Село верх- уймон усть-коксинский район

Содержание

Туристское значение

Коллекция, которую собрали на протяжении многих лет его создатели, насчитывает более 500 подлинных экспонатов из истории русского быта и старообрядчества.

Экспонаты музея рассказывают о том, чем пользовались в давние времена и частично пользуются сегодня в Уймонской долине русские крестьяне и староверы. Это и предметы посуды (горшки, кринки, лари, тарелки, кружки и пр.), одежда и обувь, фотографии, книги и иконы, самопряхи, пояса и опояски, вышитые полотенца и просто вышивка, коврики, а также другие предметы повседневного быта.

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

Кроме того, мы можете полюбоваться росписью по дереву, произведённую по старинным обычаям, почувствовать каким было внутреннее убранство в старину таких маленьких, но уютных изб-связей.

В музее собрана большая подборка литературы по истории старообрядчества, основных и вспомогательных постройках, секретах русских ремесел. Есть и собрание воспоминаний местных жителей по истории села.

Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

О пути в Шамбалу…

Многие туристические маршруты по Алтаю проходят «рериховскими тропами», и Музей Рериха становится одной из основных достопримечательностей на пути. Агентства всё чаще включают в свои туры по Алтаю посещение Верх-Уймонского Музея. Конечно, мы очень рады растущему потоку туристов: для кого-то это возможность впервые познакомиться с именем и культурным наследием Рерихов. Многие уже едут на Алтай именно в наш Музей. Порой среди туристов встречаются странные паломники с просьбами «подсказать путь в Шамбалу», чуть ли не маршрутную карту продать. Таким приходится отвечать строками стихотворения Н.Д. Спириной:

Путей на карте не ищи — Ты не найдёшь туда пути. Не спрашивай о нём прохожих. Но глубже в сердце загляни —Оно надёжный проводник — Поверх земного бездорожья Найдёт дорогу непреложно.

Путь в заветные области существует, но только он пролегает не через географическую местность, а через постоянную работу над своим характером, через труд на благо людей, совершенствование своего мастерства. Через приложение в жизнь тех нравственных заветов, которые едины для всех религий, философий и верований самых разных народов. Как говорил Святослав Николаевич Рерих: «Старайтесь каждый день сделать что-то немного лучше, чем вчера». Это и будет истинным путём в заветное Беловодье, а не какие-либо сверхъестественные «практики». Очистить свои мысли от грубости и невежества, наполнить сердце этикой и любовью к ближнему своему – вот то настоящее чудо, которое реально и действенно преображает всю нашу жизнь и делает невозможное близким. Такой путь невозможно пересказать, его можно только пройти.

Происхождение названия

Перевод тюркского слова «Уймон» или «Оймон» вызывает разночтения. По одной версии слово можно перевести, как «шея коровы» или «коровья кишка». Согласно топонимическому словарю Горного Алтая О. Т. Молчановой, «оймон», «ойым» — достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймонскую впадину, как ее называют геологи.

Еще одна версия, к которой склоняются алтайские краеведы Н. А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В. И. Катынов (село Курунда), говорит в пользу того, что слово происходит от древнего корня «ойм» или «аум», что означает «место сокровенной мудрости».

Старожилы села Верхний Уймон считают, что название степи произошло от имени алтайца Уймонки, который когда-то жил в этих местах.

The Museum of Nickolas Roerich in the old Altai settlement of Verkhniy Uymon.

In 1926 the Central-Asian expedition, arranged by Roerich, arrived at the Altai. By that time the expedition had covered a great distance from India via the Himalayas, Tibet and China to Russia. The artist’s wife and elder son also took part in that expedition.

Roerich as a scientist was interested in the Altai as the centre of Eurasia, as he said, ‘an equal distance from the four oceans’. Here, in the centre of the A ltai, in the most northern point of the Central-Asian mountain range, there is the highest peak of Siberia and the Far East — Belukha. Civilization didn’t change the Altai much and it became a peculiar museum in the open air. Here Roerich studied antiquities, traditions, customs and the history of the great migration of nations.

