максимовка;
  • Фёдоровка — Нагаево;
  • Кооперативная поляна — Цветы Башкирии;
  • Северная промзона;
  • Лихачёвская промзона;
  • Шакшинская промзона;
  • Шакша — Базилевка;
  • Инорс;
  • Район проспекта Октября — Глумилино — Сипайлово;
  • Район улицы имени города Галле;
  • Район долины реки Сутолоки.

Немного истории

Самые ранние следы пребывания человека на территории Башкирии найдены на стоянке Мысовая на озере Карабалыкты, относящейся к раннему и среднему палеолиту.

Самый удивительный археологический памятник республики и Южного Урала – Капова пещера (Шульган-Таш) на реке Белой. Внутри пещеры найдены древние наскальные рисунки с изображениями мамонтов, шерстистых носорогов и даже верблюда. Они относятся к позднему палеолиту. Примерный возраст рисунков от 14,5 до 40 тысяч лет. 

По одной из версий, именно на территории Башкирии впервые приручили лошадь. На стоянках Муллино II и Давлеканово II нашли самые древние останки домашней лошади, возраст которых оценили как рубеж VII-VI тысячелетий до н.э.

Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V век до н.э.). В X веке Ал-Балхи писал о башкирах как о народе, разделённом на две группы, одна из которых обитает на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии. В том же веке Ибн Русте отмечал, что «башкиры – народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта».

В начале II тысячелетия н.э. сложились союзы башкирских племён. В разное время Башкирия входила в состав Золотой Орды, Ногайской Орды, Казанского ханства, Сибирского ханства. Большая часть территории вошла в состав Русского государства в середине XVI века (к 1557 году, когда был подписан официальный акт), а оставшаяся зауральская часть – к середине XVII века. Башкиры занимали обширную территорию от левого берега реки Волги на западе до верховьев реки Тобол на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения реки Яик (Урал) на юге. В обмен на воинскую повинность и поставку пушнины и мёда башкирам дали вотчинное право на землю, возможность иметь собственную администрацию, войско, религию.

В 1574 году был построен Уфимский острог, вскоре ставший городом Уфа. Это была первая русская крепость на территории Башкирии. После присоединения Башкортостана к России на его территории был образован Уфимский уезд.

Из-за активной колонизации башкирских земель и притеснений со стороны властей в XVII – XVIII веках неоднократно вспыхивали восстания башкир. Кроме того, башкиры принимали активное участие в Крестьянской войне, поддержав Пугачёва. В XVIII веке на территории Башкирии возникали медеплавильные, чугуноплавильные и железоделательные заводы.

В 1744 году основная часть территории вошла в Оренбургскую губернию. В 1781 году была преобразована в Уфимское наместничество, с 1796 года – вновь Оренбургская губерния, в 1865 году разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Уфимская губерния состояла из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Стерлитамакского уездов.

15 ноября 1917 года была образована автономия Башкортостана, а с 20 марта 1919 года была официально создана БАССР. В советское время тут развивалась промышленность и сельское хозяйство. В годы Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован ряд заводов. В послевоенный период активно развивалась нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. В начале 1950‑х годов БАССР по добыче нефти занимала 2‑е, а по её переработке — 1‑е место в СССР.

11 октября 1990 года с принятием Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики регион был преобразован в БССР—Башкортостан. С 25 февраля 1992 года имеет современное название.

Запреты башкир

Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:

  • Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
  • Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам.
  • Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
  • Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
  • Пищу берут исключительно тремя пальцами.

Родильные обряды

Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.

На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.

Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.

После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения.

Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.

Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.

Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).

Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.