In Verkhniy Uymon Roerich stayed at an Old Believer Atama­nov’s house.

The expedition became an important event for the villagers. The old residents still keep in memory those wonderful people who had visited this place and studied Altai culture, history and nature. One can say that Roerich revealed the Altai to the whole world. He predicted a great future to the Altai.

‘The Katun is affable. The blue mountains are clear. The Belukha Mountain is white. The flowers are bright and the green herbs and ciders are soothing. Who said that Altai is severe and for­bidding? Whose heart fea­red austere beauty and might?’

On the completion of the Central-Asian Expedition the Roerichs planned to come back to Altai and settle in Verkhniy Uymon. ‘Golden is this locality, in five years I’ll be here,’ said Nicholas Roerich to Uymon dwellers. But his fate decid­ed differently, and Roerich returned to Altai only at the century’s turn.

История

Во время работы в школе, в 1973-1974 году, Раиса Павловна Кучугановой с помощью ребят, были подобраны экспонаты материальной культуры и оформлен специальный класс в Верх-Уймонской школе.

В 1996 году сельский совет приобретает в собственность муниципалитета старый старообрядческий дом-связь XIX века, которому 150 лет — комната, горница и холодные сени. До этого в нём жила бабушка, по уходу из жизни которой, родственники дом продали.

Р.П. Кучуганова обратилась к главе поселения, Сивковой Ольге Алексеевне, с просьбой передать дом под музей, которая её активно поддержала.

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

После того, как дом передали музею, семья Кучугановых: Раиса Павловна, муж её, Виктор Ефимович и сын Сергей, стали проводить ремонт дома и благоустраивать окружающую его территорию.

Дом в целом оказался крепкий. О качестве дома свидетельствует такой факт, что когда перекрывали крышу в 1997 году, «дерево звенело, как металл, топор отскакивал». Глинобитная русская печка была в полной сохранности. Полы были очень крепкими, серьёзными. Горница была побелена, не оштукатурена, а изба — покрашена. Косяки окон прочные. Лавке, которая стоит в доме, тоже 150 лет!

Кучугановы ободрали краску, извёстку, сделали новые оконные рамы.

Пустырь, развалины из старых построек они убрали. Сделали амбар, баню по чёрному, кузницу, загородились. Посадили деревья. Чтобы было там всё, как дома…

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

В Верхнем Уймоне в 20-30 годы жила сестра Вахромея Атаманова, у которого останавливался Н.К. Рерих, которую звали Агашевна. Настоящее её имя — Елена. Но так как она родилась без отца, её величали по матери — Агафьи. Вся деревня знала её как Агашевну. Она занималась росписью по дереву.

О ней в своё время писал Н.К. Рерих в своих дневниках, что она — просто искусница. Могла быть и лекарем, и травчатым живописцем, и великолепным писателем. Знала травы и цветы. Расписывала охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях рисовала различные узоры из трав, птиц разноцветных, желтого грозного льва-хранителя.

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

В то же время, когда приезжал Рерих, в Верхний-Уймоне побывала Наталья Николаевна Нагорская, художник-этнограф из Новосибирска, которая составила копии по росписям Агашевны. По эти копиям, выполненных в специальном альбоме, местная художница, ныне ушедшая, Татьяна Ивановна Гольская, сделала росписи в доме, как это было у Агашевны. Двери, сундук, изразцы печи, люлька, полка, стулья — всё от Агашевны.

С 1996 года по 2008 год в этом доме был школьный музей. А затем он стал считаться муниципальным.

Экспонаты, которые находятся в музее, Виктор Ефимович и Раиса Павловна Кучугановы собирали по всей долине. Покупали, обменивали на свои вещи. Что-то приносили ребятишки, когда был музей при школе.

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

В музее большая подборка старинных колокольчиков, которыми, если была Пасха, свадьба, Масленица, или купцы приезжали, украшали сани, салазки и дуги. Колокольчики заявляли, что идёт праздник.

«Я может дома так не берегу всё, что в музее. Для нас всё очень ценно. Каждая вещь, каждое слово – не просто вещь, слово даже берегу… Всё, что связано с этой культурой, с этими людьми и всё, что записано — для меня священно.

У нас например, есть корчажка, гончарное изделие с двумя маленькими отверстиями. Сверху и сбоку. В этих корчажках делали ритуальный напиток-травянушку.

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

Когда рождался мальчик, староверы очень радовались. Под него землю давали, он был помощником, в дом приведёт работницу — не уйдёт из дома. И поэтому, когда рождался мальчик, делали травянушку в эту корчажку. Отваривали травы, заквашивали мёдом, сахаром. Заделывали отверстия воском и помещали в завалинку.

Когда приходила пора жениться этому парню, доставали эту травянушку и каждому давали по стопочке. Некоторые, не привычные, под стол падали.

Я эту корчажку очень берегу. Всегда держу её трепетно. Боюсь, чтобы гости её не тронули, не мяли…»

Музей Уймонской долины в Верхнем Уймоне. Фото В. Владимирова

Когда состоялась оптовая продажа?

Судя по тому, как ведут себя «СИОНы» и «Долины», сейчас идет финишная часть махинации по отчуждению территории «алтайского ноева ковчега» от России. Стадия «розницы»… Начало же «оптовой» продажи с одновременным масштабным вложением капитальных средств в это и другие алтайские «гнездовья» с большой долей уверенности можно отнести на 1995 год.

В этот год состоялась сделка с предоставлением кредита Всемирного Банка городу Барнаулу (и ряду других городов и регионов России). После чего деньги… исчезли из поля зрения, упоминания об этом кредите — из СМИ, документы — из архивов, а на регион была возложена обязанность платить штрафные санкции (!) и комиссионные банку до 2011 года. Следом из архивов администраций исчезли все постановления муниципальной власти о предоставлении земли в собственность граждан для жилищного строительства, выданные до 1995 года, и загадочно появились новые, «обнуленные» документы 2000-х годов. С тех и до наших дней оформить землю под своими домами в собственность для 100-тысячного населения барнаульских пригородов стало невозможным. Об этом сообщалось в статье «Барнаульцы не хотят отдавать американцам алтайскую землю».

В этот же 1995 год приехавший на Алтай премьер В.Черномырдин наподписывал на 2 триллиона рублей программ (прямо в вертолёте на пути в Горный Алтай), средства на которые также «растворились» неведомо куда… Федеральные деньги выделись на газопровод «Барнаул—Рубцовск», ни метра которого не появилось; на освоение нефтегазового (!) месторождения под Камнем-на-Оби, ни литра или куба с которого так и не добылось, на обводнение Кулундинской степи, где и сейчас урожай на засушливых полях едва дотягивает до 6 центнеров с гектара… Обыватель свято верит, что все деньги ушли ворам. Увы, не все.

Тайна «алтайского ковчега» тщательно охранялась. На сайте Алтайской краевой общественной организации«Русская казна-Бастион» выставлен ряд документов. Это Соглашение № 01-01-06/07-790 «О реструктуризации задолженности» от 31.12.2003 года, подписанное экс-мэром Барнаула В.Колгановым, ныне подсудимым по обвинению в совершении уголовных преступлений по 80 эпизодам, экс-губернатором Алтайского краяА.Суриковым, ныне полномочным послом России в Республике Беларусь, представителем Минфина РФА.Улюкаевым, ныне зампредом Центробанка России. По этому соглашению стороны обязали бюджет Алтайского края выплачивать долги по комиссионному вознаграждению и штрафным санкциям Всемирному Банку в соответствии с графиком выплат с 2003 по 2011 год. Есть аналогичный документ, подготовленный М.Евдокимову, избранному губернатором в 2004 году, о продлении платежей, а также проект соответствующего закона «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2004 год». На этих документах подписи Михаила Сергеевича не появилось. В 2005 году он погиб. По сей день на Алтае никто, кроме «официальных лиц», не верит в случайный характер этой смерти.

Много тайн «ковчега» похоронено.

Пришло время их открывать.

Антон СИЗЫХ.

P.S. Известно также о многочисленных обязательствах перед европейскими компаниями, подписывавшихся под гарантии Республики Алтай первым президентом В.Чаптыновым, загадочно умершим в Москве. Какие документы подписывались при получении кредитов на Катунскую ГЭС, и куда исчезли все эти документы?Вполне допустимо, что всё изложенное — только версии и предположения, никак не подкреплённые конкретными документами на предмет купли-продажи уймонских земель. Всё может быть. Но тогда снова возникает вопрос: почему местные власти не дают землю уймонским крестьянам? Что заставляет их действовать вразрез с интересами своих избирателей?  

Климат

Климат района имеет резко выраженный континентальный характер, связанный с господством воздушных масс юго-западного направления. Среднемесячная температура зимы -23 градуса, в июле +15 градусов. Среднее количество осадков за год 517 мм. Ветра умеренные, достаточно длинный безморозный период позволяет выращивать не только овощные культуры, но и фруктовые деревья. Климатические условия вполне благоприятствуют проживанию человека, морозная зима переносится относительно легко за счёт отсутствия сильного ветра. Продолжительность солнечного сияния (225 — 230 часов в месяц в летний период) это превосходит продолжительность солнечного сияния в Ялте, Батуми, или Сочи.

Легенда (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Величественна Уймонская долина, и ее история полна разными любопытными легендами. Одна из них повествует о спящем драконе.

Ходят разговоры, что в давние времена из Китая на Алтай приползло злое и страшное чудовище, все пожиравшее и губящее на своем пути. Никто не в силах был одолеть этого зверя, в связи с чем много горя переносили люди из-за него.

Однажды пожалела их великая река Катунь. И когда дракон, насытившись плотью и кровью людей, приполз чистой воды напиться перед сном, река перемешала в своих сильных водах всю злость и ярость, накопившиеся за много лет. После того как чудовище напилось этой воды, оно уснуло навеки. И по сегодняшний день спит дракон.

Люди в знак своей благодарности реке стали воздвигать у берегов Катуни большие деревни, подобные Кайтанаку.

С тех давних времен тело дракона сильно поросло лесом и мхом, но люди помнят все и чтят реку Катунь за добро, которое она сделала для них.

Как добраться в Уймонскую долину?

Доехать в Уймонскую долину можно на рейсовом автобусе, следующем по маршруту Горно-Алтайск — Усть-Кокса, расстояние 400 км, примерное время в пути — 13 часов. При планировании путешествия на личном автомобиле лучше всего выбрать маршрут по Чуйскому тракту. Проехать Соузгу, Усть-Муны, Шебалино, преодолеть Семинский перевал и на 614 км свернуть направо на автодорогу Туекта — Усть-Кокса. До села Усть-Кан дорога будет преимущественно асфальтированная, но после станут встречаться большие участки с щебеночным покрытием. Остановиться в Уймонской долине можно в гостинице или базах отдыха, расположенных в селе Усть-Кокса.

Описание территории

В южной части долины расположен самый высотный алтайский хребет – Катунский, ледяные пики которого возносятся на 4000 метров. С северной стороны долину огораживают склоны другого, Теректинского хребта. Между этими горами спокойно несет свои мощные сильные воды река — царица Алтая, Катунь.

Уймонская долина протягивается вдоль реки на 35 км (практически вся протяженность долины) с запада на восток, от села Усть-Кокса до Нижнего Уймона.

Долине принадлежит и меньшая по размерам Катандинская степь, простирающаяся по долине Катуни, но отделенная лесистым отрогом Теректинского хребта от основного массива.

С северного направления на южное Уймонскую долину пересекают многочисленные горные реки: Маргала, Окол, Уймон, Мульта, Кокса. Они все впадают в самую большую водную артерию — Катунь, широко разливающуюся на многочисленные протоки и разрезающую долину на две половинки.

Сильно испещрена руслами рек, стекающих с гор, Уймонская долина. Кокса – красивая бирюзовая река, находится на западе долины. В переводе ее название означает «синяя (или зеленая) вода».

Благодаря своеобразным условиям климата и разнообразию великолепных ландшафтов Уймонская долина выделяется богатым и прекрасным природным миром. Катунский заповедник, расположенный на ее территории, природоохранный. Здесь в естественных условиях разводят маралов.

ООО «ВЕРХНИЙ УЙМОН» регистрационные данные Реквизиты, под которыми была зарегистрирована компания ООО «ВЕРХНИЙ УЙМОН» в ЕГРЮЛ, ПФР и ФСС

ОГРН: 1020400563798

ИНН: 0406002947

КПП: 040601001

ОКОПФ: 10620

ОКОГУ: 8625335

ОКПО: 82553710

ОКАТО: 54761047365

Дата регистрации ЮЛ: 28.11.2002

Уставной капитал: 1063164 руб.

Оборот за год: менее 7690 млн руб. менее 7690 млн руб.

Кредитный рейтинг: низкий низкий

Постоянный персонал: менее 10 человек менее 10 человек

Регистрация ООО «ВЕРХНИЙ УЙМОН» в ПФР и ФСС

Данные о регистрации ООО «ВЕРХНИЙ УЙМОН» в Пенсионном Фонде России и Фонде Социального Страхования

Регистрационный номер в ПФР: 594714355468

Дата: 28.11.2002

Регистрационный номер в ФСС: 419180297851562

Дата: 28.11.2002

Геология (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Давным-давно Уймонская долина представляла дно огромного древнейшего моря, о котором сегодня напоминают лишь береговые водобойные линии у самых склонов гор. Они прекрасно видны даже с расстояния многих населенных пунктов данного района.

Приблизительно 15 млн лет назад постепенно образовались Теректинский и Катунский хребты в результате не первой тектонической активности, а между ними появилась и будущая Уймонская долина. Затем общее поднятие (примерно 0,7 млн лет назад) привело к интенсивному оледенению. Причем льды спускались до самых долин и при потеплении таяли, постепенно превращаясь в большое горное озеро.

Выходит, в древности (около 80 тыс. или менее лет назад), по мнению многих ученых, Уймонская долина на Алтае находилась под водой, о чем свидетельствуют обнаруженные озерные отложения.

Факты об Уймонской долине

Пейзажи Уймонской долины

На картах Уймонская долина выглядит как неприступная котловина: она разместилась в Усть-Коксинском районе между огромными гребнями Катунского хребта на юге и Теректинского на севере. Название «Уймон» переводиться как «Шея коровы», возможно потому, что по форме котловина имеет вид вытянутого прямоугольника. Более благозвучная трактовка, преподносимая алтайскими сказителями — «Десять моих мудростей».

  • Долина расположена на высоте 900 метров над уровнем моря; ее длина 30 км, ширина от 10 до 12 км.
  • В далеком прошлом на этом месте было дно глубокого водоема, постоянно подпитываемого ледниками с окрестных гор.
  • Пересекается руслами нескольких горных речек: Кок-су, Маргала, Уймон, Окол, Мульта.
  • Все они впадают в главное украшение Уймонской долины — красавицу Катунь, гордо и величало проносящую свои прозрачные воды мимо пологих берегов.
  • Растительность представлена степным разнотравьем, меняющим свою цветовую гамму в зависимости от сезона; березовыми рощицами и хвойными перелесками.
  • Почва отличается большим плодородием.
  • Благодаря осадочным породам, надежной защите от холодных ветров горными хребтами и теплому лету с большим числом солнечных дней здесь возможно выращивать не только овощи, но и фрукты.

Населенные пункты в пределах Уймонской долины — небольшие села Баштала, Кастахта, Чендек, Полеводка, Октябрьское, Верхний Уймон, Нижний Уймон, Тихонькая, Мульта, Замульта, Маральник, Гагарка и административный центр района — Усть-Кокса с населением 4361 человек.

Окрестности

Интересных достопримечательностей в Уймонской степи очень много, но еще привлекательней ее окрестности.

  • В 30 км к югу находится Катунский биосферный заповедник, внесенный в список ЮНЕСКО.
  • Чуть ближе расположены знаменитые высокогорные Мультинские озера, имеющие ледниковое происхождение.
  • Катунский хребет, подпирающий котловину с юга, венчает заснеженный пик главной вершины Алтая — гора Белуха, высота которой 4509 м.
  • Сразу за горным хребтом находится граница с Казахстаном.

На самых эффектных фото Уймонской долины, как правило, запечатлена не только степь, но и ослепительно сверкающие ледники горных хребтов, окружающих котловину подобно зубцам неприступного бастиона.

История и население

Плодородная Уймонская котловина издревле привлекала к себе людей, начиная с каменного века. На ее территории археологами обнаружены остатки палеолитических стоянок, курганы скифских времен, священные стелы и каменные изваяния тюркского периода. Чуть позже эти земли заселили племена тодошей и кыпчагов — предков алтайцев.

В XVII веке в долину проникли русские стороверы, в поисках легендарной страны «Беловодье» и спасающихся от церковных реформ. Они до сих пор представляют собой особую группу старообрядцев, живущую по древнерусским традициям. В XIX веке население приросло за счет беглых крестьян и вольных переселенцев.

Основное занятие населения — скотоводство и земледелие. Познакомиться с историей Уймонской долины можно в музее старообрядчества в селе Верх-Уймон и музее-заповеднике им. Н.К. Рериха.

Камень мудрости

Еще одна важнейшая достопримечательность долины Ярлу: камень мудрости (или камень Рериха). Это огромный белый камень, вокруг которого построен маленький городок из плоских камней.

Говорят, что это место обладает особенной энергетикой и что сам Николай Константинович Рерих был шокирован этой локацией и оставил на камне красную метку.

Камень Рериха, GennSaidgalin

Особенность камня в том, что его температура всегда одинакова. В прохладные дни он кажется теплым, в жаркие — холодным. Складывается впечатление, что камень хочет позаботиться о путнике: согреть, когда он замёрз и охладить, когда ему жарко. Интересно, с чем это может быть связано? Пока этому явлению не нашли объяснения.

У камня мудрости хорошо и спокойно — хочется сесть на землю и подумать о чём-то важном или просто насладиться тишиной и приятным ветерком. Как ни странно, мало у кого здесь возникают «бытовые» мысли — здесь думают о высоком, о Боге, о человечестве и о бесконечности

Люди, посетившие это место говорят, что у камня можно просидеть несколько часов и даже не заметить этого — время здесь течёт невероятно быстро.

Polina Shegurova

Население

Район заселен многонациональным населением. Основные жители – алтайцы. Есть и русские, и украинцы, и пр.

Уймонская долина первоначально была заселена жителями из племён кыпчагов и тодошей. С конца 17-го века здесь стали заселяться русские: спасающиеся от непосильного труда крестьяне, беженцы из бывших «кабинетских» кузбасских земель. «Кабинетские» земли – это земли Алтайского и Кузнецкого округов, принадлежащие «Кабинету Её Величества Екатерины II».

Главная и своеобразная группа населения долины – раскольники. Это русские старообрядцы, бежавшие от реформ петровских и митрополита Никона (300 лет назад) для сохранения своей веры и старорусского уклада. Живут они и сегодня в традиционных старинных русских избах-пятистенках. Каждый дом имеет икону, огонь лампады и традиционную уймонскую одежду.

История образования села Верх-Уймон.

Споры о том какими какими путями шли староверы в Уймонскую степь, продолжаются по сей день. Одни утверждают, что первопроходцы шли с Бухтармы. Другие доказывают, что Верх- Уймон основан беженцами с кабинетных земель Кузнецкого края. Но есть и другое предположение, по которому в верховья Катуни двигались разные потоки переселенцев и пришли они сюда разными путями и из разных мест.

Первые поселенцы.

Предки старожилов Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений на старую веру, после раскола Русской Православной Церкви.

Вот что говорил об истории первоначального заселения Уймонского края Владимир Серапионович Атаманов.

Здесь было очень много строевого леса, несметное количество зверя, дичи, рыбы… Рыбы было так много, что ее ловили волосяными силками, руками, ситом. Дикой птицы было  столько много, что теперь трудно представить, Первые два года люди питались мясом и рыбой, хлеба не было…

Дикая первозданная природа была так богата и так щедра к новым людям Уймонской долины,  что они долгое время считали перешедшее к ним от кыпчаков и тодошей слово  » уймон» однокоренным с русским «уйма» — в том смысле , что всего в благодатной долине для них было вдоволь, в достатке, и они благодарили Бога, открывшего им эту » пустынь тишайшую», » Еще в начале XX века наши хозяева ездили охранять посевы от козлов,- пишет уймонский краевед В. С. Атаманов,- волки свободно разгуливали по улицам деревни вплоть до 40-х годов XX века.

Уймонцы начинали с того,что рыли землянки; основав свое поселение, стали искать дорогу к «большой земле». Только через два года путь был найден. Особенно трудно пришлось в Громотухах и у Синего Яра. Здесь узкой полоской высоко над рекой прокладывали дорогу, чтобы можно было проехать на телеге. Началось сообщение с Кузнецкой землей. Позднее появились другие поселения старообрядцев — Горбуново, Нижний Уймон, Усть-Кокса, Огневка, Мульта и другие.

У каждого в Верх-Уймоне были родственники или знакомые, которые еще томились в кабинетской неволе. Узнав о земле и воле в далеком крае, переселенцы хлынули новым потоком и заселение долины ускорилось.

Посещение Верхнего Уймона Н. К. Рерихом.

В августе 1926 года побывал на Алтае Николай Константинович Рерих вместе с женой и сыном. Посещение Верхнего Уймона было частью большой экспедиции Рерихов по пути в Гималаи. Главной целью экспедиции было изучение народных легенд о Беловодье, а также о переселении народов.

Николай Константинович много работал, встречался с людьми, записывал легенды, притчи. Ученого и художника интересовали уклад жизни староверов, предметы домашнего обихода. На Алтае он делал наброски пейзажей. В путевом дневнике Рериха записаны такие слова:

Долину между деревнями Верх-Уймон и Катанда он называл духовным центромпрошлого и грядущего веков.

Жила семья Рерихов в доме у простого русского крестьянина-старовера Вахромея Атаманова. И хотя прожил в Верхнем Уймоне всего две недели, а вспоминал об этом всю жизнь.

В настоящее время село Верхний Уймон живет спокойной размеренной жизнью. Население в основном русские. Люди придерживаются веры которую исповедовали предки. Поэтому приезжая сюда старайтесь придерживаться их укладу жизни, что бы не обидеть. Обязательно посетите музеи Н. К. Рериха, а также музей истории и культуры Уймонской долины. С развитием туризма в республике Алтай , в 2005 году был построен капитальный бетонный мост для проезда в село Верх- Уймон. раньше туда можно было попасть только через Мульту.

Источник взят из замечательной книги Р. П. Кучугановой  «Уймонские староверы»

Мать Мира (Чаша Мира) в долине Ярлу

Долина Ярлу или, как её ещё называют, ущелье Ярлу восхитительно красива благодаря разноцветным скалам, которые становятся ещё ярче после дождя. Верхняя часть хребта, которая разделяет реку Ярлу и Текелю, напоминает лежащую женщину. Благодаря этой ассоциации хребет назвали Матерью Мира (или Чашей Мира). Ярко фиолетово-красная скала, находящееся в «груди» матери — её сердце, имеет одноименное название: Сердце Матери.

Polina Shegurova

По поверьям, Мать Мира является чистейшим существом, безусловно принимающим абсолютно всё и безвозмездно дарящим миру радость и счастье. К этому образу стремится большинство людей, которые развивают свою духовность.

Также образ Матери напоминает нам о возможности самостоятельного выбора своего Пути. Подобно кровной матери, она наставляет нас на путь истинный, но даёт нам право выбрать. Далее она может только смотреть и радоваться нашим свершениям или скорбеть о наших ошибках.

Описание местности

Известный географ В. В. Сапожников в конце XIX века оставил описание этих мест:

Е. Шмурло сообщает в «Записках Западно-Сибирского Отделения Российского географического общества», раздел «Описание пути между Алтайской станцией и Кош-Агачем в Южном Алтае».

«…Эта часть Катунской долины известна под именем „степи“: к западу (верх по течению реки) — Уймонской и к востоку (вниз по течению реки) — Катандинской. Здесь находится несколько крупных русских-инородческих селений: Катанда (…) Нижний и Верхний Уймон, Усть-Кокса; последние два селения выделили из себя ряд заимок, превратившихся, в свою очередь, в деревни: Горбуново, Теректа, Огнево, Кастахта, Кайтанак, Баштала, Чендек, Власьевка и др. Население этих селений занимается земледелием и скотоводством, к чему много удобств представляет долина Катуни. (…)Население этой долины почти исключительно оседлое — калмык, еще сохранивших первоначальный образ жизни, здесь весьма немного — русские староверы, образующие Уймонскую инородную управу, крестьяне из других пунктов Алтая и переселенцы да перешедшие к оседлости алтайцы-инородцы (калмыки). Население этой местности выделяется своей зажиточностью, бойкостью и здоровым видом».

Геология

Дно котловины, занимаемой Уймонской степью, 10—12 тысяч лет назад (по уточнённым данным — 101 ± 9 тыс. лет) было крупным позднеплейстоценовым ледниково-подпрудным озером (Уймонское палеоозеро), располагавшимся в пределах Абайской, Уймонской и Катандинской межгорных котловин. Фрагментарно сохранившиеся следы волноприбойной линии можно наблюдать на склонах гор, окружающих долину, и сегодня. Они доходят до высоты 1270—1280 метров над у. м. Площадь озера составляла 2250—2300 км², объем воды — 450 км³, максимальная глубина — 435 метров. Долина состоит, в основном, из озерных отложений средне-позднего неоплейстоценовго возраста, представленных супесями, суглинками с дресвой и гравийниками с супесчаным заполнителем мощностью до 23 метров, а также аллювиальными отложениями реки Катунь и аллювиально-пролювиальными шлейфами ее притоков — Кастахты, Курунды, Большой Теректы, Чендека и других.

Природа Уймонской степи вызывает восхищение даже у старожилов: горы, которые окружают степь, в зависимости от времени года и суток изменяют её до неузнаваемости. Красота долины может стать совершенно иной, так как большое значение имеет угол наклона солнечных лучей. Уймонская степь находится на достаточном расстоянии от крупных промышленных и городских центров, поэтому там сохраняется заповедная красота природы. Долина входит в состав Катунского биосферного заповедника, получившего в 1998 году статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Флора

Низкие террасы реки Катунь заняты в основном разнотравно-злаковым покровом, высокие — сухой горной степью. На шлейфах отложений левых притоков Катуни произрастают низкорослые березы, ивы и разнообразные кустарниковые.

Транспорт

До ближайшей железнодорожной станции в городе Бийске 510 км, в долине курсирует автомобильный транспорт.